2024-2025_z23_03_03_2023_ФЗО_plx_Системы автоматизированного проектирования в дорожно-транспортной отрасли_Автомобильный сервис
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.02 Системы автоматизированного проектирования в дорожно-транспортной отрасли
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Автомобильный сервис
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 8 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Графические работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные сведения о проектировании и автоматизации проектирования.
 
1.1
Основные сведения о проектировании и автоматизации проектирования. Определение процесса проектирования с разных точек зрений (информационной, принятие решений, теории управления). Различия между традиционным и автоматизированным проектированием. Аспекты проектирования (функциональный, конструкторский, технологический).  Составные части процесса проектирования (стадии, этапы, проектные процедуры, операции).  Моделирование процесса проектирования.  Цель и предмет автоматизации проектирования.  Проектирование как объект автоматизации. Роль и место проектировщика в автоматизированном проектировании.
1
0
0
30
31
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР).
 
2.1
Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР). Определение САПР. Классификация САПР. Состав и структура САПР. Проектирующая и обеспечивающая части САПР. Ведущая роль предпроектных исследований и прогнозирование в автоматизированном проектировании.  
0,5
0
0
40
40,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Подходы и методы проектирования в САПР.
 
3.1
Подходы и методы проектирования в САПР. Блочно иерархический подход. Нисходящее и восходящее проектирование. Задачи анализа и синтеза в процессе проектирования. Оптимальное проектирование
0,5
0
0
50
50,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Математическое моделирование объектов проектирования. 
 
4.1
Математическое моделирование объектов проектирования. Блочно-иерархический подход в описании функциональных объектов машиностроительного профиля. Математические модели объектов на макроуровне. Компьютерное моделирование.
0,5
0
0
30
30,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Информационное обеспечение САПР.
 
5.1
Информационное обеспечение САПР. Виды информации в САПР, их состав и содержание. Модели представления данных. Базы и банки данных. Системы управления базами данных СУБД в САПР. Банки знаний в САПР.
0,5
0
0
30
30,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
6
Программное и лингвистическое обеспечение САПР.
 
6.1
Программное и лингвистическое обеспечение САПР. Общесистемное и прикладное (специальное) обеспечение. Операционные системы, используемые в САПР (управляющие и обрабатывающие программы). Основы автоматизированного проектирования в системах КОМПАС-3D и NanoCaD. Твердотельное моделирование объектов машиностроения. Генерация ортогональных проекций, построение сечений и разрезов. Создание спецификаций.
0,5
0
3,5
40
44
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
7
Техническое обеспечение САПР.
 
7.1
Техническое обеспечение САПР. Основные технические характеристики ЭВМ, используемых в подсистемах САПР различного уровня. Периферийные устройства комплекса технических средств САПР.
0,5
0
0,5
50,5
61
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
4
0
4
270,5
288
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Теоретические основы технической эксплуатации
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Научно-исследовательская работа
 
Преддипломная практика
 
Технологическое проектирование предприятий автосервиса
 
Типаж и эксплуатация технологического оборудования
 
Эксплуатация и ремонт силовых агрегатов и трансмиссий
 
Эксплуатация и ремонт ходовой части и систем, обеспечивающих безопасность
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
2
2
288
10
270,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
1
4
4
Практические занятия (Пр)
4
2
1
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
270,5
270,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
288
288
Общая трудоемкость, З.Е.
8
8
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные сведения о проектировании и автоматизации проектирования.
 
1.1
Основные сведения о проектировании и автоматизации проектирования. Определение процесса проектирования с разных точек зрений (информационной, принятие решений, теории управления). Различия между традиционным и автоматизированным проектированием. Аспекты проектирования (функциональный, конструкторский, технологический).  Составные части процесса проектирования (стадии, этапы, проектные процедуры, операции).  Моделирование процесса проектирования.  Цель и предмет автоматизации проектирования.  Проектирование как объект автоматизации. Роль и место проектировщика в автоматизированном проектировании.
1
0
0
30
31
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР).
 
2.1
Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР). Определение САПР. Классификация САПР. Состав и структура САПР. Проектирующая и обеспечивающая части САПР. Ведущая роль предпроектных исследований и прогнозирование в автоматизированном проектировании.  
0,5
0
0
40
40,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Подходы и методы проектирования в САПР.
 
3.1
Подходы и методы проектирования в САПР. Блочно иерархический подход. Нисходящее и восходящее проектирование. Задачи анализа и синтеза в процессе проектирования. Оптимальное проектирование
0,5
0
0
50
50,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Математическое моделирование объектов проектирования. 
 
4.1
Математическое моделирование объектов проектирования. Блочно-иерархический подход в описании функциональных объектов машиностроительного профиля. Математические модели объектов на макроуровне. Компьютерное моделирование.
0,5
0
0
30
30,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Информационное обеспечение САПР.
 
5.1
Информационное обеспечение САПР. Виды информации в САПР, их состав и содержание. Модели представления данных. Базы и банки данных. Системы управления базами данных СУБД в САПР. Банки знаний в САПР.
0,5
0
0
30
30,5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
6
Программное и лингвистическое обеспечение САПР.
 
6.1
Программное и лингвистическое обеспечение САПР. Общесистемное и прикладное (специальное) обеспечение. Операционные системы, используемые в САПР (управляющие и обрабатывающие программы). Основы автоматизированного проектирования в системах КОМПАС-3D и NanoCaD. Твердотельное моделирование объектов машиностроения. Генерация ортогональных проекций, построение сечений и разрезов. Создание спецификаций.
0,5
0
3,5
40
44
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
7
Техническое обеспечение САПР.
 
7.1
Техническое обеспечение САПР. Основные технические характеристики ЭВМ, используемых в подсистемах САПР различного уровня. Периферийные устройства комплекса технических средств САПР.
0,5
0
0,5
50,5
61
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
4
0
4
270,5
288
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные сведения о проектировании и автоматизации проектирования. Определение процесса проектирования с разных точек зрений (информационной, принятие решений, теории управления). Различия между традиционным и автоматизированным проектированием. Аспекты проектирования (функциональный, конструкторский, технологический).  Составные части процесса проектирования (стадии, этапы, проектные процедуры, операции).  Моделирование процесса проектирования.  Цель и предмет автоматизации проектирования.  Проектирование как объект автоматизации. Роль и место проектировщика в автоматизированном проектировании.

Основные сведения о проектировании и автоматизации проектирования.

 
Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР). Определение САПР. Классификация САПР. Состав и структура САПР. Проектирующая и обеспечивающая части САПР. Ведущая роль предпроектных исследований и прогнозирование в автоматизированном проектировании.  

Общие сведения о системах автоматизированного проектирования (САПР).

 
Подходы и методы проектирования в САПР. Блочно иерархический подход. Нисходящее и восходящее проектирование. Задачи анализа и синтеза в процессе проектирования. Оптимальное проектирование

Подходы и методы проектирования в САПР.

 
Математическое моделирование объектов проектирования. Блочно-иерархический подход в описании функциональных объектов машиностроительного профиля. Математические модели объектов на макроуровне. Компьютерное моделирование.

Математическое моделирование объектов проектирования.

 
Информационное обеспечение САПР. Виды информации в САПР, их состав и содержание. Модели представления данных. Базы и банки данных. Системы управления базами данных СУБД в САПР. Банки знаний в САПР.

Информационное обеспечение САПР.

 
Программное и лингвистическое обеспечение САПР. Общесистемное и прикладное (специальное) обеспечение. Операционные системы, используемые в САПР (управляющие и обрабатывающие программы). Основы автоматизированного проектирования в системах КОМПАС-3D и NanoCaD. Твердотельное моделирование объектов машиностроения. Генерация ортогональных проекций, построение сечений и разрезов. Создание спецификаций.

Программное и лингвистическое обеспечение САПР.

 
Техническое обеспечение САПР. Основные технические характеристики ЭВМ, используемых в подсистемах САПР различного уровня. Периферийные устройства комплекса технических средств САПР.

