ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практические задания;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 10 зачетных единиц (З.Е.).
Тягово-скоростные свойства автотранспортных средств. Определения. Оценочные показатели и характеристики тягово-скоростных свойств (единичные и обобщённые), их содержание. Действующие стандарты. Нормирование оценочных показателей. Методы определения оценочных показателей. Экспериментальный, графический, расчётно-аналитический. Дифференциальное уравнение движения автомобиля и анализ его составляющих. Методика вывода расчётных формул единичных показателей. Особенности расчёта показателей тягово-скоростных свойств автомобилей с гидродинамической передачей. Обобщённый показатель (средняя скорость движения) и методы его определения. Учёт влияния условий эксплуатации и технического состояния автомобиля на единичные и обобщённые показатели.
Тормозные свойства автотранспортных средств. Определения. Оценочные показатели и нормы для новых автомобилей и для находящихся в эксплуатации. Действующие стандарты. Экспериментальный метод оценки эффективности тормозных свойств автомобиля при торможении. Тормозная диаграмма. Расчётный метод определения замедлений, тормозного пути и устойчивости при торможении. Остановочный путь. Оптимальное распределение тормозных сил. Устройства по повышению тормозной эффективности. Торможение при ограничении сил сцепления. Оценка влияния технических параметров автомобилей на оценочные показатели эффективности и устойчивости торможения. Оценка влияния технических параметров автомобилей на оценочные показатели эффективности и устойчивости торможения. Методика учёта влияния тормозных свойств на среднюю скорость движения автомобиля. Математическое моделирование на ЭВМ процесса торможения.
Топливная экономичность автотранспортных средств. Определения. Оценочные показатели и их содержание. Действующие стандарты. Особенности экспериментального определения показателей топливной экономичности. Расчётно-аналитический метод определения единичных и обобщённого показателя (средний расход топлива на маршруте) топливной экономичности. Особенности расчёта показателей топливной экономичности автомобилей с гидродинамическими передачами. Оценка влияния эксплуатационных и технических параметров автомобилей на расходы топлива. Направления снижения расходов топлива. Понятие об оптимальных методах вождения. Законодательные акты разных стран, направленные на улучшение топливной экономичности автомобильного транспорта. Взаимосвязь топливной экономичности автомобильного транспорта с охраной окружающей среды от загрязнения. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на токсичность отработавших газов. Законодательные мероприятия различных стран по борьбе с загрязнением окружающей среды отработавшими газами. Математическое моделирование расхода топлива на заданном маршруте. Пути повышения топливной экономичности. Прогноз и тенденции развития топливной экономичности.
Управляемость и устойчивость. Управлемость. Определения. Оценочные показатели управляемости, их содержание и нормирование. Экспериментальные методы определения оценочных показателей. Действующие стандарты. Поворачиваемость автомобиля (избыточная, нейтральная, недостаточная). Расчётноаналитический метод оценки поворачиваемости. Стабилизация управляемых колёс. Стабилизирующий момент щины от продольного наклона шкворня и от поперечного наклона шкворня. Плечо обкатки и его роль в стабилизации прямолинейного движения. Автоколебания управляемых колёс. Усилие на рулевом колесе. Оценка влияния компоновочной схемы и технических параметров автомобиля на управляемость. Влияние управляемости на среднюю скорость движения автомобиля. Устойчивость. Определения. Содержание, нормирование единичных показателей устойчивости. Экспериментальное определение показателей устойчивости. Действующие стандарты. Расчётно-аналитический метод. Поперечная устойчивость при движении на вираже. Критические скорости и углы. Коэффициент поперечной устойчивости. Курсовая устойчивость. Критическая скорость по курсовой устойчивости. Аэродинамическая устойчивость. Влияние устойчивости на среднюю скорость движения. Технические направления повышения устойчивости.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать», «уметь» и «владеть» (6 семестр)
1. Определение понятия «тягово-скоростные свойства».
2. Оценочные показатели и характеристики тягово-скоростных свойств.
3. Выходные характеристики механизмов автотранспортного средства, определяющие его тягово-скоростные свойства.
4. Внешняя скоростная характеристика бензинового двигателя.
5. Внешняя скоростная характеристика дизельного двигателя.
6. Мощность и крутящий момент, подводимые к ведущим колесам АТС.
7. Силы сопротивления движению автомобиля при его разгоне на подъеме.
8. Потери в трансмиссии. КПД трансмиссии.
9. Радиус колеса, силы и моменты, действующие на автомобильное колесо.
10. Формулы для определений продольной реакции, действующей на колесо при различных режимах его качения.
11. Сила тяги. Тяговая характеристика автомобиля с механической трансмиссией.
12. Сила сопротивления качению. Коэффициент сопротивления качению.
13. Сила сопротивления разгону автомобиля. Мощность, расходуемая на преодоление сопротивления разгону.
14. Сила инерции автомобиля. Коэффициент учета инерции вращающихся масс автомобиля.
15. Сила дорожного сопротивления. Мощность, расходуемая на преодоление дорожного сопротивления.
16. Сила сопротивления подъему. Мощность, расходуемая на преодоление сопротивления подъему.
17. Сила сопротивления воздуха. Мощность, расходуемая на преодоление сопротивления воздуха.
18. Метод решения уравнения силового баланса. График силового баланса.
19. Метод решения уравнения мощностного баланса. График мощностного баланса.
20. Запас мощности и коэффициент использования мощности двигателя.
21. Определение нормальных реакций, действующих на колесо двухосного автомобиля.
23. Уравнение движения автомобиля. Условие возможности движения автомобиля.
24. Силы сопротивления движению автомобиля при его разгоне на подъеме.
25. Динамический фактор и динамическая характеристика.
26. Ускорение при разгоне. Время и путь разгона автомобиля.
27. Оценочные показатели и оценочные характеристики топливной экономичности.
Задания для проверки результатов обучения «знать», «уметь» и «владеть» (7 семестр)
1. Определение понятия «тормозные свойства» и «топливная экономичность».
2. Определение понятия «управляемость», «устойчивость», «маневренность» и
«проходимость» автомобиля.
3. Методика построения топливно-экономической характеристики с помощью уравнений расхода топлива.
4. Расчетные методы определения показателей топливной экономичности АТС.
5. Внешние силы, действующие на автотранспортное средство при торможении рабочей и запасной системами.
6. Виды торможения автомобиля и их оценка.
7. Оптимальное распределение тормозных сил между осями, двухосного автомобиля. Коэффициент распределения тормозных сил.
8. Анализ факторов, влияющих на время срабатывания тормозного привода и время нарастания замедления.
9. Остановочный путь и диаграмма торможения автомобиля.
10. Способы экстренного торможения и их оценка.
11. Определение понятий: «среднее установившееся замедление», «время реакции водителя», «тормозной путь», «остановочный путь».
12. Изменение тормозных свойств в процессе эксплуатации. Причины и следствия этих изменений.
13. Оценочные показатели и характеристики управляемости. Определение понятия «управляемость».
14. Силы, действующие на автомобиль при повороте.
15. Увод эластичного колеса. Коэффициент сопротивления уводу и его зависимость от конструктивных и эксплуатационных факторов.
16. Колебания управляемых колес, вызываемые их неуравновешенностью.
17. Колебания управляемых колес АТС относительно шкворней. Причины, вызывающие эти колебания.
18. Стабилизация и автоколебания управляемых колес.
19. Излишняя поворачиваемость АТС.
20. Нейтральная поворачиваемость АТС. Коэффициент поворачиваемости автомобиля.
21. Недостаточная поворачиваемость АТС.
22. Установка управляемых колес с развалом и схождением.
23. Определение критических скоростей по условиям бокового скольжения (заноса)
при круговом движении автомобиля на горизонтальной дороге.
24. Определение критических скоростей по условиям опрокидывания при круговом
движении автомобиля на горизонтальной дороге.
25. Расчет критической скорости по боковому скольжению при движении автомобиля на вираже.
26. Определение критического угла поперечного уклона дороги по боковому
скольжению
27. Определение критического угла поперечного уклона дороги по опрокидыванию
28. Определение понятия "маневренность". Оценочные показатели маневренности.
29. Конструктивные мероприятия, обеспечивающие повышение проходимости: тип и конструктивные особенности колесного движителя, трансмиссии, влияние типа и параметров подвески.
30. Определение понятия „проходимость автотранспортных средств” Оценочные показатели
31. Условия независимости колебаний передней и задней подвески. Коэффициент связи.
32. Приведенная жесткость подвески.
33. Свободные колебания подрессоренных и неподрессоренных масс. Парциальные частоты.
34. Автомобиль как колебательная система.
35. Вынужденные колебания и амплитудно-частотная характеристика.
36. Требования, показатели оценки и нормативы плавности хода.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы к тестированию:
1. Какие сопротивления возникают при передвижении кранов и тележек в ходовой части?
а) нет сопротивлений
б) ветровая нагрузка, наклон рельсового пути, сопротивления в элементах передач
в) сопротивления в элементах передач
2. В формуле момента сопротивления трения качению M=(Gгр+Gо)µ, µ - это
а) коэффициент трения качения
б) коэффициент торможения
в) коэффициент ускорения
3. Предварительный выбор ходовых колес рельсовых кранов осуществляют:
а) по скорости передвижения;
б) по нагрузке на колесо;
в) по контактным напряжениям.
4. Процесс торможения механизма передвижения крановой тележки состоит:
а) в преодолении сил инерции поступательно движущихся и вращающихся масс моментом, развиваемым тормозом.
б) в преодолении сил инерции поступательно движущихся и вращающихся масс моментом, развиваемым электродвигателем.
а) в преодолении сил инерции поступательно движущихся и вращающихся масс моментом, развиваемым тележкой.
5. Под устойчивостью передвижных кранов понимается:
а) способность крана не раскачиваться под воздействием ветровых нагрузок
б) способность крана противодействовать опрокидывающим его моментам
в) способность крана преодолевать нагрузку, возникающую при подъеме груза
6. Относительно чего проверяют устойчивость
а) относительно ребра опрокидывания
б) относительно крюка с грузом
в) относительно крайней точки опоры крана
7. Собственная устойчивость крана это:
а) работоспособность крана при работе с грузом
б) устойчивость крана в нерабочем состоянии (без груза)
в) оба варианта правильные
8. Мощностной баланс землеройно-транспортной машины показывает
а) мощность двигателя
б) на что расходуется мощность, развиваемая двигателем во время работы
в) кпд машины
9. Основной движущей силой является:
а) сила сцепления
б) сила качения
в) сила тяги
10. Чем отличается длина тормозного пути автомобиля от длины остановочного тормозного пути:
а) длина тормозного пути больше длины остановочного пути;
б) длина остановочного пути больше длины тормозного пути
в) длина тормозного пути равна длине остановочного пути
11. Статическим радиусом называется:
а) расстояние от оси неподвижного колеса до поверхности дороги
б) расстояние от оси катящегося колеса до поверхности дороги
в) отношение линейной скорости оси колеса к его угловой скорости
12. Изменение тяговой силы на ведущих колесах показывает:
а) скорость движения
б) тяговый показатель
в) тяговая характеристика
13. Равномерное качение колеса без скольжения и буксования возможно только при выполнении условия:
а) тяговая сила больше силы сцепления
б) тяговая сила меньше силы сцепления
в) оба варианта правильны
14. Ведущие колеса это:
а) колеса, к которым от двигателя подводится вращающий момент
б) колеса служащие для поддержания корпуса машины на поверхности качения
в) колеса, к которым подводится тормозящий момент
15. При тяговом режиме строительно-дорожной машины:
а) машина перемещается, на рабочее оборудование не действуют силы сопротивления
б) машина перемещается, на рабочее оборудование действуют силы сопротивления
в) машина не перемещается
16. Показать, критическая скорость по заносу, к какому свойству машины относится:
а) устойчивость
б) управляемость
в) тормозные свойства
17. Способность автомобиля совершать транспортную работу с наибольшей скоростью это:
а) устойчивость
б) динамичность
в) маневренность
18. Какой параметр обозначается Ме
а) эффективный крутящий момент двигателя
б) мощность
19. Радиусом качения называется:
а) расстояние от оси неподвижного колеса до поверхности дороги
б) расстояние от оси катящегося колеса до поверхности дороги
в) отношение линейной скорости оси колеса к его угловой скорости
20. Значение тяговой силы, необходимой для движения, ограничено:
а) вследствие действия силы сцепления колес с дорогой
б) скоростью
в) конструктивными особенностями машины
21. Какие силы действуют на машину при движении
а) движущие
б) силы сопротивления
в) оба вида сил
22. Динамическим фактором по тяге называется
а) отношение разности тяговой силы и силы сопротивления воздуха к весу автомобиля
б) разность тяговой силы и силы сопротивления воздуха
в) отношение силы тяги к скорости автомобиля
23.Чем ограничено значение динамического фактора по тяге
а) силой сопротивления воздуха
б) сцеплением колес с дорогой
в) обтекаемостью автомобиля
24. График мощностного баланса включает в себя:
а) зависимость скорости движения от времени разгона
б) зависимость от скорости движения эффективной и тяговой мощностей
в) зависимость расхода топлива от скорости движения
25. Внешней скоростной характеристикой называется:
а) зависимость эффективной мощности и крутящего момента двигателя от скорости вращения (числа оборотов) коленчатого вала
б) зависимость эффективной мощности и крутящего момента двигателя от скорости машины
в) зависимость мощности двигателя от скорости вращения (числа оборотов) коленчатого вала
36. Радиус поворота является показателем следующего свойства:
а) маневренность
б) управляемость
в) устойчивость
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.