ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Зачет.
Формы текущего контроля успеваемости: устный опрос;письменный опрос .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Результаты обучения, достигнутые по итогам освоения данной дисциплины (модуля) являются необходимым условием для успешного обучения по следующим дисциплинам (модулям), практикам:
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 10 зачетных единиц (З.Е.).
Введение. Предмет и задачи логистики
Логистика закупок
Транспортная логистика
Управление запасами
Логистика складирования
Производственная логистика
Распределительная логистика
Логистика сервиса
Информационная логистика
Управление логистическими затратами
Экономический анализ логистических процессов
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Способен обосновывать технические решения задач профессиональной деятельности
Способен обосновывать технические решения задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Способен обосновывать технические решения задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Способен обосновывать технические решения задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает эффективные и безопасные технические средства и технологии при решении задач профессиональной деятельности
Выбирает эффективные и безопасные технические средства и технологии при решении задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает эффективные и безопасные технические средства и технологии при решении задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает эффективные и безопасные технические средства и технологии при решении задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Выбирает программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности
Выбирает программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Выбирает программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Выбирает программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Задания для проверки результатов обучения «знать».
1. Процесс формирования региональных логистических систем
2. Дайте определение транспортной характеристики груза и определите, при
каких условиях груз считается находящимся в транспортабельном состоянии.
3. Основные задачи, решаемые логистическими посредниками (ЗЛС) в
региональных ЛС
4. Роль информации в логистике
5. Экономический эффект от внедрения региональных логистических систем
7. Комплексные факторы региональных логистических систем
8. Что такое штриховой код?
9. Транспортно-экспедиционная деятельность
10. Особенности системного подхода при формировании региональных ЛС
11. Этапы синтеза региональных ЛС
12. Напишите формулу, по которой рассчитывается чистая грузоподъемность
13. Основные этапы применения системного подхода при синтезе
региональных ЛС
14. Объясните, почему развитию логистики способствовал переход от рынка
продавца к рынку покупателей.
15. Информационная поддержка региональной транспортно- логистической
системы
16. Расскажите, что обозначают различные элементы штрихового кода EAN-13
и в каких случаях он применяется.
17. Мультимодальные перевозки
18. Дайте классификацию контейнерам в зависимости от их конструкции,
номенклатуры, перевозимых в них грузов и в зависимости от их массы брутто.
19. Интермодальные перевозки
20. Назовите преимущества перевозки грузов в контейнерах.
21. Функции транспортного логистического центра
22. Какие преимущества предоставляет использование на производстве, в
складском хозяйстве и торговле технологии автоматизированной идентификации
штриховых кодов?
23. Функции региональных хабов.
24. Расскажите, в чем суть системы «Точно в срок».
25. Какие преимущества предоставляет использование на производстве, в
складском хозяйстве и торговле технологии автоматизированной идентификации
штриховых кодов?
26. Дайте определение контейнеру и контрейлеру.
27. Дайте классификацию контейнерам в зависимости от их конструкции,
номенклатуры, перевозимых в них грузов и в зависимости от их массы брутто.
28. Роль информации в логистике
29. Технические показатели, характеризующие контейнеры.
30. Объясните, почему развитию логистики способствовал переход от рынка
продавца к рынку покупателей.
31. Дайте определение поддона и назовите, для каких грузов эффективно
применение контейнеров и для каких грузов эффективно применение поддонов.
32. Определите, что такое логистическая цепь.
33. Определите, что такое маркировка груза и какую информацию содержат
товарная, транспортная, отправительская и специальная (предупредительная)
маркировки.
34. Назовите факторы, способствовавшие развитию логистики.
35. Дайте определение транспортным тарифам и разъясните, какие элементы
они включают в себя.
36. Развитие логистики и роль в этом технического прогресса в средствах связи
и информатики.
37. Объясните, что такое «безбумажная» технология при транспортировке
груза.
38. Назовите цель логистики и условия, при которых цель логистики считается
достигнутой.
39. Меры, предпринятые Европейским сообществом для облегчения движения
товаропотоков между странами.
40. Дайте определение термина «логистика».
41. Дайте определение микро- и макрологистике.
42. Методы определения центра тяжести грузопотоков. Решение вопроса о
43. Дайте определение логистическому потоку, перечислите характеризующие
его параметры.
44. Алгоритм выбора логистического посредника
45. Назовите функциональные области логистики.
46. Определение грузооборота безразличия
47. Назовите ключевые проблемы логистики, которыми занимаются
транспортные структуры в частном секторе экономики.
48. Алгоритм выбора перевозчика.
49. Определение точки безубыточности транспортной работы.
50. Задачи транспортной логистики.
Задания для проверки результатов обучения «уметь».
1. Что такое логистика?
А. Искусство перевозки.
Б. Искусство и наука управления материалопотоком.
В. Предпринимательская деятельность.
Г. Бизнес.
Д. Планирование и контроль материалопотока.
2. Какие функциональные области входят в логистическую структуру?
А. Запасы и транспортировка продукции.
Б. Складирование и складская обработка.
В. Верные ответы: “А”, “Б”, “Г”.
Г. Информация, кадры, обслуживающее производство.
Д. Маркетинг.
3. В чем выражается основная цель логистики?
А. В сокращении издержек.
Б. В перевозке продукции.
В. В хранении запасов.
Г. В учете и обработке заказа.
Д. В доставке продукции «точно в срок».
4. В чем выражается задача управления логистикой?
A. В обеспечении механизма разработки задач и стратегий в об¬ласти
продвижения продукции.
Б. В разработке транспортного обслуживания потребителей.
B. В определении оптимального размера заказа.
Г. В управлении запасами.
Д. В сокращении издержек.
5. Для чего служат запасы в логистической системе?
A. Для ослабления зависимости между поставщиком, производителем и потребителем.
Б. Для удовлетворения спроса.
B. Для равномерности работы транспорта.
Г. Для изготовления продукции.
Д. Для эффективной работы логистической системы.
6. Какие факторы оказывают влияние на логистическую систему?
A. Научно-технический прогресс.
Б. Структурные изменения в транспорте.
B. Цены на топливо и другие материальные ресурсы.
Г. Инфраструктура логистической системы.
Д. Все ответы верны.
7. Какой показатель является основой для анализа системы логистики?
A. Предельные издержки.
Б. Общие издержки.
B. Постоянные издержки.
Г. Переменные издержки.
Д. Предельные и постоянные издержки.
A. Маркетингом.
Б. Производством.
B. Менеджментом.
Г. Ответы верны: «А», «Б», «В», «Д».
Д. Складским хозяйством.
9. Что такое распределение?
A. Вид деятельности, куда входят реклама, реализация продук¬ции,
транспортировка и оказание услуг покупателю.
Б. Оказание услуг.
B. Маркетинговые исследования.
Г. Распределение продукции.
10. Что такое физическое распределение?
A. Распределение различных видов продукции.
Б. Оказание услуг потребителю.
B. Доставка продукции от продавца к потребителю.
Г. Доставка сырья и материалов.
11. Цель логистики:
A. Создать материальный запас.
Б. Организовать складское хозяйство.
B. Доставить продукцию в заданное время, в нужном количестве и с заданным уровнем издержек.
Г. Обеспечить информацию.
Д. Определить оптимальную величину запасов.
12. Что должно учитываться при формировании стратегии логистики?
A. Политика фирмы в области продаж и инвестиций.
Б. Кадровая и технологическая политика.
B. Транспортная и сбытовая политика.
Г. Верны ответы «А» и «Б».
13. В чем суть логистической стратегии в области продвижения продукции?
A. Спрогнозировать материалопоток.
Б. Организовать свободное распределение и обмен продукции при определенной цене на товары и услуги.
B. Осуществить продвижение продукции от поставщиков к потребителям.
Г. Определить необходимый объем продукции для бесперебой¬ной работы предприятия.
14. Какие существуют каналы распределения?
A. Оптовые посредники.
Б. Сбытовая организация промышленных компаний.
B. Агенты и брокеры.
Г. Розничная торговля.
Д. Ответы верны: «А», «Б», «В», «Г».
15. Основные измерители материалопотока:
A. Транспортная масса.
Б. Транспортный путь.
B. Транспортное время.
Г. Товарооборот.
Д. Ответы: «А», «Б», «В».
16. Какие существуют материалопотоки по отношению к логистиче¬ской системе?
A. Внешний и внутренний.
Б. Входной и выходной.
B. Международные и междугородние.
Г. Внутригородские.
Д. Ответы: «А», «Б».
17. Что произойдет со спросом на материалопоток, если увеличится доход потребителя?
A. Рост цен и сокращение материалопотока.
Б. Рост материалопотока и сокращение цены.
Г. Рост цен.
Д. Рост материалопотока.
18. Что произойдет с предложением, если увеличится цена на топливо?
A. Рост цены и сокращение материалопотока.
Б. Рост цены.
B. Рост материалопотока и сокращение цены.
Г. Рост материалопотока.
Д. Рост цен и материалопотока.
19. Какие основные показатели имеет транспорт?
A. Объем груза (м 3)
Б. Объем перевозок (Т)
B. Тран (Т• кмV2)
Г. Грузооборот (Т • км)
Д. Ответы: «Б», «Г».
20. Что такое материально-техническая база транспорта?
A. Транспортные средства.
Б. Совокупность транспортных средств и путей сообщений, а также других технических устройств и сооружений.
B. Пути сообщения.
Г. Вагоны, автомобили, суда.
21. Поставщик представил и отгрузил 30 т груза, грузоподъемность вагона равна 60 т. В каком ответе правильно отражен коэффици¬ент использования грузоподъемности вагона?
А. 0,45.
Б. 0,61.
В. 0,50.
Г. 0,54.
22. В каком ответе дается правильное и полное определение груза?
A. Груз — это материальные ресурсы.
Б. Груз — это сырье и продукт производства, принятый транспортом к перевозке.
B. Груз — это станки, оборудование и т.д.
Г. Ответы: «А», «В».
23. Какие виды грузовых сообщений используются на железнодорож¬ном транспорте?
A. Прямое и местное.
Б. Прямое смешанное.
B. Прямое международное.
Г. Ответы: «А», «Б».
Д. Ответа: «А», «Б», «В».
24. Какие существуют отправки в зависимости от количества груза, принятого по одной накладной?
A. Мелкая и малотоннажная.
Б. Групповая.
B. Повагонная.
Г. Маршрутная.
Д. Ответы <А», «Б», «В», «Г».
25. Какие существуют виды сообщений на морском транспорте?
A. Междупортовое сообщение.
Б. Прямое водное.
B. Смешанное сообщение.
Г. Ответы: «А», «Б».
Д. Ответы: «А», «Б», «В».
26. Какие существуют виды плавания на морском транспорте?
A. Малый и большой каботаж.
Б. Внутреннее водное плавание.
B. Заграничное плавание.
Г. Ответы: «А», «В».
27. Что такое ездка автомобиля?
A. Движение автомобиля.
Б. Движение автомобиля в пункт погрузки.
B. Движение автомобиля к потребителю.
Г. Транспортная работа.
Д. Законченный цикл транспортной работы.
28. Из каких элементов состоит время одной ездки?
A. Времени на погрузку груза.
Б. Времени на разгрузку груза.
B. Времени движения с грузом.
Г. Времени движения без груза.
Д. Сумма времени пунктов «А», «Б», «В», «Г».
29. Известно, что фактический объем перевезенного груза равен 4 т, а грузоподъемность автомобиля составляет 5 т. В каком ответе правильно указан статический коэффициент использования грузо¬подъемности?
А. 0,8.
Б. 0,7.
В. 0,5.
Г. 0,54.
Д. 0,62
30. Грузоподъемность автомобиля равна 5 т, количество ездок совер¬шенных автомобилем = 6; коэффициент использования грузоподъ¬емности — 1,0. В каком ответе сделан правильный расчет произ¬водительности автомобиля?
А. 30.
Б. 32.
В. 36.
Г. 42.
Задания для проверки результатов обучения «владеть».
Задача 1. «Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках»
Московская компания получила предложение на регулярную поставку яиц для
выращивания бройлеров от голландской фирмы. Выращивать бройлеров должно
производиться на подмосковной птицефабрике в поселке Петелино (40 км от
кольцевой дороги по Минскому направлению), Голландская фирма предложила базис
поставки СРТ Москва, оставив открытым вопрос страхования грузов. Важным
условием контрактов на поставку яиц для выращивания бройлеров является их
срочная инспекция по качеству, так как впоследствии это отразится на выращивании
бройлеров и получении куриного мяса в планируемых объема. По предложению
голландской компании она берется доставить яйца в Москву автотранспортом.
Причем в автофургоне будут находиться не только партия яиц, но и груз других получателей. Организация доставки товара до Петелино после растамаживания в Москве должна осуществиться за счет получателя. Контракт был заключен и трейлер с товаром прибыл в Москву. По прибытии трейлера с грузом выяснилось, что вместе грузом яиц в
автотранспортном средстве прибыли апельсины для другой фирмы.
Таможенник, мотивируя тем, что представитель «апельсиновой компании»
отсутствует, отказался вскрывать трейлер, никак не реагируя на то, что для груза яиц
инспекция по качеству необходима самым срочным образом. Телефонные звонки на
«апельсиновую компанию» никакого впечатления не произвели. Сотрудник,
занимающийся растамаживанием грузов, отсутствовал. Остальным данный вопрос
был безразличен.
Задание: Исходя из данной ситуации, требуется:
• предложить другой базис поставки и обосновать его;
• дать свои предложения по страхованию груза;
• определить место и порядок приемки по качеству;
• дать свои предложения по транспортировке груза до места назначения в
поселок Петелино.
Торговая компания подмосковного города Электросталь закупила партии
куриных окорочков в США. По контракту американская фирма обязалась поставить
товар на базисе «СИФ Петербург» по согласованной цене. После того как контракт
был заключен, выяснилось, что российская компания не учла того, что в цену товара
должна быть заложена стоимость его доставки от Петербурга до Электростали.
Расчеты показали, что окорочка в Электростали могут продаваться по приемлемым по
сравнению с конкурентами (например, окорочками Союзконтракта) ценам только в том случае, если стоимость их доставки по территории России от Балтийского порта
до Электростали составляет 4-6 центов за 1 кг. Проработка тарифов Октябрьской
железной дороги и автомобильных перевозчиков, действующих на данном
направлении, показала, что нужного уровня цены доставки достичь не удается. В то
же время, Американская компания согласилась при сохранении базиса поставки и
согласованной контрактной цены направить партию товара не в Петербург, а в какой-
либо другой порт Балтики района Финского залива и восточного ренжда.
Задание: Исходя из данной ситуации, требуется определить другие возможные
географические пути доставки партии куриных окорочков в Электросталь и варианты
использования на этих маршрутах различных видов транспорта. Какие транспортные
тарифы следует проработать, чтобы точно подсчитать стоимость доставки товара?
Задача 3. «Роль и место логистики в среде бизнеса»
Президент американской компании «Маклин Инк.» выдвинул идею того, что
логистические операции, организуемые и осуществляемые Департаментом логистики,
должны быть включены в список приоритетных и носящих стратегический характер
для развития компании. Доклад о стратегических целях компании в области логистики
был поручен начальнику Департамента.
Одновременно, сам президент выдвинул следующие приоритетные
направления деятельности компании в целом:
• усилить роль маркетинга и укрепить конкурентные преимущества компании;
• усилить специализацию направлений деятельности, однако сохранить при
этом общий корпоративный стиль работы.
Департамент стратегического планирования также выдвинул свои предложения
по совершенствованию работы компании. В частности, им было предложено:
• установить финансовую независимость для всех 17 подразделений компании;
• провести децентрализацию маркетинговых операций между подразделениями;
• создать должность вице-президента по логистике.
Компания «Маклин» производит высокотехнологическое оборудование от полупроводников до силовых установок. Причем, оборудование производится серийно и по специальным заказам. Компания обладает 20 заводами по всему земному
шару и использует 40 собственных и арендованных складов.
Начальник Департамента логистики должен выступить с докладом и объяснить,
как он видит связь между своим отделом и другими подразделениями: маркетинга,
производственным, финансовым.
Он также должен объяснить, как логистика вносит свой вклад в добавленную
стоимость продукта, создаваемой компанией. .
Задание: представьте проект основных тезисов доклада начальника Департамента логистики.
Задача 4. «Материальные потоки в логистике»
Вице-президент по логистике компании «Но-Телл Компьютер партс»,
крупнейшего производителя частей для микрокомпьютеров, делал презентацию в Нью-
Йорке для группы потенциальных инвесторов. Его попросили описать свою компанию
в целом, а также роль департамента логистики в реализации конкурентных
преимуществ компании на рынке.
Производя части микрокомпьютеров, отметил вице-президент, компания действует в рамках растущего сегмента рынка производства компьютеров. Потребителями продукции компании являются компании, производящие компьютеры. Основанная в 1966 году, компания в настоящее время имеет 25 тыс. служащих и ежегодно реализует продукцию на сумму 5 млрд. долларов. «Но-
Компания осуществляет закупки полуфабрикатов и продажу своей продукции
по всему земному шару. Чтобы выделиться среди конкурентов, компания собирается
осуществлять поставки по принципу срочного исполнения любого заказа, дешевой и
сохранной доставки товаров клиентуре.
Вице-президент подчеркнул, что компания собирается перейти на метод
доставки, организуемый по установленным логистическим системам. Подобное
сообщение вызвало большой интерес у потенциальных инвесторов.
Задание: Представьте себя на месте вице-президента и объясните работу логистической системы, которую организовала компания на основании отношений партнерства с компаниями-посредниками («отношения по цепочке поставки»).
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Материалы устного и/или письменного опроса
1. Уровни развития логистики
2. Определение, задачи и функции логистики
3. Факторы развития логистики
4. Основные требования логистики
5. Эволюция концептуальных подходов к логистике
6. Тенденции развития логистики
7. Логистические системы и принципы их построения
8. Потоки в логистических системах
9. Логистические операции и их виды
10. Принципы логистики
11. Информационные системы в логистике
12. Виды информационных логистических систем и принципы их построения
13. Инфраструктурные системы, обеспечивающие движение информационных логистических потоков
14. Совершенствование управления информационными логистическими потоками
15. Сущность, цели и задачи закупочной логистики
16. Механизм функционирования закупочной логистики
17. Планирование закупок. Служба закупок на предприятии
18. Задача “сделать или купить” в закупочной логистике
19. Выбор поставщика
20. Стратегия управления запасами JIT и организация закупок
21. Правовые основы закупок
22. Понятие производственной логистики
23. Требования к организации и управлению материальными потоками
24. Законы организации производственных процессов
25. Логистическая система управления производством
26. Основные логистические концепции организации производства
27. Теоретические основы распределения в логистике
28. Распределительная логистика и ее задачи
29. Логистика и маркетинг
30. Каналы распределения товаров
31. Правила распределительной логистики
33. Построение системы распределения
34. Назначение и виды запасов.
35. Общая характеристика и параметры систем контроля состояния запасов.
36. Определение размеров запасов. Нормирование запасов.
37. Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики.
38. Основные функции и задачи складов в логистических системах
39. Логистический процесс на складе
40. Требования к складским процессам
41. Система складирования как основа рентабельности работы склада
42. Развитие и размещение складов
43. Принятие решений в складской логистике
44. Проблемы эффективного функционирования склада
45. Сущность и задачи транспортной логистики. Классификация транспортных перевозок.
46. Выбор транспортного средства и перевозчика.
47. Составление маршрутов движения транспорта.
48. Организация транспортировки в комплексе логистических процедур. Влияние логистики на транспорт.
49. Транспортные тарифы и правила их применения.
50. Политика транспортных предприятий и перспективы развития транспортной логистики.
51. Понятие логистического сервиса. Принципы и задачи логистического сервиса.
52. Формирование системы логистического сервиса
53. Классификация видов сервисного обслуживания и критерии их оценки
54. Основные функции управления
55. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками
56. Контроллинг в логистических системах
57. Логистическая стратегия ценообразования.
58. Влияние цен на организацию материальных потоков.
59. Индивидуальное определение цен.
60. Ценообразование при различных типах и уровнях конкуренции.
61. Принципы построения системы мониторинга цепей поставок.
62. Организационно - функциональная структура логистической системы мониторинга.
63. Оценка экономической эффективности системы мониторинга цепей поставок.
64. Концепция логистического аутсорсинга
65. Дилемма «делать или покупать» в логистике
66. Тенденции в логистике и логистическом аутсорсинге
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.