Техническое обеспечение САПР.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
6
Изучение возможностей и пользовательского интерфейса систем КОМПАС-5X и NanoCaD
1
ГР
 
2
6
Основные принципы проектирования в системе NanoCaD: команды, режимы, построение и редактирование графических объектов
1
ГР
 
3
6
Основные приемы работы в среде Компас-график. Создание проекционных чертежей и эскизов. Освоение системной линии: Создание- Редактирование-Трансформация объекта
0,75
ГР
 
4
6
Построение 3-х мерных объектов в системе NanoCaD различными средствами. Твердотельное моделирование
0,75
ГР
 
5
7
Периферийные устройства комплекса технических средств САПР
0,5
УО,ГР
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Графические работы
ГР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-3 Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Системы автоматизированного проектирования в дорожно-транспортной отрасли
x
Экзамен
Теория эксплуатационных свойств транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
x
Зачет
Теоретические основы технической эксплуатации
x
Экзамен
Технологическое проектирование предприятий автосервиса
x
Экзамен,Зачет,Курсовой проект
Типаж и эксплуатация технологического оборудования
x
Экзамен
Эксплуатация и ремонт ходовой части и систем, обеспечивающих безопасность
x
Зачет
Эксплуатация и ремонт силовых агрегатов и трансмиссий
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-3 Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики транспортно-технологических машин и комплексов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные  вопросы

1. Определение процесса проектирования с разных точек зрения. Различие между традиционным и автоматизированным проектированием.

2. Аспекты проектирования. Составные части процесса проектирования.

3. Проектирование как объект автоматизации. Основные принципы создания САПР.

4. Модель процесса проектирования.

5. Анализ задач, подлежащие решению при создании САПР.

6. Ведущая роль предпроектных исследований и прогнозирования в автоматизированном проектировании.

7. Проектирование как объект автоматизации.

8. Определение САПР. Классификация САПР.

9. Состав и структура САПР.

10. Примеры подсистем проектирующей части. Их назначение.

11. Подсистемы обеспечивающей части. Их назначение.

12. Пользовательский интерфейс систем КОМПАС-5D и NanoCaD.

13. Что такое твердотельное моделирование, и какие возможности открывает оно при автоматизации проектирования.

14. Перечислите способы создания твердых тел в системе NanoCaD.

15. Какие базовые тела предлагает система для твердотельного моделирования. Приведите соответствующие команды.

16. Опиши диалоги, который предлагает система при выполнении команд BOX (ЯЩИК), VEDGE (КЛИН), CYLINDER (ЦИЛИНДР), CONE (КОНУС), TORUS (ТОР), SPHERE (ШАР), PYRAMID (ПИРАМИДА).

17. Какие опции предлагает команда PYRAMID.

18. Назовите назначение команды POLYSOLID (ПОЛИТЕЛО).

19. Какие настройки необходимо выполнить перед обращением к команде

POLYSOLID? Какие системные переменные используются для этой цели?

20. Какие опции предлагает команда POLYSOLID?

 
21. Какие способы предлагает NanoCaD для формирования тел из простых двумерных объектов?

22.  Перечислите пространственные динамические операции.

23. Продемонстрируйте на конкретном примере получение твердого тела на базе области, используя команду EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ). Опишите диалог при выполнении этой команды.

24. Как работает команда SWEER (СДВИГ) и как осуществляется при этом масштабирование, поворот и закручивание? Выполните пример построение твердого тела этим способом.

25. Постройте замкнутый плоский контур, предложенный преподавателем; образуйте из него область и используя команду REVOLVE (ВРАЩАТЬ), создайте твердое тело (угол вращения 2700).

26.Опишите принцип работы команды LOFT (ПОСЕЧЕНИЯМ). Каким образом формируется внешние поверхности твердого тела, построенного этой командой?

27. Дайте характеристику всем опциям команды LOFT.

28. Какие способы аппроксимации предлагаются при выполнении этой команды?

29. Какая команда служит для создания твердого тела, если двумерный объект не является полилинией?

30.Что такое составное тело? Какие команды используются для построения составных тел?

31. Какая команда используется для вырезания в твердом теле различных отверстий, сложных полостей?

32. Перечислите группы команд, используемые для редактирования твердотельных объектов.

33. Какие изменения можно произвести в твердом теле с помощью булевых операций?

34. Предлагаются два рисунка: до редактирования и после. Опишите, какие команды использовались для редактирования, их последовательность, опции.

35. Какие режимы имеет команда SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ)?

36. Перечислите операции, которые выполняются опциями FACE (ГРАНЬ),  EDGE (РЕБРО), DODY (ТЕЛО ACIS).

37. Опишите диалог, которые предлагает система при выполнении опции Смесить, Материал.

38. Покажите на конкретном примере использование команды EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ) для создания сложных полостей внутри твердого тела.

39. Как осуществляется перенос грани на заданную величину? Как при этом изменяется геометрия твердого тела?

40. На что влияет знак перед величиной переноса?

41. Что ограничивает выполнение команды УДАЛЕНИЕ ГРАНЕЙ?

42. Задайте команду SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ) и выберите опцию Р, т.е. редактирование ребра. Какие варианты предлагает система? Отработайте их на конкретном примере.

43. Какие операции можно выполнить, если выбрать опцию Тела ACIS?

44. Как создать твердое тело, состоящее из точных оболочек?

45. Постройте твердое тело в виде треугольной призмы и на всех гранях выполнить клеймение в виде плоских рисунков.

46. Примените к новым ребрам, образовавшимся в результате клеймения операции, редактирования.

47. Какие операции служат для удаления ненужных элементов в теле и как осуществить отделение независимых частей.

48. Выполните построение твердого тела с внутренними полостями по заданию преподавателя. Применить к нему команду SLIGE (РАЗРЕЗ) различными плоскостями.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации

 
обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы к устному опросу:

1. Определение процесса проектирования с разных точек зрения. Различие между традиционным и автоматизированным проектированием.

2. Аспекты проектирования. Составные части процесса проектирования.

3. Проектирование как объект автоматизации. Основные принципы создания САПР.

4. Модель процесса проектирования.

5. Анализ задач, подлежащие решению при создании САПР.

6. Ведущая роль предпроектных исследований и прогнозирования в автоматизированном проектировании.

7. Проектирование как объект автоматизации.

8. Определение САПР. Классификация САПР.

9. Состав и структура САПР.

10. Примеры подсистем проектирующей части. Их назначение.

11. Подсистемы обеспечивающей части. Их назначение.

12. Пользовательский интерфейс систем КОМПАС-5D и NanoCaD.

13. Что такое твердотельное моделирование, и какие возможности открывает оно при автоматизации проектирования.

14. Перечислите способы создания твердых тел в системе NanoCaD.

15. Какие базовые тела предлагает система для твердотельного моделирования. Приведите соответствующие команды.

16. Опиши диалоги, который предлагает система при выполнении команд BOX (ЯЩИК), VEDGE (КЛИН), CYLINDER (ЦИЛИНДР), CONE (КОНУС), TORUS (ТОР), SPHERE (ШАР), PYRAMID (ПИРАМИДА).

17. Какие опции предлагает команда PYRAMID.

18. Назовите назначение команды POLYSOLID (ПОЛИТЕЛО).

19. Какие настройки необходимо выполнить перед обращением к команде

POLYSOLID? Какие системные переменные используются для этой цели?

20. Какие опции предлагает команда POLYSOLID?

21. Какие способы предлагает NanoCaD для формирования тел из простых двумерных объектов?

22.  Перечислите пространственные динамические операции.

23. Продемонстрируйте на конкретном примере получение твердого тела на базе области, используя команду EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ). Опишите диалог при выполнении этой команды.

24. Как работает команда SWEER (СДВИГ) и как осуществляется при этом масштабирование, поворот и закручивание? Выполните пример построение твердого тела этим способом.

25. Постройте замкнутый плоский контур, предложенный преподавателем; образуйте из него область и используя команду REVOLVE (ВРАЩАТЬ), создайте твердое тело (угол вращения 2700).

26.Опишите принцип работы команды LOFT (ПОСЕЧЕНИЯМ). Каким образом формируется внешние поверхности твердого тела, построенного этой командой?

27. Дайте характеристику всем опциям команды LOFT.

28. Какие способы аппроксимации предлагаются при выполнении этой команды?

29. Какая команда служит для создания твердого тела, если двумерный объект не является полилинией?

30.Что такое составное тело? Какие команды используются для построения составных тел?

31. Какая команда используется для вырезания в твердом теле различных отверстий, сложных полостей?

32. Перечислите группы команд, используемые для редактирования твердотельных объектов.

33. Какие изменения можно произвести в твердом теле с помощью булевых операций?

34. Предлагаются два рисунка: до редактирования и после. Опишите, какие команды использовались для редактирования, их последовательность, опции.

35. Какие режимы имеет команда SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ)?

36. Перечислите операции, которые выполняются опциями FACE (ГРАНЬ),  EDGE (РЕБРО), DODY (ТЕЛО ACIS).

37. Опишите диалог, которые предлагает система при выполнении опции Смесить,

 
Материал.

38. Покажите на конкретном примере использование команды EXTRUDE (ВЫДАВИТЬ) для создания сложных полостей внутри твердого тела.

39. Как осуществляется перенос грани на заданную величину? Как при этом изменяется геометрия твердого тела?

40. На что влияет знак перед величиной переноса?

41. Что ограничивает выполнение команды УДАЛЕНИЕ ГРАНЕЙ?

42. Задайте команду SOLIDEDIT (РЕДТЕЛ) и выберите опцию Р, т.е. редактирование ребра. Какие варианты предлагает система? Отработайте их на конкретном примере.

43. Какие операции можно выполнить, если выбрать опцию Тела ACIS?

44. Как создать твердое тело, состоящее из точных оболочек?

45. Постройте твердое тело в виде треугольной призмы и на всех гранях выполнить клеймение в виде плоских рисунков.

46. Примените к новым ребрам, образовавшимся в результате клеймения операции, редактирования.

47. Какие операции служат для удаления ненужных элементов в теле и как осуществить отделение независимых частей.

48. Выполните построение твердого тела с внутренними полостями по заданию преподавателя. Применить к нему команду SLIGE (РАЗРЕЗ) различными плоскостями.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Жежера, Н. И. Проектирование цифровых систем автоматического управления на основе теории z-преобразований : учебное пособие / Н. И. Жежера. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 244 с. 2. Павлов, В.П. Дорожно-строительные машины. Системное проектирование, моделирование, оптимизация: Учебное пособие / В.П. Павлов, Г.Н. Карасев. - М.: Инфра-М, 2017. - 168 c. 3. Трофимов, В. Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: учебное пособие / В. Б. Трофимов, С. М. Кулаков. - 2-е изд., испр. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2020. - 256 с. 4. Щагин, А. В.  Основы автоматизации технологических процессов : учеб. пособие для академического бакалавриата   / А. В. Щагин, В. И. Демкин, В. Ю. Кононов, А. Б. Кабанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 163 с. б) дополнительная литература: 1.Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: учебник / под ред. А.Б. Николаева. - М.: Изд-во "Академия",  2012. 2. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. 3. Герасимов, А.А. Самоучитель КОМПАС-3D V12 / А.А. Герасимов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 464с.: ил 4. Жилин И.В. Автоматизированные информационные системы: учебное пособие / И.В.Жилин. - Издательство ЛГТУ, Липецк, 2010. – 57 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС ЛАНЬ
 
2. Университетская библиотека онлайн  www.biblioclub.ru
 
3. ЭБС Book.ru
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
2
416
Учебная мебель: стол – 12 шт., компьютерное кресло –12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., доска поворотная –2 шт.;

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.

 
3
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по

 
намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

 
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ТТМиНТТС, к.п.н. Иванов Е.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .