ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
Форма промежуточной аттестации: Экзамен.
Формы текущего контроля успеваемости: Устный опрос;Тестирование;Решение задач .
Разделы дисциплины (модуля), виды занятий и формируемые компетенции по разделам дисциплины (модуля):
Задачами освоения дисциплины являются:
- приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и (или) опыта профессиональной деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса;
- оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения как этапа формирования соответствующих компетенций.
Общий объём (трудоемкость) дисциплины (модуля) составляет 6 зачетных единиц (З.Е.).
Виды альтернативного топлива
Конструкция автомобилей с ГБО
Техническое состояние автомобиля и его изменение в процессе эксплуатации
Основы управления работоспособностью автомобилей. Стратегия и тактика обеспечения работоспособности
Техническое обслуживание автомобилей использующих альтернативные виды топлива
В качестве форм текущего контроля успеваемости по дисциплине (модулю) используются:
В результате освоения данной дисциплины (модуля) формируются следующие компетенции:
Показателем оценивания компетенций на различных этапах их формирования является достижение обучающимися планируемых результатов освоения данной дисциплины (модуля).
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Разрабатывает нормативную документацию, методологию и способы контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Анализирует информацию об изменении технического состояния отдельных структурных элементов наземных транспортно-технологических средств, в том числе с учетом фактора дифференциации условий эксплуатации
свободно оперирует приобретенными знаниями.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
Допускаются значительные ошибки, проявляется недостаточность знаний, по ряду показателей, обучающийся испытывает значительные затруднения при оперировании знаниями при их переносе на новые ситуации.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
но допускаются незначительные ошибки, неточности, затруднения при аналитических операциях.
Осуществляет выбор оптимальных параметров контроля технического состояния наземных транспортно-технологических средств, а также способен структурировать порядок выполнения отдельных операций по их обслуживанию с применением специализированного технологического оборудования
свободно оперирует приобретенными знаниями.
1. Опыт использования ГМТ в России и за рубежом.
2. Законы, постановления Правительства РФ, технические регламенты и руководящие до-кументы в области расширения использования ГМТ на автомобильном транспорте.
3. Газы, применяемые в качестве моторного топлива для ГБА.
4. Химический состав, физико-химические и моторные свойства ГМТ.
5. Основные понятия о горении и взрыве газа. Процесс сгорания ГМТ в ДВС.
6. Норма расхода ГМТ при эксплуатации автомобилей; запас хода ГБА. Меры по экономии ГМТ.
7. Нормативно-техническая документация, регламентирующая химический состав, физико-химические и моторные свойства ГМТ.
8. Экологические преимущества ГМТ перед нефтяными видами топлива.
9. Технико-экономическое и экологическое обоснование эксплуатации ГБА.
10. Преимущества и недостатки ГБА по сравнению с их бензиновыми и дизельными ана-логами.
11. Краткая техническая характеристика ГБА.
12. Экономическая эффективность перевода автомобилей для работы на ГМТ.
13. Типы и принципиальное устройство систем питания ДВС газом.
14. Конструкция автомобильных газовых баллонов. Классификация автомобильных газо-вых баллонов по поколениям.
15. Назначение, расположение, устройство узлов автомобильной газовой аппаратуры.
16. Анализ газовых топливных систем различных производителей. Перспективы совер-шенствования конструкции ГБО.
17. Функциональные схемы, рабочие процессы и устройство редукторов высокого и низ-кого давления, электромагнитных клапанов газа и бензина, блоков запорно-предохранительной арматуры.
18. Работа топливной аппаратуры ГБА.
19. Признаки и причины нарушений в работе топливной аппаратуры ГБА.
20. Нарушение герметичности газовой аппаратуры ГБА. Способы и средства обнаружения и
21. Диагностика отказов и неисправностей топливной аппаратуры ГБА. Способы устране-ния. Применяемое оборудование, оснастка, инструмент.
22. Проверка герметичности газопроводов, запорно-предохранительной арматуры балло-нов и газовых редукторов.
23. Способы устранения негерметичности газовой аппаратуры.
24. Проверка и замена газовых фильтров.
25. Диагностика отказов и неисправностей элементов ГБО непосредственно на автомоби-ле.
26. Организация перевода автомобилей в ГБА и испытаний газовых топливных систем.
27. Организация предприятия (пункта) по переводу автомобилей на ГМТ и испытаний га-зовых топливных систем.
28. Технические требования к автомобилям при приёмке на установку ГБО, выпуске после установки и устанавливаемому ГБО.
29. Правила приёмки на установку ГБО и выдачи ГБА после установки ГБО и испытаний газовых топливных систем. Приёмо-сдаточная документация.
30. Технологическая последовательность и содержание операций по установке ГБО на ав-томобиль.
31. Методика испытаний газовых топливных систем ГБА.
32. Правила техники безопасности при переводе автомобилей для работы на ГМТ.
33. Оборудование, оснастка и инструмент, применяемые при переводе автомобилей для работы на ГМТ и проведении испытаний газовых топливных систем ГБА.
34. Требования к квалификации персонала, выполняющего работы по установке ГБО и ис-пытаниям газовых топливных систем ГБА.
35. Испытания газовых топливных систем ГБА на герметичность.
36. Настройка двигателя для работы на ГМТ.
37. Порядок приёма ГБА в автотранспортных предприятиях. Порядок ввода ГБА в эксплу-атацию.
38. Порядок ведения учёта и регистрации автомобильных газовых баллонов.
39. Особенности пуска и прогрева двигателя ГБА.
40. Перевод работы двигателя с газа на бензин и с бензина на газ.
41. Организация хранения ГБА. Особенности эксплуатации ГБА в зимнее время.
42. Организация контроля над техническим состоянием газовой аппаратуры ГБА.
43. Порядок заправки ГБА топливом.
44. Требования техники безопасности для водителей ГБА.
45. Правила безопасности при заправке ГБА ГМТ.
46. Пуск и прогрев двигателя ГБА.
47. Перевод работы двигателя с газа на бензин и с бензина на газ.
8. Заправка автомобильных газовых баллонов с соблюдением необходимых мер и правил по техники безопасности.
49. Виды и периодичность ТО газовой аппаратуры, трудоёмкость ТО и ТР газовой аппара-туры, нормы затрат на ТО и ТР.
50. Перечень операций, выполняемых при ЕО, ТО-1, ТО-2, СО.
51. Схема организации ТО и ТР ГБА в автотранспортных предприятиях.
52. Особенности организации ТО и ТР ГБА некоммерческих индивидуальных владельцев.
53. Требования, предъявляемые к производственным помещениям зоны ТО и ТР: санитар-ные; противопожарные; к вентиляции и отоплению помещений.
54. Оборудование участка (поста) по ТО и ТР газовой аппаратуры ГБА.
55. Требования безопасности для технического персонала при ТО и ТР газовой аппаратуры ГБА.
56. Ремонт, проверка и регулировка элементов ГБО, снятых с автомобиля.
57. Технические требования к баллонам при их освидетельствовании; правила приёмки и выдачи баллонов.
58. Функциональная схема и последовательность операций при освидетельствовании бал-лонов.
59. Нормы расхода материалов на освидетельствование баллонов.
60. Производственная структура и оборудование пункта освидетельствования автомобиль-
61. Нормативная документация по вопросам охраны труда и техники безопасности на ав-томобильном транспорте.
62. Органы контроля и надзора над соблюдением правил техники безопасности и законо-дательства о труде.
63. Порядок расследования аварий и несчастных случаев на объектах и сообщения о них.
64. Порядок проверки знаний и аттестации персонала, связанного с эксплуатацией газо-баллонных автомобилей.
65. Порядок проведения инструктажей и контроля знаний по технике безопасности.
66. Обязанности руководителя предприятия по организации безопасной эксплуатации производственных объектов.
67. Применение правил по сосудам, работающим под высоким давлением.
68. Классификация газоопасных работ; порядок допуска к проведению газоопасных работ.
69. Отравляющее и удушающее действие газов. Опасные концентрации газа в помещении. Меры при оказании первой медицинской помощи пострадавшим.
70. Газоанализаторы и газосигнализаторы: принцип действия, устройство, правила пользо-вания. Определение концентрации газа на рабочем месте.
71. Устройство средств индивидуальной защиты, их применение, работа с ними, проверка исправности и хранения.
72. Норма выдачи спецодежды.
73. Требования техники безопасности при пуске двигателя ГБА.
74. Особенности предпускового прогрева двигателя ГБА.
75. Требования техники безопасности при переходе с бензина на газ и наоборот.
76. Правила техники безопасности при работе ГБА на линии.
77. Требования техники безопасности при проведении ТО и ТР газовой аппаратуры ГБА.
78. Техника безопасности при хранении ГБА.
79. Правила техники безопасности при заправке ГБА.
80. Порядок тушения пожаров на производственных объектах.
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю).
Контроль качества освоения дисциплины (модуля) включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплины (модуля), промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине (модулю) (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
Процедуры оценивания результатов обучения по дисциплине (модулю), в том числе процедуры текущего контроля успеваемости и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся установлены локальным нормативным актом МАДИ.
Задание 1
Разработать технологическую карту на техническое обслуживание и ремонт электроавтомобилей.
Тестирование
Сырьём для производства альтернативных топлив является
Варианты ответов
1.Природный газ
2.Мазут
3.Нефть
Вопрос 2
Все известные виды альтернативного топлива могут быть разделены на группы
Варианты ответов
1.Естественное твердое топливо.
2.Естественное жидкое топливо.
3.Газообразное топливо.
Вопрос 3
Варианты ответов
1.Подготовка
2.Газификация или гидрогенизация
3.Перегонка
4.Переработка получаемых продуктов в топливо.
Вопрос 4
Этанол получают в результате ферментации получение топлива из
Варианты ответов
1.Угля
2.Нефти
3.Биомассы
Вопрос 5
Преимущество синтетических спиртов:
Варианты ответов
1.Высокое октановое число,
2.Высокая склонность к нагарообразованию,
3.Отсутствие вредных примесей
Вопрос 6
Какой классификации метанольных бензинов на основе А-76 не
существует
Варианты ответов
1.Арктический (20% метанола)
2.Летний (5% метанола)
3.Зимний (15% метанола)
Вопрос 7
Требования, предъявляемые газообразному топливу:
Варианты ответов
1.Максимальное содержание смолистых веществ и механических
примесей,
2.Максимальная токсичность,
3.Невысокая цена производства и транспортировки.
Вопрос 8
Сжиженные газы – это
Варианты ответов
1.Газы с высокой критической температурой, при повышении давления они переходят в жидкость.
2.Газы, имеющие низкую критическую температуру, остаются в газообразном состоянии не только при нормальных условиях, но при
высоком давлении
3.Газы, не имеющие критической температуры, при нормальных условиях переходят в жидкость
Вопрос 9
Преимущества сжатых газов
Варианты ответов
1.Высокое октановое число (пропан ОЧ = 100, бутан ОЧ = 94)
2.Срок службы двигателя увеличивается на 50…70 %, свечей – на
30…40%, расход масла снижается в 2…3 раза.
3.Токсичные выбросы отсутствуют
Вопрос 10
Недостатки сжатых газов
Варианты ответов
1.Мощность двигателя снижается на 10..18%,
2.Уменьшается срок службы двигателя
3.Увеличивается количество вредных выбросов
Вопрос 11
Варианты ответов
1.Баллонах по 250 л под давлением 1,6 МПа при t = 45…50 ºС
2.Толстостенных баллонах вместимостью (по воде) 50 л при давлении
19,6 МПа.
3.Не хранят в баллонах
Вопрос 12
Недостатки сжатых газов
Варианты ответов
1.Затрудненный пуск ДВС в зимних условиях и образование ледяных пробок в топливной системе
2.Уменьшается срок службы двигателя
3.Увеличивается количество вредных выбросов
Вопрос 13
Преимущества сжатых газов
Варианты ответов
1.Высокое октановое число (пропан ОЧ = 100, бутан ОЧ = 94)
2.снижается токсичность отработавших газов в 2-5 раз
3.Токсичные выбросы отсутствуют
Вопрос 14
Преимущества сжатого природного газа по сравнению с попутными
нефтяными газами
Варианты ответов
1.Высокое октановое число (пропан ОЧ = 100, бутан ОЧ = 94)
2.лучшие экологические показатели
3.Токсичные выбросы отсутствуют
Вопрос 15
Недостатки использования природного газа по сравнению с
бензинами
Варианты ответов
1.Высокое октановое число (пропан ОЧ = 100, бутан ОЧ = 94)
2.степень сжатия двигателей, в которых он используется, неоптимальна из-за необходимости сохранять возможность быстрого перехода на
бензин.
3.Токсичные выбросы отсутствуют
Вопрос 16
Какие газы относятся к сжиженным
1.Пропан-бутан
2. Кислород
3. Аргон
Вопрос 17
Преимущества использования водорода в виде топлива в ДВС
1.увеличение мощности двигателя
2.отсутсвие вредных выбросов в атмосферу
3.уменьшение затрат на топливо
Вопрос 18
Преимущества использования водорода в виде топлива в ДВС
1.увеличение мощности двигателя
2.минимальный расход топлива на 100 км
3.уменьшение затрат на топливо
Вопрос 19
Преимущества использования сжиженного газа в виде топлива в ДВС
1.увеличение мощности двигателя
2.минимальный расход топлива на 100 км
3.годовые затраты на производство и эксплуатацию газобаллонных
автомобилей меньше, чем автомобилей, работающих на жидком топливе,
Вопрос 20
В каком году АвтоВАЗ изготовил водородомобиль
1.1999 году
2.1989 году
3.2001 году
Вопрос 21
Как устроена система водородного питания автомобиля
1. Представляет из себя баллон для водорода, систему подачи топлива в
камеру сгорания
2. Представляет из себя электролизер, бачок для подачи воды и
управляющую электронику
3. Представляет из себя аккумуляторную батарею, бачок для подачи воды
и управляющую электронику
Вопрос 22
Какие результаты дает система водородного питания автомобиля
1. Снижает расход топлива на 50%
2. Увеличивает мощность автомобиля до 30%
3. Очищает двигатель от угара
4. Все перечисленные варианты
Вопрос 23
Какие результаты дает система водородного питания автомобиля
1.Снижает температуру в двигателе
2.Увеличивае эксплуатационный срок масла
3.Продлевает срок службы двигателя в целом
4.Все перечисленные варианты
Вопрос 24
Когда впервые в СССР внедрена система водородного питания
автомобиля
1.В 1927 году
2.В 1941 году
3.В 1954 году
Вопрос 25
Водородные топливные элементы – для чего нужны на автомобиле
1.производить водород, который используется в виде топлива
2.производить бензин, который используется в виде топлива
3. производить электрическую энергию для электродвигателя на борту
транспортного средств
Вопрос 26
При использовании водорода в виде топлива в чистом виде- мощность двигателя
1.увеличивается
2.не изменяется
3. снижается до 65-82%
Вопрос 27.
Что сдерживает широкому внедрению водородного топлива
1. высокая цена водорода по сравнению с привычным жидким и газовым
топливом
2. отсутствие необходимой инфраструктуры
3. Снижение мощности двигателя
Вопрос 28.
Для чего добавляется водород к дизельному топливу в горной технике
1.для сокращения расхода топлива.
2. для увеличения мощности двигателя
3.для уменьшения экологических вредностей выбросов
4. все перечисленные варианты
Вопрос 29.
1.из-за более высокой температуры в камере сгорания высокая
вероятность прогарания клапанов и поршней
2.выхлопные газы содержат больше вредных соединений
3. высокая динамическая нагрузка на ДВС
Вопрос 30
Какие двигатели предпочтительны для работы на водородном топливе
1. Карбюраторные двигатели
2. Роторные двигатели
3. Поршневые двигатели
В перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) входят:
• конспект лекций по дисциплине (модулю);
• методические материалы практических (семинарских) занятий.
Данные методические материалы входят в состав методических материалов образовательной программы.
(38 посадочных мест).
Оборудование: компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ВФ МАДИ: компьютеры – 13 шт., экран настенный Luma
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Ежедневной учебной работе обучающемуся следует уделять не менее 9 часов своего времени, т.е. при шести часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить не менее 3 часов.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции.
Слушание и запись лекций – сложный вид аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах лекционного курса по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Практические (семинарские) занятия
Результат такой работы должен проявиться в способности обучающегося свободно ответить на теоретические вопросы практического занятия и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий.
Структура практического занятия
В зависимости от содержания и количества отведенного времени на изучение каждой темы практическое занятие состоит из трёх частей:
1. Обсуждение теоретических вопросов, определенных программой дисциплины.
2. Выполнение практического задания с последующим разбором полученных результатов или обсуждение практического задания, выполненного дома, если это предусмотрено рабочей программой дисциплины (модуля).
3. Подведение итогов занятия.
Обсуждение теоретических вопросов проводится в виде фронтальной беседы со всей группой и включает в себя выборочную проверку преподавателем теоретических знаний обучающихся.
Преподавателем определяется его содержание практического задания и дается время на его выполнение, а затем идет обсуждение результатов. Если практическое задание должно было быть выполнено дома, то на занятии преподаватель проверяет его выполнение (устно или письменно).
Подведением итогов заканчивается практическое занятие. Обучающимся должны быть объявлены оценки за работу и даны их четкие обоснования.
Работа с литературными источниками
В процессе подготовки к практическим занятиям, обучающимся необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний и позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, а также способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формируя у обучающихся свое отношение к конкретной проблеме.
Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем по каждой теме практического занятия, что позволяет обучающимся проявить свою индивидуальность, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме.
Более подробная информация по данному вопросу содержится в методических материалах практических занятий по дисциплине (модулю), входящих в состав образовательной программы.
Промежуточная аттестация
Каждый учебный семестр заканчивается сдачей зачетов (по окончании семестра) и экзаменов (в период экзаменационной сессии). Подготовка к сдаче зачетов и экзаменов является также самостоятельной работой обучающегося. Основное в подготовке к промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) – повторение всего учебного материала дисциплины, по которому необходимо сдавать зачет или экзамен.
Только тот обучающийся успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если обучающийся плохо работал в семестре, пропускал лекции (если лекции предусмотрены учебным планом), слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь учебный материал. Все это зачастую невозможно сделать из-за нехватки времени.
Для такого обучающегося подготовка к зачету или экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а конечный результат – академическая задолженность, и, как следствие, возможное отчисление.