2024-2025_v08_03_01_АД_2024_plx_Инновационные технологии в дорожном материаловедении_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.07.02 Инновационные технологии в дорожном материаловедении
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение лабораторного задания;Реферат .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения о структуре дорожно-строительных материалов. Классификация ДСМ. Специфика дорожного строительства
 
1.1
Общие сведения о структуре дорожно-строительных материалов. Классификация ДСМ. Специфика дорожного строительства
1
1
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2
Оценка долговечности дорожно-строительных материалов
 
2.1
Оценка долговечности дорожно-строительных материалов
1
1
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
3
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе неорганических вяжущих
 
3.1
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе неорганических вяжущих
2
1
0
17
20
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4
Управление структурообразованием органических вяжущих
 
4.1
Управление структурообразованием органических вяжущих
1
1
0
17
19
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
5
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе органических вяжущих, применяемых для строительства дорожных покрытий
 
5.1
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе органических вяжущих, применяемых для строительства дорожных покрытий
2
2
0
17
21
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
6
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе жидких органических вяжущих, применяемых для ремонта покрытий
 
6.1
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе жидких органических вяжущих, применяемых для ремонта покрытий
1
2
0
15
18
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
2
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
Всего часов:
8
8
0
90
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 10 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
16
4
108
18
90
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
8
8
8
Лабораторные занятия (Лаб)
8
4
8
8
Контактная работа в семестре (КС)
2
2
2
Другие виды самостоятельной работы
90
90
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие сведения о структуре дорожно-строительных материалов. Классификация ДСМ. Специфика дорожного строительства
 
1.1
Общие сведения о структуре дорожно-строительных материалов. Классификация ДСМ. Специфика дорожного строительства
1
1
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
2
Оценка долговечности дорожно-строительных материалов
 
2.1
Оценка долговечности дорожно-строительных материалов
1
1
0
12
14
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
3
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе неорганических вяжущих
 
3.1
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе неорганических вяжущих
2
1
0
17
20
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
4
Управление структурообразованием органических вяжущих
 
4.1
Управление структурообразованием органических вяжущих
1
1
0
17
19
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
5
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе органических вяжущих, применяемых для строительства дорожных покрытий
 
5.1
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе органических вяжущих, применяемых для строительства дорожных покрытий
2
2
0
17
21
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
6
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе жидких органических вяжущих, применяемых для ремонта покрытий
 
6.1
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе жидких органических вяжущих, применяемых для ремонта покрытий
1
2
0
15
18
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
2
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4, ПК-1.5
 
Всего часов:
8
8
0
90
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Общие сведения о структуре дорожно-строительных материалов. Классификация ДСМ. Специфика дорожного строительства

Общая характеристика структуры материалов и её элементов – микроструктуры и макроструктуры. Характеристика микроструктуры дисперсных систем с позиции физико-химической механики. Оптимальные и неоптимальные структуры материалов. Классификация и нормативные требования ДСМ. Современные методы испытаний дорожно-строительных материалов.

Государственные стандарты на методы испытания вяжущих и бетонов

 
Оценка долговечности дорожно-строительных материалов

Внешние и внутренние факторы, определяющие изменения структуры и свойств материалов в условиях эксплуатации. Оценка воздействия внешних факторов по отдельным показателям. Моделирование воздействия на ДСМ внешних факторов. Периоды долговечности материалов в процессе эксплуатации: формирование структуры, период стабильности свойств и структуры, деструкция материала. Показатели оценки свойств материалов в процессе эксплуатации.

 
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе неорганических вяжущих

Теория гидратации минеральных вяжущих веществ. Устойчивость структуры цементного камня в процессе эксплуатации. Регулирование структуры и свойств бетонных смесей. Повышение морозостойкости дорожных бетонов. Химические добавки к бетонам. Влияние добавок, условий твердения на свойства и структуру бетонов. Деструкция бетонов на основе минеральных вяжущих веществ в дорожных основаниях и покрытиях. Влияние погодно-климатических факторов и транспортных нагрузок на деструктивные процессы в бетонах. Неразрушающие методы определения прочности бетонов. Методы оптимизации структуры цементных бетонов.

 
Управление структурообразованием органических вяжущих

Состав, структура и физико-химические свойства органических вяжущих. Структура и свойства нефтяных вязких битумов. Структурообразование жидких битумов. Требования к дорожным битумам. Современные методы испытаний вязких и жидких битумов. Государственные стандарты на методы испытания. Старение дорожных битумов и факторы, определяющие интенсивность старения битума в дорожной конструкции. Взаимодействие нефтяных битумов с минеральными материалами различного минералогического и химического состава. Модифицированные дорожные битумы. Виды модификаторов, технология приготовления модифицированных битумов, их структура и свойства. Полимернобитумные вяжущие, их структура и свойства, достоинства и недостатки. Поверхностно-активные вещества, совместимость различных добавок, улучшающих свойства битумов.

 
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе органических вяжущих, применяемых для строительства дорожных покрытий

Состав, структура и классификация дорожных асфальтобетонов. Современные методы испытаний дорожных асфальтобетонов. Государственные стандарты на методы испытания и показатели качества дорожных асфальтобетонов. Нестандартные методы испытания дорожных асфальтобетонов. Щебёночно-мастичные асфальтобетоны. Зависимость структуры и свойств асфальтобетона от зернового и химико-минералогического состава минеральной части. Современные технологии приготовления горячих асфальтобетонных смесей. Физико-химическая активация поверхности минеральных частиц. Дисперсное армирование асфальтобетонных смесей. Деформационное поведение дорожных битумоминеральных материалов в конструкциях автомобильных дорог, закономерности изменения прочностных характеристик асфальтобетонов при различных режимах нагружения. Влияние эксплуатационно-климатических условий на свойства дорожных битумоминеральных материалов. Моделирование воздействия на асфальтобетон внешних факторов, испытание асфальтобетона на усталость.

 
Управление структурообразованием и повышение качества материалов на основе жидких органических вяжущих, применяемых для ремонта покрытий

Показателикачествахолодныхасфальтобетонов.Стандартныеинестандартные методы испытания дорожных холодных асфальтобетонов. Современные технологии приготовления холодных асфальтобетонных смесей. Модификация холодных асфальтобетонов. Деформативные и прочностные свойства холодных модифицированных асфальтобетонов.

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Показатели оценки свойств материалов в процессе эксплуатации.
1
УО,Выполнение ЛЗ
0
 
2
Неразрушающие методы определения прочности бетонов. Методы оптимизации структуры цементных бетонов.
1
УО,Выполнение ЛЗ,Реф
0
 
3
Свойства нефтяных вязких битумов. Требования к дорожным битумам.

Современные методы испытаний вязких и жидких битумов.

1
УО,Выполнение ЛЗ,Реф
0
 
4
Методы испытаний дорожных асфальтобетонов. Нестандартные методы испытания дорожных асфальтобетонов.

Моделирование воздействия на асфальтобетон внешних факторов, испытание асфальтобетона на усталость.

1
УО,Выполнение ЛЗ,Реф
0
 
5
Методы испытаний дорожных асфальтобетонов. Нестандартные методы испытания дорожных асфальтобетонов.

Моделирование воздействия на асфальтобетон внешних факторов, испытание асфальтобетона на усталость.

2
УО,Выполнение ЛЗ,Реф
0
 
6
Стандартные методы испытания дорожных холодных асфальтобетонов.
1
УО,Выполнение ЛЗ,Реф
0
 
7
Нестандартные методы испытания дорожных холодных асфальтобетонов.
1
УО,Выполнение ЛЗ,Реф
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Выполнение лабораторного задания
Выполнение ЛЗ
 
3
Реферат
Реф
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
ПК-1 
Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Гидрология и гидрометрия транспортных сооружений
x
Экзамен,Курсовая работа
Инженерно-геодезические работы в строительстве
x
Курсовая работа,Экзамен
Дорожное грунтоведение
x
Зачет
Дорожное материаловедение
x
Экзамен
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
x
Экзамен,Курсовая работа
Изыскания и проектирование автомобильных дорог
x
x
x
x
Зачет,Курсовой проект,Экзамен,Курсовая работа
Изыскания  и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях
x
Экзамен,Курсовая работа
Строительство автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Курсовой проект
Деловая среда и искусство общения
x
Зачет
Тайм-менеджмент
x
Зачет
Основы инженерного творчества
x
Зачет,Курсовая работа
Геоинформационные системы в строительстве
x
Зачет,Курсовая работа
Основы аэрогеодезии
x
Зачет
Основы фотограмметрии
x
Зачет
Технология сплавов и сварки
x
Зачет
Технологии информационного моделирования (проектирование)
x
Зачет
Технология производства вяжущих материалов
x
Зачет
Инновационные технологии в дорожном материаловедении
x
Зачет
 
Проектная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 1 (геодезическая)
x
Зачет с оценкой
Изыскательская практика 2 (геологическая)
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Экология отрасли
x
Зачет
Технологии информационного моделирования (изыскания)
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен организовывать и проводить работы по инженерным изысканиям для транспортного строительства
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические или нормативно-методические документы, регламентирующие проведение и организацию изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет технические задания по проведению изысканий (обследований) для решения задач строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы выполнения работ по инженерным изысканиям для строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.4 Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Документирует, оформляет и представляет результаты изысканий (обследований) для строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.5 Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает полноту результатов инженерных изысканий, обследований для целей строительства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к зачету:

1.Классификация минеральных материалов, вяжущих веществ применяемых в дорожном строительстве.

2.Материалы на основе органических вяжущих веществ.

3.Материалы на основе неорганических (минеральных) вяжущих веществ.

4.Микроструктура, макроструктура и свойства дорожно-строительных материалов.

5.Типы структур дорожно-строительных материалов (кристаллизационный и коагуляционный), зависимость свойств материалов от типа структуры.

6.Структура и свойства нефтяных дорожных битумов, технические требования к битумам для дорожного строительства.

7.Групповой состав нефтяных дорожных битумов. Зависимость свойств от группового состава битума. Типы структур нефтяных битумов.

8.Получение нефтяных битумов. Окисленные, остаточные и компаундированные нефтяные битумы.

9.Получение и классификация жидких дорожных битумов.

10.Методы испытаний вязких нефтяных дорожных битумов.

11.Методы испытаний жидких нефтяных дорожных битумов.

12.Получение и классификация битумных эмульсий, битумных мастик.

13.Модификация вязких и жидких дорожных битумов. Методы испытаний и показатели качества модифицированных битумов.

14.Классификация, структура и свойства асфальтобетона.

15.Технические требования к асфальтобетону.

Задания

Общие свойства строительных материалов

1. Свойства, связанные со строением материала. Единицы измерения.Численные значения.

2. Объясните различие между средней плотностью материала и его истинной плотностью. На какую структурную характеристику это влияет? Примеры для различных материалов.

3. Влияние свойств, связанных со строением материала на другие физические и механические свойства.

4. Перечислите физические свойства материала. Примеры для различных материалов.

5. Назовите свойства, связанные с отношением материала к воде. От чего они зависят? Как влияют на другие свойства? Примеры для различных материалов.

6. Водопоглощение и водонасыщение. Как определяются? От чего зависят? Как влияют на свойства материала? Примеры для различных материалов.

7. Морозостойкость. Как определяется морозостойкость различных строительных материалов (бетона, щебня)? От чего зависит?

8. Назовите свойства, связанные с отношением материала к нагреванию.

Единицы измерения. Численные значения. Примеры для различных материалов.

9. Теплопроводность. От чего зависит? В каких единицах измеряется.Численные значения теплопроводности для различных материалов. Для каких конструкций учитывается?

10. Объясните различие между огнестойкостью, огнеупорностью и теплостойкостью. Примеры.

11. Назовите механические и деформативные свойства материалов. Методы их определения.

12. Что такое прочность материала? Как определяется прочность при сжатии?Как определяется прочность при растяжении? Как определяется прочность при изгибе? Единицы измерения.

13. Как определить разрушающую нагрузку? Как определить напряжение и предел прочности?

14. В каких единицах определяется прочность строительных материалов? Численные значения прочности для изучаемых строительных материалов.

 
15. Твердость. Шкала твердости.

16. Истираемость. Стойкость при ударе. Износостойкость. Как определяются эти свойства? Где учитываются?

17. Упругость пластичность и хрупкость. Определения. Примеры.

18. Химические свойства строительных материалов.

19. Технологические свойства строительных материалов.

20. Эксплуатационные свойства строительных материалов

21. Конструкционные свойства.

Природные каменные материалы.

1. Что называется горными породами, из чего они состоят? Примеры.

2. Группы минералов: кварца, алюмосиликатов, карбонатов, сульфатов,железисто-магнезиальных силикатов. Названия, химические формулы, в каких горных породах присутствуют?

3. Классификация горных пород. По какому принципу она составлена? Горные породы в каждой группе.

4. Структуры природных каменных материалов и их влияние на свойства.

5. Магматические горные породы. Названия, основные свойства, где применяются?

6. Осадочные горные породы. Названия, основные свойства, где применяются?

7. Метаморфические горные породы. Названия, основные свойства, где применяются?

8. Области применения природных каменных материалов.

9. Виды и марки природных каменных материалов.

10. Природные каменные материалы как заполнители для бетона. Виды заполнителей.

11. Щебень как заполнитель для бетона. Требования по гранулометрическому(зерновому) составу, чистоте, прочности.

12. Гравий как заполнитель для бетона. Требования по гранулометрическому(зерновому) составу, чистоте, прочности (дробимости).

13. Песок как заполнитель для бетона. Требования по гранулометрическому(зерновому) составу, чистоте.

14. Природные каменные материалы как сырье для получения минеральных вяжущих.

15. Общие свойства природных каменных материалов.

16. Способы переработки природных каменных материалов

Задания

Минеральные вяжущие вещества.

1. Определение. Классификация минеральных вяжущих. Названия вяжущих веществ.

2. Общие свойства вяжущих: что является сырьем для производства вяжущих,основные процессы при производстве вяжущих, что такое схватывание, что значит «твердение вяжущих», экзотермия, объемные изменения при твердении, прочность.

3. Виды гипсовых вяжущих. Их отличия.

4. Строительный гипс: сырье, получение, состав, свойства, применение.

5. Воздушная известь: сырье, получение, состав, свойства, применение.

6. Силикатные изделия на основе воздушной извести.

7. Сравните строительный гипс и воздушную известь по свойствам,применению.

8. Магнезиальные вяжущие. Состав. Свойства. Применение

9. Растворимое (жидкое) стекло. Состав. Свойства. Применение

10. Гидравлическая известь: сырье, получение, состав, свойства, применение.

11. Сравните воздушную и гидравлическую известь по составу и свойствам.

12. Процессы при производстве портландцемента.

13. Минералогический состав клинкера портландцемента.

14. Свойства минералов клинкера портландцемента.

15. Процессы, происходящие при твердении портландцемента.

16. Коррозия цементного камня I вида коррозии. Способы защиты от коррозии

17. Коррозия цементного камня II вида. Способы защиты.

18. Коррозия цементного камня III вида. Способы защиты.

19. Добавки в портландцемент.

20. Роль двуводного гипса в портландцементе.

21. Роль активных минеральных гидравлических добавок в портландцементе.

 
22. Роль пластифицирующих добавок в портландцементе. Пластифированный портландцемент

23. Роль гидрофобизирующих добавок в портландцементе. Гидрофобный портландцемент

24. Свойства портландцемента.

25. Активность и марки портландцемента.

26. Быстротвердеющий портландцемент. Состав, свойства, применение.

27. Сульфатостойкий портландцемент. Состав, свойства, применение.

28. Пуццолановый портландцемент. Состав, свойства, применение.

29. Шлакопортландцемент. Состав, свойства, применение.

30. Глиноземистый цемент. Получение, состав, свойства и применение.

31. Расширяющиеся и безусадочные цементы.

Цементный бетон

1. Что такое бетон. Его основной состав и свойства.

2. Классификация бетонов.

3. Бетонная смесь. Основные свойства. Марки по удобоукладываемости.

4. От чего зависит удобоукладываемость бетонной смеси.

5. Способы уплотнения бетонной смеси.

6. Прочность бетона. Факторы, влияющие на прочность бетона.

7. Основной закон прочности бетона.

8. Факторы, влияющие на прочность бетона.

9. Марки и классы бетона по прочности.

10. Добавки в бетон. Назначение добавок, виды добавок.

11. Марки бетона по морозостойкости. От чего зависит морозостойкость бетона? Определение морозостойкости дорожного бетона.

12. Марки бетона по водонепроницаемости. От чего зависит, где учитывается?

13. Усадка бетона. От чего зависит? Меры по предотвращению появления усадочных трещин.

14. Тепловыделение при твердении бетона. От чего зависит, где учитывается?

15. Влияние условий твердения на прочность и долговечность бетона.

16. Методы ускорения твердения бетона.

17. Зимнее бетонирование.

18. Дорожный бетон.

19. Гидротехнический бетон.

20. Легкий бетон. Виды лёгких бетонов, их свойства и области применения.

21. Расчет состава бетонной смеси. Принцип расчета. Основные этапы.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Темы рефератов

1.Асфальтобетонные смеси на основе отходов промышленности.

2.Виды армирующих волокнистых наполнителей в асфальтобетонные смеси.

3.Цветные асфальтобетонные покрытия. Область применения.

4.Материалы, технология приготовления холодных цветных пластбетонных и пластрастворных смесей.

5.Материалы, технология приготовления горячих цветных пластбетонных и пластрастворных смесей.

6.Способы повышения шероховатости асфальтобетонных покрытий.

7.Виды и выбор поверхностных обработок.

 
8.Требования к качеству поверхностной обработки и основные принципы их обеспечения.

9.Основные факторы, влияющие на эксплуатационные качества покрытий.

10.Технология устройства поверхностной обработки с раздельным распределением материалов.

11.Технология устройства поверхностной обработки с синхронным распределением щебня и вяжущего.

12.Способы ремонта трещин на асфальтобетонных покрытиях.

13.Проведение ямочного ремонта на асфальтобетонных покрытиях.

14.Устройство слоя износа по технологии «Сларри Сил».

15.Методы снижения трещинообразования асфальтобетонных покрытий.

16.Технологические процессы армирования асфальтобетонных покрытий.

17.Применение методов терморегенерации для восстановления постаревших покрытий.

18.Регенерирование дорожной одежды методом холодного ресайклинга.

19.Современные материалы и оборудование для нанесения дорожной разметки.

20.Нанесение горизонтальной дорожной разметки.

Материалы устного и/или письменного опроса

1.Классификация минеральных материалов, вяжущих веществ применяемых в дорожном строительстве.

2.Материалы на основе органических вяжущих веществ.

3.Материалы на основе неорганических (минеральных) вяжущих веществ.

4.Микроструктура, макроструктура и свойства дорожно-строительных материалов.

5.Типы структур дорожно-строительных материалов (кристаллизационный и коагуляционный), зависимость свойств материалов от типа структуры.

6.Структура и свойства нефтяных дорожных битумов, технические требования к битумам для дорожного строительства.

7.Групповой состав нефтяных дорожных битумов. Зависимость свойств от группового состава битума. Типы структур нефтяных битумов.

8.Получение нефтяных битумов. Окисленные, остаточные и компаундированные нефтяные битумы.

9.Получение и классификация жидких дорожных битумов.

10.Методы испытаний вязких нефтяных дорожных битумов.

11.Методы испытаний жидких нефтяных дорожных битумов.

12.Получение и классификация битумных эмульсий, битумных мастик.

13.Модификация вязких и жидких дорожных битумов. Методы испытаний и показатели качества модифицированных битумов.

14.Классификация, структура и свойства асфальтобетона.

15.Технические требования к асфальтобетону.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1.Руденский А.В., Калгин Ю.И. Дорожные асфальтобетонные покрытия на модифицированных битумах ; Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. Воронеж, 2009 г. – 143 с. 2.Калгин Ю.И., Строкин А.С., Тюков Е.Б. Перспективные технологии строительства и ремонта дорожных покрытий.; Учебное пособие. Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. Воронеж, 2014 г. – 224 с. 3.Суздалев, И.П. Нанотехнология: физико-химия нанокластеров, наноструктур и наноматериалов / И.П. Суздалев. – М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 4.Солнцев, Ю.П. Нанотехнологии и специальные материалы: учебное пособие для вузов / Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин, С.А. Вологжанина, А.П. Петкова. – СПб.: Химиздат, 2009. 5.Власов, С.В. Основы технологии переработки пластмасс: учебник для вузов / С.В. Власов, Л.Б. Кандырин, В.Н. Кулезнев. – М.: Мир, 2012. 6.Ковалев, Я.Н. Физико-химические основы технологии строительных материалов: учебно-методическое пособие / Я.Н. Ковалев. – М.: НИЦ ИНФРА-М, Новое знание, 2012. 7.Киреева, Ю. И. Современные строительные материалы. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 8.Киреева, Ю. И., Лазоренко, О. В. Строительные материалы и изделия: уч. пос. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. 9.Алимов, Л. А. Технология строительных изделий и конструкций: Бетоноведение: учебник. – М.: Академия, 2010. б) дополнительная литература 1.Гохман Л. М. Полимерно-битумные вяжущие материалы на основе СБС для дорожного строительства / Л. М. Гохман [и др.] : Информационный сборник. — М. : Информавтодор, 2002. — Вып. 4. — 112 с. 2.Илиополов С. К. Органические вяжущие для дорожного строительства : учеб. пособие для вузов / С. К. Илиополов [и др.]. — М. : Изд-во Юг, 2003. — 428 с. 3.Худяков, В. А. Современные композиционные строительные материалы: учеб. пособие для студ. вузов спец. «Строительство» / В. А. Худяков, А. П. Прошин, С. Н. Кислицына. – М. : Издательство АСВ, 2007.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в

 
глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель СДиИЭ,  Вязова Е.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .