ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение лабораторной работы;Выполнение практической работы;Курсовая работа .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Понятия автоматизированного и автоматического управления. Управление и система управления. Терминология теории автоматизированного управления. Этапы управления. Объект и предмет теории автоматизированного управления.
Классификация автоматизированных систем. Основные принципы построения автоматизированных систем. Этапы разработки автоматизированных систем. Стадии проектирования автоматизированных систем.
Понятие системности. Системный подход. Этапы системного анализа.
Определение целей системного анализа. Анализ структуры системы. Сбор данных о функционировании системы. Исследование информационных потоков. Построение моделей системы. Проверка адекватности моделей. Формирование критериев. Генерирование альтернатив. Реализация выбора и принятия решений
Цели и задачи структурного анализа АСУ. Уровни описания структуры АСУ. АСУ предприятием. АСУ технологическим процессом.
Математическое обеспечение автоматизированного управления. Информационное обеспечение автоматизированного управления. Программное обеспечение автоматизированного управления.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Декомпозирует функции на подфункции
Декомпозирует функции на подфункции
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Декомпозирует функции на подфункции
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Декомпозирует функции на подфункции
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Экзаменационные вопросы (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Понятие сложная система.
2. Примеры сложных систем.
3. Методы исследования сложных систем.
4. Теория сложных систем.
5. Системотехника, как дисциплина, охватывающая вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации сложных систем.
6. Программное управление.
7. Авторегулирование.
8. Оптимальное управление.
9. Методологические основы управления сложными производственными системами (понятие сложности, приемы декомпозиции, функционирование системы, эффективность системы, характеристики системы).
10. Теория управления.
11. Понятие объекта управления.
12. Типы систем автоматического управления.
13. Примеры систем автоматического управления.
14. Функциональная схема САУ.
15. Принципы построения АСУ: основополагающие принципы теоретической кибернетики.
16. Принципы построения АСУ: общесистемные принципы.
17. Технологический процесс как объект управления.
18. Функции АСУТП.
19. Классификация АСУТП. Состав АСУТП.
20. Схемы управления в АСУТП (управление в режиме сбора данных, управление в режиме советчика оператора, супервизорное управление, непосредственное цифровое управление,
21. Измерительные преобразователи. Погрешности измерительных преобразователей.
22. Задачи первичной обработки данных в АСУТП.
23. Вторичная обработка данных в АСУТП.
24. Законы регулирования. Законы логического управления.
25. Функциональные подсистемы АСУП и их характеристики.
26. Обеспечивающие подсистемы АСУП и их характеристики.
27. Организационные подсистемы АСУП и их характеристики.
28. Подсистема оперативного управления производством (назначение, фазы).
29. Методы решения задач календарного планирования.
30. Пример решения задачи календарного планирования.
31. Теория систем массового обслуживания: этапы прохождения заявки; характеристики входа, режим поступления в систему, поведение клиентов, характеристика очереди, характеристика процесса обслуживания, модели систем массового обслуживания.
Задания для проверки результатов обучения «уметь»
Разработать:
1. Автоматизированная система мониторинга состояния оборудования предприятия
2. Разработка автоматизированной системы учета продаж
3. Разработка программного комплекса «Автоматизированная система входного контроля доступа на предприятие».
4. Автоматизированная система управления внутренним электроснабжением помещения
5. Автоматизированная система диагностики пневматических шин
6. Автоматизированная система управления процессом калибровки стрелочных приборов
7. Автоматизированная система диагностики печатных плат
8. Разработка автоматизированной системы управления видеонаблюдения на предприятии
9. Автоматизированная система управления наружным освещением автодорог
10. Автоматизированная система управления блочно-модульных котельных автопредприятия
11. Автоматизированная система управления климат-контролем торгового центра
12. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона
13. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона (бордюры)
14. Автоматизированная система управления печью обжига кирпича-сырца
15. Разработка программного обеспечения автоматизированного рабочего места производственного участка
Задания для проверки результатов обучения «владеть»
Средствами TRACE MODE 5 разработать данный проект автоматизации, включающий в себя информационную структуру, математическую базу, графическую часть.
Примерная тематика курсовых работ:
1. Автоматизированная система мониторинга состояния оборудования предприятия
2. Разработка автоматизированной системы учета продаж
3. Разработка программного комплекса «Автоматизированная система входного контроля доступа на предприятие».
4. Автоматизированная система управления внутренним электроснабжением помещения
5. Автоматизированная система диагностики пневматических шин
6. Автоматизированная система управления процессом калибровки стрелочных приборов
7. Автоматизированная система диагностики печатных плат
8. Разработка автоматизированной системы управления видеонаблюдения на предприятии
10. Автоматизированная система управления блочно-модульных котельных автопредприятия
11. Автоматизированная система управления климат-контролем торгового центра
12. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона
13. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона (бордюры)
14. Автоматизированная система управления печью обжига кирпича-сырца
15. Разработка программного обеспечения автоматизированного рабочего места производственного участка
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.