2024-2025_23_05_01_2020_plx_Организационно-производственные структуры технической эксплуатации_Подъёмно-транспортные_ строительные_ дорожные средства и оборудование
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.06.02 Организационно-производственные структуры технической эксплуатации
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование
инженер
очная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2021
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Использует принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы
 
УК-2.2 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
 
УК-2.3 Составляет план-график реализации проекта в целом и план-контроль его выполнения
УК-2 
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 3 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: Тестирование;Устный опрос;Отчет .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Нормирование
 
1.1
Ресурсы и материалы
4
0
10
12
26
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Ресурсосбережение при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте
 
2.1
Шины
6
6
3
18
34
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2.2
Расход топлива и смазочных материалов
5
8
4
18
35
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Вторичные ресурсы автомобильного транспорта. 
 
3.1
Утилизация ресурсов
2
3
0
8
13
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
17
17
17
56
108
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Преддипломная практика
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-2.1 Использует принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы
 
УК-2.2 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
УК-2 
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.3 Составляет план-график реализации проекта в целом и план-контроль его выполнения
УК-2 
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Семестр 9 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
51
6
6
108
52
56
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
17
2
17
17
Лабораторные занятия (Лаб)
17
2
2
17
17
Практические занятия (Пр)
17
4
2
17
17
Контактная работа в семестре (КС)
1
1
1
Другие виды самостоятельной работы
56
56
Контактная работа
Контроль, всего:
Форма промежуточной аттестации 
За
Общая трудоемкость, ч.
108
108
Общая трудоемкость, З.Е.
3
3
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Нормирование
 
1.1
Ресурсы и материалы
4
0
10
12
26
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2
Ресурсосбережение при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте
 
2.1
Шины
6
6
3
18
34
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
2.2
Расход топлива и смазочных материалов
5
8
4
18
35
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
3
Вторичные ресурсы автомобильного транспорта. 
 
3.1
Утилизация ресурсов
2
3
0
8
13
УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3
 
Всего часов:
17
17
17
56
108
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Ресурсы и материалы

Виды ресурсов: ресурсы обеспечения транспортного процесса. Топливо, шины, смазочные материалы, труд водителя;  ресурсы восстановления работоспособности автомобиля – запчасти, лакокрасочные материалы, аккумуляторы, труд ремонтных рабочих; ресурсы обеспечения производства  – электроэнергия, вода (холодная, горячая, оборотная – техническая и др.), сжатый воздух, газы для сварочных работ, топливо (природный газ, мазут, уголь, дрова) для обогрева АТП и автотранспорта при безгаражном хранении. Воздух и вентиляционно-калориферные установки (теплый воздух для отопления помещений и постов ТО и ремонта). Моющие средства, труд рабочих;

       Вторичные ресурсы – регенерированные масла, восстановленные шины, восстановленные запасные части, очищенная вода от мойки автомобиля и др.

Контроль качества материалов, используемых в АТП. Материально техническое снабжение и ресурсосберегающие технологии при хранении материалов, критерии выбора материалов используемых в АТП. Материально  техническое снабжение и качество хранения материалов, использование оптимальных условий и ресурсосберегающих технологий при хранении.

 
Шины

Факторы влияющие на ресурс и выход шин из строя. 

 
Расход топлива и смазочных материалов

Нормирование расхода топлива и смазочных материалов. Основные направления экономии топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Показатели эффективности использования топлива на автомобильном транспорте.

 
Утилизация ресурсов

Общие требования к утилизации ресурсов: технологические процессы утилизации мойки, аккумуляторов, очистки воздуха, металлических элементов и т.п.

Взаимодействие  баз хранения ресурсов и экологических служб АТП.

Экономический, социальный, технологический и другие эффекты при хранении ресурсной базы в системе оценок экологии.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Расчет потребности АТП в тепловой энергии
6
 
2
1
Определение потребности АТП в электроэнергии
4
 
3
2
Определение потерь ресурса шин
3
 
4
2
Расчёт потребности АТП в топливно-смазочных материалах (в моторном топливе и  в смазочных материалах)
4
 
№ п/п
№ раздела
Темы лабораторных работ
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.5. Тематический план лабораторных работ. 
 
1
Исследование автомобильных шин
6
2
 
2
Исследование расхода горюче-смазочных материалов
8
2
 
3
Исследования при использовании вторичного или альтерна-тивного сырья в качестве горюче-смазочных материалов
3
2
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Тестирование
Т
 
2
Устный опрос
УО
 
3
Отчет
Отчет
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-2 
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
 
 
ПК-3 
Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ресурсосбережение при техническом обслуживании
x
Зачет
Организационно-производственные структуры технической эксплуатации
x
Зачет
Документооборот и делопроизводство
x
Зачет
Цифровые технологии в профессиональной деятельности
x
Зачет
Гидравлика и гидропневмопривод
x
Зачет
Организация и планирование производства
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
ПК-3 Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
 
Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Зачет
Взаимодействие рабочих органов с обрабатываемой средой
x
Экзамен
Испытания подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования
x
Зачет
Ресурсосбережение при техническом обслуживании
x
Зачет
Организационно-производственные структуры технической эксплуатации
x
Зачет
Технологическая (производственно-технологическая) практика 1
x
Зачет с оценкой
Эксплуатационная практика 2
x
Зачет с оценкой
Научно-исследовательская работа
x
Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика 2
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-2.1 Использует принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Использует принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Использует принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Использует принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.2 Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-2.3 Составляет план-график реализации проекта в целом и план-контроль его выполнения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Составляет план-график реализации проекта в целом и план-контроль его выполнения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Составляет план-график реализации проекта в целом и план-контроль его выполнения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план-график реализации проекта в целом и план-контроль его выполнения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Составляет план-график реализации проекта в целом и план-контроль его выполнения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3 Способен организовывать работу по эксплуатации оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-3.1 Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.2 Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Применяет, обслуживает и ремонтирует оборудование для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-3.3 Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Осуществляет контроль за использованием оборудования для технического обслуживания, ремонта и диагностики наземных транспортно-технологических средств

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Зачетные вопросы:

1. Введение в предмет. Понятие о ресурсах потребляемых при эксплуатации автомобильного транспорта и строительно-дорожных машин.

2. Виды ресурсов.

3. Хранение ресурсной базы в системе технической эксплуатации. Критерии экономии ресурсов.

4. Общие принципы и методы экономии ресурсов.

5. Энергетические и  материальные затраты технологических процессов в АТП.

6. Баланс потребления энергии.

7. Влияние уровня ТО и ТР на сбережение энергетических и материальных затрат.

8. Возможности инженерно-технической службы в экономии ресурсов.

9. Вредные воздействия автотранспорта и строительно-дорожных машин на окружаю-щую среду.

10. Способы снижения вредного воздействия автотранспорта и строительно-дорожных машин на окружающую среду.

11. Экология и техническое состояние автомобиля и строительно-дорожных машин.

12. Ресурсосберегающее  вождение  автомобиля и строительно-дорожных машин.

13. Интенсивность эксплуатации и использование подвижного состава в автотранспорт-ной отрасли.

14. Техническая эксплуатация подвижного состав автотранспорта и строительно-дорожных машин. Зарубежный опыт.

15. Экономия топливно-энергетических ресурсов и экологичность автотранспорта и строительно-дорожных машин.

16. Влияние конструкции автомобиля на экономное ресурсосбережение.

17. Эксплуатационные мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов.

18. Пути экономии моторных топлив.

19. Влияние технического обслуживание автомобилей и строительно-дорожных машин на экономию топлива.

20. Эксплуатация автомобилей и строительно-дорожных машин в условиях высокогорья.

21. Нормативные показатели расхода топлива автомобиля и строительно-дорожных ма-шин.

22. Нормирование расхода топлива на АТП.

23. Планирование расхода топлива.

24. Перевозка, хранение и  заправка  жидким топливом.

 
25. Перевозка, хранение и  заправка  сжиженным и сжатым газом.

26. Перевозка, хранение и  заправка  смазочными материалами.

27. Пути экономии горюче-смазочных материалов.

28. Влияние технического состояния шины на движение автомобиля.

29. Влияние технического состояния шин на топливно-экономические и тягово-сцепные свойства автомобиля.

30. Факторы определяющие ресурс шин.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы для устного опроса

1. Основные понятия, термины и определения.  

2. Общие принципы и понятия ресурсосберегающей политики.  

3. Виды и группы ресурсов  

4. Классификация ресурсов по выдам и группам.  

5. Ресурсы обеспечения транспортного процесса: топливо, шины, смазочные материалы, труд водителя.  

6. Ресурсы обеспечения производства: электроэнергия, вода (холодная, горячая, техническая и др.), сжатый воздух, газы для сварочных работ и подогрева при безгаражном хранении.  

7. Техническое обслуживание и ремонт, как потребители ресурсов.  

8. Технологический процесс ТО и ремонта и ресурсы. Надѐжность автомобиля и ресурсосбережение.  

9. Понятие о ресурсах потребляемых при эксплуатации автомобильного транспорта, ресурсы вспомогательное средство и составная часть затрат транспортного процесса и технологических процессов ТО и ТР.  

10. Основные задачи ресурсосбережения, понятие об экономном расходовании ресурсов. Ресурсы и их нормирование.  

11. Общие принципы экономии ресурсов.  

12. Технология и организация сбережения ресурсов технологических процессов.  

13. Взаимодействие ресурсосберегающих и экологических служб АТП.

15. Определение потребности АТП в тепловой энергии.  

16. Определение годового нормирования расхода воды, потребляемого на АТП.  

17. Определение потребности АТП в электрической энергии.  

18. Учет, хранение, распределение и сохраняемость материалов и запасных частей.  

19. Ресурсосбережение и материально-техническое обеспечение.  

20. Влияние пробега и других эксплуатационных факторов на расход запасных частей и других ресурсов для поддержания технического состояния.  

21. Рациональное использование ресурсов смазочных материалов.  

22. Организация сбора и утилизации отработанных масел.  

23. Пути экономии моторных топлив: применение альтернативных топлив.  

24. Ресурсосберегающие смазочные материалы с антифрикционными добавками.  

25. Сферы и сравнительная эффективность применения альтернативных видов топлива.  

26. Анализ путей и пределов снижения топливозатрат в подсистеме службы технической эксплуатации и службы перевозок.  

27. Система управления расходом топлива в АТП.  

28. Цели и задачи системы управления расходом топлива в АТП.  

29. Методы обучению водителей экономичному вождению.  

30. Технические средства экономии расхода топлива. Методы экономии топлива при

 
хранении и заправке.  

31. Экономические аспекты расхода шин на АТП.  

32. Затраты на шины в статье общих затрат на приобретение и эксплуатацию автомобиля. Сравнительная характеристика шин различных конструкций и назначений.  

33. Основы взаимодействия шины с дорогой с позиции безопасности движения автомобиля, его тягово-сцепных и топливо экономических качеств.  

34. Закономерности и характер износа протектора при несоблюдении нормативных, параметров технического состояния автомобиля.  

35. Причины преждевременной утилизации шин. Возможные потери ресурса шин по производственным участкам АТП.  

36. Новые формы организации технологического процесса обслуживания шин и узлов автомобиля, влияющих на темп износа протектора.  

37. Методика выбора технической службой АТП приоритетных мероприятий по сокращению расхода шин.  

38. Шинное хозяйство, пути реализации его структуры, новые формы организации технологического процесса обслуживания шин и узлов автомобиля, влияющих на темп износа протектора.  

39. Учёт шин на АТП и документы его отражающие.  

40. Утилизация и повторное использование ресурсов.  

Тестирование по всем разделам дисциплины.

1. Что относится к ресурсам :

1. Рабочие.

2. Технологический процесс.

3. Вода.

2. Какие ресурсу подлежат утилизации:

1. Оборудование.

2. Финансы

3. Электроэнергия.

3. На основании каких документов производится учет ГСМ:

1. Путевой лист

2. Авансовый отчет

3. Чек на топливо.

4.1 По показаниям какого прибора фиксируется расход электроэнергии:

1. Спидометр

2. Счетчик Тахограф

4.2 Какие факторы влияют на ресурсосбережения электроэнергии:

1. Мощность оборудования

2. Вес оборудования

3. Тарифы на электроэнергию

5. Что влияет на ресурс шин:

1. Давление в шине

2. Коэффициент сцепления

3. Правила монтажа шин

6. Периодичность технических обслуживаний автомобилей устанавливается:

1) в мотто-часах работы;

2) в тоннах перевозимого груза;

3) в километрах пробега;

4) по массе расходуемого топлива.

 
7. Диагностированием при сезонном техническом обслуживании определяется:

1) остаточный ресурс машины;

2) готовность машины к работе в течение смены;

3) готовность машины к работе до очередного номерного обслуживания;

4) готовность машины к соответствующим условиям эксплуатации.

8. Заявочное диагностирование применяется для:

1) выявления вида, причины и места отказа в машине;

2) определения остаточного ресурса машины;

3) оценки качества ремонта машины;

4) обеспечения сохранности машины в период хранения.

9. В период хранения диагностирование осуществляют с целью:

1) обеспечения сохранности машины;

2) обнаружения возникших отказов;

3) определения остаточного ресурса машины;

4) обеспечения готовности машины к эксплуатации.

10. Объективный метод диагностирования машин предусматривает:

1) применение инструментов и приборов;

2) объективную оценку визуальных наблюдений;

3) измерение структурных параметров диагностирования;

4) измерение структурных параметров диагностируемого объекта.

11. При подготовке машины к длительному хранению на открытой площадке необходимо:

1) снять составные части, подлежащие складскому хранению, и произвести

ее консервацию;

2) укомплектовать и отрегулировать ее;

3) накрыть ее влагонепроницаемым материалом;

4) продиагностировать ее техническое состояние.

12. Техническое обслуживание машин в период длительного хранения открытым способом следует выполнить:

1) ежедневно ; 2) один раз в два месяца;

3) ежемесячно; 4) по мере необходимости.

13. Техническое обслуживание машин в период длительного хранения закрытым способом следует выполнить:

1) один раз в два месяца; 2) ежемесячно;

3) ежедневно; 4) по мере необходимости.

14. При снятии машин с хранения, помимо сборочных работ, необходимо произвести:

1) ремонт всех составных частей;

2) окраску наружных поверхностей;

3) консервацию неокрашенных поверхностей;

4) технологические регулировки.

15. Подготовку на длительное хранение машин, работающих в агрессивной среде следует произвести:

1) сразу после окончания работ;

2) не позднее, чем через 10 дней после окончания работ;

3) на следующий день после окончания работ;

4) через месяц после окончания работ.

16. При хранении резинотехнических изделий на открытых площадках в качестве защитных средств применяют:

 
1) мело-казеиновый состав; 2) гашѐную известь;

3) микро-восковые составы; 4) грунт-преобразователь ржавчины.

17. Централизованный способ организации заправки машин топливом и смазочными материалами предусматривает:

1) заправку техники на автозаправочных станциях;

2) заправку техники на постах заправки подразделений хозяйств;

3) заправку техники на центральном стационарном посту и с помощью

передвижных заправочных агрегатов;

4) заправку техники фирмами заводов-изготовителей.

18. Автономный способ организации заправки машин ГСМ предусматривает:

1) заправку техники на постах заправки подразделений хозяйств;

2) заправку техники на центральном стационарном посту и с помощью

передвижных заправочных агрегатов;

3) заправку техники на автозаправочных станциях;

4) заправку техники фирмами заводов-изготовителей.

19. Номерные технические обслуживания оборудования нефтескладов должны выполняться:

1) специализированным звеном рабочих;

2) работниками нефтесклада;

3) мастерами-наладчиками, обслуживающими всю технику;

4) работниками нефтеснабжающих организаций.

20. Потери нефтепродуктов бывают:

1) текущие и долгосрочные;

2) производственные и непроизводственные;

3) восполнимые и невосполнимые;

4) количественные, качественные и смешанные.

21. При заправке топливом машин с помощью передвижных заправочных агрегатов запрещается:

1) работать без заземляющих устройств;

2) работать под открытым небом;

3) производить заправку тракторов с работающим двигателем;

4) располагать заправщик относительно машины с ветреной стороны.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
Учебная литература и другие информационные источники а) основная литература: 1. Кузнецов А.В. Топливо и смазочные материалы: Учеб. для студ. высш. учебн. заве-дений / А.В.  Кузнецов. - М.: КолосС, 2010. - 160 с.: ил. 2. Кузьмин Н.А. Техническая эксплуатация автомобилей: нормирование и управле-ние: учебное пособие /  Н.А. Кузьмин. - М.: ФОРУМ, 2011. - 224с. 3. Техническая эксплуатация автомобилей :   : учебное пособие / С. И. Рябов, О. В. Пономарева ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учре-ждение высш. проф. образования "Томский гос. архитектурно-строительный ун-т" Томск : Изд-во ТГАСУ , 2014 - 190 с.ил., табл.;21 см -   Библиогр.: с. 189-190. -  ISBN 978-5-93057-269-8     б) дополнительная литература: 1. Аринин И.Н. и др. Техническая эксплуатация автомобилей.- Ростов Н./Дону: «Феникс», 2004 - 320 с. 2. Какуевицкий А.А.  «Ресурсосберегающие технологии восстановления деталей автомобилей» -М. Транспорт 1993 г. 3. Ф.И. Пантелеенко, В.П. Лялякин, В.П. Иванов, В.Н. Константинов «Восста-новление деталей машин»: справочник М. Машиностроение 2003 г. 4. Воробьев В.Д. «Ресурсосбережение» -М.: Машиностроение, 1984 г.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com   
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
213
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 29 шт.,  стул офисный – 4 шт., стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная, стенд-макеты –15 шт., кафедра,
 
3
426
Учебная мебель: стол – 9 шт., стул офисный – 11 шт., компьютерное кресло –10 шт., стол однотумбовый – 2 шт., шкаф – 2 шт., шкаф металлический – 1 шт. доска аудиторная трехстворчатая– 1 шт., плакаты – 8 шт

(20 посадочных мест).

Оборудование: компьютер, экран ViewScreen,., модель настольная –  10 шт., микрометр – 6 шт.,  штангенциркуль – 6 шт., нутромер – 1шт., штангенглубиномер – 3 шт., штангенрейсмас – 2 шт., концевые меры длины – 1 набор, угломер – 2 шт., индикатор часового типа – 4 шт., угломер – 2 шт., набор щупов  – 4 шт. скоба рычажная – 1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с

 
ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Транспортные, технологические машины и наземные транспортно-технологические средства. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ТТМиНТТС, к.т.н. Денисов Денис Михайлович
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет автомобильных дорог и транспорта .