ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: Выполнение лаборатоной работы .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 8 зачетных единиц (З.Е.).
Принципы обработки текстовой и графической информации. Классификация и области применения текстовых редакторов. Основные понятия и термины, используемые при создании текстовой информации. Области эффективного применения текстовых редакторов. Технология разработки деловых документов. Создание табличных документов с расчетами. Построение диаграмм на основе таблиц.
Базы данных. Термины и определения. Обзор программных систем для разработки реляционных СУБД. Элементы реляционной СУБД. Информационные модели данных. Принципы и формы организации многопользовательских информационных систем.
Назначение и область применения СУБД Microsoft Access. Импорт, присоединение и экспорт данных. Публикация данных в сетях Internetи Intranet. Интеллектуальный анализ данных. Разработка физической модели данных. Создание таблицы с помощью конструктора таблиц. Виды запросов при работе с данными. Способы создания запросов. Создание запросов с помощью конструктора запросов. Автоматизация расчетов с помощью запросов. Назначение форм в системах управления базами данных. Технология разработки форм для ввода данных в запросы. Технология разработки форм для организации пользовательского интерфейса. Технология работы с формами пи анализе данных. Назначение отчетов в системах управления базами данных. Технология разработки отчетов. Автоматизация работы с данными при помощи макросов. Автоматизация работы с данными при помощи программных модулей.
Понятия, определения, принцип действия. Расчет прямых и обратных задач с применением метода подбора параметров. Выполнение многовариантных расчетов с применением сценарного подхода. Анализ данных и выбор оптимального варианта решения с использованием таблиц подстановки. Инженерные расчеты. Статистическая обработка данных. Введение в офисное программирование.
Методология структурного анализа SADT IDEF-технология структурного анализа и функционального моделирования систем. Пакет Ramus – средство для моделирования бизнес – процессов – построение и анализ SADT-моделей, а также других диаграмм стандарта IDEF.
Области эффективного применения Internet-технологий. Технология работы с программой Microsoft Internet Explorer. Общие сведения о языке HTML. Структура HTML-документа. Обзор команд языка HTML. Общие сведения о технологии применения редактора FrontPage. Пользовательский интерфейс редактора. Технология разработки макета сайта. Ввод и форматирование текста. Добавление страниц в макет сайта. Применение тем для оформления страниц сайта. Разработка форм. Вставка гиперссылок. Вставка графических объектов на страницы сайта. Создание счетчика посещений.
Появление языка SQL. Типы команд SQL. Преимущества языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных. Синтаксис SQL-операторов. Типы данных SQL
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует основы современных систем управления базами данных, программные средства и платформы инфраструктуры информационных технологий
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
Разрабатывает структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает структуру баз данных и проектировать архитектуру информационных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выполняет установку и настройку системы управления базами данных для оптимального функционирования информационных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
7.3.1. Вопросы к зачету (задания)
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Принципы обработки текстовой и графической информации.
2. Классификация и области применения текстовых редакторов.
3. Основные понятия и термины, используемые при создании текстовой информации.
4. Области эффективного применения текстовых редакторов.
5. Технология разработки деловых документов.
6. Создание табличных документов с расчетами.
8. Работа с базами данных.
9. Одновременная работа с разными документами.
10. Области применения Microsoft PowerPoint.
11. Технология разработки презентаций в редакторе PowerPoint.
12. Базы данных. Термины и определения.
13. Обзор программных систем для разработки реляционных СУБД.
14. Элементы реляционной СУБД.
15. Информационные модели данных.
16. Принципы и формы организации многопользовательских информационных систем.
17. Назначение и область применения СУБД Microsoft Access.
18. Импорт, присоединение и экспорт данных.
19. Публикация данных в сетях Internet и Intranet.
20. Интеллектуальный анализ данных.
21. Разработка физической модели данных.
22. Создание таблицы с помощью конструктора таблиц.
23. Виды запросов при работе с данными.
24. Способы создания запросов.
25. Создание запросов с помощью конструктора запросов.
26. Автоматизация расчетов с помощью запросов.
27. Назначение форм в системах управления базами данных.
28. Технология разработки форм для ввода данных в запросы.
29. Технология разработки форм для организации пользовательского интерфейса.
30. Технология работы с формами пи анализе данных.
31. Назначение отчетов в системах управления базами данных.
32. Технология разработки отчетов.
33. Автоматизация работы с данными при помощи макросов.
34. Автоматизация работы с данными при помощи программных модулей.
35. Понятия, определения, принцип действия табличных процессоров.
36. Технология вычислений в среде Excel for Windows.
37. Расчет прямых и обратных задач с применением метода подбора параметров.
38. Выполнение многовариантных расчетов с применением сценарного подхода.
39. Анализ данных и выбор оптимального варианта решения с использованием таблиц подстановки.
40. Инженерные расчеты в табличных процессорах.
41. Статистическая обработка данных в табличных процессорах.
42. Введение в офисное программирование.
43. Методология структурного анализа SADT IDEF-технология структурного анализа и функционального моделирования систем.
44. Пакет Ramus – средство для моделирования бизнес – процессов – построение и анализ SADT-моделей, а также других диаграмм стандарта IDEF.
45. Создание исходных баз данных в САПР.
46. Проектирование технологического процесса на основе баз данных.
47. Области эффективного применения Internet-технологий.
48. Технология работы с программой Microsoft Internet Explorer.
49. Общие сведения о языке HTML.
50. Структура HTML-документа.
51. Обзор команд языка HTML.
52. Общие сведения о технологии применения редактора FrontPage.
53. Пользовательский интерфейс редактора.
54. Технология разработки макета сайта.
55. Ввод и форматирование текста.
56. Добавление страниц в макет сайта.
57. Применение тем для оформления страниц сайта.
58. Разработка форм.
59. Вставка гиперссылок.
61. Создание счетчика посещений.
Задания для проверки результатов обучения «уметь», «владеть».
Задание 1
Сформировать и заполнить накопительную ведомость по переоценке основных средств производства, которая приведена ниже. Значения балансовой, остаточной и восстановительной стоимостей объектов, а также стоимость износа считать в млн. руб.
Переоценка основных средств производства
Наименование объекта Балан¬совая стои¬мость Износ Остаточная стоимость Восстановительная полная стоимость Восстано¬вительная остаточная стоимость
Заводоуправление 11576.2 568.0
Диспетчерская 176.0 45.4
Цех №1 710.2 120.3
Цех N2 804.6 240.0
Цех N3 933.0 150.2
Цех N4 474.4 174.5
Склад N1 570.5 221.2
Склад N2 430.4 92.2
Склад N3 564.9 118.0
Склад N4 320.5 87.5
Итого
Используя значения балансовой стоимости (БС) и износа объекта (ИО), рассчитать:
• Остаточную стоимость объекта (ОС) по следующей фор¬муле: ОС = БС — ИО;
• Восстановительную полную стоимость объекта (ВП) и вос¬становительную остаточную стоимость объекта (ВО) по следующим формулам:
ВП = БС • К,
ВО = ОС • К,
где К = 3.0, если БС > 500 млн. руб.,
иначе К = 2.0, если БС ≤ 500 млн. руб.
2. Добавить в ведомость новую графу Вид объекта и присвоить всем объектам Цех N1 - Цех N4 вид основной, а всем остальным объектам присвоить вид вспомогательный.
3. Выполнить сортировку ведомости по возрастанию видов объектов, а внутри каждого вида - по возрастанию наименования объектов.
4. Выполнить фильтрацию ведомости, оставив в ней только вспомогательные объекты. После анализа результатов фильтрации вернуть таблицу в исходное состояние, когда она содержала все виды объектов.
5. Рассчитать общую (суммарную) балансовую стоимость, износ и общую (суммарную) остаточную стоимость всех основных и вспомогательных видов объектов с помощью команды Итоги. После анализа результатов расчета вернуть таблицу в исходное состояние.
6. С помощью команды Расширенный фильтр сформировать накопительную ведомость по тем объектам, балансовая стоимость которых > 500 млн. руб. Включить в новую ведомость следующие графы:
Наименование объекта;
Балансовая стоимость;
Остаточная стоимость;
Восстановительная полная стоимость.
7. Показать на графике (гистограмме) структуру балансо¬вой, остаточной и восстановительной (полной) стоимостей для всех объектов основного вида. Вывести на графике значения мак¬симальной балансовой, остаточной и восстановительной стоимос¬тей, а также легенду и название графика Переоценка основных средств производства.
8. Построить на отдельном рабочем листе EXCEL смешан¬ную диаграмму, в которой необходимо показать значения балан¬совой и остаточной стоимостей для всех вспомогательных объ¬ектов в виде гистограмм, а значения восстановительной (пол¬ной) стоимости всех вспомогательных объектов представить в виде линейного графика на той же диаграмме. Вывести
9. На основании исходной накопительной ведомости Пере¬оценка основных средств производства с помощью аппарата Функции базы данных рассчитать и сформировать следующий документ:
Тип объекта Основной Вспомогательный
Средняя балансовая стоимость
Максимальный износ
Минимальный износ
Максимальная остаточная стоимость
Средняя остаточная стоимость
Количество объектов
10. Подготовить результаты расчетов и диаграммы к выводу на печать.
Задание 2: Разработайте систему обработки данных:
1. Система обработки данных ведомости отгрузки товара со склада:
Наименование товара Наличие товара до отгрузки Количество отгруженного товара Цена за единицу товара Стоимость отгруженного товара Остаток товара на складе
2. Система обработки данных о платежных требованиях:
Наименование товара Артикул Цена 1 шт. в руб. Количество в шт. Стоимость товара
3. Система обработки данных ведомости расхода продуктов за 2009 год в рублях:
Номер участки Месяц Наименование продукта Расход по норме Фактический расход Недорасход или перерасход
4. Система обработки данных «Сводка о выполнении плана»:
Наименование продукции Артикул План выпуска в рублях Фактически выпущено % выполнения плана
5. Система обработки данных ведомости сдачи экзаменационной сессии:
№ п/п ФИО Оценка по информатике Оценка по истории Оценка по физике Средний балл
6. Система обработки данных ведомости выполнения плана товарооборота по магазинам:
Наименование магазина Дата Выручка в млн. руб по отделам
1 2 3 магазину
7. Система обработки данных ведомости поступления продукции на склад:
Наименование продукции Дата поступления Количество шт. Стоимость 1 шт. Общая стоимость
8. Система обработки данных ведомости начисления командировочных средств:
ФИО командированного Место назначения Стоимость проезда Оплата за 1 день Количество дней Сумма в руб.
9. Система обработки данных ведомости начисления заработной платы сотрудникам факультета:
Фамилия Ученая степень Оклад по должности Надбавка
за уч. ст. Общая сумма Подоходный налог Сумма к выдаче
10. Система обработки данных ведомости учета стоимости расхода горючего автотранспортом:
ФИО водителя Номерной знак автомашины Расход на 100 км. Общее расстояние в км. Стоимость 1 л. горючего Общая стоимость горючего
Табельный номер ФИО Стаж работы, лет Количество дней по больничному листу Стоимость 1 рабочего дня Сумма оплаты по больничному листу
12. Система обработки данных о перевозках самолетами:
Тип самолета Номер борта Количество рейсов Налет в часах Стоимость 1 часа Стоимость полетов
13. Система обработки данных о детских садах:
Наименование детского сада Номер сада Количество детей Район города Оплата за месяц Общая оплата
14. Система обработки данных «Книга - почтой»:
Наименование книги ФИО автора Номер по каталогу Издательство Стоимость 1 книги Заказ в шт. Стоимость заказа
15. Система обработки данных ведомости продукции склада за текущий месяц:
Наименование продукции Остаток за предыдущий месяц Приход за текущий месяц Расход за текущий месяц Остаток на конец месяца
16. Система обработки данных «Склады товаров»:
Номер склада Наименование товара Артикул товара Цена единицы товара Количество товара Стоимость товара
17. Система обработки данных о квартирах:
Адрес Площадь в кв. м. Сторона света Стоимость 1 кв. м. Этаж Количество комнат Стоимость квартиры
18. Система обработки данных ведомости расчета с поставщиками:
ФИО поставщика Дата оплаты Сумма в руб.
Подлежащая оплате Фактически оплаченная Недоплата или переплата
19. Система обработки данных ведомости начисления квартирной платы и платы за коммунальные услуги:
ФИО Виды начислений в руб.
Квартплата Вода Отопление Электричество Радио Всего начислено
20. Система обработки данных о заработной плате:
Табельный номер ФИО Начислено Вычеты Сумма к выдаче
Всего В том числе Всего В том числе
Зарплата Премия Аванс Подоходный налог
Экзаменационные вопросы
1. Базы данных и информационные системы.
2. Архитектура БД.
3. Системы управления базами данных.
4. Локальные информационные системы.
5. Схема обмена данными при работе с БД.
6. Иерархическая модель.
7. Сетевая модель.
8. Реляционная модель.
9. Постреляционная модель.
10. Многомерная модель.
11. Объектно-ориентированная модель.
12. Элементы реляционной модели.
14. Основные виды связи таблиц.
15. Контроль целостности связей.
16. Основные операторы в реляционной алгебре.
17. Объединение. Пересечение. Вычитание.
18. Декартово произведение.
19. Выборка.
20. Проекция.
21. Соединение. Деление
22. Жизненный цикл БД
23. Планирование разработки базы данных
24. Определение требований к системе
25. Сбор и анализ требований пользователей
26. Классификация СУБД
27. Требования к СУБД
28. Общая характеристика и классификация CASE-средств
29. Основные характеристики и возможности СУБД Access
30. Типы данных СУБД Access
31. Создание новой базы данных
32. Появление языка SQL.
33. Типы команд SQL
34. Преимущества языка SQL
35. Синтаксис SQL-операторов
36. Типы данных SQL
37. Создание таблицы
38. Модификация таблиц
39. Удаление таблиц
40. Синтаксис оператора SELECT
41. Выборка из нескольких таблиц
42. Группировка данных
43. Сортировка данных
44. Агрегатные функции
45. Преобразование текста
46. Работа со строками
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.