ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный / письменный опрос;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Основные понятия, цель и задачи курса. Сущность технологического предпринимательства.
Технологическое предпринимательство в России и в мире. Технологические предприниматели современности. Функционирование предприятий дорожной отросли в условиях Индустрии 4.0 и цифровой экономики
Субъекты предпринимательской деятельности.
Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Роль малого предпринимательства в
экономике и проблемы его развития в России.
Экономика программного проекта
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Государственная
регистрация. Права и обязанности предпринимателей. Личностные качества предпринимателей. Признание индивидуального предпринимателя несостоятельным: банкротство и ликвидация ИП. Поддержка малого предпринимательства (программы государственной поддержки,
гранты, кредитование, венчурное инвестирование и пр.)
Понятие «стартап» Примеры современных стартапов. Характеристики стартапа. Этапы развития стартапа. Инвестиции в стартапы и государственная помощь. Почему стартапы умирают?
Особенности российских стартапов. Развитие
профессиональных компетенций и управление
персоналом в ИТ компании
Современные информационные технологии в
экономике. Роль информации и её защиты в
деятельности предприятия (фирмы). Сбор и
подготовка данных к обработке. Обзор методов
прогнозирования. Риски и управления ими. Почему стартапу нужен MVP. Бизнес-план как
основа реализации предпринимательской идеи.
Основные разделы бизнес-плана. Содержание
разделов бизнес-плана. Расчет эффективности
Проектно-ориентированный подход к методам
государственного регулирования технологического предпринимательства. Прогнозы развития
технологического предпринимательства в современной российской экономике
Технологическое предпринимательство в России и в мире. Технологические предприниматели современности. Функционирование предприятий дорожной отросли в условиях Индустрии 4.0 и цифровой экономики
Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Роль малого предпринимательства в
экономике и проблемы его развития в России.
Экономика программного проекта
регистрация. Права и обязанности предпринимателей. Личностные качества предпринимателей. Признание индивидуального предпринимателя несостоятельным: банкротство и ликвидация ИП. Поддержка малого предпринимательства (программы государственной поддержки,
гранты, кредитование, венчурное инвестирование и пр.)
Особенности российских стартапов. Развитие
профессиональных компетенций и управление
персоналом в ИТ компании.
экономике. Роль информации и её защиты в
деятельности предприятия (фирмы). Сбор и
подготовка данных к обработке. Обзор методов
прогнозирования. Риски и управления ими. Почему стартапу нужен MVP. Бизнес-план как
основа реализации предпринимательской идеи.
Основные разделы бизнес-плана. Содержание
разделов бизнес-плана. Расчет эффективности
государственного регулирования технологического предпринимательства. Прогнозы развития
технологического предпринимательства в современной российской экономике
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Определение технологического предпринимательства и предпринимателя.
2. Инновационная направленность предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
3. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица как
4. Равноправные субъекты предпринимательской деятельности.
5. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность, цель, задачи.
6. Характеристика и этапы предпринимательского процесса.
7. Критерии выбора и методы оценки бизнес-идеи.
8. Критерии выбора формы деятельности.
9. Критерии выбора фирменного наименования.
10. Товарный знак (знак обслуживания).
11. Обеспечение бизнеса ресурсами.
12. Как разработать бизнес-план и определить стратегию развития своего бизнеса.
13. Основные факторы развития нового бизнеса (потребитель, рынок, конкуренция).
14. Стратегическое планирование деятельности предприятия.
15. Стратегия вступления в новый бизнес.
16. Разработка целевых комплексных программ как форма стратегического планирования.
17. Методика годового планирования социально-экономического развития предприятия.
18. Формирование банка идей развития предприятия.
19. Особенности организации сотрудничества в области высоких технологий.
20. Разработка бизнес-плана.
21. Риски.
22. Условия конфиденциальности передаваемой информации.
23. Венчурный капитал.
24. Экономическая полезность бизнес-плана.
25. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.
26. Фактор времени в экономических измерениях.
27. Дисконтирование денежных потоков.
28. Динамические показатели оценки эффективности.
29. Финансирование инновационных проектов.
30. Государственные источники финансирования.
31. Предприятий в научно-технической сфере.
32. Государственная политика развития инновационной деятельности.
33. Инкубаторы, технопарки, технополисы, инновационнотехнологические центры и комплексы
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для устного / письменного опроса:
«Новая экономика», характеристики, условия возникновения и развития.
Черты информационной, «новой экономики».
Сектора «новой экономики», показатели и критерии отнесения отрасли к «новой экономике».
Сравнительная характеристика компаний традиционной и «новой экономики», отличительные черты компаний «новой экономики».
Кластеры высоких технологий: опыт штатов США, приоритетные направления развития науки, техники и технологий РФ, перечень критических технологий РФ.
Экономическая организация. Природа фирмы.
Рынок научно-технической продукции.
Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции.
Классический подход А.Смита и А.Маршалла.
Теория Й. Шумпетера.
Модель Эрроу и ее модификации.
Исследование Ланна и Мартина.
Подход Шерера Ф.
Национальная инновационная система.
Глобальная инновационная система (ГИС).
Подходы по отношению к составу национальных инновационных систем.
Участники ГИС.
Структурные единицы новой экономики.
ТНК. Подсистемы ГИС
Тестирование:
1. Преимуществами предпринимательства являются?
а) неадекватное управление
б) слабое финансовое обеспечение
в) ограниченная сфера деятельности
г) способность работать на специализированных рынках
2. Причины, по которым предприниматели терпят неудачу в малом бизнесе:
а) способность работать на специализированных рынках;
б) простота управления и широкий простор для личной инициативы;
в) возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно-технической политики.
г) ограниченная сфера деятельности
3. Заполняя свои ниши на рынке, малый бизнес выполняет важную … функцию: он способствует не только повышению занятости населения, но и формирует определенный стиль жизни и мировоззрение.
а) политическую
б) финансовую
в) историческую
г) социальную
4. Форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование
оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества.
а) маркетинг
б) факторинг
в) франчайзинг
г) лизинг
5. Система продажи лицензий (франшиз) на пользование технологией и
товарным знаком.
а) маркетинг
б) факторинг
в) франчайзинг
г) лизинг
6. Специальный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления (в отличие от единого налога на вмененный доход)
а) бухгалтерский учет
б) статистический учет
в) финансовый учет
г) упрощенная система налогообложения
7. Основу акционерного предпринимательства составляет:
а) четкое разграничение ответственности между акционерами
б) обязательное вхождение в состав акционерного общества доли государственной
в) Акционерная собственность на средства производства
8. Что является основами свободного предпринимательства?
а) рыночный механизм, частная собственность и совершенная конкуренция
б) диалектическая взаимосвязь производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма, действующих в условиях частной собственности на средства производства, свободы предпринимательства и свободной конкуренции
в) производительные силы, материальные и трудовые ресурсы, находящиеся в свободном для предпринимателей доступе
9. Предпринимательство выполняет следующие функции:
а) социально-экономическую, направляющую, распределительную, организаторскую
б) экономическую, политическую, правовую, социально-культурную
в) общеэкономическую, политическую, ресурсную, организаторскую, социальную, творческую
10. Основой государственного предпринимательства являются:
а) унитарные муниципальные предприятия
б) стратегически важные предприятия и учреждения
в) банковские структуры
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.