2023-2024_z23_03_01ОБ_2022_ФЗО_plx_Психологические качества водителя_Организация и безопасность движения
 
 
 
Б1.В.ДВ.01.02 Психологические качества водителя
 
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-3.1 Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
 
УК-3.2 Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
 
УК-3.3 Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
ПК-3.1 Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
 
ПК-3.2 Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
 
ПК-3.3 Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
ПК-3 
Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 4 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Письменная работа .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в транспортную психо-логию. Методы исследований в транспортной психологии
 
1.1
Введение в транспортную психо-логию. Методы исследований в транспортной психологии
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
2
Водитель как оператор в системе ВАД
 
2.1
Водитель как оператор в системе ВАД
1
0
0
8
9
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
3
Психофизиологические основы деятельности водителя.
 
3.1
Психофизиологические основы деятельности водителя.
1
0
0
8
9
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
4
Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.
 
4.1
Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
5
Психические свойства личности водителя. Темперамент
 
5.1
Психические свойства личности водителя. Темперамент
0
0
2
8
10
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
6
Психические свойства личности водителя. Характер
 
6.1
Психические свойства личности водителя. Характер
0
0
2
8
10
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
7
Психические свойства личности водителя. Способности, направленность и потребности
 
7.1
Психические свойства личности водителя. Способности, направленность и потребности
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
8
Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности
 
8.1
Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности
0
0
0
0
0
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
9
Эмоции в профессиональной деятельности
 
9.1
Эмоции в профессиональной деятельности
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
10
Воля в профессиональной деятельности
 
10.1
Воля в профессиональной деятельности
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
11
Работоспособность и утомление водителя автомобиля
 
11.1
Работоспособность и утомление водителя автомобиля
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
12
Работоспособность и надежность водителя
 
12.1
Работоспособность и надежность водителя
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
13
Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранспортом
 
13.1
Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранспортом
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
14
Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте 
 
14.1
Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте 
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
15
Профессиональные навыки: формирование и совершенствование
 
15.1
Профессиональные навыки: формирование и совершенствование
1
0
0
8
9
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
16
Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях 
 
16.1
Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях 
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
17
Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения. 
 
17.1
Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения. 
1
0
0
6,5
17
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
Всего часов:
4
0
4
126,5
144
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-3.1 Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
 
УК-3.2 Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
 
УК-3.3 Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
ПК-3.1 Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
ПК-3 
Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
 
ПК-3.2 Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
 
ПК-3.3 Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
ПК-3 
Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
4
2
144
10
126,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
1
4
4
Практические занятия (Пр)
4
4
1
4
4
Другие виды самостоятельной работы
126,5
126,5
Контактная работа
2
2
2
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию)(КА)
1,5
1,5
Контактная работа в семестре(КС)
0,5
0,5
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
144
144
Общая трудоемкость, З.Е.
4
4
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в транспортную психо-логию. Методы исследований в транспортной психологии
 
1.1
Введение в транспортную психо-логию. Методы исследований в транспортной психологии
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
2
Водитель как оператор в системе ВАД
 
2.1
Водитель как оператор в системе ВАД
1
0
0
8
9
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
3
Психофизиологические основы деятельности водителя.
 
3.1
Психофизиологические основы деятельности водителя.
1
0
0
8
9
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
4
Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.
 
4.1
Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
5
Психические свойства личности водителя. Темперамент
 
5.1
Психические свойства личности водителя. Темперамент
0
0
2
8
10
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
6
Психические свойства личности водителя. Характер
 
6.1
Психические свойства личности водителя. Характер
0
0
2
8
10
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
7
Психические свойства личности водителя. Способности, направленность и потребности
 
7.1
Психические свойства личности водителя. Способности, направленность и потребности
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
8
Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности
 
8.1
Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности
0
0
0
0
0
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
9
Эмоции в профессиональной деятельности
 
9.1
Эмоции в профессиональной деятельности
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
10
Воля в профессиональной деятельности
 
10.1
Воля в профессиональной деятельности
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
11
Работоспособность и утомление водителя автомобиля
 
11.1
Работоспособность и утомление водителя автомобиля
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
12
Работоспособность и надежность водителя
 
12.1
Работоспособность и надежность водителя
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
13
Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранспортом
 
13.1
Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранспортом
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
14
Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте 
 
14.1
Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте 
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
15
Профессиональные навыки: формирование и совершенствование
 
15.1
Профессиональные навыки: формирование и совершенствование
1
0
0
8
9
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
16
Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях 
 
16.1
Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях 
0
0
0
8
8
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
17
Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения. 
 
17.1
Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения. 
1
0
0
6,5
17
УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3
 
Всего часов:
4
0
4
126,5
144
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение в транспортную психо-логию. Методы исследований в транспортной психологии

Введение в транспортную психологию. Объект, предмет, задачи и методы транспортной психологии. История развития и становления транспортной психологии

 
Водитель как оператор в системе ВАД

Водитель как оператор в системе ВАД. Понятие о системе. Особенности взаимодействия элементов системы. Основные характеристики и особенности элементов системы ВАДС. Человек как звено в системе управления. Информация в системе управления ВАД. Надёжность водителя автомобиля. Роль человеческого фактора в ДТП

 
Психофизиологические основы деятельности водителя.

Психофизиологические основы деятельности водителя. Понятия о психофизиологии труда водителей. Понятие о строении и функциях нервной системы. Основные закономерности высшей нервной деятельности. Анализаторы человека и их характеристики. Психофизиологические особенности труда водителей

 
Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.

Познавательно-психические процессы в деятельности водителя. Ощущение и восприятие водителя автомобиля. Понятие об ощущении и восприятии. Значение отдельных видов восприятия пространства, времени и скорости движения автомобиля. Ошибка восприятия. Внимание водителей и безопасность движения. Понятие о внимании и его качествах. Физиологические механизмы внимания. Роль внимания в деятельности водителя автомобиля. Методы повышения внимания. Мышление и память в деятельности водителя. Понятие о мышлении. Формы мышления. Виды мышления. Прогнозирование и его роль в деятельности водителя автомобиля. Память. Виды памяти. Качество памяти. 

 
Психические свойства личности водителя. Темперамент

Психические свойства личности водителя. Темперамент. Типы темперамента, их характеристика в управлении транспортными средствами.

 
Психические свойства личности водителя. Характер

Психические свойства личности водителя. Характер водителя и его влияние на способность управления автомобилем.

 
Психические свойства личности водителя. Способности, направленность и потребности

Психические свойства личности водителя. Способности, направленность и потребности

 
Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности

Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности. Понятие личности. Свойства личности (потребности, направленности, способности, темперамент, характер) и их значение для обучения и профессиональной деятельности водителя. Морально – нравственные особенности личности водителя и его надёжность. Личность водителя и безопасность дорожного движения.

 
Эмоции в профессиональной деятельности

Эмоции в профессиональной деятельности. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности человека. Эмоциональные переживания, фундаментальные эмоции и их основные характеристики. Классификации эмоций и чувств. Характеристика эмоциональных состояний. Теории эмоций. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций в неожиданных, опасных ситуациях на транспорте. Значение регуляции эмоциональных состояний для обеспечения безопасности дорожного движения. 

 
Воля в профессиональной деятельности

Воля в профессиональной деятельности. Понятие воли: простого и сложного волевого действия. Структура волевого акта. Волевые качества личности, их характеристика. Развитие и совершенствование волевых качеств в профессиональной деятельности в области организации движения на автомобильном транспорте

 
Работоспособность и утомление водителя автомобиля

Работоспособность и утомление водителя автомобиля. Работоспособность водителей. Усталость, утомление, переутомление. Фазы утомления. Физическое, умственное и эмоциональное утомление. Влияние утомления на работоспособность и состояние водителя. Утомление водителей и ДТП. Эмоциональное, физическое и умственное утомление: особенности наступления и способы преодоления. 

 
Работоспособность и надежность водителя

Работоспособность и надежность водителя. Работоспособность как основа безопасности дорожного движения и способы ее поддержания. Причины, влияющие на снижение надежности водителей.

 
Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранспортом

Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранспортом. Влияние курения на надежность профессионала. Монотония в профессиональной деятельности и «дорожный гипноз». Алкоголь и безопасность дорожного движения. Зависимость работоспособности от состояния здоровья специалиста в области организации движения на дорожном транспорте

 
Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте

Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте Профессионально важные качества (ПВК): понятие и условия формирования. Профпригодность: понятие и виды. Методы определения профпригодности. Профессиональный отбор: понятие и критерии отбора. Психологический отбор кандидатов на замещение вакантных должностей в области организации движения на транспорте. Профессиональный подбор. Профессиограмма: понятие и структура. Специфика составления профессиограммы в целях профподбора специалистов в области организации движения на транспорте. Программа проведения психофизиологического обследования специалистов в области организации движения на транспорте с помощью ЭВМ.

 
Профессиональные навыки: формирование и совершенствование

Профессиональные навыки: формирование и совершенствование. Профессиональное мастерство в области организации движения на дорожном транспорте. Характеристики профессионального мастерства Навык: понятие и особенности формирования. Формирование профессиональных навыков при подготовке специалистов в области организации движения на транспорте. Три группы навыков, необходимых в профессиональной деятельности профессионала: сенсорные, мыслительные (умственные), двигательные. Классификация причин, влияющих на продуктивность навыка. Совершенствование трудовых навыков специалистов в области организации движения на транспорте. Индивидуальные особенности и совершенствование профессионального мастерства. Психологическая подготовка специалистов в области организации движения на транспорте: понятие и специфика. Тренинги, деловые игры, анализ «конкретных ситуаций», как активные методы обучения и совершенствования профессионального мастерства.

 
Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях

Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях Понятие сложных дорожных условий. Влияние внешних и внутренних факторов на безопасность движения. Роль внутренних и внешних опасностей на безопасность движения. Полезные навыки и их опасная интерференция. Влияние переноса навыков на безопасность движения. Управление транспортом в темное время суток. Влияние темноты на процесс зрительного восприятия. Недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке как дополнительный эмоциогенный фактор. Влияние скорости движения на безопасность. Психологические причины аварий, связанных со скоростью движения. Психологические приемы предупреждения нарушений, связанных с превышением скоростей движения. 

 
Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения.

Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения. Особенности взаимоотношений водителя с участниками дорожного движения. Особенности построения взаимоотношений водителя с представителями органов Госавтоинспекции. Особенности построения взаимоотношений водителя с окружающей средой. 

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
5
Психические свойства личности водителя. Темперамент
2
 
2
6
Психические свойства личности водителя. Характер
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Письменная работа
ПР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-3 
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
 
 
ПК-3 
Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Транспортная психология
x
Экзамен
Психологические качества водителя
x
Экзамен
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
x
Зачет с оценкой
Спортивные секции
x
Зачет с оценкой
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту (для инвалидов и лиц с ОВЗ)
x
Зачет с оценкой
Культурология
x
Зачет
Социология и политология
x
Зачет
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
x
Зачет
ПК-3 Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Экспертный анализ дорожно-транспортных происшествий
x
Экзамен,Зачет с оценкой
Транспортная психология
x
Экзамен
Психологические качества водителя
x
Экзамен
Теория автомобиля
x
Экзамен
Динамика автомобиля
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-3.1 Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет свою роль в команде, исходя из стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-3.2 Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливает контакт в процессе межличностного взаимодействия

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-3.3 Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды и оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3 Способен проводить анализ аварийных ситуаций на улично-дорожной сети и разрабатывать меры по их предотвращению
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Проводит экспертизу дорожно-транспортных происшествий, в том числе учитывая конструкцию транспортных средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способность выявлять причины дорожно-транспортных происшествий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Формулирует рекомендации по повышению безопасности движения после анализа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с учетом требований к эксплуатационному состоянию путей сообщения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Материалы для проведения устного опроса

Тема 1. Введение в транспортную психологию.

1. Объект, предмет, задачи и методы транспортной психологии.

2. История развития и становления транспортной психологии.

3. Проблемы рассматриваемые транспортной психологией

Тема 2. Водитель как оператор в системе ВАД.

1. Понятие о системе. Особенности взаимодействия элементов системы.

2. Основные характеристики и особенности элементов системы ВАДС.

3. Человек как звено в системе управления.

4. Информация в системе управления ВАД.

5. Надёжность водителя автомобиля.

6. Роль человеческого фактора в ДТП.

Тема 3. Психофизиологические основы деятельности водителя.

1. Понятия о психофизиологии труда водителей.

2. Понятие о строении и функциях нервной системы.

3. Основные закономерности высшей нервной деятельности.

4. Анализаторы человека и их характеристики.

5. Психофизиологические особенности труда водителей.

Тема 4. Познавательно-психические процессы в деятельности водителя.

1. Ощущение и восприятие водителя автомобиля.

2. Ошибка восприятия.

3. Внимание водителей и безопасность движения.

4. Мышление и речь в деятельности водителя.

5. Прогнозирование и его роль в деятельности водителя автомобиля.

6. Память. Виды памяти. Качество памяти

Тема 7. Психические свойства личности водителя.

1. Профессионально важные способности водителя автотранспорта

2. Направленность и установка в деятельности водителя

 
3. Потребности и мотивация в деятельности водителя

Тема 8. Личность водителя и её роль в его профессиональной деятельности.

1. Понятие личности.

2. Морально – нравственные особенности личности водителя и его надёжность.

3. Личность водителя и безопасность дорожного движения.

Тема 9. Эмоции в профессиональной деятельности.

1. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности человека.

2. Эмоциональные переживания, фундаментальные эмоции и их основные характеристики.

3. Характеристика эмоциональных состояний.

4. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций в неожиданных, опасных ситуациях на транспорте.

5. Значение регуляции эмоциональных состояний для обеспечения безопасности дорожного движения.

Тема 10. Воля в профессиональной деятельности.

1. Понятие воли: простого и сложного волевого действия.

2. Структура волевого акта.

3. Волевые качества личности, их характеристика.

4. Развитие и совершенствование волевых качеств в профессиональной деятельности в об-ласти организации движения на автомобильном транспорте.

Тема 11. Работоспособность и утомление водителя автомобиля

1. Работоспособность водителей.

2. Усталость, утомление, переутомление.

3. Физическое, умственное и эмоциональное утомление.

4. Влияние утомления на работоспособность и состояние водителя.

5. Утомление водителей и ДТП.

6. Документы, регламентирующие режим труда и отдыха водителя.

7. Мероприятия по предупреждению ДТП, связанных с утомлением и переутомлением во-дителей.

Тема 12. Работоспособность и надежность водителя.

1. Работоспособность как основа безопасности дорожного движения и способы ее поддер-жания.

2. Причины снижения работоспособности.

3. Утомление и усталость в профессиональной деятельности, причины возникновения.

4. Степень утомления в зависимости от продолжительности работы.

5. Эмоциональное, физическое и умственное утомление: особенности наступления и способы преодоления.

Тема 13 Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранс-портом.

1. Влияние курения на надежность профессионала.

2. Монотония в профессиональной деятельности и «дорожный гипноз».

3. Алкоголь и безопасность дорожного движения.

4. Зависимость работоспособности от состояния здоровья специалиста в области организации движения на дорожном транспорте.

Тема 14. Профессионально важные качества специалиста в области организации движения на транспорте

1. Профессионально важные качества (ПВК): понятие и условия формирования.

2. Профпригодность: понятие и виды.

3. Профессиональный отбор: понятие и критерии отбора.

4. Психологический отбор кандидатов на замещение вакантных должностей в области организации движения на транспорте.

5. Профессиональный подбор.

6. Специфика составления профессиограммы в целях профподбора специалистов в области организации движения на транспорте.

7. Программа проведения психофизиологического обследования специалистов в области организации движения на транспорте с помощью ЭВМ.

Тема 15. Профессиональные навыки: формирование и совершенствование.

1. Профессиональное мастерство в области организации движения на дорожном транспорте.

 
Характеристики профессионального мастерства

2. Три группы навыков, необходимых в профессиональной деятельности профессионала: сенсорные, мыслительные (умственные), двигательные.

3. Классификация причин, влияющих на продуктивность навыка.

4. Совершенствование трудовых навыков специалистов в области организации движения на транспорте.

5. Индивидуальные особенности и совершенствование профессионального мастерства.

6. Психологическая подготовка специалистов в области организации движения на транс-порте: понятие и специфика.

Тема 16. Психофизиологические особенности управления автотранспортом в сложных условиях

1. Влияние внешних и внутренних факторов на безопасность движения.

2. Управление транспортом в темное время суток.

3. Недостаток информации о дорожно-транспортной обстановке как дополнительный эмо-циогенный фактор.

4. Влияние скорости движения на безопасность.

5. Психологические приемы предупреждения нарушений, связанных с превышением скоростей движения.

Тема 17. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения.

1. Особенности взаимоотношений водителя с участниками дорожного движения.

2. Особенности построения взаимоотношений водителя с представителями органов Госавтоинспекции.

3. Особенности построения взаимоотношений водителя с окружающей средой.

6.1.2. Материалы для письменных заданий

Тема 5.Психические свойства личности водителя. Темперамент. Типы темперамента, их характеристика в управлении транспортными средствами.

Задание для письменной работы:

1) Проведите диагностику и сделайте анализ собственного темперамента с помощью:

- личностного опросника Айзенка, направленного на выявление личностных параметров, нейротизма и экстраверсии-интроверсии;

- опросника Русалова;

- опросника Стреляу, направленного на выявление силы процессов возбуждения и торможения.

2) Сделайте анализ надежности использования предложенных тестов для диагностики темперамента личности водителя.

Тема 6. Психические свойства личности водителя. Характер водителя и его влияние на способность управления автомобилем.

Задание для письменной работы:

1) Проведите диагностику и сделайте анализ собственного характера с помощью:

- характерологического опросника К.Леонгарда;

- опросника акцентуированных черт личности Н. Шмишека

- теста несуществующего животного.

2) Сделайте анализ надежности использования предложенных тестов для диагностики ха-рактера личности водителя.

Тема 9. Эмоции в профессиональной деятельности

1. Пауль,  А. А. Управление дорожными конфликтами в системе «водитель – пассажир – пешеход» / Пауль А.А., Осинцева М. Г., Лабунский Л. В., Осинцев Н. А.  // Современные проблемы транспортного комплекса России. – 2013. - Выпуск № 4

Тема 11. Работоспособность и утомление водителя автомобиля

1. Горшенин, А. А. Анализ устройств для контроля состояния водителя / Горшенин А.А., Липатов Е. Ю. // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2013. -Выпуск № 10 (113) / том 6

Тема 13 Влияние ПАВ на работоспособность и надежность в управлении автотранс-портом.

1. Латыпова, К. С. Причины и условия девиантного поведения водителей автотранспортных

 
средств на дорогах России / К.С. Лапытова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. - Выпуск № 1 / том 14

Экзаменационные вопросы:

1. Автотранспортная психология: предмет и основные задачи ее изучения.

2. Предмет и основные задачи инженерной психологии.

3. Основные методы исследования в транспортной психологии.

4. Взаимосвязь транспортной и инженерной психологии.

5. Особенности и классификация систем «человек-машина» (СЧМ). Показатели качества СЧМ.

6. Понятие «профессиональные действия». Основные модели трудового действия.

7. Профессиональная задача: понятие и отличие от действия.

8. Основные блоки проектирования системы «человек-машина».

9. Понятие психологическая надежность и факторы ее обуславливающие.

10. Анатомо-физиологические основы психики.

11. Характеристика наиболее важных анализаторов в деятельности специалиста в области организации движения на транспорте.

12. Понятие и характеристики ощущений.

13. Восприятие как психический процесс, обеспечивающий надежность профессионала в области организации движения на транспорте.

14. Психомоторика и реакции человека, управляющего транспортными потоками.

15. Внимание при управлении транспортными потоками.

16. Память: понятие и роль в профессиональной деятельности в области организации движения на транспорте.

17. Мышление: понятие и основные мыслительные операции.

18. Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности

19. Воля и волевые качества личности профессионала.

20. Работоспособность как основа безопасности дорожного движения и способы ее поддержания.

21. Причины возникновения утомления и усталости.

22. Монотония в профессиональной деятельности и «дорожный гипноз».

23. Человеческий фактор.

24. Понятие личность. Индивидуально-личностные особенности: темперамент, ха-рактер, способности.

25. Профпригодность: понятие и виды. Методы определения профпригодности.

26. Профессиональный отбор: понятие и критерии отбора.

27. Навык: понятие и особенности формирования.

28. Профессиональное мастерство: понятие, особенности совершенствования.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная Профессиональная этика и психология делового общения : учеб. пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. – 304 с. Психология личности : учебник / П.С. Гуревич. –  2-е изд. –  М. : ИНФРА-М, 2018. –  479 с. Психофизиология : учеб. пособие / С.Г. Кривощёков, Р.И. Айзман. –  М. : ИНФРА-М, 2019. –  249 с. Транспортная психология: Учебное пособие / Белокуров В.П., Дорохин С.В., Климова Г.Н. – Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. – 329 с. б) дополнительная литература: Психология высших достижений личности (психоакмеология): Монография / Базылевич Т. Ф. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 330 с. Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. –  М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. – 192 с. Психология профессионального здоровья: Учебное пособие / Правдина Л.Р. - Рн/Д:Южный федеральный университет, 2016. - 208 с. Психология самопрезентации личности : монография / О.А. Пикулёва. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 320 с. Психофизиология профессиональной деятельности: умственный труд : учеб. пособие / Е.В. Сухова. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 155 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система - http://znanium.com/
 
2. Электронный каталог и полнотекстовая электронная библиотека - https://docs.google.com
 
3. Электронно-библиотечная система Лань - https://e.lanbook.com/
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в

 
глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ГиЕНД, к.псих.н. Соловьёва Светлана Анатольевна
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .