ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование;РГР .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Сущность риска и его роль в развитии организации
Комплексная система риск-ориентированного менеджмента организации
Идентификация и измерение рисков деятельности организации
Оценка влияния рисков на организацию
Методы воздействия на риски организации
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает деятельность строительного предприятия по воздействию на риски
Оценивает деятельность строительного предприятия по воздействию на риски
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает деятельность строительного предприятия по воздействию на риски
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает деятельность строительного предприятия по воздействию на риски
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает мероприятия по управлению рисками на строительном предприятии
Разрабатывает мероприятия по управлению рисками на строительном предприятии
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает мероприятия по управлению рисками на строительном предприятии
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает мероприятия по управлению рисками на строительном предприятии
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет мониторинг рисков и мероприятий по воздействию на риски в строительстве
Осуществляет мониторинг рисков и мероприятий по воздействию на риски в строительстве
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет мониторинг рисков и мероприятий по воздействию на риски в строительстве
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет мониторинг рисков и мероприятий по воздействию на риски в строительстве
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Понятие риска, его основные черты. Классическая и неоклассическая теории риска.
2. Принципы классификации рисков.
3. Цели и задачи комплексного риск-менеджмента.
4. Элементы системы управления рисками предприятия.
5. Современные стандарты системы риск-менеджмента.
6. Принципы информационного обеспечения системы управления риском предприятия.
7. Процедура идентификации рисков предприятия.
8. Методы выявления рисков и рискообразующих факторов.
9. Техники и инструменты идентификации рисков.
10. Психологическая основа принятия рисковых решений.
11. Экспертные технологии в определении и измерении рисков.
12. Риск-профиль предприятия.
13. Матрица рисков предприятия.
14. Принятие рисковых решений на основе дисперсионного метода.
15. Интервальный (балансовый) метод оценки рискового потенциала предприятия.
16. Анализ чувствительности как метод оценки рисков организации.
17. Сценарный анализ как метод оценки рисков организации.
18. Использование показателя VaR для измерения величины рисков организации.
19. Стратегии поведения предприятия в рисковой ситуации.
20. Уклонение от риска: преимущества и недостатки.
21. Концепция приемлемого риска. Пороговые значения риска (вероятности/ущерба).
22. Пути снижения частоты ущерба или предотвращения убытка.
23. Способы уменьшения размера убытков предприятия.
24. Инструменты разделения риска: дифференциация и дублирование.
25. Аутсорсинг риска: преимущества и недостатки.
26. Финансирование рисков предприятия.
27. Внутренние и внешние источники покрытия убытков от рисков.
Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
1. Владеть методами расчета показателя VaR
2. Владеть методами сценарного анализа
3. Владеть методами снижения частоты ущерба или предотвращения убытка
4. Владеть методами определения ущерба и страхового возмещения
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы для проведения устного и/или письменного опроса
1. Понятие риска, его основные черты. Классическая и неоклассическая теории риска.
2. Принципы классификации рисков.
3. Цели и задачи комплексного риск-менеджмента.
4. Элементы системы управления рисками предприятия.
5. Современные стандарты системы риск-менеджмента.
6. Принципы информационного обеспечения системы управления риском предприятия.
7. Процедура идентификации рисков предприятия.
8. Методы выявления рисков и рискообразующих факторов.
9. Техники и инструменты идентификации рисков.
10. Психологическая основа принятия рисковых решений.
11. Экспертные технологии в определении и измерении рисков.
12. Риск-профиль предприятия.
13. Матрица рисков предприятия.
14. Принятие рисковых решений на основе дисперсионного метода.
15. Интервальный (балансовый) метод оценки рискового потенциала предприятия.
16. Анализ чувствительности как метод оценки рисков организации.
17. Сценарный анализ как метод оценки рисков организации.
18. Использование показателя VaR для измерения величины рисков организации.
19. Стратегии поведения предприятия в рисковой ситуации.
20. Уклонение от риска: преимущества и недостатки.
21. Концепция приемлемого риска. Пороговые значения риска (вероятности/ущерба).
22. Пути снижения частоты ущерба или предотвращения убытка.
23. Способы уменьшения размера убытков предприятия.
24. Инструменты разделения риска: дифференциация и дублирование.
25. Аутсорсинг риска: преимущества и недостатки.
26. Финансирование рисков предприятия.
27. Внутренние и внешние источники покрытия убытков от рисков.
28. Мониторинг рисков.
6.1.2. Материалы для проведения тестирования
1. Для негативного риска вероятность наступления в 50% по стандартам FERMA считается:
• низкой
• средней
• высокой
• может быть любой в зависимости от выбранной шкалы
2. Какие дополнительные аспекты бизнеса рассматривает STEEPLED-анализ по сравнению с PESTLE-анализом?
• Образовательные и риски неопределенности
• Образовательные и демографические
• Демографические и риски экспорта
3. Каким образом можно организовать исполнение функции риск-менеджмента в соответствии со стандартами FERMA в организации?
• Пригласить внештатного консультанта
• Выделить или набрать специалистов по управлению рисками
• Сформировать отдельное структурное подразделение
• Все ответы верны
4. Какой из методов анализа целесообразно применить для выявления рисков, связанных с недостатками договорной работы?
• Планирование непрерывности бизнеса
• Рассмотрение бизнес-процессов
• Анализ сценариев
• PESTLE-анализ
5. Какой в соответствии со стандартом FERMA является вероятность позитивного риска в 50%?
• средней
• низкой
• высокой
• может быть любой в зависимости от выбранной шкалы
6. Какой из методов анализа целесообразно применить для выявления стратегических рисков?
• FMEA
• PESTLE
• HAZOP
• FTA
7. Какова ключевая особенность современного подхода к управлению рисками?
• Все ответы верны
• Рассмотрение как позитивных, так и негативных рисков
• Наличие наработок, позволяющих определить возможные риски для каждой из отраслей
• Использование самых современных и точных математических методов
8. Что такое оценка рисков?
• определение приемлемости риска для организации
• качественная оценка вероятности его наступления и возможного ущерба
• процесс присвоения значений вероятности и ущерба
• процесс сравнения рассчитанного риска с представленными критериями риска для определения его существенности
9. Что является преимуществом экспертных методов расчета рисков по сравнению со статистическими?
• Возможность расчета финансовых рисков
• Привлечение квалифицированных экспертов
• Возможность оценки любого риска
• Возможность расчета рисков опасностей
10. Какой тип рисков невозможно рассчитать статистическими методами?
• Стратегический
• Операционный
• Риск прочих опасностей
• Финансовый
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.