ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
Физическая культура в структуре профессионального образования.
Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.
Профессиональная направленность физического воспитания.
Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
Гуманитарная значимость физической культуры.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.
Основы организации физического воспитания в вузе.
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая. Строение организма.
Физиологические системы организма.
Саморегуляция деятельности организма.
Воздействие внешней среды на организм человека.
Гипокинезия и гиподинамия.
Средства физической культуры в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма.
Основные средства физической культуры.
Классификация физических упражнений.
Особенности функциональных изменений при выполнении различных видов циклической и ациклической работы.
Вспомогательные средства физической культуры.
Воздействие физических упражнений и их выбор для обеспечения высокого уровня функционирования основных систем.
Сердечно-сосудистая система.
Дыхательная система.
Опорно-двигательная система.
Нервная система.
Адаптация организма к воздействию физических нагрузок.
Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности.
Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
Утомление и восстановление при физической и умственной работе.
Понятие «Здоровье» как ценность и факторы его определяющие, содержание и критерии оценки.
Факторы определяющие риск для здоровья.
Общее представление о функциональном состоянии.
Методика оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы.
Определение физического развития и методы оценки.
Методы оценки антропометрических признаков.
Методы оценки физиометрических признаков.
Методы оценки соматоскопических признаков.
Метод коррекции опорно-двигательной системы.
Корригирующая гимнастика.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Физическое воспитание и самосовершенствование.
Этапы преобразования знаний в убеждения.
Факторы, определяющие готовность к самовоспитанию.
Формирование потребности в самосовершенствовании.
Педагогическое руководство физическим самовоспитанием.
Динамика и средства работоспособности, ее оптимизация в учебном процессе.
Основные причины изменения состояния студентов в учебном году.
Средства физической культуры для оптимизации работоспособности.
Методические принципы физического воспитания.
Средства и методы физического воспитания.
Формирование двигательного навыка и этапы обучения движениям.
Методика развития выносливости. Методика развития силы.
Методика развития быстроты.
Методика развития гибкости.
Методика развития ловкости.
Формирование психических качеств свойств личности в процессе физического воспитания.
Общая и специальная физическая подготовка, их цели и задачи.
Интенсивность физических нагрузок.
Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.
Формы занятий физическими упражнениями.
Структура и построение занятия по физической культуре.
Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.
Мотивация при самостоятельных занятиях.
Организация самостоятельных занятий.
Управление процессом самостоятельных занятий.
Интенсивность и пульсовой режим физической нагрузки.
Самоконтроль и особенности самостоятельных занятий.
Корректировка содержания занятий по объективным показателям.
Влияние избранного вида спорта на физическое развитие и функциональную подготовленность.
Планирование тренировки в избранном виде спорта.
Технологии совершенствования физической, тактической, технической, психологической подготовки студентов.
Основы понятия «профессионально-прикладная физическая культура (ППФП)».
Основные возможности различных видов спорта.
Средства профессионально-прикладной физической подготовки.
Обязательные средства ППФП.
Вспомогательные средства ППФП.
Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях.
Основные факторы, определяющие содержание ППФП.
Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП.
Методика подбора средств ППФП студентов.
Система контроля ППФП студентов.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Понимает влияние физической подготовки на укрепление здоровья, профилактику заболеваний
Понимает влияние физической подготовки на укрепление здоровья, профилактику заболеваний
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает влияние физической подготовки на укрепление здоровья, профилактику заболеваний
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает влияние физической подготовки на укрепление здоровья, профилактику заболеваний
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет индивидуально подобранные комплексы оздоровительной или адаптивной физической культуры
Выполняет индивидуально подобранные комплексы оздоровительной или адаптивной физической культуры
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет индивидуально подобранные комплексы оздоровительной или адаптивной физической культуры
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет индивидуально подобранные комплексы оздоровительной или адаптивной физической культуры
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Поддерживает и оценивает уровень физической подготовленности для полноценной социальной и профессиональной деятельности
Поддерживает и оценивает уровень физической подготовленности для полноценной социальной и профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Поддерживает и оценивает уровень физической подготовленности для полноценной социальной и профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Поддерживает и оценивает уровень физической подготовленности для полноценной социальной и профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Умеет применять стандарты, нормы и правила, связанные с профессиональной деятельностью
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Понятие «физическая культура» и её место в общей культуре.
2. Физическая культура как социальная система. Цель, задачи и общие принципы функционирования.
3. Понятие «спорт», его цели, задачи. Виды спорта.
4. Спорт в системе физической культуры.
5. Физическая культура в высших учебных заведениях.
6. Средства и методы формирования физической культуры личности.
7. Общая характеристика физических способностей.
8. Сила и методика её развития.
9. Быстрота и методика её развития.
10. Выносливость и методика её развития.
11. Ловкость и координационные способности и методика их развития.
12. Гибкость и методика её развитие.
13. Физические упражнения – основное средство физического воспитания (понятие, содержание, классификация).
14. Личная гигиена и закаливание как вспомогательные средства физического воспитания.
15. Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями.
16. Структура учебно-тренировочного занятия.
17. Цель, формы и содержание самостоятельных занятий физической культурой.
18. Общая физическая подготовка.
19. Специальная физическая подготовка.
20. Физиологические показатели тренированности организма в покое, при стандартной и предельной нагрузках.
21. Физиологическая характеристика состояний организма, возникающих во время мышечной деятельности.
22. Виды контроля в процессе занятий физической культурой и спортом.
23. Спортивные игры в физическом воспитании.
24. Гимнастика в физическом воспитании, виды гимнастики.
25. Туризм в физическом воспитании, виды туризма.
26. Подвижные игры в физическом воспитании студентов.
27. Нетрадиционные системы физических упражнений (йога, армрестлинг, бодибилдинг, шейпинг).
28. Популярные оздоровительные методики.
29. Профилактика простудных заболеваний и перегревов.
30. Здоровье и двигательная активность студента.
31. Укрепление иммунной системы.
32. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания. Формы занятий физическими упражнениями.
33. Значение мышечной релаксации.
34. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта.
35. Особенности интеллектуальной деятельности студентов.
36. Использование средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
37. Формирование средствами физической культуры профессионально-важных качеств: внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости.
38. Аутогенная тренировка.
39. Здоровье человека: функциональные возможности проявления в различных сферах жизнедеятельности.
40. Влияние образа жизни на здоровье.
41. Гигиена физических упражнений.
42. Долгосрочное планирование программы самосовершенствования.
43. Нормативные документы по физическому воспитанию в вузе.
44. Физкультурные мероприятия студентов в свободное от учёбы время.
45. Организм как единая биологическая система, его подсистемы.
47. Восстановление при физической и умственной работе.
48. Влияние гипокинезии и гиподинамии на жизнедеятельность организма.
49. Обмен веществ и энергии в организме (белки, углеводы, жиры, минеральные вещества и вода).
50. Витамины и их роль в обмене веществ.
51. Понятие «здоровье» и содержательные особенности составляющих здорового образа жизни.
52. Динамика работоспособности студента (в течение дня, недели, семестра). Биоритмы и работоспособность.
53. Осанка. Профилактика и коррекция нарушений средствами физической культуры.
54. Объём и интенсивность физической нагрузки.
55. Коррекция телосложения средствами физической культуры и спорта.
56. Учёт возрастных и половых особенностей при занятиях физической культурой и спортом.
57. Меры безопасности и профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями.
58. Организация, формы и средства профессионально-прикладной физической подготовки.
59. Понятие «производственная физическая культура», её цели и задачи.
60. Спортивные соревнования как функциональное и структурное ядро спорта.
61. Спортивная тренировка – цель, задачи, средства, общие и специальные принципы.
62. Подготовка спортсмена в процессе тренировки.
63. Построение спортивной тренировки.
64. Планирование, контроль и учет в процессе спортивной тренировки спортсменов.
65. Классификация соревнований. Составление календаря соревнований. Положение о соревнованиях.
66. Особенности занятий физической культурой и спортом студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
67. История развития вида спорта (по выбору) в Чувашии.
68. Достижения чувашских спортсменов на международной арене.
69. Значение национальных чувашских традиций, игр в физическом воспитании студентов.
70. Понятие «здоровье человека» и его компоненты.
71. О пользе и вреде физической культуры и спорта.
72. Путь к долголетию.
73. Основные приемы омоложения организма.
74. Преимущества и недостатки оздоровительных упражнений аэробной направленности.
75. Преимущества и недостатки упражнений силовой направленности.
76. Основы здорового образа и стиля жизни (обзор популярных периодических изданий по физической культуре и спорту).
77. Пульсовой режим и дозирование физической нагрузки при занятиях физической культурой в зависимости от пола, возраста, уровня здоровья и физической подготовленности.
78. Если хочешь быть здоров, то … (перечень и обоснование к здоровому образу и стилю жизни).
79. Методика закаливания.
80. Тренировочные программы борьбы с вредными привычками.
81. Влияние малоактивного образа жизни на здоровье человека.
82. Солнце, воздух и вода – как основные факторы здоровья.
83. Влияние осанки на здоровье человека.
84. Влияние дыхательной гимнастики на различные функции человека.
85. Влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие личности и состояние здоровья.
86. Азбука оздоровительного бега и ходьбы.
87. Аэробика для всех.
88. Шейпинг – лучшее средство стать красивой и привлекательной.
90. Главные заповеди в питании (по теории К. Купера).
91. Лишний вес и его последствия на различные функции организма.
92. Гимнастика и зрение.
93. Проблемы слабого пола (походка, красивая фигура, макияж, одежда).
94. Человек будущего (прогноз на 25-50 лет вперед).
95. Основы различных оздоровительных систем (на примере какой-либо системы).
96. Самостоятельные, индивидуальные занятия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
97. Дыхательная гимнастика Стрельниковой и Бутейко.
98. 1000 движений для здоровья по методике Н.М. Амосова.
99. Атлетическая гимнастика В. Дикуля.
100. Особенности гимнастики Д.Фонды.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1. Рассказать и продемонстрировать комплекс упражнений в избранном виде спорта или оздоровительный комплекс упражнений.
2.Часть общей культуры человека, ценности, которые накоплены обществом в процессе его развития в области специальных знаний и материальной сферы, влияние физических упражнений на организм человека – это:
а) физическая культура;
б) физическая культура личности;
в) физическое развитие;
3. Целесообразное оказание первой помощи при ушибах:
а) тугая повязка, холод, доставка в больницу;
б) тугая повязка, тепло, доставка в больницу;
в) наложить шину, холод, доставка в больницу;
3. Достигнутый уровень в физическом совершенстве человека и степень использования приобретенных навыков и специальных испытаний в повседневной жизни – это:
а) физическая культура личности;
б) физическая культура;
в) физическое развитие.
3. Процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и способностей обусловленный внутренними факторами и условиями жизни – это:
а) физическое совершенствование;
б) физическая подготовленность;
в) физическое развитие.
4. Положительное влияние физических упражнений на развитие функциональных возможностей организма в большей степени будет зависеть:
а) от физической и технической подготовленности занимающихся;
б) от особенностей реакций систем организма в ответ на выполняемые упражнения;
в) от состояния здоровья занимающихся;
5. Правильной можно считать осанку, если Вы, стоя у стены, касаетесь ее. . .
а) затылком, спиной, пятками;
б) затылком, ягодицами, пятками;
в) затылком, лопатками, ягодицами, пятками
6. Результатом физической подготовки, т. е. целенаправленно организованного педагогического процесса является:
а) физическая культура;
б) физическое развитие;
в) физическая подготовленность.
7. Каковы причины нарушения осанки?
а) привычка держать голову прямо;
б) привычка к неправильным позам;
в) слабая мускулатура
а) сохранение и укрепление здоровья;
б) развитие физических качеств человека;
в) поддержание высокой работоспособности людей.
9. Утомление характеризуется:
а) отказом от работы;
б) временным снижением работоспособности организма;
в) пониженной ЧСС (пульс)
10. В какой последовательности рекомендуется выполнять ниже перечисленные упражнения утренней гимнастики
а) прыжки и бег;
б) потягивание;
в) упражнения для мышц ног;
г) упражнения для мышц туловища;
д) упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
е) дыхательные упражнения, спокойная ходьба;
11. Самовоспитание в спорте это:
а) умение предельно мобилизоваться и предельно расслабиться;
б) регулятор поведения личности, связанный с уровнем притязаний( т. е. степенью трудностей целей, которые ставит перед собой личность)
в) деятельность объекта, направленная на совершенствование своей личности в трех сферах - интеллектуальной , эмоциональной, физической;
12. Психологический уровень здоровья человека определяется :
а) состоянием всех функциональных систем организма;
б) активностью человека в обществе4
в) убежденностью человека в своем здоровье, личностной установкой "быть только здоровым" и ее практическое реализацией;
13. Основоположником отечественной системы физического воспитания является:
а) Сухомлинский;
б) Матвеев;
в) Лесгафт;
14. Дать определение понятию "здоровья":
а) отсутствие болезней;
б) состояние психического благополучия;
в) состояние социального благополучия;
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
1. Составление и демонстрация базового комплекса упражнений производственной гимнастики.
2.Физическая подготовка спортсмена….
а) воспитание нравственных, волевых и психологических качеств;
б) развитие физических способностей, специфичных для спортивной игры;
в) совершенствование телосложения и гармоничного развития физиологических функций;
3. Задачи специальной физической подготовки…
а) совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений;
б) укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, формирование осанки;
в) развитие физических способностей, специфичных для спортивной игры;
4. Задачи общей физической подготовки…
а) развитие физических способностей.специфичных для спортивной игры;
б) развитие качеств, обуславливающих успех тактических действий;
в) совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
5.Видами Физической подготовки являются:
а) ОФП
б) СФП
в) МРТ
6.Назавите питательные вещества имеющие энергетическую ценность:
б)жиры и углеводы;
в)жиры, углеводы , белки и вода;
7.Здоровый образ включает в себя:
а) перечень мероприятий, направленный на сохранение и укрепления здоровья;
б) лечено-физкультурный оздоровительный комплекс;
в) регулярные занятия физической культурой;
8. К основным формам самостоятельных занятий по физической культуре относятся:
а) ежедневная утренняя гимнастика;
б) разминка;
в) ежедневная физкультпауза;
9. К основным методам развития физических качеств относятся:
а) соревновательный;
б) переменный;
в) неравномерный;
10. Универсальное средство для развития внимания являются:
а) спортивные игры с мячом;
б) беговые упражнения;
в) прыжковые упражнения;
11. Основными видами диагностики являются:
а) врачебный контроль;
б) самоконтроль;
в) родительский контроль;
12. Средствами ППФП являются:
а) прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
б) гигиенические факторы и оздоровительные силы природы;
в) закаливание и физиотерапевтические процедуры;
13. Оптимально заниматься физической культурой:
а) 1-2 раза в неделю;
б) 3-4 раза в неделю;
в) 6 раз в неделю;
14.Основными факторами, определяющими конкретное содержание профессионально-прикладной физической подготовки являются:
а) формы труда специалистов данного профиля;
б) условия и характер труда;
в) особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости;
15. При закаливании руководствуются следующими принципами:
а) закаливающие процедуры проводить систематически;
б) постепенное увеличение продолжительности и интенсивности процедур;
в) сочетание различных видов закаливания;
16. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями определяется:
а) частотой сердечных сокращений;
б) измерением артериального давления;
в) потреблением кислорода;
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Понятие термина - физическая культура.
Компоненты физической культуры?
Фоновые виды физической культуры.
Профессиональная направленность физической культуры.
Уровни проявления физической культуры личности.
Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
Гуманитарная значимость физической культуры.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.
Социальные функции физической культуры.
Понятие о социально-биологических основах физической культуры.
Внешняя среда. Природные, биологические и социальные факторы.
Принцип целостности организма и его единства с окружающей средой.
Влияние гипокинезии и гиподинамии на организм.
Саморегуляция и самосовершенствование организма.
Общее представление о строении тела человека.
Понятие об органах и физиологических системах организма человека.
Представление об опорно-двигательном аппарате. Строение и функции.
Представление о пищеварительной системе. Строение и функции.
Представление сердечно-сосудистой системе. Строение и функции.
Представление о дыхательной системе. Строение и функции.
Представление о выделительной системе. Строение и функции.
Представление об эндокринной системе. Строение и функции.
Представление о нервной системе. Её отделы и функции.
Основные средства физической культуры.
Физиологическая классификация физических упражнений
Показатели тренированности в покое.
Показатели тренированности при выполнении стандартных нагрузок.
Показатели тренированности при предельно напряженной работе.
Функциональные изменения организма при выполнении различных видов циклической работы.
Вспомогательные средства физической культуры их влияние на организм и направления использования.
Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему.
Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему.
Влияние двигательной активности на нервную систему.
Выбор средств физической культуры для обеспечения высокого уровня функционирования основных систем.
Адаптация организма к воздействию физических нагрузок.
Функциональная активность человека и виды трудовой деятельности .
Влияние умственной и физической деятельности на функциональную активность человека.
Физиологическая характеристика утомления и восстановления. Средства восстановления.
Понятие «Здоровье» как ценность и факторы его определяющие, содержание и критерии оценки.
Общее представление о функциональном состоянии.
Методы оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы.
Методы оценки функционального состояния дыхательной системы.
Методы оценки функционального состояния центральной нервной системы
Определение физического развития и методы оценки.
Методы оценки телосложения.
Методы коррекции опорно-двигательной системы.
Механизм и характер воздействия массажа на организм.
Основные компоненты образа жизни?
Какие педагогические условия необходимо создать для осуществлении устойчивой потребности в физическом самовоспитании?
Как определить уровень физической подготовленности?
Основные внутренние факторы готовности?
Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле
Методические принципы физического воспитания.
Методический принцип сознательности и активности.
Методический принцип наглядности.
Методический принцип доступности.
Методический принцип систематичности.
Методический принцип динамичности.
Методы физического воспитания.
Метод регламентированного упражнения.
Игровой метод.
Соревновательный метод.
Использование словесных и сенсорных методов.
Общие основы обучения движениям.
Этапы обучения движениям.
Формирование психических качеств личности в процессе физического
Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.
Специальная физическая подготовка.
Спортивная подготовка, ее цели и задачи.
Структура подготовленности спортсмена.
Техническая подготовленность спортсмена.
Физическая подготовленность спортсмена.
Тактическая подготовленность спортсмена.
Психическая подготовленность спортсмена.
Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной
физической подготовки.
Интенсивность физических нагрузок.
Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Характеристика нулевой зоны интенсивности.
Характеристика первой тренировочной зоны.
Характеристика второй тренировочной зоны.
Характеристика третьей тренировочной зоны.
Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.
Формы занятий физическими упражнениями.
Возможность и условия коррекции физического развития и телосложения средствами
физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
Возможности и условия коррекции двигательной и функциональной подготовленности
средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
В чем состоит отличие коррекции физического развития от коррекции двигательной и
функциональной подготовленности.
Каковы основные формы самостоятельных занятий?
В чем особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию телосложения, развития физических и профессиональных качеств?
Какой объем двигательной активности рекомендуется для студентов и как он зависит от цели самостоятельных занятий?
Для определения оптимальной физической нагрузки, что необходимо оценить вначале?
По каким параметрам дозируется физическая нагрузка?
Как определяется зависимость максимальной ЧСС от возраста?
Каковы основные задачи и показатели самоконтроля?
Как осуществляется корректировка содержания занятий по объективным показателям самоконтроля?
Что такое спорт, и чем он отличается от физической культуры?
Перечислите особенности спорта.
На какие пять групп можно разделить виды спорта?
Назовите сферы спортивного движения.
Охарактеризуйте нетрадиционные виды спорта.
Каковы мотивы, побуждающие учащихся заниматься спортом?
Назовите виды планирования спортивной подготовки студента.
Личная необходимость психофизической подготовки человека к труду.
Определение понятия ППФП, ее цели и задачи. Место ППФП в системе физического воспитания.
Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов (форма и вид труда, условия труда, характер труда, динамика утомления и работоспособности).
Дополнительные факторы, влияющие на конкретное содержание ППФП.
Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП в вузе.
ППФП студентов на учебных занятиях и во внеучебное время.
Система контроля ППФП студентов на примере вашей специальности.
Прикладные знания, психофизические качества и свойства личности, прикладные умения и навыки, специальные качества (на примере своей специальности.
Прикладные виды спорта (их элементы) на примере вашей специальности.
Педагогический контроль ППФП.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.