ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
объект социологии. Функции социологии. Место социологии в системе социальных и
гуманитарных наук.
Природа социального. Мир человека. Социальные контакты, взаимодействия,
отношения. Классические и неклассические концепции социального.
Общество. Понятие общества. Структурно-функциональные (Т. Парсонс, Р.
Мертон) и конфликтологические (К.Маркс, Р.Дарендорф) подходы к изучению общества
Эмпирические исследования.
Программа социологического исследования. Основные теоретические процедуры.
Выдвижение и проверка гипотез. Требования к гипотезе. Выборка. Интерпретация
эмпирических данных.
Количественные и качественные методы сбора и анализа эмпирических данных.
Качественные методы. Подготовка, обработка, анализ и обобщение данных
социологических исследований
личность. Базисный и модальный типы личности. Социальный статус.
Условия и факторы социализации. Социализация как усвоение культурных норм и
освоение социальных ролей. Социализация и формирование личности.
Процесс социализации. Социализация взрослых и детей. Теории когнитивного
развития и нравственного формирования личности.
Роль как ожидаемое поведение. Ролевой набор.
Теоретические концепции социализации. Социальное «Я». Теория «зеркального
Я» Ч. Кули. Процесс формирования личности в теориях Дж. Г. Мида и З. Фрейда.
Социализация взрослых и детей. Депривация. Адаптивный и эволюционный
подходы к социализации. Десоциализация и ресоциализация
Прикладные аспекты социализации. Агенты и механизмы социализации
потребности и социальные институты. Институционализация. Институциональная
структура общества.
Группы. Первичные и вторичные группы. Размер групп. Малые, формальные и
неформальные группы.
Социальные организации. Теория бюрократии М.Вебера. Типологические
характеристики бюрократической организации. Дисфункции организации (Р.Мертон).
структуры. Социальная и демографическая статистика. Горизонтальные и вертикальные
связи элементов социальной структуры. Критерии социального неравенства М.Вебера.
Стратификация советского и российского общества. Исторические типы
стратификационных систем. Социальная структура советского общества. «Трехчленная
модель» социально-классовой структуры. Социальное неравенство в советском обществе.
Социальная мобильность. Понятие социальной мобильности (Р.А.Сорокин). Виды,
типы и формы социальной мобильности. Социальные «лифты»
изменений: эволюционные, революционные, циклические. Источники социальных
изменений.
Социальное развитие. Понятие социального развития. Критерии социального
развития. Нелинейный характер социального развития. Подходы к определению
социального прогресса.
Социально-историческое развитие. Марксистская теория исторического
развития. Классификация исторических типов общества. Структурно-функциональная
теория социальной эволюции (Т.Парсонс). Концепция современного общества
Постиндустриальное общество. Постиндустриальная модернизация в XXI веке
(Р.Инглхарт).
Теория глобального общества («мировой системы») И.Валлерстайна.
Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.
Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире.
Информационная революция и ее социальные последствия. Теория глобальной ойкумены
У.Ганнерса. Концепция антиглобализма
19-го – начале 20 века. Реформы П.А.Столыпина. Крестьянская общность и модернизация
России.
Социальная природа советского индустриального общества. Советский человек
как субъект модернизации. Экономика, культура и социальная структура советского
индустриального общества.
Постсоветское общество: возможности постиндустриальной модернизации.
Деиндустриализация и реструктуризация экономики. Поляризация социальной
структуры. Возможности и перспективы новой «модернизации».
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде
Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет нормы социального взаимодействия для реализации своей роли в команде
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Понимает специфику инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру, особенности применения базовых дефектологических знаний
Понимает специфику инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру, особенности применения базовых дефектологических знаний
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает специфику инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру, особенности применения базовых дефектологических знаний
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает специфику инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру, особенности применения базовых дефектологических знаний
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет и обосновывает особенности применения базовых дефектологических знаний в социальном и профессиональном взаимодействии с лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей развития
Определяет и обосновывает особенности применения базовых дефектологических знаний в социальном и профессиональном взаимодействии с лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей развития
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет и обосновывает особенности применения базовых дефектологических знаний в социальном и профессиональном взаимодействии с лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей развития
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет и обосновывает особенности применения базовых дефектологических знаний в социальном и профессиональном взаимодействии с лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей развития
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Объект и предмет социологии
2. Этапы развития социологии
4. Микросоциологические теории (Дж.Хоманс, Г.Гарфинкель, Э.Гоффман, Г.Блумер)
5. Структура социологического знания
6. Категория личности в социологии
7. Теории социализации (Ч.Кули, Дж.Мид, З.Фрейд)
8. Процесс социализации, десоциализация и ресоциализация
9. Социологическое понимание культуры
10. Основные элементы культуры
11. Субкультура и контркультура
12. Культурные изменения и конфликты
13. Социальный порядок, нормы и санкции
14. Типы неформального контроля
15. Формы социального приспособления людей в обществе (Р.Мертон)
16. Природа социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер, Л.Крисберг)
17. Стадии протекания конфликта
18. Признаки социальной группы (Р. Мертон)
19. Размер групп
20. Хоторнский эффект (Э.Мэйо)
21. Функции группы. Инструментальные и экспрессивные группы
22. Первичные и вторичные группы
23. Понятие референтной группы
24. Модель двойного лидерства (Р.Бэйлс, Ф.Слэйтер)
25. Организация и бюрократия (М. Вебер)
26. Понятие социальной структуры
27. Четыре измерения социальной структуры (П.Штомпка)
28. Социальная дифференциация и социальный состав
29. Социальное неравенство: теории функционализма (Э.Дюркгейм, К.Дэвис, У.Мур, Т.Парсонс)
30. Социальное неравенство: теории конфликта (К.Маркс, Р.Дарендорф)
31. Критерии социального неравенства и социальной стратификации М. Вебера
32. Статусные группы
33. Объект, предмет и метод политической науки.
34. Политика как общественное явление. Роль политики в жизни общества.
35. Функции политологии как науки и дисциплины.
36. Политические учения Древней Греции, Нового и Новейшего времени.
37. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
38. Современная политическая наука: основные отечественные и зарубежные политологические школы и парадигмы.
39. Политическая власть: сущность, ресурсы, типологии.
40. Критерии легальности и легитимности политической власти.
41. Сущность государства, его признаки, функции и формы.
42. Субъекты федерации - их правовое положение, способы разграничения властной компетенции (на примере РФ).
43. Правовое государство: понятие, признаки, принципы.
44. Правовое государство и гражданское общество: основные аспекты взаимодействия.
45. Гражданское общество: основные условия функционирования.
46. Современные тенденции и проблемы в развитии гражданского общества в РФ.
47. Основные направления внутренней политики РФ.
48. Российское Федерация – правовое, демократическое, федеративное, социальное и светское государство.
49. Подготовка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года. Структура Конституции РФ.
50. Правовое обеспечение международных отношений, система мирового права и её влияние на течение мировых политических процессов.
51. Понятие основ правового статуса личности. Конституционно-правовые основы
52. Политическая культура как часть культуры общества: понятие, структуры, функции.
53. Сущность, концепции, механизмы формирования политической элиты.
54. Политическое лидерство: природа, функции, основные теории и типологии.
55. Образ политического лидера в РФ (на конкретном примере).
56. Понятие политического PR. Основные характеристики PR деятельности в органах государственной власти в РФ.
57. Политический конфликт:понятие, виды, стадии, основные особенности.
58. Политический анализ: теоритические основы и его значение в политической науки.
59. Глобальные проблемы современности: определение, виды, особенности, факторы образования, пути решения.
Для проверки результатов обучения «уметь»:
1. Политика и ее роль в обществе.
2. Истоки гражданского общества, его сущность и важнейшие структурные элементы.
3. Исторические корни власти, ее основные параметры.
4. Государство: сущность и принципы организации.
5. Политическая система, ее типологизация.
6. Правовое государство, его принципы.
7. Политические режимы.
8. Понятие «демократия»: истоки и содержание.
9. Личность как объект и субъект политики.
10. Основные исторические вехи формирования партий.
11. Типология политических партий.
12. Современная партийная система в России.
13. Избирательные системы: механизмы и процедуры.
14. Избирательная компания: сущность и основные принципы организация.
15. Тоталитарный политический режим
16. Политическая культура, ее составные элементы.
17. Политическая этика между профессионализмом и моралью.
18. Политическая философия: сущность и основные параметры.
19. Основные течения идейно-политической мысли.
20. Либерально-демократический режим.
21. Консервативная политическая традиция: история развития.
22. Социал-демократия как идейно-политическая мысль.
23. Марксизм как идейно-политическое и социальное явление.
24. Место и роль СМИ в политике.
25. Взаимоотношение СМИ и властных структур.
26. Особенности политического развития России в 90-е годы XX в.
27. Легитимность политической власти.
28. Основные аспекты внутренней и внешней политики современной России.
29. Президентская и парламентская республики: общее и особенное.
30. Характеристика политических партий на современном этапе в России.
31. Типы политической культуры.
32. Политическая идеология и ее основные функции.
Для проверки результатов обучения «владеть»:
1. Уметь характеризовать общество как социальную систему
2. Уметь различать социальные статусы и роли
3. Уметь выявлять агентов и механизмов социализации
4. Использовать формы и методы социального контроля
5. Различать виды девиантного и делинквентного поведения
6. Использовать условия и методы разрешения социального конфликта
7. Уметь использовать данные социальнойи демографической статистики
8. М. Оукшот, современный политический мыслитель, давал следующее определение политики: «Политикой я называю деятельность, направленную на выполнение общих установлений
9. Французский политолог Ж.-М. Денкэн утверждает: «Мир политики настолько сложен, что результаты происходящих в нем рациональныхдействий очень ненадежны. Даже очень незначительное различие в первоначальных условиях приводит к тому, что идентичные действия порождают противоположные следствия.Например, либерализация авторитарного режима может ему дать возможность выжить, а может привести к его гибели. Политическая наука есть только наука описательная и не может претендовать на формулирование законов». Можно ли согласиться с указанным мнением?
10. Проанализируйте суждение политолога С. Хантингтона: «Как командной экономике не нужны экономисты, так и авторитарной политике не нужны политологи... Становление демократии поощряет развитие политической науки, а развитие последней может и должно вносить хотя бы небольшой вклад в развитие и стабилизацию демократии». Как Вы считаете, прав ли С. Хантингтон в своемвыводе?
11. Как Вы считаете, прав ли был политолог Г. Лассуэл, который утверждал, что политика – это наука о влиянии и влиятельных людях? Аргументируйте свою позицию.
12. Английский философ Т. Гоббс считал, что до появления политический власти, государства, люди находились в естественном состоянии и вели животную жизнь, которая была войной всех против всех. Только появление государства, то есть института политической власти, сделало людей подлинным сообществом. Согласны ли Вы с рассуждением, что общество, в котором власть не может или не хочет выполнять роль подлинного правителя, рискует вернуться к естественному состоянию.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для устного опроса:
1. Социология как наука: объект, предмет, методы и функции
2. Этапы развития социологии
3. Микросоциологические теории (Дж.Хоманс, Г.Гарфинкель, Э.Гоффман)
4. Макросоциологические теории (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Маркс, Р.Дарендорф)
5. Структура социологического знания.
6. Социологический анализ общества
7. Историческая типология обществ
8. «Общность» и «общество» Ф.Тённиса
9. Человек, индивид, индивидуальность, личность
10. Статусы и роли
11. Теории социализации личности (Ч.Кули, Дж.Мид, З.Фрейд)
12. Адаптивный (Дж.Клаузен), и эволюционный (Э.Эриксон) подходы к социализации
13. Процесс социализации, десоциализация и ресоциализация.
14. Агенты и механизмы социализации
15. Социологическое понимание культуры.
16. Основные элементы культуры.
17. Субкультура и контркультура.
18. Культурные изменения и конфликты.
19. Социальный порядок, нормы и санкции.
20. Формы и методы социального контроля.
21. Типы неформального контроля.
23. Девиантное и делинквентное поведение.
24. Природа социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер, Л. Крисберг).
25. Стадии протекания конфликта.
26. Условия и методы разрешения социального конфликта.
27. Социальный состав и социальная структура общества
28. Общественное разделение труда и социальная дифференциация
29. Социальное неравенство: теории функционализма (Э.Дюркгейм, К.Дэвис, У. Мур)
30. Социальное неравенство: теории конфликта (К.Маркс, Р.Дарендорф)
31. Иерархия и социальная стратификация (М.Вебер)
32. Основания социальной стратификации
33. Социальная стратификация российского и советского общества
34. Теория социальной мобильности (П.Сорокин)
35. Виды и типы социальной мобильности
36. Индивидуальная и групповая мобильность
37. Социальные институты и социальные потребности
38. Институционализация и институциональная структура общества
39. Группы и их роль в обществе
40. Первичные и вторичные группы
41. Эффект Хоторна
42. Функции группы. Инструментальные и экспрессивные группы
43. Размер групп
44. Модель двойного лидерства
45. Организация и бюрократия (М.Вебер)
46. Социальный порядок, нормы и санкции
47. Формы и методы социального контроля
48. Типы неформального социального контроля
49. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф)
50. Типы и виды социального конфликта
51. Стадии протекания конфликта
52. Условия и методы разрешения социального конфликта
53. Программа социологического исследования
54. Основные методы социологического исследования
55. Анализ и обобщение результатов социологического исследования
56. Формы социальных изменений.
57. Понятие социального прогресса.
58. «Культурно-исторические типы» Н.Я. Данилевского.
59. Основные типы культуры в концепции П.А. Сорокина.
60. Концепция социальной эволюции общества Т. Парсонса.
61. Индустриальное и «постиндустриальное» общество.
62. Информационная революция и ее социальные последствия.
63. Стратегии устойчивого развития.
64. Особенности модернизации и развития современного общества в России
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютер, проектор Aser, экран PROJECTA.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.