ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение лабараторной работы .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Объект, предмет, задачи и методы транспортной психологии. История развития и становления транспортной психологии
Психофизиологические основы деятельности водителя.
Профессиональные навыки: формирование и совершенствование.
Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения.
Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.
Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности.
Работоспособность и утомление водителя автомобиля.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять методы оценки профессионального мастерства водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий
Способен применять методы оценки профессионального мастерства водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять методы оценки профессионального мастерства водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять методы оценки профессионального мастерства водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен проводить и планировать эксперименты по определению психофизиологических параметров водителей
Способен проводить и планировать эксперименты по определению психофизиологических параметров водителей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен проводить и планировать эксперименты по определению психофизиологических параметров водителей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен проводить и планировать эксперименты по определению психофизиологических параметров водителей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен оценить влияние психофизиологических параметров водителя на безопасность дорожного движения
Способен оценить влияние психофизиологических параметров водителя на безопасность дорожного движения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен оценить влияние психофизиологических параметров водителя на безопасность дорожного движения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен оценить влияние психофизиологических параметров водителя на безопасность дорожного движения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Материалы для проведения устного опроса
Тема 1. Введение в транспортную психологию.
1. Объект, предмет, задачи и методы транспортной психологии.
2. История развития и становления транспортной психологии.
3. Проблемы рассматриваемые транспортной психологией
Тема 2. Водитель как оператор в системе ВАД.
1. Понятие о системе. Особенности взаимодействия элементов системы.
2. Основные характеристики и особенности элементов системы ВАДС.
3. Человек как звено в системе управления.
4. Информация в системе управления ВАД.
5. Надёжность водителя автомобиля.
6. Роль человеческого фактора в ДТП.
Тема 3. Психофизиологические основы деятельности водителя.
1. Понятия о психофизиологии труда водителей.
2. Понятие о строении и функциях нервной системы.
3. Основные закономерности высшей нервной деятельности.
4. Анализаторы человека и их характеристики.
5. Психофизиологические особенности труда водителей.
Тема 4. Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.
1. Ощущение и восприятие водителя автомобиля.
2. Ошибка восприятия.
3. Внимание водителей и безопасность движения.
4. Мышление и речь в деятельности водителя.
5. Прогнозирование и его роль в деятельности водителя автомобиля.
6. Память. Виды памяти. Качество памяти
Тема 7. Психические свойства личности водителя.
1. Профессионально важные способности водителя автотранспорта
2. Направленность и установка в деятельности водителя
3. Потребности и мотивация в деятельности водителя
Тема 8. Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности.
1. Понятие личности.
2. Морально – нравственные особенности личности водителя и его надёжность.
3. Личность водителя и безопасность дорожного движения.
Тема 9. Эмоции в профессиональной деятельности.
1. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности человека.
2. Эмоциональные переживания, фундаментальные эмоции и их основные характеристики.
3. Характеристика эмоциональных состояний.
4. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций в неожиданных, опасных ситуациях на транспорте.
5. Значение регуляции эмоциональных состояний для обеспечения безопасности дорожного движения.
Тема 10. Воля в профессиональной деятельности.
1. Понятие воли: простого и сложного волевого действия.
2. Структура волевого акта.
3. Волевые качества личности, их характеристика.
4. Развитие и совершенствование волевых качеств в профессиональной деятельности в об-ласти организации движения на автомобильном транспорте.
Тема 11. Работоспособность и утомление водителя автомобиля
1. Работоспособность водителей.
2. Усталость, утомление, переутомление.
3. Физическое, умственное и эмоциональное утомление.
4. Влияние утомления на работоспособность и состояние водителя.
5. Утомление водителей и ДТП.
6. Документы, регламентирующие режим труда и отдыха водителя.
Тема 12. Работоспособность и надежность водителя.
1. Работоспособность как основа безопасности дорожного движения и способы ее поддер-жания.
2. Причины снижения работоспособности.
3. Утомление и усталость в профессиональной деятельности, причины возникновения.
4. Степень утомления в зависимости от продолжительности работы.
5. Эмоциональное, физическое и умственное утомление: особенности наступления и способы преодоления.
Тема 13 Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранс-портом.
1. Влияние курения на надежность профессионала.
2. Монотония в профессиональной деятельности и «дорожный гипноз».
3. Алкоголь и безопасность дорожного движения.
4. Зависимость работоспособности от состояния здоровья специалиста в области организации движения на дорожном транспорте.
Тема 14. Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте
1. Профессионально важные качества (ПВК): понятие и условия формирования.
2. Профпригодность: понятие и виды.
3. Профессиональный отбор: понятие и критерии отбора.
4. Психологический отбор кандидатов на замещение вакантных должностей в области организации движения на транспорте.
5. Профессиональный подбор.
6. Специфика составления профессиограммы в целях профподбора специалистов в области организации движения на транспорте.
7. Программа проведения психофизиологического обследования специалистов в области организации движения на транспорте с помощью ЭВМ.
Тема 15. Профессиональные навыки: формирование и совершенствование.
1. Профессиональное мастерство в области организации движения на дорожном транспорте. Характеристики профессионального мастерства
2. Три группы навыков, необходимых в профессиональной деятельности профессионала: сенсорные, мыслительные (умственные), двигательные.
3. Классификация причин, влияющих на продуктивность навыка.
4. Совершенствование трудовых навыков специалистов в области организации движения на транспорте.
5. Индивидуальные особенности и совершенствование профессионального мастерства.
6. Психологическая подготовка специалистов в области организации движения на транс-порте: понятие и специфика.
Тема 16. Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях
1. Влияние внешних и внутренних факторов на безопасность движения.
2. Управление транспортом в темное время суток.
3. Недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке как дополнительный эмо-циогенный фактор.
4. Влияние скорости движения на безопасность.
5. Психологические приемы предупреждения нарушений, связанных с превышением скоростей движения.
Тема 17. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения.
1. Особенности взаимоотношений водителя с участниками дорожного движения.
2. Особенности построения взаимоотношений водителя с представителями органов Госавтоинспекции.
3. Особенности построения взаимоотношений водителя с окружающей средой.
6.1.2. Материалы для письменных заданий
Тема 5.Психические свойства личности водителя. Темперамент. Типы темперамента, их
Задание для письменной работы:
1) Проведите диагностику и сделайте анализ собственного темперамента с помощью:
- личностного опросника Айзенка, направленного на выявление личностных параметров, нейротизма и экстраверсии-интроверсии;
- опросника Русалова;
- опросника Стреляу, направленного на выявление силы процессов возбуждения и торможения.
2) Сделайте анализ надежности использования предложенных тестов для диагностики темперамента личности водителя.
Тема 6. Психические свойства личности водителя. Характер водителя и его влияние на способность управления автомобилем.
Задание для письменной работы:
1) Проведите диагностику и сделайте анализ собственного характера с помощью:
- характерологического опросника К.Леонгарда;
- опросника акцентуированных черт личности Н. Шмишека
- теста несуществующего животного.
2) Сделайте анализ надежности использования предложенных тестов для диагностики ха-рактера личности водителя.
Тема 9. Эмоции в профессиональной деятельности
1. Пауль, А. А. Управление дорожными конфликтами в системе «водитель – пассажир – пешеход» / Пауль А.А., Осинцева М. Г., Лабунский Л. В., Осинцев Н. А. // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2013. - Выпуск № 4
Тема 11. Работоспособность и утомление водителя автомобиля
1. Горшенин, А. А. Анализ устройств для контроля состояния водителя / Горшенин А.А., Липатов Е. Ю. // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2013. -Выпуск № 10 (113) / том 6
Тема 13 Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранс-портом.
1. Латыпова, К. С. Причины и условия девиантного поведения водителей автотранспортных средств на дорогах России / К.С. Лапытова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. - Выпуск № 1 / том 14
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Автотранспортная психология: предмет и основные задачи ее изучения.
2. Предмет и основные задачи инженерной психологии.
3. Основные методы исследования в транспортной психологии.
4. Взаимосвязь транспортной и инженерной психологии.
5. Особенности и классификация систем «человек-машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ.
6. Понятие «профессиональные действия». Основные модели трудового действия.
7. Профессиональная задача: понятие и отличие от действия.
8. Основные блоки проектирования системы «человек-машина».
9. Понятие психологическая надежность и факторы ее обуславливающие.
10. Анатомо-физиологические основы психики.
11. Характеристика наиболее важных анализаторов в деятельности специалиста в области
12. Понятие и характеристики ощущений.
13. Восприятие как психический процесс, обеспечивающий надежность профессионала в области организации движения на транспорте.
14. Психомоторика и реакции человека, управляющего транспортными потоками.
15. Внимание при управлении транспортными потоками.
16. Память: понятие и роль в профессиональной деятельности в области организации движения на транспорте.
17. Мышление: понятие и основные мыслительные операции.
18. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности
19. Воля и волевые качества личности профессионала.
20. Работоспособность как основа безопасности дорожного движения и способы ее поддержания.
21. Причины возникновения утомления и усталости.
22. Монотония в профессиональной деятельности и «дорожный гипноз».
23. Человеческий фактор.
24. Понятие личность. Индивидуально-личностные особенности: темперамент, ха-рактер, способности.
25. Профпригодность: понятие и виды. Методы определения профпригодности.
26. Профессиональный отбор: понятие и критерии отбора.
27. Навык: понятие и особенности формирования.
28. Профессиональное мастерство: понятие, особенности совершенствования.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.