ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменный опрос;Тестирование;Практические задачи .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Ресурсы и их ограниченность Потребности и блага
Традиционная, командная, рыночная и смешанная экономика
Теория спроса и предложения
Равновесие на рынке
Теория потребительского поведения
Производство и издержки
Типы рыночных структур
Ценообразование и стратегия фирмы
Макроэкономические показатели
Экономический рост и циклы
Роль государства в экономике
Международная торговля
Международные финансовые рынки
Глобализация и ее последствия
Теория потребительского поведения
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет основы экономической теории при решении задач в различных областях жизнедеятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Демонстрирует базовые знания экономической теории
Демонстрирует базовые знания экономической теории
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Демонстрирует базовые знания экономической теории
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Демонстрирует базовые знания экономической теории
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Учитывает в профессиональной деятельности экономические, экологические и социальные ограничения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Объясните закон спроса и предложения. Как они взаимодействуют на рынке?
2. Что такое эластичность спроса? Как она влияет на ценообразование?
3. Опишите различия между совершенной конкуренцией и монополией. Как эти рыночные структуры влияют на цены и объемы производства?
4. Как определяется равновесная цена на конкурентном рынке?
5. Какие факторы влияют на сдвиг кривой спроса? Приведите примеры.
6. Объясните концепцию предельной полезности и ее значение в принятии решений потребителями.
7. Что такое издержки производства? Как они классифицируются и как влияют на прибыль фирмы?
8. Как государственное регулирование может повлиять на рынок? Приведите примеры положительных и отрицательных эффектов.
9. Что такое ВВП и как он измеряется? Какие ограничения есть у этого показателя?
10. Опишите основные причины инфляции и ее влияние на экономику.
11. Что такое безработица? Какие виды безработицы существуют и как они измеряются?
12. Как центральный банк использует монетарную политику для управления экономикой?
13. Объясните концепцию фискальной политики и ее инструменты. Как она влияет на экономический рост?
14. Каковы основные преимущества и недостатки международной торговли?
15. Что такое торговый баланс и как он влияет на экономику страны?
16. Объясните теорию сравнительных преимуществ в международной торговле.
17. Как глобализация влияет на национальные экономики? Приведите примеры положительных и отрицательных последствий.
18. Что такое рыночный провал и какие меры могут предпринять правительства для его исправления?
19. Каковы основные причины экономических циклов и как они воздействуют на экономику страны?
20. Объясните концепцию общественных благ и проблему "безбилетника". Как государство решает эту проблему?
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
▎Знать
1. Определите основные экономические термины: спрос, предложение, равновесная цена.
• Ожидается знание определений и базовых характеристик.
2. Перечислите основные виды рыночных структур и их характеристики.
• Студенты должны знать различия между совершенной конкуренцией, монополией, олигополией и монополистической конкуренцией.
3. Назовите основные макроэкономические показатели и их значение.
• ВВП, инфляция, уровень безработицы и их роль в экономике.
4. Опишите функции денег в экономике.
• Знание основных функций: средство обмена, мера стоимости, средство сбережения.
5. Укажите факторы, влияющие на сдвиги кривой спроса и предложения.
• Понимание того, какие изменения могут привести к сдвигу кривых.
▎Уметь
1. Проведите анализ изменения равновесной цены при изменении спроса или предложения.
2. Рассчитайте эластичность спроса по цене для заданного товара.
• Умение использовать формулы для расчета эластичности.
3. Составьте таблицу издержек производства для гипотетической фирмы и определите точку безубыточности.
• Умение работать с данными о затратах и доходах.
4. Постройте график кривой производственных возможностей и объясните его значение.
• Способность изобразить и интерпретировать графики.
5. Рассчитайте ВВП по расходам для гипотетической экономики, используя данные о потреблении, инвестициях, государственных закупках и чистом экспорте.
• Умение применять формулу ВВП на практике.
▎Владеть
1. Разработайте стратегию ценообразования для нового продукта в условиях монополистической конкуренции.
• Способность применять теоретические знания в практических сценариях.
2. Проанализируйте влияние фискальной политики на экономический рост в условиях рецессии.
• Владение навыками анализа и интерпретации экономической политики.
ставьте экономический отчет для правительства с рекомендациями по борьбе с инфляцией.
3. Составьте таблицу издержек производства для гипотетической фирмы и определите точку безубыточности.
• Умение интегрировать знания для создания комплексных решений.
4. Оцените последствия введения торговых тарифов для национальной экономики и предложите альтернативные меры поддержки местных производителей.
• Владение навыками оценки экономических ситуаций и предложений решений.
5. Разработайте проект исследования для анализа влияния глобализации на рынок труда в вашей стране.
• Способность самостоятельно разрабатывать исследовательские проекты с использованием экономических теорий и данных.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно»,
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.