ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный/письменный опрос;отчет по лабораторной работе .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Основные понятия и определения. Основополагающие нормативные акты и государственные программы по развитию ИТС. Общая характеристика системы
История развития технических средств, средств передачи данных, отдельных компонентов системы.
Современное состояние нормативной технической и программной составляющих ИТС в России и за рубежом. Основные направления развития и совершенствования ИТС
Система автомобильной навигации, регулирование светофоров, регулирование грузоперевозок, система оповестительных знаков (информационные табло, знаки со сменной информацией), система распознавания автомобильных номеров, система регистрации скорости транспортных средств, систем видео- наблюдения, дорожные погодные системы
Приоритетные сервисы интеллектуальных транспортных систем (инфор- мирование участников движения, управление дорожным движением, коор- динация и управление чрезвычайными ситуациями, электронные платежи на транспорте, мониторинг метеорологической обстановки, управление данными в интеллектуальных транспортных системах, мониторинг эколо- гической обстановки, контроль за соблюдением правил дорожного движе-
6
ния, управление состоянием дорог, весогабаритный контроль, выявление инцидентов, мониторинг единого парковочного пространства и т. п.)
Методы построения иерархически организованной совокупности подси- стем интеллектуальных транспортных систем и взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей программного обеспечения и оборудования, входящих в их состав. Функциональное описание подсистем интеллектуальных транспортных систем
Мировой опыт создания интеллектуальных транспортных средств. Внутренние системы интеллектуального транспортного средства. Внешние си- стемы интеллектуального транспортного средства. Сервисы для подключённого и высокоавтоматизированного транспорта. Передача информации между дорожно-транспортной инфраструктурой и транспортными средствами. Риски при формировании интеллектуальной дорожной инфра- структуры для организации движения высокоавтоматизированного транс- портного средства
История создания программных средств ИТС. Характеристика современных программных продуктов и их возможностей
Сервисные домены ИТС: информирование участни- ков движения; управление дорожным движением; конструкция транспортных средств; грузовые перевозки; общественный транспорт; службы оператив- ного реагирования, электронные платежи на транс- порте; персональная безопасность, связанная с дорожным движением, мониторинг погодных условий и состояния окружающей среды; управление и координация при чрезвычайных ситуациях, национальная безопасность
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Решает задачи профессиональной деятельности с учетом социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Понимает принципы работы современных информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности
Понимает принципы работы современных информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Понимает принципы работы современных информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Понимает принципы работы современных информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Определяет направления развития принципов работы современных информационных технологий в профессиональной деятельности
Определяет направления развития принципов работы современных информационных технологий в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет направления развития принципов работы современных информационных технологий в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет направления развития принципов работы современных информационных технологий в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использует современное программное обеспечение для обоснования и выбора рациональных технических и технологических решений в профессиональной деятельности
Использует современное программное обеспечение для обоснования и выбора рациональных технических и технологических решений в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует современное программное обеспечение для обоснования и выбора рациональных технических и технологических решений в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует современное программное обеспечение для обоснования и выбора рациональных технических и технологических решений в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Демонстрирует навыки составления и разработки технической документации в профессиональной деятельности
Демонстрирует навыки составления и разработки технической документации в профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Демонстрирует навыки составления и разработки технической документации в профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Демонстрирует навыки составления и разработки технической документации в профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом
Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен формировать технические требования к элементной базе систем управления транспортным комплексом
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен определять индикаторы оценки эффективности в рамках применения интеллектуальных транспортных систем и определять технические требования к элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем
Способен определять индикаторы оценки эффективности в рамках применения интеллектуальных транспортных систем и определять технические требования к элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен определять индикаторы оценки эффективности в рамках применения интеллектуальных транспортных систем и определять технические требования к элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен определять индикаторы оценки эффективности в рамках применения интеллектуальных транспортных систем и определять технические требования к элементной базе подсистем интеллектуальных транспортных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять аналитические методы прогнозирования изменений в транспортном комплексе с учетом развития современных технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1) Терминология интеллектуальных транспортных систем.
2) Архитектура интеллектуальных транспортных систем.
3) Основные принципы интеграции интеллектуальных транспортных систем.
4) Функциональная интеграция интеллектуальных транспортных систем.
5) Институциональная интеграция интеллектуальных транспортных систем.
6) Интеграция баз данных интеллектуальных транспортных систем.
7) Характеристика типичных проектов интеллектуальных транспортных систем.
8) Интеллектуальные транспортные системы при организации грузовых перевозок.
10) Основные виды маршрутной навигации.
11) Использование навигационной системы GPS при маршрутном ориентировании.
12) Основные математические методы решения задач организации перевозок и движения при использовании навигационной информации.
13) Сервисные домены интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы.
14) Пользователи интеллектуальных транспортных систем.
15) Функции интеллектуальных транспортных систем по информированию участников дорожного движения.
16) Функции интеллектуальных транспортных систем по управлению дорожным движением и действия по отношению к его участникам.
17) Функции интеллектуальных транспортных систем по коммерческих пере- возок. 18) Функции интеллектуальных транспортных систем по обеспечению функционирования общественного транспорта.
19) Функции интеллектуальных транспортных систем по контролю за электронных платежей на транспорте.
20) Функции интеллектуальных транспортных систем в чрезвычайных ситуациях.
21) Функции интеллектуальных транспортных систем, связанные с обеспечением персональной безопасности в дорожном движении.
22) Функции интеллектуальных транспортных систем по мониторингу погодных и экологических условий.
23) Управление данными в интеллектуальных транспортных системах.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1) Терминология интеллектуальных транспортных систем.
2) Архитектура интеллектуальных транспортных систем.
3) Основные принципы интеграции интеллектуальных транспортных систем.
4) Функциональная интеграция интеллектуальных транспортных систем.
5) Институциональная интеграция интеллектуальных транспортных систем.
6) Интеграция баз данных интеллектуальных транспортных систем.
7) Характеристика типичных проектов интеллектуальных транспортных систем.
8) Интеллектуальные транспортные системы при организации грузовых перевозок.
9) Автоматизированные системы управления общественным транспортом с использованием технологий интеллектуальных транспортных систем.
10) Основные виды маршрутной навигации.
11) Использование навигационной системы GPS при маршрутном ориентировании.
12) Основные математические методы решения задач организации перевозок и движения при использовании навигационной информации.
13) Сервисные домены интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы.
14) Пользователи интеллектуальных транспортных систем.
15) Функции интеллектуальных транспортных систем по информированию участников дорожного движения.
16) Функции интеллектуальных транспортных систем по управлению дорожным движением и действия по отношению к его участникам.
17) Функции интеллектуальных транспортных систем по коммерческих пере- возок. 18)
19) Функции интеллектуальных транспортных систем по контролю за электронных платежей на транспорте.
20) Функции интеллектуальных транспортных систем в чрезвычайных ситуациях.
21) Функции интеллектуальных транспортных систем, связанные с обеспечением персональной безопасности в дорожном движении.
22) Функции интеллектуальных транспортных систем по мониторингу погодных и экологических условий.
23) Управление данными в интеллектуальных транспортных системах.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(16 посадочных места).
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.