2024-2025_v23_03_01_ВТС_2024_plx_Технологическое предпринимательство_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.18 Технологическое предпринимательство
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.2 Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
 
ПК-1.3 Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
ПК-1 
Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
 
ПК-2.1 Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
 
ПК-2.2 Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
 
ПК-2.3 Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
ПК-2 
Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный / письменный опрос;тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Технологическое предпринимательство
 
1.1
Общая характеристика технологического предпринимательства: понятие, сущность, особенности технологического предпринимательства в современных условиях
1
0
1
6
8
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.2
Субъекты и формы предпринимательской деятельности
2
0
2
6
10
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.3
Создание собственного дела и государственная поддержка бизнеса
2
0
2
6
10
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.4
Технологическое предпринимательство: путь от стартапа от идет до бизнеса. Корпоративное управление проектами. Понятие о системной инженерии
4
0
4
6
14
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.5
Информационно-аналитическое обеспечение как основа достоверной информации при ведении бизнеса, планирования производства и управлении рисками. Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи. Подготовка проектного предложения
4
0
4
6
14
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.6
Направления развития технопредпринимательских структур в современной российской экономике с учетом потенциала интеллектуальной собственности
4
0
4
7
16
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
17
0
17
37
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Научно-исследовательская работа
 
Интеллектуальная собственность
 
Экономическая оценка деятельности при разработке проектов интеллектуальных транспортных систем
 
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.2 Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
 
ПК-1.3 Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
ПК-1 
Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
 
ПК-2.1 Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
 
ПК-2.2 Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
 
ПК-2.3 Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
ПК-2 
Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 8 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
10
72
35
37
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
10
17
17
Другие виды самостоятельной работы
37
37
Контактная работа
1
1
1
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
1
1
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Технологическое предпринимательство
 
1.1
Общая характеристика технологического предпринимательства: понятие, сущность, особенности технологического предпринимательства в современных условиях
1
0
1
6
8
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.2
Субъекты и формы предпринимательской деятельности
2
0
2
6
10
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.3
Создание собственного дела и государственная поддержка бизнеса
2
0
2
6
10
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.4
Технологическое предпринимательство: путь от стартапа от идет до бизнеса. Корпоративное управление проектами. Понятие о системной инженерии
4
0
4
6
14
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.5
Информационно-аналитическое обеспечение как основа достоверной информации при ведении бизнеса, планирования производства и управлении рисками. Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи. Подготовка проектного предложения
4
0
4
6
14
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
1.6
Направления развития технопредпринимательских структур в современной российской экономике с учетом потенциала интеллектуальной собственности
4
0
4
7
16
ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
17
0
17
37
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Общая характеристика технологического предпринимательства: понятие, сущность, особенности технологического предпринимательства в современных условиях

Основные понятия, цель и задачи курса. Сущность технологического предпринимательства.

Технологическое предпринимательство в России и в мире. Технологические предприниматели современности. Функционирование предприятий дорожной отросли в условиях Индустрии 4.0 и цифровой экономики

 
Субъекты и формы предпринимательской деятельности

Субъекты предпринимательской деятельности.

Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Роль малого предпринимательства в

экономике и проблемы его развития в России.

Экономика программного проекта

 
Создание собственного дела и государственная поддержка бизнеса

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Государственная

регистрация. Права и обязанности предпринимателей. Личностные качества предпринимателей. Признание индивидуального предпринимателя несостоятельным: банкротство и ликвидация ИП. Поддержка малого предпринимательства (программы государственной поддержки,

гранты, кредитование, венчурное инвестирование и пр.)

 
Технологическое предпринимательство: путь от стартапа от идет до бизнеса. Корпоративное управление проектами. Понятие о системной инженерии

Понятие «стартап» Примеры современных стартапов. Характеристики стартапа. Этапы развития стартапа. Инвестиции в стартапы и государственная помощь. Почему стартапы умирают?

Особенности российских стартапов. Развитие

профессиональных компетенций и управление

персоналом в ИТ компании

 
Информационно-аналитическое обеспечение как основа достоверной информации при ведении бизнеса, планирования производства и управлении рисками. Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи. Подготовка проектного предложения

Современные информационные технологии в

экономике. Роль информации и её защиты в

деятельности предприятия (фирмы). Сбор и

подготовка данных к обработке. Обзор методов

прогнозирования. Риски и управления ими. Почему стартапу нужен MVP. Бизнес-план как

основа реализации предпринимательской идеи.

Основные разделы бизнес-плана. Содержание

разделов бизнес-плана. Расчет эффективности

 
Направления развития технопредпринимательских структур в современной российской экономике с учетом потенциала интеллектуальной собственности

Проектно-ориентированный подход к методам

государственного регулирования технологического предпринимательства. Прогнозы развития

технологического предпринимательства в современной российской экономике

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основные понятия, цель и задачи курса. Сущность технологического предпринимательства.

Технологическое предпринимательство в России и в мире. Технологические предприниматели современности. Функционирование предприятий дорожной отросли в условиях Индустрии 4.0 и цифровой экономики

1
опрос
 
2
1
Субъекты предпринимательской деятельности.

Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Роль малого предпринимательства в

экономике и проблемы его развития в России.

Экономика программного проекта

2
опрос
 
3
1
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Государственная

регистрация. Права и обязанности предпринимателей. Личностные качества предпринимателей. Признание индивидуального предпринимателя несостоятельным: банкротство и ликвидация ИП. Поддержка малого предпринимательства (программы государственной поддержки,

гранты, кредитование, венчурное инвестирование и пр.)

2
опрос
 
4
1
Понятие «стартап» Примеры современных стартапов. Характеристики стартапа. Этапы развития стартапа. Инвестиции в стартапы и государственная помощь. Почему стартапы умирают?

Особенности российских стартапов. Развитие

профессиональных компетенций и управление

персоналом в ИТ компании.

4
опрос
 
5
1
Современные информационные технологии в

экономике. Роль информации и её защиты в

деятельности предприятия (фирмы). Сбор и

подготовка данных к обработке. Обзор методов

прогнозирования. Риски и управления ими. Почему стартапу нужен MVP. Бизнес-план как

основа реализации предпринимательской идеи.

Основные разделы бизнес-плана. Содержание

разделов бизнес-плана. Расчет эффективности

4
опрос
 
6
1
Проектно-ориентированный подход к методам

государственного регулирования технологического предпринимательства. Прогнозы развития

технологического предпринимательства в современной российской экономике

4
опрос,тест
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный / письменный опрос
опрос
 
2
тестирование
тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
ПК-1 
Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
 
 
 
ПК-2 
Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Управление проектами
x
Зачет
Проектирование схем организации дорожного движения
x
Зачет
Технологическое предпринимательство
x
Зачет
Экосистемные подходы к разработке комплексных схем организации дорожного движения
x
Экзамен
Общий курс транспорта
x
Экзамен
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-2 Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы математической статистики и работы с базами данных
x
Зачет
Информационная безопасность и защита информации на транспорте
x
Зачет
 
Логические устройства в интеллектуальных транспортных системах
x
Экзамен
Безопасность дорожного движения и автотранспортных средств
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологическое предпринимательство
x
Зачет
Технологические решения интеллектуальных транспортных систем для беспилотного движения
x
Экзамен,Курсовая работа
Экономическая оценка деятельности при разработке проектов интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен,Курсовая работа
Интеллектуальная собственность
x
Зачет
Кооперативные интеллектуальные транспортные системы
x
Зачет
Сервисы подключенных транспортных средств
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен выполнять анализ состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозировать развитие транспортных систем
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.2 Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять аналитические методы для оценки состояния и перспектив развития транспортного комплекса городов и регионов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить эффективность предлагаемых мероприятий на состояние и развитие транспортной системы городов или регионов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2 Способен формулировать и решать технические, технологические, экологические проблемы в области организации, технологии и управления технической и коммерческой эксплуатацией транспортных систем
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Определение технологического предпринимательства и предпринимателя.

2. Инновационная направленность предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.

3. Предприниматели без образования юридического лица и юридические лица как

4. Равноправные субъекты предпринимательской деятельности.

5. Лицензирование предпринимательской деятельности: сущность, цель, задачи.

6. Характеристика и этапы предпринимательского процесса.

7. Критерии выбора и методы оценки бизнес-идеи.

8. Критерии выбора формы деятельности.

9. Критерии выбора фирменного наименования.

10. Товарный знак (знак обслуживания).

11. Обеспечение бизнеса ресурсами.

12. Как разработать бизнес-план и определить стратегию развития своего бизнеса.

13. Основные факторы развития нового бизнеса (потребитель, рынок, конкуренция).

14. Стратегическое планирование деятельности предприятия.

15. Стратегия вступления в новый бизнес.

16. Разработка целевых комплексных программ как форма стратегического планирования.

17. Методика годового планирования социально-экономического развития предприятия.

18. Формирование банка идей развития предприятия.

19. Особенности организации сотрудничества в области высоких технологий.

20. Разработка бизнес-плана.

21. Риски.

22. Условия конфиденциальности передаваемой информации.

23. Венчурный капитал.

24. Экономическая полезность бизнес-плана.

25. Методы оценки экономической эффективности инновационных проектов.

26. Фактор времени в экономических измерениях.

27. Дисконтирование денежных потоков.

28. Динамические показатели оценки эффективности.

29. Финансирование инновационных проектов.

30. Государственные источники финансирования.

31. Предприятий в научно-технической сфере.

32. Государственная политика развития инновационной деятельности.

33. Инкубаторы, технопарки, технополисы, инновационнотехнологические центры и комплексы

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы для устного / письменного опроса:

«Новая экономика», характеристики, условия возникновения и развития.

Черты информационной, «новой экономики».

Сектора «новой экономики», показатели и критерии отнесения отрасли к «новой экономике».

Сравнительная характеристика компаний традиционной и «новой экономики», отличительные черты компаний «новой экономики».

Кластеры высоких технологий: опыт штатов США, приоритетные направления развития науки, техники и технологий РФ, перечень критических технологий РФ.

 
Инновационное предпринимательство как особая форма экономической активности.

Экономическая организация. Природа фирмы.

Рынок научно-технической продукции.

Поведение фирм в условиях несовершенной конкуренции.

Классический подход А.Смита и А.Маршалла.

Теория Й. Шумпетера.

Модель Эрроу и ее модификации.

Исследование Ланна и Мартина.

Подход Шерера Ф.

Национальная инновационная система.

Глобальная инновационная система (ГИС).

Подходы по отношению к составу национальных инновационных систем.

Участники ГИС.

Структурные единицы новой экономики.

ТНК. Подсистемы ГИС

Тестирование:

1. Преимуществами предпринимательства являются?

а) неадекватное управление

б) слабое финансовое обеспечение

в) ограниченная сфера деятельности

г) способность работать на специализированных рынках

2. Причины, по которым предприниматели терпят неудачу в малом бизнесе:

а) способность работать на специализированных рынках;

б) простота управления и широкий простор для личной инициативы;

в) возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно-технической политики.

г) ограниченная сфера деятельности

3. Заполняя свои ниши на рынке, малый бизнес выполняет важную … функцию: он способствует не только повышению занятости населения, но и формирует определенный стиль жизни и мировоззрение.

а) политическую

б) финансовую

в) историческую

г) социальную

4. Форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование

оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества.

а) маркетинг

б) факторинг

в) франчайзинг

г) лизинг

5. Система продажи лицензий (франшиз) на пользование технологией и

товарным знаком.

а) маркетинг

б) факторинг

в) франчайзинг

г) лизинг

6. Специальный налоговый режим, переход на который осуществляется в добровольном порядке на основании заявления (в отличие от единого налога на вмененный доход)

а) бухгалтерский учет

б) статистический учет

в) финансовый учет

г) упрощенная система налогообложения

7. Основу акционерного предпринимательства составляет:

а) четкое разграничение ответственности между акционерами

б) обязательное вхождение в состав акционерного общества доли государственной

 
собственности

в) Акционерная собственность на средства производства

8. Что является основами свободного предпринимательства?

а) рыночный механизм, частная собственность и совершенная конкуренция

б) диалектическая взаимосвязь производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма, действующих в условиях частной собственности на средства производства, свободы предпринимательства и свободной конкуренции

в) производительные силы, материальные и трудовые ресурсы, находящиеся в свободном для предпринимателей доступе

9. Предпринимательство выполняет следующие функции:

а) социально-экономическую, направляющую, распределительную, организаторскую

б) экономическую, политическую, правовую, социально-культурную

в) общеэкономическую, политическую, ресурсную, организаторскую, социальную, творческую

10. Основой государственного предпринимательства являются:

а) унитарные муниципальные предприятия

б) стратегически важные предприятия и учреждения

в) банковские структуры

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
Основная литература: 1. Ананьева Н. В. Основы предпринимательства : учебное пособие / Н.В. Ананьева; Министерство образования и науки Российской Федерации; Сибирский Федеральный университет. - Красноярск : СФУ, 2016. - 128 с. : ил. - Библиогр.: с. 113-117. - ISBN 978-5-7638-3460-4. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496956 2. Гулин, К. А. Основы предпринимательства : учебное пособие / К.А. Гулин, А.Е. Кремин; Федеральное агентство научных организаций; Российская Академия Наук; Институт социально-экономического развития территорий РАН. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2017. - 106 с. : схем., табл. - ISBN 978-5- 93299-373-6. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499567 3. Уланов, В. Л.  Технологическое предпринимательство : учебник для вузов / В. Л. Уланов, Е. Г. Лашкова, Е. В. Иванова ; под общей редакцией В. Л. Уланова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 149 с. Дополнительная литература: 1. Турчаева, И. Н.  Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учебник и практикум для вузов / И. Н. Турчаева, Я. Ю. Таенчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 215 с. 2. Кузьмина, Е. Е.  Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие для вузов / Е. Е. Кузьмина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 469 с 3. Чеберко, Е. Ф.  Основы предпринимательской деятельности : учебник и практикум для вузов / Е. Ф. Чеберко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 241 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

 
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся

 
проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент И и ТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .