2024-2025_08_03_01_2022_plx_Механика грунтов_ Основания и фундаменты_Автомобильные дороги
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.23 Механика грунтов. Основания и фундаменты
08.03.01 Строительство
Автомобильные дороги
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-3.1 Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологическими процессов (явлений), а также защиту от их последствий
 
ОПК-3.2 Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы
 
ОПК-3.3 Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)
ОПК-3 
Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
ОПК-4.1 Способен выбирать нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи профессиональной деятельности
 
ОПК-4.2 Выявляет основные требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве
 
ОПК-4.3 Использует в профессиональной деятельности нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения
ОПК-4 
Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 6 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка практического задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия, цели и задачи курса
 
1.1
Основные понятия, цели и задачи курса
4
0
1
8
13
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2
Основные закономерности меха-ники грунтов
 
2.1
Основные закономерности меха-ники грунтов
2
0
2
10
14
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3
Теория распределения напряжений в грунтовых массивах
 
3.1
Теория распределения напряжений в грунтовых массивах
4
0
4
10
18
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
4
Прочность и устойчивость грунтовых массивов, давление на ограждающие конструкции. Критические нагрузки на грунт
 
4.1
Прочность и устойчивость грунтовых массивов, давление на ограждающие конструкции. Критические нагрузки на грунт
4
0
4
12
20
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
5
Деформация грунтов. Устойчивость откосов. Давление на подпорные стенки.
 
5.1
Деформация грунтов. Устойчивость откосов. Давление на подпорные стенки.
2
0
4
13
19
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
6
Теоретическая основная работа осадок оснований
 
6.1
Теоретическая основная работа осадок оснований
1
0
2
20
23
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
1
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
8
Основные положения проектирования оснований и фундаментов
 
8.1
Основные положения проектирования оснований и фундаментов
1
0
0
10
11
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
9
Типы фундаментов и особенности их расчетов. Производство работ по сооружению фундаментов
 
9.1
Типы фундаментов и особенности их расчетов. Производство работ по сооружению фундаментов
14
0
16
20
50
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
10
Усиление и переустройство фундаментов
 
10.1
Усиление и переустройство фундаментов
2
0
1
16,5
19,5
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
11
Контроль
 
11.1
Контроль
0
0
0
0
27,5
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
Всего часов:
34
0
34
119,5
216
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-3.1 Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологическими процессов (явлений), а также защиту от их последствий
 
ОПК-3.2 Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы
 
ОПК-3.3 Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)
ОПК-3 
Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
ОПК-4.1 Способен выбирать нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи профессиональной деятельности
 
ОПК-4.2 Выявляет основные требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве
 
ОПК-4.3 Использует в профессиональной деятельности нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения
ОПК-4 
Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 4 
Семестр 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
68
16
108
35
73
108
36
46,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
34
8
17
17
17
17
Практические занятия (Пр)
34
8
17
17
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1,5
1
1
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
73
73
46,5
46,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
За
Эк
Общая трудоемкость, ч.
216
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
6
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия, цели и задачи курса
 
1.1
Основные понятия, цели и задачи курса
4
0
1
8
13
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
2
Основные закономерности меха-ники грунтов
 
2.1
Основные закономерности меха-ники грунтов
2
0
2
10
14
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
3
Теория распределения напряжений в грунтовых массивах
 
3.1
Теория распределения напряжений в грунтовых массивах
4
0
4
10
18
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
4
Прочность и устойчивость грунтовых массивов, давление на ограждающие конструкции. Критические нагрузки на грунт
 
4.1
Прочность и устойчивость грунтовых массивов, давление на ограждающие конструкции. Критические нагрузки на грунт
4
0
4
12
20
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
5
Деформация грунтов. Устойчивость откосов. Давление на подпорные стенки.
 
5.1
Деформация грунтов. Устойчивость откосов. Давление на подпорные стенки.
2
0
4
13
19
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
6
Теоретическая основная работа осадок оснований
 
6.1
Теоретическая основная работа осадок оснований
1
0
2
20
23
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
7
Контроль
 
7.1
Контроль
0
0
0
0
1
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
8
Основные положения проектирования оснований и фундаментов
 
8.1
Основные положения проектирования оснований и фундаментов
1
0
0
10
11
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
9
Типы фундаментов и особенности их расчетов. Производство работ по сооружению фундаментов
 
9.1
Типы фундаментов и особенности их расчетов. Производство работ по сооружению фундаментов
14
0
16
20
50
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
10
Усиление и переустройство фундаментов
 
10.1
Усиление и переустройство фундаментов
2
0
1
16,5
19,5
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
11
Контроль
 
11.1
Контроль
0
0
0
0
27,5
ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3, ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3
 
Всего часов:
34
0
34
119,5
216
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные понятия, цели и задачи курса

Задачи   механики   грунтов.   Роль русских   ученых   в   развитии   и становлении   «Механики   грунтов». Состав и строение грунтов. Физико-механические         свойства грунтов. Классификационные по¬казатели грунтов

 
Основные закономерности меха-ники грунтов

Основные закономерности механики грунтов:

а) сжимаемость и закон уплотнения;

б) водопроницаемость и закон лами¬нарной фильтрации;

в) контактное сопротивление сдвигу и условие прочности;

г) структурно-фазовая деформируемость и принцип линейной деформируемости.

 
Теория распределения напряжений в грунтовых массивах

Фазы     напряженного     состояния массива    грунтов.    Распределение напряжений: при действии вертикаль¬ных сил; б) от действия местной нагрузки; в) при плоской задаче; г) от действия веса грунта

 
Прочность и устойчивость грунтовых массивов, давление на ограждающие конструкции. Критические нагрузки на грунт

Уравнения предельного равновесия грунтов. Критические нагрузки на грунт.

 
Деформация грунтов. Устойчивость откосов. Давление на подпорные стенки.

Устойчивость откосов и склонов. Давление грунта на подпорные стенки.

 
Теоретическая основная работа осадок оснований

Методы     линейно-деформируемого полупространства и слоя конечной толщины.    Метод    эквивалентного слоя. Практические методы расчета осадок оснований во времени

 
Основные положения проектирования оснований и фундаментов

Общие сведения о фундаментах. Конструктивные элементы фундамента. Материалы, применяемые для фундамента. Типы фундаментов. Инженерно-геологические и гидрогеологические условия строительной площадки. Природно-климатические условия региона.

Основные положения проектирования оснований и фундаментов по предельным состояниям. Виды предельных состояний.

Первая группа предельных состояний. Предельная несущая способность оснований при вертикальной и других видах нагрузок. Условия необходимости расчета оснований и фундаментов по первой группе предельных состояний. Основные расчетные зависимости.

Вторая группа предельных состояний. Виды деформаций зданий и сооружений. Причины развития неравномерных осадок оснований. Предельные деформации для различных категорий зданий и сооружений. Основные расчетные зависимости.

Технико-экономические показатели проектных решений

 
Типы фундаментов и особенности их расчетов. Производство работ по сооружению фундаментов

Проектирование фундаментов мелкого заложения. Расчет фундаментов мелкого заложения по несущей способности основания и по деформациям. Проектирование свайных и столбчатых фундаментов. Сопротивление сваи действию внешних нагрузок. Проектирование свайных фундаментов с низким ростверком. Проектирование свайного фундамента с высоким ростверком. Столбчатые фундаменты из оболочек. Проектирование фундаментов из опускных колодцев. Строительство на структурно-неустойчивых грунтах. Фундаменты в районах распространения вечномерзлых грунтов. Фундаменты на лессовых и лессовидных просадочных грунтах. Фундаменты на набухающих грунтах. Фундаменты на слабых водонасыщенных глинистых грунтах (илах, ленточных глинах. Устройство фундаментов на местности, покрытой водой

 
Усиление и переустройство фундаментов

Принципы, вызывающие необходимость переустройства существующих оснований и фундаментов. Методы усиления фундаментов. Техника безопасности работ.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основные понятия раздела "Механика грунтов"
1
 
2
2
Рассчитать величины вертикальных напряжений от действия несколь¬ких сил. По вычисленным значениям построить эпюры напряжений по двум сечениям грунтовом массиве.
2
 
3
3
Вычислить величины вертикальных напряжений при действии линейной равномерно распределенной нагрузки на поверхность грунтового массива. Затем учесть взаимное влияние соседнего фундамента на первый.
4
 
4
4
Определить осадку фундамента по методу постоянного суммирования. Фундамент возведен на слоистых грунтах. Сначала построить эпюру напряжений под подошвой фундамента по вертикали, проходящей через центр тяжести подошвы фундамента. С левой стороны вертикального сечения построить эпюру напряжений от действия веса грунта. Установить глубину сжимаемой толщи и по формуле вычислить осадку
4
 
5
5
Расчет давления песчаных грунтов на подпорную стенку. По данным геометрическим размерам подпорной стенки определить активное давление по графическому методу
4
 
6
6
Расчет осадки во времени. Рассчитать осадку методом эквивалентного слоя (метод Цитовича). Вычислить по данным задания, коэффициент консолидации грунта, период («Т») и средний коэффициент фильтрации. В зависимости от формы уплотняющих давлений, определить значение «14». По этим данным построить график затухания осадки во времени
2
 
7
9
Обработка инженерно-геологических данных строительной площадки 
2
 
8
9
Построение геологического разреза строительной площадки
2
 
9
9
Расчет заложения фундаментов мелкого заложения
2
 
10
9
Проверка площади подошвы фундаментов по давлениям. Проверка прочности слабого слоя
2
 
11
9
Определение несущей способности свай
2
 
12
9
Проектирование свайных фундаментов под колонны и кирпичные стены
2
 
13
9
Определение осадки фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов
2
 
14
9
Определение затухания осадки во времени для ленточных и свайных фундаментов
2
 
15
10
Меры по уменьшению неравномерных осадок фундаментов
1
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Проверка практического задания
Проверка ПЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ОПК-3 
Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
 
 
ОПК-4 
Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-4 Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
История (история России, всеобщая история)
x
Экзамен
Философия
x
Экзамен
Иностранный язык
x
x
Зачет,Экзамен
Культурология
x
Зачет
Культура общения
x
Зачет
Документооборот и делопроизводство
x
Зачет
Социология и политология
x
Зачет
Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
x
Зачет
Безопасность жизнедеятельности и основы военной подготовки
x
x
Экзамен,Зачет с оценкой
 
Безопасность жизнедеятельности
x
Экзамен
Метрология, стандартизация и сертификация
x
Зачет
Механика грунтов. Основания и фундаменты
x
x
Зачет,Экзамен
Транспортная инфраструктура
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ОПК-3 Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Правоведение
x
Зачет
Механика грунтов. Основания и фундаменты
x
x
Зачет,Экзамен
Основы архитектуры и строительных конструкций
x
Экзамен
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-3 Способен принимать решения в профессиональной сфере, используя теоретические основы и нормативную базу строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-3.1 Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологическими процессов (явлений), а также защиту от их последствий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологическими процессов (явлений), а также защиту от их последствий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологическими процессов (явлений), а также защиту от их последствий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологическими процессов (явлений), а также защиту от их последствий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оценивает инженерно-геологические условия строительства, выбирает мероприятия, направленные на предупреждение опасных инженерно-геологическими процессов (явлений), а также защиту от их последствий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3.2 Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать планировочную и (или) конструктивную схему здания, оценивать преимущества и недостатки выбранной планировочной и (или) конструктивной схемы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3.3 Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать строительные материалы для строительных конструкций (изделий)

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4 Способен использовать в профессиональной деятельности распорядительную и проектную документацию, а также нормативные правовые акты в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-4.1 Способен выбирать нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен выбирать нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен выбирать нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен выбирать нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие деятельность в области строительства, строительной индустрии и жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4.2 Выявляет основные требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выявляет основные требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выявляет основные требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет основные требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выявляет основные требования нормативно-правовых и нормативно-технических документов, предъявляемых к зданиям, сооружениям, инженерным системам жизнеобеспечения, к выполнению инженерных изысканий в строительстве

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-4.3 Использует в профессиональной деятельности нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует в профессиональной деятельности нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует в профессиональной деятельности нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует в профессиональной деятельности нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует в профессиональной деятельности нормативно-правовые и нормативно-технические документы, регулирующие формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к зачету

1. Задачи курса «Механика грунтов».

2. История развития науки «Механика грунтов».

3. Виды грунтов.

4. Компоненты грунтов. Твердые минеральные частицы. Газы.  

5. Вода в грунте и ее классификация.

6. Внутренние связи и структура грунтов.

 
7. Сжимаемость грунтов. Компрессионная зависимость, ее выражение и анализ для различных видов грунтов. Ветви нагрузки и разгрузки.

8. Закон уплотнения. Характеристика сжимаемости грунтов и их определение в лабораторных и полевых условиях.

9. Методы определения характеристик грунтов в лабораторных условиях.

10. Водопроницаемость грунтов.

11. Закон ламинарной фильтрации (связные и не связные грунты).

12. Эффективные и нейтральные давления.

13. Гидродинамическое давление.

14. Предельное сопротивление грунтов сдвигу и методы его определения в лабораторных условиях и полевых условиях.

15. Закон Кулона.

16. Структурно-фазовая деформируемость грунтов.

17. Общая зависимость между деформациями и напряжениями.

18. Принцип линейной деформируемости.

19. Основные положения теории распределения напряжения в грунтах.

20. Распределение напряжений в случае пространственной задачи при действии сосредоточенной силы.

21. Распределение напряжений при действии равномерно распределенной нагрузки. Метод угловых точек. Способ элементарного суммирования.

22. Распределение контактных давлений по подошве фундамента, зависимость от величины давления жесткости фундаментов.

23. Теоретические, фактические и расчетные эпюры.

24. Фаза напряженного состояния при возрастании нагрузки.

25. Характер разрушения основания в зависимости от размеров и глубины заложения фундаментов.

26. Начальная критическая нагрузка на грунт.

27. Расчетное сопротивление грунта основания.

28. Устойчивость массивов грунта при оползнях. Метод кругло-цилиндрических поверхностей скольжения.

29. Давление грунтов на ограждения.

30. Виды деформации грунтов и физические причины их обуславливающие.

31. Методы определения упругих деформаций грунтов.

32. Осадка слоя грунта, лежащего на несжимаемом основании при сплошной нагрузке.

33. Предпосылки теории фильтрационной консолидации.

34. Дифференциальное уравнение одномерной задачи теории фильтрационной консолидации.

35. Приближенный метод прогноза протекания осадок фундаментов во времени. Кривые затухания осадок.

36. Проверка давления на более слабые грунты, лежащее под более прочными при расчете осадок фундаментов.

37. Определение крена фундамента.

Вопросы к экзамену:

1.  Определение осадок сооружений с помощью непосредственного применения теории упругости. Формула Шлейхера. Испытание грунтов Штампом.

2. Определение осадки фундамента методом послойного суммирования.

3. Определение осадки фундамента методом эквивалентного слоя Н.А. Цытовича.

4. Распределение напряжений по подошве фундамента. Контактная задача.

5. Фазы деформации грунта.

6. Напряжения в грунте от нагрузки, равномерно распределенной по полосе (под ленточным фундаментом).

7. Зарождение области предельного равновесия под ленточным фундаментом. Формула Пузыревского. Расчетное сопротивление грунтов основания.

8.  Виды фундаментов мелкого заложения и их конструкция

9. Выбор глубины заложения фундаментов. Гидроизоляция фундаментов.

10. Общие принципы расчета фундаментов мелкого заложения

 
11. Расчет центрально и внецентренно нагруженных фундаментов мелкого заложения

12. Конструкция и расчет шпунтовых стен

13. Водоотлив и водопонижение. Применение электроосмоса.

14. Конструкция забивных и винтовых свай. Набивные сваи.

15. Оборудования для погружения свай.

16. Динамический метод определения несущей способности свай.

17. Статические испытания свай. Работа сваи на горизонтальную силу.

18. Определение количества свай в фундаменте и их размещение

19. Определение осадки свайного фундамента

20. Песчаные и гравийные подушки.

21. Поверхностное и глубинное уплотнение грунта.

22. Закрепление слабых грунтов

23. Просадочность грунтов и методы ее лабораторного определения. Типы просадочности.

24. Определение возможной просадки фундамента. Мероприятия, применяемые при устройстве фундаментов на просадочных грунтах.

25. Конструкция опускных колодцев и производство работ по их опусканию

26. Фундаменты на структурно-неустойчивых слабых грунтах

27. Кессонный способ сооружения фундаментов.

28. Особенности проектирования фундаментов на вечномерзлых грунтах.

29. Фундаменты под машины. Расчетная схема, виды фундаментов и принципы их расчета.

30. Реконструкция и усиление фундаментов.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Устный опрос:

1. Задачи курса «Механика грунтов».

2. История развития науки «Механика грунтов».

3. Виды грунтов.

4. Компоненты грунтов. Твердые минеральные частицы. Газы.  

5. Вода в грунте и ее классификация.

6. Внутренние связи и структура грунтов.

7. Сжимаемость грунтов. Компрессионная зависимость, ее выражение и анализ для различных видов грунтов. Ветви нагрузки и разгрузки.

8. Закон уплотнения. Характеристика сжимаемости грунтов и их определение в лабораторных и полевых условиях.

9. Методы определения характеристик грунтов в лабораторных условиях.

10. Водопроницаемость грунтов.

11. Закон ламинарной фильтрации (связные и не связные грунты).

12. Эффективные и нейтральные давления.

13. Гидродинамическое давление.

14. Предельное сопротивление грунтов сдвигу и методы его определения в лабораторных условиях и полевых условиях.

15. Закон Кулона.

16. Структурно-фазовая деформируемость грунтов.

17. Общая зависимость между деформациями и напряжениями.

18. Принцип линейной деформируемости.

19. Основные положения теории распределения напряжения в грунтах.

20. Распределение напряжений в случае пространственной задачи при действии

 
сосредоточенной силы.

21. Распределение напряжений при действии равномерно распределенной нагрузки. Метод угловых точек. Способ элементарного суммирования.

22. Распределение контактных давлений по подошве фундамента, зависимость от величины давления жесткости фундаментов.

23. Теоретические, фактические и расчетные эпюры.

24. Фаза напряженного состояния при возрастании нагрузки.

25. Характер разрушения основания в зависимости от размеров и глубины заложения фундаментов.

26. Начальная критическая нагрузка на грунт.

27. Расчетное сопротивление грунта основания.

28. Устойчивость массивов грунта при оползнях. Метод кругло-цилиндрических поверхностей скольжения.

29. Давление грунтов на ограждения.

30. Виды деформации грунтов и физические причины их обуславливающие.

31. Методы определения упругих деформаций грунтов.

32. Осадка слоя грунта, лежащего на несжимаемом основании при сплошной нагрузке.

33. Предпосылки теории фильтрационной консолидации.

34. Дифференциальное уравнение одномерной задачи теории фильтрационной консолидации.

35. Приближенный метод прогноза протекания осадок фундаментов во времени. Кривые затухания осадок.

36. Проверка давления на более слабые грунты, лежащее под более прочными при расчете осадок фундаментов.

37. Определение крена фундамента.

Устный опрос:

1.  Определение осадок сооружений с помощью непосредственного применения теории упругости. Формула Шлейхера. Испытание грунтов Штампом.

2. Определение осадки фундамента методом послойного суммирования.

3. Определение осадки фундамента методом эквивалентного слоя Н.А. Цытовича.

4. Распределение напряжений по подошве фундамента. Контактная задача.

5. Фазы деформации грунта.

6. Напряжения в грунте от нагрузки, равномерно распределенной по полосе (под ленточным фундаментом).

7. Зарождение области предельного равновесия под ленточным фундаментом. Формула Пузыревского. Расчетное сопротивление грунтов основания.

8.  Виды фундаментов мелкого заложения и их конструкция

9. Выбор глубины заложения фундаментов. Гидроизоляция фундаментов.

10. Общие принципы расчета фундаментов мелкого заложения

11. Расчет центрально и внецентренно нагруженных фундаментов мелкого заложения

12. Конструкция и расчет шпунтовых стен

13. Водоотлив и водопонижение. Применение электроосмоса.

14. Конструкция забивных и винтовых свай. Набивные сваи.

15. Оборудования для погружения свай.

16. Динамический метод определения несущей способности свай.

17. Статические испытания свай. Работа сваи на горизонтальную силу.

18. Определение количества свай в фундаменте и их размещение

19. Определение осадки свайного фундамента

20. Песчаные и гравийные подушки.

21. Поверхностное и глубинное уплотнение грунта.

22. Закрепление слабых грунтов

23. Просадочность грунтов и методы ее лабораторного определения. Типы просадочности.

24. Определение возможной просадки фундамента. Мероприятия, применяемые при устройстве фундаментов на просадочных грунтах.

25. Конструкция опускных колодцев и производство работ по их опусканию

26. Фундаменты на структурно-неустойчивых слабых грунтах

 
27. Кессонный способ сооружения фундаментов.

28. Особенности проектирования фундаментов на вечномерзлых грунтах.

29. Фундаменты под машины. Расчетная схема, виды фундаментов и принципы их расчета.

30. Реконструкция и усиление фундаментов.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Абуханов, А. З. Механика грунтов : учебное пособие / А.З. Абуханов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 336 c. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011616-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1247032 (дата обращения: 10.01.2022). – Режим доступа: по подписке. 2. Далматов Б.И. Механика грунтов, основания и фундаменты (включая специальный курс инженерной геологии) – СПб.: Издательство «Лань», 2012. – 416с б) дополнительная литература: 1.   Далматов Б.И. « Механика грунтов. Основания и фундаменты»  М.; 1987. 2. Цытович Н.А. «Механика грунтов (краткий курс).» М.; Высшая школа.1983. 287 с. 3. Ушков С.М.,  Викторова С.С. Механика грунтов. МУ к лабораторным работам, выпуска 2006г. ВФ МАДИ 35 с. 4. Ушков С.М., Викторова С.С. Механика грунтов: учебное пособие к расчетно-графическим работам. ВФ МАДИ, Чебоксары, 2012г. 40 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
424
Учебная мебель: стол ученический -14 шт.,  стол 1 тумбовый -1 шт., доска 3х ств. -1, кафедра настольная -1 шт.,  cтул ученический -19 шт.,  стул офис. сер. тр. -7 шт., нивелир -1 9шт., стенды (маленькие) -4 шт., стенды (большие) самодел. -4 шт., (26 посадочных мест).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.

 
Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе

 
подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, кандидат географических наук Еремеева С.С.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .