Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.12 Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления в отраслях транспортно-дорожного комплекса
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-6.1 Понимает методические основы руководства рабочей группой технических писателей на основе организации среды делового общения и коммуникации
 
ПК-6.2 Готов участвовать в осуществлении руководства рабочей группой технических писателей на основе методов технологического предпринимательства с учетом требований стандартизации подготовки документации
 
ПК-6.3 Участвует в руководстве рабочей группой технических писателей с использованием инструментальной среды разработки технической документации
ПК-6 
Способен осуществлять руководство рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
 
ПК-9.1 Знаком с понятием жизненного цикла информационной системы, классификацией программных документов по фазам жизненного цикла информационной системы, классификацией стандартов при разработке информационных систем
 
ПК-9.2 Понимает основы разработки технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям, знает правила организации интервью с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации семинаров с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации фокус-группы при разработке информационной системы, правила организации наблюдения за предметной областью информационной системы, правила создания опросных листов для разработчиков информационной системы
 
ПК-9.3 Разрабатывает техническую документацию, адресованную специалисту по информационным технологиям, создает руководство оператора, администратора, системного администратора, руководство программиста, системного программиста
ПК-9 
Способен выполнять разработку технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям
 
ПК-10.1 Знаком с методикой разработки алгоритмов тестирования, методику разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования
 
ПК-10.2 Демонстрирует знания методик разработки документов для тестирования и анализа качества покрытия, разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования на основе поставленной задачи
 
ПК-10.3 Разрабатывает документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывает стратегии тестирования и управления
ПК-10 
Способен разрабатывать документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывать стратегии тестирования и управления процессом тестирования
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет с оценкой.

Формы текущего контроля успеваемости: выполнение лабораторных работ и подготовка отчетов .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия и определения прикладной теории надёжности.
 
1.1
Элементы. Модели. Функции. Системы. Качественные показатели надёжности. Отказ. Сбой. Наработка на отказ. Факторы, влияющие на надёжности АСОИУ. Анализ факторов. Климатические факторы. 
2
2
0
16
20
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
2
Расчётные модели для оценки надёжности аппаратуры.
 
2.1
Интенсивность отказов. Количественные показатели надёжности. Характеристически случайных величин и случайных событий. Законы распределения случайных величин. Функции надёжности. Основы расчетов надёжности. Типовые расчёты надёжности аппаратуры. Примеры расчетов.
0
2
0
4
6
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
3
Методы повышения надежности.
 
3.1
Режим работы элементов и систем. Надёжность и качество элементов. Повышение надёжности резервированием. Резервные элементы и цепи. Виды резервирования. Структурное резервирование. Информационное резервирование. Избыточность. Расчёт надёжности с резервированием.
0
4
0
6
10
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
4
Организация и проведение испытаний на надёжность.
 
4.1
Виды испытаний. Определительные испытания. Контрольные испытания. План NUN, NRT и другие. Обработка результатов испытаний. Ускоренные испытания. Прогнозирование надёжности. Виды прогноза. Совершенствование системы испытаний.
2
0
0
16
18
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
5
Модели надёжности программного обеспечения.
 
5.1
Модели надёжности программного обеспечения.
2
0
0
6
8
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
6
Основы эргономического обеспечения разработки АСОИУ
 
6.1
Эргономика. Основные понятия и определения. Эргономические требования к АСОИУ. Оптимальные задачи эргономики. Эргономическая экспертиза.
2
0
0
6
8
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
7
Качество программного обеспечения.
 
7.1
Ошибки в программах. Причины возникновения ошибок. Программные комплексы. Методы оценки и повышения качества. Тестирование. Требование к тестированию. Верификация. Валидация.
0
0
0
12
12
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
8
Экономические и организационные вопросы надёжности АСОИУ
 
8.1
Надёжность АСОИУ и её экономические показатели. Организация работ по обеспечению надёжности. Профилактическое обслуживание аппаратуры сложных систем. Диагностика и ремонт. Планирование и расчёт запасных элементов и изделий. Службы надёжности на промышленных предприятиях и фирмах разработчиках.
0
0
0
20,25
26
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
Всего часов:
8
8
0
86,25
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-6.1 Понимает методические основы руководства рабочей группой технических писателей на основе организации среды делового общения и коммуникации
 
ПК-6.2 Готов участвовать в осуществлении руководства рабочей группой технических писателей на основе методов технологического предпринимательства с учетом требований стандартизации подготовки документации
 
ПК-6.3 Участвует в руководстве рабочей группой технических писателей с использованием инструментальной среды разработки технической документации
ПК-6 
Способен осуществлять руководство рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
 
ПК-9.1 Знаком с понятием жизненного цикла информационной системы, классификацией программных документов по фазам жизненного цикла информационной системы, классификацией стандартов при разработке информационных систем
ПК-9 
Способен выполнять разработку технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям
 
ПК-9.2 Понимает основы разработки технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям, знает правила организации интервью с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации семинаров с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации фокус-группы при разработке информационной системы, правила организации наблюдения за предметной областью информационной системы, правила создания опросных листов для разработчиков информационной системы
 
ПК-9.3 Разрабатывает техническую документацию, адресованную специалисту по информационным технологиям, создает руководство оператора, администратора, системного администратора, руководство программиста, системного программиста
ПК-9 
Способен выполнять разработку технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям
 
ПК-10.1 Знаком с методикой разработки алгоритмов тестирования, методику разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования
 
ПК-10.2 Демонстрирует знания методик разработки документов для тестирования и анализа качества покрытия, разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования на основе поставленной задачи
 
ПК-10.3 Разрабатывает документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывает стратегии тестирования и управления
ПК-10 
Способен разрабатывать документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывать стратегии тестирования и управления процессом тестирования
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
16
1
2
108
18
86,25
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
2
8
8
Лабораторные занятия (Лаб)
8
1
8
8
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,75
1,75
Другие виды самостоятельной работы
86,25
86,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
ЗаО
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия и определения прикладной теории надёжности.
 
1.1
Элементы. Модели. Функции. Системы. Качественные показатели надёжности. Отказ. Сбой. Наработка на отказ. Факторы, влияющие на надёжности АСОИУ. Анализ факторов. Климатические факторы. 
2
2
0
16
20
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
2
Расчётные модели для оценки надёжности аппаратуры.
 
2.1
Интенсивность отказов. Количественные показатели надёжности. Характеристически случайных величин и случайных событий. Законы распределения случайных величин. Функции надёжности. Основы расчетов надёжности. Типовые расчёты надёжности аппаратуры. Примеры расчетов.
0
2
0
4
6
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
3
Методы повышения надежности.
 
3.1
Режим работы элементов и систем. Надёжность и качество элементов. Повышение надёжности резервированием. Резервные элементы и цепи. Виды резервирования. Структурное резервирование. Информационное резервирование. Избыточность. Расчёт надёжности с резервированием.
0
4
0
6
10
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
4
Организация и проведение испытаний на надёжность.
 
4.1
Виды испытаний. Определительные испытания. Контрольные испытания. План NUN, NRT и другие. Обработка результатов испытаний. Ускоренные испытания. Прогнозирование надёжности. Виды прогноза. Совершенствование системы испытаний.
2
0
0
16
18
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
5
Модели надёжности программного обеспечения.
 
5.1
Модели надёжности программного обеспечения.
2
0
0
6
8
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
6
Основы эргономического обеспечения разработки АСОИУ
 
6.1
Эргономика. Основные понятия и определения. Эргономические требования к АСОИУ. Оптимальные задачи эргономики. Эргономическая экспертиза.
2
0
0
6
8
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
7
Качество программного обеспечения.
 
7.1
Ошибки в программах. Причины возникновения ошибок. Программные комплексы. Методы оценки и повышения качества. Тестирование. Требование к тестированию. Верификация. Валидация.
0
0
0
12
12
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
8
Экономические и организационные вопросы надёжности АСОИУ
 
8.1
Надёжность АСОИУ и её экономические показатели. Организация работ по обеспечению надёжности. Профилактическое обслуживание аппаратуры сложных систем. Диагностика и ремонт. Планирование и расчёт запасных элементов и изделий. Службы надёжности на промышленных предприятиях и фирмах разработчиках.
0
0
0
20,25
26
ПК-6.1, ПК-6.2, ПК-6.3, ПК-9.1, ПК-9.2, ПК-9.3, ПК-10.1, ПК-10.2, ПК-10.3
 
Всего часов:
8
8
0
86,25
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Элементы. Модели. Функции. Системы. Качественные показатели надёжности. Отказ. Сбой. Наработка на отказ. Факторы, влияющие на надёжности АСОИУ. Анализ факторов. Климатические факторы.

Основные понятия и определения прикладной теории надёжности.

 
Интенсивность отказов. Количественные показатели надёжности. Характеристически случайных величин и случайных событий. Законы распределения случайных величин. Функции надёжности. Основы расчетов надёжности. Типовые расчёты надёжности аппаратуры. Примеры расчетов.

Расчётные модели для оценки надёжности аппаратуры.

 
Режим работы элементов и систем. Надёжность и качество элементов. Повышение надёжности резервированием. Резервные элементы и цепи. Виды резервирования. Структурное резервирование. Информационное резервирование. Избыточность. Расчёт надёжности с резервированием.

Методы повышения надежности.

 
Виды испытаний. Определительные испытания. Контрольные испытания. План NUN, NRT и другие. Обработка результатов испытаний. Ускоренные испытания. Прогнозирование надёжности. Виды прогноза. Совершенствование системы испытаний.

Организация и проведение испытаний на надёжность.

 
Модели надёжности программного обеспечения.

Модели надёжности программного обеспечения.

 
Эргономика. Основные понятия и определения. Эргономические требования к АСОИУ. Оптимальные задачи эргономики. Эргономическая экспертиза.

Основы эргономического обеспечения разработки АСОИУ.

 
Ошибки в программах. Причины возникновения ошибок. Программные комплексы. Методы оценки и повышения качества. Тестирование. Требование к тестированию. Верификация. Валидация.

Качество программного обеспечения.

 
Надёжность АСОИУ и её экономические показатели. Организация работ по обеспечению надёжности. Профилактическое обслуживание аппаратуры сложных систем. Диагностика и ремонт. Планирование и расчёт запасных элементов и изделий. Службы надёжности на промышленных предприятиях и фирмах разработчиках.

Экономические и организационные вопросы надёжности АСОИУ.

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Определение показателей надежности элементов по опытным данным
2
ЛБ
0
 
2
Определение количественных характеристик надежности по статистическим данным об отказах изделия
2
ЛБ
0
 
3
Расчет надежности системы с постоянным резервированием
4
ЛБ
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
выполнение лабораторных работ и подготовка отчетов
ЛБ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-6 
Способен осуществлять руководство рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
 
 
 
ПК-9 
Способен выполнять разработку технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям
 
 
 
ПК-10 
Способен разрабатывать документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывать стратегии тестирования и управления процессом тестирования
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-6 Способен осуществлять руководство рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Технологии разработки Интернет-приложений
x
Экзамен
 
Схемотехника
x
Зачет
Управление ресурсами предприятия
x
Экзамен
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Зачет с оценкой
Технологическое предпринимательство
x
Зачет
Трудовое и предпринимательское право
x
Зачет
Технологии разработки приложений для мобильных устройств
x
Зачет
Метрология, стандартизация, сертификация
x
Зачет
Проектирование и моделирование цифровых объектов транспортно-дорожного комплекса
x
Зачет
Компьютерная графика
x
Экзамен,Курсовая работа
Визуальное программирование
x
Экзамен
Интернет программирование
x
Экзамен
Микропроцессорные системы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Аппаратно-программные комплексы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы организации транспортных систем
x
Зачет
Основы управления дорожным движением
x
Зачет
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
Промышленная робототехника
x
Зачет
ПК-9 Способен выполнять разработку технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Основы теории управления
x
Зачет,Курсовая работа
Общая теория систем
x
Экзамен
Схемотехника
x
Зачет
Управление ресурсами предприятия
x
Экзамен
Моделирование систем
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Зачет с оценкой
 
Технологическое предпринимательство
x
Зачет
Трудовое и предпринимательское право
x
Зачет
Метрология, стандартизация, сертификация
x
Зачет
Проектирование и моделирование цифровых объектов транспортно-дорожного комплекса
x
Зачет
Компьютерная графика
x
Экзамен,Курсовая работа
Исследование операций
x
Зачет
Основы организации транспортных систем
x
Зачет
Основы управления дорожным движением
x
Зачет
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-10 Способен разрабатывать документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывать стратегии тестирования и управления процессом тестирования
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Надежность, эргономика и качество автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Зачет с оценкой
Системы реального времени
x
Зачет с оценкой
Метрология, стандартизация, сертификация
x
Зачет
Проектирование и моделирование цифровых объектов транспортно-дорожного комплекса
x
Зачет
Микропроцессорные системы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Аппаратно-программные комплексы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-6 Способен осуществлять руководство рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в области информационных технологий)
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-6.1 Понимает методические основы руководства рабочей группой технических писателей на основе организации среды делового общения и коммуникации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Понимает методические основы руководства рабочей группой технических писателей на основе организации среды делового общения и коммуникации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Понимает методические основы руководства рабочей группой технических писателей на основе организации среды делового общения и коммуникации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает методические основы руководства рабочей группой технических писателей на основе организации среды делового общения и коммуникации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает методические основы руководства рабочей группой технических писателей на основе организации среды делового общения и коммуникации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-6.2 Готов участвовать в осуществлении руководства рабочей группой технических писателей на основе методов технологического предпринимательства с учетом требований стандартизации подготовки документации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Готов участвовать в осуществлении руководства рабочей группой технических писателей на основе методов технологического предпринимательства с учетом требований стандартизации подготовки документации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Готов участвовать в осуществлении руководства рабочей группой технических писателей на основе методов технологического предпринимательства с учетом требований стандартизации подготовки документации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Готов участвовать в осуществлении руководства рабочей группой технических писателей на основе методов технологического предпринимательства с учетом требований стандартизации подготовки документации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Готов участвовать в осуществлении руководства рабочей группой технических писателей на основе методов технологического предпринимательства с учетом требований стандартизации подготовки документации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-6.3 Участвует в руководстве рабочей группой технических писателей с использованием инструментальной среды разработки технической документации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Участвует в руководстве рабочей группой технических писателей с использованием инструментальной среды разработки технической документации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Участвует в руководстве рабочей группой технических писателей с использованием инструментальной среды разработки технической документации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Участвует в руководстве рабочей группой технических писателей с использованием инструментальной среды разработки технической документации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Участвует в руководстве рабочей группой технических писателей с использованием инструментальной среды разработки технической документации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-9 Способен выполнять разработку технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-9.1 Знаком с понятием жизненного цикла информационной системы, классификацией программных документов по фазам жизненного цикла информационной системы, классификацией стандартов при разработке информационных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Знаком с понятием жизненного цикла информационной системы, классификацией программных документов по фазам жизненного цикла информационной системы, классификацией стандартов при разработке информационных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Знаком с понятием жизненного цикла информационной системы, классификацией программных документов по фазам жизненного цикла информационной системы, классификацией стандартов при разработке информационных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Знаком с понятием жизненного цикла информационной системы, классификацией программных документов по фазам жизненного цикла информационной системы, классификацией стандартов при разработке информационных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Знаком с понятием жизненного цикла информационной системы, классификацией программных документов по фазам жизненного цикла информационной системы, классификацией стандартов при разработке информационных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-9.2 Понимает основы разработки технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям, знает правила организации интервью с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации семинаров с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации фокус-группы при разработке информационной системы, правила организации наблюдения за предметной областью информационной системы, правила создания опросных листов для разработчиков информационной системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Понимает основы разработки технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям, знает правила организации интервью с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации семинаров с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации фокус-группы при разработке информационной системы, правила организации наблюдения за предметной областью информационной системы, правила создания опросных листов для разработчиков информационной системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Понимает основы разработки технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям, знает правила организации интервью с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации семинаров с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации фокус-группы при разработке информационной системы, правила организации наблюдения за предметной областью информационной системы, правила создания опросных листов для разработчиков информационной системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает основы разработки технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям, знает правила организации интервью с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации семинаров с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации фокус-группы при разработке информационной системы, правила организации наблюдения за предметной областью информационной системы, правила создания опросных листов для разработчиков информационной системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности,

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает основы разработки технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям, знает правила организации интервью с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации семинаров с пользователями и разработчиками информационной системы, правила организации фокус-группы при разработке информационной системы, правила организации наблюдения за предметной областью информационной системы, правила создания опросных листов для разработчиков информационной системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

затруднения при аналитических операциях.
 
ПК-9.3 Разрабатывает техническую документацию, адресованную специалисту по информационным технологиям, создает руководство оператора, администратора, системного администратора, руководство программиста, системного программиста
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает техническую документацию, адресованную специалисту по информационным технологиям, создает руководство оператора, администратора, системного администратора, руководство программиста, системного программиста

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает техническую документацию, адресованную специалисту по информационным технологиям, создает руководство оператора, администратора, системного администратора, руководство программиста, системного программиста

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает техническую документацию, адресованную специалисту по информационным технологиям, создает руководство оператора, администратора, системного администратора, руководство программиста, системного программиста

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает техническую документацию, адресованную специалисту по информационным технологиям, создает руководство оператора, администратора, системного администратора, руководство программиста, системного программиста

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-10 Способен разрабатывать документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывать стратегии тестирования и управления процессом тестирования
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-10.1 Знаком с методикой разработки алгоритмов тестирования, методику разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Знаком с методикой разработки алгоритмов тестирования, методику разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Знаком с методикой разработки алгоритмов тестирования, методику разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Знаком с методикой разработки алгоритмов тестирования, методику разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Знаком с методикой разработки алгоритмов тестирования, методику разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-10.2 Демонстрирует знания методик разработки документов для тестирования и анализа качества покрытия, разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования на основе поставленной задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Демонстрирует знания методик разработки документов для тестирования и анализа качества покрытия, разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования на основе поставленной задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Демонстрирует знания методик разработки документов для тестирования и анализа качества покрытия, разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования на основе поставленной задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует знания методик разработки документов для тестирования и анализа качества покрытия, разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования на основе поставленной задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует знания методик разработки документов для тестирования и анализа качества покрытия, разработки стратегии тестирования и управления процессом тестирования на основе поставленной задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-10.3 Разрабатывает документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывает стратегии тестирования и управления
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывает стратегии тестирования и управления

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывает стратегии тестирования и управления

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывает стратегии тестирования и управления

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает документы для тестирования и анализа качества покрытия, разрабатывает стратегии тестирования и управления

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные вопросы (задания)

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Определение понятий качества и надежности. Нормативные документы по надежности.

2. Показатели надежности, физический смысл. Взаимосвязь между ними.

3. Понятие отказа и сбоя. Виды отказов и сбоев простых изделий и АС.

4. Показатели надежности восстанавливаемых объектов (комплексные показатели).

5. Основные факторы, влияющие на надежность АСУ и ее элементов.

6. Последовательность (этапы) расчета надежности АСУ, классификация расчетов надежности.

7. Законы распределения случайной величины, применяемые в теории надежности. Значение

выбора вида закона распределения при расчетах надежности и положения для такого выбора.

8. Признаки и свойства простейшего потока отказов. Основные положения алгебры логики,

используемые в расчетах надежности.

9. Правила составления последовательно-параллельной структуры расчета надежности.

10. Способы преобразования и расчета надежности мостиковых структур.

11. Способы преобразования и расчета надежности последовательно-параллельных структур.

12. Резервирование: основные методы.

13. Виды аппаратного резервирования (+формулы). Учет влияния надежности

 
переключающих

устройств.

14. Графическое представление состояний надежности технического элемента, системы.

Определение состояний системы. Графы ТС по схеме с одним, двумя, тремя отказами.

15. Марковские процессы. Правило составления уравнений Колмогорова для цепей Маркова.

Методы решения.

16. Итерационный метод определения надежности для дискретных в пространстве и времени

марковских процессов.

17. Коэффициент готовности ТС. Определение коэффициента готовности систем с

восстановлением элементов.

18. Наработка на отказ ТС. Определение наработки на отказ систем с восстановлением элементов

и без восстановления.

19. Способы подтверждения заданных в ТУ показателей надежности. Принципиальные

особенности испытаний на надежность АСУ.

20. Определительные испытания на надежность. Точечные и интервальные оценки показателей

надежности. Планы испытаний.

21. Контрольные испытания на надежность.

22. Параметрическая надежность. Модели ОД с постепенными отказами.

23. Эксплуатационная надежность. Планирование регламентных проверок и профилактических

работ. Количественные показатели эффективности проверок и профработ.

24. Определение числа запасных элементов. Специфика планирования запасных элементов и

принадлежностей (ЗИП) для АСУ.

25. Критерии абсолютно надежной системы, условия существования.

26. Методы и виды контроля и диагностики. Классификация средств диагноза и контроля.

27. Показатели контролепригодности и диагностирования.

28. Статистические методы распознавания состояния системы. Метод Байеса.

29. Автоматизированные системы тестового и функционального диагноза.

30. Математическая постановка прямой и обратной задачи диагностики. Составление таблиц

функций неисправности и дерева отказов. Алгоритмы технического диагностирования.

31. Определение диагностической ценности и информативности признаков и диагностического

обследования. Оптимизация (минимизация) набора контролируемых параметров и количества

диагностических обследований, тестов.

32. Особенности АСУ как объектов контроля и диагностики. Методы повышения надежности

АСУ на разных этапах жизненного цикла.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
1. Шишмарев, В. Ю. Надежность технических систем [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. Ю. Шишмарев. - М. : Издательский центр "Академия", 2020. - 304 с. 2. Основы теории надежности информационных систем [Электронный ресурс]: Учебное пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2023. - 256 с. - Режим доступа http://znanium.com/ catalog.php? bookinfo=419574 3. Основы теории надежности информационных систем : учеб. пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2021. - 255 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019400 4. Основы теории надежности информационных систем [Электронный ресурс]:  Учебное пособие / С.А. Мартишин, В.Л. Симонов, М.В. Храпченко. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2022. – 256 с. Режим доступа: http://znanium.com/ catalog.php? bookinfo=419574 б) дополнительная литература 1. Диагностика и надежность автоматизированных систем: Учебное пособие / Мещерякова А.А., Глухов Д.А. - Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2022. - 124 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/858265 2. Эргономика: Учебное пособие / Стадниченко Л.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 162 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/884608 Березкина Л.В. Эргономика: учеб. пособие / Л.В. Березкина, В.П. Кляуззе. – Минск: Высш. шк., 2022. – 432 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book_view&book_id=235682 3. Дорохов А.Н. Обеспечение надежности сложных технических систем: учебник / А.Н. Дорохов, В.А. Керножицкий, А.Н. Миронов, О.Л. Шестопалова. - СПб.: Изд-во "Лань", 2021. - 352 с. 4. Теория надежности. Статистические модели [Электронный ресурс]: Учебное пособие/А.В.Антонов, М.С.Никулин, А.М.Никулин и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 528 с. - Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=479401 5. Дорохов А.Н., Керножицкий В.А., Миронов А.Н., Шестопалова О.Л. Обеспечение надежности сложных технических систем: Учебник. - СПб.: Издательство "Лань", 2022. - 352 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/629/page3/ 6. Лисунов Е.А. Практикум по надежности технических систем: Учебное пособие. - 2-е из., испр. и доп. - СПб.: Издательство "Лань", 2023. - 240 с. Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/56607/page3/ 7. Малафеев С.И., Копейкин А.И. Надежность технических систем. Примеры и задачи: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Лань", 2022. - 320 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/2778/page3/
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1.  Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ.
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. Электронно-библиотечная система «Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
439
Учебная мебель: стол – 17 шт., стулья- 33 шт.,  компьютерное кресло -13 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -12шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -4 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 3 шт; плакаты -7 шт.

(45 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры  DEPO– 14 шт., телевизор LG, системный блок, МФУ KYOCERA, конструктор ARDUINO -10 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с

 
ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент  И и ТТП, к.п.н Максимова Марина Валерьевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .