ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка лабораторного задания .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Общие сведения. Механические свойства. Физические свойства. Химические свойства. Технологические свойства. Эксплуатационные свойства
СНИПы, ГОСТы, ТУ в дорожном материаловедении
Разновидности природных каменных материалов. Классификация горных пород. Добыча и переработка горных пород. Свойства природных каменных материалов и требования к ним.
Определение и классификация. Требования к материалам. Добавки. Основные свойства бетонной смеси и способы ее оценки. Основные свойства цементобетона и способы их оценки. Дорожный цементобетон и другие виды бетонов. Проектирование и расчет состава цементобетона. Приготовление, транспортирование и укладка бетонной смеси. Контроль качества. Производство бетонных работ в зимнее время. Изготовление сборных бетонных и железобетонных конструкций и изделий. Строительные растворы.
Определение органических вяжущих, их классификация. Свойства органических вяжущих веществ.
Получение нефтяных битумов. Классификация битумов. Свойства вязких битумов. Область применения вязких дорожных битумов. Жидкие битумы. Битумные эмульсии
Из истории. Асфальтобетонная смесь, достоинства и недостатки. Требования к составам асфальтобетонных смесей и асфальтобетонам. Классификация асфальтобетона. Свойства асфальтобетона. Виды асфальтобетонов. Вторичное использование асфальтобетона. Технология тёплой регенерации асфальтобетонов "Аnt"
Общие сведения. Особенности национальных стандартов на материал. Стабилизирующие добавки в щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси. Разновидности стабилизирующих добавок. Технология производства стабилизирующих добавок на основе целлюлозы. Свойства щебеночно-мастичного асфальтобетона. Особенности структуры щебеночно-мастичного асфальтобетона. Физико-механические свойства щебеночно-мастичного асфальтобетона. Эксплуатационные свойства покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Особенности технологии производства работ. Проектирование составов ЩМАС. Приготовление смесей. Укладка и уплотнение смесей. Основы контроля качества продукции
Общие сведения о древесине. Основные породы древесины. Физико-механические свойства древесины. Материалы из древесины. Испытания древесины.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Расскажите о классификации свойств строительных материалов.
2. Что такое «истинная плотность материала», расскажите о методах ее определения.
3. Дайте определение понятию «средняя плотность материала». Расскажите какие методы определения Вы знаете.
4. Относительная плотность и пористость материала, методы определения.
5. Каково влияние влажности строительных материалов на их свойства?
6. Водопоглощение строительных материалов, методы определения.
7. Дайте определение понятиям «водонепроницаемость, гигроскопичность». Приведите примеры водонепроницаемых строительных материалов.
8. Что такое «морозостойкость строительных материалов»? Назовите факторы, влияющие на морозостойкость.
9. Какие методы определения морозостойкости строительных материалов Вы знаете.
10. Расскажите о теплопроводности строительных материалов.
11. Дайте определение понятию «огнестойкость строительных материалов», назовите группы строительных материалов по огнестойкости.
12. Огнеупорность строительных материалов. Группы строительных материалов по огнеупорности.
13. Прочность материалов. Какие факторы, влияющие на прочность материалов, Вам известны.
14. Какая существует зависимость между прочностью и плотностью материала?
15. Дайте определение «упругость, пластичность и хрупкость материалов».
16. Что такое «твердость, истираемость, износ материалов»?
17. Долговечность, химическая стойкость материалов.
18. Что такое «коэффициент конструктивного качества материалов»?
19. Расскажите о кристаллических и аморфных телах.
20. Что вы знаете об истинной и средней плотности материала?
21. Расскажите о физических свойствах материалов (пористости, водопоглощении,
22. От чего могут разрушаться материалы наружных конструкций зданий и со-оружений в зимний период?
23. Как оценивается морозостойкость материала
24. Какой главный фактор определяет теплопроводность материалов?
25.Как по результатам испытаний образца материала на сжатие определяют предел его прочности при сжатии?
26. Расскажите о прочности и твердости материалов.
27. Что такое удельная поверхность? На какие свойства материалов она влияет?
28. Как классифицируются горние породы по условиям их образования?
29. Что называют минералом и что горной породой?
30. На какие основные группы можно подразделить породообразующие минералы?
41. Из каких минералов состоят основные изверженные горные породы?
32. Из каких минералов состоят основные осадочные горные породы?
43. Из каких минералов состоят основные метаморфические горные породы?
34. Каковы характерные свойства минералов, образующих изверженные горные породы?
35. Каковы характерные свойства минералов, образующих осадочные горные породы?
36. Каковы характерные свойства минералов, образующих метаморфические горные породы?
37. Какими основными свойствами и признаками характеризуют минералы и горные породы?
38. Назовите горные породы, применяемые для производства минеральных вяжущих.
39. Каковы виды структуры природных каменных материалов?
40. Какие горные породы применяются в тяжелых и легких бетонах?
41. Какие природные каменные материалы применяют для облицовки внутренних и внешних частей зданий и в качестве стенового материала отапливаемых зданий?
42. Для каких целей применяют в строительстве следующие горные породы: гранит, диабаз, базальт, кварц, известняк, мел, гипс?
43. Какие строительные материалы и изделия получают из горных пород?
44. Что вы знаете о воздушных и гидравлических вяжущих материалах?
45. По каким показателям маркируют гипсовые вяжущие?
46. Расскажите о недожоге и пережоге извести.
47. В чем различие гидравлической и воздушной извести?
48. Расскажите о производстве портландцемента.
49. Как определяют марку портландцемента?
50. Расскажите о разновидностях портландцемента.
51. Перечислите основные химические элементы, входящие в состав битума
52. Каковы основные эксплуатационные свойства битума?
53. По каким показателям определяется марка битума?
54. Как используется битум в дорожной отрасли?
55. Как повысить эксплуатационные свойства битумных вяжущих веществ и материалов на их основе?
56. На какие виды разделяются асфальтобетонные смеси в зависимости от условий приготовления?
57. Какими свойствами обладает асфальтобетон?
58. Каковы основные достоинства и недостатки асфальтобетона?
59. Какие марки битумов используют для горячих, теплых и холодных асфальтобетонов?
60. Как определяется оптимальный расход битума в асфальтобетоне?
61. Какие физико-механические свойства ЩМА вы знаете?
62. Расскажите о достоинствах и недостатках ШМА
63. Какие добавки для ЩМА Вы знаете? Дайте характеристику им.
64. Какие древесные породы наиболее часто применяются в строительстве и почему?
65. Назовите положительные и отрицательные качества древесины. как строи тельного материала.
66. Как влияет содержание влаги на свойства древесины?
68. При каком направлении усилий древесина имеет наибольшие показатели прочности?
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задания для устного опроса по темам:
1. Вычислить среднюю плотность камня, определить его пористость.
2. Определить среднюю плотность камня и его водопоглощение.
3. Определить коэффициент размягчения каменного материала, его водостойкость.
4. Дать характеристику минерала.
5. Определить марку портландцемента.
6. Определить марку битума.
7. Дать характеристику кровельных и гидроизоляционных материалов.
8. Рассчитать содержание щебня в асфальтобетоне.
9. Рассчитать содержание минерального порошка в асфальтобетоне.
10. Рассчитать содержание песка и высевок в асфальтобетоне
11. Определить стандартную прочность древесины
12. Определить коэффициент конструктивного качества древесины
Тема РГР : ""Определение однородности дорожно-цементного бетона методом математической статистики"
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.