ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Практические задания;Отчет по лабораторной работе;Тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Циклы двигателей, их классификация
Топлива. Рабочие тела и их свойства.
Процессы газообмена. Устройство ГРМ
Смесеобразование в двигателях с искровым зажиганием. Сгорание в двигателях с искровым зажиганием.
Процессы смесеобразования в дизелях и газодизелях. Воспламенение и сгорание в дизеле.
Термодинамические соотношения в процессе сгорания. Процессы расширения, выпуска.
Индикаторные показатели цикла. Механические потери двигателя.
Эффективные показатели ДВС. Тепловой баланс двигателя. Токсичность и дымность отработавших газов двигателей. Шумоизлучение.
Альтернативные источники энергии, и альтернативные двигатели
Принцип действия и показатели ДВС
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Определяет инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает инструментарий формализации инженерных и научно-технических задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Использует прикладные программы и средства автоматизированного проектирования при решении инженерных задач
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Предмет дисциплины «Энергетические установки подъёмно-транспортных ,строительных, дорожных средств и оборудования», его цели и задачи.
2. Виды и формы энергии.
3. Способы передачи энергии.
4. Энергоресурсы и энергоносители.
5. Классификация и характеристики моторных топлив.
6. Бензины.
7. Дизельное топливо.
8. Газообразное топливо.
9. Отрасли энергетики.
10. Параметры состояния термодинамической системы. Энтальпия. Энтропия.
11. Теплоемкость газов и газовых смесей.
12. Законы термодинамики.
13. Законы теплообмена
14. Изохорный процесс.
15. Изобарный процесс.
16. Изотермический процесс.
17. Адиабатный процесс.
18. Политропный процесс.
19. Круговой процесс и цикл Карно.
20. Теплопроводность.
21. Конвективный теплообмен.
22. Лучистый теплообмен
23. Теплопередача.
24. Идеальные циклы поршневых ДВС.
25. Идеальные циклы компрессора и ГТУ.
26. Классификация автотракторных двигателей.
27. Рабочий цикл карбюраторного двигателя.
29. Рабочий цикл двигателя с впрыском легкого топлива.
30. Кривошипно-шатунный механизм.
31. Газораспределительный механизм.
32. Системы питания.
33. Система смазки.
34. Система охлаждения.
35. Системы зажигания.
36. Система пуска.
37. Система выпуска отработавших газов.
38. Процесс впуска и газообмена.
39. Процесс сжатия.
40. Процесс сгорания.
41. Процесс расширения.
42. Процесс выпуска и методы снижения токсичности ДВС.
43. Индикаторные параметры рабочего цикла.
44. Эффективные показатели двигателя.
45. Индикаторная диаграмма.
46. Тепловой баланс двигателя.
47. Внешняя скоростная характеристика ДВС.
48. Регуляторная характеристика ДВС.
49. Нагрузочная характеристика ДВС.
50. Рабочее поле и многопараметровые характеристики ДВС.
51. Механические потери в двигателе.
52. Неустановившиеся режимы работы ДВС.
53. Кинематика ДВС.
54. Динамика ДВС.
55. Компрессоры.
56. Вентиляторы
57. Газотурбинные установки.
58. Наддув двигателей.
59. Поток энергии в автотранспортных средствах.
60. Энергетика колебательных процессов.
61. Передача энергии трансмиссией.
62. Энергетика колесного движителя.
63. Преодоление аэродинамического сопротивления.
64. Оптимальное управление автотранспортными средствами.
65. Строительство и содержание дорог.
66. Поддержание работоспособности техники и персонала.
67. Связь и управление в дорожно-транспортном комплексе.
68. Утилизация транспортных конструкций.
69. Парк машин на дорожной сети.
70. Энергетическая эффективность автомобильного транспорта.
71. Взаимодействие ДТК с окружающей средой.
72. Системы обеспечения топливной экономичности, снижения дымности и токсичности ДВС.
73. Обеспечение экологической безопасности моторного топлива, контроль его качества при испытаниях и реализации.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Вопросы для устного опроса:
1. Предмет дисциплины «Энергетические установки подъёмно-транспортных ,строительных, дорожных средств и оборудования», его цели и задачи.
2. Виды и формы энергии.
3. Способы передачи энергии.
4. Энергоресурсы и энергоносители.
5. Классификация и характеристики моторных топлив.
6. Бензины.
7. Дизельное топливо.
8. Газообразное топливо.
9. Отрасли энергетики.
10. Параметры состояния термодинамической системы. Энтальпия. Энтропия.
11. Теплоемкость газов и газовых смесей.
12. Законы термодинамики.
13. Законы теплообмена
14. Изохорный процесс.
15. Изобарный процесс.
16. Изотермический процесс.
17. Адиабатный процесс.
18. Политропный процесс.
19. Круговой процесс и цикл Карно.
20. Теплопроводность.
21. Конвективный теплообмен.
22. Лучистый теплообмен
23. Теплопередача.
24. Идеальные циклы поршневых ДВС.
25. Идеальные циклы компрессора и ГТУ.
26. Классификация автотракторных двигателей.
27. Рабочий цикл карбюраторного двигателя.
28. Рабочий цикл дизельного двигателя.
29. Рабочий цикл двигателя с впрыском легкого топлива.
30. Кривошипно-шатунный механизм.
31. Газораспределительный механизм.
32. Системы питания.
33. Система смазки.
34. Система охлаждения.
35. Системы зажигания.
36. Система пуска.
37. Система выпуска отработавших газов.
38. Процесс впуска и газообмена.
39. Процесс сжатия.
40. Процесс сгорания.
41. Процесс расширения.
42. Процесс выпуска и методы снижения токсичности ДВС.
43. Индикаторные параметры рабочего цикла.
44. Эффективные показатели двигателя.
45. Индикаторная диаграмма.
46. Тепловой баланс двигателя.
47. Внешняя скоростная характеристика ДВС.
48. Регуляторная характеристика ДВС.
49. Нагрузочная характеристика ДВС.
50. Рабочее поле и многопараметровые характеристики ДВС.
51. Механические потери в двигателе.
53. Кинематика ДВС.
54. Динамика ДВС.
55. Компрессоры.
56. Вентиляторы
57. Газотурбинные установки.
58. Наддув двигателей.
59. Поток энергии в автотранспортных средствах.
60. Энергетика колебательных процессов.
61. Передача энергии трансмиссией.
62. Энергетика колесного движителя.
63. Преодоление аэродинамического сопротивления.
64. Оптимальное управление автотранспортными средствами.
65. Строительство и содержание дорог.
66. Поддержание работоспособности техники и персонала.
67. Связь и управление в дорожно-транспортном комплексе.
68. Утилизация транспортных конструкций.
69. Парк машин на дорожной сети.
70. Энергетическая эффективность автомобильного транспорта.
71. Взаимодействие ДТК с окружающей средой.
72. Системы обеспечения топливной экономичности, снижения дымности и токсичности ДВС.
73. Обеспечение экологической безопасности моторного топлива, контроль его качества при испытаниях и реализации.
Тестирование
1. Двигатель – это устройство, преобразующее
а) потенциальную энергию рабочего тела в электрическую энергию;
б) какой-либо вид энергии в работу;
в) потенциальную энергию рабочего тела в тепловую энергию;
г) потенциальную энергию рабочего тела в кинетическую энергию этого же рабочего тела.
2. Тепловой двигатель – это
а) устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую работу;
б) устройство, преобразующее энергию текущей воды в механическую работу;
в) устройство, преобразующее потенциальную энергию сжатого
газа в механическую работу;
г) нет правильного ответа.
3. Какой из механизмов (систем) ДВС обеспечивает своевременный
впуск горючей смеси в цилиндр и удаление из него продуктов сгорания?
а) кривошипно-шатунный механизм;
б) газораспределительный механизм;
в) система смазки;
г) система питания.
4. Какой из механизмов (систем) ДВС предназначен для приготовления и подачи горючей смеси в цилиндр
а) кривошипно-шатунный механизм;
б) газораспределительный механизм;
в) система смазки;
г) система питания.
5. В двигателе внутреннего сгорания с центральным кривошипношатунным механизмом ход поршня равен 80 мм. Определите длину шатуна, если значение λ=0,25.
а) 160 мм;
б) 320 мм;
в) 20 мм;
г) 240 мм.
233
кривошипно-шатунным механизмом равна 130 мм. Определите ход
поршня, если значение λ=0,30.
а) 39 мм;
б) 433 мм;
в) 78 мм;
г) 217 мм.
7. Литраж шестицилиндрового ДВС составляет 2,1 л. Объем камеры сгорания цилиндра этого двигателя равен 0,05 л. Определите степень
сжатия в указанном двигателе.
а) 6;
б) 7;
в) 8;
г) 9.
8. Литраж четырехцилиндрового ДВС составляет 1,6 л. Степень
сжатия в двигателе равна 11. Определите объем камеры сгорания цилиндра этого двигателя.
а) 0,036 л;
б) 0,040 л;
в) 0,150 л;
г) 0,400 л.
9. Индикаторные показатели работы ДВС характеризуют
а) работу, совершаемую газами в цилиндре двигателя;
б) потери энергии, выделившейся при сгорании топлива за цикл
работы двигателя;
в) полезно используемую работу двигателя;
г) нет правильного ответа.
10. Эффективные показатели работы ДВС характеризуют
а) работу, совершаемую газами в цилиндре двигателя;
б) потери энергии, выделившейся при сгорании топлива за цикл
работы двигателя;
в) полезно используемую работу двигателя;
г) нет правильного ответа.
11. Среднее индикаторное давление представляет собой
а) индикаторную работу цикла, снимаемую с единицы рабочего
объема;
б) индикаторную работу цикла, приходящуюся на единицу площади поршня;
234
в) давление в конце сгорания;
г) силу инерции возвратно-поступательно движущихся масс,
приходящуюся на единицу площади поршня.
12. Экономичность действительного цикла ДВС характеризует
а) механический КПД;
б) среднее индикаторное давление;
в) удельный индикаторный расход топлива;
г) эффективная мощность.
13. Среднее индикаторное давление действительного цикла ДВС
составляет 0,8 МПа, а среднее давление механических потерь равно 0,2
МПа. Определите эффективный КПД двигателя, если индикаторный КПД
действительного цикла этого двигателя составляет 0,4.
а) 0,10;
б) 0,30;
в) 0,35;
г) 0,50.
14. Среднее индикаторное давление действительного цикла ДВС
составляет 0,75 МПа, а среднее давление механических потерь равно
0,15 МПа. Определите эффективный удельный расход топлива, если индикаторный
240 г/(кВт·ч).
а) 48 г/(кВт·ч);
б) 192 г/(кВт·ч);
в) 300 г/(кВт·ч);
г) 1200 г/(кВт·ч).
15. Среднее эффективное давление действительного цикла ДВС составляет 0,8 МПа, а среднее давление механических потерь равно 0,2
МПа. Определите индикаторную мощность двигателя, если эффективная
мощность действительного цикла этого двигателя составляет 60 кВт.
а) 24 кВт;
б) 48 кВт;
в) 75 кВт;
г) 80 кВт.
235
16. Какие из представленных ниже компонентов, содержащихся в
отработавших газах ДВС, являются продуктами неполного сгорания топлива?
1) CO2; 2) CO; 3) C20H12; 4) SO2
а) 1;
б) 2, 3;
в) 2, 4;
г) 1, 2, 3.
17. Какие из представленных ниже компонентов, содержащихся в
отработавших газах ДВС, являются парниковообразующими газами?
1) CO2; 2) NO; 3) C20H12; 4) H2O
а) 1;
б) 2, 3;
в) 1, 4;
г) 1, 2, 3, 4.
18. Коэффициент наполнения – это отношение
а) полного объема цилиндра к объему камеры сгорания;
б) полного объема цилиндра к рабочему объему цилиндра;
в) максимального давления к давлению в конце сжатия;
г) действительного количества свежего заряда, поступившего в
цилиндр, к количеству, которое могло бы заполнить рабочий объем цилиндра при давлении и температуре окружающей среды.
19. Как изменяются температура и давление заряда в процессе такта сжатия?
а) температура и давление заряда повышаются;
б) температура заряда не изменяется, а давление – повышается;
в) температура заряда уменьшается, а давление – повышается;
г) температура заряда уменьшается, а давление – не изменяется.
20. Какие из перечисленных ниже свойств топлива относятся к физико-химическим?
1) плотность; 2) испаряемость;
3) воспламеняемость; 4) поверхностное натяжение
а) 1;
б) 2, 3;
в) 1, 4;
г) 1, 2, 3.
236
21. Какие из перечисленных ниже свойств топлива относятся к эксплуатационным?
1) плотность; 2) испаряемость;
3) вязкость; 4) поверхностное натяжение
а) 3;
б) 2;
в) 2, 3, 4;
г) 1, 2, 3.
противостоять детонации?
а) октановое число;
б) цетановое число;
в) теплота сгорания;
г) теплоемкость.
23. Какая из характеристик топлива характеризует его способность
к самовоспламенению?
а) октановое число;
б) цетановое число;
в) теплота сгорания;
г) теплоемкость.
24. Какие из перечисленных компонентов в составе моторных топлив обладают наибольшей детонационной стойкостью?
а) парафиновые углеводороды нормального строения;
б) изопарафины;
в) ароматические углеводороды;
г) нафтеновые углеводороды.
25. Какие из перечисленных компонентов в составе моторных топлив обладают наименьшей детонационной стойкостью?
а) парафиновые углеводороды нормального строения;
б) изопарафины;
в) ароматические углеводороды;
г) нафтеновые углеводороды.
26. Количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1 кг
жидкого или 1 м3
газообразного топлива, называется
а) жаропроизводительностью топлива;
б) теплотой сгорания топлива;
237
в) теплоемкостью топлива;
г) теплосодержанием топлива.
27. Следствием детонационного сгорания может являться
1) падение мощности двигателя;
2) увеличение расхода топлива;
3) появление в отработавших газах черного дыма;
4) износ деталей кривошипно-шатунного механизма.
а) 1, 2; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 4; г) 1, 2, 3, 4.
28. Какие из перечисленных ниже условий характерны для замкнутых теоретических циклов ДВС?
1) Преобразование теплоты в механическую работу осуществляется
в замкнутом объеме одним и тем же несменяемым рабочим телом;
2) Подвод теплоты зависит от теплоты сгорания рабочей смеси и
учитывает изменение количества рабочего тела при сгорании;
3) Отсутствуют потери теплоты, кроме отвода теплоты холодному
источнику;
4) Процессы сжатия и расширения протекают по адиабатам с постоянными показателями.
а) 1, 3; б) 2, 3, 4; в) 1, 3, 4; г) 1, 2, 3, 4.
29. Какие из перечисленных ниже условий характерны для разомкнутых теоретических циклов ДВС?
1) Преобразование теплоты в механическую работу осуществляется
в замкнутом объеме одним и тем же несменяемым рабочим телом;
2) Теплоемкость рабочего тела зависит от температуры;
3) Теплота подводится от постороннего источника при постоянном
объеме, при постоянном давлении или смешанно;
4) Имеются потери теплоты с химической неполнотой сгорания топлива при недостатке
а) 2, 4; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 4; г) 1, 2, 3, 4.
30. В замкнутом теоретическом цикле ДВС к рабочему телу подведено 100 кДж теплоты, а холодному источнику от рабочего тела отведено
70 кДж теплоты. Определите термический КПД цикла
а) 30 %;
б) 35 %;
в) 60 %;
г) 70%
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
(20 посадочных мест).
Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная – 10 шт., микрометр – 6 шт., штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.