2024-2025_v23_03_01_ВТС_2024_plx_Экономическая теория_Высокотехнологичные транспортные системы
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.18 Экономическая теория
23.03.01 Технология транспортных процессов
Высокотехнологичные транспортные системы
бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-10.1 Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-2.1 Демонстрирует базовые знания экономической теории
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование;Практические задачи .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в экономическую теорию
 
1.1
Основные понятия и определения
3
0
3
7
14
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.2
Основы микроэкономики
3
0
3
7
13
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.3
Теория фирмы и рыночные структуры
3
0
3
7
13
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.4
Основы макроэкономики
4
0
4
7
15
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.5
Международная экономика и глобализация
4
0
4
9
17
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
Всего часов:
17
0
17
37
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Тайм-менеджмент и основы деловой коммуникации
 
Современные системы перевозок грузов и пассажиров агломераций и регионов
 
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
 
Социальная значимость системы транспортного обслуживания населения
 
Экономическая оценка деятельности при разработке проектов интеллектуальных транспортных систем
 
Ознакомительная практика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-10.1 Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-2.1 Демонстрирует базовые знания экономической теории
 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
34
72
35
37
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
17
17
Практические занятия (Пр)
17
17
17
Другие виды самостоятельной работы
37
37
Контактная работа
1
1
1
Внеаудиторная контактактная работа(Кс)
1
1
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в экономическую теорию
 
1.1
Основные понятия и определения
3
0
3
7
14
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.2
Основы микроэкономики
3
0
3
7
13
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.3
Теория фирмы и рыночные структуры
3
0
3
7
13
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.4
Основы макроэкономики
4
0
4
7
15
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
1.5
Международная экономика и глобализация
4
0
4
9
17
УК-10.1, ОПК-2.1, ОПК-2.2
 
Всего часов:
17
0
17
37
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные понятия и определения

Ресурсы и их ограниченность Потребности и блага

Традиционная, командная, рыночная и смешанная экономика

 
Основы микроэкономики

Теория спроса и предложения

Равновесие на рынке

Теория потребительского поведения

 
Теория фирмы и рыночные структуры

Производство и издержки

Типы рыночных структур

Ценообразование и стратегия фирмы

 
Основы макроэкономики

Макроэкономические показатели

Экономический рост и циклы

Роль государства в экономике

 
Международная экономика и глобализация

Международная торговля

Международные финансовые рынки

Глобализация и ее последствия

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Ресурсы и их ограниченность Потребности и блага Традиционная, командная, рыночная и смешанная экономика
3
Тест,ПЗ
 
2
1
Теория спроса и предложения Равновесие на рынке

Теория потребительского поведения

3
Тест,ПЗ
 
3
1
Производство и издержки Типы рыночных структур Ценообразование и стратегия фирмы
3
Тест,ПЗ
 
4
1
Макроэкономические показатели Экономический рост и циклы Роль государства в экономике
4
Тест,ПЗ
 
5
1
Международная торговля Международные финансовые рынки Глобализация и ее последствия
4
ПО,Тест,ПЗ
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Письменный опрос
ПО
 
3
Тестирование
Тест
 
4
Практические задачи
ПЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
 
ОПК-2 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Экономическая оценка деятельности при разработке проектов интеллектуальных транспортных систем
x
Экзамен,Курсовая работа
Экономическая теория
x
Зачет
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
История России
x
x
Экзамен,Зачет
Философия
x
Зачет
Интеллектуальные транспортные системы
x
x
Зачет,Экзамен
Общий курс транспорта
x
Экзамен
Тайм-менеджмент и основы деловой коммуникации
x
Зачет
Высокотехнологичная мобильность в пространственных транспортных системах
x
Экзамен
Современные системы международного товародвижения
x
Зачет
Экономическая теория
x
Зачет
Современные системы перевозок грузов и пассажиров агломераций и регионов
x
Зачет
Основы цифровой трансформации перевозок грузов и пассажиров
x
Экзамен
Социальная значимость системы транспортного обслуживания населения
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-10.1 Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, экологических и социальных ограничений на всех этапах жизненного цикла транспортно-технологических машин и комплексов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-2.1 Демонстрирует базовые знания экономической теории
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Демонстрирует базовые знания экономической теории

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Демонстрирует базовые знания экономической теории

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует базовые знания экономической теории

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует базовые знания экономической теории

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-2.2 Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

 
Вопросы к экзамену:

1. Объясните закон спроса и предложения. Как они взаимодействуют на рынке?

2. Что такое эластичность спроса? Как она влияет на ценообразование?

3. Опишите различия между совершенной конкуренцией и монополией. Как эти рыночные структуры влияют на цены и объемы производства?

4. Как определяется равновесная цена на конкурентном рынке?

5. Какие факторы влияют на сдвиг кривой спроса? Приведите примеры.

6. Объясните концепцию предельной полезности и ее значение в принятии решений потребителями.

7. Что такое издержки производства? Как они классифицируются и как влияют на прибыль фирмы?

8. Как государственное регулирование может повлиять на рынок? Приведите примеры положительных и отрицательных эффектов.

9. Что такое ВВП и как он измеряется? Какие ограничения есть у этого показателя?

10. Опишите основные причины инфляции и ее влияние на экономику.

11. Что такое безработица? Какие виды безработицы существуют и как они измеряются?

12. Как центральный банк использует монетарную политику для управления экономикой?

13. Объясните концепцию фискальной политики и ее инструменты. Как она влияет на экономический рост?

14. Каковы основные преимущества и недостатки международной торговли?

15. Что такое торговый баланс и как он влияет на экономику страны?

16. Объясните теорию сравнительных преимуществ в международной торговле.

17. Как глобализация влияет на национальные экономики? Приведите примеры положительных и отрицательных последствий.

18. Что такое рыночный провал и какие меры могут предпринять правительства для его исправления?

19. Каковы основные причины экономических циклов и как они воздействуют на экономику страны?

20. Объясните концепцию общественных благ и проблему "безбилетника". Как государство решает эту проблему?

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

▎Знать

1. Определите основные экономические термины: спрос, предложение, равновесная цена.

   • Ожидается знание определений и базовых характеристик.

2. Перечислите основные виды рыночных структур и их характеристики.

   • Студенты должны знать различия между совершенной конкуренцией, монополией, олигополией и монополистической конкуренцией.

3. Назовите основные макроэкономические показатели и их значение.

   • ВВП, инфляция, уровень безработицы и их роль в экономике.

4. Опишите функции денег в экономике.

   • Знание основных функций: средство обмена, мера стоимости, средство сбережения.

5. Укажите факторы, влияющие на сдвиги кривой спроса и предложения.

   • Понимание того, какие изменения могут привести к сдвигу кривых.

▎Уметь

1. Проведите анализ изменения равновесной цены при изменении спроса или предложения.

 
   • Способность использовать графики для демонстрации изменений на рынке.

2. Рассчитайте эластичность спроса по цене для заданного товара.

   • Умение использовать формулы для расчета эластичности.

3. Составьте таблицу издержек производства для гипотетической фирмы и определите точку безубыточности.

   • Умение работать с данными о затратах и доходах.

4. Постройте график кривой производственных возможностей и объясните его значение.

   • Способность изобразить и интерпретировать графики.

5. Рассчитайте ВВП по расходам для гипотетической экономики, используя данные о потреблении, инвестициях, государственных закупках и чистом экспорте.

   • Умение применять формулу ВВП на практике.

▎Владеть

1. Разработайте стратегию ценообразования для нового продукта в условиях монополистической конкуренции.

   • Способность применять теоретические знания в практических сценариях.

2. Проанализируйте влияние фискальной политики на экономический рост в условиях рецессии.

   • Владение навыками анализа и интерпретации экономической политики.

ставьте экономический отчет для правительства с рекомендациями по борьбе с инфляцией.

3. Составьте таблицу издержек производства для гипотетической фирмы и определите точку безубыточности.

   • Умение интегрировать знания для создания комплексных решений.

4. Оцените последствия введения торговых тарифов для национальной экономики и предложите альтернативные меры поддержки местных производителей.

   • Владение навыками оценки экономических ситуаций и предложений решений.

5. Разработайте проект исследования для анализа влияния глобализации на рынок труда в вашей стране.

   • Способность самостоятельно разрабатывать исследовательские проекты с использованием экономических теорий и данных.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Иохин, В. Я.  Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата / В. Я. Иохин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-20323-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557947 (дата обращения: 05.11.2024). 2. Маховикова, Г. А.  Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 407 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19738-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557032 (дата обращения: 05.11.2024). 3. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 542 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16624-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535844 (дата обращения: 05.11.2024). б) дополнительная литература 1. Шмаков, А. В.  Экономическая теория права : учебник и практикум для вузов / А. В. Шмаков, Н. С. Епифанова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 446 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14118-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540830 (дата обращения: 05.11.2024). 2. Экономическая теория : учебник для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 577 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19005-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555722 (дата обращения: 05.11.2024). 3. Экономическая теория : учебник для вузов / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под редакцией Е. Н. Лобачевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-99952-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535403 (дата обращения: 05.11.2024).
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
311
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (6 шт), стулья

 
3
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,

 
«особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также

 
самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель И и ТТП,  Громова Евгения Васильевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .