ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 2 зачетных единиц (З.Е.).
Труд как основа жизнедеятельности человека и общества
Рынок труда и проблемы занятости сельского населения
Основные направления организации труда
Методология и организация нормирования труда
Оплата и стимулирование труда
Социально-психологические аспекты организации труда
Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Планирует объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Свободно пользуется компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формирует числовые показатели отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Труд в системе экономических ресурсов.
2. Методы исследования проблем экономики труда.
3. Место экономики труда в системе экономических наук.
4. Эволюция понятий о труде.
5. Понятие и основные характеристики трудового потенциала.
6. Человеческий капитал. Инвестиции в человеческий капитал.
7. Понятия разделения и кооперации труда.
8. Виды разделения труда.
9. Границы разделения труда.
10. Понятие и субъекты рынка труда.
11. Особенности рынка труда как рынка экономических ресурсов.
12. Виды рынка труда.
13. Зарубежные модели рынка труда.
14. Понятие и формы занятости.
15. Понятие и формы безработицы.
16. Социально-экономические последствия безработицы.
17. Взаимосвязь безработицы и макроэкономических показателей (ВВП, инфляция).
18. Теоретические подходы к регулированию рынка труда и занятости населения.
19. Направления регулирования сферы труда и занятости.
20. Понятие и показатели производительности труда.
21. Нормативно-правовое регулирование в сфере экономики труда.
22. Комплексный взгляд на материальное стимулирование.
23. Функции заработной платы.
24. Формы оплаты труда.
25. Принципы оплаты труда.
26. Дифференциация трудовых доходов.
27. Предпосылки возникновения Международной организации труда.
28. Международная организация труда: сущность, структура и основные направления деятель-ности.
29. Проблемы российского рынка труда.
30. Трудовая миграция и ее роль в экономике.
31. Виды и формы оплаты труда.
32. Системы оплаты труда.
33. Роль и функции тарифной системы в регулировании оплаты труда.
34. Механизм регулирования заработной платы.
35. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера.
36. Натуральная оплата труда и натуральное премирование.
37. Система премирования.
38. Социально-трудовые отношения.
39. Социально-психологический климат и его роль в деятельности первичного трудового кол-лектива.
40. Адаптация персонала в организации.
41. Факторы формирования отношения к труду.
42. Система показателей качества жизни.
43. Особенности оценки качества жизни сельского населения.
44. Качество трудовой жизни: сущность и показатели оценки.
45. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Что изучает экономика труда?
Какие методы исследования используются в экономике труда?
Охарактеризуйте роль человека как важнейшего экономического ресурса общества.
Охарактеризуйте основной категориальный аппарат экономики труда.
2. Что такое труд, какова его роль в развитии человека и общества?
Каковы основные функции труда?
Какие виды труда Вы можете выделить, в чем их специфика?
Каковы основные формы трудовой деятельности?
Охарактеризуйте труд как процесс.
Раскройте сущность основных понятий, связанных с трудом.
Что общего и чем отличаются понятия «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ре-сурсы», «человеческий капитал»?
3. Что такое общественная организация труда?
Каковы основные элементы общественной организации труда?
В чем состоит сущность и значение разделения и кооперации труда в обществе?
Какие типы, виды, формы разделения и кооперации труда в обществе Вам известны?
Назовите принципы организации труда в обществе.
В чем специфика общественной организации труда в рыночной экономической системе?
Чем характеризуются объективные и субъективные стороны общественной организации труда?
Охарактеризуйте систему социально-трудовых отношений.
В чем принципиальные отличия между патернализмом и социальным партнерством как двумя типами социально-трудовых отношений?
4. Что представляет собой трудовой потенциал и какова его структура?
Что понимают под интеллектуальным потенциалом, каково его значение?
Какие факторы и процессы влияют на численность трудовых ресурсов?
От каких факторов зависят границы трудоспособного возраста?
Какова взаимосвязь закономерностей развития населения и экономики?
Какие типы воспроизводства населения Вам известны?
Каковы важнейшие характеристики демографической ситуации в РФ?
Чем характеризуются миграционные процессы в современной России?
Какова роль для современной России международной миграции?
Какие показатели используются для характеристики трудового потенциала и трудовых ресурсов общества?
Каковы условия эффективной реализации трудового потенциала общества?
5. Вопросы для самопроверки:
Что такое качество рабочей силы?
Какие слагаемые и показатели характеризуют качество рабочей силы?
Каковы требования, предъявляемые к качеству современной рабочей силы?
Какова взаимосвязь качества рабочей силы и качества труда?
Каково место качества рабочей силы, качества труда и качества продукта труда в системе все-общего (тотального) управления качеством (TQM)?
Каково значение национального проекта «Здоровье» в повышении качество рабочей силы?
Назовите важнейшие социально-личностные характеристики рабочей силы.
6. Что такое профессия?
Что представляет собой профессиограмма, каково ее назначение?
Что такое профессионализм, каковы его уровни, этапы становления и показатели?
Каковы критерии квалификации работника?
Назовите основные составляющие развития профессионализма.
Раскройте понятие «профессионализация», ее содержание как социального явления?
Назовите основные элементы профессионально-должностного профиля рабочего места.
Как Вы понимаете процесс развития компетенций?
7. Что такое человеческий капитал?
В чем состоит значение человеческого капитала в постиндустриальном (информационном обще-стве)?
Как меняется структура совокупного капитала в современных условиях?
Каковы особенности человеческого капитала?
Назовите основные составляющие человеческого капитала.
Какова роль государства и семьи в формировании человеческого капитала?
Как участвует работодатель в формировании и развитии человеческого капитала?
Назовите виды инвестиций в человеческий капитал.
Какие методы и показатели оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал Вам из-вестны?
В чем заключатся риски инвестиций в человеческий капитал?
8. Каково значение качества жизни в постиндустриальном (информационном) обществе? Како-во соотношение понятий «качество жизни», «уровень жизни», «образ жизни», «благосостоя-ние»?
Какие модели качества жизни Вам известны?
Назовите составляющие качества жизни?
Какова связь качества жизни и роста национального богатства?
Что представляет собой индекс развития человеческого потенциала?
Какие подходы к оценке бедности Вам известны?
Какие социальные стандарты уровня жизни действуют в РФ?
Что такое качество трудовой жизни?
Назовите показатели и факторы качества трудовой жизни.
9. Каково макроэкономическое значение эффективности трудовой деятельности?
Какова взаимосвязь производительности труда и уровня жизни населения?
Раскройте соотношение категорий «производительность труда» и «производительная сила тру-да».
Что такое общая и частная производительность труда?
Что такое интенсивность труда, как она соотносится с производительностью труда?
Назовите разновидности выработки и трудоемкости продукции. Дайте их экономическую ха-рактеристику.
Назовите условия роста производительности труда?
Как классифицируются факторы и резервы роста производительности труда?
Как государство может воздействовать на динамику общественной производительности труда?
Как демографические процессы могут влиять на общественную производительность труда?
10. Охарактеризуйте основные виды доходов населения.
В чем специфика доходов от объектов интеллектуальной собственности?
Какова связь проблемы неравенства населения и социальной безопасности государства, каковы формы ее проявления?
Что представляет собой средний слой (средний класс)? Каковы его признаки?
Каково место и значение среднего класса в современном обществе?
Каковы важнейшие регуляторы государственной политики доходов?
11. Раскройте взаимосвязь категорий «стоимость рабочей силы», «цена рабочей силы» и «зара-ботной платы».
Дайте характеристику заработной платы как экономической категории.
Назовите составляющие механизма регулирования заработной платы на макроуровне.
Каковы принципы установления минимального размера оплаты труда? Как они соблюдаются в РФ?
Охарактеризуйте назначение тарифной системы оплаты труда, ее элементов.
Раскройте экономическое содержание тарифных ставок и должностных окладов.
Какие поощрительные и компенсационные надбавки и доплаты к ставкам и окладам Вам из-вестны?
Что такое ЕТКС и КСДС? Их содержание?
Каковы условия эффективного применения повременной и сдельной форм оплаты труда работ-ников?
12. Назовите государственные органы, отвечающие за разработку и реализацию политики в сфере труда и занятости.
Как осуществляется взаимосвязь государственных органов управления трудом со службами управления персоналом организации?
Каковы цели и приоритеты современной государственной кадровой политики?
Раскройте суть кадровой политики организации.
Назовите типы и виды кадровой политики организации.
Раскройте направления кадровой политики организации.
Кадровая стратегия.
Что представляет собой аудит социально-трудовой сферы? В чем его задачи?
Каковы разновидности аудита в социально-трудовой сфере?
Какие показатели, характеризующие движение, развитие и использование рабочей силы Вам из-вестны?
Назовите показатели качества рабочей силы, качества и результатов труда персонала.
Каковы особенности оценки эффективности труда руководителей и специалистов?
Какова структура затрат на персонал?
Какие показатели условий и состояния охраны труда Вам известны?
13. Назовите факторы формирования социально-трудовых отношений в организации.
Каковы основные методы взаимодействия субъектов социального партнерства?
Каковы принципы социального партнерства?
Какова роль государства в регулировании социально-трудовых отношений?
Какова роль Международной организации труда (МОТ) в регулировании социально-трудовых отношений?
Каковы функции объединений работодателей, предпринимателей в системе социального парт-нерства?
Что представляет собой социальная политика современной организации?
В чем проявляется социальная ответственность бизнеса?
Какова роль коллективного договора в регулировании социально-трудовых отношений?
В чем сущность и объективная основа конфликтов в социально-трудовой сфере?
Какие типы и виды конфликтов Вам известны?
Каковы основные способы разрешения конфликтов в социально-трудовой сфере?
14. Раскройте понятие социальной защиты населения.
Охарактеризуйте известные Вам модели социальной защиты населения.
Назовите важнейшие социальные гарантии гражданам РФ.
Каковы принципы социальной защиты?
Какие виды и формы социальной защиты Вам известны?
Каковы уровни социальной защиты и их взаимодействие?
Что такое социальный риск, какова его природа и характеристики?
В чем отличие социального страхования от других форм социальной защиты? Каковы его виды?
Каковы основные элементы пенсионной системы России?
Задания для самостоятельной работы:
1. Характеристика этапов развития экономики труда.
Характеристика многоуровневого строения экономики труда.
Характеристика взаимосвязей экономики труда с другими дисциплинами.
2. Характеристика основных этапов развития науки о труде в мире и России.
Систематизация основных теорий и концепций современной экономики труда.
Характеристика наиболее актуальных проблем в сфере труда.
3. Характеристика положения в системе общественной организации труда конкретного индиви-да.
Сравнительная характеристика общественной организации труда при господстве государствен-ной и частной собственности на средства производства.
Анализ особенностей общественной организации труда в современной России.
Расчет и анализ показателей движения рабочей силы.
Характеристика путей развития трудового потенциала общества.
КС «Характеристика трудового потенциала региона».
5. Характеристика факторов, влияющих на изменение качества рабочей силы.
Оценка показателей качества рабочей силы.
КС «Мотивационная составляющая качества рабочей силы».
6. Характеристика компетенций для работника конкретной профессии.
Оценка личных возможностей профессионального развития.
Характеристика этапов и направлений развития российской системы образования.
КС «Составление карты компетенций».
7. Характеристика основных положений теории человеческого капитала.
Анализ затрат на образование.
Характеристика методов и показателей оценки человеческого капитала.
8. Анализ важнейших показателей уровня жизни населения.
Анализ уровня и динамики ИРЧП (Россия в международном сравнении).
Характеристика изменения социальных стандартов уровня жизни в РФ.
КС «Оценка качества трудовой жизни».
9. Характеристика механизма зависимости занятости и производительность труда.
10. Анализ поэлементного состава денежных доходов граждан.
Анализ показателей дифференциации доходов.
Характеристика динамики минимального размера оплаты труда (МРОТ) в РФ.
11. Анализ реализации функций оплаты труда в современной России.
Анализ практики районного регулирования заработной платы.
КС «Формирование премиальной система оплаты труда».
12. Учебно-технологический тренинг «Планирование потребности организации в рабочей си-ле».
13. Анализ деятельности субъектов социального партнерства (профсоюзов, объединений рабо-тодателей и государства) в РФ.
Анализ отражения в национальном законодательстве положений ратифицированных Россией конвенций МОТ.
КС «Управление трудовым конфликтом».
14. Анализ современной отечественной практики организации пенсионного обеспечения граж-дан.
Анализ хода и результатов реформы предоставления льгот различным категориям граждан.
Анализ развития социальной работы с населением.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.