2024-2025_z23_03_03_АС_24_plx_Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания_Автомобильный сервис
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.02 Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Автомобильный сервис
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5.1 Способен проводить замеры и наблюдения, работать с диагностической аппаратурой для оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, снимать показания приборов
 
ПК-5.2 Способен анализировать результаты технической диагностики колесных транспортных средств и формулировать выводы по результатам оценки их технического состояния
 
ПК-5.3 Принимает решение о допуске транспортных средств к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов
ПК-5 
Способен использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных средств, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам
 
ПК-8.1 Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
 
ПК-8.2 Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей
 
ПК-8.3 Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств
ПК-8 
Способен выбирать и использовать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных, транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной, эффективной эксплуатации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Курсовая работа;Отчет лабораторной работы .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания
 
1.1
Термодинамические основы рабочих процессов ДВС. Введение. Действительные и теоретические циклы двигателей. Рабочие тела и их свойства
1
0
2
20
23
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.2
Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. Процессы газообмена. Процесс сжатия.Топливоподача, смесеобразование и сгорание в поршневых двигателях. Основные понятия теории воспламенения и горения.Процесс расширения
1
0
0
20
21
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.3
Показатели рабочего цикла и двигателя. Система питания. Индикаторные показатели цикла. Эффективные и оценочные показатели двигателя. Внешний тепловой баланс и тепловая напряженность двигателя. Система питания
1
4
2
23,5
30,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.4
Режимы работы и характеристики ДВС.  Особенности рабочих процессов автомобильных двигателей на неустановившихся режимах. Экологические показатели ДВС. Комплексное микропроцессорное управление автомобильным двигателем. Перспективы развития автомобильных двигателей
1
0
0
20
33,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
Всего часов:
4
4
4
83,5
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Организация государственного учёта и контроля технического состояния автотранспортных средств
 
Бортовые компьютерные системы автомобилей
 
Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов автомобилей
 
Энергоэффективность на автомобильном транспорте
 
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, использующих альтернативные источники энергии
 
Техническое обслуживание и ремонт электромобилей
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
 
Преддипломная практика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Технологии технического обслуживания и текущего ремонта
 
Техническая эксплуатация ходовой части и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-5.1 Способен проводить замеры и наблюдения, работать с диагностической аппаратурой для оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, снимать показания приборов
 
ПК-5.2 Способен анализировать результаты технической диагностики колесных транспортных средств и формулировать выводы по результатам оценки их технического состояния
 
ПК-5.3 Принимает решение о допуске транспортных средств к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов
ПК-5 
Способен использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных средств, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам
 
ПК-8.1 Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
 
ПК-8.2 Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей
 
ПК-8.3 Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств
ПК-8 
Способен выбирать и использовать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных, транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной, эффективной эксплуатации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 4 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
12
2
2
108
17
83,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
4
4
Лабораторные занятия (Лаб)
4
1
4
4
Практические занятия (Пр)
4
1
2
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
3,5
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
83,5
83,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания
 
1.1
Термодинамические основы рабочих процессов ДВС. Введение. Действительные и теоретические циклы двигателей. Рабочие тела и их свойства
1
0
2
20
23
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.2
Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. Процессы газообмена. Процесс сжатия.Топливоподача, смесеобразование и сгорание в поршневых двигателях. Основные понятия теории воспламенения и горения.Процесс расширения
1
0
0
20
21
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.3
Показатели рабочего цикла и двигателя. Система питания. Индикаторные показатели цикла. Эффективные и оценочные показатели двигателя. Внешний тепловой баланс и тепловая напряженность двигателя. Система питания
1
4
2
23,5
30,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
1.4
Режимы работы и характеристики ДВС.  Особенности рабочих процессов автомобильных двигателей на неустановившихся режимах. Экологические показатели ДВС. Комплексное микропроцессорное управление автомобильным двигателем. Перспективы развития автомобильных двигателей
1
0
0
20
33,5
ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3, ПК-8.1, ПК-8.2, ПК-8.3
 
Всего часов:
4
4
4
83,5
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Термодинамические основы рабочих процессов ДВС. Введение. Действительные и теоретические циклы двигателей. Рабочие тела и их свойства

Термодинамические основы

рабочих процессов ДВС

 
Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания. Процессы газообмена. Процесс сжатия.Топливоподача, смесеобразование и сгорание в поршневых двигателях. Основные понятия теории воспламенения и горения.Процесс расширения

Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания.

 
Показатели рабочего цикла и двигателя. Система питания. Индикаторные показатели цикла. Эффективные и оценочные показатели двигателя. Внешний тепловой баланс и тепловая напряженность двигателя. Система питания

Показатели рабочего цикла и двигателя.

 
Режимы работы и характеристики ДВС.  Особенности рабочих процессов автомобильных двигателей на неустановившихся режимах. Экологические показатели ДВС. Комплексное микропроцессорное управление автомобильным двигателем. Перспективы развития автомобильных двигателей

Режимы работы и характеристики ДВС.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Ознакомление со стендом,

оборудованием и приборами для

проведения испытаний двигателя

внутреннего сгорания

2
КР
 
2
1
Измерение крутящего момента на

коленчатом валу и определение

эффективной мощности

двигателя

2
КР
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Измерение часового расхода и

определение среднего удельного

расхода топлива двигателя

2
Отчет,КР
1
 
2
Определение регулировочных

характеристик по углу

опережения зажигания

1
Отчет,КР
1
 
3
Определение внешней

скоростной характеристики

двигателя

1
Отчет,КР
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Курсовая работа
КР
 
2
Отчет лабораторной работы
Отчет
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-5 
Способен использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных средств, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам
 
 
 
ПК-8 
Способен выбирать и использовать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных, транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной, эффективной эксплуатации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-5 Способен использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных средств, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам
 
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания
x
Экзамен,Курсовая работа
Техническая эксплуатация ходовой части и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
x
Зачет
Системы и технологии организации услуг в автомобильном сервисе
x
x
Зачет,Экзамен,Курсовая работа
Проектная деятельность
x
x
Зачет,Экзамен
Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологии технического обслуживания и текущего ремонта
x
Зачет,Курсовая работа
Основы технологии производства и ремонта
x
Зачет
Организация государственного учёта и контроля технического состояния автотранспортных средств
x
Экзамен
Бортовые компьютерные системы автомобилей
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы автомобильного спорта
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
ПК-8 Способен выбирать и использовать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных, транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной, эффективной эксплуатации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания
x
Экзамен,Курсовая работа
Техническая эксплуатация ходовой части и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
x
Зачет
Система материально-технического обеспечения в сфере автосервиса
x
Зачет
Проектная деятельность
x
x
Зачет,Экзамен
Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий
x
x
Экзамен,Курсовая работа
 
Технологии технического обслуживания и текущего ремонта
x
Зачет,Курсовая работа
Эксплуатационные материалы
x
Зачет
Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов автомобилей
x
Зачет,Курсовая работа
Энергоэффективность на автомобильном транспорте
x
Зачет,Курсовая работа
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, использующих альтернативные источники энергии
x
Зачет
Техническое обслуживание и ремонт электромобилей
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы автомобильного спорта
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-5 Способен использовать в практической деятельности данные оценки технического состояния транспортных средств, полученные с применением диагностической аппаратуры и по косвенным признакам
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-5.1 Способен проводить замеры и наблюдения, работать с диагностической аппаратурой для оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, снимать показания приборов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен проводить замеры и наблюдения, работать с диагностической аппаратурой для оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, снимать показания приборов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен проводить замеры и наблюдения, работать с диагностической аппаратурой для оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, снимать показания приборов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проводить замеры и наблюдения, работать с диагностической аппаратурой для оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, снимать показания приборов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проводить замеры и наблюдения, работать с диагностической аппаратурой для оценки технического состояния транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, снимать показания приборов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.2 Способен анализировать результаты технической диагностики колесных транспортных средств и формулировать выводы по результатам оценки их технического состояния
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен анализировать результаты технической диагностики колесных транспортных средств и формулировать выводы по результатам оценки их технического состояния

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен анализировать результаты технической диагностики колесных транспортных средств и формулировать выводы по результатам оценки их технического состояния

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать результаты технической диагностики колесных транспортных средств и формулировать выводы по результатам оценки их технического состояния

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен анализировать результаты технической диагностики колесных транспортных средств и формулировать выводы по результатам оценки их технического состояния

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-5.3 Принимает решение о допуске транспортных средств к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Принимает решение о допуске транспортных средств к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Принимает решение о допуске транспортных средств к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Принимает решение о допуске транспортных средств к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Принимает решение о допуске транспортных средств к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-8 Способен выбирать и использовать материалы для применения при эксплуатации и ремонте транспортных, транспортно-технологических машин и оборудования различного назначения с учетом влияния внешних факторов и требований безопасной, эффективной эксплуатации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-8.1 Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать и использовать современные материалы для технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-8.2 Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен учитывать условия эксплуатации колесных транспортных средств при выборе эксплуатационных материалов и технических жидкостей

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-8.3 Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Владеет навыками обоснования применения современных конструкционных материалов при ремонте колесных транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные вопросы:

Задания для проверки результатов обучения «знать»

53. Что называется двигателем внутреннего сгорания (ДВС)? Из каких механизмов и

систем состоит ДВС?

54. Что называется действительным циклом ДВС? В чём преимущества и недостатки

поршневых ДВС по сравнению с другими тепловыми двигателями?

55. По каким признакам классифицируются ДВС?

56. Из каких химических элементов состоит нефтяное моторное топливо? Что такое

высшая и низшая теплота сгорания топлива? Почему при расчете ДВС используется

только низшая теплота сгорания топлива?

57. Из чего состоят продукты сгорания углеводородного топлива? Каков состав

отработавших газов при сгорании бедных, богатых и стехиомет- рических смесей?

58. Дайте определения понятиям: свежий заряд, горючая смесь, рабочая смесь;

остаточные газы; отработавшие газы.

59. Каким показателем оценивается состав смеси в ДВС? Бедная, богатая и

стехиометрическая смесь.

60. Перечислите периоды газообмена в четырёхтактном ДВС. Что такое явление

дозарядки и обратного выброса? От чего они зависят? Каким показателем

оценивается дозарядка?

61. Фазы газораспределения и их отражение на индикаторной диаграмме.

62. Какие показатели оценивают качество наполнения двигателя и качество очистки

цилиндра от отработавших газов?

63. Каким образом и где приготавливается горючая смесь в ДВС с искровым зажиганием

с традиционной организацией рабочего процесса?

64. Каким образом происходит воспламенение горючей смеси в ДВС с искровым

зажиганием? Что такое угол опережения зажигания? Фазы процесса сгоранмя в

ДсИЗ.

65. Что такое детонация? Чем она опасна? От какого конструктивного параметра ДВС

 
она в первую очередь зависит? Какая характеристика топлива влияет на детонацию?

Что такое преждевременное воспламенение (калильное зажигание)? От чего оно

возникает и на что влияет?

66. Перечислите основные отличительные признаки дизеля. Каким основным

конструктивным параметром дизель отличается от ДВС с искровым зажиганием?

67. Какой способ регулирования нагрузки используется в дизелях?

68. Каким образом и где приготавливается горючая смесь в дизеле?

69. Каким образом происходит воспламенение горючей смеси в дизеле? Что такое угол

опережения впрыскивания топлива?

70. Чем определяется (ограничивается) выбор степени сжатия в дизелях?

71. Фазы процесса сгорания в дизеле. Что такое период задержки воспламенения? От

чего он зависит? Что такое жёсткость процесса?

72. В чём заключаются основные отличия рабочих процессов двухтактного двигателя от

четырёхтактного? Сравните индикаторные диаграммы двухтактного и

четырёхтактного ДВС.

73. Что такое наддув ДВС? С какой целью он осуществляется? Какими способами он

может быть реализован?

74. Индикаторная работа цикла и среднее индикаторное давление. В чём его физический

смысл?' Что такое удельный индикаторный и удельный эффективный расходы

топлива?

75. Что такое индикаторный КПД цикла?

76. Что такое эффективный КПД двигателя?

77. Какие составляющие включает в себя понятие «механические или внутренние

потери» ДВС?

78. Что такое механический КПД двигателя? Какие виды потерь он учитывает и от чего

зависит?

79. Что такое среднее давление механических потерь?

80. Индикаторная и эффективная мощность ДВС и какова их связь со средним

индикаторным и средним эффективным давлением?

81. Эффективный крутящий момент и его связь с эффективной мощностью и средним

эффективным давлением.

82. Что такое форсирование ДВС? Что такое литровая мощность? Методы форсирования

ДВС.

83. Какие токсичные (вредные) компоненты отработавших газов Вы знаете? В чём их

вредность? Какие условия способствуют их образованию?

84. Назовите основные способы снижения токсичности отработавших

85. газов.

86. Что называется внешней скоростной характеристикой ДВС с искровым зажиганием?

При каких условиях она определяется? За счёт чего происходит изменение частоты

вращения двигателя при его испытании по внешней скоростной характеристике?

87. Что называется внешней скоростной характеристикой дизеля? При каких условиях

она определяется? За счёт чего происходит изменение частоты вращения дизеля при

его работе по внешней скоростной характеристике?

88. Что называется нагрузочной характеристикой ДВС с искровым зажиганием? При

каких условиях она определяется? Как производится управление двигателем с

искровым зажиганием при его испытании по нагрузочной характеристике?

89. Что называется нагрузочной характеристикой дизеля? При каких условиях она

определяется? Как производится управление дизелем при его работе по нагрузочной

характеристике?

90. Что называется регулировочной характеристикой по составу смеси?

91. ДВС с искровым зажиганием? При каких условиях и каким способом она

определяется?

92. Что называется регулировочной характеристикой по углу опережения зажигания

ДВС с искровым зажиганием? При каких условиях она определяется?

93. Основные функции топливной системы двигателей с искровым зажиганием.

94. Как реализуется впрыскивание топлива во впускной тракт в современных ДсИЗ?. Как

 
определяется количество топлива, необходимого для работы двигателя на данном

режиме?

95. Системы с непосредственным впрыскиванием бензина (НВБ) в цилиндр.

Организация смесеобразования. Принципиальная схема системы.

96. Система НВБ. Организация смесеобразования при расслоении заряда.

97. Как осуществляется подача топлива карбюраторной системой питания? Недостатки

элементарного карбюратора

98. Дозирование и подача топлива в системах питания ДсИЗ газовым топливом.

99. Назначение топливной системы (ТС) дизелей. Требования, предъявляемые к ней и её

основные функции, Классификация ТС дизелей по способу подачи топлива, а также

по принципу работы Общее устройство топливной системы дизелей.

100. В каком элементе системы питания и каким образом осуществляется дозирование

топлива в дизелях с традиционной разделённой системой питания? Какое устройство

и каким образом подаёт топливо в цилиндр дизеля?

101. Что такое геометрическое начало и геометрический конец подачи?

102. Каким образом ограничивается скоростной режим в дизелях?

103. Что такое устойчивость режима работы ДВС?

104. Что такое всережимный и двухрежимный регуляторы дизеля?

Задания для проверки результатов обучения «уметь»

1. Прототипом действительного цикла двигателя с искровым зажиганием является

термодинамический цикл:

1) при P = Const;

2) смешанный цикл;

3) при V = Const;

4) обобщенный цикл;

5) цикл «Карно».

2. Качество протекания процесса наполнения оценивается:

1) коэффициентом остаточных газов;

2) температурой и давлением окружающей среды;

3) коэффициентом наполнения;

4) давлением конца сжатия;

5) скоростным режимом двигателя.

3. Максимальная степень сжатия у карбюраторных двигателей ограничивается:

1) максимальным давлением рабочего тела в конце сжатия;

2) температурой и давлением окружающей среды;

3) детонацией и преждевременным воспламенением;

4) возможностью пуска двигателя;

5) прочностью к.ш.м.

4. Максимальная степень сжатия у дизельных двигателей ограничивается:

1) прочностью кривошипно-шатунного механизма и его долговечностью;

2) возможностью самовоспламенения топлива;

3) коэффициентом наполнения;

4) возможностью появления детонации;

5) преждевременным воспламенением топлива.

5. Состав рабочей смеси оценивается:

1) коэффициентом остаточных газов;

2) теоретическим расходом воздуха для сгорания 1 кг топлива;

3) коэффициентом избытка воздуха;

4) коэффициентом молекулярного изменения;

5) степенью повышения давления.

6. Основную долю механических потерь двигателя составляют:

1) потери на привод вспомогательных механизмов;

2) потери на газообмен;

3) потери на трение;

4) вентиляционные потери;

5) перечисленные в пунктах 1 и 2.

 
7. Индикаторной мощностью двигателя называют:

1) мощность, развиваемую на коленчатом валу двигателя;

2) мощность, развиваемую в цилиндре двигателя;

3) мощность механических потерь;

4) мощность, передаваемую на ведущие колеса автомобиля;

5) мощность, расходуемую на привод вспомогательных механизмов.

8. Способ смесеобразования в дизельных двигателях определяется:

1) степенью сжатия;

2) конструкцией топливного насоса высокого давления;

3) формой камеры сгорания;

4) конструкцией форсунки;

5) быстроходностью дизеля.

9. Внешняя характеристика карбюраторного двигателя снимается: 1) при

переменном открытии дроссельной заслонки;

2) на холостом ходу двигателя;

3) при переменной регулировке карбюратора;

4) при полном открытии дроссельной заслонки и переменном скоростном режиме;

5) при неполном открытии дроссельной заслонки.

10. Более полное сгорание рабочей смеси в карбюраторных двигателях происходит:

1) при повышенной степени сжатия;

2) при пониженных значениях температуры и давления рабочего тела;

3) при повышенном значении коэффициента избытка воздуха;

4) при повышенном значении коэффициента наполнения;

5) при хорошем качестве смесеобразования.

11. Большое значение коэффициента наполнения способствует:

1) снижению литровой мощности двигателя;

2) увеличение литровой мощности двигателя;

3) ухудшению качества протекания рабочего процесса;

4) увеличению коэффициента остаточных газов;

5) уменьшению температуры и давления рабочего тела в конце сжатия.

12. Характеристика холостого хода карбюраторного двигателя дает возможность:

1) определить литровую мощность двигателя;

2) определить величину механических потерь;

3) определить удельный расход топлива;

4) определить расход топлива на механические потери двигателя и своевременное

вступление в работу главной дозирующей системы;

5) определить момент вступления в работу экономайзера.

13. Форсунка (механическая) дизельного двигателя должна обеспечить:

1) дозировку топлива, поступающего в цилиндр двигателя;

2) качественное распыливание и соответствующее распределение топлива по объему

камеры сгорания;

3) регулировку угла опережения впрыска топлива;

4) надежное воспламенение топлива;

5) регулировку скоростного режима двигателя.

14. Уменьшение тепловых потерь с охлаждающей жидкостью у бензиновых

двигателей можно получить за счет:

1) оптимального угла опережения зажигания;

2) изменения скоростного режима работы двигателя;

3) утилизации теплоты;

4) уменьшения мощности двигателя;

5) за счет перечисленных в пунктах 1,3.

15.Причиной последующего воспламенения в карбюраторных двигателях является:

1) большая нагрузка на двигатель;

2) образование дополнительных очагов воспламенения рабочей смеси после

проскакакивания электрической искры;

3) обеднение рабочей смеси;

 
4) большой угол опережения зажигания;

5) высокий температурный режим двигателя.

16. Индикаторная диаграмма позволяет:

1) определить эффективную мощность двигателя;

2) определить мощность механических потерь;

3) определить среднее индикаторное давление;

4) определить удельный расход топлива;

5) определить относительный коэффициент полезного действия.

17.Что представляют собой фазы газораспределения:

1) ход клапана в зависимости от угла поворота кулачкового вала;

2) продолжительность закрытия впускных и выпускных клапанов, выраженная в углах

поворота коленчатого вала;

3) продолжительность открытия впускных и выпускных клапанов, выраженная в углах

поворота коленчатого вала;

4) продолжительность открытия клапанов, выраженная в углах поворота кулачкового

вала;

5) продолжительность закрытия клапанов, выраженная в углах поворота кулачкового вала.

18. Среднее индикаторное давление в цилиндре двигателя представляет собой:

1) максимальное давление цикла;

2) давление рабочего тела в конце сжатия;

3) условное постоянное давление, действующее на поршень в течении одного хода и

совершающее работу, равную работе цикла;

4) давление рабочего тела в конце наполнения;

5) максимальное давление на шатунный подшипник.

19. Эффективный удельный расход топлива представляет собой:

1) расход топлива автомобилем на 100 км пробега;

2) отношение часового расхода топлива к индикаторной мощности двигателя;

3) отношение часового расхода топлива к эффективной мощности двигателя;

4) отношение часового расхода топлива к мощности механических потерь;

5) часовой расход топлива при работе двигателя на холостом ходу.

20.Причины возникновения детонации в бензиновых двигателях:

1) переобеднение рабочей смеси;

2) низкая температура бензовоздушной смеси;

3) образование значительной концентрации активных центров в смеси, сгорающей в

последнюю очередь;

4) высокое октановое число бензина;

5) большой коэффициент остаточных газов.

21.Что представляет собой литровая мощность двигателя:

1) мощность, полученная в результате сгорания 1 литра топлива;

2) мошность, отнесенная к литру рабочего объема двигателя;

3) мошность, полученная в результате сгорания одного литра рабочей смеси;

4) мощность, отнесенная к одному литру полного объема двигателя;

5) перечисленное в пунктах 3,4 в зависимости от типа двигателя.

22.Чем объяснить возможность сгорания топлива в дизельных двигателях при

большом коэффициенте избытка воздуха:

1) высокой степенью сжатия;

2) неравномерным распределением топлива по объему камеры сгорания;

3) свойствами топлива;

4) формой камеры сгорания;

5) углом опережения впрыска топлива.

23.Что показывает тепловой баланс двигателя:

1) тепловую напряженность двигателя;

2) баланс между тепловыделением и теплоотводом в стенки камеры сгорания;

3) количество теплоты, полученное при сгорании введенного в двигатель топлива;

4) распределение общего количества располагаемой теплоты на полезную работу и по

видам тепловых потерь;

 
5) количество теплоты, переданной в охлаждающую жидкость.

24. Процесс сжатия в действительном цикле происходит:

1) при постоянном показателе политропы;

2) адиабаты;

3) без теплообмена;

4) при переменном показателе политропы и сопровождается теплообменом;

5) начинается в н.м.т. и заканчивается в в.м.т.

25. С увеличением нагрузки в карбюраторном двигателе коэффициент наполнения

изменяется по следующему закону:

1) увеличивается;

2) уменьшается;

3) остается постоянным;

4) вначале возрастает, а затем уменьшается;

5) уменьшается незначительно за счет увеличения температурного режима.

26. Максимальная степень сжатия у дизельных двигателей ограничивается:

1) максимальной мощностью;

2) прочностью кривошипно-шатунного механизма;

3) детонационной стойкостью топлива;

4) жесткостью работы двигателя;

5) скоростным режимом работы двигателя.

Задания для проверки результатов обучения «владеть»

44. Какими параметрами характеризуется и чем отличается идеальный цикл от

теоретического и действительного?

45. Что такое смешанный цикл?

46. Какие основные элементы входят в состав топлива?

47. Что такое октановое и цетановые числа и для чего они используются?

48. Что такое теплотворная способность топлива и как она вычисляется?

49. Какие явления наблюдаются во время впуска свежего заряда?

50. Что такое коэффициент наполнения и остаточных газов?

51. Для чего служит процесс сжатия?

52. Чем отличаются адиабата и политропа сжатия?

53. Перечислите основные требования к процессу смесеобразования.

54. Что такое карбюрация?

55. Перечислите требования к фильтрации топлива и топливоподаче в дизелях.

56. Опишите различные формы смесеобразования в дизелях и влияния на них типов

камер сгорания.

57. Перечислите основные фазы процесса сгорания в карбюраторных двигателях и

дизелях.

58. Что такое детонационное сгорание?

59. Что такое калильное зажигание?

60. Что такое период задержки воспламенения и каково его влияние на процесс

сгорания?

61. Как определить давление и температуру в конце сгорания?

62. Как определить давление и температуру в конце расширения?

63. Что такое среднее индикаторное и эффективное давление и как они

определяются?

64. Что такое механические потери, их источники и составляющие?

65. Как определяется эффективная мощность?

66. Что такое тепловой баланс?

67. Что такое тепловая нагрузка и тепловая напряженность?

68. Какие токсичные составляющие образуются в выхлопных газах автомобильных

двигателей?

69. Каковы основные методы снижения токсичности и дымности?

70. Какими способами снижается шумность двигателя?

71. Перечислите состав системы питания карбюраторного двигателя.

72. Как осуществляется непосредственный впрыск бензина?

 
73. Перечислите состав топливной системы дизеля.

74. В чем заключается необходимость установки автоматических регуляторов?

75. Перечислите методы повышения мощности двигателя.

76. Для каких целей служит наддув двигателей?

77. Назовите основные конструктивные элементы турбокомпрессора.

78. Что такое установившийся и неустановившийся режим?

79. Какие виды характеристик двигателя вы знаете?

80. Что такое скоростная характеристика двигателя?

81. Укажите зависимость перемещения, скорости и ускорения поршня от угла

поворота кривошипа.

82. Что такое приведение масс кривошипно-шатунного механизма (КШМ)?

83. Какие силы и моменты действуют в КШМ?

84. Как определяется порядок работы цилиндров двигателя?

85. Сформулируйте понятие уравновешенности двигателя.

86. Какие способы используются для уравновешивания двигателя?

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Примерные тестовые задания:

1. Прототипом действительного цикла двигателя с искровым зажиганием является

термодинамический цикл:

1) при P = Const;

2) смешанный цикл;

3) при V = Const;

4) обобщенный цикл;

5) цикл «Карно».

2. Качество протекания процесса наполнения оценивается:

1) коэффициентом остаточных газов;

2) температурой и давлением окружающей среды;

3) коэффициентом наполнения;

4) давлением конца сжатия;

5) скоростным режимом двигателя.

3. Максимальная степень сжатия у карбюраторных двигателей ограничивается:

1) максимальным давлением рабочего тела в конце сжатия;

2) температурой и давлением окружающей среды;

3) детонацией и преждевременным воспламенением;

4) возможностью пуска двигателя;

5) прочностью к.ш.м.

4. Максимальная степень сжатия у дизельных двигателей ограничивается:

1) прочностью кривошипно-шатунного механизма и его долговечностью;

2) возможностью самовоспламенения топлива;

3) коэффициентом наполнения;

4) возможностью появления детонации;

5) преждевременным воспламенением топлива.

5. Состав рабочей смеси оценивается:

1) коэффициентом остаточных газов;

2) теоретическим расходом воздуха для сгорания 1 кг топлива;

3) коэффициентом избытка воздуха;

4) коэффициентом молекулярного изменения;

 
5) степенью повышения давления.

6. Основную долю механических потерь двигателя составляют:

1) потери на привод вспомогательных механизмов;

2) потери на газообмен;

3) потери на трение;

4) вентиляционные потери;

5) перечисленные в пунктах 1 и 2.

7. Индикаторной мощностью двигателя называют:

1) мощность, развиваемую на коленчатом валу двигателя;

2) мощность, развиваемую в цилиндре двигателя;

3) мощность механических потерь;

4) мощность, передаваемую на ведущие колеса автомобиля;

5) мощность, расходуемую на привод вспомогательных механизмов.

8. Способ смесеобразования в дизельных двигателях определяется:

1) степенью сжатия;

2) конструкцией топливного насоса высокого давления;

3) формой камеры сгорания;

4) конструкцией форсунки;

5) быстроходностью дизеля.

9. Внешняя характеристика карбюраторного двигателя снимается: 1) при

переменном открытии дроссельной заслонки;

2) на холостом ходу двигателя;

3) при переменной регулировке карбюратора;

4) при полном открытии дроссельной заслонки и переменном скоростном режиме;

5) при неполном открытии дроссельной заслонки.

10. Более полное сгорание рабочей смеси в карбюраторных двигателях происходит:

1) при повышенной степени сжатия;

2) при пониженных значениях температуры и давления рабочего тела;

3) при повышенном значении коэффициента избытка воздуха;

4) при повышенном значении коэффициента наполнения;

5) при хорошем качестве смесеобразования.

11. Большое значение коэффициента наполнения способствует:

1) снижению литровой мощности двигателя;

2) увеличение литровой мощности двигателя;

3) ухудшению качества протекания рабочего процесса;

4) увеличению коэффициента остаточных газов;

5) уменьшению температуры и давления рабочего тела в конце сжатия.

12. Характеристика холостого хода карбюраторного двигателя дает возможность:

1) определить литровую мощность двигателя;

2) определить величину механических потерь;

3) определить удельный расход топлива;

4) определить расход топлива на механические потери двигателя и своевременное

вступление в работу главной дозирующей системы;

5) определить момент вступления в работу экономайзера.

13. Форсунка (механическая) дизельного двигателя должна обеспечить:

1) дозировку топлива, поступающего в цилиндр двигателя;

2) качественное распыливание и соответствующее распределение топлива по объему

камеры сгорания;

3) регулировку угла опережения впрыска топлива;

4) надежное воспламенение топлива;

5) регулировку скоростного режима двигателя.

14. Уменьшение тепловых потерь с охлаждающей жидкостью у бензиновых

двигателей можно получить за счет:

1) оптимального угла опережения зажигания;

2) изменения скоростного режима работы двигателя;

3) утилизации теплоты;

 
4) уменьшения мощности двигателя;

5) за счет перечисленных в пунктах 1,3.

15.Причиной последующего воспламенения в карбюраторных двигателях является:

1) большая нагрузка на двигатель;

2) образование дополнительных очагов воспламенения рабочей смеси после

проскакакивания электрической искры;

3) обеднение рабочей смеси;

4) большой угол опережения зажигания;

5) высокий температурный режим двигателя.

16. Индикаторная диаграмма позволяет:

1) определить эффективную мощность двигателя;

2) определить мощность механических потерь;

3) определить среднее индикаторное давление;

4) определить удельный расход топлива;

5) определить относительный коэффициент полезного действия.

17.Что представляют собой фазы газораспределения:

1) ход клапана в зависимости от угла поворота кулачкового вала;

2) продолжительность закрытия впускных и выпускных клапанов, выраженная в углах

поворота коленчатого вала;

3) продолжительность открытия впускных и выпускных клапанов, выраженная в углах

поворота коленчатого вала;

4) продолжительность открытия клапанов, выраженная в углах поворота кулачкового

вала;

5) продолжительность закрытия клапанов, выраженная в углах поворота кулачкового вала.

18. Среднее индикаторное давление в цилиндре двигателя представляет собой:

1) максимальное давление цикла;

2) давление рабочего тела в конце сжатия;

3) условное постоянное давление, действующее на поршень в течении одного хода и

совершающее работу, равную работе цикла;

4) давление рабочего тела в конце наполнения;

5) максимальное давление на шатунный подшипник.

19. Эффективный удельный расход топлива представляет собой:

1) расход топлива автомобилем на 100 км пробега;

2) отношение часового расхода топлива к индикаторной мощности двигателя;

3) отношение часового расхода топлива к эффективной мощности двигателя;

4) отношение часового расхода топлива к мощности механических потерь;

5) часовой расход топлива при работе двигателя на холостом ходу.

20.Причины возникновения детонации в бензиновых двигателях:

1) переобеднение рабочей смеси;

2) низкая температура бензовоздушной смеси;

3) образование значительной концентрации активных центров в смеси, сгорающей в

последнюю очередь;

4) высокое октановое число бензина;

5) большой коэффициент остаточных газов.

21.Что представляет собой литровая мощность двигателя:

1) мощность, полученная в результате сгорания 1 литра топлива;

2) мошность, отнесенная к литру рабочего объема двигателя;

3) мошность, полученная в результате сгорания одного литра рабочей смеси;

4) мощность, отнесенная к одному литру полного объема двигателя;

5) перечисленное в пунктах 3,4 в зависимости от типа двигателя.

22.Чем объяснить возможность сгорания топлива в дизельных двигателях при

большом коэффициенте избытка воздуха:

1) высокой степенью сжатия;

2) неравномерным распределением топлива по объему камеры сгорания;

3) свойствами топлива;

4) формой камеры сгорания;

 
5) углом опережения впрыска топлива.

23.Что показывает тепловой баланс двигателя:

1) тепловую напряженность двигателя;

2) баланс между тепловыделением и теплоотводом в стенки камеры сгорания;

3) количество теплоты, полученное при сгорании введенного в двигатель топлива;

4) распределение общего количества располагаемой теплоты на полезную работу и по

видам тепловых потерь;

5) количество теплоты, переданной в охлаждающую жидкость.

24. Процесс сжатия в действительном цикле происходит:

1) при постоянном показателе политропы;

2) адиабаты;

3) без теплообмена;

4) при переменном показателе политропы и сопровождается теплообменом;

5) начинается в н.м.т. и заканчивается в в.м.т.

25. С увеличением нагрузки в карбюраторном двигателе коэффициент наполнения

изме- няется по следующему закону:

1) увеличивается;

2) уменьшается;

3) остается постоянным;

4) вначале возрастает, а затем уменьшается;

5) уменьшается незначительно за счет увеличения температурного режима.

26. Максимальная степень сжатия у дизельных двигателей ограничивается:

1) максимальной мощностью;

2) прочностью кривошипно-шатунного механизма;

3) детонационной стойкостью топлива;

4) жесткостью работы двигателя;

5) скоростным режимом работы двигателя.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-2105.

2. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-2106.

3. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-2108.

4. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-21083.

5. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-2111.

6. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-21114.

7. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-2112.

8. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-21124.

9. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-21126.

10. Тепловой расчет двигателя ВАЗ-21214.

11. Тепловой расчет двигателя ЗМЗ-4062.10.

12. Тепловой расчет двигателя ЗМЗ-40524.

13. Тепловой расчет двигателя ЗМЗ-4061.10.

14. Тепловой расчет двигателя ЗМЗ-4063.10.

15. Тепловой расчет двигателя УМЗ-4215.

16. Тепловой расчет двигателя ЗИЛ-645.

17. Тепловой расчет двигателя ЯМЗ-236М2.

18. Тепловой расчет двигателя КамАЗ-740.10.

19. Тепловой расчет двигателя КамАЗ-74006.10.

20. Тепловой расчет двигателя КамАЗ-7483.10.

21. Тепловой расчет двигателя ЯМЗ-656.

22. Тепловой расчет двигателя ЯМЗ-751.

23. Тепловой расчет двигателя КАМАЗ 740.11.

24. Тепловой расчет двигателя КАМАЗ 740.31-240.

25. Тепловой расчетдвигателя КАМАЗ 740.30-260.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Кобозев, А.К. Рабочие процессы ДВС [Электронный ресурс] : курс лекций / А.К. Кобозев, И.И. Швецов. - Ставрополь: СтГАУ, 2014. - 189 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514176. 2. Кобозев, А.К. Тракторы и автомобили: теория ДВС [Электронный ресурс] : курс лекций / А.К. Кобозев, И.И. Швецов. - Ставрополь: СтГАУ, 2014. - 189 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514178 Клещин Э. В. Рабочие процессы, конструкция и основы расчета двигателей внутреннего сгорания/КлещинЭ.В., ГилетаВ.П. - Новосиб.: НГТУ, 2009. - 256 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=549067 б). Дополнительная литература 1. Тарасик, В.П. Теория автомобилей и двигателей. [Электронный ресурс] / В.П. Тарасик, М.П. Бренч. — Электрон. дан. — Минск : Новое знание, 2012. — 448 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/4320. 2. Прокопенко Н. И. Прокопенко, Н. И. Термодинамический расчет идеализированного цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. И. Прокопенко. - 2-е изд. (эл.). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 143 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=366740
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС ЛАНЬ https://e.lanbook.com
 
2. ЭБС Znanium.com
 
3. ЭБС Book.ru
 
4. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
106
Токарно-фрезерный станок, Сверлильный станок, Набор инструментов, Тиски, Муфельная печь, Твердомер, Штангенциркуль, Микрометр, Дрель, Шуруповерт, Электролобзик, Углошлифовальная машинка, Точильный станок, Сварочный аппарат, Съемник подшипников, ДВС Лифан, ДВС ИЖ, ДВС ВАЗ, КПП ВАЗ, КПП Тойота, ГП Тойота
 
2
426
Учебная мебель: стол – 9 шт., стул офисный – 11 шт., компьютерное кресло –10 шт., стол однотумбовый – 2 шт., шкаф – 2 шт., шкаф металлический – 1 шт. доска аудиторная трехстворчатая– 1 шт., плакаты – 8 шт

(20 посадочных мест).

Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная –  10 шт., микрометр – 6 шт.,  штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов  – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.

 
3
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

 
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ТТМиНТТС, к.т.н. Иванов М.Ю.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .