ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Выполнение практического задания;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).
Общие сведения о дисциплине. Физиология как наука, её цели и задачи. Связь физиологии с другими науками. История развития науки.
Физиология центральной нервной системы. Структуры центральной нервной системы. Физиологическая роль спинного мозга, продолговатого мозга, заднего мозга, среднего мозга, промежуточного мозга, ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга, лимбической системы, подкорковых ядер, коры больших полушарий головного мозга.
Высшая нервная деятельность. Условный рефлекс. Образование и торможение условного рефлекса. Сон, виды сна. Типы высшей нервной деятельности. Этология.
Железы внутренней секреции как компоненты функциональных систем. Классификация желёз и гормонов. Свойства гормонов. Механизмы действия гормонов. Секреторная деятельность гипоталамуса и гипофиза.
Сердечно-сосудистая система. Деятельность сердца. Проводящая система сердца. Движение крови по сосудам. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.
Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Пищеварительная система. Органы пищеварения. Приём пищи, жевание, глотание. Сократительная деятельность желудка и кишечника. Гигиена питания.
Физиология выделительной системы. Строение почек. Почечные процессы. Роль почек в поддержании кислотно- щелочного соотношения и в выделении из организма чужеродных веществ, нелетучих продуктов обмена.
Физиология органов размножения. Мужские половые органы. Женские половые органы. Половое созревание. Оплодотворение и беременность. Роды, лактация молока.
Физиология опорно-двигательной системы. Скелет. Формы костей. Отделы скелета. Мышцы. Группы мышц. Гигиена движения.
Физиология обмена веществ. Фазы обмена веществ. Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов. Нервно-гуморальная регуляция обмена веществ.
Физиологическая роль макро- и микроэлементов, жиро- и водорастворимых витаминов.
Макроэлементы. Микроэлементы. Характеристика витаминов.
Образование и расход энергии. Температура тела и терморегуляция.
Адаптация организмов к условиям окружающей среды. Физиологическая адаптация. Общий адаптационный синдром по Селье. Приспособление организмов к колебаниям температуры, недостатку воды, высокогорным условиям.
Развитие стресса и депрессии. Стресс. Депрессия. Меры их предупреждения. Методы их лечения.
Физиология физической деятельности организма. Статическая работа. Динамическая работа. Двигательные навыки. Понятие «физиологический резерв организма». Физиология умственного труда. Особенности умственной и эмоциональной деятельности студентов и преподавателей. Физиологические различия умственного и физического труда
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определять и анализировать основные загрязнения окружающей среды, превышающие нормативные значения, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране окружающей среды и разрабатывать конструкторскую и технологическую документацию на производство новой продукции в организации с учетом рационального использования природных ресурсов
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводить экологический анализ подготовки производства к выпуску новой продукции в организации и выявлять основные источники опасностей для потребителей при эксплуатации продукции
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводить экологическую сертификацию продукции организации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Вопросы к экзамену
1. Предмет и задачи физиологии.
2. Краткая история развития физиологии.
3. Основные методы исследований науки.
4. Строение и химический состав клеток.
5. Основные биополимеры и органеллы клеток, их функции.
6. Основные системы организма, их функции.
7. Строение и основные группы костей человеческого организма.
8. Типы соединения костей.
9. Первая помощь при вывихах и переломах костей.
10. Особенности скелетных мышц.
11. Основные группы мышц.
12. Работа мышц. Утомляемость мышц.
13. Сердечная мышца. Автоматия сердечной мышцы.
14. Гладкие мышцы.
15. Внешние проявления деятельности сердца и сосудов.
16. Нервная система.
17. Центральная нервная система.
18. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.
19. Отделы головного мозга.
20. Кора больших полушарий. Высшая нервная деятельность.
21. Память и сознание.
22. Лимбическая система.
23. Законы раздражения.
24. Рецепторы и анализаторы человека. Строение и принципы работы.
25. Сердечно-сосудистая система, нервно-гуморальная регуляция.
26. Строение сердца, сосудов.
27. Свёртывание крови.
28. Буферные системы крови.
29. Кроветворная система. Органы кроветворной системы.
30. Состав крови. Функции эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
31. Группы крови. Резус-фактор. Защитная функция крови.
32. Лимфатическая система. Органы иммунитета.
33. Виды иммунитета.
34. Типы высшей нервной деятельности.
35. Мышление и речь.
36. Функции гормонов тимуса, поджелудочной, половой желез, надпочечников.
37. Дыхательная система. Нервная и гуморальная регуляция.
38. Жизненная емкость легких. Заболевания органов дыхательной системы.
39. Органы пищеварительной системы.
40. Ферменты и их функции.
41. Печень и поджелудочная железа.
42. Нервная и гуморальная регуляция деятельности органов пищеварительной системы.
43. Выделительная система. Принцип работы почек.
44. Регуляция деятельности органов выделительной системы. Заболевания органов выделительной системы.
45. Эндокринная система. Гормоны, их классификация.
46. Функции гормонов гипофиза, гипоталамуса, эпифиза, щитовидной, пара - щитовидной желёз.
47. Принципы действия гормонов. Органы-мишени.
48. Основные регуляторные системы организма.
49. Буферная система крови. Целостность органов.
50. Механизмы поддержания гомеостаза.
51. Стресс, меры его предупреждения, методы лечения.
53. Процесс мочеобразования.
54. Сон, сновидения, гипноз.
55. Органы половой системы.
56. Половые гормоны, половое созревание. Вторичные половые признаки.
57. Оплодотворение и имплантация. Ранние стадии эмбрионального развития.
58. Постэмбриональный этап развития человека.
59. Роды, лактация молока.
60. Экстерорецепторы.
61. Природа нервного импульса.
62. Строение и функции синапса.
63. Рефлекс и рефлекторная дуга.
64. Безусловные и условные рефлексы, их отличия, условия образования.
65. Физиология терморегуляции.
66. Свойства, классификация рецепторов. Механо- и терморецепторы.
67. Интерорецепторы, их строение и функции.
68. Анализаторы зрения.
69. Слуховой анализатор.
70. Первая и вторая сигнальные системы человека.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Примерный вариант тестовых вопросов
ТЕСТ 1
1. Общие закономерности процессов и функций, которые свойственны всем живым существам, изучает:
1 – частная физиология
3 – общая физиология
2 – сравнительная физиология
4 – прикладная физиология
2. Метод физиологического исследования, заключающийся в том, что исследователь регистрирует процессы жизнедеятельности организма в обычных естественных условиях – это:
1 – метод эксперимента
3 – метод наблюдения
2 – метод перфузии
4 – метод денервации
3. Возбудимая ткань отвечает на действие раздражителя лишь в том случаи, если сила раздражителя, действующая на ткань, постепенно нарастает. Это :
1. – закон времени
3 – закон градиента
2. – закон силы
4 – закон «всё» или «ничего»
4. Нейроны, находящиеся в среднем, продолговатом мозге, в крестцовой части спинного мозга, образуют центры
1 – соматического отдела
3 – парасимпатического отдела
2 – вегетативного отдела
4 – симпатического отдела
5. Особенностью нервных волокон является их свойство:
1 – возбудимости
3 – неутомляемости
2 – утомляемости
4 – проводимости возбуждения
6. Центры сердечно-сосудистых и дыхательных рефлексов находятся в:
1 – среднем мозге
3 – продолговатом мозге
2 – таламусе
4 – мозжечке
7. Кровь содержит форменные элементы, объём которых составляет:
1 – 55%
3 – 45%
2 – 10%
4 – 90%
8. Доля белков в плазме крови составляет:
1 – 10%
3 – 8%
2 – 40%
4 – 20%
9. В 1 мм3 крови содержится количество эритроцитов равное:
1 – 4 тыс.
3 – 5 млн.
2 – 9 тыс.
4 – 7 млн.
10. Развитие и созревание лимфоцитов проходит в:
1 – красном костном мозге
3 – лимфатических узлах
2 – печени
4 – селезёнке
11. Лицам, имеющим кровь первой группы, можно переливать кровь:
1 – второй группы
3 – первой группы
2 – третей группы
4 – четвёртой группы
12. Число сердечных сокращений в состоянии покоя
1 – 80-100 раз в мин
3 – 60-80 раз в мин
2 – 40-60 раз в мин
4 – 100-120 раз в мин
13. Между правым предсердием и правым желудочком находится:
1 – кармашковый клапан
3 – трёхстворчатый клапан
2 – двустворчатый клапан
4 – трубчатый клапан
14. Объём воздуха, который можно вдохнуть после основного вдоха, называется:
1 – дыхательным воздухом
3 – дополнительным воздухом
2 – жизненным воздухом
4 – резервным воздухом
15. Тип высшей нервной деятельности, отличающийся силой, неуравновешенностью, безудержностью, характерен :
1 – меланхолику
3 – холерику
2 – сангвинику
16. Желудочный сок содержит расщепляющий белки фермент:
1 – амилазу
3 – пепсин
2 – трипсин
4 – липазу
17. Процесс обратного всасывания первичной мочи в извитые канальца нефронов почек называется:
1 – клубочковой фильтрацией
3 – реабсорбцией
2 – диурезом
4 – канальцевой секрецией
18. Продолжительность родов у первородящих женщин составляет:
1 – 10-12 ч
3 – 15-20 ч
2 – 12-15 ч
4 – 20-25 ч
19. Гормон плаценты, снижающий возбудимость маточной мускулатуры – это:
1 – эстрадиол
3 – прогестерон
2 – тестостерон
4 – релаксин
20. Истинной железой внутренней секреции является:
1 – поджелудочная железа
3 – щитовидная железа
2 – плацента
4 – половые железы
ТЕСТ 2
1. Особенности отдельных тканей, органов, закономерности объединения их в системы исследует:
1 – сравнительная физиология
3 – частная физиология
2 – общая физиология
4 – прикладная физиология
2. Метод физиологического исследования, заключающийся в том, что исследователь регистрирует процессы жизнедеятельности организма в изменённых условиях – это:
1 – метод наблюдения
3 – метод эксперимента
2 – метод перфузии
4 – инструментальный метод
3. Если на ткань действует раздражитель подпороговой силы, то она может не отвечать на его действие, если раздражитель надпороговой силы, то она может отвечать максимальной ответной реакцией. Это:
1. – закон времени
3 – закон «всё» или «ничего»
2. – закон силы
4 – закон градиента
4. Нейроны, находящиеся в грудной, поясничной части спинного мозга, образуют центры:
1 – парасимпатического отдела
3 – симпатического отдела
2 – вегетативного отдела
4 – соматического отдела
5. Особенностью синапсов является их свойство:
1 – упругости
3 – замедленного проведения возбуждений
4 – сократимости
6. Центр регуляции движений находится в:
1 – продолговатом мозге
3 – мозжечке
2 – гипоталамусе
4 – таламусе
7. Кровь содержит плазму, объём которой составляет
1 – 45%
3 – 55%
2 – 90%
4 – 10%
8. В организме человека циркулирует:
1 – 10 л крови
3 – 5 л крови
2 – 4 л крови
4 – 7 л крови
9. В 1 мм3 крови содержится количество лейкоцитов равное:
1 – 7 млн.
3 – 6 тыс.
2 – 10 тыс.
4 – 5 млн.
10. Продолжительность жизни эритроцитов:
1 – 3-7 дней
3 – 3-4 месяца
2 – 20-30 дней
4 – 4-6 месяцев
11. Человек с четвёртой группой крови может быть донором для человека с группой крови:
1 – первой
3 – четвёртой
2 – третей
4 – второй
12. У здоровых людей артериальное систолическое давление составляет:
1 – 140 мм рт. ст.
3 – 120 мм рт. ст.
2 – 60 мм рт. ст.
4 – 80 мм рт. ст.
13. Между левым предсердием и левым желудочком находится:
1 – трубчатый клапан
3 – двустворчатый клапан
2 – трёхстворчатый клапан
4 – кармашковый клапан
14. Жизненная ёмкость лёгких юношей достигает:
1 – 10000 см3
3 – 6000 см3
2 – 4000 см3
4 – 8000 см3
15. Тип высшей нервной деятельности, отличающийся силой, уравновешенностью, инертностью, характерен:
1 – сангвинику
3 – флегматику
2 – меланхолику
4 – холерику
16. Поджелудочный сок содержит расщепляющий жиры фермент:
1 – глюкозидазу
3 – липазу
4 – фруктофуронидазу
17. Процесс перехода компонентов крови из сосудистого клубочка в капсулу Шумлянского-Боумена называется:
1 – реабсорбцией
3 – фильтрацией
2 – канальцевой секрецией
4 – диурезом
18. Продолжительность родов у повторнородящих женщин составляет:
3 – 20-23 ч
3 – 10-12 ч
2 – 13-15 ч
4 – 15-20 ч
19. Гормон яичников, повышающий возбудимость маточной мускулатуры – это:
1 – прогестерон
3 – эстрадиол
2 – релаксин
4 – тестостерон
20. Железой смешанной секреции является:
1 – щитовидная
3 – поджелудочная
2 – шишковидная
4 – паращитовидная
ТЕСТ 3
1. Особенности функций организма на различных стадиях индивидуального развития, то есть онтогенеза изучает:
1 – прикладная физиология
3 – возрастная физиология
2 – частная физиология
4 – общая физиология
2. Метод физиологического исследования, основанный на введении в полый орган металлической или пластмассовой трубки и закреплении её на коже – это:
1 – инструментальный метод
3 – фистульный метод
2 – метод экстирпации
4 – метод денервации
3.Возбудимые ткани отвечают на действие раздражителя лишь в том случаи, если раздражитель действует на них определённой силой. Это:
1. – закон времени
3 – закон силы
2. – закон градиента
4 – закон «всё» или «ничего»
4. Нейроны, находящиеся в центральной нервной системе, являются:
1 – рецепторными
3 – промежуточными
2 – афферентными
4 – моторными
5. Мышечные волокна обладают присущим только им свойством:
1 – возбудимостью
3 – сократимостью
2 – неутомляемостью
4 – замедленной проводимостью возбуждений
6. Главный подкорковый центр вегетативной нервной системы, играющий большую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма – это:
1 – гипофиз
3 – гипоталамус
4 – таламус
7. Процентное содержание воды в плазме крови:
1 – 8%
3 – 92%
2 – 60%
4 – 45%
8. На долю неорганических веществ в плазме крови приходится
1 – 10%
3 – 1%
2 – 3%
4 – 20%
9. Содержание гемоглобина в крови в пределах нормы составляет
1 – 80-100 г/л
3 – 120-140 г/л
2 – 40-60 г/л
4 – 160-180 г/л
10. Количество тромбоцитов в 1мм3 крови достигает:
1 – 120 тыс.
3 – 400 тыс.
2 – 200 тыс.
4 – 700 тыс.
11. Лицам с третей группой крови можно переливать кровь:
1 – четвёртой группы
3 – первой и третей группы
2 – второй группы
4 – четвёртой и второй группы
12. В каппилярах скорость движения крови достигает:
1 – 0,5 м/с
3 – 0,5 мм/с
2 – 3 мм/с
4 – 0,25 м/с
13. У основания аорты и легочной артерии находятся:
1 – трёхстворчатые клапаны
3 – полулунные клапаны
2 – двустворчатые клапаны
4 – трубчатые клапаны
14. Жизненная ёмкость лёгких девушек достигает:
1 – 8000 см3
3 – 4000 см3
2 – 6000 см3
4 – 3000 см3
15. Тип высшей нервной деятельности, отличающийся силой, уравновешенностью, подвижностью, характерен:
1 – холерику
3 – сангвинику
2 – меланхолику
4 – флегматику
16. Слюна содержит расщепляющий крахмал фермент:
1 – желатиназу
3 – амилазу
2 – фруктофуронидазу
4 – глюкозидазу
17. Процесс вывода клетками почечных канальцев ненужных веществ из крови в клубочковый фильтрат называется:
1 – фильтрацией
2 – диурезом
4 –реабсорбцией
18. В 1 мл эякулята содержатся спермии в количестве:
3 – 70-100 тыс.
3 – 30-100 млн.
2 – 3-4 млн.
4 – 2-4 тыс.
19. Гормон плаценты, подготавливающий женский организм к родам, размягчающий родовые пути – это:
1 – прогестерон
3 – релаксин
2 – эстрон
4 – эстриол
20. Временной железой внутренней секреции является:
1 – гипофиз
3 – тимус
2 – гипоталамус
4 – эпифиз
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.