2024-2025_23_05_01_2020_plx_Технические основы создания машин_Подъёмно-транспортные_ строительные_ дорожные средства и оборудование
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.01 Технические основы создания машин
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
инженер
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2021
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.2 Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.3 Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
ПК-1 
Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-4.1 Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники
 
ПК-4.2 Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
 
ПК-4.3 Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности
ПК-4 
Способен анализировать и определять расчетными и экспериментальными методами эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 6 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Лекция;Практическая работа;Лабораторная работа;Тестирование;Устный опрос .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие вопросы создания машин
 
1.1
Общие вопросы создания машин
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2
Этапы создания машин
 
2.1
Этапы создания машин
1
0
2
9
13,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3
Показатели качества машин
 
3.1
Показатели качества машин
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
4
Поиск новых технических решений
 
4.1
Поиск новых технических решений
1
4
2
10
17,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
5
Принципы конструирования машин
 
5.1
Принципы конструирования машин
2
0
2
9
13
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
6
Стандартизация
 
6.1
Стандартизация
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
7
Унификация изделий, агрегатирование и модульные системы машин
 
7.1
Унификация изделий, агрегатирование и модульные системы машин
1
4
2
9
16
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
8
Методика конструирования машин
 
8.1
Методика конструирования машин
1
4
1
9,5
15,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
9
Конструкторская документация
 
9.1
Конструкторская документация
2
3
2
9
16
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
10
Основы эргономики
 
10.1
Основы эргономики
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
11
Основы художественного конструирования машин
 
11.1
Основы художественного конструирования машин
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
12
Изобретательство
 
12.1
Изобретательство
2
0
2
9
13
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
13
Патентные исследования
 
13.1
Патентные исследования
1
2
2
10
15
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
14
Основы научных исследований
 
14.1
Основы научных исследований
1
0
2
9
46,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
17
17
17
128,5
216
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Научно-исследовательская работа
 
Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
 
Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
 
Технология производства, ремонта и утилизации подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
 
Информационное обеспечение транспортных систем
 
Проектирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
 
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
 
Транспортная телематика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-1.1 Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.2 Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-1.3 Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
ПК-1 
Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-4.1 Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники
 
ПК-4.2 Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
 
ПК-4.3 Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности
ПК-4 
Способен анализировать и определять расчетными и экспериментальными методами эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 7 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
6
6
216
53
128,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
2
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
2
2
17
17
Практические занятия (Пр)
17
4
2
17
17
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
128,5
128,5
Контактная работа
Контроль, всего:
34,5
34,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
216
216
Общая трудоемкость, З.Е.
6
6
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Общие вопросы создания машин
 
1.1
Общие вопросы создания машин
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
2
Этапы создания машин
 
2.1
Этапы создания машин
1
0
2
9
13,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
3
Показатели качества машин
 
3.1
Показатели качества машин
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
4
Поиск новых технических решений
 
4.1
Поиск новых технических решений
1
4
2
10
17,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
5
Принципы конструирования машин
 
5.1
Принципы конструирования машин
2
0
2
9
13
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
6
Стандартизация
 
6.1
Стандартизация
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
7
Унификация изделий, агрегатирование и модульные системы машин
 
7.1
Унификация изделий, агрегатирование и модульные системы машин
1
4
2
9
16
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
8
Методика конструирования машин
 
8.1
Методика конструирования машин
1
4
1
9,5
15,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
9
Конструкторская документация
 
9.1
Конструкторская документация
2
3
2
9
16
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
10
Основы эргономики
 
10.1
Основы эргономики
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
11
Основы художественного конструирования машин
 
11.1
Основы художественного конструирования машин
1
0
0
9
10
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
12
Изобретательство
 
12.1
Изобретательство
2
0
2
9
13
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
13
Патентные исследования
 
13.1
Патентные исследования
1
2
2
10
15
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
14
Основы научных исследований
 
14.1
Основы научных исследований
1
0
2
9
46,5
ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3
 
Всего часов:
17
17
17
128,5
216
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Общие вопросы создания машин

Цели и задачи дисциплины ТОМ. Требования, предъявляемые к машинам. Задачи, возникающие при создании машин.

 
Этапы создания машин

Обоснование необходимости создания новых машин. Научно-технические исследования. Разработка конструкторского проекта. Изготовление, испытания и доводка опытных образцов машин.

 
Показатели качества машин

Показатели назначения. Показатели надежности. Показатели экономного использования сырья, материалов, энергоресурсов и трудовых ресурсов. Эргономические показатели. Показатели стандартизации и унификации. Патентноправовые показатели. Показатели безопасности.

 
Поиск новых технических решений

Процесс поиска новых технических решений. Составление морфологической карты поиска новых технических решений. Анализ и выбор новых технических решений.

 
Принципы конструирования машин

Экономические основы конструирования машин. Образование производных на базе унификации. Уменьшение номенклатуры объектов производства. Общие правила конструирования машин.

 
Стандартизация

Роль стандартизации в повышении эффективности производства и качества продукции. Основные понятия и термины. Государственная система стандартизации. Научно-технические принципы стандартизации.

 
Унификация изделий, агрегатирование и модульные системы машин

Основные положения унификации. Показатели уровня унификации. Общие положения и методика агрегатирования. Модульные системы машин, механизмов и приборов.

 
Методика конструирования машин

Конструктивная преемственность. Изучение сферы применения машин. Выбор конструкции. Метод инверсии. Компонование.

 
Конструкторская документация

Система ЕСКД. Виды конструкторских документов. Стадии разработки конструкторской документации. Конструкторская документация, прилагаемая к машине.

 
Основы эргономики

Основные понятия и проблемы. Базовые эргономические требования при конструировании машин.

 
Основы художественного конструирования машин

Цели и задачи художественного конструирования. Основные направления художественного конструирования машин.

 
Изобретательство

Изобретение и его правовая охрана. Порядок оформления заявки на выдачу патента.

 
Патентные исследования

Цели и задачи патентных исследований. Виды работ при патентных исследованиях. Порядок проведения работ при патентных исследованиях. Оформление отчета о патентных исследованиях.

 
Основы научных исследований

Основные положения научных исследований. Методы научных исследований. Основы теоретических исследований. Экспериментальные исследования. Моделирование в научных исследованиях.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
2
Этапы создания машин
2
 
2
4
Поиск новых технических решений
2
 
3
5
Принципы конструирования машин
2
 
4
7
Унификация изделий, агрегатирование и модульные системы машин
2
 
5
8
Методика конструирования машин
1
 
6
9
Конструкторская документация
2
 
7
12
Изобретательство
2
 
8
13
Патентные исследования
2
 
9
14
Основы научных исследований
2
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Поиск новых технических решений
4
14
 
2
Унификация изделий, агрегатирование и модульные системы машин
4
14
 
3
Методика конструирования машин
4
14
 
4
Конструкторская документация
3
14
 
5
Патентные исследования
2
14
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Лекция
ЛК
 
2
Практическая работа
ПР
 
3
Лабораторная работа
ЛР
 
4
Тестирование
Тест
 
5
Устный опрос
УО
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
ПК-1 
Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
 
 
 
ПК-4 
Способен анализировать и определять расчетными и экспериментальными методами эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-1 Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Технические основы создания машин
x
Экзамен
Теория подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Зачет
Проектирование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Экзамен,Курсовой проект
Машины и оборудование непрерывного транспорта
x
x
Экзамен
Строительные и дорожные машины и оборудование
x
x
Экзамен
Грузоподъемные машины и оборудование
x
x
Экзамен,Курсовой проект
Технология производства, ремонта и утилизации подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
x
Зачет,Экзамен
Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
x
x
Зачет,Экзамен
Транспортная телематика
x
Экзамен
Информационное обеспечение транспортных систем
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-4 Способен анализировать и определять расчетными и экспериментальными методами эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
 
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Технические основы создания машин
x
Экзамен
Физико-химические свойства антикоррозионной защиты
x
Экзамен
Применение химических реагентов на автомобильном транспорте
x
Экзамен
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-1 Способен разрабатывать технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-1.1 Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.2 Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет технологическую документацию для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-1.3 Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за соблюдением технологической документации для процессов технического обслуживания, диагностирования и ремонта при эксплуатации наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4 Способен анализировать и определять расчетными и экспериментальными методами эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-4.1 Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает материалы для применения при производстве, эксплуатации и ремонте автомобильной техники

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.2 Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет эксплуатационные показатели транспортно-технологических машин

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-4.3 Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет современные знания в области совершенствования конструкций и эксплуатационных свойств транспортно-технологических машин и использования этой информации в практической деятельности

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Требования, предъявляемые к машинам.

2. Задачи, возникающие при создании машин.

3. Особенности создания машин в условиях международного экономического и научно-технического сотрудничества.

4. Этапы создания машин: обоснование необходимости создания новых машин.

5. Этапы создания машин: научно-технические исследования.

6. Этапы создания машин: разработка конструкторского проекта.

7. Показатели качества машин.

8. Процессы поиска новых технических решений.

9. Морфологическая карта поиска новых технических решений: структура, порядок составления.

10.Анализ и выбор новых технических решений.

11 .Экономические основы конструирования машин.

12.Образование производных машин на базе унификации.

13.Уменьшение номенклатуры объектов производства.

14.Общие правила конструирования машин.

15.Исходные материалы для конструирования машин.

16.Методика конструирования машин.

17.Система ЕСКД.

18.Виды конструкторских документов.

19.Стадии разработки конструкторской документации.

20.Техническая документация, прилагаемая к машине.

21.Базовые эргономические требования при конструировании машин.

22.Цели и задачи художественного конструирования машин.

23.Основные направления художественного конструирования машин.

24.Изобретение и его правовая охрана.

25.Порядок оформления заявки на выдачу патента.

26.Цели и задачи патентных исследований.

 
27.Виды работ при патентных исследованиях.

28.Порядок выполнения работ при патентных исследованиях.

29.Основные положения научных исследований: классификация науки, методы научных исследований.

30.Основы теоретических исследований: задачи, методика.

31.Экспериментальные исследования: задачи, классификация, оборудование для проведения экспериментальных исследований.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

1. Что относится к энергетическим требованиям к машине (коррозионная

защита, невысокая стоимость единицы продукции, недефицитность

применяемого вида энергоносителя, ремонтопригодность)?

2. Что относится к конструкторско-технологическим требованиям к машине

(унификация, оптимальная мощность первичного двигателя, удельные

приведенные затраты, комфортные условия на рабочем месте оператора)?

3. Что относится к эксплуатационно-технологическим требованиям к машине

(энергетическая экономичность, надежность, простота и удобство

технического обслуживания, блочность конструкции)?

4. Какой из этапов создания машины является начальным (научно-технические

исследования, изготовление опытного образца, обоснование необходимости

создания новой машины, разработка конструкторского проекта)?

5. На каком этапе поиска новых технических решений (ТР) выполняется

процедура «выделить основные потребности в данном техническом

устройстве» (формулирование задачи синтеза новых ТР, анализ задачи,

формулирование проблемной ситуации, поиск технических решений)?

6. Что является главным показателем в машинах преобразователях энергии

(производительность, КПД, чуствительность, безотказность действия)?

7. Чем определяется экономический эффект машины (стоимостью машины,

производительностью, мощностью, полезной отдачей и суммой

эксплуатационных расходов)?

8. Что является показателем назначения машины (ресурс, удельная масса,

техническая производительность, уровень шума в кабине)?

9. Кто определяет содержание технического задания (разработчик, заказчик,

разработчик и заказчик, головная организация отрасли)?

10.Что понимается под инверсией при конструировании машин (использование

новых материалов, перевод с одного вида топлива на другой, обращение

функций деталей, использование стандартных деталей)? 

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
основная 1. Богомолов А.А. Технические основы создания машин: учебное пособие/ А.А. Богомолов. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2013. - 195 с. 2. Лапин О.Ф., Овсянников Ю.Г., Минко В.А. и др. Патентоведение (защита интеллектуальной собственности): методич. указания. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2005. - 16 с. 3. Основы научных исследований и изобретательства: учеб. пособие для вузов/ А. И. Шутов, П. В. Попов. - Белгород: БелГТАСМ, 2000. - 83 с. 6.2. дополнительная 1. Богомолов А.А. Теоретические и технические основы совершенствования смесительных машин для приготовления строительных смесей: монография. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - 151 с. 2. Единая система конструкторской документации = ЕСКД : справ. пособие / С. С. Барушек [и др.]. - Москва : Издательство стандартов, 1986. - 280 с. 3. Герасимова Н.Ф. Оформление текстовых и графических документов. Курсовое и дипломное проектирования: учебное пособие / Н.Ф. Герасимова, М.Д. Герасимов. - Белгород: Изд-во БГТУ: 2008. - 31Ос.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Лань
 
2. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
3. Book.ru
 
4. https://znanium.com/
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
210
Учебная мебель: стол – 19 шт., стулья- 35 шт.,  стул офисный – 2 шт., компьютерное кресло -13 шт., стол угловой– 1 шт., стол компьютерный -13 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная.

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 14 шт., экран настенный Lumien, проектор Beng

 
2
435
Учебная доска, стол 1 тумбовый, стол ученический (8 шт), стенд (6 шт), стулья (16 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ
 
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или

 
обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
ТТМиНТТС, к.п.н. Галыня А.В.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .