2024-2025_23_03_01ОБ_2022_plx_Транспортная энергетика_Организация и безопасность движения
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.01 Транспортная энергетика
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация и безопасность движения
бакалавр
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
 
ПК-1.2 Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
 
ПК-1.3 Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
 
ПК-1.4 Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
ПК-1 
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Лекция;Практическая работа;Лабораторная работа;Тестирование;Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Энергетика и энергия. Изучение основных термодинамических процессов и явления переноса теплоты.
 
1.1
Энергетика и энергия. Изучение основных термодинамических процессов и явления переноса теплоты.
6
0
11
37
55
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
2
Системы работы транспортных силовых установок
 
2.1
Системы работы транспортных силовых установок
5
0
11
37
53
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
Всего часов:
11
0
22
74
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
 
ПК-1.2 Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
 
ПК-1.3 Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
 
ПК-1.4 Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
ПК-1 
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 8 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
33
4
108
34
74
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
11
11
11
Практические занятия (Пр)
22
4
22
22
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
74
74
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Энергетика и энергия. Изучение основных термодинамических процессов и явления переноса теплоты.
 
1.1
Энергетика и энергия. Изучение основных термодинамических процессов и явления переноса теплоты.
6
0
11
37
55
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
2
Системы работы транспортных силовых установок
 
2.1
Системы работы транспортных силовых установок
5
0
11
37
53
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4
 
Всего часов:
11
0
22
74
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Энергетика и энергия. Изучение основных термодинамических процессов и явления переноса теплоты.

Общие понятия энергетики и энергии. Виды и формы энергии. Источники и ресурсы энергии. Преобразование

энергии. Энергетика и транспорт. Энергетика и экология.

Термодинамическое тело и система. Термодинамические параметры. Уравнение состояния для идеального газа.

Определение теплоты, работы, внутренней энергии, энтальпии и энтропии. Формулировки первого закона

термодинамики. Термодинамические процессы. Основные термодинамические процессы. Политропный

процесс.. Уравнение процесса, изображение в P-V и Т-S координатах, соотношение между параметрами в

процессе, вычисление работы, внутренней энергии, энтальпии, располагаемой работы и энтропии; теплота и

теплоемкость в процессах. Изобарный, изохорный, изотермический и адиабатный процессы, как частные случаи

политропного процесса.

Смеси газов. Массовая и объёмная доли. Закон Дальтона. Уравнение состояния смеси газов. Теплоёмкость

смеси газов, энтропия.

Основные формулировки второго закона термодинамики.

Реальные газы и пар. Влажный пар, сухой насыщенный пар. Перегретый пар.

 
Системы работы транспортных силовых установок

Топливо ДВС. Системы питания. Смесеобразование и сгорание в двигателях с воспламенением от искры.

Основные требования к процессам смесеобразования в двигателях с воспламенением от искры.. Распыливание

топлива и его испарение во впускном тракте.. Особенности смесеобразования при впрыске бензина и при работе

на газообразных топливах. Воспламенение гомогенной смеси от электрической искры. Выбор степени сжатия в

кар-бюраторных двигателях и дизелях.. Расчет параметров рабочего тела в процессе сжатия.

Процессы смесеобразования и сгорания в дизелях. Требования к смесеобразованию в дизелях. Параметры и

характеристики впрыскивания топлива. Влияние движения воздушного заряда на распределение топлива в

камере сгорания. Типы камер сгорания. Фазы процесса сгорания в дизелях с наддувом.

КШМ. Система охлаждения. Система смазки. Системы выпуска отработанных газов. Эксплуатационные

характеристики и режимы работы транспортных ДВС. Влияние различных факторов на расход топлива

автомобилем. Влияние скоростных и нагрузочных режимов, эксплуатационных и регулировочных факторов на

топливную экономичность и выброс токсичных составляющих отработавших газов.

Эксплуатационные характеристики ДВС: регулировочные характеристики, регулировочная характеристика по

составу смеси. Регулировочная характеристика по опережению зажигания. Скоростные характеристики.

Внешняя скоростная характеристика. Регуляторная характеристика Нагрузочная характеристика.

Энергетика компонентов и инфраструктуры транспорта. Применение энергосберегающих технологий как способ

защиты окружающей среды и общества. Перспективы развития автомобильных двигателей. Тенденция развития

двигателей традиционных конструкций. Перспективы применения альтернативных топлив: газоконденсатов,

тяжелых топлив, спиртов, водорода и др

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
. Энергетика и энергия.

Изучение основных

термодинамических процессов и

явления переноса теплоты.

11
 
2
2
Изучение изотермического процесса. Изучение работы одноступенчатого поршневого компрессора

Изучение устройства и определение рабочих характеристик бензинового

двигателя.

Изучение устройства и определение рабочих характеристик дизельного двигателя

11
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Лекция
ЛК
 
2
Практическая работа
ПР
 
3
Лабораторная работа
ЛР
 
4
Тестирование
Тест
 
5
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
ПК-1 
Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
Транспортная энергетика
x
Зачет
Техника транспорта, обслуживание и ремонт
x
Экзамен
 
Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных потоков и анализировать результаты исследований
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен проводить обследование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности при проведении или организации обследований объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Оформляет документацию по результатам обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков в соответствии с установленными требованиями

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.4 Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Производит расчеты и анализирует результаты обследования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных потоков

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Термодинамическое тело и система. Основные термодинамические параметры. Идеальный газ и уравнение его

состояния.

2. Тепло и теплоёмкость. Внутренняя энергия, механическая работа. Энтальпия, энтропия. Первый закон

термодинамики.

3. Термодинамические процессы идеального газа. Изобарный процесс. Уравнение процесса. Термодинамический

расчёт работы и теплоты, энтальпии, энтропии и внутренней энергии.

4. Изотермический процесс. Уравнение процесса. Термодинамический расчёт работы и теплоты, энтальпии,

энтропии и внутренней энергии.

5. Изохорный процесс. Уравнение процесса. Термодинамический расчёт работы и теплоты, энтальпии, энтропии и

внутренней энергии.

6. Адиабатный процесс. Уравнение процесса. Термодинамический расчёт работы и теплоты, энтальпии, энтропии

и внутренней энергии.

7. Изображение процессов в термодинамических диаграммах. Термодинамические циклы. Цикл Карно

8. Второй закон термодинамики. Энтропия изолированной системы и её изменение в обратимых и необратимых

процессах.

9. Вода и водяной пар как реальные рабочие тела. Построение диаграммы i-s для воды и водяного пара и

изображение в ней основных процессов.

10. Способы распространения тепла и виды теплообмена. Теплопроводность, коэффициент теплопроводности,

термическое сопротивление.

11. Конвективный теплообмен, коэффициент теплоотдачи. Сущность теории подобия.

12. Излучение энергии. Лучистый теплообмен между двумя поверхностями.

13. Теплопередача, уравнение теплопередачи. Теплообменные аппараты. Расчёт поверхности рекуперативного

теплообменного аппарата.

14. Характеристика топливных ресурсов.Органическое и неорганическое топливо. Мировые запасы и добыча

органического топлива. Топливо России.

15. Состав органических топлив. Удельная теплота сгорания. Условное топливо. Процесс горения топлива,

коэффициент избытка воздуха.

16. Топливо для ДВС. Октановое число. Нефть и продукты её переработки. Термический и каталический крекинг.

17. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) - краткий обзор развития, области применения. Физические

процессы, идеальные циклы, термические КПД циклов.

18. Индикаторные диаграммы ДВС, индикаторная и эффективная мощности. Тепловой баланс и КПД различных

ДВС.

19. Перспективы двигателестроения.

20. Паровые турбины - классификация, устройство и принцип действия, области применения. Цикл Ренкина. КПД

и мощность турбины.

21. Использование парогенераторов на тепловых станциях (ТЭЦ, ГРЭС, АЭС).

22. Компрессоры.

 
23. Газотурбинные установки (ГТУ) - принципиальная схема, принцип работы, области применения. Цикл ГТУ.

24. Реактивные двигатели - классификация, физические основы работы. Воздушно-реактивные (ВРД), цикл,

к.п.д.

25. Жидкостно-реактивные (ЖРД) двигатели, цикл, к.п.д.

26. Системы охлаждения транспортных двигателей.

27. Системы смазки ДВС.

28. Системы отвода отработавших газов ДВС.

29. Основные характеристики транспортных двигателей.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. В каком ответе перечислены тепловые двигатели, отличающие-ся по принципу подвода теплоты к рабочему телу?

а) Дизель, двигатель Стир-линга, газотурбинный дви-гатель, реактивный двига-тель.

б) Поршневой ДВС, реак-тивный двигатель, газотур-бинный двигатель, ракет-ный двигатель.

в) Бензиновый двигатель, газовый двигатель, ракет-ный двигатель, реактивный двигатель.

2. В каком ответе перечислены тепловые двигатели, не отличаю-щиеся по принципу подвода теп-лоты к рабочему телу?

а) Дизель, двигатель Стир-линга, газотурбинный дви-гатель.

б) Поршневой ДВС, реак-тивный двигатель, паровой двигатель.

в) Бензиновый двигатель, газовый двигатель, ракетный двигатель.

3. Какие допущения характерны для модели идеального газа?

а) Отсутствие размеров мо-лекул и взаимодействия между ними.

б) Отсутствие взаимодей-ствия между молекулами и их массы.

в) Отсутствие вязкости и массы молекул.

4. Какие потери энергии учитыва-ются термическим КПД?

а) Потери энергии, обуслов-ленные требованием второ-го закона термодинамики.

б) Потери энергии, обуслов-ленные требованием перво-го закона термодинамики.

в) Потери энергии, обусловленные теплоотводом от ра-бочего тела в стенки цилиндра двигателя.

5 Из каких термодинамических процессов состоит цикл Отто?

а)Из двух изохор и двух адиабат.

б) Из двух изобар и двух адиабат.

 

в) Из двух адиабат, изобары и изохоры.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн  www.biblioclub.ru
 
3. Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
2
416
Учебная мебель: стол – 12 шт., компьютерное кресло –12 шт., стол однотумбовый – 1 шт., доска поворотная –2 шт.;

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

 
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

 

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ТТМиНТТС, к.п.н. Галыня А.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .