ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: отчет по лабораторным работам;устный/ письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Цели и задачи предмета. Понятие «автомобильный транспорт», Транспорт как необходимое условие функционирования и развития хозяйственных и социальных систем. Классификация транспортных средств. Виды и типы автомобильных транспортных средств. Индексация (обозначение) автомобилей. Международная
классификация автомобилей на основе рекомендаций ЕЭК ООН. Классификация автомобилей в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении.
Понятие о системах и моделях, системные свойства и характеристики. Элементы систем, их состав, структура и граничные формы.
Понятие о транспортных системах. Управление транспортными системами.
Транспортный комплекс.
Транспортный поток-перемещение грузов и пассажиров- фактор удовлетворения потребностей человека, услуги и необходимость формирования транспортных связей.
Взаимосвязь внутренних и внешних факторов, их взаимное влияние и воздействие на эффективность функционирования транспортного процесса и возникновения транспортных потоков.
Коммуникационные связи и роль технологического и организационного факторов в формировании транспортных потоков.
Перемещение предмета перевозки в пространстве и транспортная досягаемость конкретного географического пункта.
Требования к перевозкам. Основные элементы формирующие систему транспортного процесса. Виды автомобильных перевозок, их классификация и особенности.
Особенности транспортного процесса, осуществляемого с участием нескольких видов транспорта.
Понятие о технологии транспортного производства. Значение технологии для эффективного функционирования транспортного процесса. Технологические операции и
приёмы. Ресурсные и нормативные ограничения выбора технологии транспортного обслуживания. Этапы перевозки. Виды перевозки грузов. Классификация грузов. Правила доставки грузов
Показатели работы грузового автотранспорта. Объем перевозок, грузооборот и грузовые потоки. Формирование показателей работы в транспортном процессе. Парк подвижного состава и его использование. Использование грузоподъемности подвижного состава.
Пробег подвижного состава и его использование. Ездка, средняя длина ездки и среднее расстояние перевозки. Временные показатели работы подвижного состава. Средние скорости движения подвижного состава. Производительность подвижного состава.
Показатели работы пассажирского автотранспорта. Технико-эксплуатационные показатели и их значение для планирования и организации работы автобусов. Понятие о рейсе и оборотном рейсе, расчет времени рейса и оборота. Продолжительность пребывания автобуса в наряде, на маршруте. Пробег автобуса и степень его использования. Скорости движения автобусов: среднетехническая, сообщения, эксплуатационная. Вместимость автобуса и её использование. Коэффициент наполнения, факторы на него влияющие. Показатели использования автомобильного парка.
Коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка.
Производительность автобусов, факторы на неё влияющие
Моделирование транспортных систем. Математические методы решения автотранспортных задач. Моделирование транспортной сети. Основные понятия моделирования транспортных систем.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Знает специфику методов и средств измерений в сфере своей профессиональной деятельности
Знает специфику методов и средств измерений в сфере своей профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Знает специфику методов и средств измерений в сфере своей профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Знает специфику методов и средств измерений в сфере своей профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Знает систему показателей эффективности и безопасности в области техники и технологий наземного транспорта
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Принимает рациональные технические и технологические решения на основе объективных показателей эффективности и безопасности в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов
Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять навыки моделирования транспортных систем с использованием современных программных комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса
Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен оценивать эффективность мероприятий по повышению безопасности дорожного движения с учетом развития научно-технического прогресса
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять методы оценки предлагаемых изменений в рамках совершенствования транспортного комплекса городов и регионов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Что такое «Управление транспортными потоками»?
2. Опишите исторические предпосылки развития транспортной логистики?
3. В чем суть семи правил логистики?
4. Какие функции в экономике выполняет управление транспортными потоками?
5. Перспективы развития системы управления транспортными потоками?
6. Что такое издержки?
7. Основная цель учёта транспортных издержек?
8. Какие виды издержек Вам известны?
9. Какие затраты при перевозке грузов называют переменными?
10. Какие затраты при перевозке грузов называют постоянными?
11. Что такое склад и его основное назначение?
12. Перечислите основные принципы организации технологических процессов на складах?
13. С какой целью разрабатываются технологические карты на складах?
14. Как осуществляется входной контроль поступления товаров на склад?
15. С какой целью составляется погрузочный лист?
16. Что такое материальный запас?
17. Опишите основные причины сокращения запасов?
18. Виды материальных запасов?
19. Как определить размер запаса?
20. Как определить затраты на создание запасов?
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Что такое «Управление транспортными потоками»?
2. Опишите исторические предпосылки развития транспортной логистики?
3. В чем суть семи правил логистики?
4. Какие функции в экономике выполняет управление транспортными потоками?
5. Перспективы развития системы управления транспортными потоками?
6. Что такое издержки?
7. Основная цель учёта транспортных издержек?
8. Какие виды издержек Вам известны?
9. Какие затраты при перевозке грузов называют переменными?
10. Какие затраты при перевозке грузов называют постоянными?
11. Что такое склад и его основное назначение?
12. Перечислите основные принципы организации технологических процессов на складах?
13. С какой целью разрабатываются технологические карты на складах?
14. Как осуществляется входной контроль поступления товаров на склад?
15. С какой целью составляется погрузочный лист?
16. Что такое материальный запас?
17. Опишите основные причины сокращения запасов?
18. Виды материальных запасов?
19. Как определить размер запаса?
20. Как определить затраты на создание запасов?
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.