ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование;Практические задачи .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Определение финансов и их роль в бизнесе
Время и стоимость денег
Риск и доходность
Финансовая система и рынки
Основные виды финансовой отчетности
Методы финансового анализа
Рабочий капитал
Оценка инвестиционных проектов
Основные участники и инструменты фондового рынка
Первичный и вторичный рынки
Производные финансовые инструменты
Типы финансовых рисков
Методы управления рисками
Страхование как инструмент управления рисками
Первичный и вторичный рынки
Производные финансовые инструменты
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения
Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации
Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации
Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации
Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену:
1. Анализ влияния макроэкономических факторов на фондовый рынок
2. Эффективность методов оценки инвестиционных проектов: сравнительный анализ NPV и IRR
3. Управление рабочим капиталом в малом бизнесе: стратегии и вызовы
4. Роль центральных банков в управлении финансовой стабильностью
5. Финансовые инновации и их влияние на банковский сектор
6. Оценка стоимости компании: методы и их применение в условиях неопределенности
7. Риски и возможности инвестирования в криптовалюты
8. Влияние процентных ставок на стоимость облигаций
9. Разработка стратегии диверсификации инвестиционного портфеля
10. Финансовый анализ и оценка кредитоспособности компаний
11. Использование производных финансовых инструментов для хеджирования рисков
12. Сравнительный анализ финансовых систем разных стран: уроки для развивающихся рынков
13. Этика и корпоративная социальная ответственность в финансовом менеджменте
14. Влияние глобализации на международные финансовые рынки
15. Анализ структуры капитала и ее влияние на стоимость компании
16. Роль финансового планирования в устойчивом развитии бизнеса
17. Финансовые кризисы: причины, последствия и механизмы предотвращения
18. Технологические инновации и их влияние на традиционные банковские услуги
19. Страхование как инструмент управления финансовыми рисками: анализ рынка страхования
20. Влияние налоговой политики на инвестиционную привлекательность компаний
Задания к тесту:
Множественный выбор
1. Что из перечисленного является основным финансовым отчетом компании?
• b) Отчет о продажах
• c) Отчет о маркетинговых расходах
• d) Отчет о кадровых изменениях
2. Какой из следующих методов оценки инвестиционных проектов учитывает временную стоимость денег?
• a) Период окупаемости
• b) Чистая приведенная стоимость (NPV)
• c) Бухгалтерская норма прибыли
• d) Индекс доходности
3. Что такое диверсификация в контексте управления инвестициями?
• a) Увеличение доли акций в портфеле
• b) Снижение риска путем инвестирования в различные активы
• c) Покупка только высокорисковых активов
• d) Увеличение объема торгов
4. Кто из следующих участников рынка осуществляет функцию посредника между покупателями и продавцами ценных бумаг?
• a) Инвесторы
• b) Брокеры
• c) Аудиторы
• d) Аналитики
5. Что такое леверидж?
• a) Использование заемных средств для увеличения потенциальной прибыли
• b) Покупка акций на долгосрочную перспективу
• c) Продажа активов для погашения долгов
• d) Увеличение объема собственного капитала
Верно/Неверно
6. Финансовый рычаг увеличивает как потенциальную прибыль, так и потенциальные убытки компании.
• Верно
• Неверно
7. Центральный банк страны отвечает за фискальную политику.
• Верно
• Неверно
8. Операционная маржа рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке.
• Верно
• Неверно
9. Криптовалюты не подвержены рыночным рискам.
• Верно
• Неверно
10. Дюрация облигации показывает, как изменится ее цена при изменении процентной ставки на 1%.
• Верно
• Неверно
Открытые вопросы
11. Объясните концепцию временной стоимости денег и почему она важна в финансах.
12. Какие основные факторы влияют на стоимость акций компании?
13. Опишите процесс оценки кредитоспособности компании и какие показатели для этого используются.
14. Какие преимущества и недостатки имеют производные финансовые инструменты для хеджирования рисков?
15. Как глобализация влияет на международные финансовые рынки и какие вызовы она создает для национальных экономик?
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
▎Знать
1. Определите основные компоненты финансовой отчетности.
• Задание: Перечислите и кратко опишите основные компоненты балансового отчета, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.
2. Объясните концепцию временной стоимости денег.
• Задание: Дайте определение временной стоимости денег и объясните, почему эта концепция важна в принятии финансовых решений.
3. Перечислите основные виды финансовых рисков.
• Задание: Определите и кратко охарактеризуйте такие риски, как кредитный, рыночный, операционный и ликвидности.
4. Назовите основные участники финансовых рынков.
• Задание: Перечислите и опишите роли таких участников, как инвесторы, эмитенты, брокеры и регуляторы.
5. Объясните различие между акциями и облигациями.
• Задание: Опишите ключевые отличия между этими двумя видами ценных бумаг в контексте прав владельцев и ожиданий доходности.
▎Уметь
1. Рассчитайте чистую приведенную стоимость (NPV) инвестиционного проекта.
• Задание: Используя предоставленные данные о денежных потоках и ставке дисконтирования, рассчитайте NPV проекта и сделайте вывод о его целесообразности.
2. Составьте бюджет движения денежных средств.
• Задание: На основе предоставленных данных о доходах и расходах составьте прогноз движения денежных средств на квартал.
3. Проведите анализ финансовых коэффициентов компании.
• Задание: Рассчитайте и интерпретируйте такие коэффициенты, как ликвидность, рентабельность и оборачиваемость активов для заданной компании.
4. Оцените стоимость акций методом дисконтированных дивидендов.
• Задание: Используя модель Гордона, рассчитайте текущую стоимость акций компании на основе ожидаемых дивидендов и темпа их роста.
5. Составьте инвестиционный портфель с учетом диверсификации.
• Задание: Подберите набор активов, обеспечивающий оптимальное соотношение риска и доходности, учитывая принципы диверсификации.
▎Владеть
1. Разработайте стратегию управления корпоративными финансами для улучшения рентабельности компании.
• Задание: Проведите анализ текущего состояния компании и предложите меры по оптимизации структуры капитала и управления затратами.
2. Проведите оценку кредитоспособности малого бизнеса.
• Задание: Используя финансовые отчеты малого предприятия, оцените его кредитоспособность с помощью анализа коэффициентов и других методов.
3. Создайте модель прогнозирования денежных потоков для нового проекта.
• Задание: Разработайте детализированную модель, учитывающую различные сценарии развития проекта и их влияние на денежные потоки.
4. Разработайте план хеджирования валютных рисков для экспортно-ориентированной
• Задание: Используя производные финансовые инструменты, разработайте стратегию минимизации валютных рисков для компании.
5. Проведите комплексный анализ инвестиционной привлекательности страны для международных инвесторов.
• Задание: Оцените макроэкономические показатели, политическую стабильность, регуляторную среду и другие факторы, влияющие на инвестиционный климат страны.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.