ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный / письменный опрос;курсовой проект .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Предмет, объект, задачи дисциплины «экономика труда», ее место в системе научных знаний. сущность и социально-экономическая роль труда. виды и классификация труда. характер и со-держание труда
Сущность и роль рынка труда в экономике государства. Особенности рынка труда в сельском хозяйстве. Механизм функционирования рынка труда. Трудовые ресурсы: понятие, структура, формирование. Безработица как экономическое и социальное явление. Занятость: социально—экономическая сущность, классификация. Проблемы занятости населения. Государственная политика в области занятости.
Значение, понятие и содержание организации труда. Развитие теории организации. Понятие и составные элементы трудового процесса. Принципы рациональной организации трудовых процессов в сельском хозяйстве. Разделение труда. Кооперация труда. Монотонность труда
Сущность и функции нормирования труда. Классификация норм труда. Роль норм труда в управлении производством. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени. Баланс рабочего времени смены. Экономическая эффективность внедрения научно обоснованных норм труда. Нормирование труда в организациях АПК
Виды и формы оплаты труда. Системы оплаты труда. Роль и функции тарифной системы в регу-лировании оплаты труда. Механизм регулирования заработной платы. Выплаты стимулирующе-го и компенсационного характера. Натуральная оплата труда и натуральное премирование. Система премирования
Социально-трудовые отношения. Социально-психологический климат и его роль в деятельности первичного трудового коллектива. Адаптация персонала в организации. Факторы формирования отношения к труду
Система показателей качества жизни. Особенности оценки качества жизни сельского населения. Качество трудовой жизни: сущность и показатели оценки. Устойчивое социально-экономическое развитие территорий
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Организовывает деятельность по оценке персонала строительной организации
Организовывает деятельность по оценке персонала строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Организовывает деятельность по оценке персонала строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Организовывает деятельность по оценке персонала строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Организовывает и проводит аттестацию персонала строительной организации
Организовывает и проводит аттестацию персонала строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Организовывает и проводит аттестацию персонала строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Организовывает и проводит аттестацию персонала строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала строительной организации
Осуществляет администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет администрирование процессов и документооборота при проведении оценки и аттестации персонала строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет мониторинг рынка труда в строительстве в части, касающейся оплаты труда и материального стимулирования
Осуществляет мониторинг рынка труда в строительстве в части, касающейся оплаты труда и материального стимулирования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет мониторинг рынка труда в строительстве в части, касающейся оплаты труда и материального стимулирования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет мониторинг рынка труда в строительстве в части, касающейся оплаты труда и материального стимулирования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает системы оплаты труда и материального стимулирования в строительной организации
Разрабатывает системы оплаты труда и материального стимулирования в строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает системы оплаты труда и материального стимулирования в строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает системы оплаты труда и материального стимулирования в строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Администрирует и контролирует реализацию системы оплаты и материального стимулирования труда в строительной организации
Администрирует и контролирует реализацию системы оплаты и материального стимулирования труда в строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Администрирует и контролирует реализацию системы оплаты и материального стимулирования труда в строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Администрирует и контролирует реализацию системы оплаты и материального стимулирования труда в строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает систему бюджетирования расходов на персонал в строительной организации
Разрабатывает систему бюджетирования расходов на персонал в строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает систему бюджетирования расходов на персонал в строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает систему бюджетирования расходов на персонал в строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Планирует и осуществляет контроль выполнения показателей по труду в строительной организации
Планирует и осуществляет контроль выполнения показателей по труду в строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Планирует и осуществляет контроль выполнения показателей по труду в строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Планирует и осуществляет контроль выполнения показателей по труду в строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Труд в системе экономических ресурсов.
2. Методы исследования проблем экономики труда.
3. Место экономики труда в системе экономических наук.
4. Эволюция понятий о труде.
5. Понятие и основные характеристики трудового потенциала.
6. Человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал.
7. Понятия разделения и кооперации труда.
8. Виды разделения труда.
9. Границы разделения труда.
10. Понятие и субъекты рынка труда.
11. Особенности рынка труда как рынка экономических ресурсов.
12. Виды рынка труда.
13. Зарубежные модели рынка труда.
14. Понятие и формы занятости.
15. Понятие и формы безработицы.
16. Социально-экономические последствия безработицы.
17. Взаимосвязь безработицы и макроэкономических показателей (ВВП, инфляция).
18. Теоретические подходы к регулированию рынка труда и занятости населения.
19. Направления регулирования сферы труда и занятости.
20. Понятие и показатели производительности труда.
21. Нормативно-правовое регулирование в сфере экономики труда.
22. Комплексный взгляд на материальное стимулирование.
23. Функции заработной платы.
24. Формы оплаты труда.
25. Принципы оплаты труда.
26. Дифференциация трудовых доходов.
27. Предпосылки возникновения Международной организации труда.
28. Международная организация труда: сущность, структура и основные направления
29. Проблемы российского рынка труда.
30. Трудовая миграция и ее роль в экономике.
31. Виды и формы оплаты труда.
32. Системы оплаты труда.
33. Роль и функции тарифной системы в регулировании оплаты труда.
34. Механизм регулирования заработной платы.
35. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера.
36. Натуральная оплата труда и натуральное премирование.
37. Система премирования.
38. Социально-трудовые отношения.
39. Социально-психологический климат и его роль в деятельности первичного трудового кол-лектива.
40. Адаптация персонала в организации.
41. Факторы формирования отношения к труду.
42. Система показателей качества жизни.
43. Особенности оценки качества жизни сельского населения.
44. Качество трудовой жизни: сущность и показатели оценки.
45. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для устного / письменного опроса:
Что изучает экономика труда?
Какие методы исследования используются в экономике труда?
Охарактеризуйте роль человека как важнейшего экономического ресурса общества.
Охарактеризуйте основной категориальный аппарат экономики труда.
Что такое труд, какова его роль в развитии человека и общества?
Каковы основные функции труда?
Какие виды труда Вы можете выделить, в чем их специфика?
Каковы основные формы трудовой деятельности?
Охарактеризуйте труд как процесс.
Раскройте сущность основных понятий, связанных с трудом.
Что общего и чем отличаются понятия «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ре-сурсы», «человеческий капитал»?
Что такое общественная организация труда?
Каковы основные элементы общественной организации труда?
В чем состоит сущность и значение разделения и кооперации труда в обществе?
Какие типы, виды, формы разделения и кооперации труда в обществе Вам известны?
Назовите принципы организации труда в обществе.
В чем специфика общественной организации труда в рыночной экономической системе?
Чем характеризуются объективные и субъективные стороны общественной организации труда?
Охарактеризуйте систему социально-трудовых отношений.
В чем принципиальные отличия между патернализмом и социальным партнерством как двумя типами социально-трудовых отношений?
Что представляет собой трудовой потенциал и какова его структура?
Что понимают под интеллектуальным потенциалом, каково его значение?
От каких факторов зависят границы трудоспособного возраста?
Какова взаимосвязь закономерностей развития населения и экономики?
Какие типы воспроизводства населения Вам известны?
Каковы важнейшие характеристики демографической ситуации в РФ?
Чем характеризуются миграционные процессы в современной России?
Какова роль для современной России международной миграции?
Какие показатели используются для характеристики трудового потенциала и трудовых ресурсов общества?
Каковы условия эффективной реализации трудового потенциала общества?
Что такое качество рабочей силы?
Какие слагаемые и показатели характеризуют качество рабочей силы?
Каковы требования, предъявляемые к качеству современной рабочей силы?
Какова взаимосвязь качества рабочей силы и качества труда?
Каково место качества рабочей силы, качества труда и качества продукта труда в системе все-общего (тотального) управления качеством (TQM)?
Каково значение национального проекта «Здоровье» в повышении качество рабочей силы?
Назовите важнейшие социально-личностные характеристики рабочей силы.
Что такое профессия?
Что представляет собой профессиограмма, каково ее назначение?
Что такое профессионализм, каковы его уровни, этапы становления и показатели?
Каковы критерии квалификации работника?
Назовите основные составляющие развития профессионализма.
Раскройте понятие «профессионализация», ее содержание как социального явления?
Назовите основные элементы профессионально-должностного профиля рабочего места.
Как Вы понимаете процесс развития компетенций?
Как следует изменить систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации с уче-том новых требований к качеству рабочей силы?
Что такое человеческий капитал?
В чем состоит значение человеческого капитала в постиндустриальном (информационном обще-стве)?
Как меняется структура совокупного капитала в современных условиях?
Каковы особенности человеческого капитала?
Назовите основные составляющие человеческого капитала.
Какова роль государства и семьи в формировании человеческого капитала?
Как участвует работодатель в формировании и развитии человеческого капитала?
Назовите виды инвестиций в человеческий капитал.
Какие методы и показатели оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал Вам из-вестны?
В чем заключаются риски инвестиций в человеческий капитал?
Каково значение качества жизни в постиндустриальном (информационном) обществе? Како-во соотношение понятий «качество жизни», «уровень жизни», «образ жизни», «благосостоя-ние»?
Какие модели качества жизни Вам известны?
Назовите составляющие качества жизни?
Какова связь качества жизни и роста национального богатства?
Что представляет собой индекс развития человеческого потенциала?
Какие подходы к оценке бедности Вам известны?
Какие социальные стандарты уровня жизни действуют в РФ?
Что такое качество трудовой жизни?
Назовите показатели и факторы качества трудовой жизни.
Каково макроэкономическое значение эффективности трудовой деятельности?
Какова взаимосвязь производительности труда и уровня жизни населения?
Раскройте соотношение категорий «производительность труда» и «производительная сила тру-да».
Что такое общая и частная производительность труда?
Что такое интенсивность труда, как она соотносится с производительностью труда?
Назовите условия роста производительности труда?
Как классифицируются факторы и резервы роста производительности труда?
Как государство может воздействовать на динамику общественной производительности труда?
Как демографические процессы могут влиять на общественную производительность труда?
Охарактеризуйте основные виды доходов населения.
В чем специфика доходов от объектов интеллектуальной собственности?
Какова связь проблемы неравенства населения и социальной безопасности государства, каковы формы ее проявления?
Что представляет собой средний слой (средний класс)? Каковы его признаки?
Каково место и значение среднего класса в современном обществе?
Каковы важнейшие регуляторы государственной политики доходов?
Раскройте взаимосвязь категорий «стоимость рабочей силы», «цена рабочей силы» и «зара-ботной платы».
Дайте характеристику заработной платы как экономической категории.
Назовите составляющие механизма регулирования заработной платы на макроуровне.
Каковы принципы установления минимального размера оплаты труда? Как они соблюдаются в РФ?
Охарактеризуйте назначение тарифной системы оплаты труда, ее элементов.
Раскройте экономическое содержание тарифных ставок и должностных окладов.
Какие поощрительные и компенсационные надбавки и доплаты к ставкам и окладам Вам из-вестны?
Что такое ЕТКС и КСДС? Их содержание?
Каковы тенденции развития форм оплаты труда работников?
Каковы условия эффективного применения повременной и сдельной форм оплаты труда работ-ников?
Назовите государственные органы, отвечающие за разработку и реализацию политики в сфере труда и занятости.
Как осуществляется взаимосвязь государственных органов управления трудом со службами управления персоналом организации?
Каковы цели и приоритеты современной государственной кадровой политики?
Раскройте суть кадровой политики организации.
Назовите типы и виды кадровой политики организации.
Раскройте направления кадровой политики организации.
Кадровая стратегия.
Что представляет собой аудит социально-трудовой сферы? В чем его задачи?
Каковы разновидности аудита в социально-трудовой сфере?
Какие показатели, характеризующие движение, развитие и использование рабочей силы Вам из-вестны?
Назовите показатели качества рабочей силы, качества и результатов труда персонала.
Каковы особенности оценки эффективности труда руководителей и специалистов?
Какова структура затрат на персонал?
Какие показатели условий и состояния охраны труда Вам известны?
Назовите факторы формирования социально-трудовых отношений в организации.
Каковы основные методы взаимодействия субъектов социального партнерства?
Каковы принципы социального партнерства?
Какова роль государства в регулировании социально-трудовых отношений?
Какова роль Международной организации труда (МОТ) в регулировании социально-трудовых отношений?
Каковы функции объединений работодателей, предпринимателей в системе социального парт-нерства?
Что представляет собой социальная политика современной организации?
В чем проявляется социальная ответственность бизнеса?
Какова роль коллективного договора в регулировании социально-трудовых отношений?
Какие типы и виды конфликтов Вам известны?
Каковы основные способы разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере?
Раскройте понятие социальной защиты населения.
Охарактеризуйте известные Вам модели социальной защиты населения.
Назовите важнейшие социальные гарантии гражданам РФ.
Каковы принципы социальной защиты?
Какие виды и формы социальной защиты Вам известны?
Каковы уровни социальной защиты и их взаимодействие?
Что такое социальный риск, какова его природа и характеристики?
В чем отличие социального страхования от других форм социальной защиты? Каковы его виды?
Каковы основные элементы пенсионной системы России?
Тематика курсовых проектов:
Понятия, используемые в России и других странах для обозначения человеческих ресурсов
Воспроизводство трудовых ресурсов
Формирование трудовых ресурсов в национальной экономике
Влияние воспроизводства населения на формирование трудовых ресурсов
Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества
Оценка возможности трудового потенциала в экономике
Занятость населения.
Формирование и регулирование рынка труда
Предпосылки, сущность безработицы и статус безработного
Виды безработицы
Показатели и методы измерения состояния безработицы
Рынок труда
Механизм действия рынка труда
Классификация и сегментация рынка труда
Причины возникновения и существования внутренних рынков труда
Особенности российского рынка труда
Методы, используемые государством для регулирования рынка труда
Политика государства на рынке труда
Сущность кадровой политики на внутренних рынках труда
Организация, нормирование и условия труда при развитии рыночных отношений в экономике.
Значение, сущность и содержание организации труда
Задачи организации труда и ее взаимосвязь с организацией производства
Критерии и показатели, определяющие эффективность научной организации труда
Значение нормирования в системе организации труда
Нормы труда, разрабатываемые на предприятиях и фирмах
Классификация затрат рабочего времени при обследовании норм труда
Методы нормирования труда и изучения затрат рабочего времени
Цели применения фотографии рабочего дня и хронометража в нормировании труда
Показатели уровня нормирования труда и пути его развития
Критерии оценки условий труда на предприятии (в организации)
Производительность и эффективность труда
Сущность производительности труда
Повышение производительности и эффективности труда
Показатели измерения производительности труда
Методы определения выработки на предприятиях
Виды выработки с учетом измерения рабочего времени
Классификация показателей трудоемкости в зависимости от состава затрат труда
Факторы и резервы, обеспечивающие рост производительности труда в экономике рыночного типа.
Экономическое содержание и взаимосвязь понятий «заработная плата», «цена труда», «стоимость рабочей силы»
Основы организации и регулирования оплаты труда в России
Роль тарифно-квалификационных справочников в тарифной системе
Функции тарифных сеток и тарифных ставок в тарифной системе
Система доплат и надбавок
Формы и системы заработной платы, применяемые на предприятиях
Определение заработка при сдельной форме оплаты труда
Виды и основные элементы премиальных систем
Оплата труда в производственных бригадах
Оплата труда при контрактной системе найма
Особенности оплаты труда работников на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности
Организация оплаты труда работников бюджетной сферы
Организация оплаты труда государственных служащих
Уровень жизни и доходы населения.
Взаимосвязь повышения уровня жизни и эффективности труда
Планирование труда в бизнес-плане
Планирование повышения эффективности труда
Планирование численности персонала в соответствии со стратегией деятельности предприятия
Планирование рабочего времени на предприятий
Нормирование труда в бизнес - плане
Границы разделения труда.
Особенности рынка труда как рынка экономических ресурсов.
Зарубежные модели рынка труда.
Взаимосвязь безработицы и макроэкономических показателей (ВВП, инфляция).
Теоретические подходы к регулированию рынка труда и занятости населения.
Направления регулирования сферы труда и занятости «белых воротничков».
Понятие и показатели производительности труда.
Нормативно-правовое регулирование производительности труда «белых воротничков»
Комплексный взгляд на материальное стимулирование.
Функции заработной платы.
Формы оплаты труда.
Принципы оплаты труда.
Дифференциация трудовых доходов.
Особенности оплаты труда работников на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности
Направления регулирования сферы труда и занятости "белых воротничков"
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.