2024-2025_z23_03_03_АС_24_plx_Управление персоналом_Автомобильный сервис
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.03.01 Управление персоналом
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Автомобильный сервис
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-3.1 Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
 
УК-3.2 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
УК-3.3 Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный / письменный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Управление персоналом
 
1.1
Методологические основы управления персоналом
0
0
1
15
16
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
1.2
Технологии подбора, развития и увольнения персонала
0
0
1
15
16
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
1.3
Технологии управления поведением персонала организации
0
0
2
15
17
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
1.4
Методы оценки результатов деятельности работников и подразделений организации
0
0
2
15,25
23
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
Всего часов:
0
0
6
60,25
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
 
Техническое обслуживание и ремонт электромобилей
 
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, использующих альтернативные источники энергии
 
Системы автоматизированного проектирования станций технического обслуживания
 
Инженерные сооружения и экологическая безопасность предприятий автосервиса
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-3.1 Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
 
УК-3.2 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
УК-3.3 Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
6
72
8
60,25
в том числе:
Практические занятия (Пр)
6
6
6
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,75
1,75
Другие виды самостоятельной работы
60,25
60,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Управление персоналом
 
1.1
Методологические основы управления персоналом
0
0
1
15
16
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
1.2
Технологии подбора, развития и увольнения персонала
0
0
1
15
16
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
1.3
Технологии управления поведением персонала организации
0
0
2
15
17
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
1.4
Методы оценки результатов деятельности работников и подразделений организации
0
0
2
15,25
23
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-8.1
 
Всего часов:
0
0
6
60,25
72
 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основы методологии управления персоналом (философия, концепции, сущность, закономерности, принципы и методы управления персоналом; методы построения системы управления персоналом). Сущность, цели, функции и организационная структура системы управления персоналом. Основы разработки и реализации кадровой политики и стратегии управления персоналом. Основы кадрового планирования в организации
1
опрос
 
2
1
Технологии управления персоналом (найма, отбора, приема и расстановки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; организации труда персонала, высвобождения персонала)
1
опрос
 
3
1
Типологии трудового поведения и технологии реализации научного подхода в выявлении причин и факторов трудового поведения персонала. Теоретические основы, содержание и методы управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности (в т. ч. оплаты труда).
2
опрос
 
4
1
Методы оценки текущей деятельности и трудового поведения работников организации. Методы оценки результатов деятельности трудовых коллективов. Специфика оценки результатов деятельности службы управления персоналом и ее сотрудников
2
опрос
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный / письменный опрос
опрос
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Инженерная экология
x
Зачет
Международные студенческие инженерные проекты
x
Зачет
Управление персоналом
x
Зачет
Микропроцессорные системы управления мобильными роботами
x
Зачет
Инженерные сооружения и экологическая безопасность предприятий автосервиса
x
Зачет,Курсовая работа
Системы автоматизированного проектирования станций технического обслуживания
x
Зачет,Курсовая работа
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, использующих альтернативные источники энергии
x
Зачет
Техническое обслуживание и ремонт электромобилей
x
Зачет
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Безопасность жизнедеятельности
x
Зачет
Основы военной подготовки
x
Зачет с оценкой
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Проектная деятельность
x
x
Зачет,Экзамен
Управление персоналом
x
Зачет
Кадровое обеспечение автосервисных предприятий
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-3.1 Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-3.2 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-3.3 Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Для проверки результатов обучения «знать»:

1. Основные понятия: организация, персонал, организационная культура, менеджмент.

2. История развития менеджмента.

3. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

4. Экономический подход к управлению персоналом.

5. Органический подход к управлению персоналом.

6. Гуманистический подход к управлению персоналом.

7. Основные модели кадрового менеджмента.

8. Принципы и методы управления.

9. Численность, категории, структура персонала.

10. Поведение человека в организации. Социально-психологическая диагностика персонала.

11. Кадровая политика и кадровая деятельность.

12. Формирование и задачи кадровой службы.

13. Правовое и нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом

14. Организационные структуры фирм и современные тенденции их реформирования.

15. Анализ рынка труда, структуры занятости и кадровой ситуации в регионе.

16. Планирование персонала.

17. Набор персонала.

18. Отбор персонала.

19. Аттестация кадров.

20. Недирективные методы сокращения персонала.

21. Адаптация персонала.

22. Планирование карьеры и ее этапы.

23. Обучение персонала.

24. Управленческий труд и личность руководителя.

25. Теория стиля руководства.

26. Социально-трудовые отношения и социальное партнерство.

Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

1. Информационное обеспечение системы управления персоналом.

2. Технологии набора, отбора и найма персонала.

3. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.

4. Экономические методы, используемые в управлении персоналом

 
5. Расчет потребности в кадрах

6. Современные методы расчета заработной платы

7. Тестирование кандидатов в процессе найма персонала.

8. Методы оценки персонала.

9. Охрана труда в организации.

10. Должностная инструкция специалиста службы управления персоналом

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы для устного / письменного опроса:

- Основные понятия: организация, персонал, оргкультура, менеджмент.

-  Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием.

- История развития кадрового менеджмента.

- Теории, концепции, парадигмы управления персоналом.

- Численность, категории, структура персонала.

- Теория управления о роли человека в организации.

- Основные школы и концепции управления персоналом: “научного

управления”, “человеческих отношений”, “человеческих ресурсов”.

- Этапы развития управления персоналом в организациях развитых стран.

- Инструментарий воздействия на персонал.

- Социальная политика государства и организации.

- Государственная система управления трудовыми ресурсами.

- Принципы и методы управления персоналом.

-  Факторы, определяющие организационную структуру управления персоналом.

-  Качественные и количественные показатели, характеризующие организационную структуру управления персоналом.

-  Виды организационных структур управления персоналом.

-  Формирование структурных подразделений системы управления персоналом.

- Возможные варианты построения оргструктуры управления персоналом в зависимости от особенностей организации.

- Взаимосвязь звеньев управления персоналом между собой и с другими подразделениями организации.

-  Аутсорсинг в системе управления персоналом.

- Введение в должность (ориентация): сущность, цель, задачи, формы.

- Организация управления профориентацией персонала.

- Сущность, цели и этапы адаптации персонала. Виды и содержание адаптации персонала.

- Стратегии начала работы в новой должности.

- Сущность, цели, альтернативы и этапы обучения (переподготовки и повышения квалификации) персонала в организации. Особенности обучения взрослых. Место обучения в системе управления персоналом.

- Организационная структура и функции подразделений по обучению персонала.  Этапы обучения.

˗ Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом.

˗ Базовые категории, характеризующие управление персоналом.

˗ Организационное проектирование системы управления персоналом.

˗ Основные сферы управления персоналом и их соотношение.

˗ Функциональное разделение труда и организационная служба управления персоналом.

 
˗ Соотношение понятий: «руководство персоналом», «управление персоналом», «менеджмент персонала» и др.

˗ Работа с кадрами и руководство персоналом.

˗ Кадровое, информационное и правовое обеспечение управления персоналом. Менеджер по персоналу.

˗ Взаимодействие менеджеров по персоналу и линейных менеджеров.  Компоненты руководства.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
Основная литература 1. Зайцева Т. В. Управление персоналом: учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2020. - 336 с. // URL:  https://znanium.com/catalog/product/1044004 2. Исаева О. М. Управление персоналом: учебник и практикум  / О. М. Исаева, Е. А. Припорова. - 2-е изд. - М: Юрайт, 2022. - 168 с. // URL: https://urait.ru/bcode/452237 3. Управление персоналом: учебник и практикум / А. А. Литвинюк [и др.]; под редакцией А. А. Литвинюка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2022. - 498 с. // URL: https://urait.ru/bcode/450928 Дополнительные источники 1. Горленко О. А. Управление персоналом: учебник  / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Юрайт, 2022. - 249 с. // URL: https://urait.ru/bcode/452929 2. Максимцев И. А. Управление персоналом: учебник и практикум  / И. А. Максимцев, Н. А. Горелов; под редакцией И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2022. - 526 с. // URL: https://urait.ru/bcode/451153 3. Маслова В. М. Управление персоналом: учебник и практикум  / В. М. Маслова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2022. - 431 с. // URL: https://www.urait.ru/bcode/450937 4. Тебекин А. В. Управление персоналом: учебное пособие  / А. В. Тебекин. - М: Юрайт, 2022. - 182 с. // URL: https://urait.ru/bcode/449894 5. Управление персоналом: учебник и практикум / О. А. Лапшова [и др.]; под общей редакцией О. А. Лапшовой. - М: Юрайт, 2022. - 406 с. // URL: https://urait.ru/bcode/452448
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.

 
Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе

 
подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент И и ТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .