ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Отчет .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Состояние жидкости, плотность жидкости, температурное расширение, сжимаемость, вязкость жидкости.
Силы, действующие в жидкости, типы внешних сил, действующих на элемент жидкости. Гидростатическое давление, свойства гидростатического давления. Абсолютное и избыточное давление. Пьезометрическая и вакуумметрическая высота. Пьезометрический напор.
Истечение жидкости из малого отверстия в тонкой стенке при постоянном напоре. Истечение жидкости через насадки при постоянном напоре.
Распределение скоростей по сечению турбопровода при ламинарном течении. Локальные скорости при турбулентном течении. Касательные напряжения в турбулентном потоке. Распределение скоростей при турбулентном течении. Гидравлические схемы. Особенности работы и эксплуатации пневмогидравлических систем и оборудования автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания сервиса. Обзор применяемости гидравлических и пневматических систем в автомобильном транспорте и в службах автосервиса. Классификация гидравлических и пневматических приводов автомобилей и оборудования автосервиса.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов транспортно-технологических машин и комплексов, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов транспортно-технологических машин и комплексов, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов транспортно-технологических машин и комплексов, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов транспортно-технологических машин и комплексов, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния транспортно-технологических машин и комплексов, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Зачетные вопросы:
1. Определение гидравлики. Краткая история гидравлики.
2. Что называется плотностью и какова ее размерность. Ее связь с удельным весом.
3. Что называется вязкостью. Динамический и кинематический коэффициенты вязкости.
4. На какие категории делятся силы, действующие в жидкости.
5. Коэффициенты температурного расширения и объемного сжатия.
6. Что называется гидростатическим давлением в данной точке.
7. Какими свойствами обладает гидростатическое давление.
8. Как определяется основное уравнение гидростатики.
9. Что такое пьезометр и пьезометрическая высота.
10. Что называется вакуумом. По какой формуле определяется вакуумметрическая высота.
11. Какие приборы применяют для измерения давления.
12. Понятие плоскости сравнения. Что такое потенциальный напор и напорная плоскость.
13. Как определяется пьезометрический напор.
14. Как определяется сила гидростатического давления, действующая на плоскую фигуру.
15. Как определяется центр давления.
16. Как построить эпюру гидростатического давления.
17. Как определить силу гидростатического давления, действующую на дно сосуда.
18. Как определить силу гидростатического давления, действующую на криволинейные поверхности.
19. Что такое «тело давления». Как определяется «тело давления».
20. Каковы условия плавания тел. Закон Архимеда.
21. Что называется установившимся / неустановившимся движением несжимаемой жидкости. Приведите примеры.
22. Что называется линией тока. Что называется траекторией частиц жидкости. Когда совпадают линии тока с траекториями частиц жидкости.
23. Что называется элементарной струйкой. Каковы свойства элементарной струйки.
24. Напишите уравнение неразрывности для элементарной струйки.
25. Что называется живым сечением потока.
26. Какая связь существует между живым сечением, средней скоростью и расходом потока.
27. Дайте определение равномерного, неравномерного, напорного и безнапорного движений.
29. Напишите уравнение Бернулли для элементарной струйки идеальной и реальной жидкости.
30. В чем состоит геометрический и энергетический смысл уравнения Бернулли для элементарной струйки реальной жидкости.
31. Для чего применяется трубка Пито.
32. По какому закону распределяется давление в плоскостях живых сечений потока при плавно изменяющемся движении.
33. Что такое местная и средняя скорость потока.
34. В чем отличие уравнения Бернулли для потока от уравнения Бернулли для элементарной струйки.
35. Что называется удельной энергией потока.
36. Что называется пьезометрической и напорной линиями.
37. Как построить пьезометрическую и напорную линии для участка последовательно соединенных труб различного диаметра.
38. Что означает знак «минус» в формулах для гидравлического и пьезометрического уклона.
39. Сформулируйте закон Ньютона о внутреннем трении жидкости.
40. Что называется кинематическим коэффициентом вязкости.
41. Дайте определение гидравлических элементов потока: живого сечения, смоченного периметра и гидравлического радиуса.
42. Что называется ламинарным и турбулентным режимом движения жидкости.
43. Что определяет число Рейнольдса.
44. Как определяют потери по длине трубопровода.
45. Какова зависимость между скоростью и потерями напора в области ламинарного и турбулентного режимов.
46. Как определить число Рейнольдса для открытых потоков.
47. Как определяется коэффициент гидравлического трения в формуле Дарси-Вейсбаха.
48. В каких случаях применима формула Шези.
49. Какие трубы называются гидравлически гладкими и гидравлически шероховатыми.
50. По какой формуле определяются местные потери напора при турбулентном движении. Какие местные сопротивления вы знаете.
51. Сформулируйте теорему Борда.
52. Что называется коэффициентом скорости, коэффициентом сжатия и коэффициентом расхода. Какая связь между этими коэффициентами.
53. Почему коэффициент расхода внешней цилиндрической насадки больше, чем коэффициент расхода отверстия в тонкой стенке.
54. По какой формуле определяют расход при истечении из отверстия в тонкой стенке под уровень.
55. В каких случаях короткие патрубки работают как насадки, и в каких случаях как отверстия.
56. Как опытным путем определить вакуум при истечении через насадки.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестирование
1. Дайте определение понятия «Гидравлический привод»:
A. совокупность узлов и соединений, в которых жидкость, под действием перепада
B. множество технических элементов, соединенных в определенной
последовательности;
C. устройства, осуществляющие передачу энергии от источника к исполнительному
механизму с преобразованием скоростей и изменением сил или моментов, в
котором носителем энергии является жидкость;
D. система трубопроводов, по которым движется жидкость от одного гидроэлемента к
другому.
2. Важным достоинством гидроприводов является:
A. точность изготовления сопрягаемых деталей, так как зазоры между ними должны
быть минимальными;
B. чувствительность к запыленной среде;
C. ограниченный рабочий ресурс;
D. бесступенчатое регулирование скорости перемещения или вращения
исполнительных органов.
3. К недостаткам гидропривода относится:
A. малая инерционность;
B. большая чувствительность в сравнении с другими приводами;
C. высокая стоимость;
D. низкая стоимость.
4. При каких условиях гидравлические приводы более надежные, чем механические,
электрические и пневматические:
A. при низком давлении;
B. при высокой влажности;
C. при высокой температуре;
D. при значительных нагрузках.
5. Гидравлическая система объемного гидропривода состоит из трех основных частей:
1) Силовая часть, включающая источник гидравлической энергии,
2) Рабочая часть-гидравлические двигатели,
3) Система…:
A. электроснабжения;
B. охлаждения;
C. управления;
D. смазки.
6. В гидроприводах, силовой и рабочей частях, применяются гидравлические машины, которые:
A. вырабатывают энергию и сообщают ее жидкости;
B. сообщают проходящей через них жидкости механическую энергию, либо получают от жидкости часть энергии и передают ее рабочим органам;
C. работают только при их полном погружении в жидкость с сообщением им
механической энергии привода;
D. соединяются между собой системой трубопроводов, по которым движется рабочая жидкость, отдающая энергию.
7. Рабочая часть гидроприводов состоит из:
A. двигателей возвратно-поступательного или вращательного действия;
B. механизмов, преобразования движения;
C. органов усиления мощности;
D. устройств технологического оборудовании.
8. По принципу действия различают три вида объемного гидропривода: 1)
Поступательного действия, 2) Вращательного действия, 3) .. .действия:
A. обратного;
B. циклического;
C. направленного;
D. поворотного.
9. В гидроприводах поступательного движения в качестве гидродвигателя применяется:
A. дроссель;
C. золотник;
D. гидромотор.
10. К рабочим параметрам гидропривода поступательного движения относятся:
1)Развиваемое усилие - Р, 2) Скорость перемещения - V, 3) Мощность- N, 4) ...:
A. точность перемещения;
B. ускорение движения;
C. скорость реверса;
D. коэффициент полезного действия.
11. Отличие гидродинамических передач от гидрообъемных приводов с энергетической точки зрения заключается в следующем:
A. в гидродинамических передачах по сравнению с от гидрообъемными приводами
преобладает кинетическая составляющая энергии потока жидкости;
B. передача механической энергии потока жидкости в гидродинамических передачах осуществляется по трубопроводам;
C. происходит преобразование в рабочей машине потенциальной энергии потока
жидкости в кинетическую энергию;
D. значительная часть механической энергии потока жидкости теряется в
гидравлических сопротивлениях.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Структурная схема гидропривода
2. Классификация и принцип работы гидроприводов
3. Преимущества и недостатки гидропривода
4. Характеристика рабочих жидкостей
5. Выбор и эксплуатация рабочих жидкостей
6. Гидравлические линии
7. Соединения
8. Расчет гидролиний
9. Гидравлические машины шестеренного типа
10. Пластинчатые насосы и гидромоторы
11. Радиально-поршневые насосы и гидромоторы
12. Аксиально-поршневые насосы и гидромоторы
13. Механизмы с гибкими разделителями
14. Классификация гидроцилиндров
15. Гидроцилиндры прямолинейного действия
16. Расчет гидроцилиндров
17. Поворотные гидроцилиндры
18. Золотниковые гидрораспределители
19. Крановые гидрораспределители
20. Клапанные гидрораспределители
21. Напорные гидроклапаны
22. Редукционный клапан
23. Обратные гидроклапаны
24. Ограничители расхода
25. Делители (сумматоры) потока
26. Дроссели и регуляторы расхода
27. Гидробаки и теплообменники
28. Фильтры
29. Уплотнительные устройства
30. Гидравлические аккумуляторы
31. Гидрозамки
32. Гидравлические реле давления и времени
33. Средства измерения
34. Классификация гидроусилителей
35. Гидроусилитель золотникового типа
37. Гидроусилитель со струйной трубкой
38. Двухкаскадные усилители
39. Способы разгрузки насосов от давления
40. Дроссельное регулирование
41. Объемное регулирование
42. Комбинированное регулирование
43. Сравнение способов регулирования
44. Гидросистемы с регулируемым насосом и дросселем
45. Гидросистемы с двухступенчатым усилением
46. Гидросистемы непрерывного (колебательного) движения
47. Электрогидравлические системы с регулируемым насосом
48. Гидросистемы с двумя спаренными насосами
49. Питание одним насосом двух и несколько гидродвигателей
50. Общие сведения о применении газов в технике
51. Особенности пневматического привода, достоинства и недостатки
52. Течение воздуха
53. Подготовка сжатого воздуха
54. Исполнительные пневматические устройства
55. Монтаж объемных гидроприводов
56. Эксплуатация объемных гидроприводов в условиях низких
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.