ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).
Основы законодательства в сфере дорожного движения
Основы теории движения автомобиля
Профессиональная надежность и этика поведения водителей
Требования к безопасности конструкции и техническому состоянию транспортных средств
Техника пользования органами управления транспортного средства
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах
Управление транспортным средством в транспортном потоке
Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости
Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях
Управление транспортным средством в особых условиях
Дорожно-транспортные происшествия и их причины
Расчеты движения автомобиля и пешехода
Методики экспертного анализа ДТП
Экспертное исследование транспортных средств
Ситуационный анализ дорожно-транспортных происшествий
Доврачебная помощь пострадавшим
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения.
2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, общая характеристика.
3. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с человеком
4. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с транспортным средством.
5. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с дорогой.
6. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с внешней средой.
8. Понятие о дорожно-транспортном происшествии.
9. Основные виды дорожно-транспортных происшествий.
10. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности.
11. Конструктивная безопасность транспортных средств, общие сведения.
12. Активная безопасность транспортных средств.
13. Пассивная безопасность транспортных средств.
14. Послеаварийная безопасность транспортных средств.
15. Экологическая безопасность транспортных средств.
16. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации.
17. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения.
18. Обеспечение надежности водителей в автотранспортной организации.
19. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации.
20. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения.
21. Методы организации дорожного движения.
22. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения.
23. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
24. Основные направления деятельности по организации движения, статическая и динамическая составляющие.
25. Цели государственной политики в сфере регулирования транспорта.
26. Классификация аварий.
27. Причины аварий.
28. Способы предотвращения аварий и катастроф.
29. Опасности терактов и других насильственных действий на транспорте и способы их предотвращения.
30. Экологические опасности, возникающие при функционировании транспорте и способы их предотвращения.
31. Эпидемиологические и другие опасности, вызванные транспортом и способы их предотвращения.
32. Схема управления системой ВАДС.
33. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: закон «О безопасности дорожного движения»
34. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: Правила дорожного движения, государственные стандарты, строительные нормы и правила, отраслевые директивные, инструктивные и методические материалы.
35. Инженерная деятельность по организации ДД.
36. Интенсивность движения транспортного потока.
37. Состав транспортного потока.
38. Скорость и темп движения транспортного потока.
39. Исследование характеристик дорожного движения.
40. Исследование дорожных условий на стационарных постах и с помощью подвижных средств.
41. Классификация ДТП.
42. Механизмы и причины возникновения ДТП.
43. Учет дорожно-транспортных происшествий.
44. Количественный метод анализа ДТП.
45. Качественный метод анализа ДТП.
46. Топографический метод анализа ДТП.
47. Динамический габарит и коэффициент приведения транспортных средств.
48. Временная и пространственная неравномерность.
49. Плотность транспортного потока.
50. Безопасность дороги.
Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:
2. Регламентировать, согласно ПДД РФ, требования обгона и опережения транспортного средства;
3. Дать классификацию статей диспозиции главы 12 ПДД РФ;
4. Владеть требованиями Федерального закона № 196-ФЗ;
5. Теоретическое владение по управлению транспортным средством в экстремальных условиях
6. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при неограниченной видимости и обзорности
7. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием
8. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием
9. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при ограниченной видимости.
10. Владеть методикой анализа наезда на неподвижное препятствие.
11. Владеть методикой анализа столкновения автомобилей
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы для проведения устного / письменного опроса
1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения.
2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, общая характеристика.
3. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с человеком
4. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с транспортным средством.
5. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с дорогой.
6. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с внешней средой.
7. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий.
8. Понятие о дорожно-транспортном происшествии.
9. Основные виды дорожно-транспортных происшествий.
10. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности.
11. Конструктивная безопасность транспортных средств, общие сведения.
12. Активная безопасность транспортных средств.
13. Пассивная безопасность транспортных средств.
14. Послеаварийная безопасность транспортных средств.
15. Экологическая безопасность транспортных средств.
16. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации.
17. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения.
18. Обеспечение надежности водителей в автотранспортной организации.
19. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации.
20. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения.
21. Методы организации дорожного движения.
22. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения.
23. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
24. Основные направления деятельности по организации движения, статическая и
25. Цели государственной политики в сфере регулирования транспорта.
26. Классификация аварий.
27. Причины аварий.
28. Способы предотвращения аварий и катастроф.
29. Опасности терактов и других насильственных действий на транспорте и способы их предотвращения.
30. Экологические опасности, возникающие при функционировании транспорте и способы их предотвращения.
31. Эпидемиологические и другие опасности, вызванные транспортом и способы их предотвращения.
32. Схема управления системой ВАДС.
33. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: закон «О безопасности дорожного движения»
34. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: Правила дорожного движения, государственные стандарты, строительные нормы и правила, отраслевые директивные, инструктивные и методические материалы.
35. Инженерная деятельность по организации ДД.
36. Интенсивность движения транспортного потока.
37. Состав транспортного потока.
38. Скорость и темп движения транспортного потока.
39. Исследование характеристик дорожного движения.
40. Исследование дорожных условий на стационарных постах и с помощью подвижных средств.
41. Классификация ДТП.
42. Механизмы и причины возникновения ДТП.
43. Учет дорожно-транспортных происшествий.
44. Количественный метод анализа ДТП.
45. Качественный метод анализа ДТП.
46. Топографический метод анализа ДТП.
47. Динамический габарит и коэффициент приведения транспортных средств.
48. Временная и пространственная неравномерность.
49. Плотность транспортного потока.
50. Безопасность дороги.
6.1.2 Материалы для проведения тестирования.
1. В снаряженном состоянии стояночной тормозной системой на уклоне не менее 31% должны удерживаться
- Автобусы.
- Грузовые автомобили и автопоезда.
- Легковые автомобили, их модификации для перевозки грузов.
- Мотоциклы.
2. Государственный технический осмотр транспортных средств проводится
- По прописке владельца.
- По прописке водителя, который управляет по генеральной доверенности.
- По месту регистрации транспорта.
- В любой станции государственного технического осмотра.
3 Дороге I категории соответствует покрытие
- Асфальто- или цементобетонное.
- Битумоминеральные смеси.
- Булыжное или гравииное.
- Грунтовое
4. Длина, высота и ширина транспортного средства должны быть соответственно не более
- 22 м; 3,5 м; 2,7 м.
- 24 м; 3,8 м; 2,5 м.
- 20 м; 4 м; 2,55 м.
5. Двигаться по колее на грунтовой дороге следует:
-. Изменяя скорость и передачу в зависимости от состояния дороги.
- С постоянной скоростью на заранее выбранной пониженной передаче, которая исключила бы остановку автомобиля.
- С постоянной скоростью на заранее выбранной передаче и на минимальных оборотах.
- Остановиться, выбрать нижнюю передачу и трогаться с места.
6. Для прекращения начавшегося заноса при торможении необходимо
- Резко снизить подачу топлива в цилиндры двигателя, повернуть рулевое колесо в сторону заноса.
- Выключить сцепление, нажать до упора на тормозную педаль.
- Прекратить начатое торможение.
- Выключить сцепление и продолжить торможение рабочим тормозом совместно со стояночным.
7. Движение транспортного средства задним ходом запрещено:
- На автомагистралях.
- На перекрестках.
- На пешеходных переходах.
- В местах расположения остановочных пунктов.
- Во всех перечисленных местах.
8. Дорожные покрытия в соответствии с возрастанием величины коэффициента сцепления:
- Цементобетонное, асфальтобетонное, щебеночное.
- Грунтовое, щебеночное, асфальтобетонное.
- Щебеночное, грунтовое, цементобетонное.
- Щебеночное, асфальтобетонное, грунтовое.
9. Для весеннего льда нормы его толщины должны увеличиваться в
- 0,5-1 раз.
- 1-1,5 раза.
- 1,5-2 раза.
10. Движение без пробуксовки колес автомобиля обеспечивается, если
- Сила тяги больше силы сцепления.
- Сила тяги меньше силы сцепления.
- Сила тяги в два раза больше силы сцепления.
- Сила тяги не зависит от силы сцепления.
11. Если во время движения по сухой асфальтобетонной дороге начал моросить мелкий дождь, водитель должен
- Уменьшить скорость и быть особенно осторожным.
- Не изменяя скорости, продолжить движение.
- Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь.
- Остановиться на обочине, пока не пройдет дождь.
12. Занос автомобиля при движении на скользкой дороге предупреждает
- Движение с минимальной скоростью, обеспечивающее безопасность.
- Очень плавный поворот рулевого колеса при поворотах или съездах с проезжей части дороги.
- Движение на поворотах и закруглениях дороги без торможения.
- Заблаговременное снижение скорости до минимума перед остановкой автомобиля с последующим притормаживанием рабочего тормоза.
- Все перечисленные приемы.
13. Какой юридический документ выдается предпринимателю, и дает право ему заниматься перевозочной, транспортно-экспедиционной деятельностью и т.п., при соблюдении установленных требований?
- Сертификат.
- Лицензия.
- Генеральная доверенность.
- Водительское удостоверение.
- Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.
- Увеличивается.
- Не изменяется.
- От прицепа не зависит.
15. К заносу автомобиля при движении по обледенелой дороге приводят
- Резкое торможение.
- Резкое увеличение подачи топлива для изменения частоты вращения коленчатого вала.
- Резкое включение сцепления после переключения передач.
- Быстрое выполнение поворота.
- Все перечисленные действия.
16. Коэффициент сопротивления качению в основном зависит от
- Конструкции шины и давления в ней.
- Типа и состояния протектора.
- Качества и состояния дорожного покрытия
- Скорости движения.
- Все перечисленные варианты кроме типа и состояния протектора шины.
17. Какой вид инструктажа не является для водительского состава
- Вводный
- Предрейсовый
- Периодический
- Очередной
- Сезонный
- Специальный.
18. К уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте приведет
- Увеличение скорости движения.
- Уменьшение скорости движения.
- Уменьшение радиуса поворота.
- Нажатие на педаль газа.
19. Когда автомобиля устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, между зданием и задним бортом кузова автомобиля должен соблюдаться интервал не менее
- 0,5 м.
- 1 м.
- 1,5 м.
- 2 м.
- 2,5 м
20. Контроль за выполнением требований по обеспечению БДД осуществляется
- Местными органами управления.
- Органами государственного контроля и надзора.
- ГИБДД.
- Комиссией, формируемой АТП.
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,
(16 посадочных места).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.