ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Курсовой проект;Отчет по лабораторным работам;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 10 зачетных единиц (З.Е.).
Классификация и анализ конструкций ГПМ
Специальные требования к ГПМ, предназначенным для работы с разрядными грузами
Основные параметры ГПМ
Основные виды ГПМ, их конструкция
Классификация специальных узлов и деталей ГПМ. Грузозахватные органы
Тормозные и стопорные устройства ГПМ. Приводы
Расчет механизма подъема
Расчет механизмов передвижения
Расчет механизмов поворотов
приспособлений грузоподъемных машин
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Современные тенденции развития ГПМ
2. Расчетные нагрузки кранов, их определение, расчетные случаи.
3. Виды и задачи расчета кранов.
4. Устойчивость кранов от опрокидывания, нормы расчета.
5. Режимы работы кранов, учет режимов при проектировании кранов.
6. Характеристики грузовых канатов, правила выбора.
7. Характеристики грузовых цепей, правила выбора.
8. Стропы, правила выбора и расчета.
9. Характеристики крановых двигателей, правила выбора.
10. Полиспасты, их характеристики, правила выбора.
11. Грузовые крюки, правила выбора.
12. Конструкция и расчет клещевых захватов.
13. Конструкция и расчет эксцентриковых захватов.
14. Конструкция и расчет грейферных захватов.
15. Конструкция и расчет колодочных тормозов.
16. Конструкция и расчет ленточных тормозов.
17.Конструкция и расчет дисковых тормозов.
18.Кинематический расчет механизма подъема груза.
19. Статический расчет механизма подъема груза.
20. Кинематический расчет механизма передвижения крана по рельсовым путям.
21. Статический расчет механизма передвижения по рельсовым путям.
22. Характеристики механизмов передвижения кранов по грунту, статический расчет.
23. Кинематический расчет механизма поворота.
24. Статический расчет механизма поворота
25. Кинематический расчет механизма изменения вылета с гибкой подвеской стрела.
26.Статический расчет механизма изменения вылета с гибкой подвеской стрелы.
27.Статический расчет механизма изменения вылета с жесткой подвеской стрелы.
28. Конструкция и расчет мачтовых подъемников
30. Конструкция и расчет коленчато-рычажных подъемников.
31. Конструкция и расчет шарнирно-рычажных подъемников.
32. Кинематический расчет механизма подъема лифта.
33. Тяговый расчет и проверка тяговой способности лифта.
34.Приборы безопасности для грузоподъемных кранов, нормы их функционирования.
35. Башенные краны, конструкция, область применения, параметры.
36. Мостовые краны, конструкция, область применения, параметры.
37. Козловые краны, конструкция, область применения, параметры.
38. Кабельные краны, конструкция, область применения, параметры.
39. Краны-штабелеры, краны, конструкция, область применения, параметры.
40.Гусеничные краны, конструкция, область применения, параметры.
41. Автомобильные краны, конструкция, область применения, параметры.
42. Пневмоколесные краны, конструкция, область применения, параметры.
43. Портальные краны, конструкция, область применения, параметры.
44. Мачтовые краны, конструкция, область применения, параметры.
45. Конструкция, классификация, параметры лифтов.
46. Система надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и подъемников.
47. Порядок регистрации грузоподъемных кранов.
48. Цели и объем проведения частичного технического освидетельствования кранов.
49. Цели и объем проведения полного технического освидетельствования кранов.
50. Порядок аттестации лиц, работающих с грузоподъемной техникой.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
1. Курсовое проектирование по дисциплине «Грузоподъемные машины и оборудование» (ГПM) способствует обобщению и закреплению теоретических знаний студентов и прививает им навыки самостоятельного решения инженерных задач при разработке конструкций сборочных единиц и машин. При выполнении курсового проекта по ГПМ студент использует ГОСТы, справочную литературу, изучает и применяет современные конструкции машин и лучшие достижения в области отечественного и зарубежного машиностроения. Дальнейшее развитие получают навыки выполнения чертежей, расчетов и составления текстовых конструкторских документов. Объектами проектирования являются грузоподъемные машины. Курсовой проект состоит из пояснительной записки и графической части выполненной на формате А1.
Задания на проектирование выдаются преподавателем индивидуально (согласно методическим указаниям для выполнения курсового проекта).
2. Задачи
ЗАДАЧА 1
Определить тяговое усилие ручной лебедки, характеризуемой следующими данными: диаметр барабана Dб = 280 мм, длина плеча приводной рукоятки lр = 350 мм, число рабочих 2, усилие одного рабочего Рр = 200 Н, число зубьев зубчатых колес передачи: z1=16, z2=80, z3=14, z4 = 112.
ЗАДАЧА 2
Рассчитать электрическую реверсивную редукторную лебедку, предназначенную для подъема груза массой 5000 кг со скоростью 0,12 м/с на высоту 36 м. Режим работы механизма средний ПВ=25%. Барабан чугунный гладкий с четырехслойной навивкой, iп = 4, число блоков от груза до барабана n=5, КПД одного блока бл = 0,97, расстояние от отводного блока до барабана
ЗАДАЧА 3
Определить мощность привода поворота крана, схема которого представлена на рис….Нагрузки, действующие на кран: Рг=8 кН, Рв=60 кН; расстояния: Н=20 м, hо=8 м, R=12 м, размеры dс=300 мм, dа=400 мм, dв=500 мм; r1= 0,15м, r2=16 м, r3=16 м; частота вращения поворотной части крана n=0,6 мин-1; масса: стойки m1=2 т, стрелы m2=1 т, груза m3=3 т; t=3 c, м=0,85.
ЗАДАЧА 4
Определить мощность привода механизма передвижения крана на колесно-рельсовом ходу. Диаметр ходового колеса 400 мм. Распределение нагрузки на четыре колеса равномерное. Общая нагрузка 200 кН. Скорость передвижения 18 м/мин. Уклон пути 1,5о. Подветренная площадь крана 20 м2. Число ведущих колес 2. t=3 c, м=0,85,
- коэффициент, учитывающий сопротивление трению реборд о рельсы (=1,25…1,4 при подшипниках скольжения, =2,5…5,2 при подшипниках качения).
ЗАДАЧА 5
Определить коэффициенты грузовой и собственной устойчивости башенного крана при действии на кран дополнительных нагрузок и влияния уклона пути. Общий вес крана Gк=297 кН; грузоподъемность при горизонтальной и наклонной стреле Q=1 и 2 т; вес крюковой подвески q=700 Н; высота подъема груза при горизонтальной стреле 21 м и при наклонной стреле 35 м, вылеты соответственно 20 и 10 м, колея крана 3,5 м. Угол наклона 2о. Скорость подъема груза V=0,5 м/с. Частота вращения поворотной части крана n=0,6 мин-1.
ЗАДАЧА 6
Определить техническую и эксплуатационную производительность башенного крана грузоподъемностью 5 т на всех вылетах при средней высоте подъема груза 16 м. Средней дальности передвижения крана 24 м и угле поворота 120о. Скорость подъема груза 26 м/мин, передвижения крана 31 м/мин. Частота поворота 0,7 мин-1. Процентное содержание одинаковых средних значений нагрузки в течение смены: 0,2Q – 8%, 0,4Q-22%, 0,6Q-32%,0,8Q-26%, Q-12%. Время tс=1 мин., tу=6 мин, кв – коэффициент использования машины по времени за смену, учитывающий технологические и организационные перерывы (кв=0,86…0,88), tсм = 8,2 ч – продолжительность смены.
ЗАДАЧА 7
Определить скорости основных рабочих движений башенного крана, кинематические схемы – на рис. . Диаметры барабанов, мм: D1=500, D2=400. Диаметр ходовых колес Dк=500 мм. Частота вращения вала двигателя, мин-1: nдв1=970, nдв2=710, nдв3=900, nдв4=910. Кратность грузового полиспаста iп=2. Число зубьев колеса z15=13, червячного зубчатого колеса z18=59, неподвижного зубчатого венца z16=90.
3. Тестирование
1. Ленточные тормоза характеризуются:
а) стабильностью тормозного момента;
б) высокой надежностью;
в) простотой конструкции.
2. Для механизма поворота крана предпочтительно применение редуктора:
а) волнового;
б) цилиндрического;
в) червячного.
3. Наибольшие потери энергии в механизме подъема груза приходятся на:
а) редуктор;
б) барабан;
в) полиспаст.
4. Предварительный выбор ходовых колес рельсовых кранов осуществляют:
а) по скорости передвижения;
б) по нагрузке на колесо;
в) по контактным напряжениям.
5. Ограничитель передвижения крана по рельсовым путям предназначен:
а) для жесткого блокирования передвижения;
в) для исключения удара о тупиковые упоры.
6. Крюк в траверсе должен устанавливаться на подшипнике:
а) радиальном;
б) упорном;
в) сферическом.
7. Разрывное усилие каната определяют по формуле Fразр= К Gгр, где К:
а) коэффициент запаса прочности;
б) от режима работы;
в) от климатических условий.
8. Основным документом при эксплуатации крана является:
а) инструкция по монтажу;
б) инструкция по эксплуатации;
в) паспорт крана.
9. По каким критериям классифицируются грузоподъемные краны?
а) по конструкции, по виду грузозахватного органа, по способу установки, по виду ходового устройства, по виду привода, по степени поворота
б) по конструкции, по способу установки, по виду ходового устройства, по виду привода, по степени поворота
в) по конструкции, по виду грузозахватного органа, по способу установки
10. Определение крана стрелового типа?
а) кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле, закрепленной на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильный, пневмоколесный, на специальном шасси, гусеничный);
б) кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле;
в) кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле, закрепленной на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильный, пневмоколесный, тракторный)
11. В каких грузоподъемных машинах применяют колодочные тормоза?
а) в лебедках и механизмах кранов с индивидуальным электроприводом.
б) в талях.
в) в лебедках и механизмах кранов с групповым приводом.
12. Что называется полиспастом?
а) система подвижных или неподвижных блоков, огибаемых гибким элементом (канатом или цепью).
б) устройство для крепления каната на барабане.
в) устройство для торможения механизма.
13. по каким напряжениям проверяют обода ходовых колес?
а) изгиба
б) кручения
в) контактным.
14. Как проводится браковка стального каната?
а) по истечению срока службы.
б) по количеству лопнувших проволок.
в) по наступлению разрыва.
15. От чего зависит число витков нарезки на барабане?
а) от длины каната и диаметра барабана.
б) от скорости подъема.
в) от материала барабана.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютер, проектор Aser, экран PROJECTA.
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.