2024-2025_20_03_01_2021_plx_Промышленная экология_Инженерная защита окружающей среды
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.О.20 Промышленная экология
20.03.01 Техносферная безопасность
Инженерная защита окружающей среды
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2021
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
 
ОПК-3.2 Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Производственные процессы и технологические системы
 
1.1
Производственные процессы и технологические системы
4
0
4
15
23
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Безотходное производство
 
2.1
Безотходное производство
6
0
10
20
36
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Технология защиты окружающей среды
 
3.1
Защита атмосферы
4
0
4
0
8
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.2
Защита гидросферы
4
0
4
0
8
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.3
Технология защиты литосферы
4
0
4
25
33
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Технология основных промышленных производств
 
4.1
Технология основных промышленных производств
12
0
8
15,5
35,5
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Контроль
 
5.1
Контроль
0
0
0
0
36,5
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
34
0
34
75,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках обязательной части программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Надзор и контроль в сфере безопасности
 
Научно-исследовательская работа
 
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
 
Эксплуатационная практика
 
Надежность технических систем и техногенный риск
 
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
 
Экономика природопользования
 
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ОПК-3.2 Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
68
15
180
70
75,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
34
8
34
34
Практические занятия (Пр)
34
7
34
34
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
75,5
75,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Производственные процессы и технологические системы
 
1.1
Производственные процессы и технологические системы
4
0
4
15
23
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Безотходное производство
 
2.1
Безотходное производство
6
0
10
20
36
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Технология защиты окружающей среды
 
3.1
Защита атмосферы
4
0
4
0
8
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.2
Защита гидросферы
4
0
4
0
8
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3.3
Технология защиты литосферы
4
0
4
25
33
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
4
Технология основных промышленных производств
 
4.1
Технология основных промышленных производств
12
0
8
15,5
35,5
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
5
Контроль
 
5.1
Контроль
0
0
0
0
36,5
ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
34
0
34
75,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Производственные процессы и технологические системы

Характеристика производственного процесса. Иерархическая структуру химического предприя-тия. Типовые технологические операторы химических технологических систем. Экономические и технологические критерии оценки эффективности производства.

Классификацию технологических процессов по способу организации и по кратности обра-ботки сырья. Принцип составления материальных и тепловых балансов.

Качественные и математические  модели химических технологических систем. Техноло-гическая схема синтеза аммиака. Сырьевая база промышленности. Энергетическая база про-мышленности.

 
Безотходное производство

Понятия безотходная, экологически чистая и малоотходная технология.  Критерии оценки без-отходности производства. Основные положения безотходного производства

Принципы организации малоотходных и безотходных производств. Комплексное исполь-зование сырьевых ресурсов. Комплексная переработка апатитового концентрата. Комплексная преработка нефелинового концентрата

Комплексное использование энергетических ресурсов. Замкнутые производственные цик-лы с рекуперацией пыли. Замкнутая система промышленного водоснабжения и переработки от-ходов Первомайского промышленного узла.

 
Защита атмосферы

Очистка газов от пыли в пылеосадительных камерах и в инерционных пылеуловителях. Очист-ка газов от пыли в циклонах. Очистка газов от пыли в в тканевых фильтрах. Очистка газов в во-локнистых и зернистых фильтрах. Очистка газов в полых и насадочных газопромыватели. Очистка газов в тарельчатых газопромывателях и в газопромывателях ударно-инерционно¬го действия. Очистка газов от пыли в электрофильтрах

Схемы абсорбционных методов очистки газов. Пленочные и насадочные абсорберы. Бар-ботажные и распиливающие абсорберы. Известковые и известняковые методы очистки газов от диоксида серы.

Схема адсорбционной очистки газов. Промышленные адсорбционные аппараты. Адсорб-ционные методы очистки газов от сероводорода. Схема каталитической очистки газов. Про-мышленные каталитические реакторы      

 
Защита гидросферы

Пути уменьшения степени загрязнения и объема сточных вод. Схема механической и физико-химической очистки сточных вод. Схема механической и биологической очистки сточных вод.

Очистка сточных вод процеживанием. Очистка сточных вод отстаиванием. Отстой-ники.  Очистка сточных вод от нефтепродуктов отстаиванием. Нефтеловушки. Очистка сточных вод в осветлителях. Очистка сточных вод от фосфора и фосфорной кислоты отстаи-ванием и коагуляцией. Очистка сточных вод фильтрованием. Очистка сточных вод от нефтепродуктов фильтрованием. Удаление взвешенных частиц из сточных вод в гидроцик-лонах и центрифугах

Очистка сточных вод коагуляцией и флокуляцией. Очистка сточных вод от соедине-ний фосфора реагентным методом на БОС. Очистка сточных вод флотацией. Флотация с ме-ханическим диспергированием воздуха и с подачей воздуха через пористые материалы. Очистка сточных вод от нефтепродуктов флотацией и адсорбцией. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ пенной сепарацией.

Очистка сточных вод от фенолов адсорбцией. Схемы ионообменных установок очистки сточных вод. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома ионным обменом. Очистка сточных вод от аммиака и нитратов ионным обменом. Очистка сточных вод от фе-нолов экстракцией. Извлечение металлов из сточных вод экстракцией

Очистка сточных вод от цианистых соединений. Очистка сточных вод от фенолов окисление. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ окислением. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома восстановления. Очистка сточных вод от ионов тя-желых металлов осаждением

Очистка сточных вод в аэротенках и биофильтрах. Биологическая очистка бытовых и промышленных сточных вод. Очистка сточных вод от нитратов денитрификацией

Уплотнение осадков сточных вод. Обезвоживание осадков сточных вод. Термические методы обработки осадков сточных вод

Очистка сточных вод от фосфорорганических соединений термическим методом. Концентрирование сточных вод выпариванием. Выделения веществ из концентрированных растворов. Термоокислительные методы обезвреживания сточных вод  

 
Технология защиты литосферы

Процессы уменьшения размеров частиц твердых отходов (дробление, измельчение, классификация и сортировка). Процессы укрупнения размеров частиц твердых отходов. Обогащение твердых отходов в тяжелых средах. Обогащение твердых отходов отсадкой. Обогащение твердых отходов флотацией. Магнитные методы обогащения твердых отходов. Электрические методы обогащения твердых отходов

Выделение компонентов из твердых отходов выщелачиванием (экстрагированием). Выделение компонентов из твердых отходов растворением и кристаллизацией. Размещение твердых отходов на поверхности земли. Переработка твердых отходов в компост. Методы утилизации отходов по видам (металлов, шин, пластика, ТКО и пр.)

 
Технология основных промышленных производств

Переработка и использование сопутствующих пород горнодобывающей промышлен-ности.  Геотехнологические процессы добычи полезных ископаемых. Переработка отходов углеобогащения. Влияние различных источников энергии на состояние окружающей среды

Перспектива развития ветровой энергетики. Роль солнечной энергии для тепло- и энергоснабжения. Геотермальная и морская энергетика. Использование биомассы в качестве источника топлива

Основные пути снижения загрязнения природы автотранспортом. Техническое со-вершенствование автомобилей с ДВС. Разработка альтернативных видов автотранспорта

Схема и описание технологии доменного процесса. Технология производства стали различными способами. Очистка сточных вод производств черной металлургии. Пути пере-работки и использования металлургических и сталеплавильных шлаков. Технология электролитического получения алюминия. Технология получения меди. Переработка и использование отходов цветной металлургии  

Технология переработки нефти. Схемы очистки сточных вод нефтеперерабатывающих заводов.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Составление и расчет материального баланса производства.
2
 
2
1
Составление и расчет энергетического баланса производства.
2
 
3
2
Определение безотходности про-изводств.
10
 
4
3
Технология защиты атмосферы
4
 
5
3
Технология защиты гидросферы
4
 
6
3
Технология защиты литосферы
4
 
7
4
Технология основных промышленных производств
8
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Выполнение практического задания
Выполнение ПЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ОПК-3 
Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
 
 
 
ПК-3 
Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
История (история России, всеобщая история)
x
Экзамен
Философия
x
Экзамен
Иностранный язык
x
x
Зачет,Экзамен
Культурология
x
Зачет
Культура общения
x
Зачет
Экономика природопользования
x
Зачет
Правоведение
x
Зачет
Социология и политология
x
Зачет
Природопользование
x
Зачет
Экономика
x
Зачет
Промышленная экология
x
Экзамен
Надзор и контроль в сфере безопасности
x
Зачет
Ознакомительная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
аттестации
Инженерная защита окружающей среды
x
x
Экзамен
Процессы и аппараты защиты воды и воздуха
x
x
Курсовая работа,Экзамен,Зачет
Экологическая безопасность стационарных объектов дорожно-транспортного комплекса
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Основы биотехнологии и микробиологии
x
Экзамен
Надежность технических систем и техногенный риск
x
x
Зачет,Экзамен
Оценка воздействия на окружающую среду
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы анализа экологического риска
x
x
Экзамен,Курсовая работа
Основы токсикологии
x
Экзамен
Промышленная токсикология
x
Экзамен
Управление техносферной безопасностью
x
x
Зачет,Экзамен
Управление безопасностью производственных процессов
x
x
Зачет,Экзамен
Промышленная экология
x
Экзамен
Технологическая (проектно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ОПК-3 Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ОПК-3.1 Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Подбирать нормативно-правовые акты для решения локальных задач обеспечения техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ОПК-3.2 Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применять нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования в области техносферной безопасности, межгосударственные, национальные и международные стандарты в сфере безопасности в части выделения необходимых требований, определять нормативы качества и нормативы допустимого воздействия на объект, среду обитания и формировать отчетность (на локальном уровне) в области техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

 
ОПК-3.3 Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществлять деятельность на основе системы государственного управления в области техносферной безопасности, в том числе системы государственного, межведомственного и ведомственного надзора и контроля, требований нормативно-правовых актов в области обеспечения техносферной безопасности, основ функционирования локальных систем обеспечения техносферной безопасности, систем локальных актов в области обеспечения безопасности, а также международных стандартов в области обеспечения техносферной безопасности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

операциях.
 
ПК-3 Способен к разработке и эколого-экономическому обоснованию планов внедрения новой природоохранной техники и технологий в организации
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использовать прикладные компьютерные программы для выполнения расчетов эколого-экономического обоснования внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий и применять информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям в области охраны окружающей среды для разработки планов внедрения в организации

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Устанавливать взаимосвязь между воздействием на окружающую среду и техническими возможностями новой природоохранной техники и технологий, прогнозировать уровень негативного воздействия на окружающую среду после внедрения в организации новой природоохранной техники и технологий

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выделять основные факторы, влияющие на экологическую безопасность при внедрении в организации новой природоохранной техники и технологий, обосновывать и рекомендовать к применению в организации малоотходные и безотходные технологии

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Вопросы к экзамену

1. Характеристика производственного процесса.

2. Иерархическая структуру химического предприятия.

3. Типовые технологические операторы химических технологических систем.

4. Экономические и технологические критерии оценки эффективности производства.

5. Классификацию технологических процессов по способу организации и по кратно-сти обработки сырья.

6. Принцип составления материальных и тепловых балансов.

7. Качественные и математические  модели химических технологических систем.

8. Технологическая схема синтеза аммиака.

9. Сырьевая база промышленности.

10. Энергетическая база промышленности.

11. Понятия безотходная, экологически чистая и малоотходная технология

12. Критерии оценки безотходности производства

13. Основные положения безотходного производства

14. Принципы организации малоотходных и безотходных производств

15. Комплексное использование сырьевых ресурсов

16. Комплексная переработка апатитового концентрата

17. Комплексная преработка нефелинового концентрата

18. Комплексное использование энергетических ресурсов

19. Замкнутые производственные циклы с рекуперацией пыли

20. Замкнутая система промышленного водоснабжения и переработки отходов

21. Очистка газов от пыли

22. Схемы абсорбционных методов очистки газов

23. Схема адсорбционной очистки газов

24. Схема каталитической очистки газов

25. Промышленные каталитические реакторы      

26. Пути уменьшения степени загрязнения и объема сточных вод

 
27. Схема механической и физико-химической очистки  сточных вод

28. Схема механической и биологической очистки сточных вод

29. Очистка сточных вод процеживанием

30. Очистка сточных вод отстаиванием.

31. Очистка сточных вод от нефтепродуктов отстаиванием. Нефтеловушки

32. Очистка сточных вод в осветлителях

33. Очистка сточных вод от фосфора и фосфорной кислоты отстаиванием и коагуляцей

34. Очистка сточных вод фильтрованием

35. Очистка сточных вод от нефтепродуктов фильтрованием

36. Удаление взвешенных частиц из сточных вод в гидроциклонах и центрифугах

37. Очистка сточных вод коагуляцией и флокуляцией  

38. Очистка сточных вод от соединений фосфора реагентным методом на БОС

39. Очистка сточных вод флотацией

40. Флотация с механическим диспергированием воздуха и с подачей воздуха через пористые материалы     

41. Очистка сточных вод от нефтепродуктов флотацией и адсорбцией

42. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ пенной сепарацией

43. Очистка сточных вод от фенолов адсорбцией

44. Схемы ионообменных установок очистки сточных вод

45. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома ионным обменом

46. Очистка сточных вод от аммиака и нитратов ионным обменом

47. Очистка сточных вод от фенолов экстракцией

48. Извлечение металлов из сточных вод экстракцией

49. Очистка сточных вод от цианистых соединений

50. Очистка сточных вод от фенолов окисление

51. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ окислением  

52. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома восстановлением

53. Очистка сточных вод от ионов тяжелых металлов осаждением

54. Очистка сточных вод в аэротенках и биофильтрах

55. Биологическая очистка бытовых и промышленных сточных вод

56. Очистка сточных вод от нитратов денитрификацией

57. Уплотнение осадков сточных вод

58. Обезвоживание осадков сточных вод

59. Термические методы обработки осадков сточных вод

60. Очистка сточных вод от фосфорорганических соединений термическим методом

61. Концентрирование сточных вод выпариванием

62. Выделения веществ из концентрированных растворов

63. Термоокислительные методы обезвреживания сточных вод

64. Процессы уменьшения размеров частиц твердых отходов (дробление, измельчение, классификация и сортировка)

65. Процессы укрупнения размеров частиц твердых отходов

66. Обогащение твердых отходов в тяжелых средах

67. Обогащение твердых отходов отсадкой

68. Обогащение твердых отходов флотацией  

69. Магнитные методы обогащения твердых отходов

70. Электрические методы обогащения твердых отходов

71. Выделение компонентов из твердых отходов выщелачиванием (экстрагированием)

72. Выделение компонентов из твердых отходов растворением и кристаллизацией

73. Размещение твердых отходов на поверхности земли

74. Переработка твердых отходов в компост

75. Переработка и использование сопутствующих пород горнодобывающей промыш-ленности

76. Геотехнологические процессы добычи полезных ископаемых

77. Переработка отходов углеобогащения

78. Влияние различных источников энергии на состояние окружающей среды

79. Перспектива развития ветровой энергетики

 
80. Роль солнечной энергии для тепло- и энергоснабжения

81. Геотермальная и морская энергетика

82. Использование биомассы в качестве источника топлива

83. Основные пути снижения загрязнения природы автотранспортом

84. Техническое совершенствование автомобилей с ДВС

85. Разработка альтернативных видов автотранспорта

86. Схема и описание технологии доменного процесса

87. Технология производства стали различными способами

88. Очистка сточных вод производств черной металлургии

89. Пути переработки и использования металлургических и сталеплавильных шлаков

90. Технология электролитического получения алюминия

91. Технология получения меди

92. Переработка и использование отходов цветной металлургии  

93. Технология переработки нефти

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Характеристика производственного процесса.

2. Иерархическая структуру химического предприятия.

3. Типовые технологические операторы химических технологических систем.

4. Экономические и технологические критерии оценки эффективности производства.

5. Классификацию технологических процессов по способу организации и по кратности об-работки сырья.

6. Принцип составления материальных и тепловых балансов.

7. Качественные и математические  модели химических технологических систем.

8. Технологическая схема синтеза аммиака.

9. Сырьевая база промышленности.

10. Энергетическая база промышленности.

11. Понятия безотходная, экологически чистая и малоотходная технология

12. Критерии оценки безотходности производства

13. Основные положения безотходного производства

14. Принципы организации малоотходных и безотходных производств

15. Комплексное использование сырьевых ресурсов

16. Комплексная переработка апатитового концентрата

17. Комплексная преработка нефелинового концентрата

18. Комплексное использование энергетических ресурсов

19. Замкнутые производственные циклы с рекуперацией пыли

20. Замкнутая система промышленного водоснабжения и переработки отходов

21. Очистка газов от пыли

22. Схемы абсорбционных методов очистки газов

23. Схема адсорбционной очистки газов

24. Схема каталитической очистки газов

25. Промышленные каталитические реакторы      

26. Пути уменьшения степени загрязнения и объема сточных вод

27. Схема механической и физико-химической очистки  сточных вод

28. Схема механической и биологической очистки сточных вод

29. Очистка сточных вод процеживанием,

30. Очистка сточных вод отстаиванием. Нефтеловушки

 
31. Очистка сточных вод в осветлителях

32. Очистка сточных вод от фосфора и фосфорной кислоты отстаиванием и коагуляцией

33. Очистка сточных вод от нефтепродуктов фильтрованием

34. Удаление взвешенных частиц из сточных вод в гидроциклонах и центрифугах

35. Очистка сточных вод коагуляцией и флокуляцией  

36. Очистка сточных вод от соединений фосфора реагентным методом на БОС

37. Очистка сточных вод флотацией.

38. Флотация с механическим диспергированием воздуха и с подачей воздуха через пори-стые материалы     

39. Очистка сточных вод от нефтепродуктов флотацией и адсорбцией

40. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ пенной сепарацией

41. Очистка сточных вод от фенолов адсорбцией

42. Схемы ионообменных установок очистки сточных вод

43. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома ионным обменом

44. Очистка сточных вод от аммиака и нитратов ионным обменом

45. Очистка сточных вод от фенолов экстракцией

46. Извлечение металлов из сточных вод экстракцией

47. Очистка сточных вод от цианистых соединений

48. Очистка сточных вод от фенолов окисление

49. Очистка сточных вод от поверхностно-активных веществ окислением  

50. Очистка сточных вод от шестивалентного хрома восстановлением

51. Очистка сточных вод от ионов тяжелых металлов осаждением

52. Очистка сточных вод в аэротенках и биофильтрах

53. Биологическая очистка бытовых и промышленных сточных вод

54. Очистка сточных вод от нитратов денитрификацией

55. Уплотнение осадков сточных вод

56. Обезвоживание осадков сточных вод

57. Термические методы обработки осадков сточных вод

58. Очистка сточных вод от фосфорорганических соединений термическим методом

59. Концентрирование сточных вод выпариванием

60. Выделения веществ из концентрированных растворов

61. Термоокислительные методы обезвреживания сточных вод

62. Процессы укрупнения размеров частиц твердых отходов

63. Обогащение твердых отходов в тяжелых средах,

64. Обогащение твердых отходов отсадкой

65. Обогащение твердых отходов флотацией  

66. Магнитные методы обогащения твердых отходов

67. Электрические методы обогащения твердых отходов

68. Выделение компонентов из твердых отходов выщелачиванием (экстрагированием)

69. Выделение компонентов из твердых отходов растворением и кристаллизацией

70. Размещение твердых отходов на поверхности земли

71. Переработка твердых отходов в компост

72. Переработка и использование сопутствующих пород горнодобывающей промышленно-сти

73. Геотехнологические процессы добычи полезных ископаемых

74. Переработка отходов углеобогащения

75. Влияние различных источников энергии на состояние окружающей среды

76. Перспектива развития ветровой энергетики

77. Роль солнечной энергии для тепло- и энергоснабжения

78. Геотермальная и морская энергетика

79. Использование биомассы в качестве источника топлива

80. Основные пути снижения загрязнения природы автотранспортом

81. Техническое совершенствование автомобилей с ДВС

82. Разработка альтернативных видов автотранспорта

83. Схема и описание технологии доменного процесса

84. Технология производства стали различными способами

 
85. Очистка сточных вод производств черной металлургии

86. Пути переработки и использования металлургических и сталеплавильных шлаков

87. Технология электролитического получения алюминия

88. Технология получения меди

89. Переработка и использование отходов цветной металлургии  

90. Технология переработки нефти

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Ларионов, Н.М. Промышленная экология: учебник для бакалавров / Н.М. Ларио-нов, А.С. Рябышенков. – М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 495с 2. Гвоздовский, В.И. Промышленная экология. В 2-х ч : учебное пособие / В.И. Гвоздовский. - Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2008. - Ч. 1. Природные и техногенные системы. - 270 с. - ISBN 978-5-9585-0291-978-5-9585-0291-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143903 3. Гвоздинский, В.И. Промышленная экология. В 2-х ч Технологические системы производства : учебное пособие / В.И. Гвоздинский. - Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - Ч. 2. Книга 2.. - 116 с. - ISBN 978-5-9585-0386-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144361 б) дополнительная литература: 1. Павлинова, И.И. Водоснабжение и водоотведение: учебник для бакалавров / И.И. Павлинова, В,И. Баженов, И.Г. Губий. – 4-е изд., перераб. и доп. -  М.:  Издатель-ство Юрайт, 2013. – 472 с. 2. Защита окружающей среды от промышленных газовых выбросов : учеб. пособие / М.И. Клюшенкова, А.В. Луканин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 142 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1018756 3. Акинин, Н.И. Промышленная экология: принципы, подходы, технические реше-ния: учебное пособие/ Н.И. Акинин – 2-е  изд., испр. и доп. – Долгопрудный: Изда-тельский Дом «Интеллект», 2011. – 312с. 4. Брюхань, Ф.Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 208с. Нормативно-техническая документация 1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». 2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». 3. ГОСТ Р 57702-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к ма-лоотходным технологиям. 4. ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения. 5. ГОСТ Р 54098-2010 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Тер-мины и определения. 6. ГОСТ Р 56615-2015 Ресурсосбережение. Показатели материалоемкости и материа-лоэффективности. Руководство по установлению критериев выбора. 7. ГОСТ Р 56828.16-2017 Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Ме-тодология планирования показателей (индикаторов) энергоэффективности
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
419
Учебная мебель: учебная доска, стол преподавательский, кафедра настольная, шкаф книжный, стол ученический (10 шт), стулья 
 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для

 
проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

 

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент СДиИЭ, кандидат технических наук Солдатова В.А.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .