2024-2025_09_03_01_2021_plx_Теоретические основы автоматизированного управления_Автоматизированные системы обработки информации и управления
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.11 Теоретические основы автоматизированного управления
09.03.01 Информатика и вычислительная техника
Автоматизированные системы обработки информации и управления 
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2021
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
 
УК-2.2 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
 
УК-2.3 Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
ПК-2.1 Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
 
ПК-2.2 Декомпозирует функции на подфункции
 
ПК-2.3 Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение лабораторной работы;Выполнение практической работы;Курсовая работа .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в теорию автоматизированного управления
 
1.1
Введение в теорию автоматизированного управления
2
0
0
16
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Методология построения автоматизированных систем
 
2.1
Методология построения автоматизированных систем
4
0
0
16
20
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Категориальные понятия системного анализа автоматизированных систем
 
3.1
Категориальные понятия системного анализа автоматизированных систем
4
0
0
14
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Методика и примеры формализации систем
 
4.1
Методика и примеры формализации систем
4
12
20
14
50
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Организационная и функциональная структура систем
 
5.1
Организационная и функциональная структура систем
4
0
0
14
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
6
Обеспечивающие подсистемы автоматизированного управления
 
6.1
Обеспечивающие подсистемы автоматизированного управления
2
8
0
15,5
56
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.1
 
Всего часов:
20
20
20
89,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
 
УК-2.2 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
 
УК-2.3 Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
ПК-2.1 Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
 
ПК-2.2 Декомпозирует функции на подфункции
 
ПК-2.3 Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 8 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
60
8
18
180
65
89,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
20
6
20
20
Лабораторные занятия (Лаб)
20
4
6
20
20
Практические занятия (Пр)
20
4
6
20
20
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
3,5
3,5
3,5
Другие виды самостоятельной работы
89,5
89,5
Контактная работа
Контроль, всего:
25,5
25,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Введение в теорию автоматизированного управления
 
1.1
Введение в теорию автоматизированного управления
2
0
0
16
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Методология построения автоматизированных систем
 
2.1
Методология построения автоматизированных систем
4
0
0
16
20
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Категориальные понятия системного анализа автоматизированных систем
 
3.1
Категориальные понятия системного анализа автоматизированных систем
4
0
0
14
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Методика и примеры формализации систем
 
4.1
Методика и примеры формализации систем
4
12
20
14
50
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Организационная и функциональная структура систем
 
5.1
Организационная и функциональная структура систем
4
0
0
14
18
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3
 
6
Обеспечивающие подсистемы автоматизированного управления
 
6.1
Обеспечивающие подсистемы автоматизированного управления
2
8
0
15,5
56
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.1
 
Всего часов:
20
20
20
89,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Введение в теорию автоматизированного управления

Понятия автоматизированного и автоматического управления. Управление и система управления. Терминология теории автоматизированного управления. Этапы управления. Объект и предмет теории автоматизированного управления.

 
Методология построения автоматизированных систем

Классификация автоматизированных систем. Основные принципы построения автоматизированных систем. Этапы разработки автоматизированных систем. Стадии проектирования автоматизированных систем.

 
Категориальные понятия системного анализа автоматизированных систем

Понятие системности. Системный подход. Этапы системного анализа.

 
Методика и примеры формализации систем

Определение целей системного анализа. Анализ структуры системы. Сбор данных о функционировании системы. Исследование информационных потоков. Построение моделей системы. Проверка адекватности моделей. Формирование критериев.  Генерирование альтернатив.  Реализация выбора и принятия решений

 
Организационная и функциональная структура систем

Цели и задачи структурного анализа АСУ. Уровни описания структуры АСУ. АСУ предприятием. АСУ технологическим процессом.

 
Обеспечивающие подсистемы автоматизированного управления

Математическое обеспечение автоматизированного управления. Информационное обеспечение автоматизированного управления. Программное обеспечение автоматизированного управления.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
4
Модели объемного планирования
4
 
2
4
Модели календарного планирования
4
 
3
4
Модели управления запасами
4
 
4
4
Потоковые модели
4
 
5
4
Модели массового обслуживания
4
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Создание SQL-запроса для работы с внешней реляционной БД
4
4
 
2
Создание шаблона документа с заданными параметрами
2
4
 
3
Генерация документов
4
4
 
4
Создание проекта распределенной системы
2
4
 
5
Взаимодействие с технологической базой данных
4
4
 
6
Резервирование узла  АРМ
2
4
 
7
Использование технологий GSM SMS
2
4
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Выполнение лабораторной работы
ЛР
 
2
Выполнение практической работы
ПР
 
3
Курсовая работа
КР
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-2 
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
 
 
ПК-2 
Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-2 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Математическая логика и теория алгоритмов
x
Экзамен
Методы оптимизации и теория принятия решений
x
Экзамен
Теоретические основы автоматизированного управления
x
Экзамен,Курсовая работа
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Теоретические основы автоматизированного управления
x
Экзамен,Курсовая работа
Защита информации
x
x
Экзамен
Правоведение
x
Зачет
Маркетинг
x
Зачет
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Технологическая (проектно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-2.1 Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет потребности в ресурсах для решения задач профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.2 Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает правовые и нормативно-технические документы, применяемые для решения заданий профессиональной деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.3 Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет последовательность (алгоритм) решения задачи

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2 Способен осуществлять концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы планирования проектных работ, классического системного анализа, оценки качества программных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Декомпозирует функции на подфункции
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Декомпозирует функции на подфункции

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Декомпозирует функции на подфункции

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Декомпозирует функции на подфункции

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Декомпозирует функции на подфункции

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выполняет описание объекта, автоматизируемого системой и формирование общих требований к системе

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Экзаменационные вопросы (задания)

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Понятие сложная система.

2. Примеры сложных систем.

3. Методы исследования сложных систем.

4. Теория сложных систем.

5. Системотехника, как дисциплина, охватывающая вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации сложных систем.

6. Программное управление.

7. Авторегулирование.

8. Оптимальное управление.

9. Методологические основы управления сложными производственными системами (понятие сложности, приемы декомпозиции, функционирование системы, эффективность системы, характеристики системы).

10. Теория управления.

11. Понятие объекта управления.

12. Типы систем автоматического управления.

13. Примеры систем автоматического управления.

14. Функциональная схема САУ.

15. Принципы построения АСУ: основополагающие принципы теоретической кибернетики.

16. Принципы построения АСУ: общесистемные принципы.

17. Технологический процесс как объект управления.

18. Функции АСУТП.

19. Классификация АСУТП. Состав АСУТП.

20. Схемы управления в АСУТП (управление в режиме сбора данных, управление в режиме советчика оператора, супервизорное управление, непосредственное цифровое управление,

 
управление по возмущению, адаптивное управление с идентификатором).

21. Измерительные преобразователи. Погрешности измерительных преобразователей.

22. Задачи первичной обработки данных в АСУТП.

23. Вторичная обработка данных в АСУТП.

24. Законы регулирования. Законы логического управления.

25. Функциональные подсистемы АСУП и их характеристики.

26. Обеспечивающие подсистемы АСУП и их характеристики.

27. Организационные подсистемы АСУП и их характеристики.

28. Подсистема оперативного управления производством (назначение, фазы).

29. Методы решения задач календарного планирования.

30. Пример решения задачи календарного планирования.

31. Теория систем массового обслуживания: этапы прохождения заявки; характеристики входа, режим поступления в систему, поведение клиентов, характеристика очереди, характеристика процесса обслуживания, модели систем массового обслуживания.

Задания для проверки результатов обучения «уметь»

Разработать:

1. Автоматизированная система мониторинга состояния оборудования предприятия

2. Разработка автоматизированной системы учета продаж

3. Разработка программного комплекса «Автоматизированная система входного контроля доступа на предприятие».

4. Автоматизированная система управления внутренним электроснабжением помещения

5. Автоматизированная система диагностики пневматических шин

6. Автоматизированная система управления процессом калибровки стрелочных приборов

7. Автоматизированная система диагностики печатных плат

8. Разработка автоматизированной системы управления видеонаблюдения на предприятии

9. Автоматизированная система управления наружным освещением автодорог

10. Автоматизированная система управления блочно-модульных котельных автопредприятия

11. Автоматизированная система управления климат-контролем торгового центра

12. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона

13. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона (бордюры)

14. Автоматизированная система управления печью обжига кирпича-сырца

15. Разработка программного обеспечения автоматизированного рабочего места производственного участка

Задания для проверки результатов обучения «владеть»

Средствами TRACE MODE 5 разработать данный проект автоматизации, включающий в себя информационную структуру, математическую базу, графическую часть.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Автоматизированная система мониторинга состояния оборудования предприятия

2. Разработка автоматизированной системы учета продаж

3. Разработка программного комплекса «Автоматизированная система входного контроля доступа на предприятие».

4. Автоматизированная система управления внутренним электроснабжением помещения

5. Автоматизированная система диагностики пневматических шин

6. Автоматизированная система управления процессом калибровки стрелочных приборов

7. Автоматизированная система диагностики печатных плат

8. Разработка автоматизированной системы управления видеонаблюдения на предприятии

 
9. Автоматизированная система управления наружным освещением автодорог

10. Автоматизированная система управления блочно-модульных котельных автопредприятия

11. Автоматизированная система управления климат-контролем торгового центра

12. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона

13. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства бетона (бордюры)

14. Автоматизированная система управления печью обжига кирпича-сырца

15. Разработка программного обеспечения автоматизированного рабочего места производственного участка

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература 1. Древс, Ю.Г. Технические и программные средства систем реального времени : учебник / Ю.Г. Древс. — 2-е изд. (эл.). — Москва : Лаборатория знаний, 2016. — 337 с. — ISBN 978-5-93208-199-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/70691 2. Наваби, З. Проектирование встраиваемых систем на ПЛИС / З. Наваби ; перевод с английского В.В. Соловьева. — Москва : ДМК Пресс, 2016. — 464 с. — ISBN 978-5-97060-174-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/73058 3. Первозванский, А.А. Курс теории автоматического управления : учебное пособие / А.А. Первозванский. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2015. — 624 с. — ISBN 978-5-8114-0995-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/68460 4. Трофимов В.Б., Кулаков С.М. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / В.Б.Трофимов, С.М. Кулаков - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с.: ISBN 978-5-9729-0135-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/760121 5. Методические рекомендации к лабораторным работам по дисциплине «Теоретические основы автоматизированного управления». Направление подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника», профиль «Автоматизированные системы обработки информации и управления»  / Сост.: Т. А Изосимова, Н. Г. Игошкина, А. П. Максимова ; Волжский филиал МАДИ. - Чебоксары, 2015. – 70 с.   б) дополнительная литература 1. Ким, Д. П. Теория  автоматического управления:  учебник и практикум  для   академического  бакалавриата / Д. П. Ким.  – М.: Издательство Юрайт, 2016. -276с. 2. Жмакин, А. П. Архитектура ЭВМ [Текст] : учебное пособие / А. П. Жмакин. - СПб. : БХВ - Санкт-Петербург, 2008. - 320 с. 3. Новожилов, О.П. Архитектура ЭВМ и систем: учеб. пособие для бакалавров/ О.П. Новожилов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 527 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс. 4. Медведев, М.Ю. Программирование промышленных контроллеров: учебное пособие / М.Ю. Медведев, В.Х. Пшихопов. - СПб.: Изд-во "Лань", 2011. - 288с.: ил. 5. Авдеев, В.А. Организация ЭВМ и периферия с демонстрацией имитационных моделей : учебное пособие / В.А. Авдеев. — Москва : ДМК Пресс, 2014. — 708 с. — ISBN 978-5-94074-966-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/58704 6. Минаев И.Г., Самойленко В.В., Ушкур Д.Г. Свободно программируемые устройства в автоматизированных системах управления: Учебное пособие / Минаев И.Г., Самойленко В.В., Ушкур Д.Г. - М.:СтГАУ - "Агрус", 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9596-1222-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/975920 7. Щагин, А. В.  Основы автоматизации технологических процессов : учеб. пособие для академического бакалавриата   / А. В. Щагин, В. И. Демкин, В. Ю. Кононов, А. Б. Кабанова. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 163с. 8. Схиртладзе, А.Г. Технологические процессы автоматизированного производства: учебник / А.Г. Схиртладзе, А.В. Скворцов. - М.: Изд-во "Академия, 2011. - 400с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. http://www.vf.madi.ru/moodle - Электронная информационно-образовательная среда ВФ МАДИ
 
2. https://e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань»
 
3. https://znanium.com - Электронно-библиотечная система « Znanium.com» 
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
3
437
Учебная мебель: стол – 15 шт., стулья- 28 шт.,  компьютерное кресло -12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -11 шт., кафедра настольная -1 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стенд – 5 шт. (39 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 12 шт., доска интерактивная Smart boart, проектор Smart, колонки- 2шт., МФУ HP m1132mfp

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое

 
планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

 
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
зав. кафедрой ГиЕНД, к.т.н. Изосимова Т.А.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .