2024-2025_z23_03_03_АС_24_plx_Системы управления силовым агрегатом наземных транспортно-технологических средств_Автомобильный сервис
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
ФТД.02 Системы управления силовым агрегатом наземных транспортно-технологических средств
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Автомобильный сервис
Бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2024
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Способен организовывать диагностирование, техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств
 
ПК-4.2 Способен оценить техническое состояние колесных транспортных средств и оборудования
 
ПК-4.3 Способен применять современные методы организации диагностирования, технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
ПК-4 
Готов к использованию существующих и освоению новых технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 1 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Отчет по лабораторным работам .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Системы управления силовыми агрегатами
 
1.1
Силовые агрегаты, классификация, устройство
0
2
0
11,25
13,25
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Системы управления силовыми агрегатами, назначение, устройство
0
2
0
15
22,75
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
0
4
0
26,25
36
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках факультативной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Организация государственного учёта и контроля технического состояния автотранспортных средств
 
Бортовые компьютерные системы автомобилей
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
 
Преддипломная практика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий
 
Технологии технического обслуживания и текущего ремонта
 
Типаж и эксплуатация гаражного оборудования
 
Производственно-техническая инфраструктура
 
Техническая эксплуатация ходовой части и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-4.1 Способен организовывать диагностирование, техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств
 
ПК-4.2 Способен оценить техническое состояние колесных транспортных средств и оборудования
ПК-4 
Готов к использованию существующих и освоению новых технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
 
ПК-4.3 Способен применять современные методы организации диагностирования, технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
ПК-4 
Готов к использованию существующих и освоению новых технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 1 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 3 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
4
1
36
6
26,25
в том числе:
Лабораторные занятия (Лаб)
4
1
4
4
Контрольная работа (К)
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
0,25
0,25
0,25
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,75
1,75
Другие виды самостоятельной работы
26,25
26,25
Контактная работа
Контроль, всего:
3,75
3,75
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
36
36
Общая трудоемкость, З.Е.
1
1
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Системы управления силовыми агрегатами
 
1.1
Силовые агрегаты, классификация, устройство
0
2
0
11,25
13,25
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
1.2
Системы управления силовыми агрегатами, назначение, устройство
0
2
0
15
22,75
ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
0
4
0
26,25
36
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Общее устройство силовых агрегатов
2
Отчет по лабораторным работам
0
 
2
Устройство систем управления силовыми агрегатами
2
Отчет по лабораторным работам
0
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Отчет по лабораторным работам
Отчет по лабораторным работам
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-4 
Готов к использованию существующих и освоению новых технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-4 Готов к использованию существующих и освоению новых технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Техническая эксплуатация ходовой части и систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения
x
Зачет
Системы и технологии организации услуг в автомобильном сервисе
x
x
Зачет,Экзамен,Курсовая работа
Типаж и эксплуатация гаражного оборудования
x
Зачет
Проектная деятельность
x
x
Зачет,Экзамен
Техническая эксплуатация силовых агрегатов и трансмиссий
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Технологии технического обслуживания и текущего ремонта
x
Зачет,Курсовая работа
Взаимозаменяемость и технические измерения
x
Экзамен
Производственно-техническая инфраструктура
x
x
Зачет,Экзамен,Курсовой проект
Организация государственного учёта и контроля технического состояния автотранспортных средств
x
Экзамен
Бортовые компьютерные системы автомобилей
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика-1
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика-2
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы автомобильного спорта
x
x
Зачет,Зачет с оценкой
Системы управления силовым агрегатом наземных транспортно-технологических средств
x
Зачет
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-4 Готов к использованию существующих и освоению новых технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Способен организовывать диагностирование, техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен организовывать диагностирование, техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен организовывать диагностирование, техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен организовывать диагностирование, техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен организовывать диагностирование, техническое обслуживание и ремонт колесных транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Способен оценить техническое состояние колесных транспортных средств и оборудования
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен оценить техническое состояние колесных транспортных средств и оборудования

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен оценить техническое состояние колесных транспортных средств и оборудования

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить техническое состояние колесных транспортных средств и оборудования

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен оценить техническое состояние колесных транспортных средств и оборудования

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Способен применять современные методы организации диагностирования, технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен применять современные методы организации диагностирования, технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен применять современные методы организации диагностирования, технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять современные методы организации диагностирования, технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен применять современные методы организации диагностирования, технического обслуживания и ремонта колесных транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Примерные вопросы к зачету

1 Назначение, типы, области применения двигателей.

2 Влияние различных факторов на эффективные показатели двигателя. Характеристики двигателей.

3 Условия эксплуатации, режимы работы и требования, предъявляемые к силовым установкам автомобилей и тракторов.

4 Среднее эффективное давление и эффективная мощность. Эффективный К.П.Д. и удельный эффективный расход топлива.

5 Сравнение двигателей внутреннего сгорания с силовыми установками нетрадиционных типов и схем.

6 Теплоиспользование в двигателях.

7 Топлива для автомобильных и тракторных двигателей, альтернативные виды топлива

8 Классификация двигателей.

9 Эффективные показатели двигателя.

10. Что включает в себя система контроля работы транспортного средства?

11. Для чего используются электронные системы управления автомобилем?

12. Для чего используются средства автоматики?

13. Что такое «датчики», и какие функции они выполняют в системах автоматического управления?

14. Чем отличаются адаптивные системы управления моментом зажигания от экстремальных?

15.  Опишите работу системы подачи топлива с электронным управлением.

16. Для чего в системе управления двигателем нужно постоянно измерять расход топлива?

17. Для чего в системах управления двигателем используются датчики давления?

18. Какие типы датчиков нашли наиболее широкое применение при измерении давления в системах управления работой двигателя автомобиля?

19. Для чего в управлении ДВС используются датчики перемещения?

20. Какие требования предъявляются к электромагнитным форсункам и почему?

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
Основная литература 1. 1 Баширов, Р. М. Автотракторные двигатели: конструкция, основы теории и расчета : учебник для вузов / Р. М. Баширов. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022 — 336 с. — ISBN 978-5-8114-9222-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:  https://e.lanbook.com/book/189307 2.  Калимуллин, Р. Ф. Автомобильные двигатели : учебник / Р. Ф. Калимуллин. — Оренбург : ОГУ, 2019 — 453 с. — ISBN 978-5-7410-2368-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/159989 Дополнительная литература 1. Виноградов, В. М., Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей : учебник / В. М. Виноградов, О. В. Храмцова. — Москва :КноРус, 2023. — 264 с. — ISBN 978-5-406-10590-0. — URL: https://book.ru/book/945689. 2. Волков, В. С. Автомобильные силовые агрегаты : учебное пособие / В.С. Волков, А.П. Лукин. — Москва : ИНФРА-М, 2020 — 83 с. - ISBN 978-5- 16-109299-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1209234
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС "Лань"
 
2. ЭБС Znanium.com
 
3. Book.ru
 
4. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
213
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 29 шт.,  стул офисный – 4 шт., стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная, стенд-макеты –15 шт., кафедра,
 
2
440
Учебная мебель:  стол ученический (8 шт), стол компьютерный (2 шт), стулья - 10 шт. (10 посадочных мест).

Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.

Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

 
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть

 
выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .