2024-2025_v08_03_01_АД_2024_plx_Проектирование дорожных одежд и искусственных сооружений_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.14.02 Проектирование дорожных одежд и искусственных сооружений
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
Бакалавр
очно-заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
 
ПК-2.2 Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
 
ПК-2.3 Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
 
ПК-2.4 Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
 
ПК-2.5 Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
 
ПК-2.6 Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги
ПК-2 
Способен выполнять работы по проектированию транспортных сооружений
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 4 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания;Выполнение лабораторного задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Проектирование  дорожной одежды и искусственных сооружений
 
1.1
Проектирование дорожной одежды.
4
6
4
20
34
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
2
Проектно-изыскательские работы
 
2.1
Организация проектирования автомобильных дорог
6
0
0
22
28
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
3
Дорожный водоотвод
 
3.1
Система сооружений поверхностного водоотвода
6
4
6
0
16
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
3.2
Система сооружений подземного водоотвода
4
0
10
18,5
32,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
4
Контроль
 
4.1
Контроль
0
0
0
0
33,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
Всего часов:
20
10
20
60,5
144
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Автоматизированное проектирование дорог
 
Технология строительства водостоков городских улиц и дорог
 
Технологии информационного моделирования (проектирование)
 
Технология строительства подземных инженерных сетей, водопропускных и дренажных устройств
 
Проектирование автомагистралей
 
Изыскания  и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях
 
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
 
Цифровая трансформация проектов автомобильных дорог
 
Проектная практика
 
Преддипломная практика
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
 
ПК-2.2 Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
 
ПК-2.3 Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
 
ПК-2.4 Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
 
ПК-2.5 Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
 
ПК-2.6 Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги
ПК-2 
Способен выполнять работы по проектированию транспортных сооружений
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 6 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
50
4
18
144
58
60,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
20
6
20
20
Лабораторные занятия (Лаб)
10
2
4
10
10
Практические занятия (Пр)
20
2
8
20
20
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
2
2
2
Контактная работа в семестре (КС)
6
6
6
Другие виды самостоятельной работы
60,5
60,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Проектирование  дорожной одежды и искусственных сооружений
 
1.1
Проектирование дорожной одежды.
4
6
4
20
34
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
2
Проектно-изыскательские работы
 
2.1
Организация проектирования автомобильных дорог
6
0
0
22
28
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
3
Дорожный водоотвод
 
3.1
Система сооружений поверхностного водоотвода
6
4
6
0
16
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
3.2
Система сооружений подземного водоотвода
4
0
10
18,5
32,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
4
Контроль
 
4.1
Контроль
0
0
0
0
33,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6
 
Всего часов:
20
10
20
60,5
144
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Проектирование дорожной одежды.

Общие сведения о дорожных одеждах. Классификация дорожных одежд. Воздействие природных факторов и транспортных средств на дорожную одежду. Принципы конструирования дорожных одежд

 
Организация проектирования автомобильных дорог

Разработка прединвестиционной проектной документации. Технико-экономическое обоснование строительства и реконструкции дорог. Вариантное  проектирование. Автоматизированные программные комплексы. Особенности проектирования дорог по материалам аэрофотосъёмки и моделям местности. Состав и объём проектной документации. Сроки разработки и порядок выдачи заказчику проекта.

 
Система сооружений поверхностного водоотвода

Система сооружений и мероприятия по поверхностному водоотводу. Определение расхода от ливневых и талых вод, и с учётом аккумуляции. Расчёт отверстия малых водопропускных сооружений. Гидравлический расчёт канав, кюветов. Укрепительные работы у искусственных сооружений.

 
Система сооружений подземного водоотвода

Перехват и понижение  уровня грунтовых вод. Система сооружений подземного водоотвода – дренажи, дренажные воронки, прорези, прослойки.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Расчёт прочности вариантов дорожных одежд по упругому прогибу
2
УО,Выполнение ПЗ
 
2
1
Определение  расхода дорожно-строительных материалов на устройство дорожной одежды
2
УО,Выполнение ПЗ
 
3
3
Определение размеров бокового кювета
2
УО,Выполнение ПЗ
 
4
3
Определение размеров и средней скорости течения в водоотводной канаве
2
УО,Выполнение ПЗ
 
5
3
Определение бытовой глубины и бытовой скорости в естественном водотоке
2
УО,Выполнение ПЗ
 
6
3
Расчет малых водопропускных сооружений 
10
УО,Выполнение ПЗ
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Расчёт сопротивления дорожной одежды сдвигу в подстилающем грунте земляного полотна и песчаном подстилающем слое основания
2
УО,Выполнение ЛЗ
3
 
2
Расчёт сопротивления растяжению при изгибе асфальтобетонного   покрытия
2
УО,Выполнение ЛЗ
3
 
3
Расчёт конструкции дорожной одежды на морозоустойчивость
2
УО,Выполнение ЛЗ
3
 
4
Гидравлические расчёты водоотводных канав
4
УО,Выполнение ЛЗ
3
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Выполнение практического задания
Выполнение ПЗ
 
3
Выполнение лабораторного задания
Выполнение ЛЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
 
 
ПК-2 
Способен выполнять работы по проектированию транспортных сооружений
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-2 Способен выполнять работы по проектированию транспортных сооружений
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Инженерные сооружения в транспортном строительстве
x
Экзамен,Курсовая работа
Цифровая трансформация проектов автомобильных дорог
x
Зачет,Курсовая работа
Основания и фундаменты
x
Зачет,Курсовая работа
Изыскания и проектирование автомобильных дорог
x
x
x
x
Зачет,Курсовой проект,Экзамен,Курсовая работа
Основы проектирования автомобильных дорог
x
Зачет,Курсовой проект
 
Проектирование дорожных одежд и искусственных сооружений
x
Экзамен,Курсовой проект
Проектирование автомагистралей
x
Экзамен,Курсовой проект
Изыскания  и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях
x
Экзамен,Курсовая работа
Строительство автомобильных дорог
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Курсовой проект
Геоинформационные системы в строительстве
x
Зачет,Курсовая работа
Технологии информационного моделирования (проектирование)
x
Зачет
Автоматизированное проектирование дорог
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Производственные здания на дорогах
x
Зачет
Дорожный сервис
x
Зачет
Вертикальная планировка улиц и дорог
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Транспортная планировка городов
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Технология строительства водостоков городских улиц и дорог
x
x
Зачет,Зачет с оценкой,Курсовая работа
Технология строительства подземных инженерных сетей, водопропускных и дренажных устройств
x
x
Зачет,Зачет с оценкой,Курсовая работа
Проектная практика
x
Зачет с оценкой
Исполнительская практика
x
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Экологические аспекты проектирования дорог
x
Зачет
Технологии информационного моделирования (изыскания)
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-2 Способен выполнять работы по проектированию транспортных сооружений
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет задания и выбор исходных данных для проектирования автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает нормативно-технические документы, устанавливающие нормативные требования к проектным решениям автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает варианты проектного решения, типа и схемы устройства автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.4 Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет текстовые и графические части проекта автомобильных дорог, в том числе с использованием прикладного программного обеспечения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.5 Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план согласования проектной документации на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.6 Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Реализует концепцию информационного моделирования, создавая цифровую информационную модель автомобильной дороги

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

      6 семестр

Вопросы  к экзамену:

1. Классификация дорожных одежд.

2. Воздействие природных факторов и транспортных средств на дорожную одежду.

3. Принципы конструирования дорожных одежд

4. Расчет дорожных одежд по допустимому упругому прогибу

5. Технико-экономическое обоснование строительства и реконструкции дорог.

6. Особенности проектирования дорог по материалам аэрофотосъёмки и моделям местности.

7. Состав и объём проектной документации.  Сроки разработки и порядок выдачи Заказчику проекта.

8. Расчет ширины проезжей части, обочин и земляного полотна.

9. Поперечные профили земляного полотна на косогоре.

10. Система сооружений и мероприятия по поверхностному водоотводу.

11. Определение расхода талых вод.

12. Определение расхода от ливневых вод.

13. Определение расхода  вод с учётом аккумуляции.

14. Гидравлический расчёт канав, кюветов.

15. Укрепительные работы у искусственных сооружений.

16. Перехват и понижение  уровня грунтовых вод.

17. Система сооружений подземного водоотвода – дренажи, дренажные воронки,

18. Система сооружений подземного водоотвода – прорези, прослойки.

19. Максимальные расходы ливневого стока.

20. Источники увлажнения земляного полотна.

21. Расположение грунтов в земляном полотне и требования к степени уплотнения.

22. Максимальные расходы снегового стока.

23. Классификация сооружений дорожного водоотвода.

24. Расчет и проектирование канав.

 
25. Расстояние видимости поверхности дороги и встречного автомобиля.

26. Расстояние видимости при обгоне.

27. Виды деформаций земляного полотна.

28. Боковая видимость.

29. Устойчивость земляного полотна на косогорах.

30. Максимальный расход ливневого стока.

31. Источники увлажнения. Уравнение водного баланса земполотна.

32. Максимальный расход снегового стока.

33. Расчет трубы.

34. Расчет моста.

Задания:

1. Определить  конструкцию дорожной одежды  для автомобильной дороги  III технической категории, проходящей  в  …  области (республике).  

2. Определение конструкции дорожной одежды, назначение толщины слоя, расчет конструкции дорожной одежды по упругому прогибу

3. Выполнить схему кювета, канавы.

4. Определить гидравлические элементы потока: площадь живого сечения, смоченный периметр, гидравлический радиус, коэффициент гидравлической шероховатости, скоростную характеристику, скорость потока, расход, который может пропустить кювет и уклон дна канавы.

5. Определить  размеры  и среднюю скорость течения в водоотводной канаве.

6. Определить  расход  воды, который может пропустить канава.

7. Определить  уклон, который нужно придать дну канавы.

8. Определить бытовую  глубину  и бытовую  скорость в естественном водотоке.

9. Определить расход воды в водоотводной канаве треугольного поперечного сечения.

10. Определить расход воды в водоотводной канаве трапецеидального поперечного сечения.

11. Определить длину малого моста.

12. Определить длину  трубы.

13. Рассчитать конструкции (два варианта) дорожных одежд по модулям упругости с определением толщины дополнительного слоя основания.

14. Определить устойчивость на сдвиг дорожной одежды в подстилающем грунте земляного полотна и песчаном слое основания.

15. Определить сопротивление при изгибе асфальтобетонного покрытия.

16. Определить морозоустойчивость дорожной одежды.

17. Определить объём дорожно-строительных материалов для устройства дорожной одежды.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Курсовой проект «Основы проектирования автомобильных дорог».

 
Задание на выполнение курсового проекта выдается индивидуально каждому студенту.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Жуков, В. И. Изыскания и проектирование автомобильных дорог в сложных условиях: учебное пособие / В. И. Жуков, Т. В. Гавриленко. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. - 122 с. - ISBN 978-5-7638-4083-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1818712 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 2. Антонов, Н.М., Проектирование и разбивка вертикальных кривых на автомобильных дорогах (описание и таблицы): справочное издание / Н.М. Антонов, Н.А. Боровков, Н.Н. Бычков, Ю.Н. Фриц. - Москва : Транспортная компания, 2018. - 200 с. - ISBN 978-5-4365-2328-6. - URL:https://book.ru/book/930088 (дата обращения: 18.01.2022). - Текст: электронный. 3. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2ч. Ч.1. План, земляное полотно: Уч.пос. / П.В. Шведовский, В.В.Лукша, Н.В.Чумичева - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2016. - 445 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (п) ISBN 978-5-16-011448-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/525246. 4. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. В 2 ч. Ч. 2. Обустройство автомагистралей : учеб.  пособие / П.В. Шведовский, В.В. Лукша, Н.В. Чумичева. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2019. — 340 с. - (Высшее образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012921 5. Красильщиков, И.М. Проектирование автомобильных дорог: учебное пособие / Красильщиков И.М., Елизаров Л.В. - Москва : КноРус, 2017. - 215 с. - ISBN 978-5-4365-1570-0. - URL: https://book.ru/book/926839 (дата обращения: 18.01.2022). - Текст : электронный. 6. Шведовский, П. В. Изыскания и проектирование автомобильных дорог : учебное пособие / П. В. Шведовский, Д. Н. Клебанюк. - Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. - 616 с. - ISBN 978-5-9729-0709-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836139 (дата обращения: 18.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 7. Основы инженерно-экологических изысканий : учеб.  пособие / О.Г. Савичев, Е.Ю. Пасечник; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2018. - 79 с. - ISBN 978-5-4387-0798-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043854 8. Величко Г.В. Проектирование горных дорог с использованием программного комплекса CREDO III: Учеб. пособие / Г.В. Величко, В.И, Пуркин, В.В. Филиппов. - МАДИ (ГТУ), М., 2009. - 77с. 9. Дорожные переходы через водотоки: Учебное пособие / Федотов Г. А., Наумов Г. Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006074-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/361167 10. Инженерные изыскания в строительстве. Инженерная геология и геоэкология: учебное пособие / П. И. Кашперюк, Е. В. Манина, Т. Г. Макеева, А. Н. Юлии. - Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. - 152 с. - ISBN 978-5-9729-0601-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1836163 (дата обращения: 17.01.2022). – Режим доступа: по подписке. б) дополнительная литература: 1. СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84* (с Изменением N 1)» 2. СП 42.13330.2010 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 3. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги.  Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», 2012. 4. СП 33-101-2003   «Определение основных расчетных гидрологических характеристик». 5. СП 78.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная  версия  СНиП 3.06.03
 
-85», 2012. 1. Земляное полотно автомобильных дорог общего пользования. Типовые материалы для проектирования 503-0-48.87.- М.: Министерство транспортного строительства, 1987 –  49 с. 2. Каменев С.В. Строительство автомобильных дорог и аэродромов. Учебное пособие.: ИД «Ин-Фолио», 2010. – 384 с. 3. ОДМ 218.2.013-2011 «Методическими рекомендациями по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам» 4. ПНСТ 542-2021 «Проектирование нежестких дорожных одежд». – М. ФГУП “Информавтодор”, 2021. 5. ОДН 218.5-016-2002 Оценка воздействия автомобильной дороги на окружающую среду – 27 с. 6. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне. Типовые материалы для проектирования. ТМП 503-051.89. М.: Министерство транспортного строительства. 1989. – 78 с. 7. Погодина Л.В. Инженерные сети, инженерная подготовка и оборудование территорий, зданий и стройплощадок: учебник/ Погодина Л.В. – М.: «Дашков и К», 2010. -  476 с. 8. Садило М.В. Автомобильные дороги: строительство и эксплуатация. Учеб. пособие / Садило М.В., Садило Р.В. Ростов: Феникс,  2011. – 367 с. 9. СН 467-74 «Нормы отвода земель для автомобильных дорог». 10. СП 131.13330.2012 «Строительная климатология (актуализированная редакция СНиП 23-01-99*»). 11. СП 20.13330-2011 «Нагрузки и воздействия». 2011г. 12. СП 33-101-2003 «Определение основных расчетных гидрологических характеристик»,  разработан Государственным гидрологическим институтом (ГГИ) Росгидромета.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в

 
глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
старший преподаватель СДиИЭ,  Вязова Е.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .