2023-2024_20_03_01_2023_plx_Экономика природопользования_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.06 Экономика природопользования
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2023
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-10.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике
 
УК-10.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
УК-10.3 Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
 
ОПК-3.2 Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Теоретические и методологические основы экономики природопользования
 
1.1
Экономика природопользования: цели, задачи. Теоретические аспекты экономики природопользования. Основные понятия и определения экономики природопользования. Цели, задачи, функции дисциплины. Методы исследования. Эколого-экономическая система как основополагающая категория учебной дисциплины. Теоретические аспекты экономики природопользования. История развития науки
1
0
2
7
10
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
1.2
Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы». Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы и условия, их экономическая составляющая. Природная, экономическая, экологическая классификации. Природно-ресурсный потенциал и его значение. Понятие природно-ресурсного потенциала. Направление оценки ПРП. Индикаторы эффективности ПРП
2
0
2
10
14
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2
Экономические оценки природопользования
 
2.1
Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов. Сущность понятия «экономическая оценка природных ресурсов». Теоретические подходы и методы определения экономической оценки. Функции и задачи экономической оценки природных ресурсов
2
0
2
5
9
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2.2
Природные ресурсы и условия как основа жизнедеятельности и хозяйственного развития. Экономическая оценка природных ресурсов (по видам). Экономическая оценка минерально-сырьевых, земельных, водных, биологических ресурсов. Экономическая оценка ассимиляционного потенциала. Понятие «ассимиляционный потенциал». Методика расчета. Проблема использования ассимиляционного потенциала окружающей среды (ОС).
2
0
2
5
9
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2.3
Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на ОС. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Понятие, виды ущерба. Значение его определения. Методы определения экономического ущербы. Расчет экономического ущерба на примере атмосферного воздуха и водных объектов. Расчет предотвращенного ущерба
3
0
8
5
16
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2.4
Природоохранные затраты и их экономическое обоснование. Экономическая сущность ПОЗ, структура инвестиций в ООС. Виды и группы затрат. Классификации экологических издержек. Понятие капитальных и текущих затрат. Экономическая и социальная эффективность природоохранных мероприятий (ПОМ). Понятие эффекта и эффективности. Понятие природоохранных мероприятий. Классификация ПОМ. Расчет экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий
3
0
8
5
16
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3
Экономический и нормативно-правовой механизм природопользования
 
3.1
Экономический механизм рационального природопользования и ПОД. Экономическое стимулирование рационального природопользования и ПОД. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности (ПОД). Виды мер экономического стимулирования. Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования. Финансирование природоохранных мероприятий. Основные источники и виды финансирования ПОМ. Новые подходы к финансированию ПОМ
2
0
6
9
17
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3.2
Управление природопользованием. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального природопользования. Управление природопользованием. Понятие «государственное управление природопользованием». Функции и методы управления. Отраслевой и территориальный принципы управления. Нормативно-правовое регулирование рационального природопользования. Законодательные и другие нормативные акты по вопросам природопользования и охраны природы. Ответственность за нарушение экологического законодательства
2
0
4
10
17
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
Всего часов:
17
0
34
56
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-10.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике
 
УК-10.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
 
УК-10.3 Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
 
ОПК-3.2 Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
11
108
52
56
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
4
17
17
Практические занятия (Пр)
34
7
34
34
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
56
56
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Теоретические и методологические основы экономики природопользования
 
1.1
Экономика природопользования: цели, задачи. Теоретические аспекты экономики природопользования. Основные понятия и определения экономики природопользования. Цели, задачи, функции дисциплины. Методы исследования. Эколого-экономическая система как основополагающая категория учебной дисциплины. Теоретические аспекты экономики природопользования. История развития науки
1
0
2
7
10
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
1.2
Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы». Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы и условия, их экономическая составляющая. Природная, экономическая, экологическая классификации. Природно-ресурсный потенциал и его значение. Понятие природно-ресурсного потенциала. Направление оценки ПРП. Индикаторы эффективности ПРП
2
0
2
10
14
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2
Экономические оценки природопользования
 
2.1
Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов. Сущность понятия «экономическая оценка природных ресурсов». Теоретические подходы и методы определения экономической оценки. Функции и задачи экономической оценки природных ресурсов
2
0
2
5
9
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2.2
Природные ресурсы и условия как основа жизнедеятельности и хозяйственного развития. Экономическая оценка природных ресурсов (по видам). Экономическая оценка минерально-сырьевых, земельных, водных, биологических ресурсов. Экономическая оценка ассимиляционного потенциала. Понятие «ассимиляционный потенциал». Методика расчета. Проблема использования ассимиляционного потенциала окружающей среды (ОС).
2
0
2
5
9
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2.3
Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на ОС. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Понятие, виды ущерба. Значение его определения. Методы определения экономического ущербы. Расчет экономического ущерба на примере атмосферного воздуха и водных объектов. Расчет предотвращенного ущерба
3
0
8
5
16
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2.4
Природоохранные затраты и их экономическое обоснование. Экономическая сущность ПОЗ, структура инвестиций в ООС. Виды и группы затрат. Классификации экологических издержек. Понятие капитальных и текущих затрат. Экономическая и социальная эффективность природоохранных мероприятий (ПОМ). Понятие эффекта и эффективности. Понятие природоохранных мероприятий. Классификация ПОМ. Расчет экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий
3
0
8
5
16
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3
Экономический и нормативно-правовой механизм природопользования
 
3.1
Экономический механизм рационального природопользования и ПОД. Экономическое стимулирование рационального природопользования и ПОД. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности (ПОД). Виды мер экономического стимулирования. Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования. Финансирование природоохранных мероприятий. Основные источники и виды финансирования ПОМ. Новые подходы к финансированию ПОМ
2
0
6
9
17
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3.2
Управление природопользованием. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального природопользования. Управление природопользованием. Понятие «государственное управление природопользованием». Функции и методы управления. Отраслевой и территориальный принципы управления. Нормативно-правовое регулирование рационального природопользования. Законодательные и другие нормативные акты по вопросам природопользования и охраны природы. Ответственность за нарушение экологического законодательства
2
0
4
10
17
УК-10.1, УК-10.2, УК-10.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
Всего часов:
17
0
34
56
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Экономика природопользования: цели, задачи. Теоретические аспекты экономики природопользования. Основные понятия и определения экономики природопользования. Цели, задачи, функции дисциплины. Методы исследования. Эколого-экономическая система как основополагающая категория учебной дисциплины. Теоретические аспекты экономики природопользования. История развития науки

Экономика природопользования: цели, задачи. Теоретические аспекты экономики природопользования

 
Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития. Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы». Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы и условия, их экономическая составляющая. Природная, экономическая, экологическая классификации. Природно-ресурсный потенциал и его значение. Понятие природно-ресурсного потенциала. Направление оценки ПРП. Индикаторы эффективности ПРП

Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития

 
Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов. Сущность понятия «экономическая оценка природных ресурсов». Теоретические подходы и методы определения экономической оценки. Функции и задачи экономической оценки природных ресурсов

Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов

 
Природные ресурсы и условия как основа жизнедеятельности и хозяйственного развития. Экономическая оценка природных ресурсов (по видам). Экономическая оценка минерально-сырьевых, земельных, водных, биологических ресурсов. Экономическая оценка ассимиляционного потенциала. Понятие «ассимиляционный потенциал». Методика расчета. Проблема использования ассимиляционного потенциала окружающей среды (ОС).

Природные ресурсы и условия как основа жизнедеятельности и хозяйственного развития

 
Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на ОС. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Понятие, виды ущерба. Значение его определения. Методы определения экономического ущербы. Расчет экономического ущерба на примере атмосферного воздуха и водных объектов. Расчет предотвращенного ущерба

Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на ОС.

 
Природоохранные затраты и их экономическое обоснование. Экономическая сущность ПОЗ, структура инвестиций в ООС. Виды и группы затрат. Классификации экологических издержек. Понятие капитальных и текущих затрат. Экономическая и социальная эффективность природоохранных мероприятий (ПОМ). Понятие эффекта и эффективности. Понятие природоохранных мероприятий. Классификация ПОМ. Расчет экономической и социальной эффективности природоохранных мероприятий

Природоохранные затраты и их экономическое обоснование

 
Экономический механизм рационального природопользования и ПОД. Экономическое стимулирование рационального природопользования и ПОД. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности (ПОД). Виды мер экономического стимулирования. Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования. Финансирование природоохранных мероприятий. Основные источники и виды финансирования ПОМ. Новые подходы к финансированию ПОМ

Экономический механизм рационального природопользования и ПОД

 
Управление природопользованием. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального природопользования. Управление природопользованием. Понятие «государственное управление природопользованием». Функции и методы управления. Отраслевой и территориальный принципы управления. Нормативно-правовое регулирование рационального природопользования. Законодательные и другие нормативные акты по вопросам природопользования и охраны природы. Ответственность за нарушение экологического законодательства

Управление природопользованием. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального природопользования

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Экономика природопользования: цели, задачи. Теоретические аспекты экономики природопользования 
2
УО,ПО
 
2
1
Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития
2
УО,ПО
 
3
2
Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов 
2
УО,ПО
 
4
2
Природные ресурсы и условия как основа жизнедеятельности и хозяйственного развития
2
УО,ПО
 
5
2
Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на ОС
8
УО,ПО
 
6
2
Природоохранные затраты и их экономическое обоснование
8
УО,ПО
 
7
3
Экономический механизм рационального природопользования и ПОД
6
УО,ПО
 
8
3
Управление природопользованием. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального природопользования
4
УО,ПО
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-10 
Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
 
 
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Экономика природопользования
x
Зачет
Экономика
x
Зачет
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
История России
x
x
Зачет,Экзамен
Философия
x
Экзамен
Иностранный язык
x
x
Зачет,Экзамен
Культура общения
x
Зачет
Экономика природопользования
x
Зачет
Правоведение
x
Зачет
Социология и политология
x
Зачет
Природопользование
x
Зачет
Экономика
x
Зачет
Промышленная экология
x
Экзамен
Надзор и контроль в сфере безопасности
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-10 Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-10.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели, формы участия государства в экономике

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10.2 Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет методы личного экономического и финансового планирования для достижения текущих и долгосрочных финансовых целей, использует финансовые инструменты для управления личными финансами (личным бюджетом), контролирует собственные экономические и финансовые риски

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-10.3 Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Решает типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида; методами оценивания индивидуальных рисков, связанных с экономической деятельностью и использованием инструментов управления личными финансами

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3.2 Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применять нормативно-правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

операциях.
 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1.Критерии и показатели устойчивого развития общества.

2 Экологические ограничения экономического развития.

3 Понятие природопользование. Рациональное и нерациональное природопользование.

4 Техногенный тип развития общества. Тенденции и изменения окружающей среды, связанные с антропогенной деятельностью человека и природными процессами.

5 Глобальные экологические проблемы в социально-экономическом контексте.

6 Использование естественного потенциала среды, экологические конфликты и экологические кризисы в истории человечества.

7 Потенциал устойчивости природных систем.

8 Понятие и величина природно-ресурсного потенциала. Особенности географии природно-ресурсной базы России.

9 Классификация природных ресурсов.

10 Водные ресурсы.

11 Гидроэнергетические ресурсы.

12 Земельные ресурсы.

13 Территориальные ресурсы.

14 Биологические ресурсы.

15 Лесные ресурсы.

16 Роль эколого-экономической оценки природных ресурсов как основного элемента системы государственного управления природно- ресурсным потенциалом территории Российской

 
Федерации.

17 Понятие, цели и задачи эколого-экономической оценки природно- ресурсного потенциала.

18 Методологические концепции экономических оценок природных ресурсов: затратная и рентная.

19.  Концепция полной экономической ценности.

20  Учет и оценка земельных ресурсов.

21  Государственный земельный кадастр.

22 Определение экологического ущерба. Структура расходов, вызываемых загрязнением окружающей природной среды при природопользовании.

23 Экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды.

24 Платежи и налоги за загрязнение и использование природных ресурсов.

25 Экологическое страхование при осуществлении природопользования.

26 Налоговое стимулирование в экологической сфере.

27 Экологический аудит.

28 Экологическая сертификация.

29 Лицензирование природопользования.

30 Эколого-экономическое обоснование хозяйственных решений.

31 Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

Задания для проверки результатов обучения «уметь».

1. Учет и оценка земельных ресурсов

Задания для проверки результатов обучения «владеть».

1. Методики оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей сред

2. Оценка природных ресурсов по затратам на вовлечение в использование.

3. Оценка природных ресурсов по затратам на использование.

4. Оценка природных ресурсов по затратам на восстановление и компенсацию

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

6.1 Материалы устного и/или письменного опроса

1. Цели, задачи, функции дисциплины Экономика природопользования.

2. Эколого-экономическая система как основополагающая категория учебной дисциплины.

3. Теоретические аспекты экономики природопользования.

4. Краткая история развития науки.

5. Экономическая сущность понятий «природные условия» и «природные ресурсы».

6. Классификация природных ресурсов (природная, экономическая, экологическая классификации).

7. Природно-ресурсный потенциал и его значение. Направление оценки ПРП.

8. Индикаторы эффективности ПРП.

9. Сущность понятия «экономическая оценка природных ресурсов». Теоретические подходы.

10. Методы определения экономической оценки.

11. Функции и задачи экономической оценки природных ресурсов.

12. Экономическая оценка земельных ресурсов.

13. Экономическая оценка минерально-сырьевых ресурсов.

14. Экономическая оценка водных ресурсов.

 
15. Экономическая оценка биологических ресурсов.

16. Экономическая оценка и методика расчета ассимиляционного потенциала.

17. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды. Виды ущерба.

18. Методы определения экономического ущерба.

19. Виды и группы природоохранных затрат.

20. Классификации экологических издержек. Понятие капитальных и текущих затрат.

21. Понятие природоохранных мероприятий. Классификация ПОМ.

22. Понятие эффекта и эффективности. Расчет экономической эффективности природоохранных мероприятий

23. Расчет социальной эффективности природоохранных мероприятий.

24. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности. Виды мер экономического стимулирования.

25. Зарубежный опыт эколого-экономического регулирования.

26. Финансирование природоохранных мероприятий. Основные источники и виды финансирования ПОМ.

27. Платежи как одно из направлений финансирования ПОМ.

28. Новые подходы к финансированию ПОМ.

29. Понятие «государственное управление природопользованием». Функции и методы управления.

30. Отраслевой и территориальный принципы управления.

31. Законодательные и другие нормативные акты по вопросам природопользования и охраны природы.

32. Ответственность за нарушение экологического законодательства.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Экономика природопользования: учебник / под ред. К.В. Папенова. – М.: ТЕИС, ТК Велби, 2012. – 928с 2. Глушкова, В.Г. Экономика природопользования: учебник для бакалавров / В.Г. Глушкова, С.В. Макар. – М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 588с. 3. Драгомирецкий, И.И. Экономика природопользования: краткий курс лекций / И.И. Драгомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. -  224с. 4. Экология природопользования : учеб. пособие / В.П. Герасименко. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 355 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21344. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/553619 б) дополнительная литература: 1. Основы природопользования : учеб. пособие / И.Ю. Григорьева. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 336 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://new.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/915857 2. Региональное природопользование : учеб. пособие / П.В. Большаник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 177 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_59ddba8ac4b335.42010640. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1038680 3. Лукьянчиков, Н.Н. Экономика и организация природопользования: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 687 с. - ISBN 978-5-238-01672-6. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028849
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце

 
каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

 

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Экономика и технология транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ЭиТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .