2024-2025_v08_03_01_АД_2024_plx_Производственная база дорожного строительства_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.08.01 Производственная база дорожного строительства
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.2 Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.3 Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.4 Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.5 Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
ПК-3 
Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
 
ПК-4.1 Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
 
ПК-4.2 Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
 
ПК-4.3 Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
 
ПК-4.4 Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
 
ПК-4.5 Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
ПК-4 
Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Роль, назначение и особенности производственных баз дорожного строительства
 
1.1
Роль, назначение и особенности производственных баз дорожного строительства
2
0
2
2
6
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
2
Карьеры нерудных строительных материалов
 
2.1
Карьеры нерудных строительных материалов
2
0
4
5
11
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
3
Асфальтобетонные заводы
 
3.1
Асфальтобетонные заводы
2
0
11
7
20
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
4
Цементобетонные заводы
 
4.1
Цементобетонные заводы
2
0
0
6
8
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
5
Складское хозяйство производственных предприятий
 
5.1
Складское хозяйство производственных предприятий
2
0
0
5
7
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
6
Заводы и полигоны для изготовления железобетонных изделий
 
6.1
Заводы и полигоны для изготовления железобетонных изделий
3
0
0
3
6
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
7
Битумные и эмульсионные базы
 
7.1
Битумные и эмульсионные базы
2
0
0
3
5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
8
Требования безопасности на  производственных базах и заводах
 
8.1
Требования безопасности на  производственных базах и заводах
2
0
0
3
5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
9
Контроль
 
9.1
Контроль
0
0
0
0
4
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
Всего часов:
17
0
17
34
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Дорожные условия и безопасность движения
 
Реконструкция автомобильных дорог
 
Сметное дело в строительстве
 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Эксплуатация автомобильных дорог
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-3.1 Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.2 Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.3 Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.4 Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
 
ПК-3.5 Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
ПК-3 
Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
 
ПК-4.1 Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
 
ПК-4.2 Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
 
ПК-4.3 Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
 
ПК-4.4 Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
 
ПК-4.5 Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
ПК-4 
Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 8 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
6
10
72
38
34
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
6
10
17
17
Контактная работа в семестре (КС)
4
4
4
Другие виды самостоятельной работы
34
34
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Роль, назначение и особенности производственных баз дорожного строительства
 
1.1
Роль, назначение и особенности производственных баз дорожного строительства
2
0
2
2
6
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
2
Карьеры нерудных строительных материалов
 
2.1
Карьеры нерудных строительных материалов
2
0
4
5
11
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
3
Асфальтобетонные заводы
 
3.1
Асфальтобетонные заводы
2
0
11
7
20
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
4
Цементобетонные заводы
 
4.1
Цементобетонные заводы
2
0
0
6
8
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
5
Складское хозяйство производственных предприятий
 
5.1
Складское хозяйство производственных предприятий
2
0
0
5
7
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
6
Заводы и полигоны для изготовления железобетонных изделий
 
6.1
Заводы и полигоны для изготовления железобетонных изделий
3
0
0
3
6
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
7
Битумные и эмульсионные базы
 
7.1
Битумные и эмульсионные базы
2
0
0
3
5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
8
Требования безопасности на  производственных базах и заводах
 
8.1
Требования безопасности на  производственных базах и заводах
2
0
0
3
5
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
9
Контроль
 
9.1
Контроль
0
0
0
0
4
ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ПК-3.5, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
Всего часов:
17
0
17
34
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Роль, назначение и особенности производственных баз дорожного строительства

Общие сведения о производственной базе дорожного строительства. Классификация производственных предприятий. Организация контроля качества продукции производственных предприятий дорожного строительства.

 
Карьеры нерудных строительных материалов

Классификация карьеров. Изыскания месторождений полезных ископаемых. Разработка горных пород. Выемка и погрузка горной породы. Особенности разработки обломочных пород. Рекультивация карьеров.

 
Асфальтобетонные заводы

Классификация асфальтобетонных заводов. Технологические процессы на АБЗ. Особенности приготовления на АБЗ холодных асфальтобетонных смесей и черного щебня. Особенности приготовления смесей и работы на АБЗ в зимний период. Основы проектирования асфальтобетонных заводов. Транспорт производственных предприятий. Обеспечение предприятий электроэнергией, водой, паром и сжатым воздухом. Контроль качества исходных материалов асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов.

 
Цементобетонные заводы

Назначение и классификация цементобетонных заводов. Приготовление цементобетонной смеси.  Технологические процессы приготовления  цементобетонной смеси. Проектирование генеральных планов ЦБЗ. Особенности  приготовления  смесей  на  ЦБЗ  в   холодный период года. 

 
Складское хозяйство производственных предприятий

Нормирование расхода материалов. Нормирование расхода материалов. Назначение складов и их классификация. Организация складских работ и технико-экономические показатели работы склада.  Проектирование складов. Основные требования к складской переработке каменных материалов.  Транспортирование каменных материалов и погрузочно-разгрузочные работы на складах. Основные требования к складской переработке  порошкообразных материалов. Транспортирование порошкообразных материалов и погрузочно-разгрузочные работы на складах. Технологические схемы и компоновка складов порошкообразных материалов. Основные требования к складской переработке органических вяжущих. Транспортирование органических вяжущих и погрузочно-разгрузочные работы на складах. Технологические схемы и компоновка складов органических вяжущих.

 
Заводы и полигоны для изготовления железобетонных изделий

Классификация заводов и полигонов. Технология изготовления изделий и конструкций. Способы производства железобетонных изделий. Контроль качества, приемка и хранение сборных конструкций. 

 
Битумные и эмульсионные базы

Назначение и размещение битумных баз. Технологические процессы подготовки органических вяжущих. Приготовление эмульсий. Основные технологические операции при получении эмульсии. Хранение эмульсий. Охрана труда при приготовлении битумных эмульсий.

 
Требования безопасности на  производственных базах и заводах

Требования безопасности на битумных и эмульсионных базах. Техника безопасности при эксплуатации АБЗ. Техника безопасности при эксплуатации ЦБЗ. Охрана труда на полигонах и заводах.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Нормативные документы в организации проектирования производственных предприятий дорожной отрасли
2
УО,Выполнение ПЗ
 
2
2
Определение объемов разработки сосредоточенного карьера при устройстве земляного полотна и работ по его рекультивации
2
УО,Выполнение ПЗ
 
3
2
Разработка скальных пород в карьерах
2
УО,Выполнение ПЗ
 
4
3
Определение места расположения  производственного перерабатывающего предприятия
2
УО,Выполнение ПЗ
 
5
3
Генеральный план предприятия

( на примере  АБЗ)

4
УО,Выполнение ПЗ
 
6
3
Технологические  расчеты при проектировании  предприятия  (на примере АБЗ)
5
УО,Выполнение ПЗ
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Выполнение практического задания
Выполнение ПЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
ПК-3 
Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
 
 
 
 
 
ПК-4 
Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-3 Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений
x
Экзамен,Курсовая работа
 
Инженерно-геодезические работы в строительстве
x
Курсовая работа,Экзамен
Дорожные и строительные машины
x
Зачет
Эксплуатация автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовой проект,Курсовая работа
Реконструкция автомобильных дорог
x
Экзамен,Курсовая работа
Производственная база дорожного строительства
x
Зачет,Курсовая работа
Управление и контроль качества дорожных работ
x
Зачет,Курсовая работа
Исполнительская практика
x
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Экология отрасли
x
Зачет
ПК-4 Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Строительная механика
x
x
Экзамен
Дорожное материаловедение
x
Экзамен
Строительство автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Курсовой проект
Сметное дело в строительстве
x
Зачет,Курсовая работа
Основы организации и управления в строительстве
x
Экзамен
Экономическое обоснование инвестиций
x
Экзамен
Дорожные условия и безопасность движения
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Производственная база дорожного строительства
x
Зачет,Курсовая работа
Управление и контроль качества дорожных работ
x
Зачет,Курсовая работа
Технология строительства водостоков городских улиц и дорог
x
x
Зачет,Зачет с оценкой,Курсовая работа
Технология строительства подземных инженерных сетей, водопропускных и дренажных устройств
x
x
Зачет,Зачет с оценкой,Курсовая работа
Исполнительская практика
x
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-3 Способен организовывать работы по технической эксплуатации, ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает технологии и технологическое оборудование для выполнения строительно-монтажных работ при ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план подготовительных работ для ремонта или мониторинга состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план мероприятий технического и технологического контроля технической эксплуатации, ремонта и мониторинга состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.4 Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Контролирует соблюдение норм промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда при технической эксплуатации, ремонте и мониторинге состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.5 Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Готовит документацию для сдачи/приёмки законченных видов/этапов работ по ремонту и мониторингу состояния автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4 Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.4 Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.5 Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к экзамену:

1. Что понимают под термином «производственная база дорожного строительства».

 
2. Как классифицируются производственные предприятия?

3. По каким нормативным документам оценивают качество строительных материалов?

4. Какова классификация карьеров?

5. Какова классификация месторождений по категориям запасов?

6. Что входит в понятие «поиск месторождений»?

7. Что входит в понятие «предварительная разведка месторождения»?

8. Что входит в понятие «детальная разведка месторождения»?

9. Как определяется объем запасов каменного материала?

10. Из каких работ состоит технологический процесс разработки месторождения?

11. Как выполняются вскрышные работы?

12. Как выполняются буровзрывные работы?

13. Какие взрывчатые вещества применяются при разработке горных пород?

14. Какова классификация взрывчатых веществ по степени опасности?

15. Техника безопасности при проведении буровзрывных работ.

16. Какими способами разрабатываются месторождения песка и гравийно- песчанных смесей?

17. Классификация асфальтобетонных заводов.

18. Преимущества и недостатки смесительных установок башенного и партерного типа.

19. Какова должна быть температура асфальтобетонной смеси на выходе из смеси- теля для горячих асфальтобетонных смесей?

20. Какое должно быть время перемешивания асфальтобетонных смесей и от чего оно зависит?

21. От чего зависит время транспортировки горячих асфальтобетонных смесей от АБЗ до дороги?

22. Для каких целей используется пар на АБЗ?

23. Для каких целей используется сжатый воздух на АБЗ?

24. Какова должна быть температура нагрева битума для горячих асфальтобетон ных смесей?

25. Какие основные принципы заложены при проектировании генеральных планов АБЗ?

26. Какие основные цеха на АБЗ?

27. На какие зоны делят площадь производственного предприятия?

28. Назовите виды транспорта на производственном предприятии.

29. Что называется цементобетонным заводом?

30. Как классифицируются цементобетонные заводы?

31. Какие технологические схемы приготовления цементобетонной смеси вы знаете?

32. Основные принципы проектирования генерального плана ЦБЗ.

33. Особенности приготовления цементобетонных смесей в холодный период года

34. Что входит в состав организации работ по снабжению материалами произ-водственных баз?

35. Что понимается под нормой расходов материалов?

36. Что понимается под производственной нормой расхода материалов?

37. По каким признакам классифицируются склады?

38. Как классифицируются склады по условиям хранения материалов?

39. Какие склады материалов относятся к открытым?

40. Какие склады материалов относятся к унифицированным?

41. Что необходимо предусматривать при хранении порошкообразных материалов для устранения их потерь и сохранения качества?

42. За счет каких средств механизации транспортируют цемент, минеральный порошок?

43. Какими способами транспортируют битум?

44. Из каких операций состоит технологический процесс работы склада органических вяжущих?

45. Какие существуют способы подогрева битума?

46. Что используется для перекачки и транспортирования битума на АБЗ?

47. Дайте понятие «завод».

48. Дайте понятие «полигон».

49. Из каких основных процессов состоит технология производства железобетонных

 
изделий?

50. По каким признакам классифицируют формы для изготовления изделий?

51. Какие схемы уплотнения бетонной смеси при изготовлении изделий?

52. Какие вы знаете изделия для дорожного строительства?

53. Какие способы  изготовления железобетонных изделий вы знаете?

54. Назначение битумных и эмульсионных баз (заводов) и их классификация.

55. По каким показателям определяют размещение баз?

56. Технологический процесс приготовления прямой и обратной эмульсий и при меняемые машины и оборудование.

57. Как хранят битум?

58. Для чего предназначены битумные базы?

59. Какие существуют виды транспорта битума?

60. Что такое эмульсия?

61. Что такое гидрофобность?

62. Дайте понятие «эмульгатор».

63. Какие свойства эмульсии вы знаете?

64. Какие виды водоотвода применяют на территории производственного предприятия?

65. Какие меры безопасности нужно соблюдать при производстве работ в карьере?

66. Каковы требования техники безопасности при работе машин в карьерах?

67. Каковы требования техники безопасности на АБЗ?

68. Каковы требования техники безопасности на ЦБЗ?

69. Каковы требования техники безопасности на заводах и полигонах при изготовлении изделий и конструкций?

70. Каковы требования техники безопасности на битумных и эмульсионных

базах?

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы для устного опроса:

1. Что понимают под термином «производственная база дорожного строительства».

2. Как классифицируются производственные предприятия?

3. По каким нормативным документам оценивают качество строительных материалов?

4. Какова классификация карьеров?

5. Какова классификация месторождений по категориям запасов?

6. Что входит в понятие «поиск месторождений»?

7. Что входит в понятие «предварительная разведка месторождения»?

8. Что входит в понятие «детальная разведка месторождения»?

9. Как определяется объем запасов каменного материала?

10. Из каких работ состоит технологический процесс разработки месторождения?

11. Как выполняются вскрышные работы?

12. Как выполняются буровзрывные работы?

13. Какие взрывчатые вещества применяются при разработке горных пород?

14. Какова классификация взрывчатых веществ по степени опасности?

15. Техника безопасности при проведении буровзрывных работ.

16. Какими способами разрабатываются месторождения песка и гравийно- песчанных смесей?

17. Классификация асфальтобетонных заводов.

18. Преимущества и недостатки смесительных установок башенного и партерного типа.

 
19. Какова должна быть температура асфальтобетонной смеси на выходе из смеси- теля для горячих асфальтобетонных смесей?

20. Какое должно быть время перемешивания асфальтобетонных смесей и от чего оно зависит?

21. От чего зависит время транспортировки горячих асфальтобетонных смесей от АБЗ до дороги?

22. Для каких целей используется пар на АБЗ?

23. Для каких целей используется сжатый воздух на АБЗ?

24. Какова должна быть температура нагрева битума для горячих асфальтобетон ных смесей?

25. Какие основные принципы заложены при проектировании генеральных планов АБЗ?

26. Какие основные цеха на АБЗ?

27. На какие зоны делят площадь производственного предприятия?

28. Назовите виды транспорта на производственном предприятии.

29. Что называется цементобетонным заводом?

30. Как классифицируются цементобетонные заводы?

31. Какие технологические схемы приготовления цементобетонной смеси вы знаете?

32. Основные принципы проектирования генерального плана ЦБЗ.

33. Особенности приготовления цементобетонных смесей в холодный период года

34. Что входит в состав организации работ по снабжению материалами произ-водственных баз?

35. Что понимается под нормой расходов материалов?

36. Что понимается под производственной нормой расхода материалов?

37. По каким признакам классифицируются склады?

38. Как классифицируются склады по условиям хранения материалов?

39. Какие склады материалов относятся к открытым?

40. Какие склады материалов относятся к унифицированным?

41. Что необходимо предусматривать при хранении порошкообразных материалов для устранения их потерь и сохранения качества?

42. За счет каких средств механизации транспортируют цемент, минеральный порошок?

43. Какими способами транспортируют битум?

44. Из каких операций состоит технологический процесс работы склада органических вяжущих?

45. Какие существуют способы подогрева битума?

46. Что используется для перекачки и транспортирования битума на АБЗ?

47. Дайте понятие «завод».

48. Дайте понятие «полигон».

49. Из каких основных процессов состоит технология производства железобетонных изделий?

50. По каким признакам классифицируют формы для изготовления изделий?

51. Какие схемы уплотнения бетонной смеси при изготовлении изделий?

52. Какие вы знаете изделия для дорожного строительства?

53. Какие способы  изготовления железобетонных изделий вы знаете?

54. Назначение битумных и эмульсионных баз (заводов) и их классификация.

55. По каким показателям определяют размещение баз?

56. Технологический процесс приготовления прямой и обратной эмульсий и при меняемые машины и оборудование.

57. Как хранят битум?

58. Для чего предназначены битумные базы?

59. Какие существуют виды транспорта битума?

60. Что такое эмульсия?

61. Что такое гидрофобность?

62. Дайте понятие «эмульгатор».

63. Какие свойства эмульсии вы знаете?

64. Какие виды водоотвода применяют на территории производственного предприятия?

65. Какие меры безопасности нужно соблюдать при производстве работ в карьере?

 
66. Каковы требования техники безопасности при работе машин в карьерах?

67. Каковы требования техники безопасности на АБЗ?

68. Каковы требования техники безопасности на ЦБЗ?

69. Каковы требования техники безопасности на заводах и полигонах при изготовлении изделий и конструкций?

70. Каковы требования техники безопасности на битумных и эмульсионных

базах?

Задания:

1. Определить количество растительного грунта, необходимого для рекультивации сосредоточенного резерва.

2. Определить стоимость выполнения работ по рекультивации земель.

3. Рассчитать параметры уступа для экскаваторов при разработке скальных грунтов, песчано-гравийных карьеров.

4. Как определяется площадь склада S?

5. Определить потребное количество перевозимого материала для устройства покрытия дорожной одежды.

6. Построить график средней дальности возки дорожно- строительных материалов.

7. Расчет основного оборудования   предприятия.

8. Расчет потребности в электроэнергии, сжатом воздухе, паре.

9. Расчет потребности в сжатом воздухе.

10. Расчет потребности в паре.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Абдулханова, М. Ю. Технологии производства материалов и изделий и автоматизация технологических процессов на предприятиях дорожного строительства : учебное пособие / М. Ю. Абдулханова, В. А. Воробьев, В. П. Попов. - Москва : СОЛОН-Пресс, 2020. - 564 с. - ISBN 978-5-91359-108-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1858807 (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 2. Лебедев, В. М. Технология строительных процессов : учебное пособие / В. М. Лебедев. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 188 с. - ISBN 978-5-9729-0769-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836133 (дата обращения: 12.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 3. Лебедев, В. М. Основы производства в строительстве : учебное пособие / В. М. Лебедев. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 248 с. - ISBN 978-5-9729-0729-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836135 (дата обращения: 12.01.2022). – Режим доступа: по подписке. б) дополнительная: 1. Автомобильные дороги   строительство, ремонт, эксплуатация (дорожно-строительные материалы, грунты, технология производства работ, технология ремонта дорог,  охрана труда)    В.Н. Основин, Л.Г. Остовина, Л.В. Шуляков, Н.В. Мальцевич  - 2011г. 2. Асфальтобетонные заводы. Силкин В.В. Лупанов А.П.-2009г. 3. Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог. Под. Ред. С.Г. Цупикова-М.-2005г. 4. Силкин В.В. Технология и организация работ на предприятиях дорожного строительства: учеб. пособие / В.В. Силкин, А.П. Лупанов. - М.: Изд-во АСВ, 2010. - 224с. 5. СниП П-89-80. Генеральные планы промышленных предприятий. - М.: Стройиздат, 1980. 6. Справочная энциклопедия дорожника. Том -1, 2007г.. 7. СНиП  П-92-76. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. - М.: Стройиздат, 1977. 8. ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные  дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия». 9. ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные  и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия». 10. СП  27.13330.2011 Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур. Актуализированная редакция СНиП 2.03.04-84. М., 2011. 11. СП 52-101-2003. Железобетонные конструкции. М., 2003. 12. Степанец, В.Г. Производственная база дорожного строительства : учебное пособие / В.Г. Степанец. – Омск: СибАДИ, 2014. – 200 с. 12. Производственные предприятия дорожного строительства. Миротин Л.Б., Силкин В.В.,  2004г.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо

 
использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал

 
их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель СДиИЭ, без степени Вязова Е.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .