ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет с оценкой.
Формы текущего контроля успеваемости: Проверка практических заданий;Устный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание
Внутренний порядок и суточный наряд. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы
Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ
Основы общевойскового боя
Основы инженерного обеспечения
Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника
Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие
Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам
Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте
Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях
Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны
Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1. Военная доктрина - система взглядов государства на сущность, цели и характер возможных угроз.
2. Принципы строительства, комплектования и руководства Вооруженными Силами.
3. Современное состояние и перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Правовой статус военнослужащих
5. Порядок прохождения службы военнослужащими по призыву
6. Основы безопасности военной службы.
7. Понятие о степенях боевой готовности
8. Структура общевоинских и боевых уставов. Их предназначение.
9. Права и обязанности военнослужащих, изложенные в руководящих документах.
10. Военная присяга (обязательство) и её значение.
11. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения.
12. Войсковые и корабельные воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
13. Должностные и специальные обязанности военнослужащих.
14. Единоначалие. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие.
15. Воинское приветствие.
16. Правила поведения солдата при нахождении вне расположения части.
18. Место в строю, порядок его занятия и действия в движении; поведение в строю; передача приказаний и команд.
19. Повороты на месте. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы - снять (надеть)".
20. Движение строевым шагом. Изменение скорости движения.
21. Повороты в движении.
22. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
23. Выход военнослужащего из строя и постановка в строй. Подход к начальнику и отход от него. 24. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
25. Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.
26. Одношереножный и двухшереножный строи, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий.
27. Управление строем. Команды.
28. Развернутый и походный строи отделения.
29. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка.
30. Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.
31. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
32. Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Порядок приведения автомата к нормальному бою.
33. Назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат.
34. Устройство гранат. Работа частей и механизмов гранат.
35. Подготовка ручных гранат к применению. Требования безопасности при обращении с ручными гранатами.
36. Изготовка к стрельбе из различных положений в ограниченное время, днем и ночью.
37. Производство выстрела (установка прицела, прицеливание, контроль дыхания, спуск курка, удержание оружия при стрельбе одиночными выстрелами и очередями).
38. Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, индивидуальный противохимический пакет, пакет перевязочный индивидуальный. Состав, предназначение и правила пользования.
39. Виды кровотечения.
40. Травматический шок и неотложные противошоковые мероприятия.
41. Правила и способы временной остановки кровотечения с использованием табельных и подручных средств.
42. Виды и признаки переломов.
43. Признаки вывихов в суставах.
44. Правила и способы оказания первой помощи при переломах костей и вывихах.
45. Наложение шин и иммобилизация суставов при отдельных видах переломов и вывихах с использованием табельных и подручных средств.
46. Виды и признаки ожогов. Правила и способы оказания помощи обожженным.
47. Причины и признаки перегревания, меры профилактики и оказания
48. Виды и признаки обморожения и замерзания. Первая помощь при обморожении и замерзании.
49. Первая помощь при поражении электрическим током, молнией, утоплении, обвалах, удушении, укусах ядовитых змей и насекомых.
50. Причины, признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, ядовитыми техническими жидкостями и острых пищевых отравлениях.
51. Классификация ран. Табельные и подручные перевязочные материалы для наложения первичной повязки. Правила и способы наложения повязки.
52. Причины, признаки и последствия инфицирования ран. Гноеродная и анаэробная инфекция, столбняк. Меры по предупреждению развития раневой инфекции.
53. Организационный состав Сухопутных войск ВС РФ.
55. Организационная структура МСВ на БМП.
56. Боевое предназначение МСВ.
57. Сущность современного общевойскового боя.
58. Цели и виды обороны.
59. Способы, порядок применения и перехода к обороне.
60. Цели и основные этапы наступления.
61. Виды общевойскового боя и их краткая характеристика.
62. Требования к управлению подразделениями.
63. Боевые задачи взвода в обороне.
64. Виды и способы перехода в наступление.
65. Способы передвижения взвода и дистанции между машинами и взводами на марше.
66. Боевой порядок взвода в обороне.
67. Боевой порядок МСВ в наступлении.
68. Опорный пункт мотострелкового взвода (по фронту и в глубину) и его состав.
69. Суть и значение скрытого управления войсками.
70. Характеристика мероприятий радиационной, химической и биологической защиты, проводимых в подразделениях и частях
71. Поражающие факторы ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, вооружение, технику и фортификационные сооружения.
72. Средства и способы защиты от ядерного оружия.
73. Назначение, боевые свойства и специфические особенности химического оружия.
74. Действия личного состава при внезапном применении оружия массового поражения.
75. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и порядок их использования
76. Индивидуальные средства защиты кожи и порядок их использования
77. Коллективные средства защиты и порядок их использования.
78. Частичная специальная обработка вооружения.
79. Специальная обработка вооружения и военной техники.
80. Назначение, классификация и характеристика топографических карт.
81. Условные обозначения на картах. Чтение топографических карт.
82. Определение координат и целеуказание.
83. Цели и основные задачи инженерного обеспечения мотострелковых и танковых подразделений.
84. Способы ведения инженерной разведки.
85. Классификация фортификационных сооружений.
86. Фортификационное оборудование районов обороны и опорных пунктов мотострелковых и танковых подразделений.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестовые задания
Задание № 1 Общевоинские уставы:
А) Это официальные нормативно-правовые документы, регламентирующие несение службы в ВС,
права и обязанности военнослужащих;
Б) Это официальный нормативный документ об организации войск, походных и боевых
В) Это свод правил по соблюдению моральных принципов военнослужащих;
Г) Это свод правил по организации войск.
Задание № 2 Какой из государственных документов в ВС России обязывает служению
верности и долга обороны нашего Отечества:
А) Конституция РФ;
Б) Военный билет;
В) Военная присяга;
Г) Кодекс Чести ВС РФ.
Задание № 3 С какого возраста, лица мужского пола, подлежат призыву на воинскую
службу, где защита Отечества является долгом гражданина Российской Федерации:
А) с 18 лет до 27 лет;
Б) с 17 лет до 26 лет;
В) с 19 лет до 28 лет;
Г) с 18 лет до 23 лет.
Задание № 4 Назовите виды военной службы в Российской Федерации:
А) по призыву, по контракту, альтернативная;
Б) гражданская, по найму, договорная;
В) частная, по соглашению сторон, пограничная;
Г) сухопутная, военно-морская, военно-воздушная.
Задание № 5 Что обязывает воинская дисциплина каждого военнослужащего России:
А) выполнять свой воинский долг умело и мужественно;
Б) быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию
и законы Российской Федерации;
В) стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни
для выполнения воинского долга;
Г) честно выполнять приказы командования.
Задание № 6 Что такое воинская дисциплина:
А) Знать Дисциплинарный Устав Вооруженных сил РФ;
Б) Установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся
в обществе нормам права и морали;
В) Соблюдать ритуал Военной присяги;
Г) Чётко соблюдать распорядок дня воинской части.
Задание № 7 Когда осуществляется первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола:
А) с 17 лет до 18 лет;
Б) с 16 лет до 17 лет;
В) при достижении возраста 18 лет;
Г) в год достижения 17 лет (с января по март включительно).
Задание № 8 В каком случае на воинский учет становятся граждане РФ женского пола:
А) Если обучаются в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию;
Б) Если имеют соответствующую строевую выправку и желание служить;
В) Если имеют военно-учетную специальность;
Г) Если отец или родной брат являются военнослужащими по контракту.
Задание № 9 Кто осуществляет воинский учет граждан в РФ?
А) Военные комиссариаты районов и городов;
Б) Органы государственной власти;
В) Штабы воинских частей и гарнизонов;
Задание № 10 Воинская обязанность граждан РФ, это:
А) Установленный законодательством РФ порядок службы по призыву в рядах Российской Армии;
Б) Обязанность граждан своевременно являться по повестке в военный комиссариат и не допускать уклонения от службы в Армии;
В) Обязанность проходить службу по призыву и состоять в запасе ВС;
Г) Воинский учет, призыв и прохождение военной службы, пребывание в запасе, прохождение военных сборов.
Задание № 11 Для чего создаются ВС и устанавливается воинская обязанность граждан РФ?
А) Для осуществления военных действий;
Б) Для сохранения целостности и суверенитета РФ;
В) Для обороны с применением средств вооруженной борьбы;
Г) Для сохранения границ государства.
Задание № 12 Общее руководство Вооруженными силами РФ осуществляет:
А) Министр обороны РФ;
Б) Президент РФ;
В) Генеральный штаб обороны РФ;
Г) Совет безопасности РФ.
Задание № 13 Понятие «отсрочка» подразумевает:
А) Освобождение от военной службы в армии;
Б) Временное освобождение от призыва на военную службу;
В) Признание негодным к военной службе;
Г) Признание ограниченно годным к военной службе.
Задание № 14 Военно-врачебной комиссией призывник признан временно негодным по состоянию здоровья к прохождению военной службы, ему должны предоставить:
А) Освобождение от военной службы;
Б) Военный билет;
В) Направление на альтернативную службу.
Г) Отсрочку от призыва.
Задание № 15 В каком Уставе определены общие обязанности солдата (матроса) и
командира отделения?
А) В Дисциплинарном Уставе ВС РФ;
Б) В Строевом Уставе ВС РФ;
В) В Уставе внутренней службы;
Г) В Уставе гарнизонной и караульной службы.
Задание № 16 Какие права и свободы имеют военнослужащие ВС РФ?
А) Все общегражданские права и свободы предусмотренные Конституцией Российской Федерации;
Б) В период прохождения военной службы права и свободы на военнослужащих не
распространяются;
В) Общегражданские права и свободы предусмотренные Конституцией РФ распространяются на военнослужащих, с ограничениями связанными с особенностями военной службы;
Г) Все права и свободы указанные в Уставах ВС РФ.
Задание № 17 Система политических, экономических, военных, социальных и правовых мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защите населения, территории и суверенитета РФ - это:
Б) Оборона;
В) Мобилизация,
Г) Национальная безопасность.
Задание № 18 Назовите основные задачи Вооруженных сил Российской Федерации:
А) Обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения
как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны и осуществление миротворческой деятельности;
Б) Обеспечение возможности захвата сопредельных территорий в национальных интересах страны;
В) Обеспечение надежной защиты страны;
Г) Предотвращение региональных военных конфликтов и мировой войны.
Задание № 19 С 1705 г. Пётр I увеличил численность русской армии за счёт
комплектования:
А) Артиллерийских полков;
Б) Кавалерийских полков;
В) Рекрутских полков;
Г) Гвардейских полков.
Задание №20. Альтернативная гражданская служба это особый вид трудовой деятельности…
А) регламентированный трудовым законодательством и к понятию воинской обязанности не
имеет никакого отношения;
Б) в форме добровольной, оплачиваемой по контракту работы в сфере культуры, искусства и народных промыслов, исключительно опытными специалистами в этой сфере деятельности;
В) осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву;
Г) по обеспечению безопасности государства.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.