2024-2025_z23_03_01_ВТС_24_plx_Основы военной подготовки_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.11.02 Основы военной подготовки
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
 
УК-8.3 Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет с оценкой.

Формы текущего контроля успеваемости: Проверка практических заданий;Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Раздел 1. Общевоинские уставы ВС РФ
 
1.1
Тема 1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание
0,25
0
0
0
0,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
1.2
Тема 2. Внутренний порядок и суточный наряд. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы
0,25
0
0
10
10,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
2
Раздел 2. Строевая подготовка.
 
2.1
Тема 3. Строевые приемы и движение без оружия
0
0
0,5
12
12,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3
Раздел 3. Огневая подготовка из стрелкового оружия.
 
3.1
Тема 4. Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
0
0
0,5
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3.2
Тема 5. Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат
0
0
1
0
1
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3.3
Тема 6. Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия
0
0
1
12
13
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4
Раздел 4. Основы тактики общевойсковых подразделений
 
4.1
Тема 7. Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ
0,5
0
0
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4.2
Тема 8. Основы общевойскового боя
0,5
0
0
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4.3
Тема 9. Основы инженерного обеспечения
0,5
0
0
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4.4
Тема 10. Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника
0,5
0
0
15
15,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
5
Раздел 5. Радиационная, химическая и биологическая защита.
 
5.1
Тема 11. Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие
0,25
0
0
0
0,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
5.2
Тема 12. Радиационная, химическая и биологическая защита
0
0
0,5
15
15,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
6
Раздел 6. Военная топография
 
6.1
Тема 13. Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам
0,25
0
0
0
0,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
6.2
Тема 14. Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте
0,25
0
0
10
10,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
7
Раздел 7. Основы медицинского обеспечения
 
7.1
Тема 15. Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях
0,25
0
0,5
10
10,75
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
8
Раздел 8. Военно-политическая подготовка
 
8.1
Тема 16. Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны
0,25
0
0
6,25
6,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
9
Раздел 9. Правовая подготовка
 
9.1
Тема 17. Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы
0,25
0
0
5
5,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
10
Контроль
 
10.1
Контактная работа в семестре
0
0
0
0
4,75
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
Всего часов:
4
0
4
95,25
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Безопасность жизнедеятельности
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
 
УК-8.3 Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 1 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8,25
108
9
95,25
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
4
4
Практические занятия (Пр)
4
4
4
Другие виды самостоятельной работы
95,25
95,25
Контактная работа
1
1
1
Промежуточная аттестация(Ка)
0,25
0,25
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
0,75
0,75
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
ЗаО
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Раздел 1. Общевоинские уставы ВС РФ
 
1.1
Тема 1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание
0,25
0
0
0
0,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
1.2
Тема 2. Внутренний порядок и суточный наряд. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы
0,25
0
0
10
10,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
2
Раздел 2. Строевая подготовка.
 
2.1
Тема 3. Строевые приемы и движение без оружия
0
0
0,5
12
12,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3
Раздел 3. Огневая подготовка из стрелкового оружия.
 
3.1
Тема 4. Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
0
0
0,5
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3.2
Тема 5. Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат
0
0
1
0
1
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
3.3
Тема 6. Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия
0
0
1
12
13
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4
Раздел 4. Основы тактики общевойсковых подразделений
 
4.1
Тема 7. Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ
0,5
0
0
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4.2
Тема 8. Основы общевойскового боя
0,5
0
0
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4.3
Тема 9. Основы инженерного обеспечения
0,5
0
0
0
0,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
4.4
Тема 10. Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника
0,5
0
0
15
15,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
5
Раздел 5. Радиационная, химическая и биологическая защита.
 
5.1
Тема 11. Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие
0,25
0
0
0
0,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
5.2
Тема 12. Радиационная, химическая и биологическая защита
0
0
0,5
15
15,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
6
Раздел 6. Военная топография
 
6.1
Тема 13. Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам
0,25
0
0
0
0,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
6.2
Тема 14. Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте
0,25
0
0
10
10,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
7
Раздел 7. Основы медицинского обеспечения
 
7.1
Тема 15. Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях
0,25
0
0,5
10
10,75
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
8
Раздел 8. Военно-политическая подготовка
 
8.1
Тема 16. Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны
0,25
0
0
6,25
6,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
9
Раздел 9. Правовая подготовка
 
9.1
Тема 17. Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы
0,25
0
0
5
5,25
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
10
Контроль
 
10.1
Контактная работа в семестре
0
0
0
0
4,75
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3
 
Всего часов:
4
0
4
95,25
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Тема 1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования и содержание

 
Тема 2. Внутренний порядок и суточный наряд. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы

Внутренний порядок и суточный наряд. Общие положения Устава гарнизонной и караульной службы

 
Тема 7. Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ

Вооруженные Силы Российской Федерации их состав и задачи. Тактико-технические характеристики (ТТХ) основных образцов вооружения и техники ВС РФ

 
Тема 8. Основы общевойскового боя

Основы общевойскового боя

 
Тема 9. Основы инженерного обеспечения

Основы инженерного обеспечения

 
Тема 10. Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника

Организация воинских частей и подразделений, вооружение, боевая техника вероятного противника

 
Тема 11. Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие

Ядерное, химическое, биологическое, зажигательное оружие

 
Тема 13. Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам

Местность как элемент боевой обстановки. Измерения и ориентирование на местности без карты, движение по азимутам

 
Тема 14. Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте

Топографические карты и их чтение, подготовка к работе. Определение координат объектов и целеуказания по карте

 
Тема 15. Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях

Медицинское обеспечение войск (сил), первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях

 
Тема 16. Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны

Россия в современном мире. Основные направления социально-экономического, политического и военно-технического развития страны

 
Тема 17. Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы

Военная доктрина РФ. Законодательство Российской Федерации о прохождении военной службы

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
2
Строевые приемы и движение без оружия

0,5
ПЗ,УО
 
2
3
Основы, приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
0,5
ПЗ,УО
 
3
3
Назначение, боевые свойства, материальная часть и применение стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и ручных гранат
1
ПЗ,УО
 
4
3
Выполнение упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия
1
ПЗ,УО
 
5
5
Радиационная, химическая и биологическая защита
0,5
ПЗ,УО
 
6
7
первая медицинская помощь при ранениях, травмах и особых случаях
0,5
ПЗ,УО
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Проверка практических заданий
ПЗ
 
2
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Безопасность жизнедеятельности
x
Зачет
Основы военной подготовки
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.2 Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет и устраняет проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте и в повседневной жизни

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.3 Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует приемы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к зачету:

1. Военная доктрина - система взглядов государства на сущность, цели и характер возможных угроз.

2. Принципы строительства, комплектования и руководства Вооруженными Силами.

3. Современное состояние и перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. Правовой статус военнослужащих

5. Порядок прохождения службы военнослужащими по призыву

6. Основы безопасности военной службы.

7. Понятие о степенях боевой готовности

8. Структура общевоинских и боевых уставов. Их предназначение.

9. Права и обязанности военнослужащих, изложенные в руководящих документах.

10. Военная присяга (обязательство) и её значение.

11. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения.

12. Войсковые и корабельные воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

13. Должностные и специальные обязанности военнослужащих.

14. Единоначалие. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие.

15. Воинское приветствие.

16. Правила поведения солдата при нахождении вне расположения части.

 
17. Ответственность военнослужащих: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная.

18. Место в строю, порядок его занятия и действия в движении; поведение в строю; передача приказаний и команд.

19. Повороты на месте. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Отставить", "Головные уборы - снять (надеть)".

20. Движение строевым шагом. Изменение скорости движения.

21. Повороты в движении.

22. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

23. Выход военнослужащего из строя и постановка в строй. Подход к начальнику и отход от него. 24. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.

25. Строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя, двухшереножный строй, ряд.

26. Одношереножный и двухшереножный строи, колонна, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий.

27. Управление строем. Команды.

28. Развернутый и походный строи отделения.

29. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, его неполная разборка и сборка.

30. Работа частей и механизмов при заряжании и стрельбе. Возможные задержки и неисправности, возникающие при стрельбе, и способы их устранения.

31. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

32. Осмотр и подготовка автомата к стрельбе. Снаряжение магазина патронами и заряжание оружия. Порядок приведения автомата к нормальному бою.

33. Назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат.

34. Устройство гранат. Работа частей и механизмов гранат.

35. Подготовка ручных гранат к применению. Требования безопасности при обращении с ручными гранатами.

36. Изготовка к стрельбе из различных положений в ограниченное время, днем и ночью.

37. Производство выстрела (установка прицела, прицеливание, контроль дыхания, спуск курка, удержание оружия при стрельбе одиночными выстрелами и очередями).

38. Аптечка индивидуальная, аптечка войсковая, индивидуальный противохимический пакет, пакет перевязочный индивидуальный. Состав, предназначение и правила пользования.

39. Виды кровотечения.

40. Травматический шок и неотложные противошоковые мероприятия.

41. Правила и способы временной остановки кровотечения с использованием табельных и подручных средств.

42. Виды и признаки переломов.

43. Признаки вывихов в суставах.

44. Правила и способы оказания первой помощи при переломах костей и вывихах.

45. Наложение шин и иммобилизация суставов при отдельных видах переломов и вывихах с использованием табельных и подручных средств.

46. Виды и признаки ожогов. Правила и способы оказания помощи обожженным.

47. Причины и признаки перегревания, меры профилактики и оказания

48. Виды и признаки обморожения и замерзания. Первая помощь при обморожении и замерзании.

49. Первая помощь при поражении электрическим током, молнией, утоплении, обвалах, удушении, укусах ядовитых змей и насекомых.

50. Причины, признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, ядовитыми техническими жидкостями и острых пищевых отравлениях.

51. Классификация ран. Табельные и подручные перевязочные материалы для наложения первичной повязки. Правила и способы наложения повязки.

52. Причины, признаки и последствия инфицирования ран. Гноеродная и анаэробная инфекция, столбняк. Меры по предупреждению развития раневой инфекции.

53. Организационный состав Сухопутных войск ВС РФ.

 
54. Организационный состав Воздушно-космических сил ВС РФ.

55. Организационная структура МСВ на БМП.

56. Боевое предназначение МСВ.

57. Сущность современного общевойскового боя.

58. Цели и виды обороны.

59. Способы, порядок применения и перехода к обороне.

60. Цели и основные этапы наступления.

61. Виды общевойскового боя и их краткая характеристика.

62. Требования к управлению подразделениями.

63. Боевые задачи взвода в обороне.

64. Виды и способы перехода в наступление.

65. Способы передвижения взвода и дистанции между машинами и взводами на марше.

66. Боевой порядок взвода в обороне.

67. Боевой порядок МСВ в наступлении.

68. Опорный пункт мотострелкового взвода (по фронту и в глубину) и его состав.

69. Суть и значение скрытого управления войсками.

70. Характеристика мероприятий радиационной, химической и биологической защиты, проводимых в подразделениях и частях

71. Поражающие факторы ядерного взрыва и их воздействие на организм человека, вооружение, технику и фортификационные сооружения.

72. Средства и способы защиты от ядерного оружия.

73. Назначение, боевые свойства и специфические особенности химического оружия.

74. Действия личного состава при внезапном применении оружия массового поражения.

75. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и порядок их использования

76. Индивидуальные средства защиты кожи и порядок их использования

77. Коллективные средства защиты и порядок их использования.

78. Частичная специальная обработка вооружения.

79. Специальная обработка вооружения и военной техники.

80. Назначение, классификация и характеристика топографических карт.

81. Условные обозначения на картах. Чтение топографических карт.

82. Определение координат и целеуказание.

83. Цели и основные задачи инженерного обеспечения мотострелковых и танковых подразделений.

84. Способы ведения инженерной разведки.

85. Классификация фортификационных сооружений.

86. Фортификационное оборудование районов обороны и опорных пунктов мотострелковых и танковых подразделений.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Тестовые задания

Задание № 1 Общевоинские уставы:

А) Это официальные нормативно-правовые документы, регламентирующие несение службы в ВС,

права и обязанности военнослужащих;

Б) Это официальный нормативный документ об организации войск, походных и боевых

 
порядков;

В) Это свод правил по соблюдению моральных принципов военнослужащих;

Г) Это свод правил по организации войск.

Задание № 2 Какой из государственных документов в ВС России обязывает служению

верности и долга обороны нашего Отечества:

А) Конституция РФ;

Б) Военный билет;

В) Военная присяга;

Г) Кодекс Чести ВС РФ.

Задание № 3 С какого возраста, лица мужского пола, подлежат призыву на воинскую

службу, где защита Отечества является долгом гражданина Российской Федерации:

А) с 18 лет до 27 лет;

Б) с 17 лет до 26 лет;

В) с 19 лет до 28 лет;

Г) с 18 лет до 23 лет.

Задание № 4 Назовите виды военной службы в Российской Федерации:

А) по призыву, по контракту, альтернативная;

Б) гражданская, по найму, договорная;

В) частная, по соглашению сторон, пограничная;

Г) сухопутная, военно-морская, военно-воздушная.

Задание № 5 Что обязывает воинская дисциплина каждого военнослужащего России:

А) выполнять свой воинский долг умело и мужественно;

Б) быть верным военной присяге, строго соблюдать Конституцию

и законы Российской Федерации;

В) стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни

для выполнения воинского долга;

Г) честно выполнять приказы командования.

Задание № 6 Что такое воинская дисциплина:

А) Знать Дисциплинарный Устав Вооруженных сил РФ;

Б) Установленный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся

в обществе нормам права и морали;

В) Соблюдать ритуал Военной присяги;

Г) Чётко соблюдать распорядок дня воинской части.

Задание № 7 Когда осуществляется первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола:

А) с 17 лет до 18 лет;

Б) с 16 лет до 17 лет;

В) при достижении возраста 18 лет;

Г) в год достижения 17 лет (с января по март включительно).

Задание № 8 В каком случае на воинский учет становятся граждане РФ женского пола:

А) Если обучаются в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию;

Б) Если имеют соответствующую строевую выправку и желание служить;

В) Если имеют военно-учетную специальность;

Г) Если отец или родной брат являются военнослужащими по контракту.

Задание № 9 Кто осуществляет воинский учет граждан в РФ?

А) Военные комиссариаты районов и городов;

Б) Органы государственной власти;

В) Штабы воинских частей и гарнизонов;

 
Г) Органы местного самоуправления.

Задание № 10 Воинская обязанность граждан РФ, это:

А) Установленный законодательством РФ порядок службы по призыву в рядах Российской Армии;

Б) Обязанность граждан своевременно являться по повестке в военный комиссариат и не допускать уклонения от службы в Армии;

В) Обязанность проходить службу по призыву и состоять в запасе ВС;

Г) Воинский учет, призыв и прохождение военной службы, пребывание в запасе, прохождение военных сборов.

Задание № 11 Для чего создаются ВС и устанавливается воинская обязанность граждан РФ?

А) Для осуществления военных действий;

Б) Для сохранения целостности и суверенитета РФ;

В) Для обороны с применением средств вооруженной борьбы;

Г) Для сохранения границ государства.

Задание № 12 Общее руководство Вооруженными силами РФ осуществляет:

А) Министр обороны РФ;

Б) Президент РФ;

В) Генеральный штаб обороны РФ;

Г) Совет безопасности РФ.

Задание № 13 Понятие «отсрочка» подразумевает:

А) Освобождение от военной службы в армии;

Б) Временное освобождение от призыва на военную службу;

В) Признание негодным к военной службе;

Г) Признание ограниченно годным к военной службе.

Задание № 14 Военно-врачебной комиссией призывник признан временно негодным по состоянию здоровья к прохождению военной службы, ему должны предоставить:

А) Освобождение от военной службы;

Б) Военный билет;

В) Направление на альтернативную службу.

Г) Отсрочку от призыва.

Задание № 15 В каком Уставе определены общие обязанности солдата (матроса) и

командира отделения?

А) В Дисциплинарном Уставе ВС РФ;

Б) В Строевом Уставе ВС РФ;

В) В Уставе внутренней службы;

Г) В Уставе гарнизонной и караульной службы.

Задание № 16 Какие права и свободы имеют военнослужащие ВС РФ?

А) Все общегражданские права и свободы предусмотренные Конституцией Российской Федерации;

Б) В период прохождения военной службы права и свободы на военнослужащих не

распространяются;

В) Общегражданские права и свободы предусмотренные Конституцией РФ распространяются на военнослужащих, с ограничениями связанными с особенностями военной службы;

Г) Все права и свободы указанные в Уставах ВС РФ.

Задание № 17 Система политических, экономических, военных, социальных и правовых мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также защите населения, территории и суверенитета РФ - это:

 
А) Система пограничной службы;

Б) Оборона;

В) Мобилизация,

Г) Национальная безопасность.

Задание № 18 Назовите основные задачи Вооруженных сил Российской Федерации:

А) Обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения

как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны и осуществление миротворческой деятельности;

Б) Обеспечение возможности захвата сопредельных территорий в национальных интересах страны;

В) Обеспечение надежной защиты страны;

Г) Предотвращение региональных военных конфликтов и мировой войны.

Задание № 19 С 1705 г. Пётр I увеличил численность русской армии за счёт

комплектования:

А) Артиллерийских полков;

Б) Кавалерийских полков;

В) Рекрутских полков;

Г) Гвардейских полков.

Задание №20. Альтернативная гражданская служба это особый вид трудовой деятельности…

А) регламентированный трудовым законодательством и к понятию воинской обязанности не

имеет никакого отношения;

Б) в форме добровольной, оплачиваемой по контракту работы в сфере культуры, искусства и народных промыслов, исключительно опытными специалистами в этой сфере деятельности;

В) осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву;

Г) по обеспечению безопасности государства.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная 1. Военная доктрина Российской Федерации. 2. Сборник общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями и дополнениями). 4. Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями). 5. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы"). 6. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 2 7. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 3. 8. Огневая подготовка: учебное пособие / Л.С. Шульдешов В.А. Родионов, В.В. Углянский. - Москва: КНОРУС, 2020, 216 с. 9. Строевая подготовка: учебник / И.М. Андриенко, А.А. Котов, А.В. Моисеев, Е.В. Смирнов, И.В. Шпильной. - Москва: КНОРУС, 2017. 10. Общевоенная подготовка: учебник / В.Ю. Микрюков. - Москва: КНОРУС, 2017. 11. Вооружение военная техника Сухопутных и воздушно-десантных войск: учебное пособие/ П.А. Дульнев, В.И. Литвененко, О.С. Таненя - Москва: КНОРУС, 2020. 374 с. б) дополнительная: 1. Наставление по стрелковому делу / ред. Чайка В.М. - Москва: Воениздат, 1985. - 640 с. 2. Бызов Б.Е., Коваленко А.Н. Военная топография. Для курсантов учебных подразделений. - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1990. 3. Военно-медицинская подготовка (для студентов медицинских институтов) / Под ред. Комарова Ф.И. - М.: Воениздат, 1989. 4. Основы первой доврачебной неотложной помощи пострадавшим: учеб. пособие / Алексеев А.В., Алексеева Д.А. - Ярославль: ООО "Хисториоф Пипл", 2008. 5. Учебник сержанта войск радиационной, химической и бактериологической защиты / Под ред. генерал-майора Мельника Ю.Р. - М., 2006. 6. Сборник нормативов по боевой подготовке сухопутных войск. - М.: Воениздат, 1984. 7. Попов В. И., Батюшкин С.А. Тактика. Батальон, рота. - М.: Воениздат, 2011. 8. Вооруженные силы зарубежных государств информ. аналит. сб. под ред. А.Н. Сидоркина. - М.: Воениздат "Вооруженные силы", 2009.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система «Лань»
 
2. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
3. Электронно-библиотечная система « Znanium.com» 
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.

 
Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе

 
подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, к.п.н. Алешев Н.А.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .