2024-2025_z23_03_01ОБ_2022_ФЗО_plx_Основы безопасности дорожного движения_Организация и безопасность движения
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.05 Основы безопасности дорожного движения
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация и безопасность движения
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
 
ПК-2.2 Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
 
ПК-2.3 Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
 
ПК-2.4 Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
ПК-2 
Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 12 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Зачет.

Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос;тестирование .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы безопасности дорожного движения
 
1.1
Основы законодательства в сфере дорожного движения. Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности движения. Основные понятия и термины в Правилах дорожного движения. Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение. Документы при управлении транспортным средством, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки работникам милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств работникам полиции и медицинскому персоналу. Обязанности водителя, участвующего в международном дорожном движении. Обязанности водителя перед выездом на линию и в пути. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортным происшествиям, последовательность их действий. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению выполнения Правил дорожного движения
4
0
8
14
26
ПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.2
Основы теории движения автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении прямо, разгоне, торможении, а также при движении на косогоре и уклоне. Коэффициент сцепления с дорогой, его числовое выражение для разных покрытий; тормозной и остановочный путь, его зависимость от скорости. Юз, занос, буксование - причины, способы устранения; центр тяжести и устойчивость автомобиля
4
0
8
15
27
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.3
Профессиональная надежность и этика поведения водителей. Профессиональная надежность водителя. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками движения, с представителями органов милиции и Госавтоинспекции, с пассажирами и заказчиками. Этика водителя при дорожно-транспортном происшествии, при взаимодействии с окружающей средой
4
0
8
15
27
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.4
Требования к безопасности конструкции и техническому состоянию транспортных средств. Эксплуатационные свойства автомобиля, их влияние на безопасность движения. Понятие о конструктивной безопасности автомобиля. Активная, пассивная, и экологическая безопасность автомобиля. Компоновочные (габаритные и весовые) параметры автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении. Тяговая сила. Сила сопротивления воздуха. Сила сопротивления качению и подъему. Сила инерции. Максимальная скорость и ускорение. Время и путь обгона. Взаимодействие колеса автомобиля с дорожным покрытием. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния шин, дороги, погодных условий и режима движения автомобиля
4
0
8
15
28
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.5
Техника пользования органами управления транспортного средства. Рабочее место водителя. Оборудование рабочего места. Основные органы управления и их расположение. Правильная посадка и выход водителя из транспортного средства. Положение водителя на рабочем месте. Регулировка сидения, ремней безопасности, зеркал заднего вида. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях; пуск, прогрев и остановка двигателя при различных температурах воздуха; осмотр и оценка дорожной обстановки перед троганием с места; пользование сигналами маневрирования. Последовательность действий транспортного средства с места, при его разгоне и торможении. Приемы переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, включение заднего хода Приемы управления рулевым колесом при маневрировании. Техника вращения рулевого колеса поочередно правой и левой рукой с перехватами. Работа на боковых секторах рулевого колеса. Техника управления одной рукой. Типичные ошибки при маневрировании. Приемы управления тормозной системой. Служебное и экстренное торможение. Прерывистое торможение. Действие водителя при отказе рабочей тормозной системы. Пользование стояночным тормозом
6
0
6
5,5
17,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.6
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах. Понятие о динамическом габарите транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства и маневрирование в ограниченном пространстве. Трогание с места и выезд со стоянки. Проезд габаритных ворот. Поворот и разворот. Применение заднего хода при развороте. Движение задним ходом. Маневрирование при постановке транспортного средства на стоянку. Типичные ошибки при движении в ограниченном пространстве. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по нерегулируемому перекрестку. Приемы управления при переключении сигналов светофора. Пересечение пешеходных переходов. Управление транспортным средством в местах скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда. Управление транспортным средством в местах возможного появления детей и подростков (школы, детские площадки)
6
0
6
7
19
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.7
Управление транспортным средством в транспортном потоке. Прямолинейное движение в транспортном потоке. Взаимодействие транспортного средства-лидера с другими транспортными средствами. Выбор безопасной дистанции и бокового интервала. Управление транспортным средством при объезде неподвижного препятствия. Особенности объезда стоянки маршрутных транспортных средств. Управление транспортным средством при встречном разъезде, при обгоне попутных транспортных средств. Правильный выбор скорости, дистанции и интервала
6
0
6
8
20
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.8
Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Управление транспортным средством при движении по городским и загородным дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Пользование световыми приборами и сигналами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при преднамеренной и вынужденной остановках. Меры предотвращения ослепления водителем встречного транспортного средства
6
0
6
8
20
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.9
Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях. Правила и приемы вождения по бездорожью, управление транспортным средством на полевых, лесных, колейных, щитовых дорогах, «зимниках», ледовых переправах. Правила и приемы преодоления канав, порогов, песчаных барханов, водных преград. Приемы управления транспортным средством при пониженном коэффициенте сцепления. Особенности движения по скользкой дороге, на поворотах, при трогании с места и торможении. Приемы управления при заносе. Опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину
6
0
6
8
20
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.10
Управление транспортным средством в особых условиях. Управление транспортным средством на железнодорожных переездах. Особенности проезда охраняемых и неохраняемых переездов, мостов, путепроводов, транспортных развязок, тоннелей. Управление транспортным средством при буксировке неисправных транспортных средств. Приемы соединения транспортных средств с соблюдением правил безопасности
6
0
6
8
47,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.11
Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Понятие «дорожно-транспортное происшествие». Дорожно-транспортное происшествие - социальная проблема. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Анализ аварийности по месту совершения дорожно-транспортного происшествия. Распределение аварийности по сезонам года, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. Особенности аварийности в городах, на загородных дорогах, в сельской местности
4
0
4
14,5
22,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.12
Расчеты движения автомобиля и пешехода. Расчет движения автомобиля. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения. Расчет движения пешехода. Методы определения скорости пешехода. Следственный эксперимент по определению скорости пешехода. Статистический метод выбора скорости движения пешехода
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.13
Методики экспертного анализа ДТП. Классификация наездов на пешехода при неограниченной видимости и обзорности, при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием, при обзорности, ограниченной движущимся препятствием. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода. Наезд на пешехода при ограниченной видимости в темное время суток в свете фар. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода в условиях ограниченной видимости. Анализ маневра автомобиля. Криволинейное движение автомобиля. Экспертное исследование возникновения заноса и опрокидывания автомобиля. Анализ столкновения автомобилей. Классификация столкновений. Исходные данные, необходимые для исследования механизма столкновения автомобилей. Понятие о трасологическом анализе столкновения. Расчет параметров различных видов столкновения автомобилей. Автоматизация труда эксперта. Необходимость и возможность автоматизации экспертных исследований. Роль эксперта при автоматизированных расчетах
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.14
Экспертное исследование транспортных средств. Методика экспертного анализа технического состояния транспортных средств. Цель, задачи и особенности экспертного исследования транспортных средств. Понятие о технико-диагностическом анализе транспортных средств. Установление технической неисправности, времени и причины ее возникновения. Определение возможности своевременного обнаружения неисправности. Связь обнаруженной неисправности с возникновением ДТП. Возможности предотвращения ДТП при наличии неисправности
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.15
Ситуационный анализ дорожно-транспортных происшествий. Оценка действий участников ДТП на соответствие требованиям Правил дорожного движения, а также иных лиц, причастных к ДТП на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности дорожного движения. Установление причинной связи между несоответствием действий участников ДТП и причастных к нему лиц требованиям нормативных документов и наступившими последствиями.
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.16
Доврачебная помощь пострадавшим Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Особенности СЛР при электротравме и утоплении. Первая помощь при нарушении проходимости дыхательных путей. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота. Первая помощь при острых отравлениях. Первая помощь при термических и химических ожогах, ожоговом шоке. Первая помощь при отморожении и переохлаждении. Первая помощь при перегревании
6
0
6
14
53,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
Всего часов:
86
0
102
188
432
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
3. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина (модуль) реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений программы «Дисциплины (модули)» учебного плана.

Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:

 
Организация дорожного движения
 
Эксплуатационная практика
 
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
Дорожно-транспортная экология
 
Преддипломная практика
 
Экологические проблемы на транспорте
 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
ПК-2.1 Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
 
ПК-2.2 Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
 
ПК-2.3 Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
 
ПК-2.4 Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
ПК-2 
Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 12 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 1 
Курс 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
24
12
6
180
19
149,75
252
10
234,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
12
3
8
8
4
4
Практические занятия (Пр)
12
12
3
8
8
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
3,25
1,75
1,75
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
1,75
1,25
1,25
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
149,75
149,75
234,5
234,5
Контактная работа
Контроль, всего:
18,75
11,25
7,5
Форма промежуточной аттестации 
За
Эк
Общая трудоемкость, ч.
432
180
252
Общая трудоемкость, З.Е.
12
5
7
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основы безопасности дорожного движения
 
1.1
Основы законодательства в сфере дорожного движения. Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности движения. Основные понятия и термины в Правилах дорожного движения. Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение. Документы при управлении транспортным средством, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки работникам милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств работникам полиции и медицинскому персоналу. Обязанности водителя, участвующего в международном дорожном движении. Обязанности водителя перед выездом на линию и в пути. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортным происшествиям, последовательность их действий. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению выполнения Правил дорожного движения
4
0
8
14
26
ПК-2.2, ПК-2.1, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.2
Основы теории движения автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении прямо, разгоне, торможении, а также при движении на косогоре и уклоне. Коэффициент сцепления с дорогой, его числовое выражение для разных покрытий; тормозной и остановочный путь, его зависимость от скорости. Юз, занос, буксование - причины, способы устранения; центр тяжести и устойчивость автомобиля
4
0
8
15
27
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.3
Профессиональная надежность и этика поведения водителей. Профессиональная надежность водителя. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками движения, с представителями органов милиции и Госавтоинспекции, с пассажирами и заказчиками. Этика водителя при дорожно-транспортном происшествии, при взаимодействии с окружающей средой
4
0
8
15
27
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.4
Требования к безопасности конструкции и техническому состоянию транспортных средств. Эксплуатационные свойства автомобиля, их влияние на безопасность движения. Понятие о конструктивной безопасности автомобиля. Активная, пассивная, и экологическая безопасность автомобиля. Компоновочные (габаритные и весовые) параметры автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении. Тяговая сила. Сила сопротивления воздуха. Сила сопротивления качению и подъему. Сила инерции. Максимальная скорость и ускорение. Время и путь обгона. Взаимодействие колеса автомобиля с дорожным покрытием. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния шин, дороги, погодных условий и режима движения автомобиля
4
0
8
15
28
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.5
Техника пользования органами управления транспортного средства. Рабочее место водителя. Оборудование рабочего места. Основные органы управления и их расположение. Правильная посадка и выход водителя из транспортного средства. Положение водителя на рабочем месте. Регулировка сидения, ремней безопасности, зеркал заднего вида. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях; пуск, прогрев и остановка двигателя при различных температурах воздуха; осмотр и оценка дорожной обстановки перед троганием с места; пользование сигналами маневрирования. Последовательность действий транспортного средства с места, при его разгоне и торможении. Приемы переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, включение заднего хода Приемы управления рулевым колесом при маневрировании. Техника вращения рулевого колеса поочередно правой и левой рукой с перехватами. Работа на боковых секторах рулевого колеса. Техника управления одной рукой. Типичные ошибки при маневрировании. Приемы управления тормозной системой. Служебное и экстренное торможение. Прерывистое торможение. Действие водителя при отказе рабочей тормозной системы. Пользование стояночным тормозом
6
0
6
5,5
17,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.6
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах. Понятие о динамическом габарите транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства и маневрирование в ограниченном пространстве. Трогание с места и выезд со стоянки. Проезд габаритных ворот. Поворот и разворот. Применение заднего хода при развороте. Движение задним ходом. Маневрирование при постановке транспортного средства на стоянку. Типичные ошибки при движении в ограниченном пространстве. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по нерегулируемому перекрестку. Приемы управления при переключении сигналов светофора. Пересечение пешеходных переходов. Управление транспортным средством в местах скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда. Управление транспортным средством в местах возможного появления детей и подростков (школы, детские площадки)
6
0
6
7
19
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.7
Управление транспортным средством в транспортном потоке. Прямолинейное движение в транспортном потоке. Взаимодействие транспортного средства-лидера с другими транспортными средствами. Выбор безопасной дистанции и бокового интервала. Управление транспортным средством при объезде неподвижного препятствия. Особенности объезда стоянки маршрутных транспортных средств. Управление транспортным средством при встречном разъезде, при обгоне попутных транспортных средств. Правильный выбор скорости, дистанции и интервала
6
0
6
8
20
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.8
Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Управление транспортным средством при движении по городским и загородным дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Пользование световыми приборами и сигналами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при преднамеренной и вынужденной остановках. Меры предотвращения ослепления водителем встречного транспортного средства
6
0
6
8
20
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.9
Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях. Правила и приемы вождения по бездорожью, управление транспортным средством на полевых, лесных, колейных, щитовых дорогах, «зимниках», ледовых переправах. Правила и приемы преодоления канав, порогов, песчаных барханов, водных преград. Приемы управления транспортным средством при пониженном коэффициенте сцепления. Особенности движения по скользкой дороге, на поворотах, при трогании с места и торможении. Приемы управления при заносе. Опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину
6
0
6
8
20
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.10
Управление транспортным средством в особых условиях. Управление транспортным средством на железнодорожных переездах. Особенности проезда охраняемых и неохраняемых переездов, мостов, путепроводов, транспортных развязок, тоннелей. Управление транспортным средством при буксировке неисправных транспортных средств. Приемы соединения транспортных средств с соблюдением правил безопасности
6
0
6
8
47,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.11
Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Понятие «дорожно-транспортное происшествие». Дорожно-транспортное происшествие - социальная проблема. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Анализ аварийности по месту совершения дорожно-транспортного происшествия. Распределение аварийности по сезонам года, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. Особенности аварийности в городах, на загородных дорогах, в сельской местности
4
0
4
14,5
22,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.12
Расчеты движения автомобиля и пешехода. Расчет движения автомобиля. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения. Расчет движения пешехода. Методы определения скорости пешехода. Следственный эксперимент по определению скорости пешехода. Статистический метод выбора скорости движения пешехода
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.13
Методики экспертного анализа ДТП. Классификация наездов на пешехода при неограниченной видимости и обзорности, при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием, при обзорности, ограниченной движущимся препятствием. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода. Наезд на пешехода при ограниченной видимости в темное время суток в свете фар. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода в условиях ограниченной видимости. Анализ маневра автомобиля. Криволинейное движение автомобиля. Экспертное исследование возникновения заноса и опрокидывания автомобиля. Анализ столкновения автомобилей. Классификация столкновений. Исходные данные, необходимые для исследования механизма столкновения автомобилей. Понятие о трасологическом анализе столкновения. Расчет параметров различных видов столкновения автомобилей. Автоматизация труда эксперта. Необходимость и возможность автоматизации экспертных исследований. Роль эксперта при автоматизированных расчетах
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.14
Экспертное исследование транспортных средств. Методика экспертного анализа технического состояния транспортных средств. Цель, задачи и особенности экспертного исследования транспортных средств. Понятие о технико-диагностическом анализе транспортных средств. Установление технической неисправности, времени и причины ее возникновения. Определение возможности своевременного обнаружения неисправности. Связь обнаруженной неисправности с возникновением ДТП. Возможности предотвращения ДТП при наличии неисправности
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.15
Ситуационный анализ дорожно-транспортных происшествий. Оценка действий участников ДТП на соответствие требованиям Правил дорожного движения, а также иных лиц, причастных к ДТП на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности дорожного движения. Установление причинной связи между несоответствием действий участников ДТП и причастных к нему лиц требованиям нормативных документов и наступившими последствиями.
6
0
6
14
26
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
1.16
Доврачебная помощь пострадавшим Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Особенности СЛР при электротравме и утоплении. Первая помощь при нарушении проходимости дыхательных путей. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота. Первая помощь при острых отравлениях. Первая помощь при термических и химических ожогах, ожоговом шоке. Первая помощь при отморожении и переохлаждении. Первая помощь при перегревании
6
0
6
14
53,5
ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4
 
Всего часов:
86
0
102
188
432
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основы законодательства в сфере дорожного движения. Значение Правил дорожного движения в обеспечении порядка и безопасности движения. Основные понятия и термины в Правилах дорожного движения. Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение. Документы при управлении транспортным средством, которые водитель должен иметь при себе и передавать для проверки работникам милиции, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции. Порядок предоставления транспортных средств работникам полиции и медицинскому персоналу. Обязанности водителя, участвующего в международном дорожном движении. Обязанности водителя перед выездом на линию и в пути. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортным происшествиям, последовательность их действий. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению выполнения Правил дорожного движения

Основы законодательства в сфере дорожного движения

 
Основы теории движения автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении прямо, разгоне, торможении, а также при движении на косогоре и уклоне. Коэффициент сцепления с дорогой, его числовое выражение для разных покрытий; тормозной и остановочный путь, его зависимость от скорости. Юз, занос, буксование - причины, способы устранения; центр тяжести и устойчивость автомобиля

Основы теории движения автомобиля

 
Профессиональная надежность и этика поведения водителей. Профессиональная надежность водителя. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками движения, с представителями органов милиции и Госавтоинспекции, с пассажирами и заказчиками. Этика водителя при дорожно-транспортном происшествии, при взаимодействии с окружающей средой

Профессиональная надежность и этика поведения водителей

 
Требования к безопасности конструкции и техническому состоянию транспортных средств. Эксплуатационные свойства автомобиля, их влияние на безопасность движения. Понятие о конструктивной безопасности автомобиля. Активная, пассивная, и экологическая безопасность автомобиля. Компоновочные (габаритные и весовые) параметры автомобиля. Силы, действующие на автомобиль при движении. Тяговая сила. Сила сопротивления воздуха. Сила сопротивления качению и подъему. Сила инерции. Максимальная скорость и ускорение. Время и путь обгона. Взаимодействие колеса автомобиля с дорожным покрытием. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния шин, дороги, погодных условий и режима движения автомобиля

Требования к безопасности конструкции и техническому состоянию транспортных средств

 
Техника пользования органами управления транспортного средства. Рабочее место водителя. Оборудование рабочего места. Основные органы управления и их расположение. Правильная посадка и выход водителя из транспортного средства. Положение водителя на рабочем месте. Регулировка сидения, ремней безопасности, зеркал заднего вида. Положение рук на рулевом колесе и ног на педалях; пуск, прогрев и остановка двигателя при различных температурах воздуха; осмотр и оценка дорожной обстановки перед троганием с места; пользование сигналами маневрирования. Последовательность действий транспортного средства с места, при его разгоне и торможении. Приемы переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, включение заднего хода Приемы управления рулевым колесом при маневрировании. Техника вращения рулевого колеса поочередно правой и левой рукой с перехватами. Работа на боковых секторах рулевого колеса. Техника управления одной рукой. Типичные ошибки при маневрировании. Приемы управления тормозной системой. Служебное и экстренное торможение. Прерывистое торможение. Действие водителя при отказе рабочей тормозной системы. Пользование стояночным тормозом

Техника пользования органами управления транспортного средства

 
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах. Понятие о динамическом габарите транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства. Прямолинейное движение транспортного средства и маневрирование в ограниченном пространстве. Трогание с места и выезд со стоянки. Проезд габаритных ворот. Поворот и разворот. Применение заднего хода при развороте. Движение задним ходом. Маневрирование при постановке транспортного средства на стоянку. Типичные ошибки при движении в ограниченном пространстве. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по нерегулируемому перекрестку. Приемы управления при переключении сигналов светофора. Пересечение пешеходных переходов. Управление транспортным средством в местах скопления пешеходов, оценка их поведения и меры предотвращения наезда. Управление транспортным средством в местах возможного появления детей и подростков (школы, детские площадки)

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах

 
Управление транспортным средством в транспортном потоке. Прямолинейное движение в транспортном потоке. Взаимодействие транспортного средства-лидера с другими транспортными средствами. Выбор безопасной дистанции и бокового интервала. Управление транспортным средством при объезде неподвижного препятствия. Особенности объезда стоянки маршрутных транспортных средств. Управление транспортным средством при встречном разъезде, при обгоне попутных транспортных средств. Правильный выбор скорости, дистанции и интервала

Управление транспортным средством в транспортном потоке

 
Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Управление транспортным средством при движении по городским и загородным дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Пользование световыми приборами и сигналами в темное время суток, во время дождя, при тумане и снегопаде, при преднамеренной и вынужденной остановках. Меры предотвращения ослепления водителем встречного транспортного средства

Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

 
Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях. Правила и приемы вождения по бездорожью, управление транспортным средством на полевых, лесных, колейных, щитовых дорогах, «зимниках», ледовых переправах. Правила и приемы преодоления канав, порогов, песчаных барханов, водных преград. Приемы управления транспортным средством при пониженном коэффициенте сцепления. Особенности движения по скользкой дороге, на поворотах, при трогании с места и торможении. Приемы управления при заносе. Опасность выезда на мокрую или заснеженную обочину

Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях

 
Управление транспортным средством в особых условиях. Управление транспортным средством на железнодорожных переездах. Особенности проезда охраняемых и неохраняемых переездов, мостов, путепроводов, транспортных развязок, тоннелей. Управление транспортным средством при буксировке неисправных транспортных средств. Приемы соединения транспортных средств с соблюдением правил безопасности

Управление транспортным средством в особых условиях

 
Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Понятие «дорожно-транспортное происшествие». Дорожно-транспортное происшествие - социальная проблема. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Статистика дорожно-транспортных происшествий. Анализ аварийности по месту совершения дорожно-транспортного происшествия. Распределение аварийности по сезонам года, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам. Особенности аварийности в городах, на загородных дорогах, в сельской местности

Дорожно-транспортные происшествия и их причины

 
Расчеты движения автомобиля и пешехода. Расчет движения автомобиля. Определение скорости, времени и пути движения автомобиля в процессе ДТП. Особенности расчета криволинейного движения автомобиля. Критические скорости движения автомобиля по условиям устойчивости и управляемости, видимости для водителя дороги в направлении движения. Расчет движения пешехода. Методы определения скорости пешехода. Следственный эксперимент по определению скорости пешехода. Статистический метод выбора скорости движения пешехода

Расчеты движения автомобиля и пешехода

 
Методики экспертного анализа ДТП. Классификация наездов на пешехода при неограниченной видимости и обзорности, при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием, при обзорности, ограниченной движущимся препятствием. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода. Наезд на пешехода при ограниченной видимости в темное время суток в свете фар. Техническая возможность предотвращения наезда на пешехода в условиях ограниченной видимости. Анализ маневра автомобиля. Криволинейное движение автомобиля. Экспертное исследование возникновения заноса и опрокидывания автомобиля. Анализ столкновения автомобилей. Классификация столкновений. Исходные данные, необходимые для исследования механизма столкновения автомобилей. Понятие о трасологическом анализе столкновения. Расчет параметров различных видов столкновения автомобилей. Автоматизация труда эксперта. Необходимость и возможность автоматизации экспертных исследований. Роль эксперта при автоматизированных расчетах

Методики экспертного анализа ДТП

 
Экспертное исследование транспортных средств. Методика экспертного анализа технического состояния транспортных средств. Цель, задачи и особенности экспертного исследования транспортных средств. Понятие о технико-диагностическом анализе транспортных средств. Установление технической неисправности, времени и причины ее возникновения. Определение возможности своевременного обнаружения неисправности. Связь обнаруженной неисправности с возникновением ДТП. Возможности предотвращения ДТП при наличии неисправности

Экспертное исследование транспортных средств

 
Ситуационный анализ дорожно-транспортных происшествий. Оценка действий участников ДТП на соответствие требованиям Правил дорожного движения, а также иных лиц, причастных к ДТП на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих требования к безопасности дорожного движения. Установление причинной связи между несоответствием действий участников ДТП и причастных к нему лиц требованиям нормативных документов и наступившими последствиями.

Ситуационный анализ дорожно-транспортных происшествий

 
Доврачебная помощь пострадавшим Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Особенности СЛР при электротравме и утоплении. Первая помощь при нарушении проходимости дыхательных путей. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота. Первая помощь при острых отравлениях. Первая помощь при термических и химических ожогах, ожоговом шоке. Первая помощь при отморожении и переохлаждении. Первая помощь при перегревании

Доврачебная помощь пострадавшим

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Основы законодательства в сфере дорожного движения
8
 
2
1
Основы теории движения автомобиля
8
 
3
1
Профессиональная надежность и этика поведения водителей
8
 
4
1
Требования к безопасности конструкции и техническому состоянию транспортных средств
8
 
5
1
Техника пользования органами управления транспортного средства
6
 
6
1
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах
6
 
7
1
Управление транспортным средством в транспортном потоке
6
 
8
1
Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости
6
 
9
1
Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях
6
 
10
1
Управление транспортным средством в особых условиях
6
 
11
1
Дорожно-транспортные происшествия и их причины
4
 
12
1
Расчеты движения автомобиля и пешехода
6
 
13
1
Методики экспертного анализа ДТП
6
 
14
1
Экспертное исследование транспортных средств
6
 
15
1
Ситуационный анализ дорожно-транспортных происшествий
6
 
16
1
Доврачебная помощь пострадавшим
6
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
устный опрос
УО
 
2
письменный опрос
ПО
 
3
тестирование
тест
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
 
ПК-2 
Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
ПК-2 Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Организация дорожного движения
x
x
Курсовой проект,Экзамен,Зачет
Основы безопасности дорожного движения
x
x
Экзамен,Зачет
Экологические проблемы на транспорте
x
Экзамен
Дорожно-транспортная экология
x
Экзамен
Эксплуатационная практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
ПК-2 Способен создавать условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Обосновывает влияние конструктивных особенностей автомобилей на безопасность дорожного движения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Способен учитывать дорожные условия при разработке мероприятий по повышению безопасности движения

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Описывает влияние психофизиологических особенностей участников дорожного движения на его безопасность

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.4 Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Демонстрирует знание принципов организации интеллектуальных транспортных систем

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
Форма промежуточной аттестации: зачет.
Шкала оценивания
Описание
Зачтено
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, применяет их в ситуациях повышенной сложности. При этом могут быть допущены незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации. 
Не зачтено
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренных учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется отсутствие знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Задания для проверки результатов обучения «знать».

1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения.

2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, общая характеристика.

3. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с человеком

4. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с транспортным средством.

5. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с дорогой.

6. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с внешней средой.

 
7. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий.

8. Понятие о дорожно-транспортном происшествии.

9. Основные виды дорожно-транспортных происшествий.

10. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности.

11. Конструктивная безопасность транспортных средств, общие сведения.

12. Активная безопасность транспортных средств.

13. Пассивная безопасность транспортных средств.

14. Послеаварийная безопасность транспортных средств.

15. Экологическая безопасность транспортных средств.

16. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации.

17. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения.

18. Обеспечение надежности водителей в автотранспортной организации.

19. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации.

20. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения.

21. Методы организации дорожного движения.

22. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения.

23. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

24. Основные направления деятельности по организации движения, статическая и динамическая составляющие.

25. Цели государственной политики в сфере регулирования транспорта.

26. Классификация аварий.

27. Причины аварий.

28. Способы предотвращения аварий и катастроф.

29. Опасности терактов и других насильственных действий на транспорте и способы их предотвращения.

30. Экологические опасности, возникающие при функционировании транспорте и способы их предотвращения.

31. Эпидемиологические и другие опасности, вызванные транспортом и способы их предотвращения.

32. Схема управления системой ВАДС.

33. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: закон «О безопасности дорожного движения»

34. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: Правила дорожного движения, государственные стандарты, строительные нормы и правила, отраслевые директивные, инструктивные и методические материалы.

35. Инженерная деятельность по организации ДД.

36. Интенсивность движения транспортного потока.

37. Состав транспортного потока.

38. Скорость и темп движения транспортного потока.

39. Исследование характеристик дорожного движения.

40. Исследование дорожных условий на стационарных постах и с помощью подвижных средств.

41. Классификация ДТП.

42. Механизмы и причины возникновения ДТП.

43. Учет дорожно-транспортных происшествий.

44. Количественный метод анализа ДТП.

45. Качественный метод анализа ДТП.

46. Топографический метод анализа ДТП.

47. Динамический габарит и коэффициент приведения транспортных средств.

48. Временная и пространственная неравномерность.

49. Плотность транспортного потока.

50. Безопасность дороги.

Для проверки результатов обучения «уметь», «владеть»:

 
1. Дать правовую оценку жестам квалификацию регулировщика дорожного движения;

2. Регламентировать, согласно ПДД РФ, требования обгона и опережения транспортного средства;

3.  Дать классификацию статей диспозиции главы 12 ПДД РФ;

4.  Владеть требованиями Федерального закона № 196-ФЗ;

5. Теоретическое владение по управлению транспортным средством в экстремальных условиях

6. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при неограниченной видимости и обзорности

7. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием

8. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при обзорности, ограниченной движущимся препятствием

9. Владеть методикой экспертного исследования наезда на пешехода при ограниченной видимости.

10. Владеть методикой анализа наезда на неподвижное препятствие.

11. Владеть методикой анализа столкновения автомобилей

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Материалы для проведения устного / письменного опроса

1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения.

2. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, общая характеристика.

3. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с человеком

4. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с транспортным средством.

5. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с дорогой.

6. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, связанные с внешней средой.

7. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий.

8. Понятие о дорожно-транспортном происшествии.

9. Основные виды дорожно-транспортных происшествий.

10. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности.

11. Конструктивная безопасность транспортных средств, общие сведения.

12. Активная безопасность транспортных средств.

13. Пассивная безопасность транспортных средств.

14. Послеаварийная безопасность транспортных средств.

15. Экологическая безопасность транспортных средств.

16. Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации.

17. Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения.

18. Обеспечение надежности водителей в автотранспортной организации.

19. Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации.

20. Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движения.

21. Методы организации дорожного движения.

22. Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения.

23. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

24. Основные направления деятельности по организации движения, статическая и

 
динамическая составляющие.

25. Цели государственной политики в сфере регулирования транспорта.

26. Классификация аварий.

27. Причины аварий.

28. Способы предотвращения аварий и катастроф.

29. Опасности терактов и других насильственных действий на транспорте и способы их предотвращения.

30. Экологические опасности, возникающие при функционировании транспорте и способы их предотвращения.

31. Эпидемиологические и другие опасности, вызванные транспортом и способы их предотвращения.

32. Схема управления системой ВАДС.

33. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: закон «О безопасности дорожного движения»

34. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение БДД: Правила дорожного движения, государственные стандарты, строительные нормы и правила, отраслевые директивные, инструктивные и методические материалы.

35. Инженерная деятельность по организации ДД.

36. Интенсивность движения транспортного потока.

37. Состав транспортного потока.

38. Скорость и темп движения транспортного потока.

39. Исследование характеристик дорожного движения.

40. Исследование дорожных условий на стационарных постах и с помощью подвижных средств.

41. Классификация ДТП.

42. Механизмы и причины возникновения ДТП.

43. Учет дорожно-транспортных происшествий.

44. Количественный метод анализа ДТП.

45. Качественный метод анализа ДТП.

46. Топографический метод анализа ДТП.

47. Динамический габарит и коэффициент приведения транспортных средств.

48. Временная и пространственная неравномерность.

49. Плотность транспортного потока.

50. Безопасность дороги.

6.1.2 Материалы для проведения тестирования.

1. В снаряженном состоянии стояночной тормозной системой на уклоне не менее 31% должны удерживаться

- Автобусы.

- Грузовые автомобили и автопоезда.

- Легковые автомобили, их модификации для перевозки грузов.

- Мотоциклы.

2. Государственный технический осмотр транспортных средств проводится  

- По прописке владельца.

- По прописке водителя, который управляет по генеральной доверенности.

- По месту регистрации транспорта.

- В любой станции государственного технического осмотра.

3 Дороге I категории соответствует покрытие

- Асфальто- или цементобетонное.

- Битумоминеральные смеси.

- Булыжное или гравииное.

- Грунтовое

4. Длина, высота и ширина транспортного средства должны быть соответственно не более

- 22 м; 3,5 м; 2,7 м.

- 24 м; 3,8 м; 2,5 м.

- 20 м; 4 м; 2,55 м.

 
- 25 м; 3,9 м; 2,8 м.

5. Двигаться по колее на грунтовой дороге следует:

-. Изменяя скорость и передачу в зависимости от состояния дороги.

- С постоянной скоростью на заранее выбранной пониженной передаче, которая исключила бы остановку автомобиля.

- С постоянной скоростью на заранее выбранной передаче и на минимальных оборотах.

- Остановиться, выбрать нижнюю передачу и трогаться с места.

6. Для прекращения начавшегося заноса при торможении необходимо

- Резко снизить подачу топлива в цилиндры двигателя, повернуть рулевое колесо в сторону заноса.

- Выключить сцепление, нажать до упора на тормозную педаль.

- Прекратить начатое торможение.

- Выключить сцепление и продолжить торможение рабочим тормозом совместно со стояночным.

7. Движение транспортного средства задним ходом запрещено:

- На автомагистралях.

- На перекрестках.

- На пешеходных переходах.

- В местах расположения остановочных пунктов.

- Во всех перечисленных местах.

8. Дорожные покрытия в соответствии с возрастанием величины коэффициента сцепления:

- Цементобетонное, асфальтобетонное, щебеночное.

- Грунтовое, щебеночное, асфальтобетонное.

- Щебеночное, грунтовое, цементобетонное.

- Щебеночное, асфальтобетонное, грунтовое.

9. Для весеннего льда нормы его толщины должны увеличиваться в  

- 0,5-1 раз.

- 1-1,5 раза.

- 1,5-2 раза.

10. Движение без пробуксовки колес автомобиля обеспечивается, если

- Сила тяги больше силы сцепления.

- Сила тяги меньше силы сцепления.

- Сила тяги в два раза больше силы сцепления.

- Сила тяги не зависит от силы сцепления.

11. Если во время движения по сухой асфальтобетонной дороге начал моросить мелкий дождь, водитель должен

- Уменьшить скорость и быть особенно осторожным.

- Не изменяя скорости, продолжить движение.

- Увеличить скорость и попытаться проехать как можно большее расстояние, пока не начался сильный дождь.

- Остановиться на обочине, пока не пройдет дождь.

12. Занос автомобиля при движении на скользкой дороге предупреждает

- Движение с минимальной скоростью, обеспечивающее безопасность.

- Очень плавный поворот рулевого колеса при поворотах или съездах с проезжей части дороги.

- Движение на поворотах и закруглениях дороги без торможения.

- Заблаговременное снижение скорости до минимума перед остановкой автомобиля с последующим притормаживанием рабочего тормоза.

- Все перечисленные приемы.

13. Какой юридический документ выдается предпринимателю, и дает право ему заниматься перевозочной, транспортно-экспедиционной деятельностью и т.п., при соблюдении установленных требований?

- Сертификат.

- Лицензия.

- Генеральная доверенность.

- Водительское удостоверение.

 
14. Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом?

- Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.

- Увеличивается.

- Не изменяется.

- От прицепа не зависит.

15. К заносу автомобиля при движении по обледенелой дороге приводят

- Резкое торможение.

- Резкое увеличение подачи топлива для изменения частоты вращения коленчатого вала.

- Резкое включение сцепления после переключения передач.

- Быстрое выполнение поворота.

- Все перечисленные действия.

16. Коэффициент сопротивления качению  в основном зависит от

- Конструкции шины и давления в ней.

- Типа и состояния протектора.

- Качества и состояния дорожного покрытия

- Скорости движения.

- Все перечисленные варианты кроме типа и состояния протектора шины.

17. Какой вид инструктажа не является для водительского состава

- Вводный

- Предрейсовый

- Периодический

- Очередной

- Сезонный

- Специальный.

18. К уменьшению центробежной силы, возникающей на повороте приведет

- Увеличение скорости движения.

- Уменьшение скорости движения.

- Уменьшение радиуса поворота.

- Нажатие на педаль газа.

19. Когда автомобиля устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, между зданием и задним бортом кузова автомобиля должен соблюдаться интервал не менее

- 0,5 м.

- 1 м.

- 1,5 м.

- 2 м.

- 2,5 м

20. Контроль за выполнением требований по обеспечению БДД осуществляется

- Местными органами управления.

- Органами государственного контроля и надзора.

- ГИБДД.

-  Комиссией, формируемой АТП.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Ковалев В.П. Обеспечение безопасности дорожного движения: практическое пособие. - М.: Изд-во "Альфа-Пресс", 2011. - 320с. 2. Горев, А. Э. Информационные технологии на транспорте:   учебник   для    бакалавриата  / А. Э.Горев. - Издательство Юрайт, 2016. – 271с. 3  Чванов В.В. Методы оценки и повышения безопасности дорожного движения с учетом условий работы водителя / В.В. Чванов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416с. б) дополнительная: 1. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: Учебное пособие / В.А. Стуканов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). - Режим доступа: - Режим доступа:       http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=417946 2. Анопченко, В. Г. Практикум по теории движения автомобиля[Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Г. Анопченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2013. – 116 с. - ISBN 978-5-7638-2494-0 - Режим доступа: - Режим доступа:       http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508078 3. Безопасность дорожного движения:Учебное пособие/Беженцев А.А. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с. - Режим доступа:     http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514414. 4. Сергеев С.Ф. Инженерная психология и эргономика: Учебное пособие. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 176 с. 5. Петелин, Ю.Ю. Комплексные экспертные исследования дорожно-транспортных происшествий: монография / Ю.Ю. Петелин, Е.Н. Миронец, С.А. Осокин, Е.В. Миронов. - Чебоксары: Волжский филиал МАДИ, 2012. - 232с. 6. Осокин, С.А. Практикум «Расследование и экспертиза ДТП»: учебное пособие/ С.А. Осокин, А.Г. Моргалева.  – Чебоксары: ВФ МАДИ, 2012. – 212 с.
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. Электронно-библиотечная система ЛАНЬ 
 
2. Электронно-библиотечная система Znanium.com 
 
3. Электронно-библиотечная система biblioclub.ru 
 
4. Электронно-библиотечная система Book.ru
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
303
Учебная мебель: учебная доска, стол ученический (8 шт), стол компьютерный (7 шт), стол 1 тумбовый, стулья -24 шт.

Оборудование: компьютер -7 шт., проектор, стенд «Учебное пособие со светом», экран настенный,

 
3
434
Учебная мебель: стол – 8 шт., стулья- 17 шт.,  стол однотумбовый – 1 шт., доска аудиторная.

(16 посадочных места).

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.

 
Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся

 
плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Информатика и технологии транспортных процессов. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
доцент ЭиТТП, к.п.н. Петрова АВ
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .