ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Роль единой транспортной системы в развитии экономики страны
Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта
Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта
Технико-экономическая характеристика водного транспорта
Технико-экономическая характеристика речного транспорта
Технико-экономическая характеристика трубопроводного транспорта
Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта
Комплексное развитие и взаимодействие различных видов транспорта
Экология и безопасность на транспорте
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Зарождение и история развития транспорта.
2. Значение транспорта в жизни общества и экономике страны.
3. Особенности производственного процесса и продукции транспорта.
4. Влияние деятельности транспорта на окружающую среду. Негативные последствия развития транспорта.
5. Занятость территории подвижным составом и транспортными сооружениями.
6. Загрязнение земли, воды и атмосферы деятельностью транспорта.
7. Транспортный шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения – как экологические загрязнения.
8. Современный транспорт и перспективы развития.
9. Классификация транспорта. Транспорт как отрасль материального производства.
10. Роль морского транспорта в грузопассажирских перевозках.
11. Флот. Классификация морских судов. Понятие «качества» морского судна.
12. Морской путь. Портовые сооружения морского транспорта.
13. Техническая база морского транспорта.
14. Организация перевозочного процесса на морском транспорте. Виды плаваний.
15. Достоинства, недостатки и перспективы развития морского транспорта.
16. Роль авиации в грузопассажирских перевозках.
17. Характеристика воздушного транспорта России.
18. Техническая основа воздушного транспорта.
19. Классификация подвижного состава воздушного транспорта.
20. Аэропорт. Классификация аэропортов. Аэродром.
21. Оборудования, обеспечивающие безопасность полетов. Авиационные линии. Воздушная трасса.
22. Организация перевозок на воздушном транспорте.
23. Воздушный транспорт: достоинства, недостатки и перспективы развития.
24. Место речного транспорта в транспортной системе России.
26. Техническая база речного транспорта.
27. Классификация речного флота.
28. Водный путь. Классификация речных путей.
29. Технические сооружения речного транспорта. Порты, пристани, причалы.
30. Организация перевозочного процесса на речном транспорте.
31. Достоинства, недостатки и перспективы развития речного транспорта.
32. Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе страны. Взаимодействие с другими видами транспорта.
33. Техническое оснащение железнодорожного транспорта.
34. Подвижной состав железных дорог. Самодвижущиеся единицы.
35. Классификация локомотивов. Грузовой и пассажирский вагонный парк.
36. Железнодорожный путь и искусственные сооружения на железных дорогах. Железнодорожные станции.
37. Обеспечение безопасности движения на железных дорогах. Средства связи.
38. Организация перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
39. Железнодорожный транспорт: достоинства, недостатки и перспективы развития.
40. Роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны, взаимодействие с другими видами транспорта.
41. Техническая база трубопроводного транспорта. Его достоинства и недостатки.
42. Перспективы развития трубопроводного транспорта. Обеспечение безаварийности трубопроводных систем.
43. Роль автомобильного транспорта в грузопассажирских перевозках и взаимодействие с другими видами транспорта.
44. Подвижной состав автомобильного транспорта. Классификация автомобилей.
45. Классификация автомобильных дорог. Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах.
46. Автотранспортные предприятия.
47. Достоинства, недостатки и перспективы развития автомобильного транспорта.
48. Промышленный транспорт: классификация и особенности.
49. Характеристика городского и пригородного транспорта.
50. Использование различных видов городского и пригородного транспорта.
51. Взаимодействие различных видов транспорта.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1.Уметь характеризовать роль единой транспортной системы в развитии экономики страны
2. Определять провозные возможности транспортной системы
3. Рассчитывать производительность транспортной единицы, транспортной системы
4.Моделировать грузопотоки и пассажиропотоки
5. Оптимизировать маршрутную сеть.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
В рамках дисциплины предусмотрены контрольные вопросы отражающие следующие аспекты освоения дисциплины:
• Экономическое, государственное, социальное, военное и культурное значение транспорта.
• Роль транспорта в глобализации, интеграции и международной специализации
• Транспорт древних цивилизаций, в эпоху средневековья, феодализма, капитализма, современный транспорт.
• Перспективы развития, повышения эффективности работы транспорта.
• Основные понятия и терминология.
• Транспорт как отрасль материального производства.
• Классификация транспорта.
• Особенности развития грузового и пассажирского транспорта
• Основные элементы транспортных систем.
• Понятие транспортного процесса. Показатели мощности технического оснащения транспорта.
• Объемные показатели перевозочной работы. Показатели качества технической работы транспорта.
• Показатели экономической эффективности работы.
• Показатели развития транспортной сети.
• Роль авиации в грузопассажирских перевозках.
• Классификация воздушного транспорта.
• Средства и оборудования, обеспечивающие полеты воздушных аппаратов.
• Авиационные линии.
• Обеспечение безопасности полетов.
• Достоинства и недостатки воздушного транспорта.
• Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе.
• Техническое оснащение железнодорожного транспорта.
• Железнодорожный путь.
• Искусственные сооружения железных дорог.
• Железнодорожные станции, платформы, узлы, вокзалы.
• Подвижной состав железных дорог.
• Классификация локомотивов.
• Самодвижущиеся единицы.
• Грузовой вагонный парк.
• Пассажирский вагонный парк.
• Средства регулирования движения и управления эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте.
• Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта
• Техническая база морского транспорта.
• Флот.
• Классификация судов.
• Морской путь.
• Судоремонтные заводы.
• Технология работы морского транспорта.
• Достоинства и недостатки, перспективы развития морского транспорта
• Особенности техники, технологии, организации и управления на речном транспорте.
• Водный путь.
• Порты и пристани.
• Технология работы речного транспорта.
• Организация перевозочного процесса.
• Достоинства и недостатки речного транспорта
• Роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны.
• Управление работой трубопроводов.
• Обеспечение безаварийности функционирования жидкостных и газовых трубопроводных систем.
• Классификация автомобилей.
• Грузовые и грузопассажирские автомобили.
• Автобусы. Классификация автобусов.
• Автомобильные дороги. Классификация автомобильных дорог.
• Искусственные сооружения на автомобильных дорогах.
• Технология работы АТП.
• Организация перевозочного процесса.
• Грузовые перевозки.
• Пассажирские перевозки.
• Система управления.
• Достоинства и недостатки автомобильного транспорта
• Транспорт и окружающая среда.
• Технология работы, проблемы и перспективы развития различных видов транспорта
• Промышленные, муниципальные и энергетические транспортные системы.
• Новейшие транспортные системы и технологии.
• Взаимодействие видов транспорта.
• Модели выбора типа подвижного состава.
6.2. Тестовые вопросы
1. Объем перевозки грузов различают:
а) планируемый и фактически выполненный;
б) универсальный и специальный;
в) отправленный и прибывший.
2. Объем перевозки грузов определяется как:
а) произведение отправленных (перевезенных грузов);
б) суммирование всех отправленных (перевезенных) грузов;
в) ни один ответ неверный.
3. Грузооборот учитывает:
а) только массу перевезенного груза;
б) массу перевезенного груза и расстояние его перевозки;
в) только расстояние перевезенного груза;
г) массу перевезенного груза и время затраченное в пути.
4. Грузооборот исчисляется по:
а) общей массе грузов;
б) общей массе грузов и по отдельным наименованиям;
в) отдельным наименованиям.
5. Объем перевозки пассажиров определяется по формуле:
а) a=∑al+pl
б) ∑a=a1+a2+…+an
в) lcp=∑al/∑a
6. Объем перевозки пассажиров обычно определяется:
а) за год;
б) за квартал;
в) за месяц;
г) все варианты верные.
7. Пассажирооборот – это:
а) сумма произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки;
б) продукция транспорта;
в) приведенный грузооборот.
8. Продукцией транспорта считаются:
а) грузооборот и пассажирооборот;
б) приведенный грузооборот;
в) объем перевозки пассажиров и грузов;
г) все ответы верны.
9. Приведенный грузооборот вычисляется:
а) на всех видах универсального транспорта;
б) на всех видах специального и специализированного транспорта;
в) все варианты верны.
10. Приведенный грузооборот учитывает:
а) общую суммарную работу по грузовому и пассажирскому движению;
б) суммарную работу различных видов транспорта;
11. Приведенный грузооборот определяется по формуле:
а) ∑p=p1+p2+…+pn
б) lcp=∑al/∑a
в) ∑plприв=∑pl+K∑al
12. Значение коэффициента перевода (К):
а) на любом виде транспорта едино;
б) на каждом виде транспорта различно;
в) на каждом виде транспорта различно и в формулу подставляется среднее значение.
13. Значение коэффициента перевода пасс.-км в ткм зависит:
а) от объема грузовых и пассажирских перевозок;
б) от себестоимости грузовых и пассажирских перевозок;
в) от расстояния перевозок.
14. Среднюю дальность перевозки груза рассчитывают:
а) по всему грузопотоку;
б) по отдельным наименованиям грузов;
в) все варианты верны.
15. Среднюю дальность перевозки пассажиров вычисляют:
а) по общему потоку пассажиров;
б) по отдельным сообщениям;
в) по потокам пригородных и городских пассажиров;
г) все ответы верны.
16. Скорость доставки пассажиров и грузов – это:
а) качественный показатель;
б) количественный показатель;
в) качественный и количественный показатель перевозочной работы транспорта.
17. С помощью количественных и качественных показателей использования технических средств транспорта можно оценить качество использования подвижного состава:
а) во времени;
б) в части его мощности;
в) в части его грузоподъемности;
г) все ответы верны.
18. Оборот транспортной единицы – это:
а) время затрачиваемое транспортной единицей на выполнение одного перевозочного цикла;
б) количество километров, которые проходит каждая транспортная единица;
19. Оборот транспортной единицы включает в себя:
а) погрузку, следование от пункта отправления до пункта назначения, выгрузку;
б) следование от пункта отправления до пункта назначения;
в) погрузку, следование от пункта отправления до пункта назначения, выгрузку, следование к пункту очередной погрузки.
20. Среднесуточный пробег – это:
а) количество километров, которые проходит в среднем каждая транспортная единица за сутки;
б) время затрачиваемое транспортной единицей на выполнение одного перевозочного цикла.
21. Статическая нагрузка – это:
а) качество использования грузоподъемности каждой транспортной единицы в среднем на стадии ее первоначальной загрузки;
б) уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения.
22. Производительность транспортной единицы – это:
а) качество использования грузоподъемности каждой транспортной единицы в среднем на стадии ее первоначальной загрузки;
б) степень использования подвижного состава по времени, по грузоподъемности, по мощности;
в) уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения.
а) степень использования подвижного состава по времени, по грузоподъемности, по мощности;
б) уровень использования грузоподъемности транспортных средств с учетом пробега их до пункта назначения.
24. Главными показателями качества использования подвижного состава и парка в целом на всех видах транспорта являются:
а) статическая нагрузка;
б) динамическая нагрузка;
в) производительность на 1 т грузоподъемности;
г) производительность на 1 кВт мощности.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета,
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.