Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.16 Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления в отраслях транспортно-дорожного комплекса
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
ПК-2.1 Понимает методы и приемы формализации задач; языки формализации функциональных спецификаций; методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов; алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения
 
ПК-2.2 Разрабатывает требования к системе, определяет цели создания системы, разрабатывает концепции системы
 
ПК-2.3 Составляет формализованные описания решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
ПК-3.1 Понимает методику проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса
 
ПК-3.2 Готов проектировать пользовательские интерфейсы согласно требованиям эксплуатации
ПК-3 
Способен проектировать пользовательские интерфейсы по готовому образцу или концепции интерфейса
 
ПК-3.3 Проектирует пользовательский интерфейс с применением инструментальных средств разработки. Владеет методами использования каркасов Универсального Языка Моделирования; методами рефакторинга модели объекта исследования; методами использования Универсального Языка Моделирования «диаграммы активности»; методами применения Универсального Языка Моделирования «диаграммы использования»
ПК-3 
Способен проектировать пользовательские интерфейсы по готовому образцу или концепции интерфейса
 
ПК-5.1 Знает правила составления эскизного проекта информационной системы
 
ПК-5.2 Знает правила составления технического проекта информационной системы
 
ПК-5.3 Знает правила составления спецификации при разработке информационной системы
ПК-5 
Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение лабораторных работ;Курсовой проект .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Интерфейсы. Основные понятия и определения
 
1.1
Интерфейсы. Основные понятия и определения
1
0
0
30
31
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Структурная организация интерфейсов
 
2.1
Структурная организация интерфейсов
1
0
0
30
31
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
USB: структура и взаимодействие устройств системы
 
3.1
USB: структура и взаимодействие устройств системы
1
0
0
30
31
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Интерфейсы доступа к СУБД
 
4.1
Интерфейсы доступа к СУБД
1
1
0
30
32
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
SCADA –системы
 
5.1
SCADA –системы
2
5
0
33,5
55
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
6
6
0
153,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Проектирование и моделирование цифровых объектов транспортно-дорожного комплекса
 
Преддипломная практика
 
Производственная практика
 
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологическая (проектно-технологическая) практика
 
Производственная практика
 
Эксплуатационная практика
 
Управление ресурсами предприятия
 
Облачные вычисления, облачные программные приложения и сервисы
 
Системы реального времени
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
ПК-2.1 Понимает методы и приемы формализации задач; языки формализации функциональных спецификаций; методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов; алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения
 
ПК-2.2 Разрабатывает требования к системе, определяет цели создания системы, разрабатывает концепции системы
 
ПК-2.3 Составляет формализованные описания решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
ПК-3.1 Понимает методику проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса
 
ПК-3.2 Готов проектировать пользовательские интерфейсы согласно требованиям эксплуатации
ПК-3 
Способен проектировать пользовательские интерфейсы по готовому образцу или концепции интерфейса
 
ПК-3.3 Проектирует пользовательский интерфейс с применением инструментальных средств разработки. Владеет методами использования каркасов Универсального Языка Моделирования; методами рефакторинга модели объекта исследования; методами использования Универсального Языка Моделирования «диаграммы активности»; методами применения Универсального Языка Моделирования «диаграммы использования»
ПК-3 
Способен проектировать пользовательские интерфейсы по готовому образцу или концепции интерфейса
 
ПК-5.1 Знает правила составления эскизного проекта информационной системы
 
ПК-5.2 Знает правила составления технического проекта информационной системы
 
ПК-5.3 Знает правила составления спецификации при разработке информационной системы
ПК-5 
Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
12
1
2
180
19
153,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
6
2
6
6
Лабораторные занятия (Лаб)
6
1
6
6
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
5,5
5,5
5,5
Другие виды самостоятельной работы
153,5
153,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Интерфейсы. Основные понятия и определения
 
1.1
Интерфейсы. Основные понятия и определения
1
0
0
30
31
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
2
Структурная организация интерфейсов
 
2.1
Структурная организация интерфейсов
1
0
0
30
31
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
3
USB: структура и взаимодействие устройств системы
 
3.1
USB: структура и взаимодействие устройств системы
1
0
0
30
31
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
4
Интерфейсы доступа к СУБД
 
4.1
Интерфейсы доступа к СУБД
1
1
0
30
32
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
5
SCADA –системы
 
5.1
SCADA –системы
2
5
0
33,5
55
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3
 
Всего часов:
6
6
0
153,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Интерфейсы. Основные понятия и определения

Понятие «Интерфейсы АСОИиУ». Виды интерфейсов. Обобщенная структура интерфейса. Принципы проектирования  интерфейсов. Классификация интерфейсов. Особенности графического интерфейса. Компоненты графического интерфейса.

 
Структурная организация интерфейсов

Информационная магистраль. Магистраль управления информационным каналом. Функция синхронизации. Селекция информационного канала. Параллельные интерфейсы: CENTRONICS. Последовательные интерфейсы: RS-232C

 
USB: структура и взаимодействие устройств системы

Архитектура USB. Взаимодействие компонентов USB. Способы подключения.

 
Интерфейсы доступа к СУБД

Содержание этапов проектирования. Каскадная, спиральная и макетная модели. Основные аспекты разработки пользовательского интерфейса: состав разработчиков, время разработки, модель разработки.

 
SCADA –системы

Основные понятия. Отображение объектов и анимация. Обработка особых состояний. Протоколирование и графики. Разработка сценариев. Управление доступом. Построение распределенных систем. Обмен с внешними приложениями. Взаимодействие с СУБД. Использование сети Internet.

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Интерфейс ПО “Система  мониторинга с узлом АРМ”
1
0
 
2
Функции управления ПО “Узел АРМ”
1
0
 
3
Форматирование экранной формы ПО “Узел АРМ”
1
0
 
4
Связь по протоколу DDE с математическим редактором. Подключение реального внешнего модуля ввода сигналов
1
0
 
5
Создание информационной базы
1
0
 
6
Модули подключения технического обеспечения к АРМ
1
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение лабораторных работ
ЛР
 
2
Курсовой проект
КП
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
 
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
 
 
ПК-3 
Способен проектировать пользовательские интерфейсы по готовому образцу или концепции интерфейса
 
 
 
ПК-5 
Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-2 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Общая теория систем
x
Экзамен
Объектно-ориентированное программирование
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологии разработки Интернет-приложений
x
Экзамен
Схемотехника
x
Зачет
Управление ресурсами предприятия
x
Экзамен
Моделирование систем
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет с оценкой
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен,Курсовой проект
Системы реального времени
x
Зачет с оценкой
Облачные вычисления, облачные программные приложения и сервисы
x
Экзамен
Проектирование и моделирование цифровых объектов транспортно-дорожного комплекса
x
Зачет
Визуальное программирование
x
Экзамен
Интернет программирование
x
Экзамен
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
Разработка интеллектуальных приложений и сервисов для РЭД ОС
x
Зачет
ПК-3 Способен проектировать пользовательские интерфейсы по готовому образцу или концепции интерфейса
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Объектно-ориентированное программирование
x
Экзамен,Курсовая работа
Организация и управление предприятиями
x
Экзамен
Моделирование систем
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет
 
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет с оценкой
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен,Курсовой проект
Системы реального времени
x
Зачет с оценкой
Компьютерная графика
x
Экзамен,Курсовая работа
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-5 Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Объектно-ориентированное программирование
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологии разработки Интернет-приложений
x
Экзамен
Схемотехника
x
Зачет
Управление ресурсами предприятия
x
Экзамен
Моделирование систем
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет с оценкой
Проектирование и эксплуатация интегрированных автоматизированных систем управления
x
x
Зачет,Экзамен,Курсовой проект
Информационные технологии на транспорте
x
Зачет с оценкой
Технологическое предпринимательство
x
Зачет
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен,Курсовой проект
Технологии разработки приложений для мобильных устройств
x
Зачет
Системы реального времени
x
Зачет с оценкой
Облачные вычисления, облачные программные приложения и сервисы
x
Экзамен
Проектирование и моделирование цифровых объектов транспортно-дорожного комплекса
x
Зачет
Визуальное программирование
x
Экзамен
Интернет программирование
x
Экзамен
 
Микропроцессорные системы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Аппаратно-программные комплексы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Основы теории управления
x
Зачет,Курсовая работа
Схемотехника
x
Зачет
Управление ресурсами предприятия
x
Экзамен
Системы искусственного интеллекта
x
Зачет с оценкой
Интерфейсы автоматизированных систем обработки информации и управления
x
Экзамен,Курсовой проект
Системы реального времени
x
Зачет с оценкой
Компьютерная графика
x
Экзамен,Курсовая работа
Микропроцессорные системы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Аппаратно-программные комплексы
x
Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы организации транспортных систем
x
Зачет
Основы управления дорожным движением
x
Зачет
Защита интеллектуальной собственности
x
Зачет
Защита информации
x
Зачет
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Учебная практика
x
x
Зачет с оценкой
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Производственная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-2.1 Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует поставленную цель и формулирует задачи, которые необходимо решить для ее достижения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.2 Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оптимальный способ решения задач, учитывая действующие правовые нормы, существующие ресурсы и ограничения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.3 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения поставленных задач

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Понимает методы и приемы формализации задач; языки формализации функциональных спецификаций; методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов; алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Понимает методы и приемы формализации задач; языки формализации функциональных спецификаций; методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов; алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Понимает методы и приемы формализации задач; языки формализации функциональных спецификаций; методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов; алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает методы и приемы формализации задач; языки формализации функциональных спецификаций; методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов; алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает методы и приемы формализации задач; языки формализации функциональных спецификаций; методы и приемы алгоритмизации поставленных задач; нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов; алгоритмы решения типовых задач, области и способы их применения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Разрабатывает требования к системе, определяет цели создания системы, разрабатывает концепции системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает требования к системе, определяет цели создания системы, разрабатывает концепции системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает требования к системе, определяет цели создания системы, разрабатывает концепции системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает требования к системе, определяет цели создания системы, разрабатывает концепции системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает требования к системе, определяет цели создания системы, разрабатывает концепции системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Составляет формализованные описания решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет формализованные описания решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет формализованные описания решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет формализованные описания решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет формализованные описания решений поставленных задач в соответствии с требованиями технического задания или других принятых в организации нормативных документов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3 Способен проектировать пользовательские интерфейсы по готовому образцу или концепции интерфейса
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Понимает методику проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Понимает методику проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Понимает методику проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает методику проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает методику проектирования пользовательских интерфейсов по готовому образцу или концепции интерфейса

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Готов проектировать пользовательские интерфейсы согласно требованиям эксплуатации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Готов проектировать пользовательские интерфейсы согласно требованиям эксплуатации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Готов проектировать пользовательские интерфейсы согласно требованиям эксплуатации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Готов проектировать пользовательские интерфейсы согласно требованиям эксплуатации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Готов проектировать пользовательские интерфейсы согласно требованиям эксплуатации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Проектирует пользовательский интерфейс с применением инструментальных средств разработки. Владеет методами использования каркасов Универсального Языка Моделирования; методами рефакторинга модели объекта исследования; методами использования Универсального Языка Моделирования «диаграммы активности»; методами применения Универсального Языка Моделирования «диаграммы использования»
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проектирует пользовательский интерфейс с применением инструментальных средств разработки. Владеет методами использования каркасов Универсального Языка Моделирования; методами рефакторинга модели объекта исследования; методами использования Универсального Языка Моделирования «диаграммы активности»; методами применения Универсального Языка Моделирования «диаграммы использования»

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проектирует пользовательский интерфейс с применением инструментальных средств разработки. Владеет методами использования каркасов Универсального Языка Моделирования; методами рефакторинга модели объекта исследования; методами использования Универсального Языка Моделирования «диаграммы активности»; методами применения Универсального Языка Моделирования «диаграммы использования»

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проектирует пользовательский интерфейс с применением инструментальных средств разработки. Владеет методами использования каркасов Универсального Языка Моделирования; методами рефакторинга модели объекта исследования; методами использования Универсального Языка Моделирования «диаграммы активности»; методами применения Универсального Языка Моделирования «диаграммы использования»

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проектирует пользовательский интерфейс с применением инструментальных средств разработки. Владеет методами использования каркасов Универсального Языка Моделирования; методами рефакторинга модели объекта исследования; методами использования Универсального Языка Моделирования «диаграммы активности»; методами применения Универсального Языка Моделирования «диаграммы использования»

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5 Способен разрабатывать требования и проектировать программное обеспечение
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Знает правила составления эскизного проекта информационной системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Знает правила составления эскизного проекта информационной системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Знает правила составления эскизного проекта информационной системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает правила составления эскизного проекта информационной системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает правила составления эскизного проекта информационной системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.2 Знает правила составления технического проекта информационной системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Знает правила составления технического проекта информационной системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Знает правила составления технического проекта информационной системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает правила составления технического проекта информационной системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает правила составления технического проекта информационной системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.3 Знает правила составления спецификации при разработке информационной системы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Знает правила составления спецификации при разработке информационной системы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Знает правила составления спецификации при разработке информационной системы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает правила составления спецификации при разработке информационной системы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Знает правила составления спецификации при разработке информационной системы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные вопросы (задания)

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Понятие «Интерфейсы АСОИиУ». Виды интерфейсов.

2. Обобщенная структура интерфейса.

3. Принципы проектирования  интерфейсов.

4. Классификация интерфейсов.

5. Особенности графического интерфейса. Компоненты графического интерфейса.

6. Информационная магистраль.

7. Магистраль управления информационным каналом.

8. Функция синхронизации.

9. Селекция информационного канала.

10. Параллельные интерфейсы: CENTRONICS.

11. Последовательные интерфейсы: RS-232C

12. Архитектура USB. Взаимодействие компонентов USB.

13. Содержание этапов проектирования.

14. Каскадная, спиральная и макетная модели.

15. Основные аспекты разработки пользовательского интерфейса: состав разработчиков, время разработки, модель разработки.

16. Единая линия программирования в среде TRACE MODE.

17. Разработка сетевого комплекса как единого проекта в среде TRACE MODE.

18. Автопостроение в среде TRACE MODE.

19. Структура построения графического интерфейса в среде TRACE MODE.

20. Распределенная многоуровневая АСУТП на базе Trace Mode.

21. Единое сетевое время в среде TRACE MODE

Задания для проверки результатов обучения «уметь»

Разработать графический интерфейс

 
1 ПО АРМ оператора узла связи

2 ПО АРМ оператора коммутационного узла

3 ПО АРМ оператора распределительного узла

4 ПО АРМ оператора газовой станции

5 ПО АРМ оператора узла отжига стали

6 ПО АРМ оператора узла отжига цементного клинкера

7 ПО АРМ оператора производства бетонных смесей

8 ПО АРМ оператора производства силикатных кирпичей

9 ПО АРМ оператора диагностики печатных плат

10 ПО АРМ оператора диагностики стрелочных приборов

Задания для проверки результатов обучения «владеть»

Средствами TRACE MODE разработать проект.

Разработка проекта в интегрированной среде TRACE MODE 6 (ИС) включает следующие процедуры:  

- создание структуры проекта в навигаторе;  конфигурирование или разработка структурных составляющих – например, разработка шаблонов графических экранов оператора, разработка шаблонов программ, описание источников/приемников и т.д.;  конфигурирование информационных потоков;

-выбор аппаратных средств АСУ (компьютеров, контроллеров и т.п.);

- создание узлов в слое Система и их конфигурирование;

- распределение каналов, созданных в различных слоях структуры, по узлам и конфигурирование интерфейсов взаимодействия компонентов в информационных потоках;  сохранение проекта в единый файл для последующего редактирования;

- экспорт узлов в наборы файлов для последующего запуска под управлением мониторов TRACE MODE.

Перечисленные процедуры (за исключением двух заключительных) и входящие в их состав операции могут выполняться в произвольном порядке. Например, можно начинать разработку проекта с разработки шаблонов графических экранов оператора, с создания узлов и их каналов в слое Система (если аппаратные средства АСУ известны заранее), можно конфигурировать каналы и информационные потоки после распределения каналов по узлам и т.п.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Тематика курсовой работы (проекта): Создание прототипа пользовательского интерфейса:

1 ИС мониторинга учебной деятельности.

2 ИС онлайн-тестирования студентов по дисциплине.

3 ИС электронного документооборота для образовательных учреждений.

4 ИС размещения объявлений.

5 ИС по продаже билетов на мероприятия.

6 ИС для путешественников.

7 ИС для библиотеки.

8 ИС для стоматологии.

9 ИС для салона красоты.

10 ИС для отдела кадров

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Методические  рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Интерфейсы АСОИиУ» Направление подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления»  / Сост.: Т. А Изосимова, Н. Г. Игошкина, А. П. Максимова ; Волжский филиал МАДИ. - Чебоксары, 2015. – 84 с. 2. Древс, Ю.Г. Технические и программные средства систем реального времени : учебник / Ю.Г. Древс. — 2-е изд. (эл.). — Москва : Лаборатория знаний, 2016. — 337 с. — ISBN 978-5-93208-199-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/70691 3. Первозванский, А.А. Курс теории автоматического управления : учебное пособие / А.А. Первозванский. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 624 с. — ISBN 978-5-8114-0995-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/68460 4. Хетагуров, Я.А. Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ) : учебник / Я.А. Хетагуров. — эл. изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2015. — 243 с. — ISBN 978-5-9963-2900-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/66298 5. Компьютерная графика и web-дизайн : учеб. пособие / Т.И. Немцова, Т.В. Казанкова, А.В. Шнякин / под ред. Л.Г. Гагариной. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 400 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/894969 б) дополнительная литература 1. Терещенко П.В., Астапчук В.А.Интерфейсы информационных систем / Терещенко П.В., Астапчук В.А. - Новосибирск :НГТУ, 2012. - 67 с.: ISBN - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/549047 2. Ткаченко О.Н Взаимодействие пользователей с интерфейсами информационных систем для мобильных устройств: исследование опыта : учебное пособие /Ткаченко О.Н. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2018.— 152 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/937425 3. Баканов, А.С. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия : монография / А.С. Баканов, А.А. Обознов. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 176 с. - ISBN 978-5-9270-0191-0. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1059475 4. Баканов, А.С. Проектирование пользовательского интерфейса: эргономический подход : монография / А.С. Баканов, А.А. Обознов. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 184 с. - ISBN 978-5-9270-0165-1. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1059171
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. http://www.vf.madi.ru/moodle - Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. https://znanium.com - Электронно-библиотечная система « Znanium.com»
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
3
437
Учебная мебель: стол – 15 шт., стулья- 28 шт.,  компьютерное кресло -12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -11 шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 5 шт. (39 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по

 
намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

 
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ст. преподаватель И и ТТП,  Фадеев И.Б.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .