2024-2025_z23_03_03_АС_24_plx_Электротехника и электрооборудование_Автомобильный сервис
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.22 Электротехника и электрооборудование
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Автомобильный сервис
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)
 
ПК-1.2 Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств
 
ПК-1.3 Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств
ПК-1 
Готов к использованию знания конструкции и элементной базы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли, рабочих процессов, принципов и особенностей работы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 2 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Отчет лабораторной работы;Контрольная работа .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Электротехника и электрооборудование
 
1.1
Цепи постоянного тока. Основные понятия об электрических цепях. Элементы электрических цепей и их параметры. Основные законы теории электрических цепей (Обобщенный закон Ома. Законы Кирхгофа). Эквивалентные преобразования. Методы расчета сложных цепей постоянного тока. Применение законов Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. Энергетический баланс в электрических цепях.
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.2
Анализ линейных электрических цепей синусоидального тока. Электрические церии однофазного синусоидального тока. Комплексный метод расчета форме. Закон Ома для цепи синусоидального тока. Векторные и топографические диаграммы. Активная, реактивная и полная мощности. Коэффициент мощности. Резонансные явления в электрических цепях. Коэффициент мощности установок.
1
0
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.3
Трехфазные цепи. Основные понятия о многофазных цепях переменного тока. Способы соединение источника и приемника в трехфазных цепях. Расчет симметричных и несимметричных режимов работы. Измерение мощности в трехфазных цепях. Векторные диаграммы в различных режимах работы приемников трехфазной цепи. Мощности приемников при любом роде нагрузки
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.4
Трансформаторы. Электрические машины постоянного и переменного токов. Программа дисциплины "Электротехника, электроника и электрооборудование механизмов и машин"; 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов". Страница 5 из 21. Основные сведения о трансформаторах. Устройство и принцип действия. Режимы работы. Параметры трансформаторов. КПД трансформатора. Назначение. Конструкция и принцип действия электрических машин постоянного и переменного токов. Характеристики машин. Получение вращающегося магнитного поля Пуск в ход и регулирование частоты вращения двигателя
1
0
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.5
Электронно-дырочный переход. Общие понятия о полупроводниках. Типы проводимостей полупроводников. Токи в полупроводниках. Принцип действия электронно-дырочного перехода. Прямое и обратное смещения электронно-дырочного перехода. Контактная разность потенциалов, емкость электронно-дырочного перехода. Полупроводниковые диоды.
0
0
0
6
6
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.6
Биполярные, полевые транзисторы. Принцип действия биполярного и полевого транзисторов. Режимы работы. Схемы включения. Параметры схемы замещения транзистора. Особенности работы полевых транзисторов. Характеристики биполярных и полевых транзисторов.Коэффициенты передачи по току Определение параметров биполярных транзисторов.
0
0
0
6
6
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.7
Аккумуляторные батареи автомобилей. Назначение и устройство стартерных аккумуляторных батарей. Основные параметры , факторы влияющие на емкость аккумуляторных батарей. Характеристики заряда и разряда аккумуляторных батарей. Емкость заряда,способы заряда и правила приготовления электролита аккумуляторных батарей. Основные неисправности и методы диагностирования аккумуляторных батарей.
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.8
Генераторные установки автомобилей. Назначение, устройство и принцип действия автомобильных генераторов. Характеристики генераторов. Бесконтактные генераторы с электромагнитным возбуждением.Основы процесса автоматического регулирования напряжения в бортовой сети автомобиля. Типы и схемы регуляторов напряжения. Проверка технического состояния генераторов и реле регуляторов. Основные неисправности системы электроснабжения и методы и устранения.
0
0
0
6
6
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.9
Электростартеры и системы пуска. Назначение, устройство и принцип действия автомобильных стартеров. Назначение и структурная схема системы пуска. Основные характеристики аккумуляторных батарей в режиме пуска. Особенности стартерных электродвигателей. Схемы двигателей с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя.
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.10
Системы зажигания автомобилей. Назначение, устройство и структурная схема системы зажигания. Классификация батарейных систем зажигания. Принцип действия классической системы зажигания. Контактно - транзисторная, бесконтактно - транзисторная система зажигания, электронная система зажигания. Конструкции аппаратов зажигания. Маркировка свечей и тепловая характеристика. Диагностирование систем зажигания.
0
0
0
2
2
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.11
Контрольно-измерительные приборы. Контрольно-измерительные приборы. Приборы измерения давления и разрежения. Приборы измерения температуры, уровня топлива. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Спидометры и тахометры. Устройство, назначение и принцип действия. Бортовая система контроля. Маршрутные компьютеры
0
0
0
2,25
2,25
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.12
Системы освещения и сигнализации. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации. Классификация систем освещения. Классификация современных головных фар. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик. Коммутационная аппаратура системы освещения и световой сигнализации. Методы диагностирования систем освещения и сигнализации.
0
0
0
2
7,75
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
Всего часов:
2
4
0
60,25
72
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Организация государственного учёта и контроля технического состояния автотранспортных средств
 
Бортовые компьютерные системы автомобилей
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
 
Преддипломная практика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Теплотехника
 
Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий
 
Силовые агрегаты
 
Типаж и эксплуатация гаражного оборудования
 
Техническая эксплуатация ходовой части и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
 
Особенности технического сервиса коммерческого транспорта
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)
 
ПК-1.2 Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств
 
ПК-1.3 Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств
ПК-1 
Готов к использованию знания конструкции и элементной базы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли, рабочих процессов, принципов и особенностей работы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
6
1
72
8
60,25
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
2
2
2
Лабораторные занятия (Лаб)
4
1
4
4
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,75
1,75
Другие виды самостоятельной работы
60,25
60,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
72
72
Общая трудоемкость, З.Е.
2
2
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Электротехника и электрооборудование
 
1.1
Цепи постоянного тока. Основные понятия об электрических цепях. Элементы электрических цепей и их параметры. Основные законы теории электрических цепей (Обобщенный закон Ома. Законы Кирхгофа). Эквивалентные преобразования. Методы расчета сложных цепей постоянного тока. Применение законов Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод узловых потенциалов. Энергетический баланс в электрических цепях.
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.2
Анализ линейных электрических цепей синусоидального тока. Электрические церии однофазного синусоидального тока. Комплексный метод расчета форме. Закон Ома для цепи синусоидального тока. Векторные и топографические диаграммы. Активная, реактивная и полная мощности. Коэффициент мощности. Резонансные явления в электрических цепях. Коэффициент мощности установок.
1
0
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.3
Трехфазные цепи. Основные понятия о многофазных цепях переменного тока. Способы соединение источника и приемника в трехфазных цепях. Расчет симметричных и несимметричных режимов работы. Измерение мощности в трехфазных цепях. Векторные диаграммы в различных режимах работы приемников трехфазной цепи. Мощности приемников при любом роде нагрузки
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.4
Трансформаторы. Электрические машины постоянного и переменного токов. Программа дисциплины "Электротехника, электроника и электрооборудование механизмов и машин"; 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов". Страница 5 из 21. Основные сведения о трансформаторах. Устройство и принцип действия. Режимы работы. Параметры трансформаторов. КПД трансформатора. Назначение. Конструкция и принцип действия электрических машин постоянного и переменного токов. Характеристики машин. Получение вращающегося магнитного поля Пуск в ход и регулирование частоты вращения двигателя
1
0
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.5
Электронно-дырочный переход. Общие понятия о полупроводниках. Типы проводимостей полупроводников. Токи в полупроводниках. Принцип действия электронно-дырочного перехода. Прямое и обратное смещения электронно-дырочного перехода. Контактная разность потенциалов, емкость электронно-дырочного перехода. Полупроводниковые диоды.
0
0
0
6
6
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.6
Биполярные, полевые транзисторы. Принцип действия биполярного и полевого транзисторов. Режимы работы. Схемы включения. Параметры схемы замещения транзистора. Особенности работы полевых транзисторов. Характеристики биполярных и полевых транзисторов.Коэффициенты передачи по току Определение параметров биполярных транзисторов.
0
0
0
6
6
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.7
Аккумуляторные батареи автомобилей. Назначение и устройство стартерных аккумуляторных батарей. Основные параметры , факторы влияющие на емкость аккумуляторных батарей. Характеристики заряда и разряда аккумуляторных батарей. Емкость заряда,способы заряда и правила приготовления электролита аккумуляторных батарей. Основные неисправности и методы диагностирования аккумуляторных батарей.
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.8
Генераторные установки автомобилей. Назначение, устройство и принцип действия автомобильных генераторов. Характеристики генераторов. Бесконтактные генераторы с электромагнитным возбуждением.Основы процесса автоматического регулирования напряжения в бортовой сети автомобиля. Типы и схемы регуляторов напряжения. Проверка технического состояния генераторов и реле регуляторов. Основные неисправности системы электроснабжения и методы и устранения.
0
0
0
6
6
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.9
Электростартеры и системы пуска. Назначение, устройство и принцип действия автомобильных стартеров. Назначение и структурная схема системы пуска. Основные характеристики аккумуляторных батарей в режиме пуска. Особенности стартерных электродвигателей. Схемы двигателей с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя.
0
1
0
6
7
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.10
Системы зажигания автомобилей. Назначение, устройство и структурная схема системы зажигания. Классификация батарейных систем зажигания. Принцип действия классической системы зажигания. Контактно - транзисторная, бесконтактно - транзисторная система зажигания, электронная система зажигания. Конструкции аппаратов зажигания. Маркировка свечей и тепловая характеристика. Диагностирование систем зажигания.
0
0
0
2
2
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.11
Контрольно-измерительные приборы. Контрольно-измерительные приборы. Приборы измерения давления и разрежения. Приборы измерения температуры, уровня топлива. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Спидометры и тахометры. Устройство, назначение и принцип действия. Бортовая система контроля. Маршрутные компьютеры
0
0
0
2,25
2,25
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
1.12
Системы освещения и сигнализации. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации. Классификация систем освещения. Классификация современных головных фар. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик. Коммутационная аппаратура системы освещения и световой сигнализации. Методы диагностирования систем освещения и сигнализации.
0
0
0
2
7,75
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
 
Всего часов:
2
4
0
60,25
72
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Анализ линейных электрических цепей синусоидального тока. Электрические церии однофазного синусоидального тока. Комплексный метод расчета форме. Закон Ома для цепи синусоидального тока. Векторные и топографические диаграммы. Активная, реактивная и полная мощности. Коэффициент мощности. Резонансные явления в электрических цепях. Коэффициент мощности установок.

Анализ линейных электрических цепей синусоидального тока.

 
Трансформаторы. Электрические машины постоянного и переменного токов. Программа дисциплины "Электротехника, электроника и электрооборудование механизмов и машин"; 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов". Страница 5 из 21. Основные сведения о трансформаторах. Устройство и принцип действия. Режимы работы. Параметры трансформаторов. КПД трансформатора. Назначение. Конструкция и принцип действия электрических машин постоянного и переменного токов. Характеристики машин. Получение вращающегося магнитного поля Пуск в ход и регулирование частоты вращения двигателя

Трансформаторы. Электрические машины постоянного и переменного токов.

 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Цепи постоянного тока.
1
УО,Отчет
0
 
2
Трехфазные цепи.
1
Отчет,УО
0
 
3
Аккумуляторные батареи автомобилей.
1
УО,Отчет
0
 
4
Электростартеры и системы пуска.
1
УО,Отчет
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Отчет лабораторной работы
Отчет
 
3
Контрольная работа
К
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-1 
Готов к использованию знания конструкции и элементной базы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли, рабочих процессов, принципов и особенностей работы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Готов к использованию знания конструкции и элементной базы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли, рабочих процессов, принципов и особенностей работы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Особенности технического сервиса коммерческого транспорта
x
Зачет
Техническая эксплуатация ходовой части и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
x
Зачет
 
Системы и технологии организации услуг в автомобильном сервисе
x
x
Зачет,Экзамен,Курсовая работа
Типаж и эксплуатация гаражного оборудования
x
Зачет
Проектная деятельность
x
x
Зачет,Экзамен
Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Теплотехника
x
Экзамен,Курсовая работа
Силовые агрегаты
x
Экзамен,Курсовой проект
Электротехника и электрооборудование
x
Зачет
Основы расчёта конструкций транспортно-технологических машин и комплексов
x
Экзамен,Курсовой проект
Организация государственного учёта и контроля технического состояния автотранспортных средств
x
Экзамен
Бортовые компьютерные системы автомобилей
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы автомобильного спорта
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Готов к использованию знания конструкции и элементной базы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли, рабочих процессов, принципов и особенностей работы транспортных и транспортно?технологических машин отрасли
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
 
(модулю).

Вопросы к зачету:

1. Классификация электрооборудования автомобилей. Условия эксплуатации электрооборудования.  

2. Основные технические требования. Номинальные параметры. Условные обозначения изделий

электрооборудования.  

3. Назначение, условии эксплуатации аккумуляторных батарей. Требования к стартерным аккумуляторным

батареям.  

4. Принцип работы свинцового аккумулятора.  

5. Устройство и конструктивные схемы аккумуляторных батарей. Электроды. Сепараторы. Моноблоки. Крышки.

Пробки. Межэлементные перемычки. Выводы. Детали крепления и переносные устройства. Необслуживаемые

батареи.  

6. Характеристики АБ.  

7. Характеристики ЭДС. Напряжения. Внутреннее сопротивление. Коэффициент отдачи ВАХ. Емкость.  

8. Энергия АБ. Мощность. Степень разреженности.  

9. Саморазряд батарей. Типы и условные обозначения стартерных батарей.  

Программа дисциплины "Электротехника, электроника и электрооборудование механизмов и машин"; 23.03.03 "Эксплуатация

транспортно-технологических машин и комплексов".

Страница 13 из 21.

10. Методы заряда АБ. Срок службы батарей.  

11. Эксплуатация стартерных АБ. Размещение батарей на автомобилях.  

12. Эксплуатация АБ при низких и высоких температурах. Режимы работы АБ на автомобилях.  

13. Транспортировка. Хранение АБ. Подготовка АБ к эксплуатации. Уход за батареями в эксплуатации.  

14. Приготовление электролита. Приборы для измерения плотности электролита и оценка технического

состояния.  

15. Генераторные установки. Назначение, устройства.  

16. Принцип действия вентильного, индукторного генератора.  

17. Принцип действия бесщеточного вентильного генератора.  

18. Выпрямление переменного тока. Схемы выпрямителей. Характеристики вентильных генераторов.  

19. Схемы генераторных установок с различными генераторами.  

20. Регуляторы напряжения. Устройства, схемы и принцип действия вибрационного, контактно-транзисторного

регулятора напряжений.  

21. Регуляторы напряжения. Устройства, схемы и принцип действия электронного регулятора напряжений.  

22. Интегральные регуляторы напряжения.  

23. Тиристорный регулятор напряжения.  

Техническое обслуживание генераторных установок.  

24. Назначение электрических стартеров. Структурная схема электростартерной пусковой системы.  

25. Требования к электрическим стартерам. Классификация электрических стартеров.  

26. Электростартеры. Пусковые качества и системы пуска автомобильных двигателей.  

27. Пусковые характеристики двигателей. Система электростартерного пуска.  

28. Особенности работы электростартеров и требования к ним.  

29. Устройство электростартеров. Корпус. Полюса. Обмотка возбуждения. Якорь. Коллекторы. Щетка.

 
Щеткодержатели. Крышки подшипников.  

30. Тяговые электромагнитные реле электростартеров. Механизмы привода стартеров.  

31. Крепление стартеров на двигателях. Стартеры с дополнительными встроенными редукторами и постоянными

магнитами.  

32. Характеристики электростартеров. Рабочая характеристика стартерного электродвигателя с

последовательным возбуждением.  

33. Механические характеристики. Схемы управления электростартером.  

34. Система стоп старта. Правила эксплуатации и техническое обслуживание эл. стартеров. Регулирование

стартеров.  

35. Устройства для облегчения пуска двигателей при низких температурах.  

36. Свечи накаливания и подогрева воздуха. Электрофакаленные поднагреватели воздуха.  

37. Электромагнитная мощность. Потери мощности и кпд стартерных электродвигателей.  

38. Уравнение скоростной характеристики при последовательном возбуждении.  

39. Системы зажигания. Назначение и принцип действия контактной системы зажигания.  

40. Системы зажигания. Назначение и принцип действия Контактно-транзисторная система зажигания.  

41. Электронная система зажигания. Бесконтактная система зажигания с нерегулируемым и регулируемым

временем накопления энергии.  

42. Микропроцессорная система зажигания.  

43. Элементы систем зажигания. Катушка зажигания.  

44. Распределители зажигания. Свечи зажигания. Высоковольтные провода. Применяемость элементов систем

зажигания.  

45. Особенности протекания электромагнитных процессов в транзисторной системе зажигания.  

46. Определение электромагнитных параметров катушки зажигания.  

47. Назначение и классификация световых приборов.  

48. Международная система обозначений световых приборов. Лампы световых приборов.  

49. Фары головного освещения. Блок-фары. Прожекторы. Параметры пароболоидного отражателя.  

50. Экраны для проверки фар европейской асимметричной системы.  

51. Противотуманные фары и фонари. Приборы световой сигнализации.  

52. Габаритные стояночные фары. Указатели поворота. Сигнал торможения.  

53. Фары освещения номерного знака и заднего хода. Опознавательные знаки. Фонарь преимущественного

проезда.  

54. Световозвращатели. Блоки фонарей.  

55. Приборы внутреннего освещения и сигнализаторы.  

56. Звуковые сигналы. Устройство. Принцип действия. Схемы управления.  

57. Коммутационная и защитная аппаратура.  

58. Автомобильные провода и способы защиты от аварийных режимов. Потеря напряжения в электрических сетях

автомобиля.  

59. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей. Принципиальная типовая электрическая

схема системы электроснабжения для легковых автомобилей с карбюраторными двигателями.

60. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей. Принципиальная типовая электрическая

схема системы электроснабжения грузовых автомобилей с дизельным двигателем.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

 
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Перечень тем для контрольных работ:

1. Энергетический баланс в электрических цепях постоянного тока.  

2. Метод контурных токов.  

3. Метод узловых потенциалов  

4. Закон Ома для цепи синусоидального тока. Комплексные сопротивление, проводимость.  

5. Индуктивность в цепи синусоидального тока.  

6. Конденсатор в цепи синусоидального тока.  

7. Последовательное соединением R,L, C элементов.  

8. Резонанс в цепи с параллельным соединением R,L, C элементов.  

9. Резонанс в цепи с последовательным соединением R,L, C элементов.  

10. Активная, реактивная и полная мощности однофазной цепи. Коэффициент мощности.  

11. Компенсация сдвига фаз.  

12. Трехфазные цепи. Порядок чередования фаз. Симметричная нагрузка.  

13. Соединение "треугольник-треугольник". Симметричный режим работы.  

14. Симметричный режим работы трехфазной цепи (соединение "звезда-звезда").  

15. Измерение мощности в трехфазных цепях.  

16. Переходные процессы в линейных электрических цепях. Законы коммутации. Начальные условия.  

17. Классический метод расчета ПП  

18. Включение цепи R, L на постоянное напряжение.  

19. Включение цепи R, С на постоянное напряжение.  

20. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора.  

21. Холостой ход трансформатора.  

22.Определение параметров схемы замещения трансформатора.  

23.КПД трансформатора.  

24.Устройство и принцип действия двигателя постоянного тока.  

25. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя  

26.Электронно-дырочный переход (свойства, ВАХ, процессы при прямом и обратном включениях р-п-перехода).  

27. Классификация и ВАХ диодов.  

28.Виды пробоев p-n перехода.  

29.Принцип действия биполярного транзистора.  

30.Входные и выходные характеристики биполярного транзистора и h-параметры.  

31. Принцип действия полевого транзистора с управляющим p-n переходом.  

32.Усилители. Усилитель на биполярном транзисторе по схеме с ОБ, ОЭ, ОК.  

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Комиссаров Ю. А. Общая электротехника и электроника : учебник / Ю. А. Комиссаров, Г. И. Бабокин, П. Д. Саркисова ; под ред. П. Д. Саркисова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 479 с. 2. Набоких В. А. Диагностика электрооборудования автомобилей и тракторов : учебное пособие / В.А. Набоких. - 2-е изд. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 287 с. 3. Душин А. Н. Электротехника и электроника. Электроника : учебное пособие / А. Н. Душин, М. С. Анисимова, И. С. Попова. - Москва : МИСИС, 2012. - 107 с. 4. Марченко А. Л. Электротехника и электроника: учебник. В 2 томах. Том 1: Электротехника / А.Л. Марченко, Ю.Ф. Опадчий - Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 574 с. б) дополнительная литература: 1. Блохин А. В. Электротехника: учебное пособие / А.В. Блохин. - 2-е изд., стер. - Москва :Флинта, 2018. - 184 с.: 2. Родин А. В. Электрооборудование и ЭСУД бюджетных легковых автомобилей: практическое пособие / А.В. Родин - Москва :СОЛОН-Пр., 2015. - 112 с. 3. Туревский И. С. Электрооборудование автомобилей : учебное пособие / И.С. Туревский. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. - 368 с. -
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Лань https://e.lanbook.com
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. Book.ru
 
4. Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
2
426
Учебная мебель: стол – 9 шт., стул офисный – 11 шт., компьютерное кресло –10 шт., стол однотумбовый – 2 шт., шкаф – 2 шт., шкаф металлический – 1 шт. доска аудиторная трехстворчатая– 1 шт., плакаты – 8 шт

(20 посадочных мест).

Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная –  10 шт., микрометр – 6 шт.,  штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов  – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с

 
ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ТТМиНТТС, к.т.н. Иванов М.Ю.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .