ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;выполнение курсовой работы;выполнение лабораторных работ, подготовка отчёта .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Основные принципы объектно- ориентированного программирования
Объектно-ориентированная модель.
Классы
Основные алгоритмические отличия C++ от C
Средства объектного программирования языка C++
Средства объектно-ориентированного программирования С++
Обобщенное программирование
Стандартная библиотека С++
Структура программы, раздельная компиляция и особенности использования статической памяти. Пространства имен и исключения (краткий обзор). Библиотека ввода вывода (краткий обзор iostream) Функциональный полиморфизм.
Средства управления жизнью объекта. Конструкторы и деструкторы. Конструирование и уничтожение объектов и массивов объектов. Особенности использования конструктора копии, конструктора по умолчанию, оператора присваивания. Описание селекторов и модификаторов. Перегрузка операторов C++ как реализация поведения с предопределенным смыслом. Дружественность как механизм нарушения инкапсуляции. Достоинства и недостатки механизма дружественности. Статические поля и методы классов. Инициализация статических полей.
Реализация отношений между объектами и классами. Ассоциация и агрегация объектов и классов. Зависимость по времени жизни. Использование и зависимость от интерфейсов. Объекты при передаче параметров и возврате из методов. Варианты реализации отношения клиент-сервер. Внутренние классы.
Обработка исключений. Обработка ошибок. Группировка и перехват исключений. Управление ресурсами. Исключения и эффективность. Альтернативные методы обработки ошибок. Стандартные исключения.
Алгоритмы (примеры алгоритмов с использованием итераторов: алгоритмы сортировки, алгоритмы, не изменяющие содержание контейнера,алгоритмы, изменяющие содержание контейнера).
Библиотека ввода-вывода. Потоки вывода. Вывод типов определяемых пользователем. Потоки ввода. Ввод типов определяемых пользователем. Форматирование в потоках ввода-вывода. Буферизация.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает языки формализации функциональных спецификаций, компоненты программно-технических архитектур, существующие приложения и интерфейсы взаимодействия с ними
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет выбранные языки программирования для написания программного кода
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет отладку программного кода на уровне программных модулей
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем
Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует синтаксис, особенности программирования и стандартные библиотеки выбранного языка программирования; принципы организации, состав и схемы работы операционных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы
Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Создает блок-схемы алгоритмов функционирования разрабатываемых программных продуктов; осуществляет отладку программных продуктов для целевой операционной системы
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства
Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Работает с технической документацией по языку программирования, системе команд процессора устройства, адресации памяти и регистров процессора устройства
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Эволюция методологий программирования. Парадигмы программирования.
2. Основные принципы объектного подхода. Абстрагирование.
3. Основные принципы объектного подхода. Инкапсуляция.
4. Основные принципы объектного подхода. Модульность.
5. Основные принципы объектного подхода. Иерархия.
6. Основные принципы объектного подхода. Типизация.
7. Основные принципы объектного подхода. Параллелизм. Сохраняемость.
8. Объект с точки зрения ООП. Состояние. Поведение.
9. Объект с точки зрения ООП. Идентичность и жизненный цикл объектов.
10. Объект с точки зрения ООП. Взаимоотношения между объектами.
11. Классы. Природа классов. Метамодель. Инстанцирование.
12. Классы. Структура класса. Абстрактные классы и интерфейсы.
13. Классы. Отношения между классами. Ассоциация и агрегация.
14. Классы. Иерархии классов. Зависимость.
15. Модель памяти и структура программы. Классы памяти. Ссылки.
16. Средства абстракции C++. Структура класса. Статические члены.
17. Средства инкапсуляции C++. Инкапсуляция и наследование. Друзья.
18. Модульность, раздельная компиляция, пространства имен, using директива.
19. Представление иерархических отношений. Наследование.
20. Представление иерархических отношений. Агрегация. Зависимость по времени жизни.
21. Правила преобразования типов в C++. Параметрический и виртуальный полиморфизм.
22. C++: средства реализации состояния объектов; реализация поведения.
23. Перегрузка операторов.
24. Жизненный цикл объекта. Инициализация массивов. Конструкторы и деструкторы. Порядок
вызова конструкторов и деструкторов при наследовании.
из методов.
26. Исключения в C++. Обработка исключений.
27. Шаблоны классов и шаблоны функций. Специализация.
28. Основы STL. Структура и назначение. Контейнеры. Алгоритмы
29. Стандартная библиотека, ввод-вывод
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Вопросы для устного опроса
1. Факторы, обусловившие появление и содержание концепции ООП.
2. Основные идеи ООП: использование объекта в качестве основной компоненты
программы и децентрализация управления, реализуемое представлением программы
как описания взаимодействия объектов.
3. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
4. Объектно-ориентированный подход к разработке программ.
5. Место и роль ООП в теории и практике разработки программных систем.
6. Объект как совокупность данных и набора операций.
7. Семантика объекта. Представление данных.
8. Классификация методов: конструкторы, деструкторы, селекторы и
модификаторы.
9. Классы объектов: назначение и семантика.
10. Класс как абстракция совокупности объектов.
11. Классы и абстрактные типы данных.
12. Объекты как экземпляры классов.
13. Основные действия с объектами: создание, инициализация, использование,
уничтожение.
14. Отношение наследования для классов.
15. Простое и множественное наследование.
16. Иерархия классов.
17. ООП. Создание классов и объектов.
18. Наследование.
19. Абстрактные методы.
11
20. Полиморфизм.
21. Композиция.
22. Статические методы.
Тематика курсовых работ
Курсовая работа предназначена для самостоятельного практического закрепления материала. В ходе выполнения курсовой работы должен быть разработан программный продукт. Студент выбирает тему из числа предложенных или формулирует собственную тему, по которой он хотел бы выполнять курсовую работу.
1. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Заработная плата сотрудников предприятия»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для
Основные поля для описания классов:
ФИО, наименование цеха, зарплата, год рождения, дата поступления на работу, семейное положение, пол, количество детей, дата заболевания, дата выздоровления, оплата по бюллетеню (%), средний заработок.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
2. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Телефоны и абоненты»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
фамилия абонента, год установки телефона, номер телефона,
номер телефона – дата, город, с которым был разговор, время
разговора, номер телефона – дата – сумма оплаты.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
3. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Создать БД, содержащую сведения о книгах библиотеки»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
шифр книги, автор, название, год издания, местоположение (номер стеллажа, шкафа и т.п.), количество экземпляров, шифр книги – дата выдачи книги Ф.И.О. читателя, название книги – автор стоимость, читатели-должники
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
4. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Продажа авиабилетов»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
наличие свободных мест.
фамилии пассажиров, номер рейса, маршрут, и дата; время вылета, стоимость и пункт назначения, пункты промежуточной посадки, дни полета, наличие свободных мест.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
5Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Путевого лист для перевозки груза»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
название груза, категория груза (ящик, мешок, бочка, трубы, доски и т. д.), пожароопасность, вес, тип грузовика, пункт отправления и назначения, номер автомобиля, фамилия водителя, отметка о доставке.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
6. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Обувной магазин»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
артикул, наименование, количество, стоимость одной пары (Артикул начинается с буквы Д для дамской обуви, М для мужской, П для детской), город, название фабрики изготовителя –адрес фабрики, срок поставки обуви в магазин, наличие.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
7. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Кафедра»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
код направления, название дисциплины, блок(общетехнический, естественнонаучный, специальный, курс, семестр, признак отчетности (зачет, экзамен, курсовая работа, курсовой проект), преподаватель (кафедра, звание, степень, дисциплина), количество лекционных часов, количество практических часов, количество часов на лабораторные работы, всего часов).
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
8. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Интернет магазин»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
Товары: категория, модель, производитель, цены (описание, характеристики, внешний вид; магазины, где можно купить товар, их телефоны и адреса; аксессуары, их цены и где их купить).
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
9. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Преподаватели»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
паспортные данные, адрес, телефон, дисциплины, кафедра, должность, звание, учёная степень, число ставок, зарплата, стаж.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
10. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Отдел кадров предприятия»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
ФИО, паспортные данные, дом. и моб. телефоны, количество детей, возраст детей, отдел, комната, раб. телефоны (в т.ч. местный), подчинённые сотрудники, должность, стаж, направление работы, проект(ы), зарплата, форма зарплаты (почасовая, фиксированная).
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
11. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Отдел снабжения предприятия»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
Поставщики: название компании, ФИО контактного лица, расчётный счёт в банке, телефон, факс, поставляемое оборудование (материалы), даты поставок (по договорам и реальные), метод и стоимость доставки.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
12. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Ремонтная мастерская»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
Заказы: тип заказа (гарантийный ремонт, не гарантийный ремонт), общая стоимость, скидка, товар(ы), их изготовители, модели (марки), серийные номера, описание неисправностей, необходимые ресурсы, клиент, дата получения заказа, срок завершения, дата выставления счёта и его оплаты, метод оплаты, дата поставки, метод и стоимость доставки.
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
13. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Магазин бытовой техники»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
название, компания-владелец, её контактные телефоны, адрес, товары и цены на них, описание товаров, основные отделы (категории товаров).
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
14. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Аукционы»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
продавцы, покупатели, предметы, аукционы (дата, время и место его проведения, его специфика (картины, ювелирные изделия), номер лота - продавец, стартовая цена, фактическая цена, краткое словесное описание
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
15. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Кинотеатры (Афиша)»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Фильмы: название, описание, жанр (категория), длительность, популярность (рейтинг, число проданных билетов в России и в мире), показывается ли сейчас (сегодня, на текущей неделе), в каких кинотеатрах показывается, цены на билеты (в т.ч. средние).
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
16. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Кинотеатры (Размещение и сеансы)»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
Кинотеатры: название, адрес, описание: число мест (в разных залах, если их несколько), акустическая система, широкий экран, цены на билеты: детские и взрослые билеты в зависимости от сеанса (дневной, вечерний) и от категории мест (передние, задние и т.п.); сеансы показа фильмов (дата и время начала).
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
17. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Ресторан»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
Список блюд по категориям, цена, название, вид кухни, категории (первое, второе, десерт; мясное, рыбное, салат и т. п.), является ли диетическим,
Компоненты блюд: тип (гарнир, соус, мясо и т.п.), калорийность, цена, время приготовления
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
18. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Бюро знакомств»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
База потенциальных женихов и невест: пол, регистрационный номер, дата регистрации, сведения о себе, требования к партнеру (физические данные, характер, образование и т. д.).
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
19. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C#++ для работы с объектом: «Обмен жилья»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
База предложений по обмену: (район и адрес, характеристика дома и квартиры, запрашиваемая стоимость, площадь, планировка, этаж, координаты заявителя) и т. д.; требования к вариантам обмена, наличие положительных и отрицательных факторов. База спроса (требования покупателя к жилью: возможно, несколько вариантов, допустимые диапазоны, допустимая цена жилья, координаты заявителя)
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
20. Реализовать приложение в среде VisualStudio на языке C++ для работы с объектом: «Нарушители правил дорожного движения»
a) Описать класс для формирования типизированного набора данных и класс для приложения.
Основные поля для описания классов:
фамилия водителя, номер автомобиля, пункт правил (от 1 до 10), дата нарушения, признак уплаты штрафа и дата, срок оплаты штрафа, нарушение первичное, повторное
b) Определить задачи и реализовать методы для функционирования приложения.
c) Обеспечить реализацию сортировки и фильтрации по разным полям.
d) Обеспечить реализацию запросов для поиска по заданным критериям.
e) Обеспечить реализацию агрегирующих запросов.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
(45 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры DEPO– 14 шт., телевизор LG, системный блок, МФУ KYOCERA, конструктор ARDUINO -10 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.