ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Отчет по лаборатоной работе;Тестирование;Решение задач .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 4 зачетных единиц (З.Е.).
Расчет балочных конструкций. Предмет и задачи курса «Строительная механика и металлические конструкции подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин». Связь курса с другими дисциплинами. Типы упругих систем металлических конструкций строительных и дорожных машин. Тела и связи. Геометрически неизменяемые и изменяемые системы. Типы опорных соединений и определение опорных реакций в них. Расчетные схемы конструкций и их определение. Классификация расчетных схем. Расчет балочных конструкций графическим методом. Понятие о линии влияния. Линии влияния опорных реакций, моментов изгибающих и поперечных сил в двухопорной балке, балке с консолями. Определение расчётных параметров - опорных реакций, моментов изгибающих, поперечных сил от внешней нагрузки по линии влияния. Расчётное положение подвижной нагрузки. Определение наибольших значений опорных реакций, изгибающих моментов и поперечных сил в балке при подвижной нагрузке.
Ферменные конструкция. Общая характеристика и классификация ферм строительных и дорожных машин. Методы расчёта ферм на неподвижную сосредоточенную нагрузку. Расчёт ферм на подвижную нагрузку по методу линии влияния. Линии влияния стержней верхнего и нижнего пояса, раскосов и стоек соединительной решётки. Линии влияния стержней консольной части ферм. Особенности расчёта сложных ферм по методу линии влияния. Определение усилий в стержнях и связях ферм при действии сосредоточенных и распределённых нагрузок, системы подвижных нагрузок. Пространственные стержневые системы. Способы образования и условия геометрической неизменяемости, определение усилий в стержнях.
Статически неопределимые системы.
Степень статической неопределимости и общая характе¬ристика. Достоинства и недостатки. Перемещения и деформации упругих систем. Принцип возможных перемещений. Формула Мора для определения перемещений. Способ перемножения эпюр для определения перемещений - способ Верещагина. Теоремы о взаимности работ и перемещений. Методы расчёта статически неопределимых систем (СНС). Метод сил. Метод перемещений.
Материал металлоконструкций. Методы расчет на статическую прочность.
Классы (группы) сталей, применяемых для изготовления металлоконструкций СДМ. Марки сталей по классам. Требования, предъявляемые к сталям. Характеристика сталей и групп их поставки. Механические и технологические характе¬ристики сталей. Химический состав сталей. Влияние условий эксплуатации (температуры, характера нагружения, влажности) на изменение механических свойств сталей. Выбор марок сталей. Сортамент сталей. Прокатные, гнутые и штампованные профили. Государственные стандарты на стали и профильный прокат. Сертификат сталей прокатного профиля и его содержание. Характеристика внешних нагрузок и их классификация. Постоянные и временные статические нагрузки. Инерционные нагрузки. Коэффициенты динамичности.Расчёт нагрузок по допускаемым напряжениям. Коэффициенты запаса прочности. Метод расчёта конструкций по методу предельных состояний - на прочность и деформативность. Критерии предельного состояния металлоконструкций СДМ. Коэффициенты перегрузки, однородности сталей и условий работы.
Составные балки.
Типы балочных конструкций и область их применения. Примеры сечений металлоконструкций балочного типа. Выбор основных размеров сечения составной балки: стенки, пояса и рёбра жёсткости. Расчёт прокатных и составных балок на изгиб и срез. Приведенные напряжения. Соединение пояса со стенкой. Общая устойчивость составных балок. Местная устойчивость пояса и стенки. Стыки составных балок и их расчёт.
Подъемные стрелы кранов.
Назначение, типы конструкций поперечного сечения. Характер и действие внешних нагрузок. Форма и размеры стрел в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расчёт¬ные схемы стрел и расчёт нагрузок в вертикальной и горизон¬тальной плоскостях в зависимости от графика грузоподъёмно¬сти крана. Расчёт поясов стрел и соединительной решётки. Расчёт стрелы на общую устойчивость. Подъёмные телескопические консольные стрелы само¬ходных кранов. Особенности их работы. Конструкция стрел, достоинства и недостатки. Расчёт нагрузок в двух плоскостях. Расчёт на прочность и устойчивость. Местные напряжения в секциях стрелы. Деформативность телескопических стрел.
Балочные стрелы башенных кранов.
Назначение, типы конструкций поперечного сечения. Характер и действие внешних нагрузок. Форма и размеры стрел в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расчёт¬ные схемы стрел и расчёт нагрузок в вертикальной и горизон¬тальной плоскостях в зависимости от графика грузоподъёмно¬сти крана. Расчёт поясов стрел и соединительной решётки. Расчёт стрелы на общую устойчивость. Подъёмные телескопические консольные стрелы само¬ходных кранов. Особенности их работы. Конструкция стрел, достоинства и недостатки. Расчёт нагрузок в двух плоскостях. Расчёт на прочность и устойчивость. Местные напряжения в секциях стрелы. Деформативность телескопических стрел.
Общая характеристика металлоконструкций кранов про¬лётного типа. Типы конструкций, их достоинства и недостат¬ки. Металлоконструкции кран-балок, мостовых кранов. Нагрузки, действующие на мост крана в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расчёт нагрузок и расчётные схе¬мы в двух плоскостях. Учёт местных напряжений от давления ходовых колёс грузовой тележки. Определение наиболее на-груженных сечений балок. Конструирование балок мостов мостовых кранов, расчет балок коробчатого сечения на прочность, проверка общей устойчивости.
Козловые краны и перегружатели.
Общая характеристика конструкций и их особенности. Типы пролётных строений - мостов, опор. Внешние нагрузки и их комбинации. Расчётные схемы мостов и определение расчётных нагрузок. Определение расчётных усилий в от¬дельных элементах конструкций. Особенности расчёта.
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет объекты исследования и использует современные методы исследований
Определяет объекты исследования и использует современные методы исследований
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет объекты исследования и использует современные методы исследований
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет объекты исследования и использует современные методы исследований
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Проводит анализ полученных экспериментальных данных и результатов испытаний
Проводит анализ полученных экспериментальных данных и результатов испытаний
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Проводит анализ полученных экспериментальных данных и результатов испытаний
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Проводит анализ полученных экспериментальных данных и результатов испытаний
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Обобщает результаты измерений и осуществляет формализацию итоговых решений
Обобщает результаты измерений и осуществляет формализацию итоговых решений
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Обобщает результаты измерений и осуществляет формализацию итоговых решений
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Обобщает результаты измерений и осуществляет формализацию итоговых решений
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1 Какие опорные связи применяются в расчётных схемах конструкций, какие реакции возникают в них, как они условно обозначаются и какие в них могут появиться перемещения?
2 Что называется расчётной схемой и чем она отличается от действительной конструкции
3 Что такое геометрическая изменяемость и неизменяемость конструкции, подвижность и неподвижность?
4 Как определяется степень геометрической изменяемости, число лишних связей для плоских кинематических и шарнирно-стержневых систем?
5 Число лишних связей, статическая определимость и неопределимость.
6 Для чего необходим анализ геометрической структуры расчётной схемы конструкции?
7 Что понимается под мгновенной изменяемостью?
8 Почему недопустимы системы, близкие к мгновенно изменяемым?
9 Назовите типы упругих систем металлоконструкций.
10 Определение линии влияния.
11 Назовите различие между линией влияния и эпюрой тех же силовых факторов.
12 Постройте линии влияния опорных реакций, моментов изгибающих и поперечных сил для балки, балки с консолями.
13 Какова размерность ординат линии влияния и как определить внутренние усилия или реакции от различных внешних нагрузок - сосредоточенных, равномерно распределённых.
14 Дайте классификацию ферм, типов соединительной решётки.
15 Назовите основные параметры фермы.
16 Назовите способы определения усилий в стержнях ферм от неподвижной сосредоточенной нагрузки.
17 Перечислите признаки нулевых стержней.
19 Постройте линии влияния для отдельных групп стержней фермы - верхнего и нижнего пояса, раскоса и стойки.
20 Как определить усилия в стержне фермы по линии влияния от сосредоточенной и распределённой нагрузки (максимальное и минимальное)?
21 В чём заключается преимущество статически неопределимых систем и в чём их недостатки?
22 Как определяется число лишних неизвестных?
23 В чём заключается смысл принципа возможных перемещений?
24 Напишите или выведите формулу Мора для определения перемещений.
25 В чём заключается способ Верещагина для вычисле¬ния перемещений (способ перемножения эпюр)?
26 Теоремы о взаимности работ и перемещений.
27 Назовите группы и марки сталей, применяемых для изготовления металлоконструкций, и дайте их характеристику.
28 Какие требования предъявляются к сталям?
29 Группы поставки сталей.
30 Сортамент сталей. Его содержание и назначение.
31 Механические и технологические характеристики сталей.
32 Химический состав сталей. Сертификат и его содержание.
33 Метод расчёта по допускаемым напряжениям
34 Метод расчёта по предельным состояниям - по несущей способности и деформативности.
35 Как производится выбор марки стали?
36 Чем отличаются нормативная и расчётные нагрузки?
37 Внешние нагрузки. Их характеристика и классификация.
38 Конструкция составных балок, область их применения.
39 В чём заключаются преимущества и недостатки составных балок со сплошной стенкой?
40 Как производится предварительное назначение основных размеров поперечного сечения составных балок в различ¬ных конструкциях?
41 Прочностной расчёт балок.
42 Расчёт сварного соединения пояса со стенкой.
43 Нарисуйте схему потери общей и местной устойчивости составной балки.
44 Что называется стойкой?
45 Конструкции сплошных и составных стоек.
46 В чём заключается расчёт на устойчивость?
47 Что такое гибкость и как её определить?
48 Дайте понятие приведенной гибкости.
49 Как производится расчёт решётчатых стоек?
50 Как рассчитываются стойки переменного по длине се¬чения и где они применяются?
51 Как рассчитываются внецентренно сжатые конструкции?
52 Перечислите основные типы ферм, системы соедини¬тельных решёток и когда какие применяются.
53 Как назначаются генеральные размеры ферм?
54 Приведите основные типы сечений элементов ферм, конструкции узлов.
55 Какое количество типов профильного проката допус¬кается применять при проектировании ферм и почему?
56 Как подбираются растянутые и сжатые элементы
ферм?
57 Конструкции подъёмных стрел самоходных и башен¬ных кранов.
58 Каковы расчётные схемы стрел в вертикальной и гори¬зонтальной плоскостях?
59 Расчётные нагрузки на стрелу и их определение в вер¬тикальной и горизонтальной плоскостях.
61 Назовите расчётные сечения подъёмных стрел?
62 Конструкция соединительной решётки стрел и её расчет.
63 Конструкция, достоинства и недостатки консольных телескопических стрел самоходных кранов.
64 Расчётные положения телескопических стрел, нагрузки и их определение.
65 Конструкции балочных стрел кранов, их достоинства и недостатки.
66 Перечислите нагрузки, воспринимаемые стрелой в двух плоскостях.
67 Расчёт нагрузок на стрелу в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
68 Типы сечений элементов верхнего и нижнего пояса, соединительной решётки.
69 Как производится расчёт сечений элементов балочной стрелы?
70 В каких местах балочной стрелы производится раз¬бивка на секции и почему?
71 Какие типы конструкций применяются в кран-балках, мостовых кранах?
72 Какова расчётная схема главной балки мостового крана и какие нагрузки она воспринимает в вертикальной плоскости?
73 Определите «опасное» сечение главной балки моста для системы подвижных грузов?
74 Как назначается высота главной балки, ширина пояса, толщина стенки и поясов?
75 Начертите расчётную схему моста в горизонталь¬ной плоскости, какие нагрузки здесь действуют и как они определяются?
76 Покажите, в каком месте действуют наибольшие напряжения и как они определяются для поясов балки.
77 Как обеспечивается общая и местная устойчивость балки?
78 Как осуществляется крепление рельса к балке и где он располагается?
79 Как производится расчёт поясных сварных соедине¬ний в балке?
80 Опишите конструкции мостов козловых кранов и кра¬нов-перегружателей.
81 Как производится соединение опорных элементов
кранов с пролётным строением - мостом?
82 Расчётные схемы мостов, нагрузки, воспринимаемые
мостами, и их определение. Комбинации нагрузок.
83 Назовите типы применяемых соединений элементов металлоконструкций, их преимущества и недостатки, рацио¬нальную область их применения.
84 Типы сварных швов и их расчёт.
85 Типы сварных соединений, их расчёт и условное обо¬значение на чертежах.
86 Заклёпочные и болтовые соединения, их конструиро¬вание и расчёт.
87 Высокопрочные болтовые соединения. Область при¬менения и методика расчёта. Особенности монтажа и эксплуа¬тации.
88 Назовите предельные расчётные сопротивления мало¬углеродистых сталей для сварных соединений при различных видах деформаций.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Тестирование
1. Жёсткая заделка в плоской системе уменьшает степень свободы на:
а) 1;
б) 2;
г) 4.
2. Реакция жёсткой заделки в случае плоской системы сил даёт количество неизвестных:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
3. Сколько раз конструкция статически неопределима
а) 8;
б) 2;
в) 4;
г) 1;
д) 0.
4. Правило Верещагина подразумевает определение перемещений в системах, состоящих из прямолинейных элементов постоянной жесткости способом…
а) перемножения эпюр;
б) сложения эпюр;
в) деления эпюр;
г) вычитания эпюр.
5. Статически неопределимой системой называется система
а) определение усилий в которой невозможно с помощью одних лишь уравнения статики;
б) состоящие из отдельных, обычно прямолинейных, стержней, соединенных между собой в узлах с помощью сварки, заклепок, болтов или других скреплений;
в) состоящая из ряда однопролетных балок ( с консолями и без консолей), соединенных между собой шарнирами;
6. Сколькими методами определяют статически неопределимые системы:
а) 3;
б) 1;
в) 4;
г) 2.
7. Правильно расставьте порядок расчета статически неопределимых систем
1) составляются канонические уравнения , выражающие ту мысль, что полные перемещения в основной системе, возникающие по направлениям неизвестных усилий под влиянием этих усилий и нагрузки, равны нулю;
2) действие отброшенных связей возмещается приложением
к основной системе неизвестных усилий (сил или моментов);
3) для получения окончательной (суммарной) эпюры изгибающих моментов ординаты каждой из единичных эпюр умножаются на найденное значение соответствующего неизвестного и все результаты суммируются (по отдельным точкам осей системы) с добавлением к ним ординат грузовой эпюры моментов. Или же к основной системе прикладываются найденные неизвестные усилия и заданная нагрузка, а затем от их суммарного воздействия строится эпюра изгибающих моментов;
4) решается система канонических уравнений, в результате чего находятся значения неизвестных Х1, Х2 Хn;
5) перемножением единичных эпюр вычисляются все коэффи-
циенты δik системы канонических уравнений;
6) перемножением единичных и грузовой эпюр определяются грузовые члены ∆ip системы канонических уравнений;
7) выбирается основная статически определимая система путем
отбрасывания в заданной системе лишних связей;
8. Связь, удаление которой не меняет кинематические свойства системы, называется:
а) лишней связью;
б) необходимой связью;
в) ложной связью;
г) идеальной связью.
9) Укажите правильный ответ степени статической неопределимости и общее число неизвестных при расчете методом перемещений для системы
а) 9 и 7;
б) 6 и 6;
в) 9 и 3;
г) 5 и 1.
10) Для получения основной системы метода перемещений статически неопределимой системы:
a) во все "жесткие" узлы заданной системы вводим заделки;
б) вводим в заданную систему стержни, препятствующие линейным смещениям узлов;
в) удаляем в заданной системе связи.
11. К малоуглеродистым сталям относят:
а) 15Г2АФДпс;
б) 10ХСНД;
в) Ст 3.
12. По химическому составу стали делятся на:
а) 4 группы;
б) 2 группы;
в) 3 группы.
13. К вредным примесям, снижающими пластичность и хладостойкост ьстали являются:
а) сера;
б) марганец;
в) железо;
г) фосфор.
14. При повышенных температурах предел текучести:
а) повышается;
б) снижается;
в) не изменяется.
15. В зависимости от требования по ударной вязкости малоуглеродистые стали делятся на
а) 2 категории;
б) 3 категории;
в) 6 категорий;
16. Какие металлы в сочетании с медью повышают коррозионную стойкость:
а) сера;
б) хром;
в) марганец;
г) никель.
17. Какое утверждение не относится к критериям работоспособности по свойствам стали:
б) сопротивление по хрупкому разрушению не зависит от свойств материала и не требует выбора стали;
в) сопротивление усталости сварных конструкций не зависит от механических свойств.
18. Сортаментом проката называют
а) прокатную полосу с ровными краями толщиной от 4 до 160 мм, шириной до 3800 мм в листах длиной 6-12 м;
б) ряд однотипных профилей, характеризуемых размерами, формой, погонной массой и пр.;
в) двутавры, швеллеры, уголки.
19. Гнутые профили из листа или полосы толщиной не более ... мм:
а) 5 ;
б) 6;
в) 8.
20. Для несущих элементов используется прокат толщиной не менее … мм
а) 8;
б) 4;
в) 6.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 10 шт., плакаты – 16 шт., модель светофора – 1 шт.
Оборудование: компьютер -10 шт., мультимедийное оборудование с аксессуарами.
Бесплатный доступ к научно-технической библиотеке МАДИ, ЭБС «Лань», «Znanium», Электронно-библиотечной системе для учебных заведений «BOOK.ru». Доступ к справочно-правовым системам: «КонсультантПлюс».
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.