ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный и/или письменный опрос;Тестирование;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Технологические свойства конструкционных материалов.
Производство чугуна. Выплавка чугуна, сущность процесса и его ТЭП.
Производство цветных металлов: меди, алюминия, магния, титана.
Классификация способов литья. Литейная форма и ее элементы. Изготовление литейных форм. Формовочные и стержневые смеси. Литейные свойства сплавов. Литье в песчаные формы. Регенерация формовочных смесей. Стальное литьё. Чугунное литьё. Цветное литьё. Дефекты литья и методы их устранения в отливках. Специальные способы литья
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществлять контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Назовите основные механические свойства машиностроительных материалов.
2. Назовите основные технологические свойства машиностроительных материалов
3. Вспомогательные материалы в металлургии.
4. Производство чугуна. Подготовка руды к плавке.
5. Физико-химические процессы, происходящие в доменной печи.
6. Технико-экономические показатели работы доменной печи.
7. Производство стали. Физико-химические процессы, происходящие при выплавке стали.
8. Способы производства стали.
9. Разливка стали. Электрошлаковый переплав.
10. Производство меди. Плавка на штейн.
11. Производство алюминия. Получение глинозема. Рафинирование алюминия.
12. Формировочные и стержневые смеси. Их свойства.
13. Литейные свойства металлов и сплавов.
14. Способы литья.
15. Методы точного литья.
16. Производство отливок из серого чугуна.
17. Ковкие чугуны. Их получение и назначение.
18. Дефекты литья и виды брака.
19. Электродуговая сварка. Понятие о режимах сварки.
20. Понятие о свариваемости.
21. Автоматическая сварка под слоем флюса.
22. Термический класс сварки (лазерная, плазменная, газовая виды сварки).
23. Термомеханический класс сварки (контактная сварка).
24. Механический класс сварки (трением, холодная, ультразвуковая виды сварки).
25. Холодная и горячая деформация при обработке металлов давлением.
26. Прокатка. Сущность, схема, продукция.
27. Волочение. Сущность, схема, продукция.
29. Свободная ковка. Сущность, основные операции, оборудование.
30. Листовая штамповка. Сущность, операции, достоинства и недостатки.
31. Объемная штамповка. Ее сущность, достоинства и недостатки. Штамповка в открытых и закрытых штампах.
32. Основные элементы резания.
33. Режущий инструмент и технологическая оснастка на сверлильных станках.
34. Силы резания при точении, скорость резания и влияние на нее различных факторов.
35. Обработка на станках токарной группы.
36. Режущий инструмент и технологическая оснастка на токарных станках.
37. Режущий инструмент и технологическая оснастка на сверлильных станках
38. Обработка на станках фрезерной группы.
39. Обработка на станках строгальной группы.
40. Классификация металлорежущих станков.
41. Нормирование техпроцесса. Расчет Т шт.
42. Электрофизические методы обработки материалов.
43. Электроэрозионные станки.
44. Электрохимические методы обработки материалов.
45. Производство деталей из порошков. Область использования.
46. Способы изготовления порошков.
47. Способы прессования порошков.
48. Спекание порошков.
49. Прогрессивные технологии.
50. Лазерная технология. Области применения.
51. Автоматизация процессов.
52. Промышленные работы. Области применения.
53. Гибкие производственные системы.
54. Изготовление деталей из пластмасс.
55. Изготовление деталей из резины.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1 Конструкционные материалы в машиностроении. Классификация материалов.
2 Свойства материалов. Методы повышения свойств.
3 Исходные материалы и их подготовка к плавке чугуна и стали.
4 Производство доменного чугуна, их марки и свойства.
5 Производство стали в конвертерах, мартенах и электропечах.
6 Классификация сталей. Особенности получения цветных металлов.
7 Структура техпроцесса изготовления деталей.
8 Литейное производство и его роль в машиностроении.
9 Понятие годной отливки. Литейные свойства сплавов.
10 Литейная форма и еѐ элементы. Классификация литья.
11 Специальные способы литья в разовые формы.
12 Специальные способы литья в многократные формы.
13 Основы обработки металлов давлением. Виды обработки.
14 Методы изготовления машиностроительных профилей.
15 Ковка и горячая объѐмная штамповка.
16 Холодные виды обработки давлением.
18 Сварка плавлением (сварка дуговая и еѐ разновидности).
19 Сварка плавлением (газовая, плазменная, электронно-лучевая).
20 Сварка давлением (трением, холодная, диффузионная).
21 Комбинированные способы получения заготовок.
22 Технология получения заготовок из порошковых материалов.
23 Технология получения заготовок из полимерных и композиционных материалов.
24 Основы обработки резанием. Виды обработки.
25 Схемы и режимы резания.
26 Токарная обработка. Сущность, виды работ, оборудование, инструмент.
27 Обработка заготовок на сверлильных станках.
28 Обработка заготовок на расточных и фрезерных станках.
29 Обработка на протяжных и шлифовальных станках.
30 Зубонарезание. Методы отделочной обработки резанием.
31 Методы повышения физических, механических и эксплуатационных свойств поверхностей деталей.
32 Контроль изделий машиностроения. Пути повышения эффективности машиностроительного производства.
Назовите основные технологические характеристики материалов
1. вязкость, прочность, твердость, пластичность
2. жидкотекучесть, деформироваемость, свариваемость, паяемость
3. склеиваемость, пластичность, жидкотекучесть, свариваемость
4. обрабатываемость резанием, жидкотекучесть
Ответ: 4
Назовите основные физические характеристики материалов
1. магнит-ные свойства, теплопроводность, расширяемость при нагревании
2. жидкотекучесть, деформироваемость, свариваемость, паяемость
3. склеиваемость, пластичность, жидкотекучесть, свариваемость
4. вязкость, прочность, твердость, пластичность
Ответ: 1
Назовите основные механические характеристики материалов
1. вязкость, прочность, твердость, пластичность
2. жидкотекучесть, деформироваемость, свариваемость, паяемость
3. склеиваемость, пластичность, жидкотекучесть, свариваемость
4. обрабатываемость резанием, прочность, жидкотекучесть
Ответ: 1
Назовите основные химические характеристики материалов
1. вязкость, прочность, твердость, пластичность
2. окисляемость, растворимость и коррозионная стойкость
3. склеиваемость, пластичность, жидкотекучесть, свариваемость
4. обрабатываемость резанием, прочность, жидкотекучесть
Ответ: 2
Какие компоненты входят в шихту при производстве чугуна?
1. железо, кокс, мазут, агломерат
2. кокс, железная руда, флюсы, агломерат
3. углерод, кремний, железная руда
4. флюсы, железная руда, скрап
Ответ: 4
Как называются заготовки (детали) полученные методом порошко-вой металлургии
1. отливка
3. выплавка
4. профиль
Ответ: 2
Чугун производят в
1. доменных печах
2. электродуговых печах
3. на прокатном стане
4. в вакууме
Ответ: 1
В каких печах выплавляют высококачественные легированные ста-ли?
1.конвертоных
2.мартеновских
3.идукционных
4.доменных
Ответ: 3
Назовите механические свойства металлов и сплавов
1.температура плавления, электропроводность, свариваемость
2. твердость, прочность, пластичность
3. удельное сопротивление, плотность
4. ударная вязкость, температура кипения
Ответ: 2
Что является основным сырьем для производства алюминия?
1. бокситы, анулиты
2. глинозем
3. алюминий-сырец
4. Нефелиновый сиенит
Ответ: 2
Каким способом производят прокатную угловую и профильную сталь.
1. Ковкой
2. литьем
3. ОМД (прокаткой)
4. сваркой
Ответ: 3
Какие свойства сплава изменяет термическая обработка
1. технологические
2. механические
3. физические
4. производственные
Ответ: 2
Какие существуют основные способы сварных соединений
1. прямые, вертикальные
2. горизонтальные, вертикальные
3. нахлесточные, стыковые, угловые, тавровые
4. вертикальные, горизонтальные
Ответ: 3
За счет чего происходит плавление металла при дуговой сварке
1. пластической деформации
3. механического воздействия
4. шлифования
Ответ: 2
К источникам питания при электродуговой сварке относятся
1. электроды
2. выпрямители, электроды
3. трансформаторы, генераторы, выпрямители
4. электрододержатели, выпрямители
Ответ: 3
Свариваемость сплава зависит от
1. температуры плавления
2. химического состава
3. механических свойств
4. физических свойств
Ответ: 2
Хорошей свариваемостью обладают
1. высокоуглеродистые стали
2. чугуны
3. низкоуглеродистые стали
4. инструментальные стали
Ответ: 3
При дуговой сварке сила сварочного тока зависит от
1. толщины свариваемого металла, диаметра электрода
2. свариваемости металла
3. длины дуги
4. типа и марки электрода
Ответ: 1
В маркировке легированных сталей легирующий элемент марганец обозначается:
1. А
2. Х
3. М
4. Г
Ответ: 4
В маркировке легированных сталей легирующий элемент хром обо-значается:
1. Г
2. М
3. С
4. Х
Ответ: 4
Какие из перечисленных химических элементов можно использо-вать в металлургических процессах для раскисления (удаления FeO) стали:
1. алюминий
2. магний
3. медь
4. титан
Ответ: 1
Изменение размеров отливки после затвердевания называется
2. относительный удлинением
3. относительным сужением
4. усадкой
Ответ: 4
Значительная часть выплавляемой стали выплавляется по схеме
1. руда-чугун-сталь
2. руда-белый чугун, ковкий чугун – сталь
3. руда – ковкий чугун – сталь
4. руда – передельный чугун -сталь
Ответ: 4
Соединение металлических деталей в твердом состоянии с помо-щью присадочного металла называется
1. сваркой
2. пайкой
3. обработкой давлением
4. ликвацией
Ответ: 2
При обработки детали на токарном станке главным движением ре-зания является
1. вращательное движение заготовки
2. поступательное движение резца
3. поперечная подача
4. движение подачи
Ответ: 1
Фрезерные станки предназначены
1. для обработки плоских пазов, канавок
2. для обработки деталей после закалки
3. шлифования
4. обработки отливок сложной конфигурации
Ответ: 1
Относительная материалоёмкость – характеризует…
1. затраты на единицу продукции относительно определяющего па-раметра
2. конструкцию изделия по величине расхода материалов
3. затраты труда на изготовление материалов
4. структуру общей материалоёмкости
Ответ: 4
Как называется обработка металлов давлением, заключающаяся в выдавливании металла, помещенного в замкнутую полость контей-нера, через отверстие матрицы?
1. Прокатка
2. Волочение
3. Прессование
4. Ковка
5. Штамповка.
Ответ: 3
Что представляет собой термическая обработка изделий из черных и цветных металлов и сплавов?
1. Нагрев изделий до определенной температуры, выдержка при этой температуре и последующее охлаждение с постоянной скоро-стью с целью изменения структуры, а следовательно и свойств ста-ли;
3. Нагрев изделий до температуры выше точки АС3, выдержка при этой температуре и последующее охлаждение с целью изменения структуры, а следовательно и свойств стали;
4. Нагрев изделий до температуры ниже точки АС3, выдержка при этой температуре и последующее охлаждение с различной скоро-стью с целью изменения структуры, а следовательно и свойств ста-ли;
5. Нагрев изделий до определенной температуры, выдержка при этой температуре и последующее охлаждение с различной скоро-стью с целью изменения структуры, а следовательно и свойств ста-ли.
Ответ: 5
Какой вид обработки железных руд перед плавкой позволяет увели-чить выход металла?
1. Дробление
2. Измельчение
3. Обогащение
4. Окускование
Ответ: 4
Снижение прочности стали при высокой температуре в месте лик-вации серы называется
1. хладноломкость
2. красноломкость
3. охрупчивание
4. туголомкость
Ответ: 2
Какой метод предпочтительней для получения высококачественной стали?
1. Выплавка в кислородных конвертерах
2. Выплавка в электропечах
3. Выплавка стали в тиглях
4. Выплавка в мартеновских печах
Ответ: 2
Порошковые материалы, содержащие более 50 % керамической фазы и металлическую фазу, называются
1. керметами
2. композиционными материалами
3. дисперсионно-упрочненными материалами
4. фрикционными материалами
Ответ: 1
Указание на способ раскисления есть в марке
1. Сталь 30 3Х13
2. Ст3 пс
3. 20Л
4. Отзыв
Ответ: 2
Укажите композиционный материал
1. 5ХГН
2. BZ45
3. ВДУ-1
4. В95
Ответ: 3
Где назначают больший припуск на механическую обработку отлив-ки
2. Сбоку
3. Вверху
4. Припуск должен быть везде одинаковый
Ответ: 3
Инструмент для нарезания внутренней резьбы:
1. плашка
2. сверло
3. метчик
4. зенкер
Ответ: 3
При … обработке металлов нагрев сочетается с пластической де-формацией (вставьте пропущенное слово):
1. собственно термической
2. индукционной
3. термохимической
4. термомеханической
Ответ: 4
Слой, оставляемый на обработку детали, при выполнении заготовки называется …(вставьте пропущенное слово)
1. запас
2. припуск
3. допуск
4. отступ
Ответ: 2
Сталь, применяемая в строительстве зданий, мостов, транспорта:
1. строительная
2. легированная
3. конструкционная
4. контрактная
Ответ: 3
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие,