2024-2025_v08_03_01_АД_2024_plx_Основы организации и управления в строительстве_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.05.01 Основы организации и управления в строительстве
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
 
ПК-4.2 Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
 
ПК-4.3 Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
 
ПК-4.4 Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
 
ПК-4.5 Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
ПК-4 
Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;РГР .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
организация строительного производства на предприятии
 
1.1
Введение Организация производственной деятельности в условиях рыночных отношений. Предмет и задачи дисциплины и ее связь с другими дисциплинами
0
0
1
6
7
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.2
Организация производства в системе инвестиционного цикла Цель и задачи организации производства при реализации инвестиционных проектов. Организация строительного производства как система мероприятий по управлению разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности. Этапы  развития теории организации производства; научные основы организации производства. Система категорий, основные элементы и принципы эффективной организации производства. Производственные системы и их виды, предприятие как производственная система. Строительный комплекс: состав и особенности функционирования в условиях рыночных отношений. Структура производственных систем в отрасли. Предприятие в системе строительного комплекса. Содержание и порядок проектирования организации основных производств на предприятиях отрасли. Организационное проектирование вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств. Производственная и организационная структуры предприятия. Специфика организации производства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.3
Основные принципы и методы организации производства Организация производства как система мероприятий по разработке и управлению реализацией инвестиционных проектов. Принципы организации строительного производства: механизация и индустриализация производства; круглогодичность и ритмичность производства; концентрация и специализация производства; рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность производства. Методы организации строительного производства: поточные и непоточные методы. Разновидность и параметры строительных потоков. Экспедиционно-вахтовый метод организации производства
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.4
Организация подготовки производства Подготовка производства как основа его организации. Единая система подготовки производства: подготовительный период инвестора (заказчика): состав работ и порядок проведения; подготовка производства подрядчиком; подготовка производства на объекте строительства. Проект организации строительства (ПОС): назначение, состав и порядок разработки. Проект производства работ (ППР): назначение, состав и порядок разработки. Особенности разработки проекта организации работ строительного предприятия. Календарные планы строительства объектов: назначение, содержание и виды календарных планов. Особенности календарного планирования производства работ при строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог. Система сетевого планирования и управления (СПУ) в строительстве. Элементы сетевого графика. Методы расчета сетевых графиков. Временные оценки в сетевых моделях: детерминированный и вероятностный расчет продолжительности работ. Организация работы по внедрению системы СПУ на предприятиях строительного комплекса
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.5
Организация эксплуатации строительных машин и транспорта Значение и формы организации машинного парка при строительстве объектов. Система показателей использования строительных машин. Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин. Основные направления улучшения использования строительной техники. Организация транспорта в строительстве. Значение автомобильного транспорта в организации строительного производства. Технико-эксплуатационные показатели использования автомобильного транспорта. Основные  направления  улучшения  использования  транспорта  в строительстве
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.6
Организация материально-технического снабжения и комплектации Значение материально-технического обеспечения (МТО) в снижении производственных издержек строительной организации. Подсобное производство в системе МТО. Организация складского хозяйства предприятий. Комплектация в системе МТО. Основные направления улучшения МТО и комплектации в условиях рыночных отношений
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.7
Организация труда и заработной платы Значение организации труда в снижении производственных издержек предприятия. Основные направления совершенствования организации труда рабочих при строительстве объектов. Контрактная система найма работников на предприятии. Организация оплаты труда работников предприятия в условиях рыночных отношений. Тарифная система оплаты труда. Отраслевые тарифные соглашения. Основные направления совершенствования оплаты труда работников на предприятии
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.8
Организация управления производством Основные принципы и методы управления производством на предприятии. Оценка и анализ уровня организации производства; Аппарат управления производством на предприятии. Права и обязанности основных структурных подразделений аппарата управления предприятием. Пути совершенствования системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.9
Организация подрядных отношений Нормативно-правовая база организации подрядных отношений в строительном комплексе. Конкурсная система размещения заказов в строительстве. Организация подрядных торгов. Договор подряда: содержание и порядок заключения. Специфика подрядных договоров при строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог
1
0
2
6,5
38
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
Всего часов:
8
0
17
54,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Производственная база дорожного строительства
 
Технология строительства водостоков городских улиц и дорог
 
Дорожные условия и безопасность движения
 
Управление и контроль качества дорожных работ
 
Технология строительства подземных инженерных сетей, водопропускных и дренажных устройств
 
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
 
Сметное дело в строительстве
 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
 
ПК-4.2 Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
 
ПК-4.3 Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
 
ПК-4.4 Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
 
ПК-4.5 Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
ПК-4 
Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
25
4
8
108
28
54,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
2
8
8
Практические занятия (Пр)
17
4
6
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1,5
1,5
1,5
Другие виды самостоятельной работы
54,5
54,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
организация строительного производства на предприятии
 
1.1
Введение Организация производственной деятельности в условиях рыночных отношений. Предмет и задачи дисциплины и ее связь с другими дисциплинами
0
0
1
6
7
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.2
Организация производства в системе инвестиционного цикла Цель и задачи организации производства при реализации инвестиционных проектов. Организация строительного производства как система мероприятий по управлению разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности. Этапы  развития теории организации производства; научные основы организации производства. Система категорий, основные элементы и принципы эффективной организации производства. Производственные системы и их виды, предприятие как производственная система. Строительный комплекс: состав и особенности функционирования в условиях рыночных отношений. Структура производственных систем в отрасли. Предприятие в системе строительного комплекса. Содержание и порядок проектирования организации основных производств на предприятиях отрасли. Организационное проектирование вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств. Производственная и организационная структуры предприятия. Специфика организации производства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.3
Основные принципы и методы организации производства Организация производства как система мероприятий по разработке и управлению реализацией инвестиционных проектов. Принципы организации строительного производства: механизация и индустриализация производства; круглогодичность и ритмичность производства; концентрация и специализация производства; рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность производства. Методы организации строительного производства: поточные и непоточные методы. Разновидность и параметры строительных потоков. Экспедиционно-вахтовый метод организации производства
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.4
Организация подготовки производства Подготовка производства как основа его организации. Единая система подготовки производства: подготовительный период инвестора (заказчика): состав работ и порядок проведения; подготовка производства подрядчиком; подготовка производства на объекте строительства. Проект организации строительства (ПОС): назначение, состав и порядок разработки. Проект производства работ (ППР): назначение, состав и порядок разработки. Особенности разработки проекта организации работ строительного предприятия. Календарные планы строительства объектов: назначение, содержание и виды календарных планов. Особенности календарного планирования производства работ при строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог. Система сетевого планирования и управления (СПУ) в строительстве. Элементы сетевого графика. Методы расчета сетевых графиков. Временные оценки в сетевых моделях: детерминированный и вероятностный расчет продолжительности работ. Организация работы по внедрению системы СПУ на предприятиях строительного комплекса
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.5
Организация эксплуатации строительных машин и транспорта Значение и формы организации машинного парка при строительстве объектов. Система показателей использования строительных машин. Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин. Основные направления улучшения использования строительной техники. Организация транспорта в строительстве. Значение автомобильного транспорта в организации строительного производства. Технико-эксплуатационные показатели использования автомобильного транспорта. Основные  направления  улучшения  использования  транспорта  в строительстве
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.6
Организация материально-технического снабжения и комплектации Значение материально-технического обеспечения (МТО) в снижении производственных издержек строительной организации. Подсобное производство в системе МТО. Организация складского хозяйства предприятий. Комплектация в системе МТО. Основные направления улучшения МТО и комплектации в условиях рыночных отношений
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.7
Организация труда и заработной платы Значение организации труда в снижении производственных издержек предприятия. Основные направления совершенствования организации труда рабочих при строительстве объектов. Контрактная система найма работников на предприятии. Организация оплаты труда работников предприятия в условиях рыночных отношений. Тарифная система оплаты труда. Отраслевые тарифные соглашения. Основные направления совершенствования оплаты труда работников на предприятии
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.8
Организация управления производством Основные принципы и методы управления производством на предприятии. Оценка и анализ уровня организации производства; Аппарат управления производством на предприятии. Права и обязанности основных структурных подразделений аппарата управления предприятием. Пути совершенствования системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия
1
0
2
6
9
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
1.9
Организация подрядных отношений Нормативно-правовая база организации подрядных отношений в строительном комплексе. Конкурсная система размещения заказов в строительстве. Организация подрядных торгов. Договор подряда: содержание и порядок заключения. Специфика подрядных договоров при строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог
1
0
2
6,5
38
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ПК-4.5
 
Всего часов:
8
0
17
54,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Организация производства в системе инвестиционного цикла Цель и задачи организации производства при реализации инвестиционных проектов. Организация строительного производства как система мероприятий по управлению разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности. Этапы  развития теории организации производства; научные основы организации производства. Система категорий, основные элементы и принципы эффективной организации производства. Производственные системы и их виды, предприятие как производственная система. Строительный комплекс: состав и особенности функционирования в условиях рыночных отношений. Структура производственных систем в отрасли. Предприятие в системе строительного комплекса. Содержание и порядок проектирования организации основных производств на предприятиях отрасли. Организационное проектирование вспомогательных производственных процессов и обслуживающих производств. Производственная и организационная структуры предприятия. Специфика организации производства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог

Организация производства в системе инвестиционного цикла

 
Основные принципы и методы организации производства Организация производства как система мероприятий по разработке и управлению реализацией инвестиционных проектов. Принципы организации строительного производства: механизация и индустриализация производства; круглогодичность и ритмичность производства; концентрация и специализация производства; рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность производства. Методы организации строительного производства: поточные и непоточные методы. Разновидность и параметры строительных потоков. Экспедиционно-вахтовый метод организации производства

Основные принципы и методы организации производства

 
Организация подготовки производства Подготовка производства как основа его организации. Единая система подготовки производства: подготовительный период инвестора (заказчика): состав работ и порядок проведения; подготовка производства подрядчиком; подготовка производства на объекте строительства. Проект организации строительства (ПОС): назначение, состав и порядок разработки. Проект производства работ (ППР): назначение, состав и порядок разработки. Особенности разработки проекта организации работ строительного предприятия. Календарные планы строительства объектов: назначение, содержание и виды календарных планов. Особенности календарного планирования производства работ при строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог. Система сетевого планирования и управления (СПУ) в строительстве. Элементы сетевого графика. Методы расчета сетевых графиков. Временные оценки в сетевых моделях: детерминированный и вероятностный расчет продолжительности работ. Организация работы по внедрению системы СПУ на предприятиях строительного комплекса

Организация подготовки производства

 
Организация эксплуатации строительных машин и транспорта Значение и формы организации машинного парка при строительстве объектов. Система показателей использования строительных машин. Организация технического обслуживания и ремонта строительных машин. Основные направления улучшения использования строительной техники. Организация транспорта в строительстве. Значение автомобильного транспорта в организации строительного производства. Технико-эксплуатационные показатели использования автомобильного транспорта. Основные  направления  улучшения  использования  транспорта  в строительстве

Организация эксплуатации строительных машин и транспорта

 
Организация материально-технического снабжения и комплектации Значение материально-технического обеспечения (МТО) в снижении производственных издержек строительной организации. Подсобное производство в системе МТО. Организация складского хозяйства предприятий. Комплектация в системе МТО. Основные направления улучшения МТО и комплектации в условиях рыночных отношений

Организация материально-технического снабжения и комплектации 

 
Организация труда и заработной платы Значение организации труда в снижении производственных издержек предприятия. Основные направления совершенствования организации труда рабочих при строительстве объектов. Контрактная система найма работников на предприятии. Организация оплаты труда работников предприятия в условиях рыночных отношений. Тарифная система оплаты труда. Отраслевые тарифные соглашения. Основные направления совершенствования оплаты труда работников на предприятии

Организация труда и заработной платы 

 
Организация управления производством Основные принципы и методы управления производством на предприятии. Оценка и анализ уровня организации производства; Аппарат управления производством на предприятии. Права и обязанности основных структурных подразделений аппарата управления предприятием. Пути совершенствования системы управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия

Организация управления производством

 
Организация подрядных отношений Нормативно-правовая база организации подрядных отношений в строительном комплексе. Конкурсная система размещения заказов в строительстве. Организация подрядных торгов. Договор подряда: содержание и порядок заключения. Специфика подрядных договоров при строительстве (реконструкции), ремонте и содержании автомобильных дорог

Организация подрядных отношений 

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Введение
1
 
2
1
Организация производства в системе инвестиционного цикла
2
ПО
 
3
1
Основные принципы и методы организации производства
2
ПО
 
4
1
Организация подготовки производства
2
ПО
 
5
1
Организация эксплуатации строительных машин и транспорта
2
ПО
 
6
1
Организация материально-технического снабжения и комплектации 
2
ПО
 
7
1
Организация труда и заработной платы 
2
ПО
 
8
1
Организация управления производством
2
 
9
1
Организация подрядных отношений 
2
ПО
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
3
РГР
РГР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
ПК-4 
Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Строительная механика
x
x
Экзамен
Дорожное материаловедение
x
Экзамен
Строительство автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Курсовой проект
Сметное дело в строительстве
x
Зачет,Курсовая работа
Основы организации и управления в строительстве
x
Экзамен
Экономическое обоснование инвестиций
x
Экзамен
Дорожные условия и безопасность движения
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Производственная база дорожного строительства
x
Зачет,Курсовая работа
Управление и контроль качества дорожных работ
x
Зачет,Курсовая работа
Технология строительства водостоков городских улиц и дорог
x
x
Зачет,Зачет с оценкой,Курсовая работа
Технология строительства подземных инженерных сетей, водопропускных и дренажных устройств
x
x
Зачет,Зачет с оценкой,Курсовая работа
Исполнительская практика
x
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Способен проводить оценку инженерных решений в сфере строительства автомобильных дорог
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает и систематизирует информацию об опыте строительства автомобильных дорог по рассматриваемому инженерному решению

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет принципиальные схемы работы автомобильных дорог различных видов, выявляет физические процессы, лежащие в основе работы автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает условия работы автомобильных дорог и их взаимодействия с окружающей средой

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.4 Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает соответствие конструкции автомобильных дорог требованиям нормативных документов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.5 Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет технические задачи строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1.Предмет и задачи курса «Организации строительного производства на предприятии (в организации)»

2.Жизненный цикл объекта строительства

3.Классификация работ по возведению объектов строительства

4.Особенности организации работ по строительству и ремонту автомобильных дорог

5.Особенности городского дорожного строительства

6.Основные принципы организации дорожного строительства

7.Механизация строительства и её значения в повышении эффективности производства

8.Ритмичность строительного производства и её значение в снижении производственных издержек

9.Методы организации строительства

10. Поточные методы организации строительства

11. Виды и основные параметры строительных потоков

12. Выбор оптимального направления движения строительного потока

13. Непоточные методы организации строительства

14. Экспедиционно-вахтовый метод организации строительства

15. Расчёт параметров потока при организации работ с непрерывным использованием ресурсов

16. Расчёт параметров потока при организации работ с минимальной  продолжительностью строительства

17. Расчёт параметров равноритмичных потоков

18. Расчёт параметров кратноритмичных потоков

19. Расчёт параметров разноритмичных потоков

20. Расчёт параметров неритмичных потоков

21. Задачи и этапы подготовки строительства

22. Состав и порядок разработки проектов организации строительства

23. Состав и порядок разработки проектов производства работ

 
24. Единая система подготовки строительства объектов

25. Календарные графики производства работ на объектах строительства

26. Виды и порядок разработки календарных графиков производства работ при строительстве объектов

27. Сетевые методы планирования и управления строительства объекта: преимущества и область применения

28. Основные элементы сетевого графика

29. Правила построения сетевых графиков

30. Временные параметры сетевых графиков

31. Методы расчёта сетевых графиков

32. Аналитический метод расчёта сетевых графиков

33. Табличный метод расчёта сетевых графиков

34. Секторный метод расчёта сетевых графиков

35. Расчёт сетевых графиков методом потенциалов

36. Временные оценки продолжительности выполнения работ и способы их определения

37. Учёт влияния погодно-климатических факторов в календарном планировании

38. Детализация сетевых графиков и факторы её определяющие

39. Оптимизация сетевых графиков: цели, критерии и порядок проведения

40. Оптимизация сетевых графиков по критерию «время»

41. Порядок оптимизации сетевых графиков по ресурсам

42. Основные этапы внедрения сетевых графиков в планировании строительного производства

43. Планирование проекта при внедрении системы сетевого планирования  и управления

44. Порядок внедрения сетевых графиков при строительстве объектов

45. Оперативное управление строительством объектов на основе сетевых графиков

46. Формы организации эксплуатации парка строительных машин

47. Система показателей использования строительных машин

48. Организация эксплуатации автомобильного транспорта в строительстве

49. Система показателей использования автомобильного транспорта

50. Цели и задачи организации обслуживания и ремонта строительной техники

51. Методы организации ремонта строительной техники

52. Планирование технического обслуживания и ремонта строительной техники

Задания для проверки результатов обучения «уметь».

1) Совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на предприятии для изготовления продукции называется

- технологическим процессом

- производственным процессом

- технологической операцией

- технологическим циклом

- естественным процессом

2) Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению состояния предмета труда называется

- технологическим процессом

- производственным процессом

- технологической операцией

- технологическим циклом

- естественным процессом

3)Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте называется

- технологическим процессом

- производственным процессом

- технологической операцией

- технологическим циклом

- естественным процессом

4) Часть производственного процесса, которая не требует затрат труда, но требует затрат времени называется….

 
- технологическим процессом

- производственным процессом

- технологической операцией

5) Производственный процесс предназначенный для изменения формы или состояния исходного материала, по своему назначению

называется….

- технологическим процессом

- производственным процессом

- обслуживающим процессом

- технологическим циклом

- естественным процессом

- основным процессом

- технологическим циклом

- естественным процессом

Задания для проверки результатов обучения «владеть».

1) Производственный процесс в результате которого получается продукция, как правило, используемая на данном предприятии, для обеспечения нормального функционирования основного процесса называется...

- вспомогательным процессом

- производственным процессом

- обслуживающим процессом

- технологическим циклом

- естественным процессом

- основным процессом

2.Производственные процессы обслуживающие, обеспечивающие услугами основные и вспомогательные процессы, для их нормального функционирования называется…

- технологическими процессами

- обслуживающими процессами

- естественными процессами

- основными процессами

- вспомогательными процессами

3. Технологические процессы получения заготовок называются…

- обрабатывающими

- сборочными

- заготовительными

- вспомогательными

- рабочими

4. Технологические процессы, связанные с изготовлением деталей получи ли название….

- обрабатывающими

- сборочными

- заготовительными

- вспомогательными

- рабочими

5.Технологические процессы, связанные с изготовлением деталей получи ли название….

- обрабатывающими

- сборочными

- заготовительными

- вспомогательными

- рабочим

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине

 
(модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы устного и/или письменного опроса

1.Предмет и задачи курса «Организации строительного производства на предприятии (в организации)»

2.Жизненный цикл объекта строительства

3.Классификация работ по возведению объектов строительства

4.Особенности организации работ по строительству и ремонту автомобильных дорог

5.Особенности городского дорожного строительства

6.Основные принципы организации дорожного строительства

7.Механизация строительства и её значения в повышении эффективности производства

8.Ритмичность строительного производства и её значение в снижении производственных издержек

9.Методы организации строительства

10. Поточные методы организации строительства

11. Виды и основные параметры строительных потоков

12. Выбор оптимального направления движения строительного потока

13. Непоточные методы организации строительства

14. Экспедиционно-вахтовый метод организации строительства

15. Расчёт параметров потока при организации работ с непрерывным использованием ресурсов

16. Расчёт параметров потока при организации работ с минимальной  продолжительностью строительства

17. Расчёт параметров равноритмичных потоков

18. Расчёт параметров кратноритмичных потоков

19. Расчёт параметров разноритмичных потоков

20. Расчёт параметров неритмичных потоков

21. Задачи и этапы подготовки строительства

22. Состав и порядок разработки проектов организации строительства

23. Состав и порядок разработки проектов производства работ

24. Единая система подготовки строительства объектов

25. Календарные графики производства работ на объектах строительства

26. Виды и порядок разработки календарных графиков производства работ при строительстве объектов

27. Сетевые методы планирования и управления строительства объекта: преимущества и область применения

28. Основные элементы сетевого графика

29. Правила построения сетевых графиков

30. Временные параметры сетевых графиков

31. Методы расчёта сетевых графиков

32. Аналитический метод расчёта сетевых графиков

33. Табличный метод расчёта сетевых графиков

34. Секторный метод расчёта сетевых графиков

35. Расчёт сетевых графиков методом потенциалов

36. Временные оценки продолжительности выполнения работ и способы их определения

37. Учёт влияния погодно-климатических факторов в календарном планировании

38. Детализация сетевых графиков и факторы её определяющие

39. Оптимизация сетевых графиков: цели, критерии и порядок проведения

40. Оптимизация сетевых графиков по критерию «время»

41. Порядок оптимизации сетевых графиков по ресурсам

42. Основные этапы внедрения сетевых графиков в планировании строительного производства

43. Планирование проекта при внедрении системы сетевого планирования  и управления

44. Порядок внедрения сетевых графиков при строительстве объектов

 
45. Оперативное управление строительством объектов на основе сетевых графиков

46. Формы организации эксплуатации парка строительных машин

47. Система показателей использования строительных машин

48. Организация эксплуатации автомобильного транспорта в строительстве

49. Система показателей использования автомобильного транспорта

50. Цели и задачи организации обслуживания и ремонта строительной техники

51. Методы организации ремонта строительной техники

52. Планирование технического обслуживания и ремонта строительной техники

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец, В.Б.Родионов и др.; Под ред. О.Г.Туровеца - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 506 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (п) ISBN 978-5-16-004331-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/472411 2. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебное пособие/Переверзев М. П., Логвинов С. И., Логвинов С. С. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 331 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011210-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/516278 3. Гумба Х.М. Ценообразование и сметное дело в строительстве: учеб.-практич. пособие / Х.М. Гумба, Е.Е. Ермолав, С.С. Уварова. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 419с б) дополнительная литература: 1. Организация производства, экономика и управление в промышленности: Учебник для бакалавров / Голов Р.С., Агарков А.П., Мыльник А.В. - М.:Дашков и К, 2017. - 858 с.: 60x90 1/16. - (Учебные издания для бакалавров) (Переплёт) ISBN 978-5-394-02667-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/935837 2. Организация коммерческой деятельности предприятий. По отраслям и сферам применения: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Торговое дело" / Никулина Н.Н., Эриашвили Н.Д. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 319 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-238-02319-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/884227 3. Теория организации. Организация производства / Агарков А.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 272 с.: ISBN 978-5-394-01583-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415506. 4. Гумба Х.М. Эффективное управление развитием инновационных процессов на предприятиях строительной отрасли: монография. – М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2009. - 136с. 5. Ефименко И.Б. Экономика отрасли (строительства): учеб. пособие / И.Б. Ефименко, А.Н Плотников. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 359с. 6. Ефименко И.Б. Экономика строительства: учебно-практическое пособие / И.Б. Ефименко. - М.: Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2008. - 200с. 7. Кайль А.Н. Инвестиции в строительство: договоры долевого участия / А.Н. Кайль. - М.: Гросс Медиа: РОСБУХ, 2008. - 216с.   8. Курганская Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Н.И. Курганская, Н.В. Волкова, О.В. Вишневская. - Рн/Д.: Феникс, 2008. - 311с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной

 
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и

 
популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент И и ТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .