2024-2025_z08_03_01_АД_24_plx_Химия_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.09 Химия
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-1.1 Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата
 
ОПК-1.2 Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия
 
ОПК-1.3 Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
ОПК-1 
Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка лабораторного задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение. Основные химические понятия и законы
 
1.1
Введение. Основные химические понятия и законы
0,25
0,25
0
10
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
2
Строение атома. Периодическая система
 
2.1
Строение атома. Периодическая система Д.И. Менделеева
0,5
0,5
0
10
11
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
3
Химическая    кинетика 
 
3.1
Химическая    кинетика 
0,5
1
0
10
11,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
4
Энергетика    химических процессов
 
4.1
Энергетика    химических процессов
0,25
0,25
0
10
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
5
Физико-химические закономерности химических процессов.
 
5.1
Физико-химические закономерности химических процессов.
0,5
0,5
0
12
13
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
6
Дисперсные системы.
 
6.1
Дисперсные системы.
0,5
0,5
0
13
14
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
7
Коллоидное  состояние вещества.
 
7.1
Коллоидное  состояние вещества.
0,5
0,5
0
15,5
16,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
8
Электрохимические  системы
 
8.1
Электрохимические  системы
1
0,5
0
9
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
9
Контроль
 
9.1
Контактная работа
0
0
0
0
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
Всего часов:
4
4
0
89,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Изыскательская практика 2 (геологическая)
 
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
 
Механика грунтов
 
Техническая механика
 
Теоретическая механика
 
Модуль Механика (Теоретическая механика; Техническая механика; Механика грунтов)
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-1.1 Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата
 
ОПК-1.2 Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия
 
ОПК-1.3 Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
ОПК-1 
Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
1,6
108
11
89,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
0,8
4
4
Лабораторные занятия (Лаб)
4
0,8
4
4
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1,5
1,5
1,5
Другие виды самостоятельной работы
89,5
89,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение. Основные химические понятия и законы
 
1.1
Введение. Основные химические понятия и законы
0,25
0,25
0
10
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
2
Строение атома. Периодическая система
 
2.1
Строение атома. Периодическая система Д.И. Менделеева
0,5
0,5
0
10
11
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
3
Химическая    кинетика 
 
3.1
Химическая    кинетика 
0,5
1
0
10
11,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
4
Энергетика    химических процессов
 
4.1
Энергетика    химических процессов
0,25
0,25
0
10
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
5
Физико-химические закономерности химических процессов.
 
5.1
Физико-химические закономерности химических процессов.
0,5
0,5
0
12
13
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
6
Дисперсные системы.
 
6.1
Дисперсные системы.
0,5
0,5
0
13
14
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
7
Коллоидное  состояние вещества.
 
7.1
Коллоидное  состояние вещества.
0,5
0,5
0
15,5
16,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
8
Электрохимические  системы
 
8.1
Электрохимические  системы
1
0,5
0
9
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
9
Контроль
 
9.1
Контактная работа
0
0
0
0
10,5
ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
 
Всего часов:
4
4
0
89,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение. Основные химические понятия и законы

Основные понятия и законы химии. Цель и задачи дисциплины. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Планируемые результаты освоения дисциплины. Химия как раздел естествознания - наука о веществах и их превращениях Предмет химии. Связь химии с другими науками. Основные химические понятия и законы. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Закон кратных отношений. Закон эквивалентов.

 
Строение атома. Периодическая система Д.И. Менделеева

Строение атома. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Изобары. Современное понятие о химическом элементе. Квантово-механическая  модель атома; квантовые числа. Атомные орбитали. Принцип Паули; правило Гунда.  Порядок заполнения электронных уровней многоэлектронных атомов. Правила Клечковского.Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Рентгеновские спектры элементов и закон Мозли; порядковый номер элемента. Периодическое изменение химическихсвойств элементов в соответствии с электронной структурой атомов. Энергия ионизации и  сродства к электрону. Электроотрицательность элементов.  Химическая связь и строение молекул.  Общие представления о химической связи. Химическая  связь и валентность элементов. Основные виды и характеристики химической связи.  Ковалентная связь. Энергия, длина и направленность связи. Полярность связи и степень окисления. Ионная связь. Метод валентных связей. Строение простейших молекул. Основные виды взаимодействия молекул. Силы межмолекулярного взаимодействия. Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействия. Водородная связь. Металлическая связь.

 
Химическая    кинетика

Энергетика химических процессов. Энергетические эффекты химических реакций. Внутренняя энергия и энтальпия. Термохимия. Закон Гесса. Энтальпия образования химических соединений. Понятие об энтропии. Изменение энтропии при химических процессах. Энергия Гиббса. Направленность химических процессов. 

 
Энергетика    химических процессов

Скорость химической реакции и методы её регулирования.  Гомогенные и гетерогенные системы. Скорость  гомогенных химических реакций и методы её регулирования. Зависимость скорости гомогенных реакций от концентрации реагирующих веществ. Закон действия масс; константа скорости реакции.  Зависимость скорости гомогенных реакций от температуры; правило Вант-Гоффа. Энергия активации. Скорость гетерогенных реакций. Гомогенный и гетерогенный катализ. Химическое равновесие.  Обратимые и необратимые химические реакции. Константа равновесия и её связь термодинамическими характеристиками системы. Принцип Ле Шателье. Химическое равновесие в гетерогенных системах.

 
Физико-химические закономерности химических процессов.

Общие свойства растворов.  Способы выражения состава растворов.   Осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа. Давление пара  растворов. Температура замерзания и кипения растворов. Законы Рауля.Растворы электролитов.  Электролитическая диссоциация, её причины.  Степень диссоциации. Константа диссоциации (ионизации) кислот и оснований. Сильные и слабые электролиты. Отклонения от законов Рауля и Вант-Гоффа для растворов электролитов. Степень диссоциации. Сильные и слабые  электролиты. Константа диссоциации слабых электролитов. Закон разведения Оствальда. Изотонический коэффициент, его связь со степенью диссоциации.  Ионные равновесия в растворах электролитов. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный  показатель. Понятие об индикаторах. Смещение  равновесий в водных растворах электролитов. Гидролиз солей. Произведение растворимости. Условия осаждения и растворения осадков.

 
Дисперсные системы.

Основные положения координационной теории.  Химическая связь в комплексных соединениях (донорно-акцепторная связь).  Комплексы, комплексообразователи, лиганды (адденды). Заряд и координационное число  комплексообразователя. Типы комплексных соединений. Номенклатура комплексных соединений. Поведение комплексных соединений в водных растворах. Диссоциация комплексных соединений. Устойчивость комплексных ионов в водных растворах. Константа нестойкости комплексного иона (комплекса).

 
Коллоидное  состояние вещества.

Коллоидное  состояние вещества. Классификация окислительно-восстановительных реакций. Понятие о степени окисления элементов в соединениях. Важнейшие окислители и восстановители. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных  реакций.  Метод электронного и электронно-ионного баланса. Вычисление молярных масс эквивалентов окислителя и восстановителя. 

 
Электрохимические  системы

Электродные потенциалы и электродвижущие силы.  Понятие об электродных потенциалах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Зависимость величины электродных  потенциалов от температуры и концентрации ионов в растворе. Уравнение Нернста. Гальванические элементы. Физические свойства металлов. Химические свойства металлов, их  восстановительная способность. Взаимодействие различных металлов с кислородом, водой, кислотами, щелочами. 

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Основные химические понятия и законы
0,25
УО,Проверка ЛЗ
0
 
2
Строение атома. Периодическая система
0,5
УО,Проверка ЛЗ
0
 
3
Химическая    кинетика
1
УО,Проверка ЛЗ
0
 
4
Энергетика    химических процессов.
0,25
УО,Проверка ЛЗ
0
 
5
Физико-химические закономерности   химических процессов.
0,5
УО,Проверка ЛЗ
0
 
6
Дисперсные системы.
0,5
УО,Проверка ЛЗ
0
 
7
Коллоидное  состояние вещества.
0,5
УО,Проверка ЛЗ
0
 
8
Электрохимические системы
0,5
УО,Проверка ЛЗ
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Проверка лабораторного задания
Проверка ЛЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ОПК-1 
Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Математика
x
x
Экзамен,Зачет
Информатика
x
x
Зачет,Экзамен
Инженерная графика
x
x
Экзамен
Химия
x
Экзамен
Физика
x
Экзамен
Модуль Механика (Теоретическая механика; Техническая механика; Механика грунтов)
x
x
Экзамен,Зачет
Теоретическая механика
x
Зачет,Экзамен
Техническая механика
x
x
Экзамен
Механика грунтов
x
Экзамен
Модуль Инженерное обеспечение строительства (Геодезия; Геология)
x
Зачет,Курсовая работа
Геодезия
x
Зачет,Курсовая работа
Геология
x
Зачет,Курсовая работа
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 2 (геологическая)
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе использования теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-1.1 Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет характеристики физического процесса (явления), характерного для объектов профессиональной деятельности, на основе теоретического (экспериментального) исследования, в том числе с применением математического аппарата

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.2 Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Представляет базовые для профессиональной сферы физические процессы (явления) в виде математического(их) уравнения(й), обосновывает начальные и граничные условия

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1.3 Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает инженерные задачи с применением теоретических и практических основ естественных и технических наук, а также математического аппарата

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Строение атома. Основные сведения о строении атомов.

2. Состав атомных ядер.

3. Изотопы. Изобары.

4. Современное понятие о химическом элементе.

5. Квантово-механическая  модель атома; квантовые числа.

6. Порядок заполнения электронных уровней многоэлектронных атомов.

7. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева.

8. Химическая связь и строение молекул.

9. Общие представления о химической связи. Химическая  связь и валентность элементов. Основные виды и характеристики химической связи.

10. Ковалентная связь. Энергия, длина и направленность связи. Полярность связи и степень окисления. Ионная связь. Метод валентных связей. Строение простейших молекул. Основные виды взаимодействия молекул.

11. Силы межмолекулярного взаимодействия.

12. Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействия.

13. Водородная связь. Металлическая связь.

14. Энергетика химических процессов.

15. Энергетические эффекты химических реакций.

16. Внутренняя энергия и энтальпия.

17. Термохимия.

18. Понятие об энтропии. Изменение энтропии при химических процессах

19. Направленность химических процессов.

20. Скорость химической реакции и методы её регулирования.

21. Гомогенные и гетерогенные системы.

22. Скорость  гомогенных химических реакций и методы её регулирования.

23. Зависимость скорости гомогенных реакций от концентрации реагирующих веществ. Закон действия масс; константа скорости реакции.  

24. Гомогенный и гетерогенный катализ.

 
25. Химическое равновесие.  Обратимые и необратимые химические реакции.

26. Константа равновесия и её связь термодинамическими характеристиками системы.

27. Общие свойства растворов.  Способы выражения состава растворов.   

28. Осмотическое давление. Давление пара  растворов. Температура замерзания и кипения растворов. Законы Электролитическая диссоциация, её причины.

29. Степень диссоциации. Константа диссоциации (ионизации) кислот и оснований. Сильные и слабые электролиты.

30. Степень диссоциации. Сильные и слабые  электролиты. Константа диссоциации слабых электролитов.

31. Ионные равновесия в растворах электролитов.

32. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды.

33. Водородный  показатель. Понятие об индикаторах. Смещение  равновесий в водных растворах электролитов. Гидролиз солей. Произведение растворимости. Условия осаждения и растворения осадков.

34. Основные положения координационной теории.

35. Химическая связь в комплексных соединениях (донорно-акцепторная связь).  

36. Типы комплексных соединений.

37. Номенклатура комплексных соединений. Поведение комплексных соединений в водных растворах.

38. Коллоидное  состояние вещества.

39. Классификация окислительно-восстановительных реакций.

40. Понятие о степени окисления элементов в соединениях. Важнейшие окислители и восстановители.

41. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных  реакций.  Метод электронного и электронно-ионного баланса.

42. Вычисление молярных масс эквивалентов окислителя и восстановителя.

43. Электродные потенциалы и электродвижущие силы.  

44. Понятие об электродных потенциалах.

45. Строение двойного электрического слоя  на границе электрод-раствор.  

46. Зависимость величины электродных потенциалов от природы электродов и  растворителей.

47. Измерение электродных потенциалов.  Стандартный водородный электрод и водородная шкала потенциалов.

48. Ряд стандартных электродных потенциалов

49. Зависимость величины электродных  потенциалов от температуры и концентрации ионов в растворе.

50. Гальванические элементы.

51. Электродвижущая сила гальванического элемента.

52. Электролиз. Сущность электролиза.

53. Явление перенапряжения.

54. Электролиз с нерастворимым и растворимым анодами. Законы  Фарадея. Выход по току.

55. Применение электролиза.

56. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Коррозия металлов.

57. Основные виды коррозии. Классификация коррозионных процессов. Электрохимическая коррозия металлов.

58. Ущерб, наносимый  коррозией.  Борьба с коррозией металлов.  Защита металлов от

физические свойства металлов.

59. Химические свойства металлов, их  восстановительная способность. Взаимодействие различных металлов с кислородом, водой, кислотами, щелочами.

60. Распространение и формы нахождения металлических элементов в природе.  Извлечение металлов из руд.

61. Основные методы восстановления металлов.

62. Электролитическое получение и рафинирование металлов.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения

 
по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы для устного опроса:

1. Строение атома. Основные сведения о строении атомов.

2. Состав атомных ядер.

3. Изотопы. Изобары.

4. Современное понятие о химическом элементе.

5. Квантово-механическая  модель атома; квантовые числа.

6. Порядок заполнения электронных уровней многоэлектронных атомов.

7. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева.

8. Химическая связь и строение молекул.

9. Общие представления о химической связи. Химическая  связь и валентность элементов. Основные виды и характеристики химической связи.

10. Ковалентная связь. Энергия, длина и направленность связи. Полярность связи и степень окисления. Ионная связь. Метод валентных связей. Строение простейших молекул. Основные виды взаимодействия молекул.

11. Силы межмолекулярного взаимодействия.

12. Ориентационное, индукционное и дисперсионное взаимодействия.

13. Водородная связь. Металлическая связь.

14. Энергетика химических процессов.

15. Энергетические эффекты химических реакций.

16. Внутренняя энергия и энтальпия.

17. Термохимия.

18. Понятие об энтропии. Изменение энтропии при химических процессах

19. Направленность химических процессов.

20. Скорость химической реакции и методы её регулирования.

21. Гомогенные и гетерогенные системы.

22. Скорость  гомогенных химических реакций и методы её регулирования.

23. Зависимость скорости гомогенных реакций от концентрации реагирующих веществ. Закон действия масс; константа скорости реакции.  

24. Гомогенный и гетерогенный катализ.

25. Химическое равновесие.  Обратимые и необратимые химические реакции.

26. Константа равновесия и её связь термодинамическими характеристиками системы.

27. Общие свойства растворов.  Способы выражения состава растворов.   

28. Осмотическое давление. Давление пара  растворов. Температура замерзания и кипения растворов. Законы Электролитическая диссоциация, её причины.

29. Степень диссоциации. Константа диссоциации (ионизации) кислот и оснований. Сильные и слабые электролиты.

30. Степень диссоциации. Сильные и слабые  электролиты. Константа диссоциации слабых электролитов.

31. Ионные равновесия в растворах электролитов.

32. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды.

33. Водородный  показатель. Понятие об индикаторах. Смещение  равновесий в водных растворах электролитов. Гидролиз солей. Произведение растворимости. Условия осаждения и растворения осадков.

34. Основные положения координационной теории.

35. Химическая связь в комплексных соединениях (донорно-акцепторная связь).  

36. Типы комплексных соединений.

37. Номенклатура комплексных соединений. Поведение комплексных соединений в

 
водных растворах.

38. Коллоидное  состояние вещества.

39. Классификация окислительно-восстановительных реакций.

40. Понятие о степени окисления элементов в соединениях. Важнейшие окислители и восстановители.

41. Методы составления уравнений окислительно-восстановительных  реакций.  Метод электронного и электронно-ионного баланса.

42. Вычисление молярных масс эквивалентов окислителя и восстановителя.

43. Электродные потенциалы и электродвижущие силы.  

44. Понятие об электродных потенциалах.

45. Строение двойного электрического слоя  на границе электрод-раствор.  

46. Зависимость величины электродных потенциалов от природы электродов и  растворителей.

47. Измерение электродных потенциалов.  Стандартный водородный электрод и водородная шкала потенциалов.

48. Ряд стандартных электродных потенциалов

49. Зависимость величины электродных  потенциалов от температуры и концентрации ионов в растворе.

50. Гальванические элементы.

51. Электродвижущая сила гальванического элемента.

52. Электролиз. Сущность электролиза.

53. Явление перенапряжения.

54. Электролиз с нерастворимым и растворимым анодами. Законы  Фарадея. Выход по току.

55. Применение электролиза.

56. Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Коррозия металлов.

57. Основные виды коррозии. Классификация коррозионных процессов. Электрохимическая коррозия металлов.

58. Ущерб, наносимый  коррозией.  Борьба с коррозией металлов.  Защита металлов от  физические свойства металлов.

59. Химические свойства металлов, их  восстановительная способность. Взаимодействие различных металлов с кислородом, водой, кислотами, щелочами.

60. Распространение и формы нахождения металлических элементов в природе.  Извлечение металлов из руд.

61. Основные методы восстановления металлов.

62. Электролитическое получение и рафинирование металлов.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная: 1. Глинка, Н.Л., Общая химия. : учебное пособие / Н.Л. Глинка. — Москва : КноРус, 2022. — 749 с. — ISBN 978-5-406-09685-7. — URL:https://book.ru/book/943252 (дата обращения: 25.01.2022). 2. Глинка, Н.Л., Задачи и упражнения по общей химии. : учебное пособие / Н.Л. Глинка, Т.Е. Алексеева, Н.Б. Платунова, Т.Е. Хрипунова. — Москва : КноРус, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-406-05891-6. — URL:https://book.ru/book/938048 (дата обращения: 25.01.2022). 3. Вострикова, Н. М. Химия : учебное пособие / Н. М. Вострикова, И. В. Козедубова, Г. А. Королева. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. - 226 с. - ISBN 978-5-7638-4420-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1819361 (дата обращения: 10.01.2022). 4. Богомолова, И. В. Неорганическая химия : учебное пособие / И.В. Богомолова. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 336 с. : ил. - (ПРОФИль). - ISBN 978-5-98281-187-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1061490 (дата обращения: 10.01.2022). 5. Зарубин, Д. П. Физическая химия : учебное пособие / Д.П. Зарубин. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 474 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/20894. - ISBN 978-5-16-010067-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1852239 (дата обращения: 10.01.2022). б) дополнительная: 1. Коровин Н.В. Общая химия: Учебник. – М.: Высш.шк., 2005. – 557с. 2. Кругляков П.М. Физическая коллоидная химия: Учеб.пособие / П.М. Кругляков, Т.Н. Хаскова. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2007. – 319с., ил. 3. Новиков Г.И. Общая и экспериментальная химия: учеб.пособие для химических и химико-технологических вузов / Г.И. Новиков, И.М. Жарский. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 832с. 4. Садетдинов Ш.В. Общая химия. Учебное пособие.- Чебоксары: ВФ МАДИ (ГТУ), 2006. - 152 с. 5. Третьяков Ю.Д. и др. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник в 2 томах. Т.1 / Ю.Д. Третьяков, Л.И. Мартыненко, А.Н. Григорьев.Ю. Цивадзе. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, ИКЦ «Акаадемкнига», 2007. – 537с. – (Классический университетский учебник). 6. Третьяков Ю.Д. и др. Неорганическая химия. Химия элементов: Учебник в 2 томах. Т.1 / Ю.Д. Третьяков, Л.И. Мартыненко, А.Н. Григорьев.Ю. Цивадзе. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУ, ИКЦ «Акаадемкнига», 2007. – 537с. – (Классический университетский учебник). 7. Угай Я.А. Общая и неорганическая химия: Учебник для вузов / Я.А. Угай – 5-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2007. – 527с., ил. 8. Физическая химия : учеб.пособие / Д.П. Зарубин. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 474 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование:Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20894. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/469097 9. Хаханина Т. И. Аналитическая химия: учеб.пособие / Т.И. Хаханина, Н.Г. Никитина - М.: Высшее образование, 2009. - 278 с. (Основы наук) 10. Хаханина Т.И. Органическая химия: учеб.пособие / Т.И. Хаханина, Н.Г. Осипенкова, А.А. Гурская. -  М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 396 с. - (Основы наук) 11. Общая химия. Под редакцией Е.М. Соколовского, Г.Д. Вовченко, Л.С. Гузея. Изд-во Московского университета, 1980. - 728 стр. 12. О.С. Зайцев. Общая химия. Направаление и скорость химических процессов. Строение вещества. М.: Высшая школа, 1983. - 248 стр. 13. М.Х. Карапетьянц. Введение в теорию химических процессов. М.: Высшая школа, 1981.-336 стр. 14. Конспект лекций по разделу «Электрохимия» в курсе «Химия» для студентов специальности 150200, 230100, 291000. Форма обучения — очная. Курс - 1 сост. В.И. Бердников ВФ МАДИ (ГТУ). Чебоксары 2018 г.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
4. Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.

 
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

 
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
профессор СДиИЭ, доктор биологических наук Григорьев С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .