2024-2025_v38_03_01_ЭС_2024_plx_Финансы_Экономика предприятий и организаций (строительство)
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.24 Финансы
38.03.01 Экономика
Экономика предприятий и организаций (строительство)
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-10.2 Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
 
УК-10.3 Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-1.3 Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
ОПК-1 
Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач
 
ОПК-4.2 Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения
ОПК-4 
Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
 
ПК-18.1 Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации
 
ПК-18.2 Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации
 
ПК-18.3 Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации
ПК-18 
Способен консультировать клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг для строительной организации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование;Практические задачи .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в финансы
 
1.1
Основные концепции финансов
3
0
3
6,5
14
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.2
Финансовая отчетность и анализ
3
0
3
7
16,5
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.3
Управление капиталом и инвестиции
3
0
3
7
13
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.4
Финансовые рынки и инструменты
3
0
3
7
13
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.5
Финансовый риск и управление им
5
0
5
7
51,5
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
Всего часов:
17
0
17
34,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
Оценка рисков
 
Управление проектами
 
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
 
Бизнес-планирование
 
Финансовый менеджмент
 
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
 
Рынок ценных бумаг
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-10.2 Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
 
УК-10.3 Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-1.3 Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
ОПК-1 
Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач
 
ОПК-4.2 Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения
ОПК-4 
Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
 
ПК-18.1 Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации
 
ПК-18.2 Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации
 
ПК-18.3 Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации
ПК-18 
Способен консультировать клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг для строительной организации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
2
6
108
39
34,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
2
6
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
3,5
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
34,5
34,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в финансы
 
1.1
Основные концепции финансов
3
0
3
6,5
14
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.2
Финансовая отчетность и анализ
3
0
3
7
16,5
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.3
Управление капиталом и инвестиции
3
0
3
7
13
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.4
Финансовые рынки и инструменты
3
0
3
7
13
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
1.5
Финансовый риск и управление им
5
0
5
7
51,5
УК-10.2, УК-10.3, ОПК-1.3, ОПК-4.2, ПК-18.1, ПК-18.2, ПК-18.3
 
Всего часов:
17
0
17
34,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные концепции финансов

Определение финансов и их роль в бизнесе

Время и стоимость денег

Риск и доходность

Финансовая система и рынки

 
Финансовая отчетность и анализ

Основные виды финансовой отчетности

Методы финансового анализа

 
Управление капиталом и инвестиции

Рабочий капитал

Оценка инвестиционных проектов

 
Финансовые рынки и инструменты

Основные участники и инструменты фондового рынка

Первичный и вторичный рынки

Производные финансовые инструменты

 
Финансовый риск и управление им

Типы финансовых рисков

Методы управления рисками

Страхование как инструмент управления рисками

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Определение финансов и их роль в бизнесе Время и стоимость денег Риск и доходность Финансовая система и рынки
3
ПО,ПЗ
 
2
1
Основные виды финансовой отчетности Методы финансового анализа
3
Тест,ПЗ,ПО
 
3
1
Рабочий капитал Оценка инвестиционных проектов
3
 
4
1
Основные участники и инструменты фондового рынка

Первичный и вторичный рынки

Производные финансовые инструменты

3
ПЗ,Тест
 
5
1
Типы финансовых рисков Методы управления рисками Страхование как инструмент управления рисками
5
Тест,ПЗ,ПО
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Письменный опрос
ПО
 
3
Тестирование
Тест
 
4
Практические задачи
ПЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-1 
Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач
 
ОПК-4 
Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-18 
Способен консультировать клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг для строительной организации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-18 Способен консультировать клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг для строительной организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
x
Зачет с оценкой
Рынок ценных бумаг
x
Курсовая работа,Экзамен
Мировая экономика и международные экономические отношения
x
Зачет с оценкой
Финансы
x
Экзамен,Курсовая работа
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-1 Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Макроэкономика
x
Экзамен
Микроэкономика
x
Экзамен
Социология
x
Зачет
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Мировая экономика и международные экономические отношения
x
Зачет с оценкой
Финансы
x
Экзамен,Курсовая работа
 
Экономика отраслевых рынков
x
Курсовая работа,Зачет
Экономика данных
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-4 Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Основы менеджмента
x
Экзамен
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Зачет с оценкой,Зачет
Безопасность жизнедеятельности
x
Зачет
Физическая культура и спорт
x
Зачет
Основы логистической деятельности
x
Зачет с оценкой
Антикоррупционная политика
x
Экзамен
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Финансы
x
Экзамен,Курсовая работа
Финансовый менеджмент
x
Зачет
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История экономики
x
Зачет
Экономика устойчивого развития
x
Экзамен,Курсовая работа
Бизнес-планирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Управление проектами
x
Экзамен
Оценка рисков
x
Экзамен
Макроэкономика
x
Экзамен
Микроэкономика
x
Экзамен
Макроэкономическое планирование и прогнозирование
x
Экзамен,Курсовой проект
Финансы
x
Экзамен,Курсовая работа
Финансовый менеджмент
x
Зачет
Экономика данных
x
Зачет
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-10.2 Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует методы экономического и финансового планирования для достижения поставленных целей

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10.3 Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет экономические инструменты для управления финансами, с учетом экономических и финансовых рисков в различных областях жизнедеятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-1 Способен применять знания (на промежуточном уровне) экономической теории при решении прикладных задач
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-1.3 Осуществляет анализ функционирования рыночных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет анализ функционирования рыночных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет анализ функционирования рыночных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет анализ функционирования рыночных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет анализ функционирования рыночных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4 Способен предлагать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-4.2 Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Предлагает финансово обоснованные управленческие решения, в том числе с учетом требований обеспечения безопасных условий труда и здоровьесбережения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-18 Способен консультировать клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг для строительной организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-18.1 Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумах, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков в целях использования полученной информации для строительной организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-18.2 Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет навыки консультирования клиента по оформлению с поставщиками финансовых услуг (кроме операционной деятельности) для строительной организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-18.3 Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирает в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирует клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов для строительной организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к экзамену:

1. Анализ влияния макроэкономических факторов на фондовый рынок

2. Эффективность методов оценки инвестиционных проектов: сравнительный анализ NPV и IRR

3. Управление рабочим капиталом в малом бизнесе: стратегии и вызовы

4. Роль центральных банков в управлении финансовой стабильностью

5. Финансовые инновации и их влияние на банковский сектор

6. Оценка стоимости компании: методы и их применение в условиях неопределенности

7. Риски и возможности инвестирования в криптовалюты

8. Влияние процентных ставок на стоимость облигаций

9. Разработка стратегии диверсификации инвестиционного портфеля

10. Финансовый анализ и оценка кредитоспособности компаний

11. Использование производных финансовых инструментов для хеджирования рисков

12. Сравнительный анализ финансовых систем разных стран: уроки для развивающихся рынков

13. Этика и корпоративная социальная ответственность в финансовом менеджменте

14. Влияние глобализации на международные финансовые рынки

15. Анализ структуры капитала и ее влияние на стоимость компании

16. Роль финансового планирования в устойчивом развитии бизнеса

17. Финансовые кризисы: причины, последствия и механизмы предотвращения

18. Технологические инновации и их влияние на традиционные банковские услуги

19. Страхование как инструмент управления финансовыми рисками: анализ рынка страхования

20. Влияние налоговой политики на инвестиционную привлекательность компаний

Задания к тесту:

Множественный выбор

1. Что из перечисленного является основным финансовым отчетом компании?

 
   • a) Отчет о движении денежных средств

   • b) Отчет о продажах

   • c) Отчет о маркетинговых расходах

   • d) Отчет о кадровых изменениях

2. Какой из следующих методов оценки инвестиционных проектов учитывает временную стоимость денег?

   • a) Период окупаемости

   • b) Чистая приведенная стоимость (NPV)

   • c) Бухгалтерская норма прибыли

   • d) Индекс доходности

3. Что такое диверсификация в контексте управления инвестициями?

   • a) Увеличение доли акций в портфеле

   • b) Снижение риска путем инвестирования в различные активы

   • c) Покупка только высокорисковых активов

   • d) Увеличение объема торгов

4. Кто из следующих участников рынка осуществляет функцию посредника между покупателями и продавцами ценных бумаг?

   • a) Инвесторы

   • b) Брокеры

   • c) Аудиторы

   • d) Аналитики

5. Что такое леверидж?

   • a) Использование заемных средств для увеличения потенциальной прибыли

   • b) Покупка акций на долгосрочную перспективу

   • c) Продажа активов для погашения долгов

   • d) Увеличение объема собственного капитала

Верно/Неверно

6. Финансовый рычаг увеличивает как потенциальную прибыль, так и потенциальные убытки компании.

   • Верно

   • Неверно

7. Центральный банк страны отвечает за фискальную политику.

   • Верно

   • Неверно

8. Операционная маржа рассчитывается как отношение операционной прибыли к выручке.

   • Верно

   • Неверно

9. Криптовалюты не подвержены рыночным рискам.

   • Верно

   • Неверно

10. Дюрация облигации показывает, как изменится ее цена при изменении процентной ставки на 1%.

    • Верно

    • Неверно

Открытые вопросы

11. Объясните концепцию временной стоимости денег и почему она важна в финансах.

12. Какие основные факторы влияют на стоимость акций компании?

13. Опишите процесс оценки кредитоспособности компании и какие показатели для этого используются.

14. Какие преимущества и недостатки имеют производные финансовые инструменты для хеджирования рисков?

15. Как глобализация влияет на международные финансовые рынки и какие вызовы она создает для национальных экономик?

 
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

▎Знать

1. Определите основные компоненты финансовой отчетности.

   • Задание: Перечислите и кратко опишите основные компоненты балансового отчета, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.

2. Объясните концепцию временной стоимости денег.

   • Задание: Дайте определение временной стоимости денег и объясните, почему эта концепция важна в принятии финансовых решений.

3. Перечислите основные виды финансовых рисков.

   • Задание: Определите и кратко охарактеризуйте такие риски, как кредитный, рыночный, операционный и ликвидности.

4. Назовите основные участники финансовых рынков.

   • Задание: Перечислите и опишите роли таких участников, как инвесторы, эмитенты, брокеры и регуляторы.

5. Объясните различие между акциями и облигациями.

   • Задание: Опишите ключевые отличия между этими двумя видами ценных бумаг в контексте прав владельцев и ожиданий доходности.

▎Уметь

1. Рассчитайте чистую приведенную стоимость (NPV) инвестиционного проекта.

   • Задание: Используя предоставленные данные о денежных потоках и ставке дисконтирования, рассчитайте NPV проекта и сделайте вывод о его целесообразности.

2. Составьте бюджет движения денежных средств.

   • Задание: На основе предоставленных данных о доходах и расходах составьте прогноз движения денежных средств на квартал.

3. Проведите анализ финансовых коэффициентов компании.

   • Задание: Рассчитайте и интерпретируйте такие коэффициенты, как ликвидность, рентабельность и оборачиваемость активов для заданной компании.

4. Оцените стоимость акций методом дисконтированных дивидендов.

   • Задание: Используя модель Гордона, рассчитайте текущую стоимость акций компании на основе ожидаемых дивидендов и темпа их роста.

5. Составьте инвестиционный портфель с учетом диверсификации.

   • Задание: Подберите набор активов, обеспечивающий оптимальное соотношение риска и доходности, учитывая принципы диверсификации.

▎Владеть

1. Разработайте стратегию управления корпоративными финансами для улучшения рентабельности компании.

   • Задание: Проведите анализ текущего состояния компании и предложите меры по оптимизации структуры капитала и управления затратами.

2. Проведите оценку кредитоспособности малого бизнеса.

   • Задание: Используя финансовые отчеты малого предприятия, оцените его кредитоспособность с помощью анализа коэффициентов и других методов.

3. Создайте модель прогнозирования денежных потоков для нового проекта.

   • Задание: Разработайте детализированную модель, учитывающую различные сценарии развития проекта и их влияние на денежные потоки.

4. Разработайте план хеджирования валютных рисков для экспортно-ориентированной

 
компании.

   • Задание: Используя производные финансовые инструменты, разработайте стратегию минимизации валютных рисков для компании.

5. Проведите комплексный анализ инвестиционной привлекательности страны для международных инвесторов.

   • Задание: Оцените макроэкономические показатели, политическую стабильность, регуляторную среду и другие факторы, влияющие на инвестиционный климат страны.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Финансы : учебник для вузов / И. Ю. Евстафьева [и др.] ; под редакцией И. Ю. Евстафьевой, Д. А. Жилюка, Н. Г. Ивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20118-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557604 (дата обращения: 05.11.2024). 2. Финансы : учебник для среднего профессионального образования / Т. П. Беляева [и др.] ; под редакцией И. Ю. Евстафьевой, Д. А. Жилюка, Н. Г. Ивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 448 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-20179-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557695 (дата обращения: 05.11.2024). 3. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 436 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09529-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536651 (дата обращения: 05.11.2024). б) дополнительная литература 1. Бородин, А. И.  Методы оптимизации в экономике и финансах : учебное пособие для вузов / А. И. Бородин, И. Ю. Выгодчикова, М. А. Горский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 157 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15218-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544635 (дата обращения: 05.11.2024). 2. Финансы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 494 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16816-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543697 (дата обращения: 05.11.2024). 3. Финансы, деньги и кредит : учебник и практикум для вузов / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 303 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17280-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537087 (дата обращения: 05.11.2024).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
311
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (6 шт), стулья

 
3
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части

 
работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,

 
справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель И и ТТП,   Громова Евгения Васильевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .