ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Проверка практических заданий .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).
Общие сведения о подготовки бакалавров по направлению «Строительство» Государственный образовательный стандарт, учебный план, его структура, график учебного процесса, виды учебных занятий и студенческих практик
Развитие транспортных средств и путей сообщения Пути сообщения первобытного и рабовладельческого обществ. Пути сообщения эпохи феодализма. Возобновление дорожного строительства и появление механического транспорта. Развитие дорожного строительства в России. Возобновление дорожного строительства в западноевропейских странах. Развитие методов проектирования дорог. Прогрессивные направления в строительстве земляного полотна и дорожных одежд. Экономичные конструкции дорожных одежд Пьера Тресаге, Томаса Тельфорда, Джона Мак- Адама. Появление на дорогах механической тяги. Обеспечение движения по дорогам.
Транспорт и его характеристика Понятие о транспорте. Классификация транспорта по назначению. Характеристики работы транспорта. Механика движения транспортных средств. Роль транспортных процессов в народном хозяйстве. Виды транспорта и преимущественная область их применения. Структурно-функциональная характеристика транспорта. Транспорт и окружающая среда.
Водные пути сообщения Подвижной состав водного транспорта. Речные и озерные пути сообщения. Морские пути судоходства. Технико-экономическая характеристика водного транспорта. Транспортная инфраструктура.
Железные дороги и железнодорожный транспорт Подвижной состав железнодорожного транспорта. Основные элементы железных дорог. Особенности работы железнодорожного транспорта. Железнодорожные станции. Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта. Транспортная инфраструктура.
Воздушный транспорт Подвижной состав воздушного транспорта. Аэродромы. Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта. Транспортная инфраструктура.
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт Подвижной состав автомобильного транспорта. Классификация автомобильных дорог. Основные элементы автомобильных дорог. Особенности работы автомобильного транспорта. Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта. Транспортная инфраструктура.
Задачи и направления дорожного строительства Технические условия и правила проложения дорог на местности. Строительство земляного полотна и дорожных одежд. Организация движения по дорогам. Современный этап дорожного строительства
Транспортная система Организация управления транспортной системой. Показатели транспортной обеспеченности и доступности
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Формулирует цели личностного и профессионального развития, условий их достижения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает личностные, ситуативные и временные ресурсы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Оценивает уровень саморазвития в различных сферах жизнедеятельности, определяет пути саморазвития
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. История возникновения транспорта.
2. Классификация видов транспорта.
3. История развития железнодорожного транспорта.
4. История развития автомобильного транспорта.
5. История развития воздушного транспорта.
6. История развития водного транспорта.
7. Транспортная система государства.
8. Основные элементы автомобильных дорог.
9. Дорожные одежды и инженерное обустройство дорог.
10. Современные и перспективные виды транспорта.
11. Специальные виды промышленного транспорта.
12. Подвижной состав железных дорог и станционное хозяйство.
13. Роль транспорта в экономике.
14. Составляющие транспортного процесса, их характеристика.
15. Структурно-функциональная характеристика транспорта.
16. Общие показатели работы транспорта.
17. Основные показатели транспортной обеспеченности и доступности.
18. Организация управления транспортной системой.
19. Преимущества и недостатки автомобильного транспорта.
20. Преимущества и недостатки воздушного транспорта.
21. Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта.
22. Основные показатели работы железнодорожного транспорта.
23. Основные показатели работы автомобильного транспорта.
24. Основные показатели работы воздушного транспорта.
25. Подвижной состав автомобильного транспорта, используемый для перевозок грузов и пассажиров.
26. Основные задачи по развитию автомобильного транспорта в России.
27. Сферы рационального использования различных видов промышленного транспорта.
28. Скорость и сроки доставки грузов и пассажиров.
29. Транспорт и окружающая среда.
30. Историческая схема взаимодействия во времени экономических систем и дорожного строительства.
31. Этапы создания сети дорог Древнего Рима.
32. Дороги государств ацтеков и майя.
33. Особенности дорожного строительства в Средние Века.
34. Развитие дорожного строительства в России.
35. Дорожные одежды военно-автомобильных дорог.
36. Изменение дорожных условий после второй мировой войны.
37. Особенности дорожного строительства в настоящее время.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.