2024-2025_z23_03_01ОП_2022_ФЗО_plx_Дорожно-транспортная экология_Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
 
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

Рабочая программа дисциплины (модуля)
Б1.В.ДВ.02.02 Дорожно-транспортная экология
23.03.01 Технология транспортных процессов
Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
бакалавр
заочная
Волжский филиал
Направление подготовки/специальности
Направленность (профиль, специализация) образовательной программы
Квалификация
Форма обучения
 
Чебоксары, 2022
 
1. АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
ПК-2.1 Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию
 
ПК-2.2 Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат
 
ПК-2.3 Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов
ПК-2 
Способен к разработке транспортных схем, методов доставки и оптимизации транспортных потоков
 
Трудоёмкость дисциплины (модуля): 5 З.Е.

Форма промежуточной аттестации: Экзамен.

Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Проверка практического задания .

Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):

 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия, термины и определения.
 
1.1
Основные понятия, термины и определения.
0,5
0
0,5
18
19
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Оценка экологического воздействия шума в зоне влияния автомобильных дорог. 
 
2.1
Оценка экологического воздействия шума в зоне влияния автомобильных дорог. 
0,5
0
0,5
22
23
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Нормирование экологических параметров транспортных средств
 
3.1
Нормирование экологических параметров транспортных средств
0,5
0
2
26
28,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Экологическое состояние автомобильных дорог.
 
4.1
Экологическое состояние автомобильных дорог.
1
0
0,5
26
27,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Загрязнение придорожной территории в зимний период
 
5.1
Загрязнение придорожной территории в зимний период
0,5
0
0
25
25,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
6
Отходы автотранспорта и автотранспортных предприятий
 
6.1
Отходы автотранспорта и автотранспортных предприятий
0,5
0
0
25
25,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
7
Мероприятия по снижению воздействия автотранспорта и дорожной сети на окружающую среду
 
7.1
Мероприятия по снижению воздействия автотранспорта и дорожной сети на окружающую среду
0,5
0
0,5
20,5
21,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
8
Контроль
 
8.1
Контроль
0
0
0
0
9,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
4
0
4
162,5
180
 
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся компетенций в соответствии с требованиями ФГОС и образовательной программы.

Задачами освоения дисциплины являются:

- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;

- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.

 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения данной дисциплины (модуля) у обучающихся формируются следующие компетенции и должны быть достигнуты следующие результаты обучения как этап формирования соответствующих компетенций:
 
Наименование индуктора достижения компетенции 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
ПК-2.1 Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию
 
ПК-2.2 Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат
ПК-2 
Способен к разработке транспортных схем, методов доставки и оптимизации транспортных потоков
 
ПК-2.3 Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов
ПК-2 
Способен к разработке транспортных схем, методов доставки и оптимизации транспортных потоков
 
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
5.1. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы.

Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (З.Е.).

 
 
Вид учебной работы 
Трудоемкость дисциплины, академ. часов:
Семестры (кол-во недель в семестре)
 
 
 
 
 
 
Курс 5 
 
 
 
 
 
 
Учебная работа (без контроля), всего:
8
4
4
180
10
162,5
в том числе:
Лекционные занятия (Лек)
4
2
4
4
Практические занятия (Пр)
4
4
2
4
4
Контактная работа при промежуточной аттестации (в сессию) (КА)
1,5
1,5
1,5
Контактная работа в семестре (КС)
0,5
0,5
0,5
Другие виды самостоятельной работы
162,5
162,5
Контактная работа
Контроль, всего:
7,5
7,5
Форма промежуточной аттестации 
Эк
Общая трудоемкость, ч.
180
180
Общая трудоемкость, З.Е.
5
5
 
5.2. Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля).
 
№ п/п
Наименование раздела
Л
ЛР
ПЗ
СР
 
 
 
 
 
1
Основные понятия, термины и определения.
 
1.1
Основные понятия, термины и определения.
0,5
0
0,5
18
19
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
2
Оценка экологического воздействия шума в зоне влияния автомобильных дорог. 
 
2.1
Оценка экологического воздействия шума в зоне влияния автомобильных дорог. 
0,5
0
0,5
22
23
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
3
Нормирование экологических параметров транспортных средств
 
3.1
Нормирование экологических параметров транспортных средств
0,5
0
2
26
28,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
4
Экологическое состояние автомобильных дорог.
 
4.1
Экологическое состояние автомобильных дорог.
1
0
0,5
26
27,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
5
Загрязнение придорожной территории в зимний период
 
5.1
Загрязнение придорожной территории в зимний период
0,5
0
0
25
25,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
6
Отходы автотранспорта и автотранспортных предприятий
 
6.1
Отходы автотранспорта и автотранспортных предприятий
0,5
0
0
25
25,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
7
Мероприятия по снижению воздействия автотранспорта и дорожной сети на окружающую среду
 
7.1
Мероприятия по снижению воздействия автотранспорта и дорожной сети на окружающую среду
0,5
0
0,5
20,5
21,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
8
Контроль
 
8.1
Контроль
0
0
0
0
9,5
УК-8.1, УК-8.2, УК-8.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
 
Всего часов:
4
0
4
162,5
180
 
5.3. Содержание дисциплины.
 
Основные понятия, термины и определения.

Характеристика транспортно- дорожного комплекса. Жизненный цикл. Основные виды. Основные виды негативного воздействия транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду в процессе реализации его жизненного цикла.

 
Оценка экологического воздействия шума в зоне влияния автомобильных дорог.

Влияние транспортных, дорожных, природно-климатических, защитных факторов на общий уровень транспортного шума селитебной территории, прилегающей к автомобильной дороге. Мероприятия по снижению уровня шума.

 
Нормирование экологических параметров транспортных средств

Технические нормативы выбросов загрязняющих веществ. ЕВРО 1-5. Критериальная характеристика экологической безопасности и технического совершенства автотранспортных средств. Требования, предъявляемые к приборам контроля отработанных газов автомобилей

 
Экологическое состояние автомобильных дорог.

Классификация улиц и городских дорог в соответствии СНиП. Расчетные параметры улиц и дорог городов. Транспортные условия. Пропускная способность проезжей части улицы. Коэффициент загрузки движения. Типы дорожного покрытия. Дорожные загрязнения.

 
Загрязнение придорожной территории в зимний период

Влияние сезонных погодно-климатических факторов на состояние придорожных территорий. Эталонные погодные условия. Химические и фрикционные методы борьбы с зимней скользкостью.

 
Отходы автотранспорта и автотранспортных предприятий

Образование, обезвреживание, утилизация и хранение отходов дорожно-транспортного комплекса.

 
Мероприятия по снижению воздействия автотранспорта и дорожной сети на окружающую среду

Улучшение экологических характеристик автотранспортных средств. Нейтрализация отработавших газов. Противосаживые фильтры. Альтернативные виды топлива. Экологически приемлемые параметры улиц. Санитарно-защитные зоны. Оптимизация схем организации движения.

 
№ п/п
№ раздела
Темы практических (семинарских) занятий
Трудоемкость, акад.ч.
Формы текущего контроля успеваемости
5.4. Тематический план практических (семинарских) занятий.
 
1
1
Расчет выброса вредных веществ автомобильным транспортом.
0,5
 
2
2
Шум и вибрация. Контроль

и  методика измерений

0,5
 
3
3
Определение расхода топлива автомобилем при различных режимах движения и загрязнение

окружающей среды.

0,5
 
4
3
Нормы и методы измерений дымности отработанных газов автомобилей без дизеля
0,5
 
5
3
Нормы и методы измерений состава отработанных газов автомобилей с дизелями
0,5
 
6
3
Принципы и порядок работы приборов по определению токсичности отработанных газов

двигателей внутреннего сгорания

0,5
 
7
4
Построение линейного графика пропускной способности

городской дороги

0,5
 
8
7
Мероприятия по снижению воздействия автотранспорта и дорожной сети на окружающую

среду.

0,5
 
6. МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля) и организуется в соответствии с порядком, определяемым локальными нормативными актами МАДИ. Порядок проведения и система оценок результатов текущего контроля успеваемости установлена локальным нормативным актом МАДИ.

В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:

№ п/п
Наименование
Сокращение
 
1
Устный опрос
УО
 
2
Проверка практического задания
Проверка ПЗ
 
7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:

 
Код компетенции
В результате освоения образовательной программы обучающийся должен обладать
 
 
 
УК-8 
Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
 
 
ПК-2 
Способен к разработке транспортных схем, методов доставки и оптимизации транспортных потоков
 
В процессе освоения образовательной программы данные компетенции, в том числе их отдельные компоненты, формируются поэтапно в ходе освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса в следующем порядке:
 
 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Экологические проблемы на транспорте
x
Экзамен
Дорожно-транспортная экология
x
Экзамен
Безопасность жизнедеятельности
x
Экзамен
Экология
x
Зачет
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
Основы профилактики и противодействия терроризму и экстремизму
x
Зачет
ПК-2 Способен к разработке транспортных схем, методов доставки и оптимизации транспортных потоков
Дисциплины (модули), практики
Семестры
Форма промежуточной аттестации
1
2
3
4
5
Организация транспортных услуг и безопасность транспортного процесса
x
Экзамен
Грузовые перевозки
x
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет
Городской транспортный комплекс
x
Зачет
Транспортная психология
x
Экзамен
Психологические качества водителя
x
Экзамен
Экологические проблемы на транспорте
x
Экзамен
Дорожно-транспортная экология
x
Экзамен
Проектирование структуры парка грузового и пассажирского транспорта
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Проектирование пассажирских маршрутных сетей
x
Экзамен,Курсовая работа,Зачет с оценкой
Технологическая (производственно-технологическая) практика
x
Зачет с оценкой
Преддипломная практика
x
Зачет с оценкой
Выполнение, подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
x
 
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, формируемых по итогам освоения данной дисциплины (модуля), описание шкал оценивания.

Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).

 
УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
УК-8.1 Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Идентифицирует угрозы (опасности) природного и техногенного происхождения для жизнедеятельности человека

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.2 Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает методы защиты человека от угроз (опасностей) природного и техногенного характера

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
УК-8.3 Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Выбирает способы поведения, с учетом требований законодательства в сфере противодействия терроризму, при возникновении угрозы террористического акта

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2 Способен к разработке транспортных схем, методов доставки и оптимизации транспортных потоков
Индуктор достижения компетенции
Критерии оценивания
2
3
4
5
 
ПК-2.1 Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Анализирует эффективность логистических транспортных потоков и разрабатывает предложения по их совершенствованию

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.2 Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Разрабатывает схемы доставки грузов с учетом оптимизации транспортных затрат

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
ПК-2.3 Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов
Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или недостаточное соответствие следующих знаний:

  Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов

Обучающийся демонстрирует неполное соответствие следующих знаний:  

  Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов

Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.

Обучающийся демонстрирует частичное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов

но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.

Обучающийся демонстрирует полное соответствие следующих знаний:  ,

  Определяет и рассчитывает необходимые ресурсы для выполнения логистических процессов

свободно оперирует приобретенными знаниями. 

 
Шкала оценивания результатов промежуточной аттестации и их описание:
 
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
Шкала оценивания
Балл
Описание
Отлично
5
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками, свободно применяет их в ситуациях повышенной сложности.
Хорошо
4
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует частичное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей: знания, умения и навыки освоены, но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях, переносе знаний и умений на новые, нестандартные ситуации.
Удовлетворительно
3
Выполнены все виды учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует неполное соответствие знаний, умений, навыков приведенным в таблицах показателей, допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, умений, навыков по ряду показателей, Обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями и умениями при их переносе на новые ситуации.
Неудовлетворительно
2
Не выполнен один или более видов учебной работы, предусмотренные учебным планом. Обучающийся демонстрирует полное отсутствие или явную недостаточность знаний, умений, навыков в соответствие с приведенными показателями.
 
7.3. Типовые контрольные задания промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

1. Основные понятия дорожно-транспортной экологии.

2. Химические и физические методы определения составов отработавших газов.

3. Модели газоанализаторов отработавших газов.

4. Методы определения дымности отработавших газов.

5. Модели дымомеров.

6. Модели сажемеров и их отличие от дымомеров.

7. Методы определения твердых частиц и полимерных ароматических углеводородов в отработавших газах.

8. Методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

9. Методы измерения дымности в отработавших газах автомобилей с дизельными двигателями.

10. Определение состава отработавших газов бензиновых двигателей по ездовым циклам.

11. Оценочные показатели сточных вод.

12. Методы очистки сточных вод на автотранспортном предприятии (отстаивание, фильтрование, флотация, экстракция, нейтрализация, сорбция).

13. Методы очистки сточных вод на автотранспортном предприятии (ионообменная, электрохимическая очистка, гиперфильтрация, эвапорация, биологическая очистка).

14. Глобальные экологические принципы совершенствования процессов по защите и восстановлению окружающей среды.

15. Разработка автомобилей в соответствии с современными экологическими требованиями.

16. Утилизация и рисайклинг автомобилей.

17. Совершенствование топливных систем автомобилей.

18. Повышение и обеспечение в эксплуатации требований к экологической безопасности автомобилей.

19. Оценка экологического ущерба от выбросов автомобильного транспорта.

20. Экология бензинов и бензины с улучшенными экологическими показателями.

 
21. Экология дизельных топлив и дизельные топлива с улучшенными экологическими показателями.

22. Определение уровня шума единичного автомобиля и уровня постоянного шума транспортного потока.

23. Современные шумопоглощающие автомобильные материалы.

24. Общие и локальные транспортные вибрации.

25. Классификация городских улиц и дорог.

26. Типы дорожного покрытия дорог городов.

27. Загрязнение придорожных территорий.

28. Методы борьбы со скользкостью на городских дорогах и улицах.

29. Методы борьбы с шумовым загрязнением в городах от автотранспорта.

30. Нормативы выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).

Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).

Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.

Вопросы к устному вопросу:

1. Основные понятия дорожно-транспортной экологии.

2. Химические и физические методы определения составов отработавших газов.

3. Модели газоанализаторов отработавших газов.

4. Методы определения дымности отработавших газов.

5. Модели дымомеров.

6. Модели сажемеров и их отличие от дымомеров.

7. Методы определения твердых частиц и полимерных ароматических углеводородов в отработавших газах.

8. Методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

9. Методы измерения дымности в отработавших газах автомобилей с дизельными двигателями.

10. Определение состава отработавших газов бензиновых двигателей по ездовым циклам.

11. Оценочные показатели сточных вод.

12. Методы очистки сточных вод на автотранспортном предприятии (отстаивание, фильтрование, флотация, экстракция, нейтрализация, сорбция).

13. Методы очистки сточных вод на автотранспортном предприятии (ионообменная, электрохимическая очистка, гиперфильтрация, эвапорация, биологическая очистка).

14. Глобальные экологические принципы совершенствования процессов по защите и восстановлению окружающей среды.

15. Разработка автомобилей в соответствии с современными экологическими требованиями.

16. Утилизация и рисайклинг автомобилей.

17. Совершенствование топливных систем автомобилей.

18. Повышение и обеспечение в эксплуатации требований к экологической безопасности автомобилей.

19. Оценка экологического ущерба от выбросов автомобильного транспорта.

20. Экология бензинов и бензины с улучшенными экологическими показателями.

21. Экология дизельных топлив и дизельные топлива с улучшенными экологическими показателями.

22. Определение уровня шума единичного автомобиля и уровня постоянного шума транспортного потока.

 
23. Современные шумопоглощающие автомобильные материалы.

24. Общие и локальные транспортные вибрации.

25. Классификация городских улиц и дорог.

26. Типы дорожного покрытия дорог городов.

27. Загрязнение придорожных территорий.

28. Методы борьбы со скользкостью на городских дорогах и улицах.

29. Методы борьбы с шумовым загрязнением в городах от автотранспорта.

30. Нормативы выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта.

 
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1. Перечень основной и дополнительной литературы, в том числе:
 
а) основная литература: 1. Павлова, Е. И. Экология транспорта: учебник и практикум для бакалавров/ Е. И. Павлова, В. К. Новиков. – 5 - изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. -479с. 2. Брюхань, Ф.Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. – М.: ФОРУМ, 2012. – 208с.   б) дополнительная литература: 1. Акимова, Т.А. Экология. Природа – Человек – Техника: Учебник / Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин, под общ.ред. А.П. Кузьмина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 510с. (Высшее образование). 2. Графкина, М.В. Охрана труда и основы экологической безопасности: Автомобильный транспорт: Учеб.пособие / М.В. Графкина. - М.: Изд-во "Академия", 2009. - 192с. 3. Кальнер, В.Д. Экологическая парадигма глазами инженера. - М.: Изд-во "Кальвис", 2009. - 400с.   4. Колесников, С.И. Экология: Учебное пособие / С.И. Колесников. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко"; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. - 384 с.   5. Коробкин, В.И. Экология: учебник / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 602с. – (Высшее образование).   6. Охрана труда и промышленная экология : учебник для студ. сред.проф. образ. / В.Т. Медведев, С.Г. Новиков, А.В. Каралюнец, Т.Н. Маслова. - 2-е изд. - М: Издательский центр "Академия", 2008. - 416 с.   7. Плотникова, В. Н. Промышленная экология. Ч. 1. Загрязнение окружающей среды: конспект лекций для студентов / В. Н. Плотникова. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО "ВГАВТ", 2007. - 120 с.   8. Резчиков, Е. А. Экология: Учебн. пособие. - 6-е изд., стереот. - М.: МГИУ, 2007. - 120 с.   9. Соколенко, О. А. Нормативы по защите окружающей среды. Учебно-методическое пособие. - Майкоп, изд-во "Глобус", 2007. - 48 с.   10. Коробко, В.И. Твердые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство: монография / В.И. Коробко, В.А. Бычкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 131 с.   11. Полихлорбифенилы: Проблемы экологии, анализа и химической утилизации/ Отв. ред. В.Н. Чарушин. – М.: КРАСАНД; Екатеринбург: Уро РАН, 2011. – 400 с.   12. Ларионов, Н.М. Промышленная экология: учебник для бакалавров / Н.М. Ларионов, А.С. Рябышенков. – М.: Изд-во «Юрайт», 2013. – 495с.   13. Экологический мониторинг: учебное пособие / Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 416с.   14. Семенова, И.В. Промышленная экология: учебное пособие / И.В. Семенова. – М.: Изд-во «Академия», 2009. – 528с.  
 
в) ресурсы сети «Интернет», программное обеспечение и информационно-справочные системы:
 
1. ЭБС Лань
 
2. ЭБС Book.ru
 
3. Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
 
4. ЭБС Znanium.com
 
8.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельного работы обучающихся по дисциплине (модулю)

В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:

• конспект лекций по дисциплине (модулю);

• методические материалы практических (семинарских) занятий.

Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.

 
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий
Перечень оборудования и технических средств обучения
№ п/п
 
1
208
Учебная мебель: стол – 21 шт., стулья- 21 шт.,  стул офисный – 12 шт., компьютерное кресло -6 шт., стол однотумбовый – 1 шт., стол компьютерный -5 шт., кафедра настольная -2 шт., шкаф -1 шт.,  доска аудиторная трехстворчатая; стойка наклонная - 4 шт., стенд – 6 шт. настенная карта -1 шт.

(38 посадочных мест).

Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma

 
2
427
Учебная мебель:  стол угловой (венге) -1 шт., стол 3-х местный (венге) -10 шт., стенка (венге) -1 шт., Стеллаж пристенный -3 шт., кафедра настольн. -1 шт., стул трик.оф.серый -31 шт., стул полумягк.(дерев.) -1 шт., стул изо (серый) -1 шт., доска 3-х створч. -1 шт., стол учен.б/тумбы (виш.) -2 шт., стул трик.оф.черн. -1 шт., (32 посадочных места).

Оборудование: ноутбук – 1 шт., проектор, экран на треноге progekta -1 шт.

 
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной

 
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции.

Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Практические (семинарские) занятия

Подготовку к каждому практическому занятию каждый обучающийся должен начать с ознакомления с планом занятия, который отражает содержание предложенной темы. Практическое задание необходимо выполнить с учетом предложенной преподавателем инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.

Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.

Структура практического занятия

В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:

1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.

2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).

3. Подведение итогов занятия.

Обсуждение теоретических вопросов  проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.

Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).

Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.

Работа с литературными источниками

В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и

 
популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.

Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.

Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.

Промежуточная аттестация

Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  –  повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.

Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.

Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.

 
Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Рабочая программа дисциплины (модуля) рассмотрена на заседании кафедры Строительство дорог и инженерная экология. 
№ п/п
ФИО
Подпись
 
профессор СДиИЭ, доктор биологических наук Григорьев С.Г.
1
 
Рабочая программа дисциплины(модуля) рассмотрена на заседании учёного совета факультета Факультет заочного обучения .