ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный / письменный опрос;контрольная работа .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Структура органов управления городским пассажирским транспортным комплексом. Требования к системе городского транспорта - скорость движения, уровень наполнения подвижного состава, плотность сети линий пассажирского транспорта, степень прямолинейности, разветвленность маршрутных схем. Дальность подходов к остановкам, затраты времени на трудовые перемещения в городах
Перечень льготных категорий населения по оплате проезда на транспорте. Характеристика проблем, связанных с существованием федеральных мандатов в области транспортного обслуживания населения.
Бюджетное финансирование перевозочной деятельности предприятий ГТК. Расчет выпадающих доходов.
Реализация проездных билетов длительного пользования по значительно заниженной стоимости
транспортного обслуживания городского населения
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Взаимодействует с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность в социальной и профессиональной сферах
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет поиск и анализирует необходимую нормативно-правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной сфере
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен к планированию и организации перевозок на основе цифровых грузовых или пассажирских логистических систем агломераций и регионов
Способен к планированию и организации перевозок на основе цифровых грузовых или пассажирских логистических систем агломераций и регионов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен к планированию и организации перевозок на основе цифровых грузовых или пассажирских логистических систем агломераций и регионов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен к планированию и организации перевозок на основе цифровых грузовых или пассажирских логистических систем агломераций и регионов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Понятие Городского транспортного комплекса (ГТК).
2. Общие особенности городского пассажирского транспорта.
3. Экономическая специфика системы городского пассажирского транспорта (ГПТ).
4. Классификация городского транспорта.
5. История развития городского транспорта.
6. Характеристика единой транспортной системы (ЕТС) города.
7. Виды городского транспорта.
8. Состав и характеристика единой городской системы.
9. Специфика обслуживания пассажиропотоков.
10. Организация деятельности городского транспорта.
11. Отраслевое своеобразие.
12. Система плановых и отчетных показателей.
13. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по трамваю.
14. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по троллейбусу.
15. Показатели деятельности городского электрического транспорта (ГЭТ): по метрополитену.
16. Целевые уровни ГЭТ.
17. Цели и функции управления городского транспорта.
18. Правовые основы функционирования городского транспорта.
19. Организация управления городским транспортом.
20. Маршрутная система ГПТ.
21. Факторы использования различных видов транспорта.
22. Показатели оценки при транспортном проектировании и функционировании маршрутных систем.
23. Основные показатели работы конкретного вида транспорта (провозная способность, скорость, движения).
24. Оценка выбора видов транспорта.
25. Главный принцип транспортной политики.
26. Взаимодействие городской транспортной сети с различными видами транспорта.
27. Экологическая целесообразность координации городской транспортной системы.
28. Пассажирский транспорт как элемент городской инфраструктуры (классификация и моделирование ситуации транспортного обслуживания).
29. Ситуационная модель транспортного обслуживания жителей города.
30. Классификация транспортного обслуживания.
32. Проектирование комплексных транспортных схем города.
33. Проблемы экологии на городском транспорте.
34. Организация работы транспорта на городских маршрутах (типы: основные, дневные, ночные, учебные, дополнительные, производственные).
35. Комплексная программа транспортного обслуживания.
36. Пути сокращения затрат времени пассажиров на поездку.
37. Структура уровней и целей пассажирского общественного транспорта (федеральный, территориальный уровни, суперсистема - отрасль материального производства, звенья, компоненты.
38. Информационная система ГПТ.
39. Информационное обеспечение управления ГПТ.
40. Транспортные потребности жителей города.
41. Законодательное обеспечение системы городского пассажирского общественного транспорта (ГПОТ).
42. Нормативно-правовые акты РФ, влияющие на работу ГПОТ.
43. Нормативно-правовые основы, необходимые для функционирования рынка ГПОТ.
44. Городской транспорт и окружающая среда.
45. Рынок транспортных услуг на городском пассажирском общественном транспорте.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для устного / письменного опроса:
Нормативно-правовое обеспечение деятельности ГТК.
Управление ГТК.
Финансовое обеспечение ГТК.
Эксплуатация и обновление подвижного состава.
Информационное обеспечение деятельности ГТК
Цели и задачи реформирования системы городского пассажирского транспорта.
Комплексные транспортные схемы городов (КТС).
Конфигурация КТС, ее зависимость от планировки города, структуры уличной сети, характеристики пассажиропотоков.
Порядок разработки и применения КТС для городов России.
Методы разработки КТС за рубежом.
Структура органов управления городским пассажирским транспортным комплексом.
Требования к системе городского транспорта - скорость движения, уровень наполнения подвижного состава, плотность сети линий пассажирского транспорта, степень прямолинейности, разветвленность маршрутных схем.
Дальность подходов к остановкам, затраты времени на трудовые перемещения в городах
Перечень льготных категорий населения по оплате проезда на транспорте.
Характеристика проблем, связанных с существованием федеральных мандатов в области транспортного обслуживания населения.
Бюджетное финансирование перевозочной деятельности предприятий ГТК.
Расчет выпадающих доходов.
Реализация проездных билетов длительного пользования по значительно заниженной стоимости
Основные принципы проведения конкурсного отбора частных перевозчиков для работы на маршрутах городского пассажирского транспорта.
Пассажиропотоки в городах.
Пункты их зарождения и погашения.
Колебания пассажиропотоков.
Методы их обследования - анкетный, талонный, табличный, визуальный, автоматизированный.
Методика обследования - разбиение территории города на районы, периоды обследования, расстановка постов, порядок контроля.
Расчет транспортных корреспонденций - матрицы корреспонденций транспортных потоков, схемы маршрутов, картограммы интенсивности.
Неравномерность движения в течение суток. Гистограммы интенсивности
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.