ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Отчет лабораторной работы;Контрольная работа .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Анализ линейных электрических цепей синусоидального тока.
Трансформаторы. Электрические машины постоянного и переменного токов.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)
Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен использовать знания назначения, конструкции, принципа работы и рабочих процессов элементов колесных транспортных средств (агрегатов, узлов, систем и деталей)
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств
Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен использовать знания элементной базы колесных транспортных средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств
Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен использовать знания принципов и особенностей работы колесных транспортных средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к зачету:
1. Классификация электрооборудования автомобилей. Условия эксплуатации электрооборудования.
2. Основные технические требования. Номинальные параметры. Условные обозначения изделий
электрооборудования.
3. Назначение, условии эксплуатации аккумуляторных батарей. Требования к стартерным аккумуляторным
батареям.
4. Принцип работы свинцового аккумулятора.
5. Устройство и конструктивные схемы аккумуляторных батарей. Электроды. Сепараторы. Моноблоки. Крышки.
Пробки. Межэлементные перемычки. Выводы. Детали крепления и переносные устройства. Необслуживаемые
батареи.
6. Характеристики АБ.
7. Характеристики ЭДС. Напряжения. Внутреннее сопротивление. Коэффициент отдачи ВАХ. Емкость.
8. Энергия АБ. Мощность. Степень разреженности.
9. Саморазряд батарей. Типы и условные обозначения стартерных батарей.
Программа дисциплины "Электротехника, электроника и электрооборудование механизмов и машин"; 23.03.03 "Эксплуатация
транспортно-технологических машин и комплексов".
Страница 13 из 21.
10. Методы заряда АБ. Срок службы батарей.
11. Эксплуатация стартерных АБ. Размещение батарей на автомобилях.
12. Эксплуатация АБ при низких и высоких температурах. Режимы работы АБ на автомобилях.
13. Транспортировка. Хранение АБ. Подготовка АБ к эксплуатации. Уход за батареями в эксплуатации.
14. Приготовление электролита. Приборы для измерения плотности электролита и оценка технического
состояния.
15. Генераторные установки. Назначение, устройства.
16. Принцип действия вентильного, индукторного генератора.
17. Принцип действия бесщеточного вентильного генератора.
18. Выпрямление переменного тока. Схемы выпрямителей. Характеристики вентильных генераторов.
19. Схемы генераторных установок с различными генераторами.
20. Регуляторы напряжения. Устройства, схемы и принцип действия вибрационного, контактно-транзисторного
регулятора напряжений.
21. Регуляторы напряжения. Устройства, схемы и принцип действия электронного регулятора напряжений.
22. Интегральные регуляторы напряжения.
23. Тиристорный регулятор напряжения.
Техническое обслуживание генераторных установок.
24. Назначение электрических стартеров. Структурная схема электростартерной пусковой системы.
25. Требования к электрическим стартерам. Классификация электрических стартеров.
26. Электростартеры. Пусковые качества и системы пуска автомобильных двигателей.
27. Пусковые характеристики двигателей. Система электростартерного пуска.
28. Особенности работы электростартеров и требования к ним.
29. Устройство электростартеров. Корпус. Полюса. Обмотка возбуждения. Якорь. Коллекторы. Щетка.
30. Тяговые электромагнитные реле электростартеров. Механизмы привода стартеров.
31. Крепление стартеров на двигателях. Стартеры с дополнительными встроенными редукторами и постоянными
магнитами.
32. Характеристики электростартеров. Рабочая характеристика стартерного электродвигателя с
последовательным возбуждением.
33. Механические характеристики. Схемы управления электростартером.
34. Система стоп старта. Правила эксплуатации и техническое обслуживание эл. стартеров. Регулирование
стартеров.
35. Устройства для облегчения пуска двигателей при низких температурах.
36. Свечи накаливания и подогрева воздуха. Электрофакаленные поднагреватели воздуха.
37. Электромагнитная мощность. Потери мощности и кпд стартерных электродвигателей.
38. Уравнение скоростной характеристики при последовательном возбуждении.
39. Системы зажигания. Назначение и принцип действия контактной системы зажигания.
40. Системы зажигания. Назначение и принцип действия Контактно-транзисторная система зажигания.
41. Электронная система зажигания. Бесконтактная система зажигания с нерегулируемым и регулируемым
временем накопления энергии.
42. Микропроцессорная система зажигания.
43. Элементы систем зажигания. Катушка зажигания.
44. Распределители зажигания. Свечи зажигания. Высоковольтные провода. Применяемость элементов систем
зажигания.
45. Особенности протекания электромагнитных процессов в транзисторной системе зажигания.
46. Определение электромагнитных параметров катушки зажигания.
47. Назначение и классификация световых приборов.
48. Международная система обозначений световых приборов. Лампы световых приборов.
49. Фары головного освещения. Блок-фары. Прожекторы. Параметры пароболоидного отражателя.
50. Экраны для проверки фар европейской асимметричной системы.
51. Противотуманные фары и фонари. Приборы световой сигнализации.
52. Габаритные стояночные фары. Указатели поворота. Сигнал торможения.
53. Фары освещения номерного знака и заднего хода. Опознавательные знаки. Фонарь преимущественного
проезда.
54. Световозвращатели. Блоки фонарей.
55. Приборы внутреннего освещения и сигнализаторы.
56. Звуковые сигналы. Устройство. Принцип действия. Схемы управления.
57. Коммутационная и защитная аппаратура.
58. Автомобильные провода и способы защиты от аварийных режимов. Потеря напряжения в электрических сетях
автомобиля.
59. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей. Принципиальная типовая электрическая
схема системы электроснабжения для легковых автомобилей с карбюраторными двигателями.
60. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей. Принципиальная типовая электрическая
схема системы электроснабжения грузовых автомобилей с дизельным двигателем.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Перечень тем для контрольных работ:
1. Энергетический баланс в электрических цепях постоянного тока.
2. Метод контурных токов.
3. Метод узловых потенциалов
4. Закон Ома для цепи синусоидального тока. Комплексные сопротивление, проводимость.
5. Индуктивность в цепи синусоидального тока.
6. Конденсатор в цепи синусоидального тока.
7. Последовательное соединением R,L, C элементов.
8. Резонанс в цепи с параллельным соединением R,L, C элементов.
9. Резонанс в цепи с последовательным соединением R,L, C элементов.
10. Активная, реактивная и полная мощности однофазной цепи. Коэффициент мощности.
11. Компенсация сдвига фаз.
12. Трехфазные цепи. Порядок чередования фаз. Симметричная нагрузка.
13. Соединение "треугольник-треугольник". Симметричный режим работы.
14. Симметричный режим работы трехфазной цепи (соединение "звезда-звезда").
15. Измерение мощности в трехфазных цепях.
16. Переходные процессы в линейных электрических цепях. Законы коммутации. Начальные условия.
17. Классический метод расчета ПП
18. Включение цепи R, L на постоянное напряжение.
19. Включение цепи R, С на постоянное напряжение.
20. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора.
21. Холостой ход трансформатора.
22.Определение параметров схемы замещения трансформатора.
23.КПД трансформатора.
24.Устройство и принцип действия двигателя постоянного тока.
25. Устройство и принцип действия асинхронного двигателя
26.Электронно-дырочный переход (свойства, ВАХ, процессы при прямом и обратном включениях р-п-перехода).
27. Классификация и ВАХ диодов.
28.Виды пробоев p-n перехода.
29.Принцип действия биполярного транзистора.
30.Входные и выходные характеристики биполярного транзистора и h-параметры.
31. Принцип действия полевого транзистора с управляющим p-n переходом.
32.Усилители. Усилитель на биполярном транзисторе по схеме с ОБ, ОЭ, ОК.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.