ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный/ письменный опрос ;Отчет по курсовой работе .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Цели, задачи и полномочия органов власти и управления Российской Федерации в области
ОБДД на федеральном, региональном и местном уровнях. Структура системы управления
обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федераци. Факторы,
причины и условия, влияющие на структуру, состояние и динамику аварийности на
автомобильном транспорте (АТ). Правовые, организационные и технические методы
повышения безопасности участников дорожного движения
Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру и состояние аварийности по
вине участников дорожного движения. Структура, состояние и динамика аварийности по
вине водителей транспортных средств различных типов с учѐтом возраста, стажа водителей.
Структура, состояние и динамика аварийности по вине пешеходов различных возрастных и
социальных групп. Детский дорожно-транспортный травматизм . Государственная политика
в области повышения безопасности участников дорожного движения. Обучение населения
правилам безопасного поведения на дорогах. Методы, методики и практика. Деятельность
органов власти и управления всех уровней по повышению безопасности детей в дорожном
движении, используемые методы и практический. Задачи, основные функции и полномочия
органов власти и управления всех уровней по обеспечению и поддержанию необходимого
уровня здоровья водителей транспортных средств. Правовые, организационные и
технические методы. Субъекты и методы контроля за соблюдением установленных
требований. Задачи, основные функции и полномочия органов власти и управления всех
уровней по обеспечению необходимого уровня квалификации водителей
автомототранспортных средств (АМТС). Основные требования к кандидатам в водители и
порядок выдачи водителям документов на право управления транспортным средством.
Основные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по
повышению квалификации водителей и выполнению ими норм в области БДД. Субъекты и
методы контроля за соблюдением установленных требований. Задачи, основные функции и
полномочия органов власти и управления по обеспечению безопасности перевозок
пассажиров и грузов. Основные требования по обеспечению БДД владельцами транспортных
средств, при осуществлении перевозок пассажиров и грузов. Дополнительные требования по
обеспечению БДД при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов
автомобильным транспортом. Субъекты, порядок и методы контроля за исполнением
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований и норм по
обеспечению БДД при эксплуатации транспортных средств. Правоприменительная
деятельность органов контроля и надзора, нормы ответственности за нарушение
установленных требований
Государственная политика в области обеспечения БДД при его организации. Задачи,
основные функции и полномочия органов власти и управления всех уровней по организации
и регулированию дорожного движения. Основные требования, субъекты и объекты
управления, порядок и методы контроля за обеспечением требований безопасности при
организации дорожного движения. Правоприменительная деятельность и нормы
ответственности за нарушение установленных требований и ПДД . Правила регистрации и
учѐта дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Выявление факторов, условий и причин
их возникновения. Порядок сбора, обработки, передачи, накопления и анализа информации
на различных уровнях управления. Государственная политика в области обеспечения
спасения пострадавших при ДТП и оказания им медицинской помощи. Задачи, основные
функции
и полномочия органов власти и управления всех уровней по спасению и оказанию
медицинской и другой помощи пострадавшим в ДТП. Основные требования к организации и
порядку осуществления работ по спасению пострадавших при ДТП и оказанию им
медицинской помощи.
Основные факторы, причины и условия, влияющие на структуру, состояние и динамику
аварийности из-за недостатков конструкции и неудовлетворительного технического
состояния автомототранспорта с учѐтом видов ДТП. Состояния дорожного покрытия, плана
и профиля дорог и видов технических неисправностей АМТС. Государственная политика в
области повышения безопасности конструкции и технического состояния АМТС. Задачи,
основные функции и полномочия органов власти и управления всех уровней в области
обеспечения безопасности конструкции АМТС. Принципы и процедуры технического
регулирования выполнения требований безопасности при производстве, реализации и ввозе
из-за рубежа продукции автомобилестроения, оборудования, материалов, а также при
ремонте автотранспортных средств. Субъекты, порядок и методы контроля за соблюдением
требований безопасности к конструкции АМТС при производстве, реализации, ввозе из-за
рубежа и их эксплуатации. Правоприменительная деятельность и ответственность за
нарушение установленных требований. Субъекты, порядок и методы контроля за
исполнением юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями
требований безопасности к техническому состоянию АМТС. Правоприменительная
деятельность органов контроля и надзора нормы ответственности за нарушение
установленных требований к техническому состоянию транспортных средств
Тяговая динамичность. Требования БДД к тяговой динамичности автомобиля. Тормозная динамичность. Требования БДД к тормозной системе автомобиля. Нормирование и оценка тормозной динамичности. Измерители и показатели тормозной динамичности. Надежность и эффективность различных типов тормозных систем.
Внешняя и внутренняя ПБ. Свойства и измерители ПБ. Требования БДД к пассивной безопасности автомобиля. Нормирование пассивной безопасности. Пути повышения пассивной безопасности автомобиля.
Эвакуация человека из автомобиля после ДТП.
Пожарная безопасность автомобиля. Оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Влияние технического состояния автомобиля на послеаварийную безопасность. Пути повешения послеаварийной. безопасности автомобиля.
Влияние автомобилей на степень загрязнения и отравления атмосферы выхлопными газами. Требования, предъявляемые к отработавшим газам ДВС по предельно допустимым концен трациям вредных веществ, методика испытаний автомобилей на токсичность выхлопа. Классификация шумов, воздействующих на человека. Теле- и радиопомехи от автомобиля. Пути совершенствования экологической безопасности (ЭБ).
Функциональная безопасность транспортных средств для пассажирских перевозок и автомобилей с альтернативными видами топлива.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен решать профессиональные задачи за счет эффективной организации в управлении транспортным комплексом
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен формулировать цели и задачи для решения проблем профессиональной сферы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен применять технические и технологические методы в области организации и управления на транспортном комплексе
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации.
2. Наиболее отрицательные факторы, обусловленные автомобилизацией.
3. Материальный ущерб от ДТП в экономически развитых странах.
4. Цели и задачи дисциплины «Безопасность транспортных средств».
5. Свойства, входящие в активную безопасность транспортного средства.
6. Что такое внешняя и внутренняя пассивная безопасность автомобиля?
7. Что представляют собой сопутствующие факторы?
8. Основные компоненты системы ЧАДС.
9. Наиболее слабое звено структурной схемы ЧАДС.
10. Перечень основных причин аварийности.
11. Отличия понятия лицензия и лицензирование.
12. Виды перевозок подлежащие лицензированию.
13. Перечислите документы, которые должен представить соискатель лицензии.
14. Негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации.
15. Наиболее отрицательные факторы, обусловленные автомобилизацией.
16. Материальный ущерб от ДТП в экономически развитых странах.
17. Цели и задачи дисциплины «Безопасность транспортных средств».
18. Свойства, входящие в активную безопасность транспортного средства.
19. Что такое внешняя и внутренняя пассивная безопасность автомобиля?
20. Что представляют собой сопутствующие факторы?
21. Основные компоненты системы ЧАДС.
22. Негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации.
23. Наиболее отрицательные факторы, обусловленные автомобилизацией.
24. Материальный ущерб от ДТП в экономически развитых странах.
25. Цели и задачи дисциплины «Безопасность транспортных средств».
26. Свойства, входящие в активную безопасность транспортного средства.
27. Что такое внешняя и внутренняя пассивная безопасность автомобиля?
28. Что представляют собой сопутствующие факторы?
30. Наиболее слабое звено структурной схемы ЧАДС.
31. Перечень основных причин аварийности.
32. Отличия понятия лицензия и лицензирование.
33. Виды перевозок подлежащие лицензированию.
34. Перечислите документы, которые должен представить соискатель лицензии.
35. Ответственность за нарушение лицензируемой деятельности.
36. Цели сертификации транспортных средств.
37. Объекты сертификации на автомобильном транспорте.
38. Причины неправильной оценки риска в конфликтной ситуации.
39. Свойства, определяющие активную безопасность автомобиля.
40. Наиболее распространѐнный и объективный показатель аварийности.
41. Коридор движения транспортного средства.
42. Служебное и экстренное торможение.
43. Остановочный путь автомобиля.
44. Основные требования к тормозной системе при нормальных условиях эксплуатации.
45. Специальные требования к тормозным системам транспортных средств категорий M и N.
46. Распределения действия каждой тормозной системы между колесами одной и той же оси.
47. Специальные требования к тормозным системам ТС категории О.
48. Специальные требования к тормозным системам ТС, оборудованных ABS.
49. Расчет эффективности торможения автопоезда в ходе испытаний типа 0.
50. Смысл тормозного пути.
51. Условия проведения дорожных испытаний.
52. Особенности реальных коэффициентов сцепления и торможения для передней и задней осей автомобиля.
53. Пределы поддерживания давление в пневматической управляющей магистрали.
54. Значения скоростей проведения испытаний типа 0 с подсоединѐнным двигателем в % от минимальной и максимальной скорости.
55. Особенности проведения испытаний типа I в режиме прерывистого торможения.
56. Параметры проведения испытаний типа II на затяжных спусках.
57. Общие требования к тормозным колодкам.
58. Основные факторы тягово-скоростных свойств автомобиля.
59. Тяговый и мощностной баланс автомобиля.
60. Показатели приѐмистости у современных легковых автомобилей, автобусов, грузовых и автопоездов.
61. Схема обгона «с ожиданием».
62. Величина резерва безопасности при незавершѐнном обгоне.
63. Нормативные требования к тяговой динамике.
64. Критерии оценки управляемости транспортного средства.
65. Виды поворачиваемости в зависимости от углов увода колёс передней и задней оси.
66. Свойства стабилизации управляемых колёс.
67. Причины возникновения автоколебания управляемых колёс (шимми).
68. Факторы, влияющие на критическую скорость автомобиля на повороте.
69. Условия проведения испытаний «усилие на рулевом колесе».
70. Требования к реакции автомобиля на поворот рулевого колеса.
71. Характеристика дрейфа автомобиля.
72. Характеристика крена транспортного средства.
73. На каких дорогах получают значения показателей устойчивости управления ТС в эксплуатационных режимах движения.
74. При каких манѐврах оцениваются показатели устойчивости управления ТС в критических режимах движения.
75. Требования к шинам, регламентируемые предписаниями Правил.
76. Технические требования Правил №108 ЕЭК ООН.
77. Требования к восстановленным шинам и методы их оценки.
78. Маркировка шин с восстановленным протектором.
79. Методика испытаний запасных колѐс ТС.
81. Требования к цветографическим свойствам транспортного средства.
82. Принципиальное различие между европейской и американской системой внешнего освещения.
83. Требования, предъявляемые к световой сигнализации.
84. Принципы закладываемые в основу компоновки приборной панели для оптимизации восприятия внутренней информации.
85. Суть тактильной информативности.
86. Внешняя и внутренняя пассивная безопасность автомобиля.
87. Основные условия испытаний фронтального наезда автомобиля.
88. Требования послеаварийной безопасности к конструкции автомобиля.
89. Сущность экологической безопасности транспортного средства.
90. Негативные аспекты, связанные с эксплуатацией автомобиля.
91. Автомобиль и истребление природных ресурсов.
92. Источники шума и вибрации на автомобиле.
93. Направления решения проблем неблагоприятного воздействия автомобиля на окружающую среду.
94. Периодичность осуществления контроля содержания окиси углерода, NOх и углеводородов.
95. Способы снижения выбросов вредных веществ двигателями.
96. Недостатки и преимущества перевода двигателя на газовое топливо.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тематика курсовых работ
1. Конструктивная безопасность транспортного средства.
2. Показатели активной безопасности транспортного средства.
3. Свойства активной безопасности транспортного средства.
4. Свойства пассивной безопасности транспортного средства.
5. Свойства послеаварийной безопасности транспортного средства.
6. Измерители активной безопасности транспортных средств.
7. Устройство, виды и эксплуатация тормозных систем транспортных средств.
8. Тяговая динамичность безопасности транспортных средств.
9. Компоновочные параметры автомобиля и их влияние на безопасность дорожного
движения.
10. Требования безопасности к конструкции и техническому состоянию автомобиля.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(16 посадочных места).
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.